Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение мусульман в России во второй половине XVI — XVIII вв.: историко-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковую базу исследования составили документы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального исторического архива Москвы. Нормативная основа исследования представлена актами, регулирующими отношения в религиозной сфере с участием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВЕРЫ
    • 1. Модели взаимоотношений государства и церкви
    • 2. Особенности нормативного закрепления правового положения мусульман и восприятие ислама на Руси (XI — первая половина XVI вв.)
  • ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛОЖЕНИЯ МУСУЛЬМАН И ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI—XVIII ВВ.)
    • 1. Правовое положение мусульман и ислама в Московском государстве (вторая половина XVI — XVII вв.)
    • 2. Правовое положение российских мусульман в первой половине XVIII в
    • 3. Политика религиозной терпимости и становление системы государственного регулирования ислама в России в период просвещенного абсолютизма

Правовое положение мусульман в России во второй половине XVI — XVIII вв.: историко-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История становления Российского государства в качестве полиэтнического и поликонфессионального восходит ко второй половине XVI в. — ко времени вхождения в его состав приверженцев ислама1. Непрерывное расширение территории России, присоединение Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделало подданными государства многочисленные народы, исторически исповедующие ислам. Уже к концу XIX в., согласно материалам первой Всеобщей переписи населения 1897 г., из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли мусульмане. Подавляющее большинство их были суннитами, лишь на Кавказе и на Памире (современный Таджикистан) часть мусульман являлись шиитами. Россия представляет уникальный пример в мировой истории, когда столь большой массив мусульманского населения оказался в составе немусульманского государства, при этом не эмигрировал и не утратил своей религиозной самоидентификации.

Отношения Российского государства с исламским миром имеют длительную и очень не простую историю. Столкнувшись с ним очень рано, еще на заре становления своей государственности, Русь продолжала поддерживать отношения с исламским миром на всем протяжении своей истории. В широком смысле слова (с точки зрения уровня контактов и их хронологии) под этими отношениями можно понимать всю совокупность связей с мусульманскими странами (1Х-ХХ вв.) — в узком — с подданными-мусульманами (Х1У-ХХ вв.). И в том и в другом случае эти отношения теснейшим образом связаны между собой. Цивилизационное своеобразие России «только облегчило эти контакты и наложило на них свою неизглади.

1 Хотя еще в более ранний период (домонгольский) на землях Киевской Руси жили не только представители складывающейся древнерусской народности, и далеко не только одни христиане, а также иудеи, язычники.

Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования Ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.). М, 2004. С. 3. мую печать"1. Неслучайно современные политологи отмечают, что российская цивилизация «достаточно близка и к исламской цивилизации. Исторически ее проявления присутствуют во всех сферах российского культурно-цивилизационного уклада, начиная от хазар, татаро-монгол и до современного мусульманства в России. Кроме того, надо иметь в виду, что православие и ислам близки друг другу и тем, что они проповедуют господство духовного начала в жизни общества и человека. Именно в православии и исламе не абсолютизируются индивидуальные права человека, а всегда подчеркивается и необходимость учета коллективных, общинных интересов» .

Действительно, ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось: «он оказывал (и продолжает в определенной мере делать это сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России"3.

Важность выбранной темы определяется не только той ролью, какую сегодня играет ислам в мире вообще, и в европейских странах в частности. Необходимо отметить, что в современной России идет процесс возрождения религиозных ценностей и церковных институтов, о чем можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы и мечетивыпускаются газет и журналы религиозного содержания, в прессе все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с тематикой религииоткрываются религиозные образовательные учрежденияпо телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о различных конфессиях, исторически представленных в России, но и со.

1 Ермаков И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. М., 2001. С. 47.

2 Абдулатипов Р. Исламская цивилизация и ее роль в диалоге между Западом и Востоком // Диалог Культур: Опыт России и Левантийского Востока: Материалы международной конференции 22−23 марта 2001 года / Сост. и автор предисловия С. Фарах. Ливан, 2002. С. 73.

3 Лайда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 6. временных представителей этих конфессий. Не так давно Российская Федерация обрела статус страны-наблюдателя при Организации Исламская конференция, на повестке дня вопрос о придании русскому языку статуса официального языка ислама (наряду с арабским, фарси, турецким, английским и французским).

Сегодня в Российской Федерации уже существует законодательная база, регулирующая взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Впрочем, общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства продолжается. «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны. Столкнулись две модели, два идеала: с одной стороны, строительство мощной «буферной зоны» между государством и церковью, с другой — их тесное взаимодействие ради настоящего и будущего страны. Пожалуй, центром дискуссии стали различные толкования принципа отделения церкви от государства, заложенного в российской Конституции."1.

Нередко приходится слышать о несовместимости двух религий и невозможности их мирного сосуществования, исконной враждебности и агрессивности ислама с одной стороны, а с другой — призывы к тотальной исламизации. Все это делает изучение историко-правового опыта взаимоотношений двух религий и их представителей в России крайне востребованными сегодня, когда противодействие религиозному экстремизму и терроризму является одной из насущных задач современной цивилизации.

Степень разработанности темы диссертационного исследования.

1 Чаплин Всеволод. Закон и церковно-государственные отношения // Церковь и время. М., 2001. № 4. С. 74.

Необходимо отметить, что вклад правоведов в исследование данной темы весьма велик, однако, он носит скорее общетеоретический или гражданско-правовой характер, поскольку касается не генезиса и эволюции российского законодательства в отношении мусульман, а множеству теоретико-правовых и гражданско-правовых проблем по поводу договорных отношений, в том числе и с участием мусульман.

Среди отечественных ученых, которые непосредственно исследовали правовую регламентацию религиозной жизни в России, в том числе и в исто-рико-правовом ключе, следует отметить таких, как X. Абдуллин, И. Андреевский, М.Ф. Владимирский-Буданов, И. Насыров, А. И. Ногманов, Н. Д. Сергеевский, Н. Тальберг, М. Н. Тихомиров, А. Н. Филиппов, С. О. Шмидт, Я. Н. Щапов. Разработкой проблем истории ислама в России или различных её сторон занимались А. Алиев, М. А. Батунский, И. А. Ермаков, И. В. Зайцев, А. Е. Крымский, Р. Г. Ланда, Д. В. Микульский, Е. А. Резван, С. Фаизов, Д.З. Хай-ретдинов, А. Б. Юнусова.

В последнее время наметились важные подвижки в изучении взаимоотношений светской власти Российского государства (Московского царства, а затем Российской империи) и его подданных-мусульман. Вышли в свет несколько сборников документов, посвященных российскому законодательству в отношении мусульман1. Отдельные аспекты взаимоотношений государства и ислама нашли отражение в статьях и фундаментальных монографических исследованиях, основанных на архивных (Д.Ю. Арапов, В. О. Бобровников, П. П. Литвинов и др.)2 и иных материалах (Н.Е. Бекмаханова,.

1 См.: Ислам в законодательстве России. 1554—1929 гг.: Сборник законодательных актов / Сост. А. Б. Юнусова, Ю. Н. Сергеев, В. В. Латыпова. Уфа, 1999; Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост., автор вступительных статей и примечаний Ф. Х. Гумеров. Уфа, 1999; Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика. М., 2001; Императорская Россия и мусульманский мир: Сборник статей / Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2006.

2 См., например: Литвинов П. П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865−1917) (по архивным материалам) — Елец, 1998; Ногманов А. И. Татары Среднего Поволжья и При-уралья в российском законодательстве второй половины ХУЬХУШ вв. Казань, 2002; Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования Ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.). М., 2004.

И.А. Гилязов, Д. М. Усманова, С. Г. Фаизов и др.)'.

Однако работы вышеперечисленных авторов посвящены, прежде всего, исследованию проблем гражданско-правового регулирования в законодательной практике XIX—XX вв. Специальных исследований, посвященных законодательному регулированию ислама в Российском государстве и правовому положению мусульман в России во второй половине XVI—XVIII вв., а также осмыслению этого опыта ни в отечественной, ни в зарубежной историографии до сих пор не существует. Между тем, как уже отмечалось выше, в настоящее время тема взаимоотношения государственной власти и религиозных институтов, а особенно религиозных меньшинств, приобретает особое звучание.

Объектом диссертационного исследования выступает влияние ислама на становление правовой системы Российского государства.

Предмет исследования составляет генезис и эволюция государственного нормативного закрепления правового положения подданных-мусульман.

Цель исследования заключается в анализе историко-правового опыта, правовых норм, регулировавших отношения с участием российских подданных-мусульман.

Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи: выявить акты XI—XVIII вв., так или иначе затрагивавшие положение мусульман в Российском государстве;

1 Подробнее см.: Фаизов С. Г. Государственно-исламские отношения в Поволжье и При-уралье. Уфа, 1995; Ислам в татарском мире: История и современность / Материалы международного симпозиума: Казань, 29 апреля — 1 мая 1996 г. Казань, 1997. (особенно статьи И. А. Гилязова (С. 13−21) и А. И. Ногманова (С. 135−147)) — Usmanova D. The Legal and Ethno-Rcligious World of Empire: Russian Muslims in the Mirror of Legislation (Early Twentieth Century) // Ab Imperio. 2000. № 2. P. 147−167- Ногманов А. И. Государственно-исламские отношения в России во второй половине XVI — начале XX вв. (политико-правовой аспект) // Пути познания истории России: Новые подходы и интерпретации. М., 2001. С. 298−316- Ислам в Среднем Поволжье. Казань, 2002; Бектхапова Н. Е. Государственное законодательство и народы России // Российская многонациональная цивилизация: Единство и противоречия. М., 2003. С. 21−81. определить специфику и основные тенденции эволюции российского законодательства в отношении подданных-мусульманвыделить основные этапы законодательной деятельности государства в отношении исламаустановить значимость ислама в российской истории и правовой культуреобобщить историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в Россиивыявить круг проблем, возникавших в процессе определения правового статуса мусульманина в российском обществепроследить историю становления системы государственного регулирования ислама в России.

Методологической основой проводимого нами исследования является подход к анализу материала на основе строгого соблюдения принципов объективности и историзма. В работе используются системный, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы. Поскольку автор обратился к исследованию проблем, которые имеют межотраслевой характер, то в процессе подготовки диссертации использовались также положения источниковедческой науки, философии права, религиоведения и теории права.

Хронологические рамки исследования ограничены промежутком времени, начиная с середины XVI в. до конца XVIII в. Первичные вехи рассматриваемого нами периода обусловлены началом процесса вхождения в состав Российского государства обширных поволжских территорий, населенных приверженцами ислама. Верхняя хронологическая грань связана с началом реализации политики веротерпимости по отношению к исламу и мусульманам, теоретически обоснованной в 1767 г. в «Наказе» Екатерины II. Впрочем, избранные хронологические рамки не исключают обращения к законодательной практике предшествующего и последующего периодов, однако оно не носит самостоятельного значения.

Источниковую базу исследования составили документы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального исторического архива Москвы. Нормативная основа исследования представлена актами, регулирующими отношения в религиозной сфере с участием государственных учреждений. Среди опубликованных источников ключевое значение в определении положения исламских институтов в общеимперском правовом пространстве имеют законодательные акты, зафиксированные в «Полном собрании законов Российской империи». Они позволяют проследить внутриполитический курс самодержавия и правительств каждого из российских государей, прежде всего, по отношению к сословным группам мусульман, религиозным институтамосветить различные аспекты жизнедеятельности российской уммы (общины мусульман), определить области «разграничения полномочий» между гражданским законодательством и нормами шариата в повседневной жизни мусульман и т. п.

