В результате изучения главы 9 студент должен:
знать
• исторически противоречивый путь становления гражданского общества, противостояние на этом пути либеральных и тоталитарных идей;
уметь
• сформировать в сопоставлении с ними современную концепцию демократических ценностей гражданского общества;
владеть
• этими ценностями в процессе образования и воспитания гражданских достоинств своих будущих учеников.
Одной из важнейших задач, которую предстоит решить сегодня людям, является созидание гражданского общества, правового государства. В решении этой задачи велика роль образования. Во-первых, образование — основа демократического общества. Право на образование относится к ключевым правам человека, без реализации которых нельзя говорить ни о гражданском обществе, ни о правовом государстве, ни о демократии. А во-вторых, роль образования чрезвычайно важна с точки зрения раскрытия людям сущности гражданского общества, правового государства, показа их в качестве демократической альтернативы всякого рода авторитарным, тоталитарным режимам.
Что такое гражданское общество, правовое государство? Человек, его мир — это его общество, его государство. Поэтому перед человеком на протяжении всей истории стоял вопрос: как жить в обществе, какое государство строить?