Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология жизненных ориентаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизненные ориентации личности, как отмечает В. А. Петровский, «могут быть противоречивы, и постулирование изначальной гармонии и соподчиненное™ между ними беспочвенно. Скорее, речь должна идти не о жесткой соподчиненное™ интересов с выделением „верховного“ интереса и ряда „подчиненных“, а лишь о временном доминировании и коалиционное™ „частных“ интересов» (Петровский, 1992, с. 301. С его точки… Читать ещё >

Типология жизненных ориентаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной психологии предпринимаются попытки выделения типов жизненных ориентаций человека.

В качестве альтернативных жизненных ориентаций Э. Фромм [1990] выделяет «ориентацию на обладание» и «ориентацию на бытие». Корни этих понятий лежат в жизненном опыте человека. По оценке Э. Фромма, в современном ему обществе почти не встречалось «свидетельств» бытия как способа существования. Фромм описывает четыре типа непродуктивной ориентации (рецептивную, эксплуататорскую, накопительскую и рыночную) и противостоящую им продуктивную «ориентацию на бытие».

Характер любого человека является смешением разного типа ориентаций. Описание характера следует проводить в терминах доминирующей ориентации. Свою задачу Э. Фромм видел в том, чтобы переориентировать общество с обладания на бытие.

Типология жизненных ориентиров может отражать их форму и выраженность. Так, Н. Ф. Наумова [ 19 881 выделяет следующие типы жизненных ориентиров человека: 1) некоторый замысел, план жизни, жизненная цель, проект, общий девиз своего бытия; 2) идея должного; 3) ценности; 4) социальные и культурные нормы; 5) цель; 6) самонаправленное поведение; 7) отсутствие ориентира. Первый, «наиболее обобщающий механизм целеполагания» функционирует в сфере личностных смыслов, он во многом детерминирован другими механизмами ориентации, но при этом выступает для них отправной точкой. В «проекте жизни» отражен и экзистенциальный, и нормативный элемент. В представлениях о должном, ценностях и нормах, которые соответствуют трем механизмам нормативности — личностному, культурному и социальному, более сильно представлена нормативная сторона целеполагания.

В социологическом исследовании В. С. Собкина [1990], посвященном жизненным ориентациям старшеклассников, были выделены такие типы жизненных ориентаций, как направленность на интересную работу, на создание семьи, на свободное время для удовлетворения собственных интересов. Типология жизненных ориентаций, содержащаяся в данном исследовании, основывается на содержательных характеристиках.

Жизненные ориентации личности, как отмечает В. А. Петровский, «могут быть противоречивы, и постулирование изначальной гармонии и соподчиненное™ между ними беспочвенно. Скорее, речь должна идти не о жесткой соподчиненное™ интересов с выделением „верховного“ интереса и ряда „подчиненных“, а лишь о временном доминировании и коалиционное™ „частных“ интересов» (Петровский, 1992, с. 301. С его точки зрения, поведение человека не может быть сведено к проявлениям какоголибо одного, пусть фундаментального, жизненного отношения: гомеостатического, гедонистического или прагматического. Но даже «интеграция этих ориентаций также не исчерпывает и не охватывает собой всех проявлений деятельности человека» [Там же, с. 35] Наряду с адаптивной активностью, В. А. Петровский выделяет и исследует неадаптивную активность человека, т. е. его ориентации на созидание, творчество, альтруизм, тенденцию к риску и стремление к неизведанному.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой