Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерные особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучая мальчиков, рекомендуется 1) поддерживать высокий темп урока, 2) использовать широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации, 3) организовывать работу на уроке в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений, 4) использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера, 5) организовывать усвоение правил… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ
    • 1. 1. Основные подходы к определению понятия гендер
    • 1. 2. Проблематика тендерных исследований в лингвистике
      • 1. 2. 1. Изучение тендерной проблематики в переходный период (первая половина XX века)
      • 1. 2. 2. Становление тендерного направления в лингвистике (вторая половина XX века)
      • 1. 2. 3. Особенности развития тендерных исследований в Российской лингвистике
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. ТЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
    • 2. 1. Межполушарная функциональная асимметрия мозга
      • 2. 1. 1. Современное состояние проблемы (Основные положения)
      • 2. 1. 2. Функциональная асимметрия мозга в раннем онтогенезе (гендерный аспект)
    • 2. 2. Особенности межполушарного взаимодействия в процессе осуществления речевой деятельности
      • 2. 2. 1. Концепции доминантности полушарий по речи
      • 2. 2. 2. Тендерные различия в речевых способностях
    • 2. 3. Функциональная асимметрия мозга в процессе обучения иностранному языку
      • 2. 3. 1. Тендерные особенности функциональной специализации полушарий мозга в процессе обучения иностранному языку
      • 2. 3. 2. Структура иноязычных способностей
      • 2. 3. 3. Типы овладения иностранным языком
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА III. ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Особенности тендерной социализации детей младшего школьного возраста
      • 3. 1. 1. Становление психологического пола ребёнка
      • 3. 1. 2. Влияние семьи на тендерную социализацию ребенка
      • 3. 1. 3. Влияние школы на тендерную социализацию ребенка
      • 3. 1. 4. Влияние группы сверстников на формирование тендерной идентичности
    • 3. 2. Тендерные особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста
      • 3. 2. 1. Тендерные особенности психофизиологического развития детей на начальном этапе обучения в школе
      • 3. 2. 2. Тендерные особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
      • 3. 2. 3. Тендерные особенности развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста
      • 3. 2. 4. Тендерные особенности развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
    • 4. 1. Психолого-педагогические и методические основы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста
    • 4. 2. Тендерные особенности овладения коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности на иностранном языке
      • 4. 2. 1. Тендерные особенности овладения навыками аудирования
      • 4. 2. 2. Тендерные особенности овладения навыками говорения
      • 4. 2. 3. Тендерные особенности овладения навыками чтения
      • 4. 2. 4. Тендерные особенности овладения навыками письма
    • 4. 3. Тендерные особенности овладения основными ярусами системы языка
      • 4. 3. 1. Тендерные особенности овладения фонетикой
      • 4. 3. 2. Тендерные особенности овладения лексикой
      • 4. 3. 3. Тендерные особенности овладения грамматикой

Гендерные особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была и остается одной из актуальных проблем российского образования. В связи с возрастающей сложностью и интенсивностью обучения на первый план выходит вопрос о соответствии организации образовательного процесса возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся. В настоящее время все чаще подчеркивается необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями детей. Младший школьный возраст, совпадающий с начальным этапом обучения, по праву привлекает пристальное внимание исследователей и педагогов-практиков. Ведь от того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом.

Разработка эффективных методов обучения иностранным языкам основывается на достижениях лингвистики, психологии, педагогики и смежных научных дисциплин. Современная наука располагает большим количеством эмпирических данных, свидетельствующих о необходимости глубокого анализа факторов, которые оказывают влияние на систему обучения и воспитания. Одним из таких факторов является фактор пола.

В современных лингвистических исследованиях все большую значимость и интерес приобретает анализ роли каждого из полушарий в осуществлении речевых функций, а также анализ особенностей межполушарного взаимодействия в обеспечении речевой деятельности при изучении иностранного языка. Теория функциональной асимметрии мозга располагает данными о том, что особенности латерализации и взаимодействия правого и левого полушарий влияют на формирование языковых способностей и детерминированы полом.

Современные методики преподавания иностранного языка (далее — ИЯ) не уделяют должного внимания тому факту, что дети разного пола поразному воспринимают учебный материал. В связи с этим возникает необходимость изучения тендерных особенностей обучения ИЯ на начальном этапе.

Диссертационная работа посвящена поиску и анализу тендерных особенностей овладения базовыми знаниями структурных компонентов системы языка (фонетика, лексика, грамматика), наряду с формированием навыков в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) у детей младшего школьного возраста.

Актуальность исследования определяется следующими положениями:

1. Обучение ИЯ на начальном этапе требует поиска эффективных путей развития и совершенствования теории и методики преподавания, нацеленной на дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса в связи с основополагающей важностью данной ступени в обучении.

2. Комплексные исследования влияния тендерного фактора на успешность овладения ИЯ в младшем школьном возрасте до сих пор не проводились. В связи с этим, отсутствуют научные материалы, содержащие теоретическое обоснование тендерного подхода в обучении ИЯ.

3. В настоящее время не осуществляется проектирование процесса обучения с использованием тендерного аспекта, так как не разработаны обучающие программы в этом направлении.

Цель исследования — установить и описать тендерные особенности, проявляющиеся в процессе обучения младших школьников основным ярусам структуры языка (фонетика, лексика, грамматика) и выявить специфику овладения ими коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) на материале английского языка.

Объект исследования — тендерный аспект в обучении иностранным языкам.

Предмет исследования — факторы и условия, способствующие продуктивному обучению иностранному языку детей младшего школьного возраста с учетом их тендерных особенностей.

Гипотеза исследования — в процессе исследования мы исходили из положения о существовании тендерных различий в успешности овладения предназначенным для изучения в начальной школе учебным материалом в рамках предмета «Иностранный язык» (на материале английского языка).

Достижение поставленной цели в рамках выдвинутой гипотезы требует решения следующих задач:

1. Создание теоретической базы, позволяющей описать тендерные особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста.

2. Выявление особенностей начального этапа обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.

3. Проведение серии экспериментов, направленных на выявление тендерных особенностей детей при обучении иностранному языку.

4. Определение статистической значимости и валидности полученных данных.

5. Выявление тендерных особенностей в усвоении основных ярусов структуры языка (фонетика, лексика, грамматика) при осуществлении четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция о взаимосвязи тендерной социализации и возникновения тендерных установок, определяющих особенности личностного и когнитивного развития детей (Я.П. Коломинский, М.Х. МелтсасД.Н. Исаев, В.Е. КаганВ.В. Абраменкова, Т. А. Репина, И. С. Кон, Д. В. Колесов,.

А.А. Чекалина) — направление, связывающее тендерные особенности в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий (Г.М. Бреслов, Б.И. ХасанБ.С. Котик, Д. Кимура, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, Е. П. Ильин, А. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, Н.А. Отмахова) — работы, содержащие анализ роли каждого из полушарий и особенностей межполушарного взаимодействия в осуществлении речевых функций на родном языке (А.Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Р. Ю. Илыоченок и соавт., Э. А. Костандов и соавт., О. С. Адрианов, Л. Я. Балонов, В.Д. Деглин) — типология индивидуально-психологических особенностей овладения иностранным языком (М.К. Кабардов) — психолингвистическая концепция структуры иноязычных способностей (М.М. Гохлернер, Г. В. Ейгер, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев) — психологическая основа овладения иностранным языком детьми младшего школьного возраста (Ш.А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, В.В. Андриевская) — теоретические основы и педагогические технологии обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста (И.Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская, Е. И. Негневицкая, A.M. Шахнарович, Г. В. Рогова, Е. И Пассов, М. З. Бибелетова, В. В. Сафонова, Н.А. Тарасюк).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием следующих методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, наблюдение за практикой обучения иностранному языку младших школьников (прямое и косвенное, включенное), тестирование. Данные подвергались статистической обработке методами проверки статистических гипотез (по критерию Стьюдента и по критерию Фишера), корреляционным анализом (по Пирсону). Для определения уровня достоверности полученных коэффициентов использовались таблицы критических точек распределения Стьюдента и Фишера. Основным в работе выступает теоретико-экспериментальный подход к исследованию тендерных особенностей обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.

Достоверность основных положений и обоснованность результатов исследования определяется избранной методологической базой, сочетающей теоретическую информацию и эмпирические данные, и подтверждается применением валидных методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, а также использованием методов статистической обработки.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в рамках данной работы впервые рассматривается влияние тендерного фактора на специфику и особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста. В современной лингвистике отсутствуют комплексные исследования подобного плана. Рассмотрен тендерный аспект овладения коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Выявлены тендерные особенности в усвоении основных ярусов структуры языка (фонетика, лексика, грамматика).

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования создают научную основу разработки технологий и методов успешного овладения иностранным языком в начальной школе и могут быть использованы:

— Для решения теоретико-методологических проблем, связанных с тендерными исследованиями в лингвистике, педагогике, психологии, методике преподавания иностранного языка.

— Для получения эмпирической информации о тендерном аспекте обучения иностранному языку на начальном этапе.

— Для разработки методического обеспечения содержания обучения иностранному языку младших школьников.

База исследования.

Исследование проводилось на базе гимназий № 2, № 4 и начальной школы № 2 с углубленным изучением английского языка им. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова города Великий Новгород. Испытуемыми явились учащиеся трех вторых классов (33 мальчика и 30 девочек), четырех третьих классов (47 мальчиков и 40 девочек) и четырех четвертых классов (49 мальчиков и 44 девочки). Объем выборки составил 243 ребенка (129 мальчиков и 114 девочек).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тендер — фактор, определяющий языковые, психологические, социальные, историко-культурные особенности восприятия и мировоззрения личности, как представителя определенного пола. Тендер пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

2. В рамках лингвистической гендерологии рассматриваются вопросы, связанные с языковой репрезентацией пола. Они включают в себя изучение фрагментов языковой системы, коммуникативно-прагматических аспектов функционирования тендера, природных и социальных факторов, детерминирующих особенности отражения пола в языке и речи и имеют большое значение для гармоничного формирования языковой личности ребенка.

3. Фактор пола оказывает многостороннее влияние на особенности мышления, восприятия, трактовки и практического использования полученной информации, детерминируя применение тех или иных мыслительных стратегий в когнитивной деятельности, важнейшей формой которой является обучение, в частности иностранному языку.

4. Тендерный аспект необходимо учитывать на всех ступенях обучения иностранному языку. Однако начальный этап, совпадающий с младшим школьным возрастом, имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола.

5. Овладение коммуникативными навыками в основных видах речевой деятельности, осуществляемой детьми младшего школьного возраста на уроках иностранного языка (говорение, аудирование, чтение, письмо), происходит по-разному, в зависимости от тендерной принадлежности учащихся.

6. Существуют тендерные особенности в усвоении и использовании в речи единиц языка, относящихся к основным ярусам языковой структуры (фонетика, лексика, грамматика). Прослеживается тендерная специфика в овладении произношением звуков английского языка, в усвоении лексических единиц и грамматических форм и категорий, предусмотренных для изучения в начальной школе.

Структура и объем диссертации

:

Работа состоит из введения и 4-х глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы -172 наименования, в том числе 17 на иностранном языке и 5 приложений. Работа содержит 4 таблицы. Объем диссертации 212 страниц.

Выводы по главе.

1. Актуальность целенаправленного обучения иностранным языкам в младшем школьном возрасте обусловлена, с одной стороны, особенностями психофизиологического развития детей данной возрастной группы, их психологической готовностью к сознательному изучению иноязычного материала, и, с другой стороны, положительным влиянием обучения ИЯ на развитие психических функций ребенка, его мыслительных и речевых способностей.

2. Обучение должно осуществляться с учетом совокупности индивидуальных свойств личности (мотивы, интересы, склонности, коммуникативная компетенция, иноязычные способности, эмоциональность, статус в учебной группе, самооценка и др.) наряду с общими социокультурными, возрастными и тендерными особенностями учащихся, что требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания.

3. Начальное обучение ИЯ представляет собой важный этап в овладении базовыми знаниями структурных компонентов системы языка (фонетика, лексика, грамматика), наряду с формированием устойчивых и глубоких навыков коммуникативной деятельности на изучаемом языке. Обучение строится на вовлечении учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.

4. Результаты нашего исследования позволили выявить тендерную специфику в овладении фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе формирования элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

5. Показано, что мальчики и девочки младшего школьного возраста отличаются по темпам овладения базовыми орфографическими навыками. Уже во втором классе девочки демонстрируют не только более хорошее знание отдельных букв английского алфавита, знаков транскрипции, но и большую степень сформированности представления о специфике передачи на письме звуковой формы знакомых слов. В 3-х и 4-х классах так же установлено статистически значимое преимущество девочек в выполнении работ на правописание (исправление спеллинговых ошибок, словарные диктанты, домашние мини-сочинения).

6. Успехи девочек в овладении орфографическими навыками способствуют получению более высоких результатов при обучении чтению. Причем разница в количестве хорошо читающих мальчиков и девочек возрастает со 2-го по 4-й класс. Полученные результаты можно объяснить тем, что в курсе 3-го и 4-го класса значительно увеличивается объем текстов и возникает необходимость в тщательной домашней подготовке. Характерные для девочек психологические качества (усердие, прилежание, исполнительность) помогают им добиваться более высоких результатов.

7. В ходе исследования говорения, статистически значимой разницы между результатами мальчиков и девочек выявлено не было. Однако удалось проследить определенную тендерную специфику в поведенческих проявлениях на занятиях по иностранному языку детей разного пола. Девочки увереннее себя чувствуют и активнее участвуют в ходе урока, на котором осуществляется проверка подготовленного дома задания. Мальчики с большим интересом воспринимают задания на спонтанную реакцию (например, вопросы, которые не были заданы на дом), охотнее вступают в устную коммуникацию с учителем.

8. Установлено, что при выполнении заданий на аудирование статистически значимая разница между средними результатами мальчиков и девочек отсутствует. Дети обоих полов воспринимают иноязычный текст на слух на одинаковом уровне.

9. В овладении фонетической стороной речи, мальчики испытывают большие трудности, чем девочки. Им сложнее различать гласные по долготе и открытости. Большее количество мальчиков допускают русифицированное произнесение согласных, не имеющих эквивалентов в родном языке. В связи с этим, представляется целесообразным уделять больше внимания и осуществлять более тщательный контроль над формированием произносительных навыков у мальчиков.

10. При написании проверочных работ, направленных на определение уровня овладения лексикой, предназначенной для изучения в младших классах, девочки и мальчики в среднем показывают одинаковые результаты по знанию изученного лексического материала. Статистически значимая разница между баллами, набранными детьми разного пола, обнаружена только при написании сочинений в 4-м классе. Девочки в среднем получили более высокие оценки за свои работы за счет меньшего количества ошибок в правописании.

11. В ходе нашего исследования была выявлена тендерная специфика в овладении грамматическим материалом. Удалось установить, что в 3-м классе девочки лучше мальчиков выполняют грамматические задания на знание форм неправильных глаголов при составлении предложений в Simple Past, на постановку глагола в Present Continuous, на выбор между Simple Present и Present Continuous в зависимости от контекста.

Девочки, ученицы 4-х классов, показали более высокие результаты, чем их одноклассники, в заданиях на употребление артиклей, на знание третьей формы неправильных глаголов и выбор формы вспомогательного глагола в 3-м лице ед. ч. в Present Perfect. Задания на выбор между Simple Present, Simple Past, Simple Future, Present Continuous, Present Perfect вызвали существенные затруднения у всех учащихся 4-х классов. Тем не менее, результаты девочек оказались выше.

Как в 3-м, так и в 4-м классах средний результат девочек значимо превышает средний результат мальчиков в заданиях на спряжение глагола-связки to be и употребление конструкции have got в настоящем времени, на знание правила о добавлении к глаголу окончанияs в 3-м лице ед. ч. в Simple Present.

Статистически незначимая разница между результатами мальчиков и девочек наблюдается в 3-м классе: в заданиях на употребление артиклей, на выбор между Simple Present, Present Continuous и Simple Past, в 4-м классе: употребление предлогов времени и места, притяжательного падежа существительных, постановку глаголов в Present Continuous, Simple Future и Simple Past.

Преимущество мальчиков не обнаружено ни по одной из рассмотренных грамматических тем, входящих в необходимый минимум, предназначенного для изучения на начальном этапе грамматического материала.

12. Выявленная тендерная специфика овладения фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, при формировании навыков аудирования, говорения, чтения и письма указывает на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих тендерный фактор в обучении английскому языку на начальном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами диссертационное исследование было направлено на выявление тендерных особенностей в овладении базовыми знаниями структурных компонентов системы языка (фонетика, лексика, грамматика), наряду с формированием навыков в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) у детей младшего школьного возраста.

В ходе реализации поставленных задач мы получили достаточный объем теоретической и эмпирической информации, подтверждающей истинность выдвинутой ранее гипотезы.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о наличии тендерных различий в успешности овладения предназначенным для изучения в начальной школе учебным материалом в рамках предмета «Иностранный язык» (на материале английского языка).

1. Показано, что девочки младшего школьного возраста опережают мальчиков в овладения базовыми навыками орфографии и чтения. Однако при выполнении заданий на аудирование статистически значимая разница между средними результатами мальчиков и девочек отсутствует. Дети обоих полов воспринимают иноязычный текст на слух на одинаковом уровне.

2. В ходе исследования говорения выявлена определенная тендерная специфика в поведенческих проявлениях детей на занятиях по иностранному языку при осуществлении речевой деятельности. Девочки увереннее себя чувствуют и активнее участвуют в ходе урока, на котором осуществляется проверка подготовленного дома задания. Мальчики с большим интересом воспринимают задания на спонтанную реакцию (например, вопросы, которые не были заданы на дом), охотнее вступают в устную коммуникацию с учителем.

3. Процесс овладения структурными компонентами системы языка характеризуются определенной тендерной спецификой. Показано преимущество девочек в овладении фонетической стороной речи. При этом выявлены следующие особенности: мальчикам сложнее различать гласные по долготе и открытости, они чаще, чем девочки, допускают русифицированное произнесение согласных, не имеющих эквивалентов в родном языке.

4. Младшие школьники демонстрируют одинаковый уровень устного овладения лексическим материалом. Однако письменные проверочные работы выполняются лучше девочками за счет меньшего количества ошибок в правописании.

5. Показано, что в среднем, девочки младшего школьного возраста опережают мальчиков в овладения базовыми грамматическими навыками. В ходе обработки эмпирических данных выявилась следующая тендерная специфика: результаты девочек имеют небольшую дисперсию, а результаты мальчиков отличает широкий диапазон значений (от нулевого до предельно максимального). При статистической обработке данных разница между результатами мальчиков и девочек нивелируется, и средний результат получается разным соотношением баллов.

Статистическая выборка в форме отборочных туров олимпиад, показала иную картину распределения результатов. Среди детей, набравших наибольшее количество баллов и вышедших в заключительный тур олимпиады, оказалось больше девочек. Несмотря на это, мальчики стали победителями олимпиад во всех классах, показав при этом результат, намного превышающий средний показатель своей тендерной группы, а девочки, участницы олимпиад, лишь незначительно улучшили средние показатели.

6. На основании полученных результатов, отражающих тендерные особенности в овладении базовыми знаниями структурных компонентов системы языка (фонетика, лексика, грамматика), наряду с формированием навыков в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), можно говорить об актуальности разработки методик обучения И Я детей младшего школьного возраста, с применением дидактических приемов, обусловленных тендерной спецификой.

Обучая мальчиков, рекомендуется 1) поддерживать высокий темп урока, 2) использовать широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации, 3) организовывать работу на уроке в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений, 4) использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера, 5) организовывать усвоение правил через практические действия, выяснение закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом, 6) использовать минимизированное количество повторений пройденного материала.

Эффективным при работе с девочками считается 1) размеренный темп урока, 2) эмоционально окрашенная оценка любой выполняемой ими деятельности с обозначением перспективы, 3) групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь, 4) достаточное количество повторений для успешного усвоения материала при дозировании объема и разнообразия новой информации, 5) подход к формированию правил через речевые навыки: сначала, прочтение, осмысление правил и, затем, обучение применению их на практике, 6) большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями.

7. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что варьирование методов обучения, темпа подачи материала, типов заданий сделает урок динамичным, разнообразным, эмоциональным, повысив эффективность обучения ИЯ и уровень мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

8. Сложившаяся практика преподавания ИЯ в начальной школе опирается на левополушарный тип мышления, характерный в большей степени для девочек, что согласуется с нашей теоретической базой и полученными эмпирическими данными. Преимущество мальчиков не обнаружено ни по одной из рассмотренных тем, входящих в необходимый минимум, предназначенного для изучения на начальном этапе обучения.

Вышесказанное обосновывает актуальность применения разнообразных методик, опирающихся как на левополушарный, так и на правополушарный тип мышления.

В связи с этим возникает необходимость разработки обучающих программ, основывающихся на варьировании методов обучения. В основе такого дифференцированного подхода могут быть положены принципы проблемного обучения, предполагающего поиск решения поставленной задачи с применением правополушарных мыслительных стратегий и переход на левополушарный тип мышления при формулировке полученных результатов в виде правила, алгоритма, схемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 70−78.
  2. В. В. Половая дифференциация и сексуализация детской субкультуры, или Горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 143−153.
  3. В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства : горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 103−120.
  4. Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 3-е изд., испр. — М.: Academia, 1998. — 660 с.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие : социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  6. О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга / О. С. Адрианов // Методологические аспекты науки о мозге / В. В. Куприянов, Б. А. Никитюк, С. Б. Дзугаева и др.- под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарева. М., 1983. — С. 28 — 35.
  7. Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 7482.
  8. Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 24−27.
  9. . Г. Билатеральное регулирование, как механизм поведения / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 83−98.
  10. В. В. О психологических основах преподавания иностранного языка в 4 классе общеобразовательной школы / В. В. Андриевская // Иностранные языки в школе. 1981. — № 4. — С. 50−53.
  11. И. П. Особенности развития памяти у детей 6−7 лет в процессе обучения / И. П. Антонова // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 151−157.
  12. М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова. М.: Просвещение, 1968.-251 с.
  13. И. В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции / И. В. Асенова // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 100−110.
  14. Р. Человеческая память и процесс обучения : пер с англ. / Ричард Аткинсон — общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. — 528 с. — (Общественные науки за рубежом. Психология).
  15. Т. Н. Психофизиологические характеристики детей 6−7 лет, обучающихся иностранному языку в период адаптации к усложненной школьной программе : дис. канд. психол. наук / Т. Н. Балина — Рост, гос. ун-т. Ростов н/Д, 2002. — 123 с.
  16. Л. Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин — АН СССР, Ин-т эволюц. Физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. Л.: Наука ЛО, 1976. — 218 с.
  17. Ф. Человек запоминает / Ф. Барлетт // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М., 1988. С. 292−304.
  18. . В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам : пособие для преподавателей и студентов / Б. В. Беляев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  19. Т. В. Тендерная психология : учеб. пособие для студентов / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005. — 430 с.
  20. Т. Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т. Г. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фабер — АН СССР, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. М.: Наука, 1977. — 176 с.
  21. В. Л. Асимметрия мозга и пол / В. Л. Бианки — С.-Петерб. гос. унт. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 327 с.
  22. М. 3. Английский для маленьких: кн. для учителей: в 2- ч. / М. 3. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. М.: Просвещение, 1994.- Ч. 1.-124 с.
  23. М. 3. Обучение грамматической стороне говорения на английском языке учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. 3. Биболетова. -М., 1985. -19 с.
  24. П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский // Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Пронина и др. — под ред. М. В. Гамезо-М., 1984.
  25. А. А. Личность и общение : избр. тр / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  26. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психол. исследования / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора / С. П. Бочарова // Психологический журнал.- 1981. № 3. — С. 3−11.
  28. Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 237с.
  29. Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 64−69.
  30. М. Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю. Бужигеева // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 29−38.
  31. О. А. Педагогические условия осознания младшими школьниками личностной значимости изучения иностранного языка : (на примере английского языка): автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Букичева. М., 2007.
  32. Л. И. К проблеме языковых способностей / Л. И. Бушков // Иностранные языки в школе. 1980. — № 3. — С. 89- 90.
  33. . Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз родного и изучаемого языков / Ж. Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. 1994. — № 5. — С. 10−16.
  34. Н. Ф. Младший школьник : как важно быть самостоятельным / Н. Ф. Виноградова // Семья и школа. 2001. — № 11−12.-С. 22−25.
  35. Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин : роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. -1993.- № 2.-С. 63−71.
  36. Н. В. К вопросу о качествах преподавателя иностранного языка / Н. В. Витт, М. Г. Каспарова // Иностранные языки в высшей школе. -1986.-№ 9.-С. 70−76.
  37. О. А. Категория пол/гендер в философии феминизма / О. А. Воронина //Философские исследования. 1995.- № 4.-С. 17−23.
  38. Восприятия речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / В. П. Морозов, и. А. Вартанян, В. И. Галунов, Е. С. Дмитриева и др. — АН СССР, Ин-т эволюц. физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. Л.: Наука ЛО, 1988.- 143 с.
  39. П. А. Эндокринология пола / J1. А. Вундер. М.: Наука, 1980. -253 с.
  40. JI. С. Избранные психологические исследования : мышление и речь: проблемы психологического развития ребенка / J1. С. Выготский — под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. -519 с.
  41. Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. — М., 1982. — С. 5−361.
  42. П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 101 с.
  43. Н. Д. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. 1994. — № 1. — С. 8−16.
  44. Н. Д. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе : (на материале Программы обучения иностранным языкам в начальной школе) / Н. Д. Гальскова, Л. Б. Чепцова // Иностранные языки в школе. 1994. — № 3. — С. 4−9.
  45. Е. И. О природе психики : семнадцать уроков психологии / Е. И. Гарбер. М.: Школа-Пресс-1,2001. — 110 с.
  46. . М. Язык, память, образ : лингвистика яз. существования / Б. М. Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 351 с.
  47. Гендер как интрига познания: сб. ст. / Моск. гос. лингвист, ун-т — сост. А. В. Кирилина — редкол.: И. И. Халеева (гл. ред.) и др. М.: Рудомино, 2000.-191 с.
  48. Т. Б. Мозговые дисфункции у детей / Т. Б. Глезерман. М.: Наука, 1983.-238 с.
  49. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 2005. — 478 с.
  50. Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.-304 с.
  51. Е. И. Тендерные исследования в лингвистике сегодня / Е. И. Горошко, А. В. Кирилина // Тендерные исследования: сб. / ред. И Жеребкина: Харьк. Центр тендерных исследований. М. — Харьков, 1999.- С. 234−241.
  52. Е. И. Особенности мужского и женского речевого поведения : психолингвист, анализ: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. И. Горошко — РАН, Ин-т языкознания. М., 1996. — 179 с.
  53. Е. И. Пол, гендер, язык / Е. И. Горошко // Пол. Гендер. Культура: нем и рус. исслед.: сб. ст. / Фрайбург, ун-т, Ин-т славистики, Рос. гос. гуманит. ун-т. 1998. — С. 3−10.
  54. Е. И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол : аналитич. обзор / Е. И. Горошко. М.- Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2005.
  55. Е. И. Языковое сознание : тендерная парадигма / Е. И. Горошко. М., 2003.
  56. М. М. К вопросу о развитии лингвистических способностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам / М. М. Гохлернер,
  57. Г. В. Ейгер // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. -С.238−239.
  58. Д. Большой толковый социологический словарь : рус.-англ., англ.-рус.: в 2 т. / Дэвид Джерри, Джулия Джерри — пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече: ACT, 1999. — Т. 1.: А-О. — 544 с.
  59. С. В. Особенности учебной мотивации младших школьников при углубленном изучении иностранного (английского) языка: автореф. дис. канд. психол. наук / С. В. Дорохова. М., 2007. — 23 с.
  60. Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 2. — С. 24−29.
  61. В. Д. Мальчики и девочки два разных мира : нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб.: Тусепрора, 2000. -180 с.
  62. В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические особенности индивидуальной обучаемости / В. Д. Еремеева // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 128−135.
  63. П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П. Н. Ермаков — отв. ред. А. Б. Коган — Рост. гос. ун-т.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. 127 с.
  64. А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива : дис. канд. психол. Наук: 19.00.07 / А. В. Ермолин — Рос. пед ун-т. СПб., 1996. — 169 с.
  65. С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младшего школьника родному языку / С. Ф. Жуйков. М.: Педагогика, 1979.- 184 с.
  66. А. И. Неврозы у детей и подростков : анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. J1.: Медицина JIO, 1988. — 246 с.
  67. Е. А. Особенности мужской и женской речи / Е. А. Земская, М. А. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Русский язык в его функционировании / под ред. Е. А. Земской, Д. Н. Шмелева. М., 1993.- С. 90−136.
  68. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : кн. для учителя / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985.- 160 с.
  69. И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М. Просвещение, 1991. -219 с.
  70. И. А. Речевая деятельность на иностранном языке как область обучения : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / И. А. Зимняя. -М.: Изд-во МГУ, 1981.
  71. Е. И. Сущность и структура мотива / Е. И. Ильин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 2. — С. 27−41.
  72. Е. П. Дифференцированная психофизиология / Е. П. Ильин 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 654 с.
  73. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000. -508 с.
  74. Д. Н. Психогигиена пола у детей : (руководство для врачей) / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. JI.: Медицина JIO, 1986. — 335 с.
  75. М. К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения / М. К. Кабардов // Школа здоровья.- 1997. № 1. — С. 72−86.
  76. М. К. О диагностике языковых способностей / М. К. Кабардов // Психологические и психофизиологические исследования речи: сб. / АН СССР, Ин-т психологии — отв. ред. Т. И. Ушакова. М., 1983. — С. 13−18.
  77. П. П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет : (наматериале болг. шк.): автореф. дис.. канд. психол. наук: 10.00.07 / П. П. Калчев — Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1985 — 19с.
  78. А. Г. Эмоциональные компоненты в обучении иностранному языку младших школьников / А. Г. Каменская. Пермь, 2003. — 8 с.
  79. Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки.- 1992,-№ 11−12. С. 3−28.
  80. А. В. Тендер : лингвистические аспекты / А. В. Кирилина. -М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 189 с.
  81. А. В. Тендерные исследования в лингвистических дисциплинах / А. В. Кирилина // Тендер и язык: сб.: перевод. / Моск. гос. лингвист, ун-т, Лаб. тендер, исслед. — науч. ред. и сост. А. В. Кирилина. М., 2005.
  82. А. В. Категория gender в языкознании / А. В. Кирилина // Женщина в российском обществе. 1997. — № 2. — С. 15−20.
  83. А. В. Лингвистические тендерные исследования / А. В. Кирилина, М. В. Томская // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 7−15.
  84. А. В. О применении понятия тендер в русскоязычном лингвистическом описании / А. В. Кирилина // Филологические науки. -2000.- № 3. С. 18−28.
  85. А. В. Освящение связи языка и пола в истории лингвистики / А. В. Кирилина // Теория и методология тендерных исследований: курс лекций.-М., 2001.-С. 366−381.
  86. А. В. Особенности и тенденции развития тендерных исследований в российской лингвистике / А. В. Кирилина // Тендер: язык, культура, коммуникация: доклады Первой междунар. конф., 25−26 ноября 1999 г. -М., 2001. С. 32−47.
  87. Ю. А. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга / Ю. А. Клейберг, А. Л. Сиротюк // Мир психологии.-2001.-№ 1, — С. 156−165.
  88. И. С. Тендерная социализация : учеб. пособие / И. С. Клецина. -СПб. :РГПУ, 1998.-92 с.
  89. Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000. — 172 с.
  90. Я. П. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. П. Коломинский, М. X. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. -С. 165−171.
  91. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981.-№ 2.-С. 47−57.
  92. Кон И. С. Ребенок и общество: (ист.-этногр. перспектива) / И. С. Кон — АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1988.-269 с.
  93. Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э. А. Костандов. М.: Наука, 1983. — 171с.
  94. . С. Межполушарное взаимодействие у человека / Б. С. Котик — отв. ред. Е. Д. Холмский — Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д: РГУ, 1992. -173 с.
  95. . С. Межполушарное взаимодействие у человека / Б. С. Котик. -Ростов н / Д: Изд. РГУ, 1990.
  96. Ю1.Кравец Г. В. Мозг, эмоции, индивидуальность / Г. В. Кравец, A. J1. Сиротюк. Йошкар-Ола, 1997. — 88 с.
  97. Г. Психология развития : учебник / Грейс Крайг — пер. с англ. Н. Мальгиной и др. 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
  98. А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. -1985.-№ 5.-С. 24−29.
  99. А. А. Психология общения : учеб. пособие / А. А. Леонтьев. -3-е изд. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  100. Д. Пол как социальная категория / Д. Лорбер // THESIS, женщина, мужчина, семья: альманах. М., 1994. — Вып. 6. — С. 127−136.
  101. А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-374 с.
  102. А. Р. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций / А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая // Физиология человека. 1975. — Т. 1, № 3. — С. 411 417.
  103. Д. А. Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6−8-летних детей г. Архангельска: дис.. канд. биол. наук / Д. А. Малышев: 19.00.02. Архангельск, 2003. — 158 с.
  104. Л. В. Способности к усвоению иностранного языка и дидактическая технология их развития : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Л. В. Марищук — Нац. ин-т образования Респ. Белорусь, С-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1999. — 395 с.
  105. О. Ю. Психология пола и возраста : учеб. пособие / О. Ю. Маркова — С.-Петерб. гос. электротехн. Ун-т «ЛЭТИ». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. — 67 с.
  106. Т. Н. Психофизиологические аспекты развития ребенка / Т. Н. Марютина //Школаздоровья.- 1994.- Т. 1, № 1.- С. 105−116.
  107. М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  108. Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Н. П. Морянова- Твер.гос. ун-т. Тверь, 1999. — 20 с.
  109. В. А. Индивидуальные профили асимметрий и особенности психологических процессов : дис.. канд. психол. наук / В. А. Москвин.- М., 1988.
  110. В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учеб пособие / В. С. Мухина. 4-е изд., стер. — М.: Academia, 1999. -453 с.
  111. В. П. Тестовый контроль аудирования / В. П. Натальин, С. А. Натальина, В. Ю. Паращук // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2.-С. 49−52.
  112. Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович.- М.: Наука, 1981.-111 с.
  113. Нейропсихология индивидуальных различий учеб пособие / Е. Д. Хомская, И. В. Егорова, Е. В. Быдыка, Е. В. Ениколопова. М.: Роспедагенство, 1987.-281 с.
  114. С. А. Колебательные изменения функции внимания у школьников как закономерность в деятельности мозга / С. А. Нетопина //Вопросы психологии. 1984. -№ 5. — С. 115−117.
  115. Обухова J1. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / J1. Ф. Обухова. М.: Роспедагенство, 1996. — 372 с.
  116. М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999. — 278 с.
  117. Н. А. Половые особенности функциональной асимметрии / Н. А. Отмахова // Асимметрия мозги и память: сб. науч. ст / АН СССР, Ин-т биол. физики — отв. ред. В. Ф. Коновалов. Пущино, 1987. — С. 115−124.
  118. В. М. Контрольные работы по английскому языку : для учащихся 4-го класса гимназий и школ с углубленным изучением английского языка / В. М. Павлоцкий. СПб.: Каро, 2002. — 105 с.
  119. Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин / Е. А. Попова // Русская речь. 2007. — № 3. — С. 40−49.
  120. JI. В. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек / JI. В. Попова, Н. А. Орешкина // Педагогическое обозрение. 1995.-№ 3.-С. 41−46.
  121. В. В. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии / В. В. Потапов // Вопросы языкознания. 2002. — № 1. -С. 103−130.
  122. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость / В. А. Аверин, Ж .К. Дандарова, А. А. Деркач и др. — под ред. А. А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева — М.: Олма-Пресс, 2001. — 652 с.
