Интеллектуальный тренинг как средство умственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Диссертация
Исследование проводилось в период с 1992 по 1996 гг. программа исследо-. вания состояла из ряда этапов. Первый этап предполагал сбор теоретического материала, его анализ и обобщение. Этот этап был проведен в сроки с ноября 1992 года, но сентябрь 1994 года. Второй этап заключался в обосновании и создании новой методики интеллектуального тренинга. Сроки проведения данного этапа — с сентября 1994… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теория и методика интеллектуального развития детей в современной психологии. Обоснование авторского подхода к решению проблемы
- 1. 1. Проблема развития интеллекта в детской психологии
- 1. 2. Развитие интеллекта детей в период начального обучения
- 1. 3. Изменение интеллектуальных способностей детей 6−7-летнего возраста в условиях специально организованной деятельности
- 1. 4. Пуги развития основных видов mi, пиления у детей (теоретические предпосылки авторской методики интеллектуального развития детей поступающих в школу)
- Глава 2. Экспериментальное исследование влияния интеллекгуального тренинга на развитие мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- 2. 1. Цели, задачи, гипотеза, объект и процедура экспериментального исследования
- 2. 2. Методы входной и выходной диагностики уровня умственного развития детей
- 2. 3. Методика интеллектуального тренинга
- 2. 4. Результаты экспериментального исследования и их анализ
- В
- выводы
Список литературы
- Агафонова И.П. Учимся думать. Сб. Занимательных задач, тестов и упражнений (Учебное пособие). СПб.: «МиМ-Экспресс», 1996.-96с.
- Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: автореф. Дис. Па соискание. канд. псих. наук. М. АПН СССР, НИИ до-школьн. Воспитания, 1984.-24 с.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск: Гор. Психол-физиолог. Центр «Детство», 1993. -20с.
- Алиев С.Н. Психологические возможности младших школьников в решении проблемных задач: Дисс.. канд. псих. наук. Душанбе- Москва: АПН СССР. Науч.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии, 1973.- 165 с.
- Альбуханова-Сдавская К. И. Личностные типы мышления //Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М, 1986.-.N? 6.-е. 98 130.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-е, 1986, — 209с.
- Амепищснй П.П., Сахаров И. П. Забавная арифметика,— М.: Наука, 1991.122 с.
- Антонова Г. Н. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников. //Вопросы психологии, — J 965.- № 6.- с.52−64.
- Антонова Г. Н. Различия в мыслительной деятельности- младших школьников // Типические особенности умст венной деятельности младших школьников/ под ред. С. Ф. Жуйкова.-М.: Просвещение. 1968.-232 с.
- Анцыфсрова Л.И. Исследования проблемы в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, — 1956, — № 3.- с.29−32.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 392с.
- Баянова Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младших школьников: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. 1995. -16с.
- Белова К.С. /Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач: Дисс.. канд. псих. наук. М.: АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии, 1990. — 166 с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков.- Бийск.: НИЦ БиГПИ, 1993, — 238 с.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередпикова Г. Я хочу: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, — Кишинев: ВИРТ- СПб: Дор-валь, 1993. -90 с.
- Бильчугов С.Ю. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6−7 лет: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1978, — 177 с.
- Блонский Г1.П. Избранные психологи чес кие произведения. М.: Просвещение, {964. — 547 с.
- Богоявленский /(.И., Менчинская И. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во А! Ш РСФСР, 1959, 347.
- Богоявленский Д.И. Формирование приемов умственной работы учащихся.// Вопросы психологии. 1962. — № 4. — с. 75.
- Богоявленский Д.Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. // Вопросы психологии. !969. — № 2. — с.33.
- Богоявленская Д.Б. Об эвристической функции модели проблемной ситуации. // Проблемы эвристики. М.: Высш. шк., 1969. 272 с.
- Бонгард М.М. Проблема узнавания. М.: Наука, 1967. — 320 с.
- Боио Эд. де. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
- Борейко Л.Н. Логика. М.: Академия, 1993. — 124 с.
- Брунер Дж. Психология обучения. JM.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 84 с.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
- Брусемцова Т.Н. Когнитивные теории усвоения в педагогической психологии США: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986. — 16 с.
- Булах И.С. Динамика взаимосвязи мыслительных операций у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. Киев: Гос. пед. ин-т им. A.M. Горькою, 1989. — 24 с.
- Бутивщенко Л.Н. Особенности развития: Автореф. дис.. канд. псих, наук. Киев.: Киев. Гос. пед. ин-т им. A.M. Горького, 1988. — 24 с.
- Варданян Г. А. Использование метода поэтапного формирования для диагностики умственного развития школьников: Дисс.'. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак-т психологии, 1979. — 1 80 с.
- Варданян Г. А. Диагностика и коррекция умственною развития в начальных классах. Ереван: Луис, 1985. — 215 с.
- Важенина Ф. Г, Развитие у младших школьников общего умственного действия классификации в условиях управления их умственной деятельностью: Дисс.. канд. псих. наук. Ленинград, юс. пед. ин-т им. А.И. ГерценгС, 1977.156 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Изд-во Ленинградского университета, Т 2. Л., 1976, 342 е., Т 3. Л., 198!, 326 с. 1. M-l
- Величковская Б.М., Капица М. С. психологические проблемы изучения интеллекта .// Интеллеюуальные процессы и их моделирование. М., Просвещение, с. 120- Ml.
- Hem ер Л. Д. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования/7 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986 — 222 с.
- Верт геймер Макс. Продукт ивное мышление. М.: Прогресс, 1987−335 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. -Л.: Сон/жгиз. 1938 — 324 с.
- Выготский Л.С. развитие высших психических функций. Из неопублик. Трудов М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
- Выготский Л.С. О психологических системах// собр. Соч. Т 1, М., 1982 с. 109−131.
- Выготский Л.С. педагогическая психология. М.: педагогика, 1991 -479 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы)/ под ред. Д. Б. Эльконипа, В. В, Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: международный образов. И психол. колледж, 1995. -144 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий У Психологическая наука в СССР, т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1 — с. 15−25
- Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы. М.&bdquo- 1977. — с. 54−55
- Гарнец О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников: Ав-тореф. канд.. псих. наук. Киев: Изд-во Просвещения УСС. НИИ психологии УССР, 1979.-24 с.
- Гарт АЛ. Роль и место упражнений в развитии самостоятельного мышления учащихся: Автореф. дис.. псих. наук. Душанбе. Туркм. гос. ун-т им. A.M. Горького, 3973. -21 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965 — с. 433 — 456.
- Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. -№ 3.-с. 33−41
- Говоркова А.Ф. Инвариантность понятийного и допонят ийного обобщения// развитие мышления и умст венное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. — с. 121 -138.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 Т: пер. С фр./ иод ред. Г. Г. Араелова М.: Мир, 1992, т I -49 ! с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т: пер. С фр./ иод ред. Г. Г. Араелова. -М.: Мир, 1992 -370 с.
- Головина Т.П. Психологические особенности формирования обобщенного способа умственной деятельности у младших школьников: Автореф. дис.. канд. нснх. паук. JL: Лспингр. Гос. пед. ип-т им. А. И. Герцена, 1970. -20 с.
- Гордон В.М., Вдовина Л. И., Журавлева П. А. О возможных средствах анализа и обобщения при решении задач.// Исследование функциональных структур познавательной деятельности. М., 1974. — с. 163−210.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов/ Г. А. Бургоменко, А. Л. Венгер, К.А. Поли-това/. М.: Просвещение, 1992. — 127 с.
- Грановская P.M., Березиая И. А. интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 199}. — 268 с.
- Грачева ЗА. Умственное развитие детей 6−7 лет в процессе решения математических занимательных задач. Дисс,. канд. псих. наук. — Л.: Гос. пед ин-т им. А. И. Герцена, 1970. — 178 с.
- Громов М.Д. Развитие мышления младших школьников // Психология младшего школьника/' под ред. Е. И. Игпап.ева. М.: Изд-во ЛПИ РСФСР, 1960. — 336.
- Групповая психотерапия /т под ред. Б. Д. Кар васарс кого, С. Лед ера. М.: Медицина, 1990.-383 с.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 327 с.
- Гуревич К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы // педагогика и психология. 1992. — № 1. — 68 с.
- Давыдов В.В. Проблема обобщения в трудах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — с. 42−54.
- Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. 1992. — с. 109−1 18.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Давыдов В.В. Генезис в развитии личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1992 — № 1−2. — с.22−33.
- Дери К). Б. соот ношение конвергеи гпост и и дивергент ноет и мышления у детей школьного возраста: /', исс.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1987 — 156 с.
- Дерябин В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1979. — 26 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. грудов./ под ред. Д. С. Эльконина, А. Л. Вснгсра. М.- НИИ ОПП. — 157
- Диагностика vmciвенного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: педагогика, 1985. -191 с.
- Дорохина В.Ф. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения. // Вопросы психологии. 1980. — № 6.-с. 73−82.
- Дружинин В.П., Гребешок Г. Л., Самсонова Е. Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей.// психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 3. — с. 47−55.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна: Вита, 1995.- 149 с.
- Дусавицкий Л. К, Решсин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения.// Вопросы психологии. 1975. — № 3, — с. 92.
- Дусавицкий А.К. Дважды х два = х. 2-е изд., испр. и допол. М.: Инфо-лайн, 1985. — 173 с.
- Дьяченко Н.Э. Развитие мыслительного процесса классификации у учащихся 2−7 классов: Автореф. дис.. канд. Псих. наук. Л.: Ленинград. Гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1953. — 14 с.
- Дьяченко О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии. -1973. № 2.- с.89−98.
- Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. М.: A1IH СССР, 1979.- № 2.- с. 60−64″
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольниов. //Вопросы психологии.) 987- № 1- с. 44−51.
- Дьяченко О.М. Программа «Развитие». //Психологическая наука и образование. 1996.- № 3- с.32−43.
- Егорова M.C., Зарынова II.М., Пьяикова С. Д. Возрастные изменения гено-тип-средовых отношений в показателях интеллскта.//Воиросы психологии. -1993.-№ 2-е. 106−108.
- Ермолаева Темина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей /по материалам зарубежных исследований/.// Вопросы психологии. — 1975.5. С. 166−176.
- Ждан А. История психологии: от античности до наших времен.- М.: Изд-во МГУ, 1990,-366 с.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1968. -238 с.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии.- 1990. -№ 6. с. 86−92.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. псих. наук. М.: АПН СССР. Научно-исследов. Ин-т обшидей и пед. психологии, 1976. — 189 с.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников.// М.: Знание, 1982.-96с.
- Зак A 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: педагогика, 1984, — 151с.
- Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников.//Вон росы психологии.- 1978. -№ 2. -с. 103−106.
- Зак А. З. Характеристика авторского мышления у младших школьников. /'Вопросы психологи шо 1988. -№ 2.-с. 69−75.
- Зак А. З. Типология динамики мыслительного процесса.//Вопросы психологии. 1986, — № 5.- с.96−103.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 320 с.
- Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать лог ическое мышление детей 8−15 лет .- М.: Фолиум, 1996.- 112 с.
- Запорожец Л.В. педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших допясольников.//Дошкольное воспитание, — ! 972,-№ 4.-с. 37−42.
- Замков Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1975. 191.
- Запорожец А.В. Развитие логическою мышления у детей в дошкольном возрасте.//' Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М: Педагогика, 1995. -с. 91−101.
- Зинченко В.П., Вергилис НЛО. Формирование зрительного образа.- М.: Изд. МГУ, 1969, — 106 с.
- Зацепина Т.В., Михина А. Н. Виды учебных заданий, нацеленные на формирование различных приемов умственных действий.- Мичуринск, 1995. 35 с.
- Зинченко В.П., Мунигов В. М., Гордон В. М. Исследования визуального мышления.// Вопросы психологии. № 2 — с. 3−10.
- Зрительные образы: феномология и эксперимент. 4.1 Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. ун-та им. В. И. Ленина, 1971. — 264 с.
- Ибрагимов Х.И. Принципы организации когнитивных структур и умствен- N пое развитие: Автореф. дис.. канд. псих, наук.- АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии. М., 1988. — 24 с
- Ильчеиков Э.В. Школа должна учить мыслить./'/Народное образование.-1964.-№ !.-с. !-16.
- Ильясов И.М. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986- 198 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 199. — 462 с. — Политиздат.
- Иноземцев А.Н. Возрастные особенности аналитико-синтетической деятельности человека в процессе решения задач: /Дисс.. канд. псих. наук. М., 1978.-189 с.
- Интуиция, логика, творчество./ под ред. М. И. Панова. М.: Наука, 1987. -175 с.
- Кабанова-Меллер R.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. — 376с. — Изд-во Акад. пед наук РСФСР.
- Кабанова-Меллер ЕЛ! Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96 с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов диагностики// Проблемы психодиагност ики умственного развития учащихся. М., 1975. -с. 10−39.
- Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения// Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М., 1966. С. 1113.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика — 1981. -200с.
- Камалова Т.Н., Никольская И. Л. Логические упражнения. Задания для учащихся 1−3 классов. М.: ПИИ содерж. и методов обучения А11Н СССР,-1980−26с.
- Карпов К).П. Обучаемость как характеристика умственного развития// Вестник МГУ. 1990,-№ 2 .-с. 6−92.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М: Знание, 1989.- 38 с.
- Ксласьсв В.Н. Некоторые формы умственного тренинга.// Психологический журнал. 1987. — № 6. — е.90−94.
- Ксласьсв В.II. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: Изд-во Ленинград. Унив-та, 1989. — 216 с.
- Клаперад Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Спб.: Об-во О. Богданова, 1911.- 168
- Коган И.М. Творческсий поиск: энсрго-мотивационный аспект// Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — с. 136−146
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1987. — 182с.
- Коломинский Я.Л. Человек: Психология. М., 1980. — 224 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука. — Изд. 2-е испр. и допол., 1975. — 720 с.
- Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками .//Вопросы психологии. 1990. — № 4. — с. 47−55.
- Коффка К. Основы психического ра-ви1ия. М-Л.: Соц. жгиз, — 1934. -260 с.
- Коетток Г. С. Принцип развития в психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, — 1969. — 376 с.
- Кралина М.В. Особенности формирования логических приемов мышления у шестилетних детей: Дисс.. канд. псих, наук.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990.- 1 86 с.
- Крылова М.В. О психологии дедуктивных умозаключений младших школьников: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. Саранск: АПН СССР, Научн.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии.- 1970. — 23 с.
- Курбело Б.Ф. Соотношение логических и специфических приемов в обучении. М., 1990. -206 с.
- Ланда Л.П. Алгоритмизация в обучении./ под ред. Б.В. 1 неденко и Б. В. Бирюков,-). М.: Просвещение, 1966.-523 с.
- Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893. -УП-296
- Лей тсс Н. С. Умственные способности и возраст, — М.:Педагогика, — 1971. -281 с.
- Леонтьев Л. П. Опыт экспериментального исследования мышления. //Доклады на совещании, но психологии 3−8 июля 1953. М., 1954.
- Леонтьев А.Н. 1 роблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международ, образ, и психол. колледж, 1995. — с. 13−25.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950.-32с.
- Лихтарников J1.M. Занимательные лог ические задачи. СПб: Лань, 1996.124 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. -444с.