Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастные особенности и проблема психологического сопровождения саморазвития человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первой ступени — оживления — ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя… Читать ещё >

Возрастные особенности и проблема психологического сопровождения саморазвития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастные этапы саморазвития

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве

Когда мы говорим о психическом развитии человека как объективном процессе, то здесь достаточно четко можно выделить его этапы и закономерности. К настоящему времени в науке известно немало периодизаций психического, личностного и социального развития. Достаточно вспомнить периодизации Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона, В. И. Слободчикова, А. В. Петровского и других. Сложнее дело обстоит, когда мы пытаемся выявить общие закономерности и возрастные этапы саморазвития человека. Причина проста — процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее активности, характером целей саморазвития и уровнем их осознанности.

Одна из первых попыток разработать периодизацию саморазвития личности была предпринята М. Монгессори [1974]. Автор ограничивается возрастом от 0 до 18 лет и выделяет в процессе саморазвития три периода, каждый из которых состоит из двух фаз.

Первый период (до шести лет). Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности остается единым для всего этого периода. Данный период характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. В соответствии с космическим планом ребенок «решает» внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. В пространстве от рождения до шести лет четко выделяются две фазы.

Первая фаза (от рождения до трех лет) названа автором «Впитывающее сознание». Ребенок на этой фазе является своеобразным «эмоциональным камертоном», сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Вторая фаза (от трех до шести лет) — «Строитель самого себя». В этом возрасте осуществляется процесс интенсивного самопостроения личности. Данный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного, двигательного, речевого, социального развития. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка является специально организованная «педагогизированная» среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие для саморазвития.

Второй период (шесть—двенадцать лет) — глобальная ориентация развития ребенка связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре. В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире.

Первая фаза (шесть—девять лет) — «Исследователь окружающего мира». Ребенок в возрасте от шести до девяти лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является «исследователем», который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов. Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления «с нуля», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений.

Вторая фаза (9—12 лет) — «Ученый». Автор подчеркивает, что исследовательское отношение к миру приобретает целенаправленный характер.

Третий период (12—18 лет) — характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места.

Первая фаза (12—15 лет) — «Участник организации». В этот период молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью, другими словами, организацию людей.

Вторая фаза (15—18 лет) — «Социальный участник». Человек в этом возрасте является активным «социальным участником», который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледже, университете. Это возраст начала профессиональной карьеры.

В отечественной психологии наиболее адекватно идея саморазвития отражена в периодизации В. И. Слободчикова |2000|. Преимущества ее несомненны. Она дает возможность проследить процесс развития личности как бы изнутри, как становление ее внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным окружением.

В качестве исходных понятий выступает «со-бытийная общность» и «само-бытность». Со-бытийная общность — это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи развитие личности происходить не может. На первых порах роль «Другого» выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность — это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое.

Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считает, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между тем, чем или кем желает стать человек, и его возможностями. Например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, и не могу стать, как ты».

Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития — стадии освоения — способность самостоятельно, по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия.

Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Интегральная периодизация субъективной реальности (по В. И. Слободчикову).

Ступени субъективности.

Период становления со-бытийности

Период становления само-бытности

кризисы рождения.

стадии принятия.

кризисы развития.

стадии освоения.

Оживление.

Родовой кризис: 0—2 мес. ±3 нед.

Новорождснность: 0,4—3,5 мес.

Кризис новорожденное™:

3,5—7 мес.

Младенчество: 6—12 мес.

Одушевление.

Кризис младенчества: 11−18 мес.

Раннее детство: 1,5—3 года.

Кризис раннего детства:

2,5—3,5 года.

Дошкольное детство:

  • 3 года —
  • 6,5 лет

Персонализация.

Кризис детства: 5,5—7,5 лет.

Отрочество: 6,2—11,5 лет.

Кризис отрочества:

11 — 14 лет.

Юность: 13−18 лет.

Индивидуализация.

Кризис юности: 17 лет — 21 год.

Молодость: 19−28 лет.

Кризис молодости:

  • 27 лет —
  • 33 года

Взрослость: 32—42 года.

Универсализация.

Кризис взрослости: 39—45 лет.

Зрелость:

44 года — 60 лет.

Кризис зрелости: 55—65 лет.

Старость:

62-…

Прокомментируем коротко содержание этих ступеней.

На первой ступени — оживления — ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени — подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях.

На второй ступени — одушевления — ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действий и с реальным партнером, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития — прямохождение и речь — как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени — персонализации — партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т. п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социальнокультурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей.

На четвертой ступени — индивидуализации — партнером молодого человека становится человечество (в определенных пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность, которая зачастую складывалась не, но его воле и без его ведома.

Последняя, пятая ступень — универсализация — знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет.

Пользуясь периодизацией В. И. Слободчикова, можно на каждой ступени выделить и направления саморазвития личности. Например, на ступени оживления инициатива взрослого человека состоит в том, чтобы добиться разрыва эмоционально-личностного единства за счет введения предметов, которыми пользуются взрослые, или заместителей предметов — игрушек, которыми пользуются дети. Ребенок же, в свою очередь, проявляет инициативу в восстановлении единства и строит, следовательно, в этом направлении свою развивающуюся личность. Но выстроить прежние отношения оказывается уже невозможным, в результате чего сам ребенок требует введения предметов. Итог — разрушение единства «ребенок — взрослый». Появление нового единства — «ребенок — предмет совместных действий — взрослый». На стадии одушевления взрослые проявляют инициативу в построении образа самостоятельности у ребенка, который строит свою личность в имитации существенного содержания поведения взрослых («Я — сам», «Я — большой», «Я — как папа»). Разрешение этого противоречия идет по пути совместной игровой имитации взрослого поведения. Ребенок строит свою личность (саморазвивается) в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. В итоге разрушается воображаемое уподобление взрослому. На этапе персонализации инициатива общественного взрослого состоит в предъявлении социальных ожиданий, ценностей. Инициатива же подростка состоит в постановке задач самоопределения; они требуют совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате разрушаются отношения зависимости, выстраиваются возможные отношения равенства.

Таким образом, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправным и независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы, насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства.

Такова в общих чертах периодизация развития субъективной реальности. Слободчиков в итоге делает вывод, что процесс саморазвития — как сущностная форма бытия человека — начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с которой взаимодействует.

Опираясь на периодизацию В. И. Слободчикова, можно выделить и некоторые содержательные особенности саморазвития, характеризующие тот или иной возраст. К ним можно отнести следующие: развитие самосознания и самопознания как необходимого условия саморазвития; становление субъектной позиции, проявляющейся в социальной активности личности; специфику выбора форм саморазвития.

Остановимся подробнее на их характеристике.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой