Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совместное принятие решения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимальное количество участников такого собрания — примерно 10 человек. Они сидят за столами, расположенными в форме треугольника. Руководитель пользуется тремя досками на стене за своей спиной. На одной из них он записывает план собрания (чтобы этот план был все время перед глазами участников). На вторую заносятся поступающие предложения, а на третьей фиксируются отдельные предложения, которые… Читать ещё >

Совместное принятие решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из условий существования малой группы является то, что ее внешняя активность должна быть подчинена решению задач, стоящих перед группой и осознаваемых каждым ее участником. Но, как правило, все члены группы имеют собственное представление о «правильности» или «неправильности» способов решения этих задач. Группа не может эффективно функционировать, если не определит единую, принятую всеми участниками стратегию действий. С выработкой единой стратегии связан процесс принятия группового решения.

При принятии группового решения речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.

Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:

  • 1) продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например к генерированию новых идей);
  • 2) дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);
  • 3) проблемные (требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

Групповая задача (согласно М. Шоу) имеет такие измерения, как:

  • а) трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);
  • б) множественность решений (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);
  • в) внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
  • г) требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);
  • д) интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного до чисто двигательного характера);
  • е) популяционное знакомство (степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Процесс принятия групповых решений связан с проявлением таких социально-психологических феноменов, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация и др.

Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу; повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:

  • 1) установление фактов (групповое интервью);
  • 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
  • 3) поиск решений (брейнсторминг);
  • 4) принятие решений.

После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. Это первая фаза, которая носит фактографический и объективный характер. В указанный период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.

Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают, о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.

Третья фаза представляет собой поиск решения. Ее можно назвать «квазибрейнстормингом», когда от группы требуется максимум воображения для порождения разнообразных решений рассматриваемой проблемы.

Принятие решения относительно варианта из предложенных действий составляет содержание четвертой фазы. При этом данные варианты решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы. Одни из них она отбрасывает, другие объединяет и затем приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников группы.

Оптимальное количество участников такого собрания — примерно 10 человек. Они сидят за столами, расположенными в форме треугольника. Руководитель пользуется тремя досками на стене за своей спиной. На одной из них он записывает план собрания (чтобы этот план был все время перед глазами участников). На вторую заносятся поступающие предложения, а на третьей фиксируются отдельные предложения, которые после обсуждения стираются.

Если во время группового принятия решения возникает конфликт, то руководитель не должен терять контроля над ходом процесса и поддаваться искушению действовать авторитарно. Он обязан постоянно играть роль катализатора, создающего вокруг себя атмосферу доверия. В противном случае (если руководитель играет роль авторитарного верховного судьи) мнения либо не будут высказываться вообще, либо будут высказываться в духе желательном, как кажется участникам, для руководителя.

Установка ведущего на сотрудничество требует от него умения:

  • а) создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок, особенно коллективных установок или установок подгрупп (враждебность, защита, страх и т. д.);
  • б) не мешать говорить и уметь слушать. Руководитель не должен пытаться заполнить паузы либо создавать препятствия;
  • в) принимать проявления чувств (что вовсе не означает их одобрения или согласия с ними) как реально существующие факты, которые нередко оказываются данными проблемы;
  • г) выражать самому эти чувства, т. е. подчеркивать перед группой факт их существования. Правильное применение данного приема позволяет участникам группы лучше осознавать свои установки и оценочные суждения. Фиксировать надо прежде всего коллективные чувства.

Иногда конфликт, нарушающий ход собрания, может возникнуть между членами группы и руководителем. Зачастую это происходит тогда, когда группа защищается от лидера, боясь, что он ведет ее не туда, куда надо. В таком случае группа как бы застывает, и лидер безуспешно пытается побудить ее участников высказывать свои мнения. В подобной ситуации помогает прием, когда каждому члену группы предоставляется возможность высказаться по поводу того, что он считает неправильным. Руководитель выслушивает их, резюмирует, сам выражает такие же чувства, показывая тем самым, что понимает их.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой