Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт педагогических вузов свидетельствует, что реальное состояние профессиональной готовности учителя к экологическому образованию школьников при всех положительных сдвигах, происшедших за последние годы, существенно отстает от непрерывно растущих потребностей педагогической практики. К настоящему времени экологическая подготовка студентов педвуза требует дальнейшего совершенствования… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Психолого-педагогические и методические основы подготовки студентов к экологическому образованию школьников
    • 1. 2. Состояние исследуемой проблемы в практике педагогических вузов
    • 1. 3. Требования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии в области экологического образования школьников
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Системный подход и его реализация в построении системы эколого-педагогической подготовки студентов
    • 2. 2. Содержание эколого-педагогической подготовки студентов биологов
    • 2. 3. Система форм эколого-педагогической подготовки студентов
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Методика подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников в условиях экспериментального обучения
    • 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по 3 главе

Система методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

К числу новых явлений жизни относится формирование у школьников экологической культуры. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окру жающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе «природа-общество». I В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества.

Экологическое образование в системе подготовки учителя долгие годы носило эмпирический характер, без опоры на объективные закономерности, лежащие в основе формирования * специалиста высшей квалификации.

Профессиональная подготовка профессиональная подготовка студентов к экологическому образованию осуществлялась на уровне природоохранительного просвещения в процессе чтения спецкурсов и спецпрактикумов.

В настоящее время экологическое образование все более осознается как новый компонент профессиональной подготовки учителя. Профессионально-педагогическая направленность экологического образования будущего учителя представляет собой сложную и многоплановую совокупность методологических, дида-* ктических, методических, организационных средств воздействия на студентов с целью формирования у них профессиональной готовности к осуществлению экологического образования в школе. Необходимо создание четкой системы эколого-педагогической подготовки студентов педвуза. Естественно, что экологические понятия и идеи раскрываются в школе и в вузе с разной глубиной и полнотой, но сам факт их соотнесения, научной интерпретации и профессиональной актуализации повышает уровень готовности студентов к осуществлению экологического образования в школе.

Таким образом, проблема экологического образования будущих учителей являетсяодной из важнейших в системе высшего педагогического образования. За последние годы выполнен ряд исследований, посвященных проблемам подготовки студентов. Различные аспекты экологического образования, в том числе подготовки учителя к работе по экологическому образованию школьников рассматриваются в трудах С. В. Алексеева, Н. Д. Андреевой, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, С. Н. Глазачева, И. Н. Пономаревой, Е. С. Сластениной, В. П. Соломина, И. Т. Суравегиной и других.

Особое место в решении данной проблемы отводится методике обучения биологии, которая должна научить будущих учителей осуществлять наряду с биологическим и экологическое образование, используя разнообразную систему форм, меток" дов и средств обучения.

При этом экологическая подготовка студентов в методике i обучения биологии должна осуществляться с помощью всех видов, форм, методов, средств организации учебного процесса в вузе, именно системное рассмотрение данного процесса определяет новизну нашего исследования.

Опыт педагогических вузов свидетельствует, что реальное состояние профессиональной готовности учителя к экологическому образованию школьников при всех положительных сдвигах, происшедших за последние годы, существенно отстает от непрерывно растущих потребностей педагогической практики. К настоящему времени экологическая подготовка студентов педвуза требует дальнейшего совершенствования и обогащения. Все более осознается фундаментальное значение построения подлинно I научной теории педагогического образования, составной частью которого является экологическая подготовка учителя.

До последнего времени не получили аргументированного и однозначного решения такие вопросы, как научное обоснование экологического образования будущих учителей, единство теории методики и практики в профессионально-экологической подготовке студентов педвузов, взаимосвязь экологического образования в системе «школа-педвуз-школа», соотношение учебной и научно-исследовательской, аудиторной и внеаудиторной экологической деятельности студентов.

Изучение этих проблем позволяет говорить о перспективе и актуальности дальнейшего исследования процесса профессиональной подготовки будущего учителя биологии к осуществлению экологического образования в школе.

Все вышеназванное явилось основанием для определения темы нашего исследования и подтверждением ее значимости. Цель исследования состоит в повышении качества профессиональной подготовки будущих учителей к осуществлению экологического образования школьников.

Объектом исследования является методическая подготовка студентов-биологов.

Предметом исследования является система методической подготовки учителя биологии к осуществлению экологического образования в школе.

