БРИКС — неинституциональная структура глобального управления
Объединение усилий помогает достигать результатов. Одним из первых и наиболее значимых был успех группы БРИК в перераспределении квот МВФ. В сентябре 2009 г. на саммите G20 в Питтсбурге совместным усилием группа БРИК отстояла перераспределение 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном Банке в пользу новых и развивающихся экономик. В итоге в октябре 2010 г. все страны БРИК вошли в первую десятку… Читать ещё >
БРИКС — неинституциональная структура глобального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
БРИКС — новый актор глобального мира.
Бразилия, Россия, Индия и Китай — это неформальное объединение успешных и в долгосрочном, до 2050 г., периоде самых перспективных развивающихся стран мира, объединенных акронимом БРИК.
Страны БРИК составили своеобразный политический клуб. Четыре входящих в него государства нашли определенные точки соприкосновения и начали практическое сотрудничество в ряде областей.
После присоединения ЮАР в 2011 г. статус объединения был уточнен, и БРИК была реорганизована в пятисторонний клуб стран БРИКС.
Вступление ЮАР в БРИКС было воспринято мировой общественностью неоднозначно, поскольку ее экономический потенциал несопоставим с другими членами этого неформального объединения. По своим экономическим показателям на членство в БРИКС скорее могли бы претендовать Мексика и Южная Корея. Тем не менее, после вступления в БРИКС ЮАР в организации оказались представлены крупнейшие государства трех континентов. А экономический потенциал, политические возможности объединения заметно возросли.
Многие российские аналитики пророчат БРИКС выдающуюся геополитическую роль в XXI в.
Действительно БРИКС играет значительную роль в набирающем темпы процессе формирования многополярного мира. Полюсами такого многополярного мира являются не только развитые страны Запада, но и развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. Как отмечалось выше, претендентами на центры силы сегодня являются или могут в ближайшем будущем стать АСЕАН, УНАСУР, Сообщество развития стран Южной Африки, ССАГПЗ, Евразийский Союз и г. д.
БРИКС как площадка пятистороннего сотрудничества имеет возможность превратиться в один из важнейших инструментов построения многополярного мира. В этом активно заинтересованы не только Россия, но и Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.
На Западе склонны принижать роль БРИКС, указывать на противоречия между странами в его составе, отсутствие ясных перспектив институционализации, слабые технологические и финансовые позиции входящих в него стран[1]. Вместе с тем американское руководство видит в БРИКС растущего конкурента — достаточно часто оценки экономистов становятся довольно-таки алармистскими[2].
Уникальность БРИКС состоит в том, что все это дает возможность активного сотрудничества стран в новом формате.
Оптимисты даже полагают, что БРИКС — это начало нового миропорядка. Мы не разделяем такой явно завышенной оценки. Одно несомненно: БРИКС может стать реатьным инструментом многополярной дипломатии, приносить своим странам политические дивиденды, превратив их в ведущих акторов глобального мира.
БРИКС имеет значительные ресурсы, которые определяют геоэкоиомическое, геополитическое и геостратегическое значение данного образования. Среди важнейших факторов, определяющих глобатьное значение данного объединения, можно назвать следующие.
1. Страны БРИКС обладают огромным экономическим, демографическим и сырьевым потенциалом. Они занимают 26% площади суши в мире, в них проживает более 40% населения. Их объединенный ВВП за первое десятилетие увеличился в четыре раза до примерно 12 трлн долл., что составляет около 15—20% мирового ВВП (в разных методах исчисления). Страны БРИКС обеспечили треть прироста мировой экономики в первом десятилетии XXI в. По прогнозам к 2039 г. совокупный ВВП стран БРИКС превысит суммарный объем экономик G7[3].
Сегодня доля стран БРИКС во Всемирном банке составляет 47%, в МВФ — 42,25%[4].
С вступлением ЮАР (ВВП которой составляет треть совокупного ВВП Африки южнее Сахары) в клуб БРИК участникам открывается рынок Африки с населением более 1 млрд человек.
- 2. Из пяти членов БРИКС три являются ядерными державами, а Россия и Китай — постоянные члены Совета Безопасности ООН.
- 3. Страны — члены БРИКС удачно вписываются в систему международного разделения труда. Так, в области международного разделения труда Бразилия является производителем сельскохозяйственной продукции, Россия — главный поставщик энергоносителей и природного сырья, Индия и Китай обладают большими резервами трудовых, в том числе интеллектуальных ресурсов. Таким образом, экономические специализации стран БРИКС отражают основные направления мирового хозяйства — сырье (Россия), аграрный сектор (Бразилия), промышленное производство (Китай) и высокие технологии (Индия — лидер мирового оффшорного программирования).
- 4. Согласно прогнозам, в том числе прогнозам Всемирного Банка, страны БРИКС имеют большой потенциал развития и экономического роста. Аналитики прогнозируют, что совокупный ВВП БРИКС к 2050 г. превысит ВВП США более чем в четыре раза.
- 5. Объединение усилий помогает достигать результатов. Одним из первых и наиболее значимых был успех группы БРИК в перераспределении квот МВФ. В сентябре 2009 г. на саммите G20 в Питтсбурге совместным усилием группа БРИК отстояла перераспределение 5% голосов в МВФ и 3% голосов во Всемирном Банке в пользу новых и развивающихся экономик. В итоге в октябре 2010 г. все страны БРИК вошли в первую десятку государств, имеющих наибольшие квоты МВФ. Страны БРИКС — Бразилия, Китай, Индия и Россия — впервые войдут в «десятку» крупнейших членов МВФ, в которой лидируют США, Япония, Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство. На страны БРИКС придется 14,7% (было 14,18%)'.
Важно запомнить!
Таким образом, БРИКС имеет большой экономический и ресурсный потенциал, который можно было бы конвертировать в потенциал политический. У БРИКС есть все ресурсы, чтобы сформировать сильный экономический и политический блок, который мог бы претендовать на статус центра силы.
Однако из-за неопределенности своего формата (БРИКС называют то «политический клуб», то «неформальное объединение») этот потенциал используется недостаточно эффективно.
Имеют ли страны — участницы БРИКС какие-либо общие цели?
Выявление таких общих целей стран БРИКС позволяет сделать прогноз относительно возможностей дальнейшей политической и экономической интеграции.
Все четыре страны на мировой политической арене преследуют общую цель: увеличение за счет стран Запада своей значимости, как политической, так и экономической.
Все страны БРИКС заинтересованы в содействии скорейшему выходу из экономического кризиса мировой экономики, в реформе международной финансовой системы, (в том числе реформе МВФ, Всемирного банка (ВБ) и мировой валютной системы). Другой объединяющей целью является совместная работа по усилению глобальной продовольственной, энергетической и медицинской безопасности. Все страны БРИКС также[5]
заинтересованы в налаживании финансового взаимодействия, в частности, в виде соглашений о взаимной торговле в национальных валютах, а также в развитии взаимного туризма.
Уменьшение зависимости национальных экономик от западной финансовой системы, американской валюты и создание новых независимых финансовых и экономических центров — это те интересы, которые разделяют все страны БРИКС.
Индия и Бразилия заинтересованы в повышении своего статуса в Совбезе ООН и рассчитывают в решении этого вопроса на поддержку России.
Однако, каждая страна БРИКС имеет и свой интерес к сотрудничеству в пятистороннем формате.
Бразилия заинтересована в технологическом партнерстве с Россией в области освоения космоса и ракетостроения, а также развитии совместных предприятий, нацеленных на реализацию инфраструктурных проектов.
Россия делает акцент на политические цели, в том числе она заинтересована в развитии многополярного мира, установлении на планете коллективного лидерства ведущих государств, военно-техническом сотрудничестве. Россия также рассчитывает на поддержку БРИКС в вопросах положительного мирного развития ситуаций в Иране, Сирии, Ливане, Палестине; создание «антинаркотического пояса» вокруг Афганистана.
Среди экономических целей России — расширение зарубежных рынков для экспорта зерна.
Индия заинтересована в поставках энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнерстве с Россией в области атомной энергетики (АЭС в Куданкуламе). В сфере космического сотрудничества Россия и Индия совместно разрабатывают глобальную спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, планируют совместное использование Луны и пр.
Китай имеет общие с Россией стратегические цели сотрудничества в рамках БРИКС.
ЮАР заинтересована в сотрудничестве с другими странами БРИКС в области развития высоких технологий, космических исследований, ядерной энергетики, добычи полезных ископаемых, а также в культурном и туристическом обменах. В ЮАР полагали, что вступление в БРИК поможет стране существенно улучшить внутреннее экономическое положение, достичь роста экономики, создать новые рабочие места и сократить уровень безработицы.
В целом можно отметить, что преобладают все-таки интересы к двухстороннему сотрудничеству стран — членов БРИКС.
БРИКС имеет и некоторые слабые стороны, что препятствует оптимизации деятельности данного образования.
1. Идея БРИК не имела вначале никакого отношения к политике, существуя лишь как часть понятийного инструмента для биржевых игр.
Между экономическим развитием стран БРИКС существует большой разрыв. А высокие темпы их развития во многом обусловлены исходными (стартовыми) низкими экономическими показателями. В последние два года темпы роста ВВП стран БРИКС несколько снизились.
Кроме того, есть ряд стран, в которых в 2011—2014 гг. имелся также достаточно высокий темп роста ВВП: Индонезия, Малайзия, Мексика, Южная Корея, Вьетнам. Поэтому в будущем, если данные тенденции сохранятся, может возникнуть вопрос о замещении некоторых членов более успешными кандидатами.
Таблица 3.2
Рост ВВП стран, %'
Страны БРИКС. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Бразилия. | 2,7. | 1,0. | 2,5. | 0,3. |
Индия. | 6,3. | 4,7. | 5,0. | 5,6. |
Китай. | 9,3. | 7,7. | 7,7. | 7,4. |
Россия. | 4,3. | 3,4. | 1,3. | 0,5. |
ЮАР. | 3,5. | 2,5. | 1,9. | 1,4. |
Другие страны. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Индонезия. | 6,5. | 6,3. | 5,8. | 5,2. |
Малайзия. | 5,1. | 5,6. | 4,7. | 5,9. |
Мексика. | 4,0. | 4,0. | U. | 2,4. |
Южная Корея. | 3,7. | 2,3. | 3,0. | 3,2. |
Турция. | 8,8. | 2,1. | 4,1. | 3,0. |
Вьетнам. | 6,2. | 5,2. | 5,4. | 5,5. |
- 2. БРИКС ни для одной страны не является приоритетным проектом Страны БРИКС участвуют в других различных организациях и блоках У каждой страны помимо БРИКС есть собственный приоритетный геополитический проект. Так, Россия и Китай — партнеры в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Бразилия — участник и лидер МЕРКОСУР (южноамериканский общий рынок). ЮАР — инициатор создания Южно-Африканского таможенного союза. Бразилия, Индия и Китай, вместе с ЮАР и Мексикой, — партнеры в рамках (75.
- 3. Есть мнение, что БРИКС — это ненужное, конъюнктурное и искусственное образование, выгодное только России, поскольку позволяет ей повысить свою геополитическую роль в мире. Данная «ненужность» и «искусственность» обусловливает отсутствие намерения перейти хотя бы в обозримой перспективе к иному формату взаимоотношений стран группы БРИКС. Это же объясняет неэффективность использования ресурсов БРИКС для роста политического влияния в мире.
- 4. Очевидным является и разновекторностъ интересов стран, входящих в БРИКС. Так, Россия и Бразилия — это поставщики сырья и материалов. Китай и Индия заинтересованы в том, чтобы энергоносители и сельскохо-[6]
зяйственное сырье стоили как можно дешевле, Россия и Бразилия, наоборот, хотели бы продавать свою сырьевую продукцию как можно дороже. Экономики стран БРИКС не являются взаимодополняющими, так как основными торговыми партерами этих стран являются США и Европейский Союз.
- 5. Несмотря на ряд общих целей и интересов, аналитики указывают на отсутствие каких-либо более или менее прочных связей между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР. По мнению скептиков, эти государства не связывают ни общая цивилизация, ни общая история, пи общие долгосрочные интересы.
- 6. Реальное сотрудничество в рамках БРИКС зачастую подменяется понятием «общего видения» проблем, в первую очередь, таких вопросов, как стимулирование реальной экономики, развитие инфраструктуры, внутренних рынков, продовольственной безопасности, антикризисных мер и др. Реализация собственной экономической политики участников БРИКС строится с оглядкой на основных экономических и торговых партеров этих стран, в первую очередь США и ЕС. На саммитах БРИКС не принимаются какие-либо обязательные решения, а происходит просто сверка позиций по ряду наиболее острых вопросов.
Среди мировых экспертов сложилось мнение, что страны БРИКС вряд ли смогут образовать надежный кластер — слишком велика разница в уровнях их научно-образовательного, социального и экономического развития.
Сегодня БРИКС имеет ряд проблем, которые не позволяют объединению претендовать на статус центра силы глобального мира.
Первая проблема — неопределенный правовой статус БРИКС. Чаще всего БРИКС называют неформальным объединением или клубом.
Вторая проблема — недостаточная согласованность в действиях или ее отсутствие. (В свое время Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, отмечал, что считает полезным вырабатывать консолидированную позицию стран БРИКС для участия в саммитах «двадцатки»: «Вообще, было бы неплохо, чтобы мы предварительно договаривались о чем-то и на „двадцатку“ выходили с консолидированной позицией»[7]).
Третья проблема — отсутствие идентичности', экономической (разные экономические модели); политической (разные политические системы); социальной (разрыв в показателях ВВП на душу населения, разные модели социальной политики); цивилизационной. Так, Бразилия принадлежит к южноамериканской семье народов, а точнее к португальскому миру, Китай и Индия — древнейшие и самодостаточные цивилизации, Россия — самобытная культура и цивилизационный полюс.
Четвертая проблема — наличие латентных конфликтов (например, пограничный конфликт между Китаем и Индией).
Пятая проблема — геополитическая конкуренция (Россия и Китай конкурируют за влияние на Страны Центральной Азии; Индия и Китай конкурируют за территории влияния в Южной Азии и Юго-Восточной Азии).
Шестая проблема — самодостаточность каждого из участников объединения: экономическая самодостаточность (Китай), политическая самодостаточность (Россия, Китай, Индия); географическая самодостаточность (Бразилия, ЮАР) и географическая удаленность друг от друга (Азия, Латинская Америка, Африка).
Седьмая проблема — отсутствие единых, объединяющих военно-стратегических целей в контексте стратегической безопасности.
Совокупность всех этих факторов свидетельствует, что интеграционные процессы в БРИКС и сотрудничество между странами имеют свои пределы. Это вынуждает зарубежных экспертов дать отрицательный прогноз в отношении возможного оформления в будущем устойчивой и эффективной международной организации, где все члены выступают с единых и согласованных позиций, как, например, страны Европейского Союза.
Однако такой подход является весьма односторонним и не учитывает ряд важных факторов. Прежде всего, появление БРИКС обусловлено объективными причинами. Данное неформальное объединение есть проявление объективных тенденций развития глобальной политической системы. Идея налаживания и запуска механизма диалога между странами, являющимися крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния, обладающими глобальными интересами и значительным интеграционным потенциалом в своих регионах, была продиктована самой жизнью. Данная «четверка», а теперь уже «пятерка» стран возникла на переломном этапе глобального политического развития в условиях формирующейся полицентричной системы международных отношений, делающей особо востребованными новые механизмы многосторонней сетевой дипломатии и коллективного лидерства ведущих государств мира[8].
Озабоченность официальным статусом и проблемой институционального оформления объединения вызвана тем, что в мире еще не было подобного формата взаимоотношений стран. БРИКС по праву можно назвать «глобальный форум партнерского диалога и сотрудничества ведущих государств»[9]. Это действительно форум уважительного и равноправного диалога стран с динамично развивающимися экономиками, роль которых в мировой политике, экономике и финансах, заинтересованных в продвижении общих интересов в международной финансово-экономической и политической сферах будет расти. Так, министр иностранных дел РФ С. В. Лавров считает, что «становление БРИКС отражает объективную тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более востребованы неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия (выделено нами — О. Л.)»[9].
Логика БРИКС показывает, что тенденция к дальнейшему расширению сферы взаимодействия сохранится. В целом БРИКС имеет хорошую динамику развития.
Каковы условия превращения БРИКС в центр силы многополярного мира? Среди них можно выделить стратегические цели и тактические задачи.
Стратегия дальнейшего развития БРИКС должна предполагать:
- • четкое формулирование политики: не замещение его членов, а добавление (расширение объединения);
- • поиск подходящих форм и форматов институализации;
- • определение статуса и места БРИКС в системе координат глобального мира в качестве полюса силы;
- • выработка консолидированной стратегии БРИКС в отношении глобальной державы (США);
- • анализ роли БРИКС в формировании новой геополитической конфигурации глобального политического порядка;
- • сложение гуманитарных потенциалов стран — членов БРИКС и использование совокупной «мягкой силы» как фактора глобального влияния в мире.
Среди тактических задач объединения эксперты часто называют следующие.
- 1. Объединение усилий для уменьшения зависимости от западной финансовой системы и американской валюты, создание независимых финансовых центров.
- 2. Формирование постоянно функционирующих наднациональных координирующих органов, а затем и органов управления.
