Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировоззрение и политическая практика буддизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Буддизм зародился в VI—V вв. до н. э. на севере Индии в эпоху династии Сейсунага. Основатель буддистской религии был, следовательно, современником Конфуция. Первоначальный буддизм — своего рода отрицание брахманизма и его идеологии. Соперничество и борьба за власть и богатство между высшими кастами, брахманами и кшатриями, в условиях крайней бедности, нужды рабов, закрепощенных… Читать ещё >

Мировоззрение и политическая практика буддизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Буддизм зародился в VI—V вв. до н. э. на севере Индии в эпоху династии Сейсунага. Основатель буддистской религии был, следовательно, современником Конфуция. Первоначальный буддизм — своего рода отрицание брахманизма и его идеологии. Соперничество и борьба за власть и богатство между высшими кастами, брахманами и кшатриями, в условиях крайней бедности, нужды рабов, закрепощенных крестьян-общинников и низших каст порождали кризис кастового строя и традиционного мировоззрения.

Радикальный сдвиг в социально-политическом развитии страны — создание государств — проявился и в сфере идеологии. Поэтому не случайно некоторые положения буддистского учения представляют особый интерес с философской и политической точек зрения.

Источником для изучения буддизма являются самые ранние произведения — так называемый Палийский канон — книги, написанные на языке пали. Канон состоит из трех частей: сборник древних канонических правил буддистских общин (Виная-питака); сборник бесед и изречений Будды (Сутта-питака); метафизические рассуждения (Абидарма-питака).

В древнейших буддистских легендах рассказывается об основателе этой религии — Будде как о реальном человеке, ставшем проповедником свого учения. Будда, он же Сидхартха, больше известен под именем Гаутамы, а предания именуют его Шакьямуни (отшельник из рода Шакья), Татагата (Возвышенный), Блаженный, Совершенный.

Согласно легенде, отец Сидхартхи, князь (или царь), тщательно устранил из его жизни все, что могло бы опечалить сына. Он даже не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, болезнь, дряхлость и смерть. Сидхартха проводил время в развлечениях, пирах и празднествах. Душевный переворот произошел в нем тогда, когда Сидхартха впервые узнал, что болезнь, старость и смерть — удел всех людей. Отказавшись от богатства и власти, он становится аскетом-отшельником. По преданию, однажды ночью, сидя поддеревом смоковницы (древо познания) и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно постигает истину: с этого момента Сидхартха (Гаутама) становится Буддой — Просветленным.

Открыв «истинный путь» к пониманию, что вся жизнь человеческая есть страдания («жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная») и удовольствие («жизнь мрачная, недостойная, ничтожная»), он делает вывод: правильный путь лежит посредине — это путь самоуглубления в целях познания истины, ведущий к покою и просветлению духа. Гаутама-Будда начал свою проповедническую деятельность.

Итак, раннебуддистское мировоззрение не столько религиозная, сколько философско-этическая система. Его основу составляют так называемые «четыре возвышенные истины»:

  • 1) о страдании;
  • 2) о причинах страдания;
  • 3) о прекращении страдания;
  • 4) о пути к прекращению страдания.

Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть с градание, разлука с милым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание…» Причина страдания — привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда «ведет от возрождения к возрождению», прекращение страдания заключается в «устранении этой жажды через полное уничтожение желания». Достигнуть этого можно, только усвоив «четыре возвышенные истины»:

  • 1) несчастия всегда сопутствуют жизни;
  • 2) источник всего бытия лежит в страстях или похоти;
  • 3) избавиться от бытия можно, только уничтожив похоть;
  • 4) устранить похоть можно, пройдя четыре ступени погружения в нирвану.

Понятие «нирвана» занимает центральное место во всей буддистской философии. Нет единого мнения по поводу определения понятия «нирвана»: по мнению одних, это полное уничтожение, полное небытие (т. е. «освобождение от собственного «Я», преодоление любых мирских связей и, как результат, — абсолютная свобода от уз двойственности). Для других нирвана — это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия — положительный эквивалент подавления желаний — есть освобождение, или нирвана, блаженное состояние души после смерти. Достижение нирваны рассматривается единственным итогом процесса всеобщей изменяемости, составляющим, согласно буддизму, основу жизни.

Как бы то ни было, нирвана означает прекращение цепи перерождений (животного, растения, злого духа, божества). Но высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в идеальное состояние нирваны, которая, согласно традиционным индийским воззрениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.

Единственным средством достигнуть нирваны ранний буддизм считал собственные сознательные усилия человека, прошедшего «восьмисоставной путь» совершенства, ведущий к прекращению страданий: это «праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведное созерцание, праведный образ жизни, праведные стремления, праведное созерцание». Человек, достигая совершенства, становится архатом (святым, познавшим истину) и погружается в нирвану.

Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения, соблюдая пять запрещающих заповедей святого учения:

  • 1) не убивать ни одного живого существа;
  • 2) не брать чужой собственности;
  • 3) не касаться чужой жены;
  • 4) не говорить неправды;
  • 5) не пить вина.

Выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества. Таким образом, нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахимса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.

В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т. е. вообще как в безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д. Будда, человек, достигший просветления, стоит выше богов, ибо боги подчинены тому же закону круговращения сансары.

В целом же буддизм звал не к борьбе с несправедливостью, а к ослаблению и угасанию «огня внутренних желаний», эмоций и внешних восприятий, к устранению любых реакций на окружающий мир, поскольку всякое страдание уничтожается лишь с исчезновением сознания собственного «Я». Идеал абсолютной отрешенности от окружающего мира приводит последователей буддизма к отказу от совершенствования этого окружающего мира, хотя группы буддистов принимали и принимают участие в общественной и политической жизни своих стран. И в этом смысле идеология буддизма — требование покорности, примирения не казалась опасной для господствующего класса.

Поэтому не случайно в III в. до н. э. в государстве Магадха, объединившем большую часть Индии, буддистское учение становится господствующей религией. Покровителями буддизма были цари династии Маурья, выходцы из низшей касты. Они не могли и не хотели опираться на брахманскую аристократию.

При династии Маурья основными причинами объявления буддизма государственной религией были следующие:

  • 1) не признавая, в отличие от брахманов, кастовых различий, буддистские общины, пользуясь большим влиянием на народ, становятся удобной опорой правителей;
  • 2) отсутствие связи в условиях централизованного государства с местными и племенными культами;
  • 3) строгая дисциплина, на которой были построены буддистские общины, подчинявшиеся единому руководству;
  • 4) своей проповедью непротивления злу буддизм помогал правителям держать в узде народ.

Вот причины, по которым третий царь династии Маурья — Лшока после кратковременного преследования буддистов переменил свое отношение к ним и объявил буддизм государственной религией. Покровительствуя буддизму, используя его как средство преодоления племенной раздробленности, Ашока способствовал сплочению империи. Он содействовал распространению буддизма в Индии и за ее пределами, посылая буддистских миссионеров в Бирму, на Цейлон, в Непал. Эпоха правления Ашоки с опорой на буддизм ознаменована значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.

К началу нашей эры буддизм разделился на две ветви: хинаяну (буквально — учение старейших), символизирующую малую колесницу, узкий путь, и махаяну (большая колесница, широкий путь), называемую также северным буддизмом. В Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахманизма, а потом индуизма.

Для хинаяны характерны упрощенность религии, культов и организации, основанной на строгом соблюдении устава и догматов первоначального буддизма, отрицание реальности «Я» и мира, существования материальной и духовной субстанции (в частности, души как самостоятельной духовной сущности), проповедь личного совершенствования и независимого развития личности.

Махаянистское учение содержало в себе существенные новшества по сравнению с первоначальным буддизмом.

Во-первых, все видимое бытие объявлялось «абсолютной пустотностыо», не подлежащей ни пониманию, ни объяснению. Подверглась отрицанию буддистская идея личного освоения каждым вероучения (глубокое освоение учения — удел избранных, ибо простым верующим нужен легкий, широкий путь к богу, к богам).

Во-вторых, развито представление о 995 буддах-мироправителях, о 35 буддах, очищающих от грехов. Будда-Шакьямуни (Гаутама) из учителя мудрости превращается у махаянистов в божество.

В-третьих, другим важным новшеством, введенным махаянистами в буддистское вероучение, стало допущение верующих в нирвану. Они учили, что не только монахам, но и мирянам доступна нирвана. Однако идеал нирваны, привлекательный для утонченных философов-метафизиков, интеллигентов, был мало понятен широким массам.

В-четвертых, в целях привлечения в буддизм широчайших масс в махаянистском буддизме возникает учение о рае, совершенно отсутствовавшее в первоначальном буддизме. Для запугивания верующих наряду с раем появился и буддистский ад с картиной страшных мучений грешников, нарушающих законы Будды.

В махаянистском учении осталось уже очень мало от первоначального буддизма как философско-этической системы. Зато в этой более гибкой своей форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в духовную и политическую жизнь разных стран.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой