Гендерные особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: на материале английского языка
Диссертация
Обучая мальчиков, рекомендуется 1) поддерживать высокий темп урока, 2) использовать широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации, 3) организовывать работу на уроке в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений, 4) использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера, 5) организовывать усвоение правил… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ
- 1. 1. Основные подходы к определению понятия гендер
- 1. 2. Проблематика тендерных исследований в лингвистике
- 1. 2. 1. Изучение тендерной проблематики в переходный период (первая половина XX века)
- 1. 2. 2. Становление тендерного направления в лингвистике (вторая половина XX века)
- 1. 2. 3. Особенности развития тендерных исследований в Российской лингвистике
- 2. 1. Межполушарная функциональная асимметрия мозга
- 2. 1. 1. Современное состояние проблемы (Основные положения)
- 2. 1. 2. Функциональная асимметрия мозга в раннем онтогенезе (гендерный аспект)
- 2. 2. Особенности межполушарного взаимодействия в процессе осуществления речевой деятельности
- 2. 2. 1. Концепции доминантности полушарий по речи
- 2. 2. 2. Тендерные различия в речевых способностях
- 2. 3. Функциональная асимметрия мозга в процессе обучения иностранному языку
- 2. 3. 1. Тендерные особенности функциональной специализации полушарий мозга в процессе обучения иностранному языку
- 2. 3. 2. Структура иноязычных способностей
- 2. 3. 3. Типы овладения иностранным языком
- 3. 1. Особенности тендерной социализации детей младшего школьного возраста
- 3. 1. 1. Становление психологического пола ребёнка
- 3. 1. 2. Влияние семьи на тендерную социализацию ребенка
- 3. 1. 3. Влияние школы на тендерную социализацию ребенка
- 3. 1. 4. Влияние группы сверстников на формирование тендерной идентичности
- 3. 2. Тендерные особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста
- 3. 2. 1. Тендерные особенности психофизиологического развития детей на начальном этапе обучения в школе
- 3. 2. 2. Тендерные особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
- 3. 2. 3. Тендерные особенности развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста
- 3. 2. 4. Тендерные особенности развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста
- 4. 1. Психолого-педагогические и методические основы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста
- 4. 2. Тендерные особенности овладения коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности на иностранном языке
- 4. 2. 1. Тендерные особенности овладения навыками аудирования
- 4. 2. 2. Тендерные особенности овладения навыками говорения
- 4. 2. 3. Тендерные особенности овладения навыками чтения
- 4. 2. 4. Тендерные особенности овладения навыками письма
- 4. 3. Тендерные особенности овладения основными ярусами системы языка
- 4. 3. 1. Тендерные особенности овладения фонетикой
- 4. 3. 2. Тендерные особенности овладения лексикой
- 4. 3. 3. Тендерные особенности овладения грамматикой
Список литературы
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 70−78.
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детской субкультуры, или Горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 143−153.
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства : горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 103−120.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 3-е изд., испр. — М.: Academia, 1998. — 660 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие : социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
- Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга / О. С. Адрианов // Методологические аспекты науки о мозге / В. В. Куприянов, Б. А. Никитюк, С. Б. Дзугаева и др.- под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарева. М., 1983. — С. 28 — 35.
- Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 7482.
- Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 24−27.
- Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование, как механизм поведения / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 83−98.
- Андриевская В. В. О психологических основах преподавания иностранного языка в 4 классе общеобразовательной школы / В. В. Андриевская // Иностранные языки в школе. 1981. — № 4. — С. 50−53.
- Антонова И. П. Особенности развития памяти у детей 6−7 лет в процессе обучения / И. П. Антонова // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 151−157.
- Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова. М.: Просвещение, 1968.-251 с.
- Асенова И. В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции / И. В. Асенова // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 100−110.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения : пер с англ. / Ричард Аткинсон — общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. — 528 с. — (Общественные науки за рубежом. Психология).
- Балина Т. Н. Психофизиологические характеристики детей 6−7 лет, обучающихся иностранному языку в период адаптации к усложненной школьной программе : дис. канд. психол. наук / Т. Н. Балина — Рост, гос. ун-т. Ростов н/Д, 2002. — 123 с.
- Балонов Л. Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин — АН СССР, Ин-т эволюц. Физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. Л.: Наука ЛО, 1976. — 218 с.
- Барлетт Ф. Человек запоминает / Ф. Барлетт // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1988. С. 292−304.
- Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам : пособие для преподавателей и студентов / Б. В. Беляев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бендас Т. В. Тендерная психология : учеб. пособие для студентов / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005. — 430 с.
- Бетелева Т. Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т. Г. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фабер — АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. М.: Наука, 1977. — 176 с.
- Бианки В. Л. Асимметрия мозга и пол / В. Л. Бианки — С.-Петерб. гос. унт. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 327 с.
- Биболетова М. 3. Английский для маленьких: кн. для учителей: в 2- ч. / М. 3. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. М.: Просвещение, 1994.- Ч. 1.-124 с.
- Биболетова М. 3. Обучение грамматической стороне говорения на английском языке учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. 3. Биболетова. -М., 1985. -19 с.
- Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский // Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Пронина и др. — под ред. М. В. Гамезо-М., 1984.
- Бодалев А. А. Личность и общение : избр. тр / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психол. исследования / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бочарова С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора / С. П. Бочарова // Психологический журнал.- 1981. № 3. — С. 3−11.
- Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 237с.
- Бреслав Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 64−69.
- Бужигеева М. Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю. Бужигеева // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 29−38.
- Букичева О. А. Педагогические условия осознания младшими школьниками личностной значимости изучения иностранного языка : (на примере английского языка): автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Букичева. М., 2007.
- Бушков Л. И. К проблеме языковых способностей / Л. И. Бушков // Иностранные языки в школе. 1980. — № 3. — С. 89- 90.
- Веренинова Ж. Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз родного и изучаемого языков / Ж. Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. 1994. — № 5. — С. 10−16.
- Виноградова Н. Ф. Младший школьник : как важно быть самостоятельным / Н. Ф. Виноградова // Семья и школа. 2001. — № 11−12.-С. 22−25.
- Виноградова Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин : роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. -1993.- № 2.-С. 63−71.
- Витт Н. В. К вопросу о качествах преподавателя иностранного языка / Н. В. Витт, М. Г. Каспарова // Иностранные языки в высшей школе. -1986.-№ 9.-С. 70−76.
- Воронина О. А. Категория пол/гендер в философии феминизма / О. А. Воронина //Философские исследования. 1995.- № 4.-С. 17−23.
- Восприятия речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / В. П. Морозов, и. А. Вартанян, В. И. Галунов, Е. С. Дмитриева и др. — АН СССР, Ин-т эволюц. физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. Л.: Наука ЛО, 1988.- 143 с.
- Вундер П. А. Эндокринология пола / J1. А. Вундер. М.: Наука, 1980. -253 с.
- Выготский JI. С. Избранные психологические исследования : мышление и речь: проблемы психологического развития ребенка / J1. С. Выготский — под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. -519 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. — М., 1982. — С. 5−361.
- Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 101 с.
- Гальскова Н. Д. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. 1994. — № 1. — С. 8−16.
- Гальскова Н. Д. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе : (на материале Программы обучения иностранным языкам в начальной школе) / Н. Д. Гальскова, Л. Б. Чепцова // Иностранные языки в школе. 1994. — № 3. — С. 4−9.
- Гарбер Е. И. О природе психики : семнадцать уроков психологии / Е. И. Гарбер. М.: Школа-Пресс-1,2001. — 110 с.
- Гаспаров Б. М. Язык, память, образ : лингвистика яз. существования / Б. М. Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 351 с.