Анализ педагогической, методической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта, личное преподавание в вузе позволили нам выдвинуть гипотезу исследования. Мы предположили, что качество подготовки студентов к экологическому образованию школьников будет успешным, если будут соблюдены следующие условия:

— будет создана научно-обоснованная целостная система методической подготовки учителя биологии, учитывающая цели экологического образования, педагогические функции учителя биологии, определены условия ее реализации- -отбор содержания методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников с позиции системного подхода;

— изучение методики обучения биологии будет иметь экологическую направленность.

Сформулированные гипотеза и цель исследования позволили нам определить следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической, методической литературе.

2. Изучить состояние готовности студентов к осуществлению экологического образования школьников в практике обучения в вузе.

3. Определить требования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии.

4. Теоретически обосновать педагогическую целесообразность использования системного подхода в решении проблемы методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников.

5. Разработать систему методической подготовки студентов и выявить оптимальное соотношение форм и методов обучения в решении данной проблемы.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников.

Научная новизна и теоритеческая значимость исследования состоит в том, что разработана система методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников, отвечающая требованиям современной школывыявлены оптимальные условия сочетания всех форм организации учебного процесса в вузеуточнено необходимое содержание методической подготовки студентов, к экологическому образованию школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные позитивные результаты исследования позволяют предложить конкретные методические рекомендации по осуществлению экологического образования школьным учителям и вузовским преподавателям методики обучения биологии.

Смоделированная система подготовки студентов может служить хорошим условием для совершенствования эколого-педагогической и методической подготовки будущих учителей разных специальностей.

Апробация работы осуществлялась в непосредственной работе исследователя в педагогическом университете, в работе с учителями в период педагогических практик, в докладах на научно-практических конференциях /в РГПУ им. А. И. Герцена, 1994;1999 годы/, выступлениях перед учителями на областных методических объединениях, на курсах повышения квалификации учителей в областном ИУУ /1995;1999 годы/ и в публикациях /153, 154, 155, 156, 15?/.

Результаты проведенного исследования использовались в преподавании учебной дисциплины «Методика обучения биологии» и чтении спецкурса по теме «Методика обучения экологии» .

Методологической основой исследования является дидактическая логика. Из нее вытекают требования, которых мы придерживались в исследовании, а именно:

— всестороннее изучение проблемы подготовки студентов к экологическому образованию школьников;

— рассмотрение объекта и предмета исследования в развитии;

— осуществление системного и комплексного подходов к исследованию.

Исследование проводилось нами с привлечением разнообразных методов, в том числе:

— изучение и анализ литературных источников в области методики обучения биологии, по экологии, философии, педагогики, психологии;

— моделирование на основе теории и практики экологической подготовки студентов системы уроков, внеклассных мероприятий с экологическим содержанием;

— педагогический эксперимент, как метод комплексного характера, включающий совместное использование методов наблюдения, интервьюирования, анкетирования, диагностических работ, экспертной оценки и т. д.;

— методы качественного и количественного анализа при обработке полученных данных;

— логические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование;

— использование аудио-визуальных средств.

Исследовательская работа проводилась по выбранной теме в двух направлениях.

Первое направление. Моделирование системы эколого-педагогической подготовки студентов в курсе методики обучения биологии и ее апробация в экспериментальном обучении студентов. В этом направлении нам предстояло решить следующие задачи:

— исходя из профессиограммы учителя биологии, определить требования к личности и профессиональной деятельности учителя по реализации задач экологического образования школьников;

— выявить взаимосвязь всех форм преподавания методики биологии;

— определить систему содержания эколого-профессиональной подготовки учителя биологии.

Второе направление. Разработка эффективной методики подготовки студентов к экологическому образованию школьников в курсе методики обучения биологии и подтверждение ее эффективности практикой школьного обучения. Работая в этом направлении, мы решали задачи:

— поиск оптимальных условий процесса подготовки студентов к экологическому образованию школьников;

— выявление эффективных методов, средств, форм обучения студентов в подготовке к данному виду деятельности в курсе методики обучения биологии.

Методическое исследование проводилось в три этапа:

I этап (1995;1997 годы) — констатирующий, в ходе которого была разработана методика исследования, уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент. Были собраны данные о материально-технической базе задействованных в эксперименте педагогических вузов /Арзамазского, Петрозаводского, Смоленского педагогических университетов и РГПУ им. А. И. Герцена/ и школ города Смоленска № 2, 4, 6, 12, 16, 20, 25, 26, 27, 28, 33, проведено анкетирование, диагностические проверочные работы и наблюдения на лабораторных занятиях, полевой и педагогической практикахбыли собраны и аналитически обработаны результаты исследования на данном этапе. Одновременно был проведен основной обзор специальной экологической и методической литературы по исследуемой проблемепроанализирован передовой педагогический опыт.

II этап (1996;1997 годы) -поисковый, включающий в себя сбор научных фактов в результате анализа литературы по философии, педагогике, психологии, методике обучения биологии и методике экологического образованияразработку принципов, определение задач и процедур экспериментальной работы. Была смоделирована новая система эколого-педагогической подготовки студентов-биологов и начат поиск в естественном педагогическом эксперименте оптимальных условий процесса подготовки студентов к экологическому образованию школьников.

Ill этап (1997;1999 годы) — обучающий — был посвящен апробации и проверке эффективности разработанной модели системы методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников, подтверждению эффективности предложенной нами методики, систематизации результатов исследования и их изложению в тексте диссертации.

За период исследования по экспериментальной методике было проведено около 360 лабораторных занятий, полевая и педагогическая практика. Помимо этого, методом проверки эффективности нашего эспе-риментального обучения было охвачено 17 школ города Смоленска, в которых которых студенты проходили педагогическую практику, а также работали после окончания университета в качестве учителей биологии.

В итоге было собрано и проанализировано 310 конспектов уроков и внеклассных мероприятий по биологии, 475 письменных ответов студентов и учащихся, 1221 анкета студентов и учителей биологии.

Все это дало возможность получить достаточно объективные и достоверные данные исследования, подтверждающие правильность нашей гипотезы, показать эффективность экспериментальной методики подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников.

На защиту выносятся:

1) система методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников,.

2) методические условия реализации системы подготовки студентов к экологическому образованию школьников,.

3) позитивные результаты педагогического эксперимента,.

4) теоретические положения и выводы.

Выводы по II! главе.

Руководствуясь необходимостью системного подхода к процессу методической подготовки студентов, в настоящей главе изложены возможности повышения уровня профессиональной готовности студентов к экологическому образованию школьников в процессе преподавания методики биологии. Исследуя содержание и формы работы по повышению уровня готовности студентов к рассматриваемой деятельности, мы пришли к следующим выводам:

1 .Использование системного подхода позволило осуществить системное построение методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников, выделить основные цели и задачи, решение которых способствует усилению эколого-педагогической подготовки студентов. Формированию содержательного компонента готовности студентов к экологическому образованию школьников, в наибольшей степени, способствует лекционный курс. На базе полученных методических знаний происходит формирование деятельностного компонента. Важнейшим условием в процессе формирования методических умений является взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. При этом огромная роль принадлежит именно внеаудиторной работе, которая способствует проявлению творчества, индивидуальности, инициативы. 2. В методике экспериментального исследования даны четкие инструкции по выполнению предлагаемых заданий. Каждое задание направлено на формирование определенного методического умения по осуществлению экологического образования школьников. Использование системного подхода к процессу эколого-педагогической подготовки студентов позволило показать возможности всех форм преподавания методики биологии в формировании каждого компонента готовности: содержательного, деятельностного и мотивационного.

3. Экспериментальное исследование показало, что готовность студентов к экологическому образованию школьников повышается при использовании возможностей всех форм преподавания методики биологии. При этом в формировании содержательного компонента наибольшая роль принадлежит лекциям, формированию деятельностного компонента способствуют лабораторные занятия и полевая практикапедагогическая практика способствует не только формированию методических умений, но и служит определенным показателем сформированности этих умений. Необходимым условием" является формирование мотивационного компонента, показателями сформированности которого может служить участие студентов в научно-исследовательской работе, посещение курсов по выбору эколого-педагогической тематики.

4. Результаты диагностики сформированности у студентов содержательного, деятельностного и мотивационного компонентов доказывают повышение уровня готовности студентов к экологическому образованию школьников в условиях экспериментальной методики.

Заключение

.

Все больше возрастает проблема взаимодействия общества и природы. Все чаще говорят об экологическом кризисе, именно поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения высокой экологической культуры.

В процессе обучения и воспитания учащихся особая ответственность возложена на учителя общеобразовательной школы, который и должен обеспечить более высокий уровень экологического образования школьников. Решение этой важной задачи связано с усилением подготовки студентов педагогических вузов к экологическому образованию школьников.

Обобщение результатов экспериментального обучения позволило подвести итоги исследования по теме «Система методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников» .

В работе ставилась задача — на основании исследования процесса эколого-педагогической подготовки в теории и практике педагогических вузов разработать новые подходы к решению изучаемой проблемы.

На основе изучения фактического материала и проведения опытно-экспериментальной работы нами решены следующие задачи:

1.Исходя из цели исследования, в работе дано методическое обоснование необходимости методической подготовки студентов-биологов к осуществлению экологического образования школьников.

В ходе исследования было проанализировано состояние проблемы исследования в современной методической литературе, в результате было выявлено, что многие методисты исследователи уделяют данной проблеме большое внимание, изучая различные аспекты экологического образования (цели, принципы, функции, содержание), но до настоящего времени отсутствует системный подход к процессу методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников.

2.Результаты анализа состояния проблемы в практике вузов показали, что студенты не имеют необходимой методической подготовки к осуществлению экологического образования школьников, они затрудняются определить содержание, подобрать адекватные ему методы, формы, средства, не видят реальных возможностей осуществления экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Выявленные недостатки отразились на основных направлениях совершенствования методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников.

3. Анализ методической литературы, результаты констатирующего эксперимента позволили нам создать систему методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников. Предлагаемая система предусматривает: системную постановку целейсистемный подход к проектированию содержания методической подготовки, системное построение процесса и системность результатов. Это способствовало осуществлению методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников.

4. Выявленная система позволила определить методические условия совершенствования методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников. При этом предусматривалось: -определение конкретных задач для каждой организационной формы, направленных на усиление методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников;

— рациональный отбор учебного материала, направленный на решение поставленных задач;

— внедрение в учебный процесс методов, способствующих активизации познавательной деятельности;

— увеличение доли внеаудиторной работа студентов- -создание средств экологического образования студентов.

5. Результаты экспериментального обучения подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что качество подготовки студентов к экологическому образованию школьников будет осуществляться более успешно, если:

— будет создана научно-обоснованная система методической подготовки учителя биологии, учитывающая цели экологического образования, педагогические функции учителя биологии;

— отбор содержания методической подготовки студентов-биологов будет осуществляться с позиции системного подхода;

— изучение методики биологии будет иметь экологическую направленность.

Итак, полученные результаты свидетельствуют о решении проблемы исследования, цель которого состояла в повышении качества методической подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников. г—.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Методика подготовки учителя к экологическому образованию школьников на уроках биологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 17 с.
  2. Е.М. Подготовка студентов педагогических вузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
  3. С.В. Блочно-модульный принцип построения образовательной подготовки учителя //Биология и экология в системе современного педагогического образования. СПб.-Ставрополь, 1994. -4.2. — с.234.
  4. С.В. Экологическая подготовка учителей естественнонаучного цикла на этапе последипломного образования в системе повышения квалификации: Автореф. длс.(^до^. пед. наук. -СПб., 1993. 20 с. j/COt ^1^ ,
  5. Н.Д. Основные принципы экологического образования студенов в педвузе // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. -С.27−29.
  6. Н.Д. Развитие экологического образования в педагогическом вузе // в сб.: Теоретические и методические проблемы подготовки учителя к экологическому образованию школьников в системе непрерывного образования. СПб., 1997. — С.3−5.
  7. Н.Д. Тенденции развития экологического образования //Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. — С.3−6.
  8. Н.Д. Требования к личности и профессиональной деятельности учителя биологии // Методика обучения биологии и экологии в ХХ1 веке.-СПб., 1999.-с.5−7.
  9. П.К. Принципы системной организации функций. Сб. статей. Отв. ред. ак. П. К. Анохин. — М.: Наука, 1973. — 315 с.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. 197 с.
  11. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 383 с.
  13. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — N6. — С.16−24.
  14. А.В. Задачи и содержание подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
  15. А.В. Экологическое воспитание. Новый взгляд на проблему // Педагогическое образование. Вып.З. — М., 1991. -С.112−115.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.-.Педагогика, 1977.-256 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:Педагогика, 1998. — 192 с.
  18. Ю.К., Патрушева О. И. Оптимизация процесса обучения биологии // Биология в школе. 1980. — N1, — С.23−31.
  19. Е.Н. О новых формах экологического воспитания // в сб.: Актуальные вопросы совершенствования подготовки учителя биологии в свете требования перестройки народного образования. Кишинев, 1989. -С.5−6.
  20. А.П. Проблемы методологии и теории непрерывного многоуровневого экологического образования // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения. СПб., 1998. — С.7−9.
  21. Л. Общая теория систем. Критический обзор II в кн.: Исследования по общей теории систем. М.:Прогресс, 1969. — 520 с.
  22. .П. Лекции по педагогике для слушателей ФПК и аспирантов. М.:Мин-во здравоохранения РСФСР, 1974. — 82 С.
  23. .П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  24. .П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.:Высшая школа. -1989. -143 с.
  25. И.В. Целостность и системность // в кн.: Системные исследования. Ежегодник, 1 977. — С.84−115.
  26. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970. -С.34−52.
  27. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход // БСЭ. 3-е изд,-М., 1973
  28. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.
  29. В.В. Формирование эколого-экономического мышления в системе подготовке учителя //в сб.: Проблемы учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. Н. Новгород, 1991 .-С.99−109.
  30. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // в сб.: Подготовка специалиста в области образования. Структура и содержание.-СПб., 1994.-С.З-8.
  31. Г. А. Технологическое обеспечение процесса подготовки специалистов образования //в сб.: Подготовка специалиста в области образования. Технологии образования. СПб.: Образование, 1997.-1997.-С. 3−4.
  32. Н.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к экологической деятельности по охране животных: Автореф.дис.канд.пед.наук.-СПб., 1996.-19 с.
  33. В.А. Система экологического образования и воспитания по кафедре физической географии ВГПИ //в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в педвузе.-Волгоград.Перемена, 1992.-С.16−25.
  34. А.Т., Бусыгина А. Л. Подготовка преподавателя для системы высшего экологического образования //в сб.: Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы. Самара, 1 992.-С.95−100.
  35. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии.-М.:Педагогика, 1974.-224 с.
  36. ЗЭ.Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии.-М.:Просвещение, 1983.-384 с.
  37. Ю. Связь между предметами в области экологии //в сб.:Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М., 1984.
  38. Вопросы воспитания: Системный подход / под ред. Л. И. Новиковой.- М., 1981.
  39. Я.И. Основы эколого-природоохранительного образования.-Кишинев: КГУ.1987.-87 с.
  40. Я.И. Первоначальные методические условия воспитания экологической культуры //в сб.: Актуальные вопросы совершенствования подготовки учителей в сфере требования перестройки народного образования.-Кишинев, 1989.-С.15−16.
  41. Я.И. Природоохранительный аспект в системе методической подготовки будущего учителя биологии в педагогическом институте.-Вильнюс, 1 977, — С.152−160.
  42. A.M., Курок М. Л. Методические основы экологического образования и воспитания /Биология в школе.-1981 .-N2.-С.6−14.
  43. Глаза чев С. Н. Концепция экологического образования в подготовке учителя/Юбразование по вопросам окружающей среды.-Иваново, 1984.-С.10−12.
  44. С.Н. Постулаты экологического образования //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград: Перемена, 1996.-С. 3−6.
  45. С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт //Экологическое образование в России: проблемы и практика / Захлебный А. Н., Симонова Л.П.-М.:Центр «Экология и образование».-1985.-С. 26−32.
  46. С.Н., Козлов О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии IIв сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.39−46.
  47. С.Н., Редковец Н. А. Об экологическом самообразовании будущих учителей / Советская педагогика.-1985.-N8.- С.97−101.
  48. С.Н., Редковец Н. А. Принципы воспитания мотивации экологического самообразования студентов педагогического института //в кн.: Педагогические принципы и условия экологического образования, — М. из-во АПН СССР, 1983.-С.73−78.
  49. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии,— М.:Прогресс, 1976.-495 с.
  50. М.В. Некоторые методические аспекты разработки программы экологического образования студентов //в сб.: Экологическое образование: проблемы взаимодействия и преемственности средней и высшей школы.-СПб., 1995.-С.14.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
  52. М.И., Краснянска К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.:Педагогика, 1977.-136 с.
  53. .Н., Кудло К. К. Об экологическом воспитании и обучении выпускников педвузов в процессе полевых практик по географическим дисциплинам//в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в пед вузе.-Вол гоград: Перемена, 1992.-С. 64−70.
  54. Н.Ж. Содержание экологического образования и его основные характеристики //в сб.: Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания.-Улан-Уде, 1995,-С. 125−128.
  55. М.А., Малинин В. В. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / Советская педагогика.-1971 .-N1.-С.34−48.
  56. Н.С. Учитель как человек экологический /Педагогика.-1994.-N5.-С.37−40.
  57. Н.С. Экологическая культура: грани воспитания /Биология в школе.-1995.-N3.-С.20−23.
  58. А.Е. Принципы применения средств обучения в учебном процессе вуза.-Киев УМК ВО.1991.-126 с.
  59. Л.Н., Рябыч И. Г. Подготовка учителя географии к экологическому просвещению учащихся //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II.СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 194−195.
  60. Н.С. Проблемы охраны окружающей среды при подготовке специалистов с высшим и средним образованием //в кн.: Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.:Наука, 1982.-С.35−40.
  61. И.Б. Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии: Автореф.дис.канд.пед.наук.-СПб., 1996.
  62. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды N2061 от 19.11.1991 .-разд.XI «Экологическое воспитание, образование, научные исследования».-С.74.
  63. И.Д. Методика биологии как теоретическая и прикладная дисциплина //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II.-СПб.-Ставрополье994.-С.201 -202.
  64. И.Д. Методологические основы принципов и условий реализаций экологического образования //Педагогические принципы и условия экологического образования / АПН СССР.-М., 1983.-С.4−10.
  65. И.Д. Разработка проблемы экологического образования и воспитания школьников //в кн.:Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.:Наука, 1982.-С. 111−117.
  66. Т.А. О применении системного подхода к вопросам организации обучения в зарубежной педагогике /Советская педагогика.-1973.-N3.
  67. Инвайронментальное образование в школах. Руководство: как разработать эффективную программу. Джуди А. Браус, Девид Вуд.-СПб., 1993.-500 с.
  68. Н.В. Использование экологического материала для активизации мыслительной деятельности в процессе обучения биологии //в сб.: Биология и экология в условиях перестройки педагогического образования.-Ч. I.-Челябинск, 1989.-С. 107−108.
  69. Н.В. Система экологической подготовки учителя географии в ИПК: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1996, — 16 с.
  70. Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. Минск, 1994.-211 с. А
  71. Л.Ф. Некоторые аспекты экологического образования в педагогическом вузе //в сб.: Проблемы экологического образования в средней и высшей школе.-Ч.II.-Даугавпилс, 1 985.-С.60−62.
  72. М. Ранговые корреляции.-М.:Статистика, 1975.- 216 с.
  73. В.А. Подготовка студентов-биологов к проведению ботанических экскурсий в природу сэкологической направленностью: Автореф.дис. канд. пед. наук.-М., 1987.
  74. Ю.П. Проблемы развития экологического образования в России //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996, — С.34−38.
  75. Т.С., Гдалин Д. О геоэкологической подготовке студентов географического факультета // в сб.: Экологическая подготовка студента географа в педвузе, — Волгоград: Перемена, 1992,-С.10−16.
  76. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в С.-Петербурге.-СПб.:Крисмас, 1998.-250 с.
  77. Концепция общего среднего экологического образования //в кн.: Содержание регионального компонента экологического образования приапробации учебных пособий в образовательной области «Экология».-СПб., 1994.-С.49−61.
  78. Н.К., Минеева Л. Ю. Педагогическая практика как критерий готовности к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования, — Ч.II.-СПб.- Ставрополь, 1994.-С.223−224.
  79. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях /Советская педагогика.-1990.-N9.
  80. С.А. Экологическое образование и воспитание как проблема профессиональной подготовки учителя //в сб.: Взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущего учителя в вузе,-Минск, 1991.-С.72−76.
  81. С.Е. Основные этапы подготовки студентов-биологов к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования.-Ч.II, — СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 206.
  82. Л.Ф. Основные принципы отбора содержания экологического образования //в сб.: Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания.-Улан-Уде, 1995,-С. 129.
  83. В.И., Максимова Ю. П., Щекина Н. Б. Подготовка студентов к природоохранительной работе в школе / Советская пед агогика.-1987.-N4.-С. 83−85.
  84. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.-2-е изд.-М., 1980.
  85. В.П. Системность как ступень научного познания // Система исследования.-М., 1973, — с.21−37.
  86. А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания / Советская педагогика.-1970, — N10.
  87. Т.В. Содержание экологического образования как условие формирования ответственного отношения школьников к природе // в сб.: Биология и экология в системе современного педагогического образования, — Ч.II.-СПб.-Ставрополь, 1994.-С. 16−22.
  88. Э.Г. Некоторые аспекты подготовки студентов-биологов в университете к экологическому образованию школьников // в сб.: Проблемы экологического образования в школе и педвузе.-СПб., 1993.-С.68.
  89. Э.Г. О подготовке учителя к экологическому образованию школьников II в кн.: Экосистемы горного Крыма, их оптимизация и охрана.-Симферопль:СГУ, 1983.-с. 195−199.
  90. Э.Г. Экологическая подготовка биологов и учителей биологии в университете П в сб.: Экология и учебный процесс.-Киев, УМК ВО, 1990.-с.89−92.
  91. ЮО.Кучменко B.C. Экологическое образование. Перспективы развития / Биология в школе.-1993.-N5.-С.27−29.
  92. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, 1980.-584 с.
  93. Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Уфа, 1995.-22 с.
  94. ЮЗ.Лигай М. А. Экологическая подготовка преподавателя физики в системе непрерывного образования.Автореф.дис.канд.пед.наук.-Акмола, 1995.
  95. Л.А. Проблемы активизации экологического образования //в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-Ч.II.-Даугавпилс, 1988.-С. 18−22.
  96. Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // в сб.: Проблемы учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе.-Н.Новгород, 1991 .-С.16−26.
  97. Юб.Мамедов Н. М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.16−26.
  98. О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание //Высшее образование в России.-1994.-N4.-С.40−43.
  99. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя // Методология и общая методика разработки.-Л., 1987.-63 с.
  100. Методология системного подхода в педагогике // Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ.-Вып.3 /33/.-М., 1989.-57 С.
  101. А.В. Диалектика природы: все меняется с годами /Учительская газета.-1994.-N5.- С. 15.
  102. З.Миронов А. В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989.
  103. А.В. Содержание экологического образования учителя начальных классов в педвузе: принципы построения, система, модели реализации: Автореф.дис.докт.пед.наук.-М., 1994.-43 с.
  104. А.Е., Грекова В. Х. Экологическое воспитание будущего учителя-биолога // в сб.: Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа, — Ростов-на-Дону, 1989.-С.17−19.
  105. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов.-М., 1989.
  106. В.А., Тананеев Л. И., Кукасьян В. М. Оценка уровня экологической подготовки студентов в вузе // в сб.: Экологическоеобразование и воспитание в вузах Северного Кавказа.-Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета.-1989, — С.24−29.
  107. Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей /профессионально-деятельностный аспект //сер. Педагогика и народное образование в СССР.-Вып.7 /103/.-М., 1986.-16 с.
  108. В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования/ Педагогика.-1996.-N5.-С.26−30.
  109. Педагогические принципы и условия экологического образования.-С.Н.Т.- М., 1983.
  110. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление.-Волгоград .Перемена, 1993.-Ч. II.
  111. Е.С. Экологическое образование учащихся в школе //Проблемы экологического образования в педвузе и школе.-М., 1999,-С.65−74.
  112. Перспективы биологического образования в школах России / Биология в школе.-1992.-N3−4.
  113. А.И. Педагогическое образование:цель, задачи и содержание/Педагогика.-1995.-N4. С. 59−63.
  114. Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования.-СПб.:Образование, 1996.-175 с.
  115. Подготовка специалиста в облёсти образования. Оценка и анализ качества.-СПб.:Образование, 1996.-208 с.
  116. И.Н. Новые задачи в подготовке учителя биологии по экологическому образованию школьников // Содержание и формы образования в педвузе.-Пермь, 1990.-С.36−38.
  117. И.Н. Об интенсификации подготовки студентов педвуза к экологическому образованию школьников // в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-4.I.-Даугавпилс, 1989.-С. 4−12.
  118. И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания П в сб.: Проблемы экологического образования в школе и педвузе.-СПб.: Образование, 1993.-С. 4−6.
  119. И.Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровневого педобразования // в сб.: Подготовка специалиста в области образования: Структура и содержание.-СПб.: Образование, 1994.-С.73−88.
  120. И.Н. Экологическое образование студентов в системе многоуровневой подготовки учителя // в сб.: Непрерывное педагогическое образование, — Вып.1.-СПб.:Образование, 1993.-С.80−84.
  121. Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Волгоград, 1996, — 23 с.
  122. Н.Н. Пути совершенствования методов и форм географо-экологического образования II в сб.: Экологическая подготовка студента-географа в педвузе.-Волгоград:Перемена, 1992.-С.3−10.
  123. Н.А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы.-С. 17−61.
  124. И.А. Определение некоторых показателей осознания студентами экологических проблем II в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-Ч.III.-Даугавпилс, 1988.-С.5−19.
  125. В.М. О принципах и условиях экологического образования/ Биология в школе.-С.75−77.
  126. С.Г. Содержание экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода: Автореф. дис. канд. пед.наук.-Екатеринбург, 1996.-18 с.
  127. Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников.-С.Н.Т.-М., 1985.
  128. Система экологического образования студентов Челябинского пединститута //в сб.: Экологическое воспитание в средней и высшей школе.-4.I.-Даугавпилс, 1988.-С. 12−14.
  129. Системный подход к анализу опыта учителя /Методические указания.-Магнитогорск, 1987.- 38 с.
  130. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя /Дидактика/ //Вопросы теории и практики.-М.:Педагогика, 1984,-103 с.
  131. Т.Н. Основные направления эколого-методической подготовки студентов естественно-географического факультета //в сб.: Проблемы общей биологии и прикладной экологии.-Вып.2/3.-Изд-во Саратовского университета, 1997.-С.80−82.
  132. Т.Н. Роль методики преподавания биологии в подготовке студентов к экологическому образованию школьников //в сб.: Биология и экология в системе народного образования.-Смоленск, 1998,-С.11−14.
  133. Т.Н. Содержание и формы экологического образования студентов в процессе методики обучения биологии //в сб.: Проблемы Северо-Запада: экология и образование.-СПб, 1999.-С.47.
  134. Т.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе по биологии // в сб.: Проблемы разработки региональной модели устойчивого развития.-Вып.I.-Смоленск, 1997,-С.92−95.
  135. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей.-Львов, 1990.
  136. Совершенствование психолого-педагогической подготовки учителей в системе высшего педагогического образования /условия совершенствования педагогической практики студентов/ //сер. Педагогика и народное образование в СССР.-Вып. 1/109/.-1987.-16 с.
  137. В.Е., Чернова Н. М. Экологическому образованию-глубокую научную основу /Биология в школе.-1991 .-N3.-С.24−28.
  138. В.П., Андреева Н. Д. Тенденции развития экологического образования // в сб.: Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения.-СПб., 1998.-С.3−6.
  139. Структурно-системный подход в обучении и воспитании.-С.Н. Т. Днепропетровск,! 984.
  140. И.Т. Методическая система экологического образования /Советская педагогика.-1988.
  141. И.Т. Основные направления повышения квалификации учителя в области экологического образования // в сб.: Экологическое образование и воспитание в СССР.-М.1987.
  142. И.Т. Содержание экологического образования в усовершенствованных программах по биологии /Биология в школе.-1981.-N4.-.16−22.
  143. А.Д. Целостность естественно-научного образования /Высшее образоание в России.-1994.-N4.-С.49−58.
  144. А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников.-Хабаровск, 1984,98 с.
  145. Д.И. Методическая подготовка учителя биологии /Советская педагогика.-1990.-N10.-С.81 -84.
  146. А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград: Перемена, 1996.-С.7−13.
  147. А.В. Методологические, общетеоретические проблемы формирования понятий у учащихся школ и студентов вузов.-Челябинск, 1988.-С. 3−11.
  148. А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1996.-18
  149. Г. Д. Формирование профессиональной готовности будущего учителя биологии к экологическому образованию школьников5Автореф.дис.канд. пед.наук.-Л., 1988.
  150. Л.Н., Артюхов В. Т. Экология и жизнь /Наука, образование, культура.-Вып.I.-Новгород, 1996.-С.86−96.
  151. В.Ф. О некоторых вопросах экологического образования в высшей школе //в сб.: Проблемы природоохранного образования и воспитания.
  152. В.В. Проблемы подготовки учителя к осуществлению экологического образования учащихся /Биология в школе.-1990.-N5.-С. 50−53.
  153. Э.Ю. Теория и практика подготовки учителя биологии к организации природоохранительной деятельности школьников: Автореф.дис.канд.пед.на ук.-Л., 1 989.
  154. Е.А., Романенко Л. В. Эколого-педагогическая подготовка учителя естественно-географического профиля //в сб.: Экологическое образование: концепции и технологии.-Волгоград:Перемена, 1996.-С.173−186.
  155. Экологическое воспитание на уроках биологии.-Метод.рек.-Рига, 1987.-20 с.
  156. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя.-С. Н. Т.-Волгоград, 1983.
  157. Экологическое образование в России /под ред. Захлебного А. Н., Симоновой-Салеевой Л.П.-М., 1997.-160 с.
  158. Экология и естествознание в общеобразовательной школе. СССР-ПН Р.-С. Н. Т.-М., 1990.
  159. .Г. Системный анализ /БСЭ.-З-е изд.-М., 1978.-т.23.
  160. .Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки.-М., 1978.
  161. Н.А. Экологическое образование и природа.-М.:3нание, 1988.-96 с.
Заполнить форму текущей работой