Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

БРИКС — неинституциональная структура глобального управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объединение усилий помогает достигать результатов. Одним из первых и наиболее значимых был успех группы БРИК в перераспределении квот МВФ. В сентябре 2009 г. на саммите G20 в Питтсбурге совместным усилием группа БРИК отстояла перераспределение 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном Банке в пользу новых и развивающихся экономик. В итоге в октябре 2010 г. все страны БРИК вошли в первую десятку… Читать ещё >

БРИКС — неинституциональная структура глобального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

БРИКС — новый актор глобального мира.

Бразилия, Россия, Индия и Китай — это неформальное объединение успешных и в долгосрочном, до 2050 г., периоде самых перспективных развивающихся стран мира, объединенных акронимом БРИК.

Страны БРИК составили своеобразный политический клуб. Четыре входящих в него государства нашли определенные точки соприкосновения и начали практическое сотрудничество в ряде областей.

После присоединения ЮАР в 2011 г. статус объединения был уточнен, и БРИК была реорганизована в пятисторонний клуб стран БРИКС.

Вступление ЮАР в БРИКС было воспринято мировой общественностью неоднозначно, поскольку ее экономический потенциал несопоставим с другими членами этого неформального объединения. По своим экономическим показателям на членство в БРИКС скорее могли бы претендовать Мексика и Южная Корея. Тем не менее, после вступления в БРИКС ЮАР в организации оказались представлены крупнейшие государства трех континентов. А экономический потенциал, политические возможности объединения заметно возросли.

Многие российские аналитики пророчат БРИКС выдающуюся геополитическую роль в XXI в.

Действительно БРИКС играет значительную роль в набирающем темпы процессе формирования многополярного мира. Полюсами такого многополярного мира являются не только развитые страны Запада, но и развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. Как отмечалось выше, претендентами на центры силы сегодня являются или могут в ближайшем будущем стать АСЕАН, УНАСУР, Сообщество развития стран Южной Африки, ССАГПЗ, Евразийский Союз и г. д.

БРИКС как площадка пятистороннего сотрудничества имеет возможность превратиться в один из важнейших инструментов построения многополярного мира. В этом активно заинтересованы не только Россия, но и Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.

На Западе склонны принижать роль БРИКС, указывать на противоречия между странами в его составе, отсутствие ясных перспектив институционализации, слабые технологические и финансовые позиции входящих в него стран[1]. Вместе с тем американское руководство видит в БРИКС растущего конкурента — достаточно часто оценки экономистов становятся довольно-таки алармистскими[2].

Уникальность БРИКС состоит в том, что все это дает возможность активного сотрудничества стран в новом формате.

Оптимисты даже полагают, что БРИКС — это начало нового миропорядка. Мы не разделяем такой явно завышенной оценки. Одно несомненно: БРИКС может стать реатьным инструментом многополярной дипломатии, приносить своим странам политические дивиденды, превратив их в ведущих акторов глобального мира.

БРИКС имеет значительные ресурсы, которые определяют геоэкоиомическое, геополитическое и геостратегическое значение данного образования. Среди важнейших факторов, определяющих глобатьное значение данного объединения, можно назвать следующие.

1. Страны БРИКС обладают огромным экономическим, демографическим и сырьевым потенциалом. Они занимают 26% площади суши в мире, в них проживает более 40% населения. Их объединенный ВВП за первое десятилетие увеличился в четыре раза до примерно 12 трлн долл., что составляет около 15—20% мирового ВВП (в разных методах исчисления). Страны БРИКС обеспечили треть прироста мировой экономики в первом десятилетии XXI в. По прогнозам к 2039 г. совокупный ВВП стран БРИКС превысит суммарный объем экономик G7[3].

Сегодня доля стран БРИКС во Всемирном банке составляет 47%, в МВФ — 42,25%[4].

С вступлением ЮАР (ВВП которой составляет треть совокупного ВВП Африки южнее Сахары) в клуб БРИК участникам открывается рынок Африки с населением более 1 млрд человек.

  • 2. Из пяти членов БРИКС три являются ядерными державами, а Россия и Китай — постоянные члены Совета Безопасности ООН.
  • 3. Страны — члены БРИКС удачно вписываются в систему международного разделения труда. Так, в области международного разделения труда Бразилия является производителем сельскохозяйственной продукции, Россия — главный поставщик энергоносителей и природного сырья, Индия и Китай обладают большими резервами трудовых, в том числе интеллектуальных ресурсов. Таким образом, экономические специализации стран БРИКС отражают основные направления мирового хозяйства — сырье (Россия), аграрный сектор (Бразилия), промышленное производство (Китай) и высокие технологии (Индия — лидер мирового оффшорного программирования).
  • 4. Согласно прогнозам, в том числе прогнозам Всемирного Банка, страны БРИКС имеют большой потенциал развития и экономического роста. Аналитики прогнозируют, что совокупный ВВП БРИКС к 2050 г. превысит ВВП США более чем в четыре раза.
  • 5. Объединение усилий помогает достигать результатов. Одним из первых и наиболее значимых был успех группы БРИК в перераспределении квот МВФ. В сентябре 2009 г. на саммите G20 в Питтсбурге совместным усилием группа БРИК отстояла перераспределение 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном Банке в пользу новых и развивающихся экономик. В итоге в октябре 2010 г. все страны БРИК вошли в первую десятку государств, имеющих наибольшие квоты МВФ. Страны БРИКС — Бразилия, Китай, Индия и Россия — впервые войдут в «десятку» крупнейших членов МВФ, в которой лидируют США, Япония, Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство. На страны БРИКС придется 14,7% (было 14,18%)'.

Важно запомнить!

Таким образом, БРИКС имеет большой экономический и ресурсный потенциал, который можно было бы конвертировать в потенциал политический. У БРИКС есть все ресурсы, чтобы сформировать сильный экономический и политический блок, который мог бы претендовать на статус центра силы.

Однако из-за неопределенности своего формата (БРИКС называют то «политический клуб», то «неформальное объединение») этот потенциал используется недостаточно эффективно.

Имеют ли страны — участницы БРИКС какие-либо общие цели?

Выявление таких общих целей стран БРИКС позволяет сделать прогноз относительно возможностей дальнейшей политической и экономической интеграции.

Все четыре страны на мировой политической арене преследуют общую цель: увеличение за счет стран Запада своей значимости, как политической, так и экономической.

Все страны БРИКС заинтересованы в содействии скорейшему выходу из экономического кризиса мировой экономики, в реформе международной финансовой системы, (в том числе реформе МВФ, Всемирного банка (ВБ) и мировой валютной системы). Другой объединяющей целью является совместная работа по усилению глобальной продовольственной, энергетической и медицинской безопасности. Все страны БРИКС также[5]

заинтересованы в налаживании финансового взаимодействия, в частности, в виде соглашений о взаимной торговле в национальных валютах, а также в развитии взаимного туризма.

Уменьшение зависимости национальных экономик от западной финансовой системы, американской валюты и создание новых независимых финансовых и экономических центров — это те интересы, которые разделяют все страны БРИКС.

Индия и Бразилия заинтересованы в повышении своего статуса в Совбезе ООН и рассчитывают в решении этого вопроса на поддержку России.

Однако, каждая страна БРИКС имеет и свой интерес к сотрудничеству в пятистороннем формате.

Бразилия заинтересована в технологическом партнерстве с Россией в области освоения космоса и ракетостроения, а также развитии совместных предприятий, нацеленных на реализацию инфраструктурных проектов.

Россия делает акцент на политические цели, в том числе она заинтересована в развитии многополярного мира, установлении на планете коллективного лидерства ведущих государств, военно-техническом сотрудничестве. Россия также рассчитывает на поддержку БРИКС в вопросах положительного мирного развития ситуаций в Иране, Сирии, Ливане, Палестине; создание «антинаркотического пояса» вокруг Афганистана.

Среди экономических целей России — расширение зарубежных рынков для экспорта зерна.

Индия заинтересована в поставках энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнерстве с Россией в области атомной энергетики (АЭС в Куданкуламе). В сфере космического сотрудничества Россия и Индия совместно разрабатывают глобальную спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, планируют совместное использование Луны и пр.

Китай имеет общие с Россией стратегические цели сотрудничества в рамках БРИКС.

ЮАР заинтересована в сотрудничестве с другими странами БРИКС в области развития высоких технологий, космических исследований, ядерной энергетики, добычи полезных ископаемых, а также в культурном и туристическом обменах. В ЮАР полагали, что вступление в БРИК поможет стране существенно улучшить внутреннее экономическое положение, достичь роста экономики, создать новые рабочие места и сократить уровень безработицы.

В целом можно отметить, что преобладают все-таки интересы к двухстороннему сотрудничеству стран — членов БРИКС.

БРИКС имеет и некоторые слабые стороны, что препятствует оптимизации деятельности данного образования.

1. Идея БРИК не имела вначале никакого отношения к политике, существуя лишь как часть понятийного инструмента для биржевых игр.

Между экономическим развитием стран БРИКС существует большой разрыв. А высокие темпы их развития во многом обусловлены исходными (стартовыми) низкими экономическими показателями. В последние два года темпы роста ВВП стран БРИКС несколько снизились.

Кроме того, есть ряд стран, в которых в 2011—2014 гг. имелся также достаточно высокий темп роста ВВП: Индонезия, Малайзия, Мексика, Южная Корея, Вьетнам. Поэтому в будущем, если данные тенденции сохранятся, может возникнуть вопрос о замещении некоторых членов более успешными кандидатами.

Таблица 3.2

Рост ВВП стран, %'

Страны БРИКС.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Бразилия.

2,7.

1,0.

2,5.

0,3.

Индия.

6,3.

4,7.

5,0.

5,6.

Китай.

9,3.

7,7.

7,7.

7,4.

Россия.

4,3.

3,4.

1,3.

0,5.

ЮАР.

3,5.

2,5.

1,9.

1,4.

Другие страны.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индонезия.

6,5.

6,3.

5,8.

5,2.

Малайзия.

5,1.

5,6.

4,7.

5,9.

Мексика.

4,0.

4,0.

U.

2,4.

Южная Корея.

3,7.

2,3.

3,0.

3,2.

Турция.

8,8.

2,1.

4,1.

3,0.

Вьетнам.

6,2.

5,2.

5,4.

5,5.

  • 2. БРИКС ни для одной страны не является приоритетным проектом Страны БРИКС участвуют в других различных организациях и блоках У каждой страны помимо БРИКС есть собственный приоритетный геополитический проект. Так, Россия и Китай — партнеры в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Бразилия — участник и лидер МЕРКОСУР (южноамериканский общий рынок). ЮАР — инициатор создания Южно-Африканского таможенного союза. Бразилия, Индия и Китай, вместе с ЮАР и Мексикой, — партнеры в рамках (75.
  • 3. Есть мнение, что БРИКС — это ненужное, конъюнктурное и искусственное образование, выгодное только России, поскольку позволяет ей повысить свою геополитическую роль в мире. Данная «ненужность» и «искусственность» обусловливает отсутствие намерения перейти хотя бы в обозримой перспективе к иному формату взаимоотношений стран группы БРИКС. Это же объясняет неэффективность использования ресурсов БРИКС для роста политического влияния в мире.
  • 4. Очевидным является и разновекторностъ интересов стран, входящих в БРИКС. Так, Россия и Бразилия — это поставщики сырья и материалов. Китай и Индия заинтересованы в том, чтобы энергоносители и сельскохо-[6]

зяйственное сырье стоили как можно дешевле, Россия и Бразилия, наоборот, хотели бы продавать свою сырьевую продукцию как можно дороже. Экономики стран БРИКС не являются взаимодополняющими, так как основными торговыми партерами этих стран являются США и Европейский Союз.

  • 5. Несмотря на ряд общих целей и интересов, аналитики указывают на отсутствие каких-либо более или менее прочных связей между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР. По мнению скептиков, эти государства не связывают ни общая цивилизация, ни общая история, пи общие долгосрочные интересы.
  • 6. Реальное сотрудничество в рамках БРИКС зачастую подменяется понятием «общего видения» проблем, в первую очередь, таких вопросов, как стимулирование реальной экономики, развитие инфраструктуры, внутренних рынков, продовольственной безопасности, антикризисных мер и др. Реализация собственной экономической политики участников БРИКС строится с оглядкой на основных экономических и торговых партеров этих стран, в первую очередь США и ЕС. На саммитах БРИКС не принимаются какие-либо обязательные решения, а происходит просто сверка позиций по ряду наиболее острых вопросов.

Среди мировых экспертов сложилось мнение, что страны БРИКС вряд ли смогут образовать надежный кластер — слишком велика разница в уровнях их научно-образовательного, социального и экономического развития.

Сегодня БРИКС имеет ряд проблем, которые не позволяют объединению претендовать на статус центра силы глобального мира.

Первая проблема — неопределенный правовой статус БРИКС. Чаще всего БРИКС называют неформальным объединением или клубом.

Вторая проблема — недостаточная согласованность в действиях или ее отсутствие. (В свое время Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, отмечал, что считает полезным вырабатывать консолидированную позицию стран БРИКС для участия в саммитах «двадцатки»: «Вообще, было бы неплохо, чтобы мы предварительно договаривались о чем-то и на „двадцатку“ выходили с консолидированной позицией»[7]).

Третья проблема — отсутствие идентичности', экономической (разные экономические модели); политической (разные политические системы); социальной (разрыв в показателях ВВП на душу населения, разные модели социальной политики); цивилизационной. Так, Бразилия принадлежит к южноамериканской семье народов, а точнее к португальскому миру, Китай и Индия — древнейшие и самодостаточные цивилизации, Россия — самобытная культура и цивилизационный полюс.

Четвертая проблема — наличие латентных конфликтов (например, пограничный конфликт между Китаем и Индией).

Пятая проблема — геополитическая конкуренция (Россия и Китай конкурируют за влияние на Страны Центральной Азии; Индия и Китай конкурируют за территории влияния в Южной Азии и Юго-Восточной Азии).

Шестая проблема — самодостаточность каждого из участников объединения: экономическая самодостаточность (Китай), политическая самодостаточность (Россия, Китай, Индия); географическая самодостаточность (Бразилия, ЮАР) и географическая удаленность друг от друга (Азия, Латинская Америка, Африка).

Седьмая проблема — отсутствие единых, объединяющих военно-стратегических целей в контексте стратегической безопасности.

Совокупность всех этих факторов свидетельствует, что интеграционные процессы в БРИКС и сотрудничество между странами имеют свои пределы. Это вынуждает зарубежных экспертов дать отрицательный прогноз в отношении возможного оформления в будущем устойчивой и эффективной международной организации, где все члены выступают с единых и согласованных позиций, как, например, страны Европейского Союза.

Однако такой подход является весьма односторонним и не учитывает ряд важных факторов. Прежде всего, появление БРИКС обусловлено объективными причинами. Данное неформальное объединение есть проявление объективных тенденций развития глобальной политической системы. Идея налаживания и запуска механизма диалога между странами, являющимися крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния, обладающими глобальными интересами и значительным интеграционным потенциалом в своих регионах, была продиктована самой жизнью. Данная «четверка», а теперь уже «пятерка» стран возникла на переломном этапе глобального политического развития в условиях формирующейся полицентричной системы международных отношений, делающей особо востребованными новые механизмы многосторонней сетевой дипломатии и коллективного лидерства ведущих государств мира[8].

Озабоченность официальным статусом и проблемой институционального оформления объединения вызвана тем, что в мире еще не было подобного формата взаимоотношений стран. БРИКС по праву можно назвать «глобальный форум партнерского диалога и сотрудничества ведущих государств»[9]. Это действительно форум уважительного и равноправного диалога стран с динамично развивающимися экономиками, роль которых в мировой политике, экономике и финансах, заинтересованных в продвижении общих интересов в международной финансово-экономической и политической сферах будет расти. Так, министр иностранных дел РФ С. В. Лавров считает, что «становление БРИКС отражает объективную тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более востребованы неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия (выделено нами — О. Л.)»[9].

Логика БРИКС показывает, что тенденция к дальнейшему расширению сферы взаимодействия сохранится. В целом БРИКС имеет хорошую динамику развития.

Каковы условия превращения БРИКС в центр силы многополярного мира? Среди них можно выделить стратегические цели и тактические задачи.

Стратегия дальнейшего развития БРИКС должна предполагать:

  • • четкое формулирование политики: не замещение его членов, а добавление (расширение объединения);
  • • поиск подходящих форм и форматов институализации;
  • • определение статуса и места БРИКС в системе координат глобального мира в качестве полюса силы;
  • • выработка консолидированной стратегии БРИКС в отношении глобальной державы (США);
  • • анализ роли БРИКС в формировании новой геополитической конфигурации глобального политического порядка;
  • • сложение гуманитарных потенциалов стран — членов БРИКС и использование совокупной «мягкой силы» как фактора глобального влияния в мире.

Среди тактических задач объединения эксперты часто называют следующие.

  • 1. Объединение усилий для уменьшения зависимости от западной финансовой системы и американской валюты, создание независимых финансовых центров.
  • 2. Формирование постоянно функционирующих наднациональных координирующих органов, а затем и органов управления.
  • 3. Создание некоего общего бюджета БРИКС.
  • 4. Реализация общих совместных многосторонних (трех-, четырехи пятисторониих проектов).
  • 5. Обретение официального международного статуса. Переформатирование БРИКС: от некоего клуба к оформлению альянса или союза.
  • 6. Больший акцент на военно-стратегическую составляющую сотрудничества. Выделение проблемы глобальной безопасности в качестве приоритетной политической проблемы, а решение этой проблемы — в качестве приоритетной задачи БРИКС.
  • 7. Необходимо более четко определить другие доминирующие компетенции БРИКС (экономические, политические, военные) или позиционировать себя как многофункциональную международную организацию.

Соблюдение этих условий позволит БРИКС:

  • • трансформировать растущий экономический потенциал этих пяти стран в глобальное политическое влияние;
  • • стать реальным инструментом глобальной политики;
  • • трансформировать отношения Запада и развивающихся стран — полюсов глобального мира;
  • • открыть новые сферы экономического, политического, военно-стратегического и информационного глобального взаимодействия;
  • • в конечном итоге поддержать стабильность и устойчивость конструкции многополярного мира.

БРИКС — внеамериканская зона взаимодействия. В ряде регионов глобального мира появляются первые признаки формирования неких ареалов, где вмешательство США в политические и экономически процессы минимизировано, а страны пытаются взаимодействовать исходя из собственных интересов без согласования своих действий с Соединенными Штатами и их союзниками — ведущими странами Европейского союза. Там складывается особая, внеамериканская зона взаимодействия стран.

Внеамериканская зона взаимодействия — это геополитический ареал, в рамках которого страны могут договориться и действовать совместно, исходя из своих национальных интересов и приоритетов внешней и внутренней политики без учета требований или условий, выдвигаемых США и другими западными странами.

Внеамериканская зона взаимодействия — это дисперсный и виртуальный ареал, не локализованный в единое геополитическое пространство, не структурированный, не институализированный, и не обладающий какими-либо формальными признаками.

Однако «внеамериканская» зона взаимодействия вовсе не означает «антиамериканская». Напротив, Соединенные Штаты продолжают рассматриваться ими как экономический и политический партнер, важный и уважаемый актор глобального мира.

Сферу совокупного влияния стран БРИКС можно рассматривать как формирующуюся внеамериканскую зону взаимодействия, где страны — члены этого неформального объединения пытаются вести диалог, договариваться и вырабатывать общую позицию без согласования своих мнений и точек зрения на происходящие процессы и проблемы глобального мира с США.

Характерной чертой деятельности стран БРИКС являются совместные симметричные действия стран во внеамериканской зоне взаимодействия.

Выше были перечислены общие задачи, стоящие перед странами БРИКС, среди которых: конвертация экономических ресурсов этого неформального объединения в потенциал глобального политического влияния; увеличение за счет стран Запада своей значимости, как политической, так и экономической; выход из экономического кризиса мировой экономики; реформа международной финансовой системы (в том числе реформа МВФ, Всемирного банка и мировой валютной системы); налаживание финансового взаимодействия, взаимная торговля в национальных валютах; уменьшение зависимости национальных экономик от западной финансовой системы, американской валюты и создание новых независимых финансовых и экономических центов.

Все эти задачи можно решить при условии совместных симметричных действий во внеамериканской зоне взаимодействия.

  • [1] Proceedings of BRICS Think Tank Conference, Beijing, 24—25.03.2011. P. 122—123.
  • [2] USA vs the BRICs: Not Third World America Yet. URL: http://bIogs.forbes.com/kenrapoza/2011/04/08/usa-vs-the-brics-not-third-world-america-yet/ (дата обращения: 04.09.2016).
  • [3] Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Материалы Международной конференции. Москва, МГУ. Декабрь, 2014 // Партнерство цивилизаций. 2014. Ns 3−4. С. 98−99.
  • [4] URL: http://wwv.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/68 247 (дата обращения: 04.09.2016).
  • [5] URL: http://www.vestifinance.ru/articles/66 809 (дата обращения: 12.09.2016).
  • [6] URL: http://wwv.ereport.ru/stat.php?count=brazil&razdel=country&table=ggecia (датаобращения: 04.09.2016).
  • [7] 2 URL: http://www.rian.ru/world/20 100 416/222902070.html (дата обращения: 04.09.2016).
  • [8] URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/F8C.251 DB09032059442579C000531В68 (дата обращения: 04.09.2016).
  • [9] Там же.
  • [10] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой