Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковая картина мира в системе антонимических оппозиций русских былинных текстов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что разрабатываемый в ней круг вопросов, связанных с понятием концептосферы былинной картины мира, способствует развитию исследований, направленных на изучение произведений фольклора с позиций когнитивной лингвистики, а также на выявление семантики бинарных противопоставлений как составляющих компонентов модели мира. Методологическое значение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Языковая модель фольклорного мира (аспекты исследован ия)
    • 1. Актуальные проблемы изучения фольклорной картины мира
      • 1. 1. Язык фольклора и традиционная культура
      • 1. 2. Понятие концептосферы и описание фольклорной картины мира (языковое сознание и самосознание, картина мира, природа оценки и ценности)
      • 1. 3. Семантические оппозиции как способ описания картины мира
    • 2. Иерархическая система оппозиций в былинных текстах
      • 2. 1. Происхождение и классификация оппозиций
      • 2. 2. Аксиологическое значение оппозиций в былинных текстах
      • 2. 3. Жанровые особенности эпического мира
      • 2. 4. Доминирующая роль оппозиции свой-чужой в былинной картине мира
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Репрезентация оппозиции свой-чужой в былинной картине мира
    • 1. Оппозиция свой-чужой в религиозно-этическом аспекте
      • 1. 1. Средства реализации оппозиции свой-чужой в религиозно-этическом аспекте
      • 1. 2. Особенности взаимодействия оппозиции свой-чужой с пространственным противопоставлением правый-левый
      • 1. 3. Особенности взаимодействия оппозиции свой-чужой с пространственным противопоставлением по горизонтали восточный-западный
      • 1. 4. Суть взаимодействия оппозиции свой-чужой с абстрактно-числовым противопоставлением четный-нечетный
    • 2. Репрезентация оппозиции антропоморфный-неантропоморфный в былинной картине мира
      • 2. 1. Реализация оппозиции огонь-влага
      • 2. 2. Особенности взаимодействия оппозиции антропоморфный-неантропоморфный с пространственным противопоставлением по вертикали земля-нижний мир
      • 2. 3. Суть взаимодействия оппозиции антропоморфный-неантропоморфный с пространственным противопоставлением по вертикали небо-земля
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА III. Репрезентация оппозиций в пределах семантического пространства «своего» мира
    • 1. Оппозиция старый-молодой в плане возрастной иерархии
      • 1. 1. Средства реализации оппозиции старый-молодой
      • 1. 2. Семиотический смысл оппозиции старый-молодой в былине
      • 1. 3. Средства реализации оппозиции старший-младший
    • 2. Оппозиция главный-неглавный в социальном и семейном планах
      • 2. 1. Противопоставление главный-неглавный как вариант оппозиции старший-младший
      • 2. 2. Особенности взаимодействия оппозиции главный-неглавный и оппозиции правый-левый в социальном и семейном планах
    • 3. Репрезентация оппозиции истинный-преображенный в мифологическом аспекте
    • 4. Семантика частнооценочных оппозиций в пределах «своего» мира
      • 4. 1. Средства реализации оппозиции умный-глупый (интеллектуальная оценка)
      • 4. 2. Средства реализации оппозиции веселый-грустный (эмоциональная оценка)
      • 4. 3. Средства реализации оппозиции добрый-злой (этическая оценка)
      • 4. 4. Средства реализации оппозиции красивый-некрасивый (эстетическая оценка)
      • 4. 5. Средства реализации оппозиции большой-маленький (нормативная оценка)
      • 4. 6. Средства реализации оппозиции сильный-слабый (нормативная оценка)
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА IV. Репрезентация оппозиций в пределах семантического пространства не «своего» мира
    • 1. Средства реализации оппозиции старший-младший в плане возрастной иерархии
    • 2. Оппозиция антропоморфный-неантропоморфный в пределах «чужого» мира
    • 3. Семантика частнооценочных оппозиций в пределах «чужого» мира
      • 3. 1. Средства реализации оппозиции красивый-некрасивый (эстетическая оценка)
      • 3. 2. Средства реализации оппозиции большой-маленький (нормативная оценка)
      • 3. 3. Средства реализации оппозиции сильный-слабый (нормативная оценка)
  • ВЫВОДЫ

Языковая картина мира в системе антонимических оппозиций русских былинных текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное сочинение связано с исследованием былинной картины мира, а именно — с выявлением семантики антонимических оппозиций в плане их аксиологической значимости. В настоящее время изучение структуры фольклорной концептосферы стимулируется исследованиями традиционного текста, при этом требует знания о функции оппозиций, которые являются стержнем произведений и способствуют выявлению коннотативной семантики народно-поэтического слова.

Семантические оппозиции стали предметом пристального внимания исследователей при описании архаических традиций [Иванов, Топоров, 1965, 1974; Толстой, 1995], различных речевых ситуаций, в том числе фольклорных, диалектных текстов [Мелетинский, Неклюдов, Новик, Сегал, 2001; Новик, 2001; Неклюдов, 1975; Никитина, 1993, 1999]. Аксиологический компонент в системе былинных оппозиций не привлекал особого внимания исследователей. В трудах по лингвофольклористике имеются отдельные наблюдения по обозначенной проблеме, но работ, посвященных специальному рассмотрению этого вопроса, пока нет. Нами выделяются в коррелятивных отношениях именно те, которые принято называть антонимическими парами, поскольку и в синонимических присутствует значение противопоставленности, которое способно нейтрализоваться в определенных условиях, что активно проявляется при функционировании трехчленных лексических оппозиций [Руделев, 1995; Пискунова, 2002].

Объектом исследования является былинный эпос, предметом исследования — семантические оппозиции, выявленные в былинном тексте. В настоящей работе рассматривается прежде всего аксиологический компонент в системе антонимических оппозиций и языковые средства их репрезентации.

Ученые-языковеды достаточно убедительно показали, что фольклорная картина мира представляет собой трансформированную, «пересемантизированную» (термин Б.Н. Путилова) модель мира через систему фольклорных кодов.

Особое внимание исследователей, работающих в области этнолингвистики, лингвофольклористики, лингвокультурологии, привлекает отношение устного народного творчества как формы традиционной культуры к языку [Толстой, 1995, Червинский, 1989, Никитина, 1993, 1999, 2000 (последняя в соавторстве с Е.Ю. Кукушкиной), Хроленко, 1992, 2000 и др.].

Однако необходимо признать обязательное существование общей картины мира у представителей той или иной культуры, что предполагает наличие общих понятий, представлений, культурных смыслов и, следовательно, обеспечивает взаимопонимание между людьми. Язык, отражая коллективный опыт, обслуживает в пределах определенной культуры различные картины мира. Так, русский язык в рамках современной культуры обслуживает все ее проявления, все ее моделирующие системы — в основном средствами речи. Если бы язык следовал своей структурной организацией за разными картинами мира одной культуры, он оказался бы подчинен концептуальным системам разных картин мира — общение на нем оказалось бы невозможным. Прецедентом в этом отношении является только язык фольклора. Фольклор — одна из моделирующих знаковых систем, выполняющая в рамках картины мира традиционной народной культуры социорегулятивную функцию. Названное обстоятельство нашло отражение в идее первичных и вторичных моделирующих систем [Лотман, 1965; 1967; Успенский, 1989].

Отмечено, что основные семиотические оппозиции в славянской народной культуре имеют информационную ценность [Толстой, 1987]- оценки в фольклорной картине мира проявляются не в виде шкалы, а в виде бинарных оппозиций [Никитина, 1999: 9]. «Существует двусторонняя связь между оппозициями и оценками: бинарные универсальные оппозиции оценочны, а оценки ведут себя как бинарные оппозиции» [там же].

В этом отношении велика роль исследований Н. Д. Арутюновой [1984, 1985, 1988, 1999]: обосновав лингвистические положения теории оценки, она показала, что «природа оценки отвечает природе человекаоценка представляет человека как цель, на которую обращен мир» [1999: 181].

Между тем своеобразие былинного мира показывает, что без учета связи универсальных оппозиций, выявленных В. В. Ивановым и В. Н. Топоровым, с жанровыми особенностями эпоса, обусловленными традиционной народной культурой, анализ проигрывает в своей содержательности и полноте. С другой стороны, изучение языковых средств репрезентации оппозиций в былинной тексте позволяет существенно обогатить новыми идеями и нестандартными подходами саму лингвофольклористику, помогает вскрыть специфику семантики фольклорного слова.

Исследования в области лингвофольклористики, направленные на изучение структуры фольклорного слова, позволили ученым, помимо собственно лексического значения, описать коннотативную семантику, которая актуализируется лишь в особых, вторичных употреблениях слова [Толстой, 1995; Никитина, 1993; 1999; Хроленко, 1979; 1992]. Следовательно, создание толкований такого типа предполагает использование накопленных наблюдений по символике народной культуры.

В последние десятилетия в лингвистических работах наметился новый подход к изучению языка фольклора как воплощению народного миропонимания и мировосприятия. Фольклорная картина мира рассматривается как репрезентант модели мира традиционной народной культуры, представляющий собой сплав мифоязыческих и народно-православных воззрений.

Актуальность диссертационного исследования определена тем, что былина дает богатый материал для выявления системы оппозиций на основе универсальных противопоставлений традиционной культуры. Как известно, былинные тексты, которые связаны с определенным типом мышления и мировосприятия, оценивали действительность с надеждой на ее воздействие.

Язык фольклора аккумулирует семантические, психологические, идеологические традиции этнической общности, которая им пользуется и создает в ходе ее исторического развития. Следовательно, актуальным является изучение специфических аспектов фольклорного слова в структуре произведения. В таком целостном представлении семантики границы между собственно лексическим значением, текстовым содержанием и культурными коннотациями сохраняют свою релевантность. Представляется важным выявить внутренние связи между всеми типами значения в системе оппозиций, что определяется необходимостью глубинного изучения традиционных текстов и их понимания через метод описания, а также уточнения семантического объема слова на новом материале, в условиях современного восприятия информации, другого уровня языкового общения.

Научная новизна исследования обусловлена необходимостью дальнейшего развития оппозитивного метода и систематизации языкового материала с позиций когнитивной лингвистики через описание корреляций антонимических оппозиций в былинных текстах, отражающих этнический менталитет. Выявить специфику фольклорной концептосферы в определенной степени помогает исследование средств выражения семантических оппозиций, отражающих специфику языка народного творчества.

Цель исследования — на материале былинных текстов выявить и описать систему оппозиций, входящих в концептосферу фольклорной картины мира в качестве ее аксиологического компонента.

Цель исследования определила его конкретные задачи: 1. Показать, что в былине на основе системы универсальных противопоставлений традиционной народной культуры сформировалась своя система оппозиций, значительное место в которой занимают антонимические противопоставления по степени их текстовой значимости.

2. Выявить языковые средства репрезентации семантических былинных оппозиций и установить, в каком отношении они находятся к фольклорной концептосфере.

3. Представить материал в виде системы антонимических оппозиций, репрезентирующих в лексико-семантическом поле «человек» ценностный аспект противопоставления свой-чужой, связать оппозиции с традиционной народной культурой, выявив коннотативную семантику фольклорного слова.

4. Вскрыть семантику субоппозиций (общеоценочных, частнооценоч-ных) в рамках былинной оппозиции свой-чужой.

5. Выявить оппозиции, которые подвергаются нейтрализации, что приводит к развитию новой семантики, актуализируемой в былинном тексте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система оппозиций в былинных текстах является привативной (маркированный и немаркированный оппозиты взаимодействуют на основе семантического дифференциального признака) — коррелятивнойв названной системе актуальны постоянные и нейтрализуемые оппозиции.

2. Иерархическая система семантических оппозиций в былинных текстах строится по 3 типам признаков и их разновидностям: происхождение оппозиций: а) архаической культурыб) собственно былинныеаксиологическое значение оппозиций: а) общеоценочноеб) частнооценочноехарактер основания оценки, ее мотивация: а) возрастнойб) социальныйв) мифологическийг) интеллектуальныйд) эмоциональныйе) этическийж) эстетическийз) нормативный.

3. В героическом эпосе с его жанровой спецификой ценностный аспект оппозиции свой-чужой прежде всего реализуется в плане противопоставления христианский-нехристианскийотчасти — антропоморфный-неантропоморфный. Связь оппозиций правый-левый, восточный-западный, четный-нечетный, имеющих истоки в традиционной народной культуре, с противопоставлением свой-чужой показывает специфику былинной картины мира, объединяющей в себе элементы мифоязыческого и народно-православного воззрений. Связь оппозиций антропоморфный-неантропоморфный с оппозициями земля-нижний мир, небо-земля, представленными в архаических традициях, отражает схватку персонажей «своего» и «чужого» мира.

4. В рамках оппозиции свой-чужой помимо собственно лексической семантики актуализируется коннотативная семантика фольклорного слова, что способствует: а) усилению семантики оппозита через компоненты формулы (умный-глупый, красивый-некрасивый) — б) нейтрализации значений оппозитов (старший-младший, красивый-некрасивый, большой-маленький) — в) актуализации одного из оппозитов (старший-младший).

5. Оппозиции традиционной народной культуры старый-молодой, старший-младший представляют в былинной картине мира аксиологические значения: а) оппозиция старый-молодой в отношении богатырей = «опытный, осторожный/геройский, сильный" — б) оппозиция старший-младший показывает иерархию в сословной и семейной сферах. Это связано с тем, что усилению коннотативной семантики первого и второго члена оппозиции старый-молодой способствует глагольная лексикав оппозиции старший-младший, характеризующей степень родства богатырей, возможна нейтрализация значенийв оппозиции старший-младший, обозначающей возраст персонажа, осуществляется актуализация одного из оппозитов.

6. Частнооценочные оппозиции умный-глупый, красивый-некрасивый, добрый-злой, веселый-грустный, большой-маленький, сильный-слабый оценивают персонажей «своего» мира в интеллектуальном, эстетическом, этическом, эмоциональном, нормативном планах, что показывает значимость названных качеств в былинной картине мира.

7. Для персонажей не «своего» мира в рамках второго члена оппозиции свой-чужой характерны оппозиции архаической культуры антропоморфный-неантропоморфный, старший-младший, а также частнооценочные оппозиции большой-маленький, сильный-слабый, прекрасный-безобразный. Оппозиции старший-младший, красивый-некрасивый представляют аксиологические модификации в былинной картине мира, а именно: а) оппозиция старший-младший, обозначая возраст женщин — дочерей иноземных правителей, отличается от обозначения возраста персонажей «своего» мира тем, что функционирует, характеризуя невест из «чужой» страныб) оппозиция красивый-некрасивый в отношении представителей «чужого» мира = «прекрасный-безобразный». Показательно, что «чужой» мир воспринимается через призму «своего» мира.

8. Названные оппозиции характеризуют специфику концептосферы былинной картины мира, позволяют судить о народном менталитете, что показывает, какие стороны былинного мира и традиционной народной культуры отразил и акцентировал аксиологический компонент.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что разрабатываемый в ней круг вопросов, связанных с понятием концептосферы былинной картины мира, способствует развитию исследований, направленных на изучение произведений фольклора с позиций когнитивной лингвистики, а также на выявление семантики бинарных противопоставлений как составляющих компонентов модели мира. Методологическое значение использования семантических оппозиций как способа описания состоит в том, что они являются посредником между фольклорной картиной мира и языковыми единицами. Результаты исследования значимы в плане разработки актуальных проблем лингвофольклористики, лингвокультурологии, этнолингвистики, лингвистического анализа художественного текста, а также являются дополнением к теории оппозиций и классификации различных типов текстов.

Практическая ценность исследования. Полученная в ходе диссертационного исследования информация может использоваться при проведении спецкурсов и спецсеминаров по лингвофольклористике, лингвокультурологии, написании дипломных и курсовых работ по языку и поэтике русского фольклора.

Методы исследования. В настоящей работе для достижения поставленных задач использовались: оппозитивный, описательный, сопоставительный методы, элементы статистического анализа и лингвистического анализа текста, метод сплошной выборки.

Материал исследования. Основу работы составил материал академических собраний русского фольклора: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года — Изд. 4-е. — М.-Л., 1951. Т. 1−3.

Апробация исследования осуществлялась на Российской конференции «Русский язык вчера, сегодня, завтра», посвященной 40-летию кафедры русского языка и 75-летию со дня рождения И. П. Распопова Воронежского государственного университета (2000 г.), на научной региональной конференции Воронежского государственного университета «Проблемы собирания и изучения фольклора в современных условиях» (16−17 мая 2000 г.), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения В. И. Даля и 70-летию Воронежского государственного педагогического университета (2001 г.), на межвузовских конференциях Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, на внутривузов-ских научно-методических конференциях Борисоглебского государственного педагогического института (1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.).

Результаты исследования использовались в лекционных курсах и на семинарских занятиях по дисциплинам «Лингвистический анализ художественного текста» и «Устное народное творчество» (Институт филологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, филологический факультет Борисоглебского государственного педагогического института).

Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 195 страниц, библиография включает 215 наименований.

Выводы.

1. Наблюдения над былинным материалом показали, что для персонажей не «своего» мира в рамках второго члена противопоставления свой-чужой характерны оппозиции, образующие иерархическую систему дифференциальных признаков, на основе которых строится своя система коррелят.

Заключение

.

В былине на основе универсальных оппозиций традиционной народной культуры сформировалась своя система антонимических оппозиций, имеющих аксиологическую направленность и коррелятивный характер. Данные оппозиции являются одномерными, следовательно, совокупность семантических признаков, общих для оппозитов, присуща всей системе противопоставлений. Это дает основание утверждать, что общеоценочные оппозиции определяют персонажей «своего» мира в возрастном, социальном и мифологическом планах, «чужого» — в возрастномчастнооценочные противопоставления характеризуют персонажей «своего» мира в интеллектуальном, этическом, эстетическом, эмоциональном, нормативном, «чужого» — в эстетическом, нормативном планах.

Система оппозиций в былинных текстах является пропорциональной, поскольку отношение между членами тождественно отношению других коррелят. Мы доказали, что в текстах происходит усиление семантики оппозитов через: 1) компоненты формулы- 2) контекстное окружение ключевых слов, в частности, глагольную лексику- 3) повтор приближенных значений 4) мотивацию числом. Названное обстоятельство нашло отражение в выявлении коннотативной и культурной семантики фольклорного слова.

В концептосфере былинной картины мира представлены постоянные, потенциальные и нейтрализируемые оппозиции, в которых один признак лишается своей значимости, что приводит к появлению нового текстового содержания. В контексте актуализируется возрастной признак, характеристика физических недостатков и незначительного роста персонажа, что способствует нейтрализации оппозиций старший-младший, красивый-некрасивый, большой-маленький. Названные оппозиции оказываются синонимичными оппозициям опытный-неопытный, сильный-несильный, умелый-неумелый и позволяют судить о том, какие стороны былинного мира и традиционной культуры отразил и акцентировал аксиологический компонент. Позиция нейтрализации присутствует в структуре былинного текста, когда актуализируется композиционная, сюжетная часть: событие в жизни героя, борьба персонажей «своего» мира. В частности, младшая сестра выходит замуж раньше старшей и приобретает ее поведенческие черты или персонаж, обладающий физическими недостатками, маленьким ростом, всегда одерживает победу в неравном поединке. Наряду с бинарными оппозициями в былинном тексте имеет место трехчленная оппозиция умный —>глупый безумный, которая подвергается нейтрализации. Это объясняет то, что анто-нимичные отношения подтверждают распределение «свой» — умный, «чужой» — безумный.

В эпосе с его жанровой спецификой доминирующим является ценностный аспект оппозиции свой-чужой, моделирующей отношения героя с представителями враждебного мира. Названная оппозиция интерпретируется в концептосфере былинной картины мира прежде всего в плане противопоставления христианский-нехристианский. Следовательно, самой значимой является религиозно-этическая оценка, организующая и подчиняющая себе все другие типы оценок.

Связь общеоценочных оппозиций традиционной культуры правый-левый, восточный-западный, четный-нечетный с противопоставлением свой-чужой показывает специфику отношений былинной картины мира значимо (важно) — не значимо (не важно), норма — не-норма, а именно:

1. Оппозиция правый-левый приобретает семиотический смысл, характеризуя соматонимы персонажей «своего» и «чужого» мира, в ситуации схватки с врагом, где особую роль играет шкала значимости важно — не важно, которая отчетливо проявляется в употреблении слов правый — значимый, левый — менее значимый.

Оппозиция правый-левый приобретает семиотический смысл (правый — значимый, левый — менее значимый), реализуя мотив достижения удачи персонажами «своего» мира в ситуациях:

— встречи с боевым конем;

— прощания с женой;

— критического момента боя с врагом, не-христианином;

— возвращения героя.

2. Функционирование формул «п+1» (увеличение, рост) — «п-1» (уменьшение, смерть) организовано отношением норма — не-норма (отклонение от нормы), что связано с противопоставленностью «своего» (= норма) и «чужого» (= не-норма) мира. Связь общеоценочных оппозиций традиционной культуры с оппозицией свой-чужой показывает специфику былинной картины мира, объединяющей в себе элементы мифоязыческих и народно-православных воззрений.

В героическом эпосе ценностный аспект оппозиции свой-чужой реализуется в противопоставлении антропоморфный-неантропоморфный, генетически восходящем к мифологическому способу мировосприятия.

Взаимодействие оппозиции антропоморфный-неантропоморфный с оппозицией традиционной культуры по вертикали земля-нижний мир (подземелье, водный мир) — небо-земля показывает схватку персонажей «своего» и «чужого» мира, связывая в аксиологическом значении землю с персонажами «своего» миранижний мир с персонажами не «своего» мира. Как видим, пространственная оппозиция традиционной культуры по вертикали небо-земля в семиотическом значении отражает связь антропоморфных существ с землей, неантропоморфных как «умеющих летать» с небом.

Следовательно, связь названных оппозиций показывает, что в аксиологическом значении земля коррелирует с антропоморфными существаминижний мир с неантропоморфными, что согласуется с христианской моралью, нашедшей отражение в былинной картине мира, а именно: земля связывается с положительным началом, являясь объектом ритуального почитания.

Кроме того, оппозиция архаической культуры огонь-влага воплощается в персонажах Змей, поддонный князь, вступающих в противоборство с персонажами «своего» мира, что показывает связь стихий огня, воды с представителями «чужого» мира.

Для персонажей «своего» мира в рамках первого члена оппозиции свой-чужой характерны противопоставления: а) в плане возрастной и социальной иерархииб) мифологическомв) частнооценочном планах.

Во-первых, оппозиции традиционной культуры старый-молодой, старший-младший реализуют аксиологические значения, свойственные исключительно жанру былины:

1. в отношении богатырей оппозиция старый-молодой = «опытный, осторожный/геройский, сильный»;

2. оппозиция старший-младший в контекстах, описывающих обряд побратимства, обозначает возраст среди названых братьев и показывает значимость богатырей для эпического социума;

3. оппозиция главный-неглавный как вариант оппозиции старший-младший реализуется через пространственное противопоставление правый-левый, показывая: а) отношение князя (царя) к «своим» героям и персонажам «со стороны" — б) отношение богатыря к государю и князьямв) отношение богатырей к врагам, нехристианамг) отношение богатыря к матери, жене.

Итак, в былинных текстах прослеживается связь пространственного противопоставления правый-левый (правый — главныйлевый — неглавный) с социальной иерархией, основанной на старшинстве в сословной сфере, с иерархией, основанной на старшинстве в семейной сфере.

Пожилой возраст персонажей противопоставлен молодому по двум параметрам: физическим и интеллектуальным качествам человека. В частности, молодому герою свойственны способность к деятельности, физическая сила, а персонажи преклонного возраста характеризуются физической немощью, неспособностью к активной деятельности. Однако при противопоставлении интеллектуальных качеств героя в рамках оппозиции старый-молодой приоритетным является пожилой возраст: «молодой» противопоставляется «старому» как умный мудрому.

Во-вторых, оппозиция истинный-преображенный, имеющая происхождение в традиционной культуре, показывает: а) мифологические превращения сохранились в былине (человек —> животное, животное —> человек, человек —> животное —> человек) — б) если персонаж сам способен на изменение облика по отношению к самому себе, то это характеризует его как носителя темных силтакже если он каузирует такую трансформацию.

В-третьих, частнооценочные оппозиции умный-глупый, добрый-злой, веселый-грустный, красивый-некрасивый, большой-маленький, сильный-слабый, не представленные в архаических традициях, оценивают персонажей «своего» мира в интеллектуальном, этическом, эмоциональном, эстетическом, нормативном планах. Вместе с тем первый член оппозиции глупый-умный является доминантой синонимического ряда прилагательных, характеризующих персонажей, которые занимают высокое общественное положение (генералы, цари, короли), а также лиц незрелого возраста (ди-те, чадо, сын, вьюнышки) — второй — характеризующих лиц старшего возраста (мать, батюшка), что согласуется с нравственно-этическими нормами, принятыми в былинном мире, в частности, с уважительным отношением к лицам старшего возраста, в отличие от лиц, занимающих высокое общественное положение. Этическая оценка в былинной картине мира пользуется понятием нормы, принятой эпическим социумом, а именно: частотным биномом добрый молодец передается аксиологическое значение «обладающий положительными человеческими качествами» в отличие негативных качеств, присущих врагам социального порядка. Подчиненность динамике действия определяет эмоциональное состояние персонажа, однако позитивная самооценка богатыря не принимается былинным миром.

В пределах не «своего» мира второй член оппозиции антропоморфный-неантропоморфный характеризует устрашающий облик персонажа-врага, отличающегося аномально большими размерами тела, физической силой. Названная оценка облика врага выступает маркером «чужого» = «ненорма» мира. Следовательно, отмеченный факт позволяет говорить о гиперболизации размеров врага с целью подчеркнуть значимость победы над ним героя в былинном мире. Вместе с тем гиперболизированные описания размеров тела, физической силы персонажа-воина являются средством его идеализации, выступая маркером «своего» = «норма» мира. Оппозиция традиционной культуры старший-младший определяет возраст женщин-дочерей иноземных правителей. Показательно, что возрастной признак актуализируется при характеристике персонажей «своего» и «чужого» мира, в частности, нарушается этикет сватовства и ситуация конфликта становится одним из способов развития сюжета.

Противопоставленность «своего» и «чужого» мира позволяет актуализировать отличия в семантике и употреблении оппозиции старший-младший: а) в пределах «своего» мира оппозиция старший-младший обозначает возраст персонажей и иерархию в социальной, семейной сферах, при этом языковые средства выражения оппозиции — имена прилагательные (большой, середний, меньшой) — числительные (первый, другой, третий) — б) в рамках не «своего» мира названная оппозиция обозначает возраст невест, средства выражения оппозиции — прилагательные (большая, меньшая, великия = «взрослые») — числительные (перва, друга, третья дочь). Итак, общей чертой функционирования оппозиции старший-младший в отношении женских персонажей не «своего» мира является положительная аксиологичеекая интерпретация младшего возраста. Главным атрибутом, противопоставляющим младшую героиню старшей, является выбор ее в качестве жены князя.

Жанровая специфика былинного эпоса определяет своеобразные аксиологические значения частнооценочной оппозиции красивыйнекрасивый в пределах не «своего» мира, а именно: функционирует оппозиция прекрасный-безобразный, при этом первый член названной оппозиции характеризует внешний облик невест враждебного миравторой — устрашающий внешний вид персонажей-врагов. Положительная коннотация оппозита прекрасный объясняется тем, что «чужой» мир воспринимается через призму «своего» мираотрицательная коннотация оппозита безобразный тем, что «чужой» мир воспринимается как «чужой». Это дает основание говорить о том, что положительная оценка является нормой «своего» мира, в отличие от «чужого», которому она присваивается.

Актуальность названной оппозиции показывает специфику былинной картины мира: во-первых, враждебное отношение к врагам, нехристианамво-вторых, в ряду богатырских подвигов одно из главных мест занимает сватовствовнешним обоснованием выбора суженой в эпосе выступает ее особенная красота, а женитьба оказывается одновременно и победой над «чужим» миром. Таким образом, из эпического мира восстанавливается вся информация о понятии «жених-богатырь», при этом дополнительные признаки постоянны, т.к. «жених» всегда попадает в позицию, которую в оппозиции принято отдавать маркированному члену. Именно в этом герой статичен, в отличие от других типов текстов. Следовательно, один и тот же оппозит может быть одновременно членом других противопоставлений.

В настоящей работе описаны некоторые стороны фольклорного сознания, которому присущи модифицированные, но идущие от традиционной культуры пространственные, количественные, временные представления, характеристики социальных отношений между людьми, а также исследовано, какими языковыми средствами выражается и структурируется народное сознание, создающее цельную картину былинного мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н. Ф. Алефиренко. -Волгоград: Перемена, 1999.-273 с.
  2. , Н.Ф. Проблемы вербализации концепта / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003. — 95 с.
  3. , Е.В. Концепт «желание» в русской языковой картине мира / Е. В. Алтабаева // Филология и культура. Материалы III международной научной конференции. Ч. 2. — Тамбов, 2001. — С. 135−137.
  4. , Е.В. Семантические параметры концепта «желание» в современном русском языке / Е. В. Алтабаева // Русский язык вчера, сегодня, завтра. Воронеж, 2000. — С. 32−33.
  5. , В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин / В. П. Аникин. — М.: Изд-во МГУ, 1980. —331 с.
  6. , В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — С. 27−35.
  7. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. М., 1974. — 368 с.
  8. , Ю.Д. О новом словаре синонимов русского языка / Ю. Д. Апресян // ИАН СЛЯ, 1992. № 1.
  9. , Ю.Д. Синонимический ряд слова бояться 1. / Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, И. В. Левонтина, Е. В. Урысон. // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. — М.: Языки русской культуры, 1999.-511 с.
  10. О.Апресян, Ю. Д. Недавние американские исследования в области эмоций и эмоциональной лексики / Ю. Д. Апресян // Семиотика и информатика. -1995(а). Вып. 34.
  11. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995(6). — № 1.- С. 37−67.
  12. , Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира / Ю. Д. Апресян // Семиотика и информатика 1986. — Вып. 28. — С. 4−10.
  13. , Е.Б. Русская народная песня в аспекте ее синтаксической организации / Е. Б. Артеменко. — Воронеж, 1977. — 160 с.
  14. , Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования / Е. Б. Артеменко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988.- 174 с.
  15. , Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 338 с.
  16. , Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка / Н. Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики. М., 1984.
  17. , Н.Д. Об объекте общей оценки / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1985. — № 3. — С. 13−24.
  18. , Н.Д. О стыде и стуже / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1997. — № 2. — С. 59−70.
  19. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  20. , Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. М.: УРСС, 2003. — 382 с.
  21. Афанасьев, А Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х томах / А. Н. Афанасьев. М.: Изд-во Индрик, 1994. — 796 е., 784 е., 840 с.
  22. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Сравнительно-библиографический комментарий / А. Н. Афанасьев. М., 2000.
  23. , О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахма-нова. М.: Учпедгиз, 1957. — 296 с.
  24. , А.П. Картина мира и концептосфера языка / А. П. Бабушкин // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1999. — Вып.2. — С. 12−14.
  25. , И.А. Хитрости-мудрости / И. А. Багликова // Лингвофолькло-ристика. Курск, 2003. — Вып. 7. — С. 88−92.
  26. , А.К. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе / А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.
  27. Байбурин, А.К.У истоков этикета. Этнографические очерки / А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. Л.: Наука, 1990. — 165 с.
  28. , Л.И. Народно-поэтическая речь и ее место в системе функционально-стилевых различий диалектной речи / Л. И. Баранникова // Вопросы теории и методики изучения русского языка. Саратов, 1965.
  29. , В.В. Содержательность художественной формы русского былевого эпоса / В. В. Блажес. — Свердловск, 1977.
  30. , М.А. Размышления лексикографа над текстами «Онежских былин» / М. А. Бобунова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1999. — 139 с.
  31. , П.Г. О языке славянских народных песен в его отношении к диалектной речи / П. Г. Богатырев // Вопросы языкознания. 1962. — № 3. -С. 75−86.
  32. , П.Г. Язык фольклора / П. Г. Богатырев // Вопросы языкознания. 1973. — № 5. — С. 106−116.
  33. , О.И. Язык фольклора и диалект / О. И. Богословская. -Пермь, 1981.
  34. , H.H. Категоризация событий и специфика национального сознания / H.H. Болдырев // Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1998.-С. 29−30.
  35. , H.H. Когнитивная семантика / H.H. Болдырев. — Тамбов: Изд-воТГУ, 2000.- 128 с.
  36. , Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. -М., 1997.
  37. , Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос / Ф. И. Буслаев. — Воронеж, 1987. 253 с.
  38. , Ф.И. Народный эпос и мифология / Ф. И. Буслаев. — М.: Высшая школа, 2003.-400 с.
  39. Ван дер Варден, Б. JI. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции / Б. Л. Ван дер Варден. — М.: Физматгиз, 1959. -459 с.
  40. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Русские словари, 1997.-412 с.
  41. , Е.М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. — М.: Наука, 1985.-228 с.
  42. , Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» / Е. М. Вольф // Вопросы языкознания. — 1986. № 5. — С. 98 106.
  43. , Е.М. Метафора и оценка / Е. М. Вольф // Метафора в языке и тексте.-М., 1988.
  44. , С.Г. Концепт «оскорбление» и его этимологическая память / С. Г. Воркачев, Г. В. Кусов // Теоретическая и прикладная лингвистика. Язык и социальная среда. Воронеж, 2000. — Вып. 2 — С. 90−101.
  45. , И.Д. Опыт концептуального анализа имени игра / И. Д. Гажева // Филологические науки. 2000. — № 4. — С. 73−81.
  46. , Т.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры / Т. В. Гамкрелидзе, В. В. Иванов. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. — Ч. 2.-С. 440−1328.
  47. , Л.И. Перевод как источник знаний о концептуализации вне-языковой действительности / Л. И. Гришаева // Перевод: язык и культура. Воронеж, 2000. — С. 29−31.
  48. , П.С. Категории средневековой культуры / П. С. Гуревич. М., 1972.
  49. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995.-288 с.
  50. , Д.О. Образная составляющая в семантике идиом / Д. О. Добровольский // Вопросы языкознания. 1996. — № 1. — С.71−93.
  51. , А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII—XX вв. / А. П. Евгеньева. М. — Л., 1963. — 348 с.
  52. , В.И. Поэтический строй русской народной лирики / В. И. Еремина.-Л., 1978.-182 с.
  53. , П.П. Первобытное общество / П. П. Ефименко. Киев, 1953. -663 с.
  54. , А.К. Лексика целесообразной деятельности / А. К. Жолковский // Машинный перевод и прикладная лингвистика. 1964. — Вып. 8.
  55. , C.B. Понятие страха в сопоставительной перспективе / C.B. Заикина // Лингвистические парадигмы: традиции и новации. — Волгоград, 2000. С. 85−89.
  56. , A.A. Когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная наука и когнитивная лингвистика / A.A. Залевская // Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы. Тамбов, 1998. — Ч. 1. -С. 6−9.
  57. , A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. — М., 1999.-382 с.
  58. , A.A. Когнитивный подход к слову и тексту / A.A. Залевская // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. — М., 2000.-91 с.
  59. , A.A. Исследования по семантике предикатов внутреннего состояния/ A.A. Зализняк. Munchen: Sagner, 1992. — 201 с.
  60. , Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов / Д. К. Зеленин // Изв. АН СССР. 1933. — Серия 7. — № 8.
  61. , Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов / Д. К. Зеленин. — М. — Л., 1937.
  62. , A.M. Родовой строй и первобытная мифология / A.M. Золотарев.-М., 1964.
  63. , В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем / В. В. Иванов. Рига: Зинатне, 1990. — 173 с.
  64. , В.В. Змей // Мифы народов мира / В. В. Иванов. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — Т. 1. — С. 468−471.
  65. , В.В. Славянские моделирующие семиотические системы (Древний период) / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М., 1965. — 230 с.
  66. , В.В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1974.-341 с.
  67. , В.В. Славянская мифология / В. В. Иванов, В. Н Топоров // Мифы народов мира. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — Т. 2 — С. 450−456.
  68. , A.A. Основания логики норм / A.A. Ивин. М., 1970.
  69. , A.A. Логика норм / A.A. Ивин. М.: МГУ, 1973.- 120 с.
  70. , Л.Н. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства / Л. Н. Иорданская // Машинный перевод и прикладная лингвистика. 1970. — Вып. 13.
  71. , JI.H. Лексикографическое описание русских выражений, обозначающих физические симптомы чувств / Л. Н. Иорданская // Машинный перевод и прикладная лингвистика. 1972. — Вып. 16.
  72. , М.Я. Происхождение магических чисел / М. Я. Иоселева // Страны и народы Востока. — М., 1965. Вып. 4.
  73. , Е.Г. Мифологический образ дерева, растущего корнями вверх / Е. Г. Кагаров // Доклады АН СССР. 1928. — Серия В.-№ 15.-С.331−335.
  74. , В.И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград — Архангельск, 1996. С. 316.
  75. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград, 2002. — 476 с.
  76. , Ю.Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н. Караулов // Филологические науки. — 1972. № 1. — С. 57−68.
  77. , Ю.Н. Словарь как компонент описания языков / Ю. Н. Караулов // Принципы описания языков мира. — М., 1976.
  78. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Наука, 1987.-263 с.
  79. , Р.В. Культура древних майя / Р. В. Кинжалов. — Л.: Наука, 1971.-364 с.
  80. , З.И. О национальной концептосфере / З. И. Кирнозе // Филология и культура. Материалы III Международной научной конференции. -Тамбов, 2001. Ч. 2. — С. 80−82.
  81. , И.С. Ядро фольклорного лексикона / И. С. Климас. — Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. — 95 с.
  82. , П.М. Змея в культовой символике анауских племен / П. М. Кожин, В. И. Сарианиди // История, археология и этнография Средней Азии. — М., 1968.
  83. , О.Д. Слово в говорах русского языка / О. Д. Кузнецова. -СПб, 1994. 84 с.
  84. , С.Г. Поэтика русского фольклора / С. Г. Лазутин. М., 1989. -207 с.
  85. , Б.А. Мировое дерево — древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы / Б. А. Латынин. Л., 1933.
  86. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М., 1999.
  87. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. М., 1930.
  88. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Первобытная мифология / Л. Леви-Брюль. М., 1937.
  89. Леви-Стросс, К. Структура мифов / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. 1970. — № 7. — С. 152−164.
  90. Леви-Стросс, К. Миф, ритуал и генетика / К. Леви-Стросс // Природа. -1978. № 1. — С.90−106.
  91. , Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1993. — Т. 52.- № 1. — С. 3−9.
  92. , Ю.М. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах / Ю. М. Лотман // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. II. Тарту, 1965. — Вып. 181. — С. 22−37.
  93. , Ю.М. К проблеме типологии культуры / Ю. М. Лотман // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. III. Тарту, 1967.- Вып.198. С. 30−38.
  94. , Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры / Ю. М. Лотман // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. IV.- Тарту, 1969. Вып.236. — С. 460−477.
  95. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М., 1980.-384 с.
  96. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. — М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  97. , Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики (к изучению эстетики устнопоэтического канона) / Г. И. Мальцев // Поэтика русского фольклора. — Л., 1981. Т. 21.- С. 16−36.
  98. , Е.А. О концептуальных признаках эмоциональных структур (на примере концепта любви) / Е. А. Маркина // Филология и наука. Материалы III международной научной конференции. Тамбов, 2001. — Ч. 2. -С. 72−73.
  99. , Ю.С. Заметки о строении ситуаций и форме ее описания / Ю. С. Мартемьянов // Машинный перевод и прикладная лингвистика. -1964.-Вып. 8.
  100. , Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал // Структура волшебной сказки. М., 2001. — С. 11−122.
  101. , Е.М. Первобытные истоки словесного искусства / Е. М. Мелетинский. М., 1972.
  102. Мелетинский, Е М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407 с.
  103. Мелетинский, Е М. Время мифическое / Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 252−253.
  104. , И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл — текст». Семантика синтаксиса / И. А Мельчук. М., 1999. — 345 с.
  105. , И.А. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. Vienna, 1984.
  106. , О.Ф. Илья Муромец и богатырство киевское / О. Ф. Миллер. — СПб., 1869.
  107. , Т.А. О понятии «правый» и лингвоментальной эволюции / Т. А. Михайлова // Вопросы языкознания. 1993.- № 1. — С.52−63.
  108. Мур, Д. Э. Принципы этики / Д. Э. Мур. М.: Прогресс, 1984. — 326 с. ИЗ. Невская, Л. Г. Пестрое в балто-славянском: семантика и типология / Л.Г.
  109. Невская // Фольклор и действительность. СПб., 1992.
  110. , С.Ю. Чудо в былине / С. Ю. Неклюдов // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969. — Вып. 326. -С. 146−158.