- 3. Создание некоего общего бюджета БРИКС.
- 4. Реализация общих совместных многосторонних (трех-, четырехи пятисторониих проектов).
- 5. Обретение официального международного статуса. Переформатирование БРИКС: от некоего клуба к оформлению альянса или союза.
- 6. Больший акцент на военно-стратегическую составляющую сотрудничества. Выделение проблемы глобальной безопасности в качестве приоритетной политической проблемы, а решение этой проблемы — в качестве приоритетной задачи БРИКС.
- 7. Необходимо более четко определить другие доминирующие компетенции БРИКС (экономические, политические, военные) или позиционировать себя как многофункциональную международную организацию.
Соблюдение этих условий позволит БРИКС:
- • трансформировать растущий экономический потенциал этих пяти стран в глобальное политическое влияние;
- • стать реальным инструментом глобальной политики;
- • трансформировать отношения Запада и развивающихся стран — полюсов глобального мира;
- • открыть новые сферы экономического, политического, военно-стратегического и информационного глобального взаимодействия;
- • в конечном итоге поддержать стабильность и устойчивость конструкции многополярного мира.
БРИКС — внеамериканская зона взаимодействия. В ряде регионов глобального мира появляются первые признаки формирования неких ареалов, где вмешательство США в политические и экономически процессы минимизировано, а страны пытаются взаимодействовать исходя из собственных интересов без согласования своих действий с Соединенными Штатами и их союзниками — ведущими странами Европейского союза. Там складывается особая, внеамериканская зона взаимодействия стран.
Внеамериканская зона взаимодействия — это геополитический ареал, в рамках которого страны могут договориться и действовать совместно, исходя из своих национальных интересов и приоритетов внешней и внутренней политики без учета требований или условий, выдвигаемых США и другими западными странами.
Внеамериканская зона взаимодействия — это дисперсный и виртуальный ареал, не локализованный в единое геополитическое пространство, не структурированный, не институализированный, и не обладающий какими-либо формальными признаками.
Однако «внеамериканская» зона взаимодействия вовсе не означает «антиамериканская». Напротив, Соединенные Штаты продолжают рассматриваться ими как экономический и политический партнер, важный и уважаемый актор глобального мира.
Сферу совокупного влияния стран БРИКС можно рассматривать как формирующуюся внеамериканскую зону взаимодействия, где страны — члены этого неформального объединения пытаются вести диалог, договариваться и вырабатывать общую позицию без согласования своих мнений и точек зрения на происходящие процессы и проблемы глобального мира с США.
Характерной чертой деятельности стран БРИКС являются совместные симметричные действия стран во внеамериканской зоне взаимодействия.
Выше были перечислены общие задачи, стоящие перед странами БРИКС, среди которых: конвертация экономических ресурсов этого неформального объединения в потенциал глобального политического влияния; увеличение за счет стран Запада своей значимости, как политической, так и экономической; выход из экономического кризиса мировой экономики; реформа международной финансовой системы (в том числе реформа МВФ, Всемирного банка и мировой валютной системы); налаживание финансового взаимодействия, взаимная торговля в национальных валютах; уменьшение зависимости национальных экономик от западной финансовой системы, американской валюты и создание новых независимых финансовых и экономических центов.
Все эти задачи можно решить при условии совместных симметричных действий во внеамериканской зоне взаимодействия.
- [1] Proceedings of BRICS Think Tank Conference, Beijing, 24—25.03.2011. P. 122—123.
- [2] USA vs the BRICs: Not Third World America Yet. URL: http://bIogs.forbes.com/kenrapoza/2011/04/08/usa-vs-the-brics-not-third-world-america-yet/ (дата обращения: 04.09.2016).
- [3] Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Материалы Международной конференции. Москва, МГУ. Декабрь, 2014 // Партнерство цивилизаций. 2014. Ns 3−4. С. 98−99.
- [4] URL: http://wwv.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/68 247 (дата обращения: 04.09.2016).
- [5] URL: http://www.vestifinance.ru/articles/66 809 (дата обращения: 12.09.2016).
- [6] URL: http://wwv.ereport.ru/stat.php?count=brazil&razdel=country&table=ggecia (датаобращения: 04.09.2016).
- [7] 2 URL: http://www.rian.ru/world/20 100 416/222902070.html (дата обращения: 04.09.2016).
- [8] URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/F8C.251 DB09032059442579C000531В68 (дата обращения: 04.09.2016).
- [9] Там же.
- [10] Там же.