Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций: На примере изучения гуманитарных дисциплин учащимися 7-8 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально проверен комплекс выдвинутых нами педагогических условий и его эффективное функционирование, направленное на активизацию познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин. В сравнении с результатами констатирующего этапа эксперимента уровень сформированности полноты знаний и действий повысился в ЭГ-1 на 30,44%, в ЭГ-2 на 11,54%, в ЭГ-3 на 36,37… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I.
  • Учебные инновации, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся 7 — 8 классов
    • 1. 1. Познавательная деятельность подростков при изучении гуманитарных дисциплин
    • 1. 2. Учебные инновации как средство активизации познавательной деятельности подростков
    • 1. 3. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • Глава II.
  • Опытно-экспериментальная работа по созданию условий активизации познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков, формирующие эксперимент
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 4. Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Активизация познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций: На примере изучения гуманитарных дисциплин учащимися 7-8 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л. П. Буевой, В. В. Давыдова, A.B. Маргулиса, A.M. Матюшкина, И. Ф. Харламова, Т. И. Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.

Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13−14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребёнка к «взрослости», главной потребностью становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребёнка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Таким образом, перед педагогами стоит задача искать новые способы стимулирования учебной деятельности подростков. Особо значимыми для школьников при этом становятся гуманитарные дисциплины, содержащие в качестве объекта познания отношения между людьми, знания о которых в наибольшей степени определяют особенности личностного развития учеников. Гуманитарные дисциплины сообщают информацию о человеке, являющимся субъектом действия, способствуют совершенствованию всех видов речевой деятельности, помогают ответить на многие вопросы бытия, формируют гуманистическое мировоззрение, самостоятельное мышление.

Важнейшим достижением учёных, занимающихся этими вопросами, можно считать анализ педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимость этих условий была обоснована особенностями личности и познавательной деятельности. Так, A.M. Матюшкин, И. М. Махмутов указывают, что познавательная деятельность школьников эффективна при наличии проблемных ситуаций, поискового процесса, осуществляемого самим учащимся. Г. И. Щукина обращает внимание на обеспечение формы сотрудничества педагога и школьника. Д. И. Брофи, М. В. Кларин, А. Маслоу, Ч. Роджерс, Х. Д. Фрайберг и др. настаивают на необходимости создания в процессе обучения творческой обстановки.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности, выявленные в работах этих ученых, выступают основанием ряда педагогических инноваций, под которыми понимается процесс освоения новшества (нового средства, метода, технологии и т. п.) — поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Тем не менее при знакомстве с этими и другими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, а следовательно, более эффективному.

Выявленные противоречия обусловливают выбор темы исследования: «Активизация познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций (на примере изучения гуманитарных дисциплин учащимися 7−8 классов)».

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций.

При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер в учебном процессе, обеспечивающих достижения учащимися творческого уровня деятельностиучебная инновация рассматривается нами как способ взаимодействия педагога с учащимися, включающий в себя новые формы, методы, приёмы, разработанные с позиции личностно-ориентированного подхода в обучениипод педагогическим взаимодействием понимается личностный контакт учителя и ученика (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Объект исследования — познавательная деятельность обучающихся.

Предмет исследования — учебные инновации и их влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся 7−8 классов.

Гипотеза — активизация познавательной деятельности подростков в области гуманитарных дисциплин возможна реализации следующих педагогических условий:

— личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего повышение уровня самостоятельности учащихся;

— направленности педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, спортивной, коммуникативной, эстетической;

— использовании комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования: 1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу и выявить характеристики познавательной деятельности в образовательном процессе, условия её активизации при изучении подростками гуманитарных дисциплин.

2. На основе результатов педагогических исследований выявить педагогические инновации, способствующие активизации познавательной деятельности подростков.

3. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин.

4. Определить критерии и показатели оценки эффективности педагогических условий активизации познавательной деятельности подростков.

5. Экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий, обеспечивающего активизацию познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин.

Методологической основой нашего исследования явились теория познавательной деятельности, идеи личностно-ориентированного подхода в подготовке учащихся.

Исследование существенным образом опирается на теорию строения человеческой деятельности (М.С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.), идеи личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс И. С. Якиманская и др.), педагогического взаимодействия (A.A. Вербицкий, К. Роджерс, Н. Л. Худякова и др.), диалогового обучения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, И. А. Джидарьян, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рябцева, Г. К. Селевко и др.), дидактический принцип усиления самостоятельной деятельности в обучении (Л.Г. Вяткин, И. А. Зимняя, В. И. Зольникова, П. И. Пидкасистый, Г. Я. Шишмаренкова и др.), теорию разработки нестандартных уроков (М.В. Короткова, C.B. Кульневич, Т. П. Лакоценина, A.A. Окунева, П. И. Подласый и др.).

Учебные инновацйи рассматриваются в нашей работе как основа активизации познавательной деятельности подростков, поэтому значительное влияние на исследование оказала концепция инновационного обучения (М.В. Кларин, В.Я.

Ляудис и др.) и труды об инновационной деятельности (М.М. Поташник, А. И. Пригожин, В. Е. Шукшунов и др.).

Логика исследовательской работы обусловила необходимость использования общепринятых методов решения проблемы: теоретического анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения, психолого-педагогической диагностики, включающей беседы, анкетирование, экспресс-опросы.

Экспериментальная работа проводилась нами с 2001 по 2005 год на базе МОУ № 35 (лицей «Наука»), школы № 123 города Челябинска и ГОУ СОШ № 965 Северо-Восточного административного округа города Москвы под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. Л. Шишмаренковой.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме, анализировались теоретические подходы, отечественный и зарубежный опыт. В этот период определились исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, понятийный аппарат. Разрабатывалась. теоретико-методологическая стратегия исследования, выявлялись педагогические условия эффективного функционирования активизации познавательной деятельности подростков, разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий этап эксперимента.

Основные методы исследования: наблюдение, беседа, экспресс-опросы, изучение передового опыта по осуществлению активизации познавательной деятельности школьников, анкетирование, педагогический эксперимент, обработка исследовательских материалов методами математической статистики.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) проводился формирующий этап эксперимента, осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.

Основные методы исследования: анализ и структурирование эмпирической фактологии, обработка результатов методами математической статистики.

На третьем этапе (2004 — 2005 гг.) проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, осуществлялось внедрение результатов исследования в работу школы.

Основные методы исследований данного этапа: анализ и структурирование эмпирической фактологии, обработка результатов методами математической статистики, педагогическая интерпретация результатов исследования и оформление их в диссертационной работе.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Соотнесены цели педагогического взаимодействия, обеспечивающего активизацию познавательной деятельности подростков, с её основными сторонами.

2. Разработаны педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин:

— личностно-ориентированный подход, обеспечивающий повышение уровня самостоятельности учащихся;

— направленность педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, спортивной, коммуникативной, эстетической;

— использование комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определено понятие «учебная инновация».

2. Теоретически обоснована необходимость и достаточность выдвинутых в гипотезе педагогических условий активизации познавательной деятёльности подростков.

Практическая значимость. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в общеобразовательной школе, в системе повышения квалификации учителей, а также в образовательной деятельности вузов, занимающихся подготовкой педагогов. Предложенные методические рекомендации позволят выбирать содержание, методы, формы обучения школьников, осуществлять оценку их готовности к активной познавательной деятельности, что способствует, в свою очередь, повышению уровня и качества образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Активизация познавательной деятельности обеспечивается повышением уровня самостоятельности подростков в различных видах деятельности, выступающих её основными сторонами.

2. Педагогические условия (личностно-ориентированный подход, обеспечивающий повышение уровня самостоятельности учащихсянаправленность педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, спортивной, коммуникативной," эстетическойиспользование комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности) являются необходимыми и достаточными для активизации познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: — на научно-практических конференциях (Всероссийская научно-практическая конференция «Научное наследие А. Н. Леонтьева и развитие современной психологии», г. Челябинск, 2003 г.- Всероссийская научная конференция, посвященная 75-летию А. И. Лазарева, г. Челябинск, 20Q3 гМеждународная научно-практическая конференция «Гуманистические основы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе», г. Челябинск, 2003 г.- Третьи международные Измайловские чтения, посвященные 170-летию приезда в Оренбург A.C. Пушкина, г. Оренбург, 2003 г.- Всероссийская научная конференция «Природа детства и глубинные законы психического развития ребенка (к 100-летию со дня рождения Д.Б. Эльконина)», г. Челябинск, 2004 г.;

— на педагогических советах муниципального лицея «Наука» № 35 г. Челябинска и ГОУ СОШ № 965 Северо-Восточного административного округа г. Москвы-.

— при проведении открытых уроков для учителей русского языка, литературы, истории, завучей, руководителей методических объединений в лицее «Наука» № 35 г. Челябинска и ГОУ СОШ № 965 Северо-Восточного административного округа г. Москвына заседаниях кафедры педагогики Челябинского государственного университета;

— посредством публикаций результатов исследования, которые легли в основу разработки научно-методических рекомендаций для учителей по активизации познавательной деятельности подростков в освоении гуманитарных дисциплин на основе использования учебных инноваций (на примере 7−8 классов).

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

2.4. Выводы по второй главе.

1. В ходе экспериментальной работы осуществлялась диагностика активизации познавательной деятельности подростков и оценивалась по следующим критериям: полнота знаний и действий, самостоятельность, коммуникативная компетентность.

2.0бработка результатов эксперимента осуществлялась методами описательной статистики и статистического вывода, в частности, использовался F-тест для дисперсий (проверка «сходности» групп на констатирующем этапе эксперимента). Все расчеты выполнены с помощью программы Statistica: Basic Statistic and Tables.

3. Результаты эксперимента представлены в иллюстрированном материале (формулы, таблицы, графики, диаграммы), в которых отражаются: соотношение уровней сформированности полноты знаний и действий, самостоятельности, коммуникативной компетентности подростков контрольной и экспериментальной группуровень качества образования при различных сочетаниях педагогических условийрасчёт среднего балла, уточнённого стандартным и среднеквадратичными отклонениямирезультаты теста для дисперсий на констатирующем этапе экспериментапрогнозирование результатов обучения в экспериментальных группах.

4. В ходе формирующего эксперимента наиболее существенные изменения произошли в группах, где была проведена экспериментальная работа, в которых качество знаний повысилось. В контрольной группе значительных изменений не произошло.

Заключение

.

Проанализирована философская, психолого-педагогическая литература, выявлены характеристики познавательной деятельности и условия её активизации при изучении подростками гуманитарных дисциплин. Познавательная деятельность обучающихся, обеспечивающая освоение содержания образования, характеризуется комплексом действий, относящихся к её различным сторонам (собственно познавательной, ценностно-ориентационной, спортивной, коммуникативной, эстетической) •и активизируется при. соблюдении общих педагогических.условий.. На основе результатов педагогических исследований выявлены учебные инновации как особый вид педагогических, способствующий активизации познавательной деятельности подростков. Педагогические инновации представляют собой процесс освоения новшества (нового средства, метода, технологии и т. п.) — поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Учебные инновации являются способом взаимодействия педагога с учащимися, включающим в себя новые формы, методы, приемы, разработанные с •позиции личностно-ориентированного подхода в обучении.. Разработан комплекс педагогических условий активизации познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин: личностно-ориентированный подход, обеспечивающий повышение уровня самостоятельности учащихсяориентированность педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, спортивной, коммуникативной, эстетическойиспользование комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности.

Определены критерии и показатели оценки педагогических условий активизации познавательной деятельности подростков: полнота знаний и действий, самостоятельность, коммуникативная компетентность.

Экспериментально проверен комплекс выдвинутых нами педагогических условий и его эффективное функционирование, направленное на активизацию познавательной деятельности подростков при изучении гуманитарных дисциплин. В сравнении с результатами констатирующего этапа эксперимента уровень сформированности полноты знаний и действий повысился в ЭГ-1 на 30,44%, в ЭГ-2 на 11,54%, в ЭГ-3 на 36,37%. В контрольной группе значительных изменений не произошло. Уровень сформированности самостоятельности подростков увеличился в ЭГ-1 на 21, 73%, в ЭГ-2 на 15,38%, в ЭГ-3 на 22,73%. В контрольной группе отмечено снижение на 8,34%. Уровень сформированности коммуникативной компетентности в ЭГ-1 увеличился на 21,74%, в ЭГ-2 на 30,76%, в ЭГ-3 на 31,82%. В контрольной группе заметен незначительный положительный результат, всего на 8,34%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выделенные условия действительно способствуют активизации познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Психология детей и подростков Текст.: Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Михайлов, 1998. — 379 С. — ISBN 5−8016−0034−5.
  2. , П.В., Панин, A.B. Теория познания и диалектика Текст.: Учеб. пособ. для вузов М.: Высшая школа, 1991. — 382, 1. С.- 22 см. -Библиогр.: с. 378−381. — ISBN 5−06−562−3 (в пер.)
  3. , Ш. А. В школу с шести лет Текст. М.: Педагогика, 1986. -176 С.: ил.- 20 см — (Воспитание и обучение: Библиотека учителя).
  4. , Ш. А. Здравствуйте, дети! Текст.: Пособие для учителя 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988.-207, 1. С.: ил.- 22 см — ISBN 5−09−1 514−7 (в пер.)
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст.: Пособие для учителя 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 207, 1. С.: ил.- 22 см — ISBN 5−09−1 514−7 (в пер.)
  6. , Ш. А. Созидая человека Текст.: М.: Знание, 1982. 95 С., ил.- 16 см — (Нар. университет. Пед. фак.- № 4). — Библиогр.: с. 94 (5 назв.)
  7. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. Текст. -М.: Знание, 1980. 96 С.- 16 см — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10)
  8. , Ш. А. Единство цели: (В добрый путь, ребята!) Текст.: Пособие для учителя М.: Просвещение. 1987. — 206, 1. С.- 22 см.
  9. , К. Учителя и инновации Текст.: Книга для учителя / Пер. с макед. В .П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156, [2]С.- 20 см — ISBN 509−3 073−1
  10. П.Арефьева, Г. С. Социальная активность Текст.: (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании) М.: Политиздат, 1974. — 230 С. (На обл. Актуальные проблемы исторического материализма) 20 см.
  11. , Л.П. Активность учения школьника Текст.: М.: Просвещение, 1968. 216 С. — Библиогр. в предисл.
  12. , Ю.К. Педагогика Текст./ [Ю.К. Бабанский и др.]- Под ред. Ю. К. Бабанского 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 478, 1. С.- 22 см — Учебное пособие для пед. институтов. — Библиогр. в конце глав -ISBN 5−09−438−2 (в пер.)
  13. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 С.- 22 см -Библиогр.: с. 190−191.
  14. , И.Н. Педагогический поиск Текст./ Сост. И. Н. Баженов М.: Педагогика, 1987.-412 С.• 17. Барсуков, Н. Б. Управление процессом подготовки учительских кадров впедагогических училищах в современных условиях. Дисс.. к.п.н. М.: 1998.-С.194.
  15. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин- [Примеч. С. С. Аверинцева, С.Г. Бочарова] 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. -444 1. С.- ил. — Библиогр. в примеч.: с. 404−437.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. М.: Педагогика, 1989. — 190, 1. С.: ил- 20 см — Библиогр.: с. 190
  17. , В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Текст. // Педагогика, 1993. № 5. — с. 16−25.
  18. , В.П. Проблема образования стандартов в США и России Текст. // Педагогика, 1993. № 1. — с.89−94.
  19. , B.C., ред. Школа диалога культур Текст.: Основы программ [Под общей ред. B.C. Библера] Кемерово: Алеф, 1992. — 93 С. — (Библиотека Педагога. Психолога. Философа.) — ISBN 5−4000−00
  20. Богоявленский, Д Н., Менчинская, H.A. Психология усвоения знайий в школе Текст. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 347 С.- 22 см (Акад. пед. наук РСФРР. Ин-т психологии) — Библиогр.: с.334−346.
  21. , A.A. Личность и общение Текст.: Избр. труды М.: Педагогика, 1983. — 271 С.: ил. — (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) — В надзаг.: АПН СССР — Библиогр.: с. 266−267.
  22. , Е.Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку Текст. // Советская педагогика — 1987. № 9. — с.36−41.
  23. , Д.П., Хелфонд, Д.А. От традиционного обучения менеджменту к образованию, ориентированному на практику Текст. // Человек и труд -1999.-№ 11. -с.82−86.
  24. , Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция Текст. // Перспективы вопроса образования. Париж. 1983. — № 1.-е. 3947.
  25. , Л.П. Социальная среда личности Текст. М.: Политиздат, 1968. -260 С.
  26. , М.С. Инновация и новизна в педагогике Текст. // Советскаяпедагогика 19 891 — №' 12 '. — с. 36−40.
  27. Буш, Г. Я. Диалогика и творчество Текст. Рига: Авотс, 1985. — 317 С.
  28. Ван дер Меер, Т., Сельцер, Р. Активный и самостоятельный процесс учебы Текст. // Инновационная деятельность в образовании: международный дисциплинарный научно-практический журнал 1994. — № 3. — с. 65−75.
  29. , A.A. Активное обучение в высшей школе Текст.: контекстный подход: Метод, пособ. М.: Высшая школа, 1991. — 204, [3] С.: ил.- 21 см -Библиогр.: с. 206 — ISBN 5−06−2 079−7
  30. Возрастная и педагогическая психология Текст.: Учебное пособ. для пед. инст-тов по спец. 2121 «Педагогика и метод, нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. Н. В. Гамезо М.: Просвщение, 1984. — 256 С.
  31. , И.П. Учим творчеству Текст.: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова. М. обл. 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1988. — 94, [2]С., [8] л. ил.: ил.- 20 см — (Пед. поиск: опыт, пробл, находки) — ISBN 5−7155−0077-х
  32. , И.П. Много ли в школе талантов? Текст. М.: Знание, 1989. — 78, [2] С.: ил- 17 см — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 5) — ISBN 5−07−504−9
  33. , И.П. Приобщение школьников к творчеству Текст.: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. — 136 С., 13 л. ил.- 22 см — Библиогр.: с. 134−135
  34. , Ю.О. Методологические проблемы классификации и структурирования инноваций Текст. // Проблемы инноватики и экспериментики: Тез. семин. 1981. Таллинн. -1981.-е. 9−25.
  35. , JI.C. Проблема возраста Текст.: Собр. соч.: в 6 т. / JI.C. Выготский- Гл. ред. JI.B. Запорожец- АПН СССР М: Педагогика, 1982 -4т.: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина — 1984. — 432 С. -Библиогр.: с. 426−432,404−415.
  36. , JI.C. Мышление и речь Текст.: Психол. исслед. / Выготский JI.C. М.: Лабиринт, 1996 — 414 С. — (Филос. риторики и риторика философии) — ISBN 5−87 604−123−8
  37. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психологический очерк 2-е нзд. — М.: Просвещение, 1967. — 93 С.: ил. -Библиогр.: с. 92.
  38. , JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. // Вопросы психологии 1966. — № 6. — с.З.
  39. , Л.С. Собр. соч. Текст.: в 6 т. / Л.С. Выготский- Гл.ред. A.B. Запорожец- АПН СССР М.: Педагогика, 1982. — 6 т.: Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского — 1984. — 397 С. — Библиогр.: с.363−365.
  40. , Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст.: (Лекция.. по педагогике, для студентов университета) Саратов: Лзд-во Сарат. Ун-та, 1978 25 С.- 20 см — Библиогр.: с.23−24.
  41. , A.B. Вместо предисловия и что есть инновации Текст. // Инновационные процессы в школе: организация и управление. Научно-методический сборник. Владимир: ВГУ, 1994. — 69 С.
  42. , П.Я., Талызина, Н.Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности Текст.: (Сб. ст.) / Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. -М.: МГУ, 1968 — 238 С.: ил. Библиогр. в конце ст.
  43. , П.Я. Умственное действие как основа формирования и образа . Текст.//Вопросы психологии. 1957.-№ 6. ^с.58−69. .
  44. , В.И. Знание как категория педагогики Текст.: Опыт пед. когитологии / ЛГУ Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 142, [2] С.: ил.- 21 см -Библиогр.: с.141−143 (87 назв.) — ISBN 5−288−179 — 0
  45. , Л.Д. Учитель-инноватор Текст. / Социально-педагогический аспект/ М., 1991. — Депонирована в ОЦНИ Шк. и пед. 10,02.92.
  46. , Ф.Н. Книга об учителе Текст. М.: Просвещение, 1965. — 260 С.- 22 см
  47. , В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности Текст. // Псих.. .журнал.-1992.-№ 2.-с., 3−13.. .
  48. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст.: Опыт теорет. и эксперим. псих, исслед. / В.В. Давыдов- АПН СССР М.: Педагогика, 1986. — 239 С. — (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
  49. , М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения Текст. // Советская педагогика. 1961. — № 1.-с. 31−36.
  50. , М.В. Проблемы теории личности Текст.: (Соц.-филос. аспект) / М. В. Демин М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 С.- 19 см — Библиогр. в конце глав.
  51. , И.А. Психология общения и развитие личности Текст. // Психология формирования и развития личности М., 1981 — 340 С.
  52. , А. Избранные педагогические сочинения Текст.: [Сост. и вступ. ст., с. 7−52, В.А. Ротенберга] М.: Учпедгиз, 1956. — 374 С.- 1л. портр. 23 см-Библиогр.: с.359−370.
  53. , М.К. Сравнение и формирование понятий у учащихся Текст. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. — 80 С.
  54. , Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроках Текст. // Советская педагогика. 1957. — № 8. — с.41.
  55. Нсйпов," Б.П. Основы’дидактики Текст. / Под' ред. д-ра' пед. наук., проф. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 С. 22 см (Акад. пед. наук. Ин-т теории и ист. педагогики)
  56. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения Текст.: (Матер, пед. исслед.) [Сб. ст.]. Отв. ред. чл.-кор. АПН РСФСР Б. П. Есипов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 248 С.- ил. 27 см.
  57. , В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука Текст. // Инновационные процессы в образовании. Сб. науч. трудов. Тюмень: Тюм. гос. пед. ун-т, 1990 — с.5−14.
  58. Загвязинский," В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. — М.: Педагогика, 1987. 159, 1. С.- 20 см — (Библ-ка учителя и воспитателя) -Библиогр.: с. 159−160.
  59. , В.И. Учитель как исследователь Текст.: М.: Знание, 1980. -96 С.- 16 см (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология № 4) — Библиогр.: с. 96.
  60. Заир-Бек, Е.С., Казакова, Е. И. Педагогические ориентиры успеха Текст.: Метод, матер, к обучающим семинарам. СПб.: „Петроградский и К“, 1995. -64 С.
  61. Закон Российской Федерации „Об образовании“ Текст. М.: Омега — Л., 2004. — 56 С. — (Закон Российской-Федерации) — ISBN 5−98 119−352−2
  62. , В.П. Человеческая деятельность познание — искусство Текст. /
  63. B.П. Иванов- АН УССР, Ин-т философии Киев: Наук. Думка, 1977 — 251
  64. C.- 19 см-Библиогр.: с. 245−248. Предм. указ.: с. 249−250.
  65. , E.H. Рождение урока Текст. М.: Педагогика, 1986. — 173 [2]С.- 20 см — (Воспитание и обучение: Б-ка учителя).
  66. Инновационное образование и научные школы Текст. // Альма-матер. Вестник высшей школы. 2000. — № 5. — с. 15−19.
  67. Инновационность и инновационное образование Текст. // Альма-матер. Вестник высшей школы. — 2000. № 6. — с. 23−26.
  68. Инновационное обучение: стратегия и практика Текст.: Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов шк. образ. Сочи. 10−13 октября. 1993 / Под ред. В. Я. Ляудис. М. 1994−2003 -202 С.: ил. — ISBN 5−88 622−003-х
  69. Инновационные процессы в образовании Текст.: Матер. YIII Межд. науч.-практ. конф. „Инновационные процессы в образовании“ 22−23 апреля 2004 /
  70. Редкол.: А. Ф. Аменд и др. М.- Чел.: Образование, 2004. 4.1. — 2004. — 271 С. — Библиогр. в конце ст. — ISBN 5−98 314−036−1
  71. , М.С. Человеческая деятельность Текст.: Опыт системного анализа М.: Политиздат, 1974. 328 С.
  72. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения Текст./ Кан-Калик В.А. — М.: Роспедагентство, 1995. 108 С. — ISBN 5−86 825−005−2
  73. , В.А. Чтобы воспоминание было успешным Текст. М.: Знание, 1979. 95 С., ил.- 16 см — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. „Педагогика и психология“ № 8) — Библиогр.: с. 94.
  74. , В.А. Без звонка на перемену Текст. / В. А. Караковский -Челябинск: Юж.-Уральское книжное издательство, 1977. — 176 С.- ил.- 21 см.
  75. , М.В. Инновации в обучении Текст.: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / Кларин М. В. М.: Наука, 1997. — 222С. — ISBN 5−2 013 618
  76. , М.В. Инновационные модели обучения в современной и зарубежной педагогике Текст. // Педагогика. 1994. — № 5. — с. 104−109.
  77. , Г. А. Об активном обучении педагогическому общению Текст. //• • Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации:
  78. Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ Общ. и пед. психол.- Редкол.: A.A. Бодалев (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1983. — (вып. Дан. 1984) — 98 С.- 20 см -Библиогр. в конце ст.
  79. , Ш. Типы педагогических инноваций Текст. // Педагогическое обозрение. Венгрия, 1985. с.54−73.
  80. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст.: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр „Академия“, 2000.- с. 8, 18−19, 48−49.
  81. , Н.В. Управление инновационным процессом в условиях педагогического колледжа Текст.: Дисс.к.п.н. Екатеринбург. 1995. 195 С.
  82. , М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX в. (11 класс) Текст.: Пособие для учителя: из опыта работы 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 158 С.
  83. , Б.П. Учение процесс творческий Текст.: Книга для учителя: Из опыта работы — 2-е изд, доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 158, 1. С.- 20 см — ISBN 5−09−001−54
  84. , Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащегося (состав, функции, закономерности, принципы, способы формирования) Текст.: Дисс. .д.п.н. Славянск, 1978. — с. 423.
  85. Краткий словарь по социологии Текст. М.: Политиздат, 1985. — с.144.
  86. , C.B., Лакоценина, Т.П. Не совсем обычный урок Текст.: Практическое пособие для учителей и кл. руков., студентов средних и высших учеб. завед., слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Изд-во Учитель, 2001.-176 С.
  87. ОПН: Образование Пед. науки. Общ. пед.). Библиогр.: с. 100−103 (132 назв.) — ISBN 5−7155−0279−9
  88. , Т.С. Этика социальной активности личности Текст.: Учебное пособие для вузов М.: Высшая школа, 1974. — 112 С.
  89. Лапин, Н. И, Пригожин, А. И, Сазонов, Б. В, Толстой, B.C. Нововведения в организациях Текст.: Общая часть исслед. прогр. // Структура инновационного процесса — М.: Просвещение, 1982. с. 23.
  90. , А.Н. Дятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев — 2-е изд. М: Политиздат, 1977. — 304 С.
  91. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. М.: МГУ, 1981 — 584 С., ил. — Библиогр. в примеч.: с.558−564. Указ. имен, предм.: с. 565−583.
  92. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А.Н. Леонтьев- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — (Тр.д.чл. и чл.-кор. АПНСССР) 1 т. 1983. — 391
  93. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. М.: Педагогика, 1981. — 185 С.- 20 см — Библиогр.: с. 178−183 (168 назв.) Предм. указ.: с. 184.
  94. , И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки Текст. // Советская педагогика, 1985. — № 3 — с. 52−57.
  95. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. М.: Знание, 1980 — 96 е., ил.- 16 см — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. „Педагогика и психология“ № 3)
  96. , И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории Текст.: Пособие для учителей М.: Просвещение, 1982 — 191 С.- 22 см -Библиогр.: с. 189−190.
  97. , И.Я. Учебный предмет, тема, урок Текст. М.: Знание, 1988. -80 С.: ил.- 17 см (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология № 1) — Библиогр.: с. 79−80.
  98. , Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях Текст.: Сб. / АН СССР- Ин-т психологии- 'Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин М.: Наука, 1985. — 232С. ил.- 20 см — Библиогр. в конце ст.
  99. , С.Н. Методом опережающего обучения Текст.: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 192, 1. е.- 22 см -(ТЛУ: Творч. Лаб учителя) — ISBN 5−09−1 392 -6
  100. , Т.Н. Когда легко учиться Текст.: Из опыта работы учителя нач. кл. № 587 Москвы / [Предисловие И.Д. Зверева] Минск: Нар. асвета, 1990. — 172, [2]с.: ил.- 20 см — ISBN 5−341−369−1
  101. , В.Я. Инновационное обучение и наука Текст. М.: Изд-во ИНИОН, 1992:-50 С.
  102. , В.Я. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / [В.Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др.]- Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989 — 239, 1. С., 20 см — Библиогр.: с.230−234 (93 назв.) -ISBN 5−211−223−7
  103. , И.И. Рационально организовывать самостоятельное обучение учащихся Текст. // Народное образование. 1966. — № 10. — с. 2−16.
  104. , Т.Н. Социальная активность школьников Текст. Л.: О-во „Знание“ РСФСР „Ленингр. орг.“ — 1978. — 36 С.- 20 см — (В помощь лектору / О-во „Знание“ РСФСР, Ленингр. орг.) — Библиогр.: с. 35 (9 Назв.)
  105. , A.B. Диалектика деятельности и потребности общества Текст. Белгород, 1972. — 270 С.
  106. , А.К. Формирование мотивации учения Текст.: Кн. для учит. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов М.: Просвещение, 1991. — 191, 1. С.- 21 см — (ПНШ: Психол. наука — школа) — Библиогр. в конце глав — ISBN 5−09−1 744−1 (впер.)
  107. , A.K. Психология труда учителя Текст.: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1993. — 190, [3] С.- 20 см — ПНШ: Психол. наука — школа) -Библиогр. в конце разделов — ISBN 5−09−3 639 -х
  108. , А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. М.: Педагогика, 1972. — 208 С. с черт. — Библиогр.: с. 197−207. 20 см.
  109. , М.И. Современный урок Текст.-2-е изд. М.: Педагогика, 1985. — 184 С- 20 см — (Образование. Пед.науки. Дидактика) — Библиогр.: с. 180−183 (100 назв.)
  110. , P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения Текст. М.: Учпедгиз, 1940. — 96 С. с ил л. (Б-ка учит.)
  111. , A.M., Капто, А.Е, Лоренсов, А. В, Хомерики, О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении Текст. М.: Пед. общ. России, 1998. — 350 С.
  112. , Е.Д. О полифункциональности сложных систем Текст. // Синергетика. Труды семинара. Естествознание, соц. гуманит. аспекты. М.: МГУ, 1999.-2 т.-280 С.
  113. Новая философская энциклопедия Текст.: в 4 т. / Ин-т филос. Рос. АН, Нац. общ.-науч. фонд. Науч. ред. М. С. Ковалева и др. М.: Мысль, 2000. — 1 т.: А-Д — 2000 — 721 С. — ISBN 5−244−962−1
  114. , С.И. Словарь русского языка Текст.: 70 ООО слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой 23-е изд., испр. М.: Русский язык, 1990. — 917 С. — ISBN 5−20 001 088−8
  115. , В.Ф. Взаимосвязь образования, воспитания и развития учащихся на уроке Текст. Киев, 1982. — 26 С.
  116. , С.Е. Институты сферы образования Текст.: Теория и •' Практика педагогических инноваций. М.: Ассоц. инженеров педаг. города1. Москвы, 1995.-32 С.
  117. , В.А. К психологии активности личности Текст. // Вопросы психологии. 1975: — № 3.- с.69−80. • ' •
  118. , П.И., Коротяев, Б.И. Организация деятельности ученика на уроке Текст. М.: Знание, 1985. — 80 С., ил.- 16 см — (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология № 3) — Библиогр.: с. 80.
  119. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: Теоретико-экспериментальные исследования М.: Педагогика, 1980. — 240 С.- 20 см — Библиогр.: с.232−239 (192 назв.)
  120. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / Дидактический анализ и структура воспроизведения и творчества М.: Педагогика, 1972.-184 С. -Библиогр.: с. 176−182.
  121. , В.Я. Неогуманистические идеив западной педагогике Текст. // Педагогика 1996. № 6. — с. 97−102.
  122. , М.Н., Пахомова, С.Е. Институты сферы образования Текст.: Теория и практика педагогических инноваций М.: Ассоц. инженеров-педагогов города Москвы, 1995. — 32 С.
  123. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: Учеб. для студ. пед. вузов в 2-х кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. кн.1: Общие основы проц. обуч. — 576 С.: ил. ISBN 5−691−174−4, ISBN 5−691−175−2 (1)
  124. , H.A. Исследование процесса формирования педагогической деятельности в обучении Текст. Автореф. дисс. к.п.н. Казань: 1976.-48 С.
  125. , С.Д. В поисках педагогической инноватики Текст. М. 1993. -189 С.
  126. , М.М. Как развивать педагогическое творчество Текст. М.: Знание, 1987. — 78, [2] С.: ил- 17 см — (Новое в жизни, науке и технике) Педагогика и психология 1/1987 — Библиогр.: с.76−77.
  127. , М.М. Управление качеством образования Текст.: [Практикоориентированная монография и методическое пособие] Российская академия образования- Под ред. М. М. Поташника. — М.: Пед. об-во России, 2000.- 441 С. ISBN 5−93 134−079−3
