Важнейшие направления концептуального обоснования организации института социального страхования — основной вектор совершенствования системы социального обеспечения
Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Предложенная более… Читать ещё >
Важнейшие направления концептуального обоснования организации института социального страхования — основной вектор совершенствования системы социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:
- — определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
- — разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие границы его правового пространства и недопускающие ему смешиваться с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
- — разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с их ролевых позиции: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
- — определение 4—6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев, и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;
- — определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:
- — уровнем социального риска в обществе, выражающегося в стоимости утраченного дохода по этой причине;
- — степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
- — мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.
В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
- 1) определение источников финансирования как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
- 2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
- 3) способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы — выплаты) и солидарной взаимопомощи.
Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
- — финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
- — размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).
Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.
Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников.
Страховые взносы работодателей и самих застрахованных лиц играют, прежде всего, роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.
С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается следующая экономическая модель социального страхования для России (табл. 56).
Таблица 56
Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (в % от ФОТ).
Вид страхования | Работодатели | Работ ники | Государство | Всего |
Пенсионное страхование. | 6 (социальные и базовые пенсии). | 20,0. | ||
Страхование профессиональных и региональных пенсий. | В среднем 2 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0). | 2 (шахтеры, горняки и другие, работающие в экстремальных условиях). | 5,0. | |
Страхование по болезни. | 3,5. | 0,5. | 0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных). | 4,5. |
Медицинское страхование. | 2,5. | 0,5. | 1,5 (неработающие члены общества). | 4,5. |
Страхование от несчастных случаев на производстве. | В среднем 1 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%). | 1,0. |
Вид страхования. | Работодатели. | Работники. | Государство. | Всего. |
Страхование по безработице. | 0,5. | 0,5. | 1,5. | |
Страхование по уходу. | 0,5. | 0,5. | 0,5. | 1,5. |
Итого: | 22,5. | 7,0. | 38,0. |
Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5—6-кратной ее нетто величины (нижний предел), абсолютный размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 250% средней заработной платы в промышленности.
Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы) потребуется несколько снизить (на 2—3 п. п.) величину налоговых платежей, с тем, чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 20% от его заработной платы.
Предложенная более дифференцированная структура системы социального страхования в большей степени обеспечивает учет природы риска, что крайне важно для точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования и более высокого уровня социальной защиты, а также исключает скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное при применении объединенных систем.