Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

В чем сущность принципов объективности, детерминизма, аксиологического и синергетического?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип объективности в историческом исследовании, как и в других науках, обеспечивает потенциальную возможность получения объективного, соответствующего реальности знания об изучаемых объектах и процессах. Принцип объективности является обязательным условием научной состоятельности исторического исследования и предписывает историку ориентироваться на объективный подход начиная от сбора… Читать ещё >

В чем сущность принципов объективности, детерминизма, аксиологического и синергетического? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип объективности в историческом исследовании, как и в других науках, обеспечивает потенциальную возможность получения объективного, соответствующего реальности знания об изучаемых объектах и процессах. Принцип объективности является обязательным условием научной состоятельности исторического исследования и предписывает историку ориентироваться на объективный подход начиная от сбора исторических источников до теоретических обобщений.

Объективность научных результатов в историческом исследовании, несмотря на мировоззренчески-творческие и ценностные предпочтения историка, обеспечивается благодаря наличию исторических источников, существующих независимо от исследователя и отражающих прошлую реальность, идеалами научности и беспристрастной заинтересованности исследователя и общества в получении достоверных знаний об истории человечества.

Принцип детерминизма означает взаимодействие исторических явлений и процессов, их причинно-следственные отношения и взаимообусловленность друг другом. Достаточным условием некоторого исторического события выступает условие, наличие которого гарантирует осуществление этого события. Необходимым является условие, отсутствие которого препятствует осуществлению рассматриваемого исторического события. Важный вид связей, существующих как в природе, так и в обществе, — причинные связи, т. е. связи причин и вызываемых ими эффектов. «Формой причинно-следственного отношения, характерного для социума, является отношение между основными элементами в структуре осмысленной деятельности человека, а именно отношение между целью, средствами и результатом ее реализации… Отношение цели, средства и результата является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства… Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи»[1]. При осмыслении исторических событий важно учитывать самые разнообразные формы соотношения цели и средства, фиксирующие их глубокие диалектические взаимосвязи и взаимопереходы, их ценностную и гуманистическую направленность.

Аксиологический принцип в истории ориентирует исследователя на отнесение изучаемых объектов к тем или иным ценностям, благодаря чему и производится отбор объектов и их оценка. Гносеологическая функция оценочных суждений в исторической науке проявляется при исследовании прошлого как объекта познания, значимого для современной ситуации, увлечении определенными историческими событиями, личностями, фактами, выборе предмета изучения. Ценностный подход важен и при выборе исторических фактов, который осуществляется в зависимости от мировоззренческо-аксиологических установок и социокультурных предпочтений исследователя. Ориентируясь на ценностный подход, историческая наука реализует некоторые социальные функции истории, ее социальной памяти, способствуя формированию важнейших ценностных ориентаций и самоосознания отдельной личности, нации, народа.

Синергетический исследовательский принцип связан с новым подходом к принципу системности, с развитием идеи синергетики как междисциплинарного направления научных исследований, возникшего в начале 70-х гг. XX в. и ставящего в качестве основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы — физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных (более подробно о специфических характеристиках общества как самоорганизующейся системе см. тему 6.1).

  • [1] Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. Минск, 2004. С. 68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой