Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дедукция и индукция как способы познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование теории правдоподобных рассуждений возводят к основоположнику новоевропейского эмпиризма, крупному методологу Фрэнсису Бэкону. Фигура эта во многом знаковая, ибо речь идет о человеке, сыгравшем огромную роль в становлении современного образа науки (прежде всего — науки естественной, экспериментальной). Он известен своим фундаментальным проектом «великого восстановления наук… Читать ещё >

Дедукция и индукция как способы познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей логики является исследование различных познавательных процедур, посредством которых из уже имеющихся у нас сведений можно получать некоторую информацию. Одна из таких процедур — дедукция (от лат. deductio — выведение).

Рассуждение называется дедуктивным, если и только если совокупная информация, выраженная в его посылках у, …, Ап), содержит в качестве своей части (иногда в неявной форме) информацию, выраженную в заключении (В).

Дедукция позволяет извлечь эту информацию и представить ее в явной форме. Символически структура дедуктивного рассуждения записывается так:

Дедукция и индукция как способы познания.

Но довольно часто применяются и другие способы рассуждения, приводящие к получению принципиально новой информации (а не просто к формулированию информации, имплицитно уже содержавшейся в имеющемся знании). При этом мы используем имеющиеся в посылках сведения как «подсказку», «намек», «свидетельство», наводящее на мысль о возможности принятия некоторого заключения.

Рассуждение в этом случае строится следующим образом: если информация, содержащаяся в посылках Ау, …, Ап верна, то правдоподобно было бы считать, что верно и В.

Дедукция и индукция как способы познания.

Такие рассуждения получили название индуктивных (от лат. inductio — наведение), или правдоподобных.

В дедуктивных рассуждениях посылки полностью обосновывают заключение, поскольку последнее логически следует из них. В правдоподобных рассуждениях посылки лишь подтверждают заключение, логического следования здесь нет.

Раскроем эти тезисы подробнее.

Формирование теории правдоподобных рассуждений возводят к основоположнику новоевропейского эмпиризма, крупному методологу Фрэнсису Бэкону. Фигура эта во многом знаковая, ибо речь идет о человеке, сыгравшем огромную роль в становлении современного образа науки (прежде всего — науки естественной, экспериментальной). Он известен своим фундаментальным проектом «великого восстановления наук» (подразумевалось, что в эпоху «тьмы средневековья» науки как таковой не было, ибо все было подчинено «потусторонним» предметам и целям исследований). Проект этот был основан на новом понимании задач науки и философии. Наука, согласно Бэкону, должна изучать реальную, окружающую человека природу (а не строить отвлеченные умозрительные модели, как это делал, скажем, Аристотель), причем изучать так, чтобы результаты этого познания могли быть использованы для практических целей — совершенствования человеческой цивилизации, повышения жизненного уровня людей и т. д. Тогда философия должна стать общей теорией научного познания, логикой и методологией науки (здесь можно усмотреть зачатки распространенной в XX в. так называемой позитивистской интерпретации философии как служанки науки). Безусловно, мичуринский лозунг всех покорителей природы «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» берет свое начало от знаменитого бэконовского «Знание — сила». Цель науки — достижение объективной истины об окружающей нас материальной природе.

Дедукция и индукция как способы познания.

Аристотель — создатель дедуктивной логики Такой масштабный проект предполагал перестройку всей стратегии организации познавательного отношения, а именно — опору на реальные наблюдения, опыт, эксперименты. Но все эти познавательные методы и способы могут дать лишь частное, единичное знание явлений (типа «Данному объекту А присуще свойство В»). А цель науки как таковой — формулирование общих законов, знание сущностных причин происходящего, достижение способности не только описывать, но и объяснять, и предсказывать. Значит, необходима была разработка теории нового научного метода, который позволил бы сводить множество экспериментальных данных к четким и лаконичным формулировкам законов природы. В своем сочинении «Новый Органон» Бэкон представляет модель такого метода, который он и назвал индуктивным (надо признать, что термин «наведение» оказался в высшей степени «говорящим»). Была и другая аргументация в пользу необходимости нового метода. Традиционный метод логики познания, разработанный еще Аристотелем (в его сочинении «Органон», теперь нам понятна и претенциозность заглавия труда Бэкона), был дедуктивным. Сутью этого метода, как сказано выше, было достоверное выведение некоторого заключения из нескольких посылок (мы изучали такие выводы в гл. 3 и 4). Например: «Папоротники никогда не цветут. Это растение, как мы видим, цветет. Значит, оно не может относиться к папоротникам». Или: «Когда проходит дождь, асфальт становится мокрым. Но, как мы видим, асфальт сухой. Значит, дождя здесь не было». Очевидно, что дедуктивные выводы — это выводы от общего к частному (точнее, к менее общему). В наших примерах первые посылки представляют собой общие утверждения, заключения — частные. Но логическая сила дедукции (правила дедуктивной логики гарантируют истинность заключения при условии истинности посылок) оборачивается ее гносеологической слабостью. Если мы имеем дело с гарантией истинности вывода, значит, он уже потенциально содержался в посылках (как, в простейшем случае, тезис «Некоторые крылатые существа — птицы» скрыт в тезисе «Все птицы крылаты», из которого он следует по правилам логики). Следовательно, дедукция не дает принципиально нового знания. Она хороша при анализе уже имеющейся информации, но в естественных науках (цель которых как раз и состоит в открытии новых истин), очевидно, как писал Бэкон, бесполезна. Она может и должна быть подчиненным, но не основным методом познания. Кроме того, сам дедуктивный вывод предполагает использование неких общих утверждений. Встает вполне законный вопрос: «А откуда мы получили сами эти общие утверждения?» Особенно если это утверждения типа «Всегда и везде явления А и В связаны между собой», «Все S с необходимостью есть Р».

Таким образом, возникновение нового раздела логики — теории правдоподобных рассуждений — было самым непосредственным образом связано с запросами реальной познавательной практики и ознаменовало собой начало нового этапа в истории логики, характеризующегося попытками преодоления разрыва между логикой и другими науками, активным вхождением логики в процесс конкретной деятельности ученых, повышением ее авторитета и интереса к ней.

К числу правдоподобных рассуждений относятся собственно обобщающая индукция, методы установления причинных зависимостей (исключающая индукция) и аналогия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой