Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуальный тренинг как средство умственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проводилось в период с 1992 по 1996 гг. программа исследо-. вания состояла из ряда этапов. Первый этап предполагал сбор теоретического материала, его анализ и обобщение. Этот этап был проведен в сроки с ноября 1992 года, но сентябрь 1994 года. Второй этап заключался в обосновании и создании новой методики интеллектуального тренинга. Сроки проведения данного этапа — с сентября 1994… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методика интеллектуального развития детей в современной психологии. Обоснование авторского подхода к решению проблемы
    • 1. 1. Проблема развития интеллекта в детской психологии
    • 1. 2. Развитие интеллекта детей в период начального обучения
    • 1. 3. Изменение интеллектуальных способностей детей 6−7-летнего возраста в условиях специально организованной деятельности
    • 1. 4. Пуги развития основных видов mi, пиления у детей (теоретические предпосылки авторской методики интеллектуального развития детей поступающих в школу)
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния интеллекгуального тренинга на развитие мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 1. Цели, задачи, гипотеза, объект и процедура экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы входной и выходной диагностики уровня умственного развития детей
    • 2. 3. Методика интеллектуального тренинга
    • 2. 4. Результаты экспериментального исследования и их анализ
  • В
  • выводы

Интеллектуальный тренинг как средство умственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перестройка системы народного образования, осуществляемая в настоящее время в нашей стране в связи с происходящим социально-экономическими изменениями, приводит к усложнению содержания учебных программ, особенно на начальном этапе обучения, и остро ставит проблему ускорения умственного развития детей. Эта проблема давно и успешно решается многими отечественными психологами, но нельзя сказать, что решение всех, связанных с ней вопросов, уже найдены. На теоретическом уровне рассмотрены или затронуты почти все важнейшие аспекты этой проблемы (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддъяков и др.), однако специфика развития мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, вопросы генезиса отдельных видов мышления, их взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга, — до сих пор остаются открытыми. Нет однозначного решения и вопроса о критериях умственного развития детей данного возраста.

Есть три важнейших вида мышления, которые одновременно должны развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Это — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Если последнее в теоретическом и практическом аспектах изучено хорошо, то развитие второго и, особенно, первого вида мышления исследовано недостаточно. Между тем, умственное развитие детей, ориентированное только на совершенствование вербального интеллекта, является односторонним и неполным.

В последнее время в печати появилось значительное количество практических методик развития детского интеллекта. Но они также в основном направлены на словесно-логическое мышление и только отчасти — на образное. Явно недостаточное внимание уделяется формированию наглядно-действенного, или практического, мышления.

Целью исследования, проведенного нами, явилось обоснование, создание и апробация методики интеллектуального тренинга, направленного на комплексное (в указанном выше смысле) развитие интеллектуальных способностей детей.

Задачи исследования. В диссертационной работе решены следующие теоретические и экспериментальные задачи:

1. Изучена литература по развитию мышления у детей.

2. Определены вопросы, требующие дальнейшего исследования.

3. Намечены основные линии в развитии мышления детей 6−7 -летнего возраста в связи с поступлением в школу.

4. Дано обоснование методики интеллектуального тренинга, рассчитанного на комплексное умственное развитие детей данного возраста.

5. Создана новая методика интеллектуального тренинга, решающая указанную задачу.

6. В связи с новой методикой выделены параметры, определяющие уровень интеллектуального развития детей, подобран комплекс необходимых. для этого психодиагностических методик.

7. Проведено экспериментальное обучение (тренинг) детей с помощью предложенной методики.

8. Сформулированы выводы и практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования.

Предмет исследования: Умственное развитие детей. Методика интеллектуального тренинга, условия ее оптимального использования для обеспечения готовности детей к обучению в школе.

Объект исследования: Дети 6−7-летнего возраста. В эксперименте участвовали три группы детей: две экспериментальные и одна контрольная. Общее количество испытуемых — 102 ребенка. Первую экспериментальную группу составили дети, которые были обследованы в период проведения предшколь-ной диспансеризации (40 испытуемых). С этими детьми в течение двух месяцев велся интенсивный курс интеллектуального тренинга. Вторая экспериментальная группа была набрана из детей — первоклассников, обучающихся по экспег риментальной системе Л. В. Занкова (13 испытуемых). С этими детьми также в течение двух месяцев проводились развивающие занятия параллельно с их обучением в школе. Третья группа — контрольная — она была образована из детей, обучающихся по различным программам: опережающей (программа Л.В.Занкова), общеобразовательной трехлетней, общеобразовательной четырехлетней (49 испытуемых). Экспериментальное исследование осуществлялось на базе трех школ №№ 18, 31, 32 г. Комсомольска-на-Амуре.

Методика и процедура исследования.

В исследовании применялись психолого-педагогический эксперимент констатирующего и формирующего плана, методы диагностики уровня интеллектуального развития детей, метод контент-анализа, методика комплексного развития мышления детей (интеллектуальный тренинг), методы статистической обработки полученных результатов.

Исследование проводилось в период с 1992 по 1996 гг. программа исследо-. вания состояла из ряда этапов. Первый этап предполагал сбор теоретического материала, его анализ и обобщение. Этот этап был проведен в сроки с ноября 1992 года, но сентябрь 1994 года. Второй этап заключался в обосновании и создании новой методики интеллектуального тренинга. Сроки проведения данного этапа — с сентября 1994 года по июнь 1995 года. Третий этап состоял из апробирования экспериментальной методики. Данный этап был проведен в период с июня 1995 года по ноябрь 1995 года. Четвертый этап заключался в статистической обработке полученных экспериментальных результатов. Этот этап был проведен в период с ноября 1995 года по октябрь 1996 года.

Гипотеза исследования: предлагаемая новая методика интеллектуального тренинга будет способствовать ускоренному комплексному развитию мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и способна повысить уровень их психологической готовности к обучению в начальных классах школы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования. В данном исследовании предложен и обоснован комплексный подход к практическому решению проблемы интеллектуального развития детей, поступающих в школу, в противовес традиционно сложившемуся, несколько одностороннему подходу, в основном ориентированному на совершенствование словесно-логического мышления. Предложена соответствующая этому подходу методика интеллектуального тренинга для детей 6−7-летнего возраста. Экспериментально доказана эффективность этой методики. Получены данные, указывающие на то, каким образом следует обучать детей, поступающих в школу, рациональным способам выполнения мыслительных действий и операций.

Практическое значение исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты, выводы и рекомендации внедрены в работу средней школы № 31 г. Комсомольска-на-Амуре, в практику работы образовательного комплекса «Эрудит-Центр» г. Москвы, использованы при чтении спецкурсов, «Интеллектуальный тренинг в школе», «Теория и практика развивающего обучения», отражены в учебно-методическом пособии («Методика комплексного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»). О внедрении полученных результатов в практику обучения и воспитания детей свидетельствуют соответствующим образом оформленные акты о внедрении.

Основные положения, выносимые на защиту :

1. Полноценное развитие детей предшкольного и младшего школьного возраста возможно только при условии комплексного подхода к развитию интеллекта, ориентированного на совершенствование наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

2. Основным условием, обеспечивающим ускорение интеллектуального развития у детей данного возраста, является усвоение ими обобщенных и рациональных способов действий, адекватных специфике всех трех основных видов мышления.

3. Предложенная методика интеллектуального тренинга успешно и комплексно развивает мышление детей, психологически готовит их к обучению в школе.

4. Факторами, определяющими эффективность интеллектуальноразвивающих занятий с детьми данного возраста, являются следующие: поэтапное формирование у них соответствующего структурного и функционального состава мыслительных действийвключение в обучение системы взаимосвязанных, разноплановых задач, распределенных по степени сложностиусложнение, или, соответственно, упрощение условий осуществления мыслительной деятельности в зависимости от исходного уровня интеллектуального развития детей.

Апробация работы.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института (1992;1995 гг.), докладывались на 1-й Всероссийской научной конференции по проблемам ментально-сти и менталитета в апреле 1993 г. По результатам проведенного исследования опубликовано учебно-методическое пособие «Методика комплексного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста», объемом 4,7 печ. л.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1. Пономарева Е. А. Методика комплексного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. — Комсомольск-на-Амуре, 1996. — 76 с.

2. Организация и проведение группового тренинга по интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. //Социально-психологические проблемы ментальности. — Смоленск, 1993. — с. 88−89.

3. К вопросу о формировании интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. //Материалы исследований аспирантов и научных руководителей Южно-Сахалинского ГПИ: Сборник научных трудов, Вып.1 Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1996. — с. 35−37.

Общие выводы из этой части экспериментального исследования представляются следующими:

1. В результате специально организованного обучения (тренинга) произошли существенные изменения в уровне сформированное&tradeвербальных способностей у детей. Происшедшие изменения обусловлены, на наш взгляд, предпринятой попыткой систематизации имеющихся у детей представлений. В настоящее время существуют данные, согласно которым усвоение систематизированных и иерархически построенных знаний является основным условием умственного развития в старшем дошкольном возрасте.

2 В результате обучения значительно повысился уровень интеллектуальных операций, обеспечивающих логическое мышление у детей с высоким исходным уровнем умственного развития. Наименьшие изменения подобного рода отмечены у детей с очень низким уровнем исходного интеллектуального развития. Причина этого факта нам видится в различной обучаемост и этих детей.

3 Статистический анализ экспериментальных данных показал, что наименьшие изменения произошли в уровне сформированности операции «аналогии». Это, по-видимому связано с тем, что разрабатывая методику интеллектуалы ют тренинга, мы учитывали существование двух типов мышления: интуитивного и абстрактного. Логическое (абстрактное) мышление является осознанным и социально обусловленным. Образное (интуитивное) мт, пиление является генетически обусловленным, формируется медленнее, т. е. зависит от созревания определенных мозговых структур.

Способность к установлению аналогий так же. как и способност ь к пониманию метафор, базируется на интуиции и, следовательно, практически не поддается обучению. Поэтому упражнения в нашей методике интеллектуального тренинга, направленные на формирование способности к установлению различных типов отношений между понятиями, имеют ознакомительный характер и предполагают расширение сферы представлений у детей относительно существования различных типов отношений. Предполагается, что подобные представления будут способствовать повышению степени осознаваемост и умственных действий при решении задач на установление отношений между понятиями, это косвенно отразится на способност и к установлению аналогии.

Проведем теперь статистический анализ экспериментальных данных, основанный на выделенных и описанных в психодиагностическом комплексе параметрах сформированности умственной деятельности. Напомним, что основу операции «аналогии» составляет действие выделения логического основания отношения, существующего между понятиями. В качестве основного параметра, позволяющего определить уровень выполнения данной операции, был выбран тип отношений: логический п ассоциативный. В качестве материала для анализа использовались ответы испытуемых, зафиксированные в протоколах обследования. Отдельно подсчитывалось количество ответов детей из кон. трольных и экспериментальных групп, основанных на выделении логических и accoiдативных связей.

Используя Хи-квадрат критерий, определим влияние тренинга на характер устанавливаемых ребенком связей (отношений) между понятиями.

В таблице 11 представлены экспериментальные данные, полученные до начала (I срез) и после окончания (2 срез) исследования. В клетках таблицы показано процентное соотношение ответов, основанных на выделении логических отношений. Слева приводятся показатели по экспериментальным группам, справа по контрольным. Аналогичным образом построена и таблица 12.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.П. Учимся думать. Сб. Занимательных задач, тестов и упражнений (Учебное пособие). СПб.: «МиМ-Экспресс», 1996.-96с.
  2. Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: автореф. Дис. Па соискание. канд. псих. наук. М. АПН СССР, НИИ до-школьн. Воспитания, 1984.-24 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск: Гор. Психол-физиолог. Центр «Детство», 1993. -20с.
  4. С.Н. Психологические возможности младших школьников в решении проблемных задач: Дисс.. канд. псих. наук. Душанбе- Москва: АПН СССР. Науч.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии, 1973.- 165 с.
  5. Альбуханова-Сдавская К. И. Личностные типы мышления //Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М, 1986.-.N? 6.-е. 98 130.
  6. Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-е, 1986, — 209с.
  7. П.П., Сахаров И. П. Забавная арифметика,— М.: Наука, 1991.122 с.
  8. Г. Н. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников. //Вопросы психологии, — J 965.- № 6.- с.52−64.
  9. Г. Н. Различия в мыслительной деятельности- младших школьников // Типические особенности умст венной деятельности младших школьников/ под ред. С. Ф. Жуйкова.-М.: Просвещение. 1968.-232 с.
  10. Л.И. Исследования проблемы в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, — 1956, — № 3.- с.29−32.
  11. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 392с.
  12. Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младших школьников: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. 1995. -16с.
  13. К.С. /Диалогическое взаимодействие в процессе решения школьниками мыслительных задач: Дисс.. канд. псих. наук. М.: АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии, 1990. — 166 с.
  14. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков.- Бийск.: НИЦ БиГПИ, 1993, — 238 с.
  15. Г., Ромазан И., Чередпикова Г. Я хочу: психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, — Кишинев: ВИРТ- СПб: Дор-валь, 1993. -90 с.
  16. С.Ю. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6−7 лет: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1978, — 177 с.
  17. Блонский Г1.П. Избранные психологи чес кие произведения. М.: Просвещение, {964. — 547 с.
  18. Богоявленский /(.И., Менчинская И. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во А! Ш РСФСР, 1959, 347.
  19. Д.И. Формирование приемов умственной работы учащихся.// Вопросы психологии. 1962. — № 4. — с. 75.
  20. Д.Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. // Вопросы психологии. !969. — № 2. — с.33.
  21. Д.Б. Об эвристической функции модели проблемной ситуации. // Проблемы эвристики. М.: Высш. шк., 1969. 272 с.
  22. М.М. Проблема узнавания. М.: Наука, 1967. — 320 с.
  23. Эд. де. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  24. Л.Н. Логика. М.: Академия, 1993. — 124 с.
  25. Дж. Психология обучения. JM.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 84 с.
  26. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
  27. Т.Н. Когнитивные теории усвоения в педагогической психологии США: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986. — 16 с.
  28. И.С. Динамика взаимосвязи мыслительных операций у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. Киев: Гос. пед. ин-т им. A.M. Горькою, 1989. — 24 с.
  29. Л.Н. Особенности развития: Автореф. дис.. канд. псих, наук. Киев.: Киев. Гос. пед. ин-т им. A.M. Горького, 1988. — 24 с.
  30. Г. А. Использование метода поэтапного формирования для диагностики умственного развития школьников: Дисс.'. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак-т психологии, 1979. — 1 80 с.
  31. Г. А. Диагностика и коррекция умственною развития в начальных классах. Ереван: Луис, 1985. — 215 с.
  32. Важенина Ф. Г, Развитие у младших школьников общего умственного действия классификации в условиях управления их умственной деятельностью: Дисс.. канд. псих. наук. Ленинград, юс. пед. ин-т им. А.И. ГерценгС, 1977.156 с.
  33. JI.M. Психические процессы. Изд-во Ленинградского университета, Т 2. Л., 1976, 342 е., Т 3. Л., 198!, 326 с. 1. M-l
  34. .М., Капица М. С. психологические проблемы изучения интеллекта .// Интеллеюуальные процессы и их моделирование. М., Просвещение, с. 120- Ml.
  35. Hem ер Л. Д. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования/7 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986 — 222 с.
  36. Верт геймер Макс. Продукт ивное мышление. М.: Прогресс, 1987−335 с.
  37. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. -Л.: Сон/жгиз. 1938 — 324 с.
  38. Л.С. развитие высших психических функций. Из неопублик. Трудов М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
  39. Л.С. О психологических системах// собр. Соч. Т 1, М., 1982 с. 109−131.
  40. Л.С. педагогическая психология. М.: педагогика, 1991 -479 с.
  41. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы)/ под ред. Д. Б. Эльконипа, В. В, Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  42. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: международный образов. И психол. колледж, 1995. -144 с.
  43. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий У Психологическая наука в СССР, т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
  44. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1 — с. 15−25
  45. П.Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы. М.&bdquo- 1977. — с. 54−55
  46. О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников: Ав-тореф. канд.. псих. наук. Киев: Изд-во Просвещения УСС. НИИ психологии УССР, 1979.-24 с.
  47. АЛ. Роль и место упражнений в развитии самостоятельного мышления учащихся: Автореф. дис.. псих. наук. Душанбе. Туркм. гос. ун-т им. A.M. Горького, 3973. -21 с.
  48. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965 — с. 433 — 456.
  49. Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. -№ 3.-с. 33−41
  50. А.Ф. Инвариантность понятийного и допонят ийного обобщения// развитие мышления и умст венное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. — с. 121 -138.
  51. . Что такое психология: в 2 Т: пер. С фр./ иод ред. Г. Г. Араелова М.: Мир, 1992, т I -49 ! с.
  52. . Что такое психология: в 2 т: пер. С фр./ иод ред. Г. Г. Араелова. -М.: Мир, 1992 -370 с.
  53. Т.П. Психологические особенности формирования обобщенного способа умственной деятельности у младших школьников: Автореф. дис.. канд. нснх. паук. JL: Лспингр. Гос. пед. ип-т им. А. И. Герцена, 1970. -20 с.
  54. В.М., Вдовина Л. И., Журавлева П. А. О возможных средствах анализа и обобщения при решении задач.// Исследование функциональных структур познавательной деятельности. М., 1974. — с. 163−210.
  55. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов/ Г. А. Бургоменко, А. Л. Венгер, К.А. Поли-това/. М.: Просвещение, 1992. — 127 с.
  56. P.M., Березиая И. А. интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 199}. — 268 с.
  57. ЗА. Умственное развитие детей 6−7 лет в процессе решения математических занимательных задач. Дисс,. канд. псих. наук. — Л.: Гос. пед ин-т им. А. И. Герцена, 1970. — 178 с.
  58. М.Д. Развитие мышления младших школьников // Психология младшего школьника/' под ред. Е. И. Игпап.ева. М.: Изд-во ЛПИ РСФСР, 1960. — 336.
  59. Групповая психотерапия /т под ред. Б. Д. Кар васарс кого, С. Лед ера. М.: Медицина, 1990.-383 с.
  60. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 327 с.
  61. К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы // педагогика и психология. 1992. — № 1. — 68 с.
  62. В.В. Проблема обобщения в трудах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — с. 42−54.
  63. В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. 1992. — с. 109−1 18.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  65. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  66. В.В. Генезис в развитии личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1992 — № 1−2. — с.22−33.
  67. Дери К). Б. соот ношение конвергеи гпост и и дивергент ноет и мышления у детей школьного возраста: /', исс.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1987 — 156 с.
  68. В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1979. — 26 с.
  69. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. грудов./ под ред. Д. С. Эльконина, А. Л. Вснгсра. М.- НИИ ОПП. — 157
  70. Диагностика vmciвенного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  71. М. Мыслительная деятельность детей. М.: педагогика, 1985. -191 с.
  72. В.Ф. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения. // Вопросы психологии. 1980. — № 6.-с. 73−82.
  73. В.П., Гребешок Г. Л., Самсонова Е. Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей.// психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 3. — с. 47−55.
  74. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна: Вита, 1995.- 149 с.
  75. Дусавицкий Л. К, Решсин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения.// Вопросы психологии. 1975. — № 3, — с. 92.
  76. А.К. Дважды х два = х. 2-е изд., испр. и допол. М.: Инфо-лайн, 1985. — 173 с.
  77. Н.Э. Развитие мыслительного процесса классификации у учащихся 2−7 классов: Автореф. дис.. канд. Псих. наук. Л.: Ленинград. Гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1953. — 14 с.
  78. О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте.// Вопросы психологии. -1973. № 2.- с.89−98.
  79. О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. М.: A1IH СССР, 1979.- № 2.- с. 60−64″
  80. О.М. Пути активизации воображения дошкольниов. //Вопросы психологии.) 987- № 1- с. 44−51.
  81. О.М. Программа «Развитие». //Психологическая наука и образование. 1996.- № 3- с.32−43.
  82. M.C., Зарынова II.М., Пьяикова С. Д. Возрастные изменения гено-тип-средовых отношений в показателях интеллскта.//Воиросы психологии. -1993.-№ 2-е. 106−108.
  83. Ермолаева Темина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей /по материалам зарубежных исследований/.// Вопросы психологии. — 1975.5. С. 166−176.
  84. А. История психологии: от античности до наших времен.- М.: Изд-во МГУ, 1990,-366 с.
  85. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1968. -238 с.
  86. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии.- 1990. -№ 6. с. 86−92.
  87. Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. псих. наук. М.: АПН СССР. Научно-исследов. Ин-т обшидей и пед. психологии, 1976. — 189 с.
  88. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников.// М.: Знание, 1982.-96с.
  89. Зак A 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: педагогика, 1984, — 151с.
  90. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников.//Вон росы психологии.- 1978. -№ 2. -с. 103−106.
  91. Зак А. З. Характеристика авторского мышления у младших школьников. /'Вопросы психологи шо 1988. -№ 2.-с. 69−75.
  92. Зак А. З. Типология динамики мыслительного процесса.//Вопросы психологии. 1986, — № 5.- с.96−103.
  93. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 320 с.
  94. Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать лог ическое мышление детей 8−15 лет .- М.: Фолиум, 1996.- 112 с.
  95. Л.В. педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших допясольников.//Дошкольное воспитание, — ! 972,-№ 4.-с. 37−42.
  96. Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1975. 191.
  97. А.В. Развитие логическою мышления у детей в дошкольном возрасте.//' Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М: Педагогика, 1995. -с. 91−101.
  98. В.П., Вергилис НЛО. Формирование зрительного образа.- М.: Изд. МГУ, 1969, — 106 с.
  99. Т.В., Михина А. Н. Виды учебных заданий, нацеленные на формирование различных приемов умственных действий.- Мичуринск, 1995. 35 с.
  100. В.П., Мунигов В. М., Гордон В. М. Исследования визуального мышления.// Вопросы психологии. № 2 — с. 3−10.
  101. Зрительные образы: феномология и эксперимент. 4.1 Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. ун-та им. В. И. Ленина, 1971. — 264 с.
  102. Х.И. Принципы организации когнитивных структур и умствен- N пое развитие: Автореф. дис.. канд. псих, наук.- АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии. М., 1988. — 24 с
  103. Э.В. Школа должна учить мыслить./'/Народное образование.-1964.-№ !.-с. !-16.
  104. И.М. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986- 198 с.
  105. Э.В. Философия и культура. М.: 199. — 462 с. — Политиздат.
  106. А.Н. Возрастные особенности аналитико-синтетической деятельности человека в процессе решения задач: /Дисс.. канд. псих. наук. М., 1978.-189 с.
  107. Интуиция, логика, творчество./ под ред. М. И. Панова. М.: Наука, 1987. -175 с.
  108. Кабанова-Меллер R.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. — 376с. — Изд-во Акад. пед наук РСФСР.
  109. Кабанова-Меллер ЕЛ! Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  110. З.И. Обучаемость и принципы построения методов диагностики// Проблемы психодиагност ики умственного развития учащихся. М., 1975. -с. 10−39.
  111. З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения// Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М., 1966. С. 1113.
  112. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика — 1981. -200с.
  113. Т.Н., Никольская И. Л. Логические упражнения. Задания для учащихся 1−3 классов. М.: ПИИ содерж. и методов обучения А11Н СССР,-1980−26с.
  114. Карпов К).П. Обучаемость как характеристика умственного развития// Вестник МГУ. 1990,-№ 2 .-с. 6−92.
  115. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М: Знание, 1989.- 38 с.
  116. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга.// Психологический журнал. 1987. — № 6. — е.90−94.
  117. В.II. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: Изд-во Ленинград. Унив-та, 1989. — 216 с.
  118. Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Спб.: Об-во О. Богданова, 1911.- 168
  119. И.М. Творческсий поиск: энсрго-мотивационный аспект// Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — с. 136−146
  120. М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1987. — 182с.
  121. Я.Л. Человек: Психология. М., 1980. — 224 с.
  122. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука. — Изд. 2-е испр. и допол., 1975. — 720 с.
  123. И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками .//Вопросы психологии. 1990. — № 4. — с. 47−55.
  124. К. Основы психического ра-ви1ия. М-Л.: Соц. жгиз, — 1934. -260 с.
  125. Г. С. Принцип развития в психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, — 1969. — 376 с.
  126. М.В. Особенности формирования логических приемов мышления у шестилетних детей: Дисс.. канд. псих, наук.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990.- 1 86 с.
  127. М.В. О психологии дедуктивных умозаключений младших школьников: Лвтореф. дис.. канд. псих. наук. Саранск: АПН СССР, Научн.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии.- 1970. — 23 с.
  128. .Ф. Соотношение логических и специфических приемов в обучении. М., 1990. -206 с.
  129. Л.П. Алгоритмизация в обучении./ под ред. Б.В. 1 неденко и Б. В. Бирюков,-). М.: Просвещение, 1966.-523 с.
  130. Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893. -УП-296
  131. Лей тсс Н. С. Умственные способности и возраст, — М.:Педагогика, — 1971. -281 с.
  132. Л. П. Опыт экспериментального исследования мышления. //Доклады на совещании, но психологии 3−8 июля 1953. М., 1954.
  133. А.Н. 1 роблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  134. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международ, образ, и психол. колледж, 1995. — с. 13−25.
  135. А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950.-32с.
  136. Лихтарников J1.M. Занимательные лог ические задачи. СПб: Лань, 1996.124 с.
  137. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. -444с.
Заполнить форму текущей работой