  123. О. М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 123−129.
  124. А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 469 с.
  125. Н. П. Тендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности / Н. П. Реброва // Практикум По тендерной психологии / под ред. И. М. Клецина. СПб., 2003. — С. 56−70.
  126. Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1987. — № 2.-С. 158−165.
  127. Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе : пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988. — 222 с.
  128. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко — ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 251 с.
  129. Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  130. Е. А. Межполушарная асимметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. А. Смирнова. М., 1999. — 251 с.
  131. С. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч — пер. с англ. А. Н. Чепкова — под ред. И. В. Викторова. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  132. В. И. Воспитание внимания у школьников / В. И. Страхов. М., 1968.
  133. Н. А. Иностранный язык для дошкольников : уроки общения: (на примере английского языка): учеб. пособие / Н. А. Тарасюк. М.,: Флинта: Наука, 1999. — 110 с.
  134. Е. Е. Занимательные упражнения по грамматике английского языка для начальной школы / Е. Е. Тимохина, М. В. Крижепольская. -СПб., 2004.
  135. М. В. Школа семинар по лингвистической гендерологии / М. В. Томская //Человек.-2003.-№ 2.-С. 158−161.
  136. О. В. Грамматика английского языка для младших школьников / О. В. Тумбина. СПб., 2002.
  137. К. Создание тендера (doing gender) / К. Уэст, Д. Зиммерман // Тендерные тетради. 1997. — Вып. 1. — С. 94−124.
  138. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская и др. — под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983.-297 с.
  139. Р. М. Психолингвистика : учебник для студентов / Р. М. Фрумкина. М.: Академия, 2001. — 315 с.
  140. Е. Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е. Д. Хомская. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2003. — 415 с.
  141. Хрестоматия у курсу «Основы тендерных исследований» / Моск. центр, гендер. исслед., Моск. высш. шк. соц. и экон. наук — ред. совет.: О. А. Воронина (отв. ред) и др. М.: Моск. центр, гендер. исслед., 2001. -335 с.
  142. Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. Н. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991. -231с.
  143. М. Н. Возрастные особенности развития свойств внимания под влиянием мотивационного фактора : (результаты исследования) / М. Н. Чаркова // Мир психологии. 2004. — № 1. — С. 231−241.
  144. М. Н. Психотехнологии когнитивного развития личности : учеб.-метод. пособие / М. Н. Чаркова — Хакас, ин-т бизнеса. Абакан, 2001. — 125 с.
  145. А. А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старшего дошкольника : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ А. А. Чекалина — АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1991.-21 с.
  146. А. А. Формирование Я мальчика и Я девочки, мужчины и женщины / А. А. Чекалина // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 110 117.
  147. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока и Юго-Вост. Азии: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая — [Редкол.: И. С. Кон (отв. ред.) и др.]. М.: Наука, 1983. — 232 с.
  148. A comparison of teacher response to the preacademic and problem behavior of boys and girls / L. A. Serbin, K. D. O’Leary, R. N. Kent, I. J. Tonick // Child Development. 1973. -№ 44. — P. 796−804.
  149. Block J. H. Personality Development of Males and Females: the Influence of Differential Socialization / J. H. Block — American Psychological Association. New York, 1979.
  150. Chodorow N. Family structure and feminine personality / N. Chodorow — Eds. M. Z. Rozaldo & L. Lampere — Women’s culture and society. Stanford, Gal.: Stanford University Press, 1974. — P. 43−46.
  151. Day K. Differences in teaching behavior in adults as a function of sex related variables: докторская диссертация / К. Day. Washington: University of Washington, 1975.
  152. Deaux K. Sex and Gender / K. Deaux // Annual Review of Psychology. -1985.-№ 36.- P. 49−81.
  153. Gazzaniga M. S. The bisected brain / M. S. Gazzaniga. New York, 1970.
  154. Greif E. Sex differences in parent-child conversations: who interrupts whom?: доклад на собрании Общества содействия исследованиям развития ребенка: (society for Research in Child Development) / E. Greif. San Francisco, 1979.
  155. Harter S. Developmental differences in the manifestation of mastery motivation on problem-solving tasks / S. Harter // Child Development. -1975.-.№ 46.- P. 370−378.
  156. Hollinger C. L. Facilitating the career development of gifted young women / C. L. Hollinger//Roeper Rev. 1991.- Vol. 13, №.3, — P. 135−139.
  157. Kaufmann F. The 1964−1968 Presidential Scholars: a follow-up study / F. Kaufmann // Council for Exceptional children. 1981. — Vol. 48, № 2. — P. 164−169.
  158. Kinsbourne К. M. The ontology of cerebral dominance / К. M. Kinsbourne. -New York, 1975.-P. 244−150.
  159. Lennerberg E. Biological foundations of language / E. Lennerberg. New York: Wiley & Sous, 1967.
  160. Lever J. Sex differences in games children play / J. Lever // Social Problems. 1976.-№ 23.-P. 478−487.
  161. Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences / E. E. Maccoby, C. Jacklin. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.
  162. Sadker M. Is the OK Classroom OK? / M. Sadker, D. Sadker // Phi Delta Kappan.- 1985.-№ 55.-P. 358−367.
  163. Speny R. W. Consciousness, personal identity and the divided brain / R. W. Speny. New York, 1986. — P. 3−20.
  164. Yarrow L, J. Infant and environment: early cognitive and motivational development / L. J. Yarrow. New York: Halsted, 1975.
Заполнить форму текущей работой