Важнейшим источником в определении официального статуса ислама являются положения и уставные документы, регулирующие внутренний распорядок и профессиональную деятельность различных учреждений. Так, уставы, положения, руководства по военному ведомству относятся к памятникам военного права и позволяют в значительной степени воссоздать правовые условия функционирования исламских институтов в российских регулярных и иррегулярных частях. Главное внимание нами обращалось на уставные материалы, регламентирующие внутренний распорядок войсковых формирований сухопутных войск и военно-морского флота1.

1 Устав о должности генерал фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, изданный по повелению императора Петра 1-го в 1716 году. СПб., 1826- Устав морской. О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. СПб., 1763- Воинский устав государя императора Павла Первого о полевой службе. СПб., 1797- Устав конного.

Наиболее полным сборником законов (124 законодательного акта), позволяющим проследить историю становления исламских институтов в России и формирования юридического положения религиозных управлений, военного и гражданского духовенства, мечетей, приходов, и отдельных аспектов семейного права мусульман и т. п. является издание, составленное профессором Д.Ю. Араповым1.

Научная новизна диссертации определяется тем, что работа представляет собой одно из первых в науке истории государства и права исследование, посвященное анализу становления отечественного законодательства по отношению к российским мусульманам во второй половине XVI—XVIII вв. Выявлена и оценена с точки зрения эффективности и полноты нормативная база, определявшая правовое положение мусульман в Российском государстве.

Анализ законодательства указанного периода позволил установить основные тенденции, определявшие достаточно активную эволюцию российского законодательства в отношении подданных-мусульман. В числе прочего определены основные этапы законодательной деятельности Российского государства в отношении ислама и его приверженцев и особенности каждого из этапов.

Важным результатом является то, что установлена действительная роль государства в процессе интеграции мусульманского населения в социальные структуры российского общества, а также степень отражения государственной политики по отношению к мусульманам в правотворческом процессе.

Наконец, очерчен круг проблем, возникавших в процессе определения правового статуса мусульманина в российском обществе, и принципы их решения властью.

Новизна исследования находит свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту: полка. СПб., 1797 и др.

1 Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д. Ю. Лрапов. М., 2001.

1. Положение ислама в российской истории со времени появления первых мусульманских подданных вплоть до начала XIX в. не было единым и неизменным. Изменения статуса ислама отражались в законодательстве и в государственной политике по отношению к мусульманам;

2. Анализ отечественного законодательства, позволяет выделить несколько этапов в истории правовых отношений Российского государства и его мусульманских подданных;

1) Первый этап (IX—XV вв.): ни ислам, ни его приверженцы не играют сколько-нибудь серьезной роли в политической, культурной и иных сферах жизни древнерусского обществазнания об исламе являются весьма поверхностными;

2) Второй этап (XVI —XVII вв.): начинается переход значительного числа служилых татар-мусульман на московскую службу, что приводит к появлению исламской проблематикисоздается нормативная база, регулирующая некоторые аспекты жизни мусульман в Русском государстве;

3) Третий этап (первая половина XVIII в.): государственная власть предпринимает шаги на пути к созданию системы государственного регулирования в области ислама (введение должностей ахунов);

4) Четвертый этап (вторая половина XVIII в.): установление принципа веротерпимости в отношении мусульманского населения, формирование системы государственного управления и регулирования ислама1;

1 С точки зрения существующей в науке периодизации истории ислама в Восточной Европе, эти этапы соответствуют трем большим периодам: 1. Хазаро-булгарскому («от появления первых мусульманских общин в юго-восточном уголке Европы до 1240-х гг.») — 2. Ордынскому («от образования татаро-монгольской империи и выделения в отдельное государство ее западного улуса. до его распада и утраты политической самостоятельности теми мусульманскими государствами, которые возникли на его месте»);

3. Российскому («от присоединения бывших мусульманских государств. к Московскому княжеству, Российскому царству или Российской империи» (См.: Халидов А. Б. Вое.

3. Правосознанию и ментальным установкам русского средневекового общества было присуще терпимое отношение к мусульманам и исламской культуре. Запрещения религиозного и бытового общения (употребление пищи, сожительство, брак и проч.) имели религиозную подоплеку, являясь прямым следствием влияния византийских норм канонического права на русскую церковно-правовою традицию;

4. Россия, государственная власть которой всегда ассоциировала себя с православным христианством, тем не менее, никогда не знала официального запрета ислама;

5. В XVI—XVIII вв. российское правительство официально запрещало насильственное крещение мусульман. Политика побуждения мусульман к переходу в православие осуществлялась с помощью предоставления новокрещенам социально-экономических привилегий и льгот. Размер вознаграждения за переход в православие зависел от социального статуса человека: чем выше было его место в социальной иерархии, тем значительнее были размеры дарения. Насильственные же меры были большей частью частной инициативой отдельных архиереев;

6. Историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в России, дает основание утверждать, что страна пошла по пути социальной интеграции мусульманского населения в структуру российского общества. В рамках существующих сословных категорий российские власти признавали за мусульманами основные права русского населения;

7. Российские мусульмане не знали ни массовых расправ, ни гонений, вызванных «иноверием». Законодательно зафиксироточная Европа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 1998. Вып. 1. С. 21). ванным запретом являлся запрет на владение холопами (а с начала XVIII в. крепостными крестьянами) православного исповедания. Этот запрет не выделял в законодательстве мусульман: православными не могли владеть также и инослав-ные христиане (католики, протестанты и проч.). Таким образом, мусульмане никогда не выделялись в отдельную конфессиональную категорию. Другим традиционным для российского законодательства запретом был запрет прозелитизма;

8. На всем протяжении изученного периода российское законодательство демонстрирует стабильность и предсказуемость по отношению к подданным-мусульманам;

9. В XVIII в. формируется система государственного регулирования духовной жизни российских мусульман, что приводит к созданию в России Уфимского и Таврического муфтиятов. В создании институтов государственного регулирования ислама власти использовали опыт султанской Турции, где «огосудар-ственная система» ислама существовала уже с XV в.

Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для корректировки и совершенствования действующего законодательства в сфере правового регулирования деятельности религиозных организаций. Материалы исследования могут быть использованы в юридических Вузах, в том числе и системы МВД, при преподавании дисциплин историко-правового цикла.

Апробация результатов исследования. Исследование проводилось на кафедре истории государства и права Московского университета МВД России. Предложения, выводы и рекомендации диссертанта использовались в учебном процессе при проведении занятий по курсам «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Отечественная история».

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на научных и практических конференциях, а также изложены в трех научных статьях общим объемом 2 п.л.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены проблемы взаимоотношения государства и церковных институтов, а также предыстория вопроса. Вторая глава представляет собой анализ российского законодательства второй половины XVI—XVIII вв. в отношении мусульманского населения страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское государство в процессе образования многонациональной империи прошло длительный и сложный путь исторического развития, что предопределило особенности его государственного строя и правовой системы. С середины XVI в. в составе России оказались обширные земли, населенные мусульманами. Положение ислама в российской истории со времени появления первых мусульманских подданных и до ликвидации империи в 1917 г. не было единым и неизменным. Изменения статуса ислама отражались в законодательстве и в государственной политике по отношению к мусульманам.

В процессе исследования выявлены и изучены законодательные акты ХКХУШ вв., определявшие положение мусульман в Российском государстве. Проанализирован процесс становления законодательства, регулирующего правоотношения с участием российских подданных-мусульман и выделены соответствующие этапы в истории правовых отношений Российского государства и его мусульманских подданных.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники IX—XV вв., позволяют сделать вывод о том, что правосознанию и ментальным установкам русского средневекового общества было присуще достаточно терпимое отношение к мусульманам и исламской культуре. Запрещения религиозного и бытового общения (употребление пищи, сожительство и брак и проч.) имели религиозную подоплеку, являясь прямым следствием влияния византийских норм канонического права на русскую церковно-правовою традицию. Средневековая Русь не знала антирелигиозных гонений и преследований. Проживающие на Руси иноземцы и иноверцы обладали следующими правами: приезда и выездасвободного отправления веры и богослужениявступления в княжескую службузанятий всякого рода промыслами и торговлейсобственности и владениявчинять иски и требовать удовлетворения в гражданских делаха также особыми правами касательно подсудности.

В XVI — XVII вв. начался переход значительного числа мусульман на московскую службу, который привел к появлению исламской проблематики и созданию законодательной и нормативной базы, регулирующей некоторые аспекты жизни мусульман в Русском государстве. В этот период ни ислам, ни его религиозные учреждения официально не запрещались. Однако переход в православие служилой элитой татар-мусульман приветствовался правительством. Размер вознаграждения за переход в православие зависел от социального статуса человека: чем выше было его место в социальной иерархии, тем значительнее были размеры дарения. Правительство стремилось в первую очередь стимулировать переход в православие высшего сословия мусульман. Поощряя распространение христианства среди приверженцев ислама, государство закрепляло за православной церковью исключительное право миссионерской деятельности в государстве. Проповедь ислама среди православного населения страны запрещалась.

В рамках существующих сословных категорий московские власти признавали за мусульманами основные права русского населения. Правовое положение служилых мусульман было сопоставимо с положением русских служилых людей. Так же, как и последние, служилые мусульмане освобождались от дорожных сборов, имели право владеть крепостными крестьянами, передавать свои поместья по наследству, а в случае смерти жена и дети умершего получали «прожиток» в тех же размерах, что и семья русского служилого человека. В середине XVII в. государство инициировало создание особого земельного фонда, закрепленного за мусульманским служилым населением. Земли, входившие в этот фонд, не могли отчуждаться в пользу русских служилых людей. Ограничения свобод мусульман, в основном, касались некоторых частных сторон имущественного права. Так, например, с 1627/28 г. мусульманам было законодательно запрещено иметь собственных холопов-православных. Эта норма получила свое подтверждение в Соборном уложении 1649 г.

В первой половине XVIII в. государственная власть предпринимает шаги на пути к созданию системы государственного регулирования в области религии. В течение всей первой половины XVIII в. правительство официально запрещало политику насильственного крещения мусульман. Политика побуждения мусульман к переходу в православие осуществлялась с помощью предоставления новокрещенам социально-экономических привилегий и льгот: денежных выплат, раздач земельных угодий, освобождения от уголовного преследования и рекрутской повинности, предоставления личной свободы крепостным мусульманского вероисповедания и др. Насильственные же меры были большей частью частной инициативой отдельных архиереев.

Необходимо отметить, что период царствования Петра I при проведении в целом христианизаторского курса был отмечен первыми шагами в направлении веротерпимости. В этот же период государством предпринимаются шаги на пути к созданию системы государственного регулирования и управления исламом. В указе 1736 г. мы впервые встречаем положение об утверждении ахунов от государства и их присяге на верность власти. Вручая управления внутренними делами мусульманских общин ахунам, государство оставляло за собой право контроля их деятельности, а также санкции на строительство мусульманских школ, мечетей.

В середине XVIII в. во внутренней политике России намечается постепенное утверждение принципа веротерпимости в отношении представителей неправославных конфессий. Последовательная реализация этого принципа была связана с государственной деятельностью императрицы Екатерины II, что, с одной стороны, объясняется распространением идеологии Просвещения, а с другой, внешнеполитическими событиями того времени — русско-турецкими войнами и включением в состав России обширных территорий, населенными мусульманами. Указом 1773 г. юридически запрещается насильственное крещение и провозглашается принцип веротерпимости. В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору русское правительство гарантировало неприкосновенность всех религиозных свобод для мусульман.

Манифест 8 апреля 1783 г. о присоединении Крыма к России не только оговаривал сохранение для всех мусульман бывшего ханства свободу вероисповедания, но и гарантировал соблюдение в отношении иноверцев всех прав и привилегий, которыми пользовалось православное население империи. Во второй половине XVIII в. интенсифицируется процесс уравнения мусульман с русским православным населением по сословно-статусной градации, расширяется допуск мусульман к системе государственного управления.

Поскольку система государственной службы в России определялась «Табелью о рангах» 1722 г., положение человека в обществе определялось, прежде всего, чином, а не его конфессиональной принадлежностью. Поэтому на военных и гражданских служащих-мусульман распространялись практически все виды денежных и материальных выплат, которые были предусмотрены их чином и служебным положением. Указ 1784 г. распространял на мусульманских князей и мурз все привилегии российского дворянства, за исключение традиционного запрета на право владения крепостными-христианами. Однако и здесь правительство Екатерины II пошло на ряд уступок, разрешив, в частности, владеть крепостными христианами части мусульманской знати, проживавшей на территории бывшей Речи Посполитой. Правительство стремилось к инкорпорации мусульманской аристократии страны в состав российского дворянства.

Наибольший динамизм по части интеграции в сословную структуру Российской империи приходился на мусульманское купечество. С 70-х годов XVIII в. было положено начало официальному признанию некоторых мусульманских служителей культа со стороны государства, что вело к сближению их правового статуса с правовым статусом духовенства христианских вероисповеданий. Этот процесс был тесно связан с установлением системы государственного регулирования духовной жизни российских мусульман, что, в свою очередь, привело к созданию в России Уфимского и Таврического муфтиятов. Новые институты «Русской Исламской церкви» получили право рассматривать дела, связанные с организацией и порядком богослужения, строительством и ремонтом мечетейосуществлять надзор за поведением и деятельностью мусульманских служителей культарассматривать жалобы мусульманского населения в сфере брачно-семейных отношений. При этом назначение муфтия было прерогативой «высочайшей власти».

Таким образом, обобщив историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в России, автор пришел к выводу, что в отличие от других стран, Россия пошла по пути социальной интеграции мусульманского населения в структуру российского общества. Например, в Османской империи для немусульманских общин (православной у греков, католической или грегорианской у армян, иудейской у евреев и т. д.) были организованы так называемые миллеты, где глава общины выступал для своей паствы как вершитель правосудия и посредник в сношениях с имперской администрацией.

Определяя специфику российского законодательства второй половины ХУ1-ХУШ вв., можно заключить, что законодательные акты Российского государства на всем протяжении изучаемого периода, т. е., начиная с Русской правды до конца XVIII в. демонстрируют устойчивую тенденцию по отношению к мусульманским подданным. Российские мусульмане, в отличие от населения восточных стран, столкнувшихся с католическими и протестантскими миссионерами, не знали ни массовых расправ, ни гонений, вызванных «иноверием». Законодательно зафиксированным запретом являлся запрет для российских мусульман владеть холопами (а с начала XVIII в. крепостными крестьянами) православного исповедания. Этот запрет не выделял в законодательстве мусульман: православными не могли владеть также и инославные христиане (католики, протестанты и проч.). Таким образом, мусульмане никогда не выделялись в отдельную конфессиональную категорию. Другим традиционным для российского законодательства запретом был запрет прозелитизма.

Таким образом, говорить о законодательной дискриминации мусульман в России не представляется правомерным. На всем протяжении изученного периода российское законодательство демонстрирует стабильность и предсказуемость по отношению к подданным-мусульманам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА) Ф. 131. 1712 г. Д. 1.
  2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 336. Ч. 9.
  3. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 821 Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Оп. 1. Д. 17.
  4. Центральный исторический архив Москвы. Ф. 16 (Канцелярия московского генерал-губернатора). Оп. 1. Д. 104. («О пустопорожнем месте на Татарском кладбище»).
  5. Д.И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1991.
  6. Актовые книги XVIII столетия: Москва. Т. II: (1715—1719). М., 1893.
  7. Акты археографической экспедиции Академии наук. Т. I. СПб., 1836.
  8. Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам / Под ред. Г. Н. Шмелева. М., 1907.
  9. Ю.Арапов Д. Ю. Документы об управлении мусульманами Тавриды в конце XVIII — начале XIX вв.: Законодательные акты Екатерины II и Александра I, доклад И. В. Лопухина // Сборник Русского исторического общества. М., 2003. Т. 7 (155).
  10. П.Арапов Д. Ю. Министерство внутренних дел и «мусульманский вопрос» // Источник. М., 2002. № 1.
  11. Д.Ю. Правила устройства духовной жизни мусульман в казачьих войсках России // Источник. М., 2003. № 4.
  12. Д.Ю. М.С. Воронцов и мусульмане Крыма // Сборник Русского исторического общества. М., 2003. Т. 7 (155).
  13. Архив князя М. С. Воронцова. М., 1870. Кн. 1.
  14. В память столетия Оренбургского Магометанского духовного собрания, учрежденного в городе Уфе. Уфа, 1891.
  15. А.Д. Записки мичмана Николая Клемента «Год в плену у турок 1807 года» // Бюллетень (Newsletter) Общества востоковедов РАН. Приложение 2: Архивные материалы по истории взаимоотношений России и Турции XVIII—XIX вв. (Выпуск 1). М., 2004.
  16. Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. СПб.- Киев, 1899. Вып.1.
  17. Военные уставы Петра Великого / Под ред. H.JI. Рубинштейна. М., 1946.
  18. Воинский устав государя императора Павла Первого о полевой службе. СПб., 1797.
  19. М.П. Журнал оренбургского муфтия // Исторический архив. М.- Л., 1939. Т. 2.
  20. Дворянская империя XVIII века: Основные законодательные акты: Сборник документов / Сост. М. Т. Белявский. М., 1960.
  21. Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. / Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976.
  22. Е.Б. Стоглав: исследование и текст. М., 2000.
  23. И.В. «Вольная грамота» турецкого султана некоему русину // Тюркологический сборник 2002: Россия и тюркский мир. М., 2003.
  24. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ф. Х. Гумеров. Уфа, 1999.
  25. А.П. Ермолова: 1798—1826 / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Федорова. М., 1991.
  26. Из дел Московского Отделения Общего Архива Главного Штаба.
  27. кн. В.М. Долгорукова-Крымского кн. Г. А. Потемкину и др. С предисловием Ф. Ф. Лашкова // ИТУАК. Вып. 51. 1914.
  28. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952. Т. 1—2.
  29. Изложение начал мусульманского законоведения / Сост. Н. Е. Торнау. М., 1991.
  30. Иностранцы о древней Москве. М., 1991.
  31. Ислам в законодательстве России. 1554−1929 гг.: Сборник законодательных актов / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.Б. Юнусо-ва, Ю. Н. Сергеев, В. В. Латыпова. Уфа, 1999.
  32. Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Д. Ю. Арапов. М., 2001.
  33. История Татарии в документах и материалах. М.-Л., 1937.
  34. Материалы по истории Башкирии. М.-Л., 1949. Т. III- М.-Л., 1956. Т. IV. Ч. 2.
  35. Материалы по истории политического строя Казахстана. Алма-Ата, 1960. Ч. 1.
  36. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
  37. Л.А., Травников С. Н. Древнерусские патерики. М., 1999.
  38. Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год с приложением всех для прекращения оной тогда установленных учреждений. М., 1775.
  39. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 года. М., 1960.
  40. Опись архива Посольского приказа 1626 года. М., 1977. Ч. 1.
  41. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. Т. I: Царствование Федора Иоанновича. СПб., 1890. Т. III: Царствование Михаила Федоровича. СПб., 1898.
  42. Памятники Куликовского цикла / Сост.: A.A. Зимин, Б. М. Клосс, Л. Ф. Кузьмина, В. А. Кучкин. СПб., 1998.
  43. Памятники русского права. Вып. 4: Судебники и указные книги приказов / Под ред. Л. В. Черепнина. М., 1956.
  44. Повесть временных лет / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Д. С. Лихачев. М., 1996.
  45. Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. СПб., 1830. Т. 1−45.
  46. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1872. Т. II.
  47. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 2001.
  48. Правда Русская: Тексты / Подгот. к печати В. П. Любимов, Н. Ф. Лавров, М. Н. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс и Г. Е. Кочин. Под. ред Б. Д. Грекова. М.-Л, 1940.
  49. Продолжение Древней Российской Вивлиофики. СПб., 1795. Ч. IX.
  50. Русско-Ливонские акты, собранные К. Э. Напьерским. СПб., 1868.
  51. Сборник материалов по мусульманству. СПб., 1899.
  52. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. 1: О наследовании у мусульман-суннитов / Сост. П.В. Ан-таки. СПб., 1912.
  53. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания: 1836—1903. Уфа, 1905.
  54. Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. К. А. Софроненко. М., 1951.
  55. И. Пересветова / Сост. A.A. Зимин, Д. С. Лихачев. М.-Л., 1956.
  56. Статут Великого княжества Литовского 1529 года / Под ред. К.И. Яб-лонскиса. Минск, 1960.
  57. Стоглав / Сост. Г. Е. Кожанчиков. СПб., 1863.
  58. Судебники XV—XVI вв.еков / Под общей ред. Б. Д. Грекова. М.-Л., 1952.
  59. В.Н. Разговор двух писателей о пользе наук и училищ. М., 1887.
  60. Устав конного полка. СПб., 1797.
  61. Устав морской: О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. СПб., 1763.
  62. Устав о должности генерал фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, изданный по повелению императора Петра 1-го в 1716 году. СПб., 1826.
  63. Хрестоматия по истории Башкортостана. Уфа, 1996.
  64. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.
  65. Эпистолярное наследие Древней Руси XI—XIII вв.ека: Исследования, тексты, переводы / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Н.В. По-нырко. СПб., 1992.
  66. Исследования и справочные издания
  67. X. Мусульманское военное духовенство: состав, порядок избрания и утверждения (конец XVIII XX вв.) // ГА. 2005. № 1.
  68. А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. М., 1998. № 4.
  69. Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 1998. Вып. 1.
  70. Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII—XIX вв.. Уфа, 1999.
  71. Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни Южного Урала в конце XVIII—XIX вв.. Уфа, 1994. АКД
  72. Г. Н. Мечети и церкви Среднего Поволжья второй половины XVI—XVII вв.еков. Противоборство и взаимовлияние // Исламо-христианское пограничье: Итоги и перспективы изучения. Казань, 1994.
  73. О. Военная служба крымских татар // Эсерлер топла-мы. Акъмесджит, 2006.
  74. И.Ф. К истории учреждения Таврического Магометанского Духовного собрания // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1918. № 54.
  75. И.Ф. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1914. № 51.
  76. И.Ф. О шифате в Крыму. Киев, 1914.
  77. А. Коран в России. М., 2004.
  78. Ив. Государство и церковь // Континент. М., 1997. № 6.
  79. Д.Ю. В.Н.Татищев о Коране // Сборник Русского исторического общества. М., 2000. Т. 3 (151).
  80. Д.Ю. Императрица Екатерина II и положение ислама и мусульман в Российской империи // Сподвижники Великой Екатерины: Тезисы докладов и сообщений конференции. М., 1997.
  81. Д.Ю. Касимовское царство в трудах русских востоковедов XIX—XX вв.. // Уваровские чтения — V: Материалы научной конференции, посвященной 1140-летию г. Мурома. Муром, 2003.
  82. Д.Ю. Мусульмане и Российское государство // Преподавание истории в школе. М., 2001. № 4.
  83. Д.Ю. «Манифест» 8 апреля 1783 г.: подготовка, принятие, международное признание // Сборник Русского исторического общества. Т. 4 (152). М., 2001.
  84. Д.Ю. Система государственного регулирования Ислама в Российской империи (последняя треть XVIII начало XX вв.). М., 2004.
  85. Д.Ю. Мусульмане в Вооруженных силах Российской империи // Военно-исторический журнал. М., 2006. № 9.
  86. Ф.А. Москва // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1998.
  87. М.А. Россия и Ислам. М., 2003. Т. 1-Й.
  88. Р., Мустафин Р. Казань и ее слободы. Казань, 2001.
  89. П.И. Московская старина: Серпуховская застава // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.
  90. А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки
  91. Государство и право. M., 1993. № 7.
  92. В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.
  93. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1905.
  94. Я.Е., Елисеева О. И., КабузанВ.М. Население Крыма в конце XVIII конце XX веков: Численность, размещение, этнический состав. М., 2003.
  95. Город Астрахань и его окрестности. Астрахань, 1882.
  96. Ю.И. Источник одной из статей Уложения 1649 г. // Проблемы источниковедения: Сборник третий. M.-JI., 1940 (репринт: Vaduz, Liechtenstein, 1970).
  97. Государственный Архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Ч. 3.
  98. В. О достоверности ярлыков данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М., 1842.
  99. А. Петр I и церковь. М., 1931.
  100. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999.
  101. Н.Ф. Присоединение Крыма к России. СПб., 1889. T. IV.
  102. Д. Идея «турецкой реформации» в XVI в. // Русская мысль. 1907. № 7.
  103. И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. М., 2001.
  104. И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая: Государев двор, или дворец. М., 1990.
  105. И.В. Ислам и христианство в Нижнем Поволжье в XV-XVII вв.: От Астраханского ханства к Российской империи // Сборник Русского исторического общества. № 7 (155). М., 2003.
  106. И.В. Турки-османы в Москве XVIII века // ВА. М., 2004. № 11−12.
  107. И.В. Рецензия на книгу: Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV — начале XX века. Нижний Новгород, 2002 // Восток (Oriens). 2004. № 2.
  108. И. В надежде на посмертное воздаяние // Восточная коллекция. М., 2005. № 1 (20).
  109. И.В. Из истории московской мусульманской общины в начале XVIII в.: дело о московском муэдзине (1712 г.) // Turcica et Ottomanica. Сборник статей в честь 70-летия М. С. Мейера. М., 2006. С. 59—63.
  110. И.В. Астраханское ханство. М., 2006.
  111. A.A. И.С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
  112. H.A. Османское завоевание арабских стран. 1516—1574. М., 2001.
  113. Императорская Россия и мусульманский мир: Сборник статей / Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2006.
  114. И.А. История государства и права России. М., 1996.
  115. Ислам, 1999 Ислам и мусульмане в России. М., 1999.
  116. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсе-сянца. М., 1995.
  117. Е.А. Трагедия Ломоносова «Тамира и Селим» // Ученые записки Томского государственного педагогического института. Томск, 1949. Т. 7.
  118. Л.И. Правда «земли» и «царства» Ивана Пересветова //
  119. Исторические записки. М., 1977. № 99.
  120. В.В. Религия. Государство. Право. М., 1978.
  121. Ю.Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII века. М., 1962.
  122. И.Г. Восточные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999.
  123. А.Н. История изучения тюркских языков в России. Д., 1972.
  124. Краткий каталог арабских рукописей и документов Российского государственного архива древних актов / Сост. Д. А. Морозов. М., 1996.
  125. А.Е. История мусульманства. М., 2003.
  126. А.Г. Татищев. М., 1981.
  127. Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
  128. A.B. Регулирование контактов христиан с нехристианами в Древней Руси (XI—XIII вв.) // Сборник Русского исторического общества. № 7 (155). М., 2003.
  129. Ф. Князь Г. А. Потемкин-Таврический как деятель Крыма. Симферополь, 1890.
  130. П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865— 1917): По архивным материалам. Елец, 1998.
  131. А.П. Законодательство Моисея. СПб., 1882.
  132. . Ислам и Запад. М., 2003.
  133. Н.И., Малько A.B. Теория государств и права. М., 1997.
  134. Макарий (Булгаков) История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2.
  135. Д.М. Самодержавие и христианизация народов Поволжья во второй половине XVI—XVII вв.: Учебное пособие. Чебоксары, 1981.
  136. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской губернской УАК. Новгород, 1912. Вып. I.
  137. Е.А. О татарских мечетях в России // Православный собеседник. Казань, 1867. № 3.
  138. А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Л., 1980.
  139. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.
  140. А.В. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. № 2.
  141. А.В. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. № 3.