  128. , М.М. Инновационные школы России Текст.: Становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособ. для руков. общеобр. учрежд. Рос. Акад. образ. Ин-т упр. Образованием М.: Новая школа, 1996. — 317 С. — ISBN 5−7301−0200−3
  129. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии Текст. / Под ред. В. В. Давыдова НИИ общей пед. психологии акад. пед. наук. СССР• М.: Педагогика, 1978. 390 С.
  130. Психолого-педагогический словарь Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого Ростов-на-Дону: Изд-во „Феникс“, 1998. 544 С.
  131. , Л.А. Проблема диалогизма сознания у Бахтина Текст.// Вопросы психологии. 1985. — № 6. — с. 103−116.
  132. , В.Г. Развитие творческих особенностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: Пособ. для учителей М.: Просвещение, 1975.-272 С.
  133. , Н. Творчество как усиление себя Текст. // Вопросы психологии. М. 1990. — № 1-е. 164−168.
  134. , С.Л. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности Текст. Автореф. дисс.. к.п.н. -Волгоград, 1990. 17 С.
  135. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / Гл.ред. В. В. Давыдов М.: Большая российская энциклопедия — 1993. — 27 см. — ISBN 5• • 85 270−114−9 .1 т: А-М- 1993.-607, 1.: ил.- ISBN 5−85 270−140−8 (в пер.)
  136. , В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст.: НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР М.:
  137. Педагогика, 1987. 159, 2.С.: ил.- 20 см — (ОПН: Образование. Педагогические науки. Пед. психол.)-Библиогр.: с. 154−160.
  138. , В.Г. Опыт организации научно-методической работы в школе Текст. // Педагогика. 1995.- № 4. с. 116−177.
  139. , С.Л. Диалог за партой Текст.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 94, [2] С.: ил.- 22 см — (Творч. лаб учит.) — ISBN 5−9 001 396−9
  140. , П.И. Концентрированное обучение в условиях средней профессиональной школы Текст. // Специалист. 1996. № 7. — с. 29−33.
  141. , П.И., Сергеев, A.B. Развитие дидактической физики как инновационный процесс Текст. // Специалист. 1996. № 7. — с. 30−33.
  142. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособ. пед. вузов и инст. повыш. квалиф. ред. нар. образ. М.: Народное образование, 1998. -255 С. (Професс. пед. 6-Ka)-ISBN 87 953−127−9
  143. , C.B. Процессы межличностного контакта в педагогическом общении Текст. Дисс. канд. псих. наук. М. 1980. 160 С.
  144. , М.Н., Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы Текст. М.: Знание, 1981 — 96 С., ил.- 16 см ((Новое в жизни, науке, технике. Сер. „Педагогика и психология“ № 7) — Библиогр.: с. 95−96 (10 назв.)
  145. , М.Н. Об изучении, обобщении и использовании педагогического опыта Текст. // Народное образование. 1981.- № 9. с. 103−111.
  146. , В.А. Теория и практика высшего педагогического образования Текст.: Межвузовский сб. науч. тр. / МГПИ им. Ленина М. -1991. — 142 С.
  147. , В.А. Формирование социально-активной личности учителя Текст.: Межвуз. Сб. науч. тр. / МНПИ им. Ленина Под ред. В. А. Сластенина -M.: МГПИ, 1986. 170 1. 22 см.
  148. , В.А., Исаев, И.Ф. Педагогика Текст.: Учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов 3-е изд. М.: Школа-пресс, 2000 — 512 С. — ISBN 5−88 527−171−2
  149. , В.А., Исаеф, И.Ф., Шиянов, E.H. Общая педагогика Текст.: Учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. Междунар. Акад. пед. образ. — М.: Академия, 2002. 566, 1. С.- 22 (Высшее образование) — ISBN 5−7695−0878−7
  150. , В.А., Подымова, Л.С. Педагогика Текст.: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -221С. ISBN 5−89 317−048−2
  151. , В.И. Общая педагогика Текст.: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. М.: „Логос“, 2002. 398 С.
  152. Среднее профессиональное образование Текст.: Сб. норм, правов. док. / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, C.B. Васильева и другие. Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 2000. 523 С.
  153. , В.А. Избранные педагогические сочинения в пяти томах Текст. / (Редколлег.: А. Дзеверин (пред.) и др.) Киев: Рад. шк., 1979. — 20 см. 3 т. -Библиогр.: с. 711−717.
  154. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. 343 С.- 20 см — Библиогр.: с. 325−340.
  155. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 173, [2] С- 22 см.-ISBN 5−09−494−3
  156. Управление развитием инновационных процессов в сельской школе Текст. Дисс. к.п.н. Екатеринбург.- 1995. 195 С.
  157. , A.B. Формирование учебных умений учащихся Текст. // Советская педагогика 1982.- № 1. с. 41−48.
  158. Усова| A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / АПН СССР М.: Педагогика, 1986. — 173, 1. С.- ил.- 21 см -(Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) — Библиогр.: с. 168−172 (136 назв.)
  159. , В.П., Ушачева, Е.В. Концептуальные модели инновационного обучения Текст.: Научно-методические разработки. Магнитогорск: МГПИ, 1999. 22 С. — Библиогр.: с. 22.
  160. , В.П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе Текст.: Учебное пособие. Магнит.: МГПИ, 1999. 104 С.- табл. — ISBN 5−86−781−164−6
  161. Философский энциклопедический словарь Текст.- М.: ИНФРА М.- 1999. -с. 469.
  162. Философский словарь Текст.: Дидье Жулиа — М.: Межд. отнош., 2000. — с.111.
  163. , Д. Педагогические инновации Текст. / Пер. с англ. М.: ИТП и МИО, 1993.-105 С. * '
  164. , Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя Текст. М.: Просвещение, 1991. — 287, 1.С.- 22 см — (ПНШ: Психолог, наука-школе) — Библиогр.: с. 274−284 (277 назв.) — ISBN 5−09−1 743−3 (в пер.)
  165. , И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве Текст. // Педагогика 1992. — № 7−8. — с. 11−15.
  166. , И.Ф. Педагогика Текст.: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.- 310 С.
  167. , И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве Текст. // Педагогака 1992.-№ 7−8. — с. 11−15.
  168. , В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика Текст. / Под ред. В. А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова- Моск. гос. ун-т им. В.И. Ленина- M.: МИП „NB Магистр“, 1992. 159 С.: ил.- 21 см. — Библиогр.: с. 153−158 (63 назв.)
  169. , А.И. Инновационное содержание обучения физике в структуре образования Текст.: Школа-вуз. Автореф. диис. к.п.н. С-П. 1998.-21 С.
  170. , Н.Л. Воспитывающая функция образования Текст.: В помощь учителю / Н.Л. Худякова- Южно-Уральский научно-образовательный центр Рос. акад. образ. ЧТУ Чел. 2000 59 С. (Педагогическая теория и практика) -ISBN 5−230−200 086−3
  171. , Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие Текст. ЧТУ Институт психологии и педагогики. Челябинск. 2004. 399 С. — Библиогр.: с. 372−398.
  172. , Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования Текст.: Ч. 1. / Челябинский государственный университет. Челябинск. 2002. — 146 С., ил. ISBN 5−7271−0585−4
  173. , Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования Текст.: Ч. 2. / Челябинский государственный университет. Челябинск. 2002. — 196 С., ил. ISBN 5−7271−0590−0
  174. , В.Е., Кузьминичева, И.А. Психолого-педагогические принципы воспитания поступком в концепции К. Оллред Текст. // Вопросы психологии. М. 1988.-№ 6.-с. 134−141.
  175. , И.М. Система форм организации обучения в современной школе Текст. M. 1987. — 129 С.
  176. , В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельской школе Текст. Дисс.. к.п.н. Екатеринбург: 1995. 195 С.
  177. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова -М.: Педагогика, 1982. 209 С. — Библиогр.: с. 204−208.
  178. , В.Ф. Эксперимент продолжается Текст. М.: Педагогика, 1989. 334, [2] С.: ил.- 21 см — ISBN 5−7155−0089−3 (в пер.)
  179. , В.Ф. Педагогическая проза Текст.: Из опыта работы школ города Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 94 С., ил- 20 см.
  180. , С.А. Диалог как основа педагогического общения Текст. // Вопросы психологии. 1991.-№ 1-е. 44−52.200'. Шиянов, E.H. Развитие личности в обучений Текст. '- М: 'Изд. центр. „Академия“, 2000.-230 С.
  181. , Г. Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. Челябинск: ЧелГУ, 1997. 182 С.
  182. , В.Ф. Активизация учебной деятельности учащихся на уроках (УШ -X классы) Текст. Автореф. канд. дисс. Киев, 1961. с. 15.
  183. , Е.В. Проблемы психологии личности Текст.: Сов.-фин. симпоз. [Сб. / Отв. ред. Е. В. Шорохова и др.] М.: Наука, 1982. 245 С, 21 см -Библиогр. в конце докл.
  184. , В.Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения Текст. // Высшее образование в России. 1994.-№ 2.-с. 13−18.
  185. , А.И. Управление умственной деятельностью и умственным развитием учащихся Текст.: Сб. науч. тр. [Ред. коллегия: проф. А. И. Щербаков (Отв. ред.) и др.] JL: 1973. — 130 С. с диагр. (ЛГПИ им. А.И. Герцена) -Библиогр. в конце работ.
  186. , М.П. Объять необъятное Текст.: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986. 171 [2] С.- 20 см.
  187. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 С.- 21 см. Библиогр. в конце глав.
  188. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. Педагогика. 1989. — 554 С.: портр. (Тр. д. чл. и.чл.-кор. АПН СССР) Библиогр.: с. 530−537.
  189. , Д.Б. Психология игры Текст. М. 1978. 304 С.: портр.
  190. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики Текст.: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Методическое пособие. М.: ЦСПО РСФСР, 1991.-215 С.
  191. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128 С.
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996. 96 С.
  193. Bloom, В.S. All our children learning Text. N.Y. etc., 1968.- P.370.
  194. Brophy, J.E., Good, T.L. Teacher Behavior and Student Achievement Text. // Third Handbook of Research on Teaching / Ed. by M.L. Wittrock. N.Y.: Macmillan, 1986. P. 375.
  195. F.Buitendijk, F.J.Wesen und Sinn des Spiels Text. Berlin. P.316.
  196. Dunn, A.A. Teacher Talks to the Standarts Bearers Text. // Educachional Leadership, 1993. № 8 — P. 50.
  197. Freiberg, H.J., Prokosch, N., Treister, E., Stein, T. A Study of Five Adrisk Inner City Elementary Schools Text. // Intern J. Of School Effectiveness and School Improvement. 1990. Vol.1. — № 1 — P. 340.
  198. Freiberg, H.J. School That Fosters Resilience in Inner City Youth Text. // J. Of Negro Educachion. Yearbook Edition. Vol.62. № 3. Washington, D. C: Howard Univ.Press. — 1993. — P. 270.
  199. Kupisiewicz C. Podstawy didaktyki ogolnej Panstwjkwowe Wydawnictwo Naukowe Text. 1980.-367, 1.-В.: p. 341−345.
  200. Hoy .W.K., Tarter J. C» Kottkamp.R.B. Open Schools/Healthy .Schools Text.: London: Sage, 1991 -240 P.
  201. Maslow, A. Some educational implications of the humanistic phychology Text. // Harvard Educational Review / 1968, № 4. — p. 38.
  202. Rogers, C., H. Jerome Freiberg Freedom to learn Third Edition Text.: Macmillan College Publishing Company, 1994. P. 345.
Заполнить форму текущей работой