Система методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников
Диссертация
Опыт педагогических вузов свидетельствует, что реальное состояние профессиональной готовности учителя к экологическому образованию школьников при всех положительных сдвигах, происшедших за последние годы, существенно отстает от непрерывно растущих потребностей педагогической практики. К настоящему времени экологическая подготовка студентов педвуза требует дальнейшего совершенствования… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Психолого-педагогические и методические основы подготовки студентов к экологическому образованию школьников
- 1. 2. Состояние исследуемой проблемы в практике педагогических вузов
- 1. 3. Требования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии в области экологического образования школьников
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- 2. 1. Системный подход и его реализация в построении системы эколого-педагогической подготовки студентов
- 2. 2. Содержание эколого-педагогической подготовки студентов биологов
- 2. 3. Система форм эколого-педагогической подготовки студентов
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
- 3. 1. Методика подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников в условиях экспериментального обучения
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Аджан А. Методика подготовки учителя к экологическому образованию школьников на уроках биологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 17 с.
- Алексахина Е.М. Подготовка студентов педагогических вузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
- Алексеев С.В. Блочно-модульный принцип построения образовательной подготовки учителя //Биология и экология в системе современного педагогического образования. СПб.-Ставрополь, 1994. -4.2. — с.234.
- Алексеев С.В. Экологическая подготовка учителей естественнонаучного цикла на этапе последипломного образования в системе повышения квалификации: Автореф. длс.(^до^. пед. наук. -СПб., 1993. 20 с. j/COt ^1^ ,
- Андреева Н.Д. Основные принципы экологического образования студенов в педвузе // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. -С.27−29.
- Андреева Н.Д. Развитие экологического образования в педагогическом вузе // в сб.: Теоретические и методические проблемы подготовки учителя к экологическому образованию школьников в системе непрерывного образования. СПб., 1997. — С.3−5.
- Андреева Н.Д. Тенденции развития экологического образования //Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. — С.3−6.
- Андреева Н.Д. Требования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии // Методика обучения биологии и экологии в ХХ1 веке.-СПб., 1999.-с.5−7.
- Анохин П.К. Принципы системной организации функций. Сб. статей. Отв. ред. ак. П. К. Анохин. — М.: Наука, 1973. — 315 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. 197 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 383 с.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — N6. — С.16−24.
- Афонин А.В. Задачи и содержание подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
- Афонин А.В. Экологическое воспитание. Новый взгляд на проблему // Педагогическое образование. Вып.З. — М., 1991. -С.112−115.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.-.Педагогика, 1977.-256 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:Педагогика, 1998. — 192 с.
- Бабанский Ю.К., Патрушева О. И. Оптимизация процесса обучения биологии // Биология в школе. 1980. — N1, — С.23−31.
- Байрак Е.Н. О новых формах экологического воспитания // в сб.: Актуальные вопросы совершенствования подготовки учителя биологии в свете требования перестройки народного образования. Кишинев, 1989. -С.5−6.
- Беляева А.П. Проблемы методологии и теории непрерывного многоуровневого экологического образования // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. — С.7−9.
- Берталанфи Л. Общая теория систем. Критический обзор II в кн.: Исследования по общей теории систем. М.:Прогресс, 1969. — 520 с.
- Беспалько Б.П. Лекции по педагогике для слушателей ФПК и аспирантов. М.:Мин-во здравоохранения РСФСР, 1974. — 82 С.
- Беспалько Б.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Беспалько Б.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.:Высшая школа. -1989. -143 с.
- Блауберг И.В. Целостность и системность // в кн.: Системные исследования. Ежегодник, 1 977. — С.84−115.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970. -С.34−52.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Системный подход // БСЭ. 3-е изд,-М., 1973
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.
- Бондаренко В.В. Формирование эколого-экономического мышления в системе подготовке учителя //в сб.: Проблемы учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. Н. Новгород, 1991 .-С.99−109.
- Бордовский Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // в сб.: Подготовка специалиста в области образования. Структура и содержание.-СПб., 1994.-С.З-8.
- Бордовский Г. А. Технологическое обеспечение процесса подготовки специалистов образования //в сб.: Подготовка специалиста в области образования. Технологии образования. СПб.: Образование, 1997.-1997.-С. 3−4.
- Боровская Н.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к экологической деятельности по охране животных: Автореф.дис.канд.пед.наук.-СПб., 1996.-19 с.
- Брылев В.А. Система экологического образования и воспитания по кафедре физической географии ВГПИ //в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в педвузе.-Волгоград.Перемена, 1992.-С.16−25.
- Бусыгин А.Т., Бусыгина А. Л. Подготовка преподавателя для системы высшего экологического образования //в сб.: Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы. Самара, 1 992.-С.95−100.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии.-М.:Педагогика, 1974.-224 с.
- ЗЭ.Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии.-М.:Просвещение, 1983.-384 с.
- Визи Ю. Связь между предметами в области экологии //в сб.:Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М., 1984.
- Вопросы воспитания: Системный подход / под ред. Л. И. Новиковой.- М., 1981.
- Габев Я.И. Основы эколого-природоохранительного образования.-Кишинев: КГУ.1987.-87 с.
- Габев Я.И. Первоначальные методические условия воспитания экологической культуры //в сб.: Актуальные вопросы совершенствования подготовки учителей в сфере требования перестройки народного образования.-Кишинев, 1989.-С.15−16.
- Габев Я.И. Природоохранительный аспект в системе методической подготовки будущего учителя биологии в педагогическом институте.-Вильнюс, 1 977, — С.152−160.
- Галеева A.M., Курок М. Л. Методические основы экологического образования и воспитания /Биология в школе.-1981 .-N2.-С.6−14.
- Глаза чев С. Н. Концепция экологического образования в подготовке учителя/Юбразование по вопросам окружающей среды.-Иваново, 1984.-С.10−12.
- Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград: Перемена, 1996.-С. 3−6.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт //Экологическое образование в России: проблемы и практика / Захлебный А. Н., Симонова Л.П.-М.:Центр «Экология и образование».-1985.-С. 26−32.
- Глазачев С.Н., Козлов О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии IIв сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.39−46.
- Глазачев С.Н., Редковец Н. А. Об экологическом самообразовании будущих учителей / Советская педагогика.-1985.-N8.- С.97−101.
- Глазачев С.Н., Редковец Н. А. Принципы воспитания мотивации экологического самообразования студентов педагогического института //в кн.: Педагогические принципы и условия экологического образования, — М. из-во АПН СССР, 1983.-С.73−78.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии,— М.:Прогресс, 1976.-495 с.
- Глушинский М.В. Некоторые методические аспекты разработки программы экологического образования студентов //в сб.: Экологическое образование: проблемы взаимодействия и преемственности средней и высшей школы.-СПб., 1995.-С.14.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
- Грабарь М.И., Краснянска К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.:Педагогика, 1977.-136 с.
- Гурский Б.Н., Кудло К. К. Об экологическом воспитании и обучении выпускников педвузов в процессе полевых практик по географическим дисциплинам//в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в пед вузе.-Вол гоград: Перемена, 1992.-С. 64−70.
- Дагбаева Н.Ж. Содержание экологического образования и его основные характеристики //в сб.: Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания.-Улан-Уде, 1995,-С. 125−128.
- Данилов М.А., Малинин В. В. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / Советская педагогика.-1971 .-N1.-С.34−48.
- Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический /Педагогика.-1994.-N5.-С.37−40.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани воспитания /Биология в школе.-1995.-N3.-С.20−23.
- Денисов А.Е. Принципы применения средств обучения в учебном процессе вуза.-Киев УМК ВО.1991.-126 с.
- Дрогайцева Л.Н., Рябыч И. Г. Подготовка учителя географии к экологическому просвещению учащихся //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II.СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 194−195.
- Егоров Н.С. Проблемы охраны окружающей среды при подготовке специалистов с высшим и средним образованием //в кн.: Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.:Наука, 1982.-С.35−40.
- Жуковин И.Б. Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии: Автореф.дис.канд.пед.наук.-СПб., 1996.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды N2061 от 19.11.1991 .-разд.XI «Экологическое воспитание, образование, научные исследования».-С.74.
- Зверев И.Д. Методика биологии как теоретическая и прикладная дисциплина //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II.-СПб.-Ставрополье994.-С.201 -202.
- Зверев И.Д. Методологические основы принципов и условий реализаций экологического образования //Педагогические принципы и условия экологического образования / АПН СССР.-М., 1983.-С.4−10.
- Зверев И.Д. Разработка проблемы экологического образования и воспитания школьников //в кн.:Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.:Наука, 1982.-С. 111−117.
- Ильина Т.А. О применении системного подхода к вопросам организации обучения в зарубежной педагогике /Советская педагогика.-1973.-N3.
- Инвайронментальное образование в школах. Руководство: как разработать эффективную программу. Джуди А. Браус, Девид Вуд.-СПб., 1993.-500 с.
- Кабаян Н.В. Использование экологического материала для активизации мыслительной деятельности в процессе обучения биологии //в сб.: Биология и экология в условиях перестройки педагогического образования.-Ч. I.-Челябинск, 1989.-С. 107−108.
- Калистратова Н.В. Система экологической подготовки учителя географии в ИПК: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1996, — 16 с.
- Каропа Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. Минск, 1994.-211 с. А
- Кейран Л.Ф. Некоторые аспекты экологического образования в педагогическом вузе //в сб.: Проблемы экологического образования в средней и высшей школе.-Ч.II.-Даугавпилс, 1 985.-С.60−62.
- Кендэл М. Ранговые корреляции.-М.:Статистика, 1975.- 216 с.
- Ковтун В.А. Подготовка студентов-биологов к проведению ботанических экскурсий в природу сэкологической направленностью: Автореф.дис. канд. пед. наук.-М., 1987.
- Козлов Ю.П. Проблемы развития экологического образования в России //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996, — С.34−38.
- Комиссарова Т.С., Гдалин Д. О геоэкологической подготовке студентов географического факультета // в сб.: Экологическая подготовка студента географа в педвузе, — Волгоград: Перемена, 1992,-С.10−16.
- Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в С.-Петербурге.-СПб.:Крисмас, 1998.-250 с.
- Концепция общего среднего экологического образования //в кн.: Содержание регионального компонента экологического образования приапробации учебных пособий в образовательной области «Экология».-СПб., 1994.-С.49−61.
- Кормилицын Н.К., Минеева Л. Ю. Педагогическая практика как критерий готовности к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования, — Ч.II.-СПб.- Ставрополь, 1994.-С.223−224.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях /Советская педагогика.-1990.-N9.
- Коростелева С.А. Экологическое образование и воспитание как проблема профессиональной подготовки учителя //в сб.: Взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущего учителя в вузе,-Минск, 1991.-С.72−76.
- Коршунов С.Е. Основные этапы подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II, — СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 206.
- Корытова Л.Ф. Основные принципы отбора содержания экологического образования //в сб.: Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания.-Улан-Уде, 1995,-С. 129.
- Кузнецова В.И., Максимова Ю. П., Щекина Н. Б. Подготовка студентов к природоохранительной работе в школе / Советская пед агогика.-1987.-N4.-С. 83−85.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.-2-е изд.-М., 1980.
- Кузьмин В.П. Системность как ступень научного познания // Система исследования.-М., 1973, — с.21−37.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания / Советская педагогика.-1970, — N10.
- Кучер Т.В. Содержание экологического образования как условие формирования ответственного отношения школьников к природе // в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования, — Ч.II.-СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 16−22.
- Кучина Э.Г. Некоторые аспекты подготовки студентов-биологов в университете к экологическому образованию школьников // в сб.: Проблемы экологического образования в школе и педвузе.-СПб., 1993.-С.68.
- Кучина Э.Г. О подготовке учителя к экологическому образованию школьников II в кн.: Экосистемы горного Крыма, их оптимизация и охрана.-Симферопль:СГУ, 1983.-с. 195−199.
- Кучина Э.Г. Экологическая подготовка биологов и учителей биологии в университете П в сб.: Экология и учебный процесс.-Киев, УМК ВО, 1990.-с.89−92.
- ЮО.Кучменко B.C. Экологическое образование. Перспективы развития / Биология в школе.-1993.-N5.-С.27−29.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, 1980.-584 с.
- Легостаева Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Уфа, 1995.-22 с.
- ЮЗ.Лигай М. А. Экологическая подготовка преподавателя физики в системе непрерывного образования.Автореф.дис.канд.пед.наук.-Акмола, 1995.
- Лоздане Л.А. Проблемы активизации экологического образования //в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-Ч.II.-Даугавпилс, 1988.-С. 18−22.
- Мамедов Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // в сб.: Проблемы учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе.-Н.Новгород, 1991 .-С.16−26.
- Юб.Мамедов Н. М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.16−26.
- Мелехова О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание //Высшее образование в России.-1994.-N4.-С.40−43.
- Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя // Методология и общая методика разработки.-Л., 1987.-63 с.
- Методология системного подхода в педагогике // Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ.-Вып.3 /33/.-М., 1989.-57 С.
- Миронов А.В. Диалектика природы: все меняется с годами /Учительская газета.-1994.-N5.- С. 15.
- З.Миронов А. В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989.
- Миронов А.В. Содержание экологического образования учителя начальных классов в педвузе: принципы построения, система, модели реализации: Автореф.дис.докт.пед.наук.-М., 1994.-43 с.
- Моисеев А.Е., Грекова В. Х. Экологическое воспитание будущего учителя-биолога // в сб.: Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа, — Ростов-на-Дону, 1989.-С.17−19.
- Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов.-М., 1989.
- Нечаев В.А., Тананеев Л. И., Кукасьян В. М. Оценка уровня экологической подготовки студентов в вузе // в сб.: Экологическоеобразование и воспитание в вузах Северного Кавказа.-Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета.-1989, — С.24−29.
- Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей /профессионально-деятельностный аспект //сер. Педагогика и народное образование в СССР.-Вып.7 /103/.-М., 1986.-16 с.
- Пегов В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования/ Педагогика.-1996.-N5.-С.26−30.
- Педагогические принципы и условия экологического образования.-С.Н.Т.- М., 1983.
- Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление.-Волгоград .Перемена, 1993.-Ч. II.
- Пекер Е.С. Экологическое образование учащихся в школе //Проблемы экологического образования в педвузе и школе.-М., 1999,-С.65−74.
- Перспективы биологического образования в школах России / Биология в школе.-1992.-N3−4.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование:цель, задачи и содержание/Педагогика.-1995.-N4. С. 59−63.
- Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования.-СПб.:Образование, 1996.-175 с.
- Подготовка специалиста в облёсти образования. Оценка и анализ качества.-СПб.:Образование, 1996.-208 с.
- Пономарева И.Н. Новые задачи в подготовке учителя биологии по экологическому образованию школьников // Содержание и формы образования в педвузе.-Пермь, 1990.-С.36−38.
- Пономарева И.Н. Об интенсификации подготовки студентов педвуза к экологическому образованию школьников // в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-4.I.-Даугавпилс, 1989.-С. 4−12.
- Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания П в сб.: Проблемы экологического образования в школе и педвузе.-СПб.: Образование, 1993.-С. 4−6.
- Пономарева И.Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровневого педобразования // в сб.: Подготовка специалиста в области образования: Структура и содержание.-СПб.: Образование, 1994.-С.73−88.
- Пономарева И.Н. Экологическое образование студентов в системе многоуровневой подготовки учителя // в сб.: Непрерывное педагогическое образование, — Вып.1.-СПб.:Образование, 1993.-С.80−84.
- Реут Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Волгоград, 1996, — 23 с.
- Родзевич Н.Н. Пути совершенствования методов и форм географо-экологического образования II в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в педвузе.-Волгоград:Перемена, 1992.-С.3−10.
- Рыков Н.А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы.-С. 17−61.
- Салите И.А. Определение некоторых показателей осознания студентами экологических проблем II в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-Ч.III.-Даугавпилс, 1988.-С.5−19.
- Сенкевич В.М. О принципах и условиях экологического образования/ Биология в школе.-С.75−77.
- Сериков С.Г. Содержание экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода: Автореф. дис. канд. пед.наук.-Екатеринбург, 1996.-18 с.
- Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников.-С.Н.Т.-М., 1985.
- Система экологического образования студентов Челябинского пединститута //в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-4.I.-Даугавпилс, 1988.-С. 12−14.
- Системный подход к анализу опыта учителя /Методические указания.-Магнитогорск, 1987.- 38 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя /Дидактика/ //Вопросы теории и практики.-М.:Педагогика, 1984,-103 с.
- Смирнова Т.Н. Основные направления эколого-методической подготовки студентов естественно-географического факультета //в сб.: Проблемы общей биологии и прикладной экологии.-Вып.2/3.-Изд-во Саратовского университета, 1997.-С.80−82.
- Смирнова Т.Н. Роль методики преподавания биологии в подготовке студентов к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе народного образования.-Смоленск, 1998,-С.11−14.
- Смирнова Т.Н. Содержание и формы экологического образования студентов в процессе методики обучения биологии //в сб.: Проблемы Северо-Запада: экология и образование.-СПб, 1999.-С.47.
- Смирнова Т.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе по биологии // в сб.: Проблемы разработки региональной модели устойчивого развития.-Вып.I.-Смоленск, 1997,-С.92−95.
- Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей.-Львов, 1990.
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки учителей в системе высшего педагогического образования /условия совершенствования педагогической практики студентов/ //сер. Педагогика и народное образование в СССР.-Вып. 1/109/.-1987.-16 с.
- Соколов В.Е., Чернова Н. М. Экологическому образованию-глубокую научную основу /Биология в школе.-1991 .-N3.-С.24−28.
- Соломин В.П., Андреева Н. Д. Тенденции развития экологического образования // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения.-СПб., 1998.-С.3−6.
- Структурно-системный подход в обучении и воспитании.-С.Н. Т. Днепропетровск,! 984.
- Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования /Советская педагогика.-1988.
- Суравегина И.Т. Основные направления повышения квалификации учителя в области экологического образования // в сб.: Экологическое образование и воспитание в СССР.-М.1987.
- Суравегина И.Т. Содержание экологического образования в усовершенствованных программах по биологии /Биология в школе.-1981.-N4.-.16−22.
- Суханов А.Д. Целостность естественно-научного образования /Высшее образоание в России.-1994.-N4.-С.49−58.
- Тихонова А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников.-Хабаровск, 1984,98 с.
- Трайтак Д.И. Методическая подготовка учителя биологии /Советская педагогика.-1990.-N10.-С.81 -84.
- Урсул А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград: Перемена, 1996.-С.7−13.
- Усова А.В. Методологические, общетеоретические проблемы формирования понятий у учащихся школ и студентов вузов.-Челябинск, 1988.-С. 3−11.
- Уткин А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1996.-18
- Филатова Г. Д. Формирование профессиональной готовности будущего учителя биологии к экологическому образованию школьников5Автореф.дис.канд. пед.наук.-Л., 1988.
- Хицова Л.Н., Артюхов В. Т. Экология и жизнь /Наука, образование, культура.-Вып.I.-Новгород, 1996.-С.86−96.
- Чеботаев В.Ф. О некоторых вопросах экологического образования в высшей школе //в сб.: Проблемы природоохранного образования и воспитания.
- Червонецкий В.В. Проблемы подготовки учителя к осуществлению экологического образования учащихся /Биология в школе.-1990.-N5.-С. 50−53.
- Шапекене Э.Ю. Теория и практика подготовки учителя биологии к организации природоохранительной деятельности школьников: Автореф.дис.канд.пед.на ук.-Л., 1 989.
- Шульгин Е.А., Романенко Л. В. Эколого-педагогическая подготовка учителя естественно-географического профиля //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.173−186.
- Экологическое воспитание на уроках биологии.-Метод.рек.-Рига, 1987.-20 с.
- Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя.-С. Н. Т.-Волгоград, 1983.
- Экологическое образование в России /под ред. Захлебного А. Н., Симоновой-Салеевой Л.П.-М., 1997.-160 с.
- Экология и естествознание в общеобразовательной школе. СССР-ПН Р.-С. Н. Т.-М., 1990.
- Юдин Б.Г. Системный анализ /БСЭ.-З-е изд.-М., 1978.-т.23.
- Юдин Б.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки.-М., 1978.
- Ясаманов Н.А. Экологическое образование и природа.-М.:3нание, 1988.-96 с.