  142. А.А. Государство и церковь — особенности взаимоотношений // Государство и право. М., 1995. № 3.
  143. Николин Алексей, священник. Церковь и государство. М., 1997.
  144. А.Н. Улусная система Монгольской империи в памятниках письменности имперских центров чингизидских ханств и Древней Руси. АКД. М., 2006.
  145. А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв.. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
  146. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999.
  147. И. Ислам и военная служба в России. О правовом положении мусульман в Российской императорской армии в XVII—XIX вв. на примере военной службы башкир // Ислам. Духовно-просветительский журнал. М., 2005. № 1 (11).
  148. А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI—XVIII вв.. Казань, 2002.
  149. А.И. Татары Среднего Поволжья в Соборном уложении 1649 г. // Источники и исследования по истории татарского народа. Материалы к учебным курсам. В честь юбилея академика АН Республики Татарстан М. А. Усманова. Казань, 2006.
  150. И.И. О челобитных Пересветова // Ученые записки Московского государственного педагогического института. М., 1946. Т. 35.
  151. И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003.
  152. И.В. Светскость государства. М., 2004.
  153. И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. М., 2005.
  154. Послание таврического муфтия к кадиям о присяге // Московский телеграф. М., 1831. Ч. 42. № 21.
  155. Р.Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды: историко-правовое исследование. АКД. СПб., 2006.
  156. М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916.
  157. Д.А. Органы управления Таврической области после присоединения Крыма к России (1783—1787 гг.) // МАИЭТ. Симферополь, 1996. Вып. V.
  158. В.К. К истории книгопечатания арабским шрифтом в Европейской России и на Кавказе // Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Сборник 1. М., 1938.
  159. Е.А. Коран в России // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998. Вып. 1.
  160. Е.А. Хаджж из России // Восток: история и культура. СПб., 2000.
  161. Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
  162. В.Ф. И.С. Пересветов, публицист XVI в. // Чтения Общества истории и древностей российских. М., 1908. Кн. 1.
  163. В.А. Уголовные наказания и репрессии в России середины XV — середина XVIII вв. М., 1992.
  164. Н.Ю. Османские реалии и российские проблемы в «Сказании о Магмете-Салтане» и других сочинениях И.С. Пересветова // Османская империя: Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.
  165. Салим бин Абакари. Мое путешествие в Россию и Сибирь // Азия и Африка сегодня. М., 1993. № 10.
  166. Н. Очерк служебной деятельности и домашней жизни стольника и воеводы XVII столетия Василья Александровича Даудова // Летопись занятий археографической комиссии за четыре года. СПб., 1871. Вып. 5.
  167. Н.Д. Русское уголовное право. Часть общая. СПб., 1896.
  168. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Часть 1 (А—3). СПб., 1992.
  169. П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. II. М., 1954.
  170. Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Отечественные записки. М., 2004. № 6.
  171. Л.Р. Мусульманское право собственности: юридическое и религиозные основы // Arabia Vitalis. Арабский Восток, ислам, Древняя Аравия. Сборник статей, посвященный 60-летию В. В. Наумкина. М., 2005.
  172. ТальбергН. История Русской церкви. М., 1994 (репринтное издание).
  173. Теория государства и права. / Под ред. В. М. Корельского, В.Д. Пе-ревалова. М., 1997.
  174. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1997.
  175. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. М., 1995.
  176. JI.A. Единоличная власть, как принцип государственного строительства. М., 1897.
  177. М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962.
  178. М.Н. Соборное уложение и городские восстания середины XVII в. // Соборное уложение 1649 г.: Сборник. М., 1961.
  179. М.Н. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953.
  180. В.В. Ногайская Орда и Московское царство: подданство или протекторат? // Астраханский край: история и современность (к 280-летию образования Астраханской губернии): Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 1997.
  181. А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912.
  182. Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV — начале XX века. Нижний Новгород, 2002.
  183. А.Б. Восточная Европа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998.
  184. М. О христианизации служилых татар в первой половине XVII в.: по документам Российского государственного архива древних актов) // ГА. № 2(237). 2004. Казань.
  185. Христианство / Под ред. С. С. Аверинцева. В 3-х томах. М., 1993.1. Т. 1.
  186. Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002.
  187. Цыпин Владислав, протоиерей. Актуальные проблемы канонического права // Альфа и омега. М., 2003. № 4
  188. Чаплин Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения // Церковь и время. М., 2001. № 4.
  189. Чаплин Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения // Церковь и время. ОВЦС Московского Патриархата. 2001. № 4.
  190. Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.
  191. С.О. Русские полоняники в Крыму и система их выкупа в середине XVI в. // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. Сборник статей к 70-летию A.A. Новосельского. М., 1961.
  192. Я.Н. Древнерусские княжеские уставы и церковь в феодальном развитии Руси в X—XIV вв.. // Очерки русской истории, источниковедения, археографии. М., 2004.
  193. М.П. Общественное хозяйство города Москвы в 1863— 1887 годах: Историко-статистическое описание. М., 1890. Ч. 1. Вып. II.
  194. JI.A. «Как в посольских обычаях ведется.». М., 1988.
  195. А.Б. Ислам в системе российского законодательства // Право и политика. 2000. № 4.
  196. C.B. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. M.-JI., 1939.
  197. И. Законодательные акты великого княжества Литовского XV—XVI вв.. Л., 1936.
  198. Bobrovnikov V. Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia. Vol.11. Ed. by D.Lieven. Cambridge, 2006.
  199. Drozd A., Dziekan M.M., Majda T. Meczety i Cmentarze Tatarow Pol-sko-Litewskich. Warszawa, 1999 (Katalog Zabytkow Tatarskich. Tom II).
  200. Dvornik F. Byzantine Political Ideas in Kievan Russia // Dumbarton Oaks Papers. 1956/Vol. 9/10.
  201. Pelenski J. Russia and Kazan. Conquest and imperial Ideology (1438—1560s). The Hague Paris, 1974.
  202. Tyszkiewicz J. Z Historii Tataryw Polskich. 1794—1944. Pultusk, 2002.
Заполнить форму текущей работой