- Гендер как интрига познания: сб. ст. / Моск. гос. лингвист, ун-т — сост. А. В. Кирилина — редкол.: И. И. Халеева (гл. ред.) и др. М.: Рудомино, 2000.-191 с.
- Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей / Т. Б. Глезерман. М.: Наука, 1983.-238 с.
- Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2005. — 478 с.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.-304 с.
- Горошко Е. И. Тендерные исследования в лингвистике сегодня / Е. И. Горошко, А. В. Кирилина // Тендерные исследования: сб. / ред. И Жеребкина: Харьк. Центр тендерных исследований. М. — Харьков, 1999.- С. 234−241.
- Горошко Е. И. Особенности мужского и женского речевого поведения : психолингвист, анализ: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. И. Горошко — РАН, Ин-т языкознания. М., 1996. — 179 с.
- Горошко Е. И. Пол, гендер, язык / Е. И. Горошко // Пол. Гендер. Культура: нем и рус. исслед.: сб. ст. / Фрайбург, ун-т, Ин-т славистики, Рос. гос. гуманит. ун-т. 1998. — С. 3−10.
- Горошко Е. И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол : аналитич. обзор / Е. И. Горошко. М.- Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2005.
- Горошко Е. И. Языковое сознание : тендерная парадигма / Е. И. Горошко. М., 2003.
- Гохлернер М. М. К вопросу о развитии лингвистических способностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам / М. М. Гохлернер,
- Г. В. Ейгер // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. -С.238−239.
- Джерри Д. Большой толковый социологический словарь : рус.-англ., англ.-рус.: в 2 т. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри — пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече: ACT, 1999. — Т. 1.: А-О. — 544 с.
- Дорохова С. В. Особенности учебной мотивации младших школьников при углубленном изучении иностранного (английского) языка: автореф. дис. канд. психол. наук / С. В. Дорохова. М., 2007. — 23 с.
- Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 2. — С. 24−29.
- Еремеева В. Д. Мальчики и девочки два разных мира : нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб.: Тусепрора, 2000. -180 с.
- Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические особенности индивидуальной обучаемости / В. Д. Еремеева // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 128−135.
- Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П. Н. Ермаков — отв. ред. А. Б. Коган — Рост. гос. ун-т.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. 127 с.
- Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива : дис. канд. психол. Наук: 19.00.07 / А. В. Ермолин — Рос. пед ун-т. СПб., 1996. — 169 с.
- Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младшего школьника родному языку / С. Ф. Жуйков. М.: Педагогика, 1979.- 184 с.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков : анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. J1.: Медицина JIO, 1988. — 246 с.
- Земская Е. А. Особенности мужской и женской речи / Е. А. Земская, М. А. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Русский язык в его функционировании / под ред. Е. А. Земской, Д. Н. Шмелева. М., 1993.- С. 90−136.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : кн. для учителя / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985.- 160 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М. Просвещение, 1991. -219 с.
- Зимняя И. А. Речевая деятельность на иностранном языке как область обучения : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / И. А. Зимняя. -М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Ильин Е. И. Сущность и структура мотива / Е. И. Ильин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 2. — С. 27−41.
- Ильин Е. П. Дифференцированная психофизиология / Е. П. Ильин 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 654 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000. -508 с.
- Исаев Д. Н. Психогигиена пола у детей : (руководство для врачей) / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. JI.: Медицина JIO, 1986. — 335 с.
- Кабардов М. К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения / М. К. Кабардов // Школа здоровья.- 1997. № 1. — С. 72−86.
- Кабардов М. К. О диагностике языковых способностей / М. К. Кабардов // Психологические и психофизиологические исследования речи: сб. / АН СССР, Ин-т психологии — отв. ред. Т. И. Ушакова. М., 1983. — С. 13−18.
- Калчев П. П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет : (наматериале болг. шк.): автореф. дис.. канд. психол. наук: 10.00.07 / П. П. Калчев — Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1985 — 19с.
- Каменская А. Г. Эмоциональные компоненты в обучении иностранному языку младших школьников / А. Г. Каменская. Пермь, 2003. — 8 с.
- Кимура Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки.- 1992,-№ 11−12. С. 3−28.
- Кирилина А. В. Тендер : лингвистические аспекты / А. В. Кирилина. -М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 189 с.
- Кирилина А. В. Тендерные исследования в лингвистических дисциплинах / А. В. Кирилина // Тендер и язык: сб.: перевод. / Моск. гос. лингвист, ун-т, Лаб. тендер, исслед. — науч. ред. и сост. А. В. Кирилина. М., 2005.
- Кирилина А. В. Категория gender в языкознании / А. В. Кирилина // Женщина в российском обществе. 1997. — № 2. — С. 15−20.
- Кирилина А. В. Лингвистические тендерные исследования / А. В. Кирилина, М. В. Томская // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 7−15.
- Кирилина А. В. О применении понятия тендер в русскоязычном лингвистическом описании / А. В. Кирилина // Филологические науки. -2000.- № 3. С. 18−28.
- Кирилина А. В. Освящение связи языка и пола в истории лингвистики / А. В. Кирилина // Теория и методология тендерных исследований: курс лекций.-М., 2001.-С. 366−381.
- Кирилина А. В. Особенности и тенденции развития тендерных исследований в российской лингвистике / А. В. Кирилина // Тендер: язык, культура, коммуникация: доклады Первой междунар. конф., 25−26 ноября 1999 г. -М., 2001. С. 32−47.
- Клейберг Ю. А. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга / Ю. А. Клейберг, А. Л. Сиротюк // Мир психологии.-2001.-№ 1, — С. 156−165.
- Клецина И. С. Тендерная социализация : учеб. пособие / И. С. Клецина. -СПб. :РГПУ, 1998.-92 с.
- Колесов Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000. — 172 с.
- Коломинский Я. П. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. П. Коломинский, М. X. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. -С. 165−171.
- Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981.-№ 2.-С. 47−57.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (ист.-этногр. перспектива) / И. С. Кон — АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1988.-269 с.
- Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э. А. Костандов. М.: Наука, 1983. — 171с.
- Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека / Б. С. Котик — отв. ред. Е. Д. Холмский — Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д: РГУ, 1992. -173 с.
- Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека / Б. С. Котик. -Ростов н / Д: Изд. РГУ, 1990.
- Ю1.Кравец Г. В. Мозг, эмоции, индивидуальность / Г. В. Кравец, A. J1. Сиротюк. Йошкар-Ола, 1997. — 88 с.
- Крайг Г. Психология развития : учебник / Грейс Крайг — пер. с англ. Н. Мальгиной и др. 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
- Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. -1985.-№ 5.-С. 24−29.
- Леонтьев А. А. Психология общения : учеб. пособие / А. А. Леонтьев. -3-е изд. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
- Лорбер Д. Пол как социальная категория / Д. Лорбер // THESIS, женщина, мужчина, семья: альманах. М., 1994. — Вып. 6. — С. 127−136.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-374 с.
- Лурия А. Р. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций / А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая // Физиология человека. 1975. — Т. 1, № 3. — С. 411 417.
- Малышев Д. А. Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6−8-летних детей г. Архангельска: дис.. канд. биол. наук / Д. А. Малышев: 19.00.02. Архангельск, 2003. — 158 с.
- Марищук Л. В. Способности к усвоению иностранного языка и дидактическая технология их развития : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Л. В. Марищук — Нац. ин-т образования Респ. Белорусь, С-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1999. — 395 с.
- Маркова О. Ю. Психология пола и возраста : учеб. пособие / О. Ю. Маркова — С.-Петерб. гос. электротехн. Ун-т «ЛЭТИ». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. — 67 с.
- Марютина Т. Н. Психофизиологические аспекты развития ребенка / Т. Н. Марютина //Школаздоровья.- 1994.- Т. 1, № 1.- С. 105−116.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Н. П. Морянова- Твер.гос. ун-т. Тверь, 1999. — 20 с.
- Москвин В. А. Индивидуальные профили асимметрий и особенности психологических процессов : дис.. канд. психол. наук / В. А. Москвин.- М., 1988.
- Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учеб пособие / В. С. Мухина. 4-е изд., стер. — М.: Academia, 1999. -453 с.
- Натальин В. П. Тестовый контроль аудирования / В. П. Натальин, С. А. Натальина, В. Ю. Паращук // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2.-С. 49−52.
- Негневицкая Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович.- М.: Наука, 1981.-111 с.
- Нейропсихология индивидуальных различий учеб пособие / Е. Д. Хомская, И. В. Егорова, Е. В. Быдыка, Е. В. Ениколопова. М.: Роспедагенство, 1987.-281 с.
- Нетопина С. А. Колебательные изменения функции внимания у школьников как закономерность в деятельности мозга / С. А. Нетопина //Вопросы психологии. 1984. -№ 5. — С. 115−117.
- Обухова J1. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / J1. Ф. Обухова. М.: Роспедагенство, 1996. — 372 с.
- Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999. — 278 с.
- Отмахова Н. А. Половые особенности функциональной асимметрии / Н. А. Отмахова // Асимметрия мозги и память: сб. науч. ст / АН СССР, Ин-т биол. физики — отв. ред. В. Ф. Коновалов. Пущино, 1987. — С. 115−124.
- Павлоцкий В. М. Контрольные работы по английскому языку : для учащихся 4-го класса гимназий и школ с углубленным изучением английского языка / В. М. Павлоцкий. СПб.: Каро, 2002. — 105 с.
- Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин / Е. А. Попова // Русская речь. 2007. — № 3. — С. 40−49.
- Попова JI. В. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек / JI. В. Попова, Н. А. Орешкина // Педагогическое обозрение. 1995.-№ 3.-С. 41−46.
- Потапов В. В. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии / В. В. Потапов // Вопросы языкознания. 2002. — № 1. -С. 103−130.
- Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость / В. А. Аверин, Ж .К. Дандарова, А. А. Деркач и др. — под ред. А. А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева — М.: Олма-Пресс, 2001. — 652 с.
- Разумникова О. М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 123−129.
- Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 469 с.
- Реброва Н. П. Тендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности / Н. П. Реброва // Практикум По тендерной психологии / под ред. И. М. Клецина. СПб., 2003. — С. 56−70.
- Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1987. — № 2.-С. 158−165.
- Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе : пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988. — 222 с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко — ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 251 с.
- Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
- Смирнова Е. А. Межполушарная асимметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. А. Смирнова. М., 1999. — 251 с.
- Спрингер С. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч — пер. с англ. А. Н. Чепкова — под ред. И. В. Викторова. М.: Мир, 1983. — 256 с.
- Страхов В. И. Воспитание внимания у школьников / В. И. Страхов. М., 1968.
- Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников : уроки общения: (на примере английского языка): учеб. пособие / Н. А. Тарасюк. М.,: Флинта: Наука, 1999. — 110 с.
- Тимохина Е. Е. Занимательные упражнения по грамматике английского языка для начальной школы / Е. Е. Тимохина, М. В. Крижепольская. -СПб., 2004.
- Томская М. В. Школа семинар по лингвистической гендерологии / М. В. Томская //Человек.-2003.-№ 2.-С. 158−161.
- Тумбина О. В. Грамматика английского языка для младших школьников / О. В. Тумбина. СПб., 2002.
- Уэст К. Создание тендера (doing gender) / К. Уэст, Д. Зиммерман // Тендерные тетради. 1997. — Вып. 1. — С. 94−124.
- Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская и др. — под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983.-297 с.
- Фрумкина Р. М. Психолингвистика : учебник для студентов / Р. М. Фрумкина. М.: Академия, 2001. — 315 с.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е. Д. Хомская. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2003. — 415 с.
- Хрестоматия у курсу «Основы тендерных исследований» / Моск. центр, гендер. исслед., Моск. высш. шк. соц. и экон. наук — ред. совет.: О. А. Воронина (отв. ред) и др. М.: Моск. центр, гендер. исслед., 2001. -335 с.
- Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. Н. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991. -231с.
- Чаркова М. Н. Возрастные особенности развития свойств внимания под влиянием мотивационного фактора : (результаты исследования) / М. Н. Чаркова // Мир психологии. 2004. — № 1. — С. 231−241.
- Чаркова М. Н. Психотехнологии когнитивного развития личности : учеб.-метод. пособие / М. Н. Чаркова — Хакас, ин-т бизнеса. Абакан, 2001. — 125 с.
- Чекалина А. А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старшего дошкольника : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ А. А. Чекалина — АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1991.-21 с.
- Чекалина А. А. Формирование Я мальчика и Я девочки, мужчины и женщины / А. А. Чекалина // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 110 117.
- Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока и Юго-Вост. Азии: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая — [Редкол.: И. С. Кон (отв. ред.) и др.]. М.: Наука, 1983. — 232 с.
- A comparison of teacher response to the preacademic and problem behavior of boys and girls / L. A. Serbin, K. D. O’Leary, R. N. Kent, I. J. Tonick // Child Development. 1973. -№ 44. — P. 796−804.
- Block J. H. Personality Development of Males and Females: the Influence of Differential Socialization / J. H. Block — American Psychological Association. New York, 1979.
- Chodorow N. Family structure and feminine personality / N. Chodorow — Eds. M. Z. Rozaldo & L. Lampere — Women’s culture and society. Stanford, Gal.: Stanford University Press, 1974. — P. 43−46.
- Day K. Differences in teaching behavior in adults as a function of sex related variables: докторская диссертация / К. Day. Washington: University of Washington, 1975.
- Deaux K. Sex and Gender / K. Deaux // Annual Review of Psychology. -1985.-№ 36.- P. 49−81.
- Gazzaniga M. S. The bisected brain / M. S. Gazzaniga. New York, 1970.
- Greif E. Sex differences in parent-child conversations: who interrupts whom?: доклад на собрании Общества содействия исследованиям развития ребенка: (society for Research in Child Development) / E. Greif. San Francisco, 1979.
- Harter S. Developmental differences in the manifestation of mastery motivation on problem-solving tasks / S. Harter // Child Development. -1975.-.№ 46.- P. 370−378.
- Hollinger C. L. Facilitating the career development of gifted young women / C. L. Hollinger//Roeper Rev. 1991.- Vol. 13, №.3, — P. 135−139.
- Kaufmann F. The 1964−1968 Presidential Scholars: a follow-up study / F. Kaufmann // Council for Exceptional children. 1981. — Vol. 48, № 2. — P. 164−169.
- Kinsbourne К. M. The ontology of cerebral dominance / К. M. Kinsbourne. -New York, 1975.-P. 244−150.
- Lennerberg E. Biological foundations of language / E. Lennerberg. New York: Wiley & Sous, 1967.
- Lever J. Sex differences in games children play / J. Lever // Social Problems. 1976.-№ 23.-P. 478−487.
- Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. Jacklin. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.
- Sadker M. Is the OK Classroom OK? / M. Sadker, D. Sadker // Phi Delta Kappan.- 1985.-№ 55.-P. 358−367.
- Speny R. W. Consciousness, personal identity and the divided brain / R. W. Speny. New York, 1986. — P. 3−20.
- Yarrow L, J. Infant and environment: early cognitive and motivational development / L. J. Yarrow. New York: Halsted, 1975.