  111. , С.Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора / С. Ю. Неклюдов // Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В. Я. Проппа. -М.: Наука, 1975.-С. 182−190.
  112. Нидерле, JL Славянские древности / JI. Нидерле. — М.: Изд-во иностр. лит., 1956.-450 с.
  113. , С.Е. Семантический анализ языка науки / С. Е. Никитина. — М., 1987.- 187 с.
  114. , С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е. Никитина. М.: Наука, 1993. — 188 с.
  115. , С.Е. Культурно-языковая картина мира в тезаурусном описании / С. Е. Никитина // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1999. — 54 с.
  116. , С.Е. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах (опыт тезаурусного описания) / С. Е. Никитина, Е. Д. Кукушкина. — М.: ИЯз РАН, 2000.-216 с.
  117. , О. Точные науки в древности / О. Нойгебауер. М., 1968.
  118. , Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки / Е. С. Новик, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Д. М. Сегал // Структура волшебной сказки. -М., 2001.- С. 122−163.
  119. , JI.A. Оппозитивный метод в поэтике / JI.A. Новиков // Структура и семантика художественного текста: Докл. VII-ой Международной конференции. -М., 1999.- С. 269−295.
  120. , И.А. Об изучении языка русского фольклора / И.А. Оссо-вецкий // Вопросы языкознания. — 1952. № 3. — С. 93−112.
  121. , И.А. Стилистические функции некоторых суффиксов имен существительных в русской народной лирической песне / И. А. Оссовецкий // Труды Ин-та языкознания АН СССР. 1957. — T.VII. — 498 с.
  122. , И.А. Язык фольклора и диалект / И. А. Оссовецкий // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958.
  123. , И.А. О языке русского традиционного фольклора / И. А. Оссовецкий // Вопросы языкознания. 1975. — № 5. — С. 66−78.
  124. , И. А. Некоторые наблюдения над языком стихотворного фольклора / И. А. Оссовецкий // Очерки по стилистике художественной речи. М.: Наука, 1979. — С. 199−252.
  125. , И.А. Лексика современных русских народных говоров / И. А. Оссовецкий. М., 1982.
  126. , А. Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке / А. Б. Пеньковский // Проблемы структурной лингвистики, 1985−1987.-М., 1989.
  127. , C.B. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста) / C.B. Пискунова. — Тамбов, 2002. 408 с.
  128. , А. А. Долганский фольклор / A.A. Попов. JL, 1937.
  129. , З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. — 30 с.
  130. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2001. — 192 с.
  131. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.-М., 1988.-С. 8−69.
  132. , А. А. Из записок по теории словесности / A.A. Потебня. Харьков, 1905.
  133. , А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, IV / A.A. Потебня // О доле и сродных с нею существах. Харьков, 1914.
  134. , A.A. Мысль и язык / В. А. Звегинцев, A.A. Потебня // История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. 4.1. — М., 1966.
  135. , С.П. Семантико- функциональная характеристика имени числительного в фольклорном тексте (на материале различных фольклорных жанров): Автореф. дис.. канд. филол. наук: (10. 02. 01)/Праведников С. П. Орел, 1994. — 17 с.
  136. , В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В. Я. Пропп. М., 1976. — 352 с.
  137. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с.
  138. , В.Я. Поэтика фольклора / В. Я. Пропп. М., 1998. — 351 с.
  139. , В.Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. — М., 1999. — 636 с.
  140. , Б.Н. Эпическое сознание и эмпирическая достоверность / Б. Н. Путилов.-Л., 1970.
  141. , Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос / Б. Н. Путилов.-М., 1971.
  142. , Б.Н. Героический эпос и действительность / Б. Н. Путилов.- Л.: Наука, 1988.-223 с.
  143. , Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. СПб., 1994.-236 с.
  144. , Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика / Б. Н. Путилов. М., 1997. — 295 с.
  145. , Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса / Б. Н. Путилов. СПб., 1999. — 228 с.
  146. , Р.П. Варианты слов в русском языке / Р. П. Рогожникова. — М., 1960.-160 с.
  147. , В.Г. Воспоминания о черной земле / В. Г. Руделев. Тамбов, 1994.-131 с.
  148. , В.Г. Открытие, не осмысленной веком / В. Г. Руделев // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Т. 2. — М., 1995.
  149. , В.Г. Вначале было слово / В. Г. Руделев, O.A. Руделева — Тамбов, 1995.- 176 с.
  150. , Ф.М. Поэтика былин / Ф. М. Селиванов // Система изобразительно-выразительных средств. М., 1977.
  151. , Ф.М. Русский эпос / Ф. М. Селиванов. М.: Высшая школа, 1988.-205 с.
  152. Слово I: Сборник научных работ, посвященный 20-летию Тамбовской лингвистической школы. Тамбов, 1996. — 252 с.
  153. II. Сборник научных работ. Тамбов, 1997. — 303 с.
  154. , А.Я. Числовые комплексы в ранних упанишадах / А. Я. Сыркин // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969.-Вып. 326.-С. 76−85.
  155. , А.Я. О триаде и тетраде / А. Я. Сыркин, В. Н. Топоров // Летняя школа по вторичным моделирующим системам. Тезисы докладов. 3. — Тарту, 1968.
  156. , Т. С. Семантика и функционирование имен прилагательных, характеризующих человека в былинах и исторических песнях: Автореф. дис. канд. филолог, наук: (10. 02. 01) / Соколова Т. С. М., 1989. — 17 с.
  157. , А.П. Поэтика и генезис былин / А. П. Скафтымов // Очерки. -Москва — Саратов, 1924.
  158. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М., 1997. — 824 с.
  159. , И.А. Жанровая специфика доминантной лексики исторических песен / И. А. Степанова // Лингвофольклористика. Курск, 2003. — Вып. 7.-С. 17−43.
  160. Теория нейтрализации // Сборник научных трудов. Тамбов, 1980. — 116 с.
  161. , Г. В. Особенности лексической репрезентации концепта «труд» / Г. В. Токарев // Лингвистические парадигмы: традиции и новации. -Волгоград, 2000. С. 199−201.
  162. , Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «трудовая деятельность») / Г. В. Токарев. Тула, 2000.
  163. , Г. В. Афоризмы, репрезентирующие концепт «труд», в культурно-когнитивном освещении / Г. В. Токарев // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX—XXI вв.еков. Воронеж, 2001.-С. 135−137.
  164. , С.А. Мифология / С. А. Токарев, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — Т. 2. — С. 11−20.
  165. , С.М. Аксиология времени в славянской народной культуре / С. М. Толстая // История и культура. Тезисы. — М., 1991.
  166. , Н.И. Из географии славянских слов: 3. правый — левый, 4. хорохориться, 5. класть / Н. И. Толстой // ОЛА. МиИ, 1965. С. 133−147.
  167. , Н.И. Некоторые проблемы сравнительной славянской семасиологии // Славянское языкознание. IV. Международный съезд славистов. Доклады советской делегации / Н. И. Толстой. М., 1968.- С. 339−365.
  168. , Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый-левый, мужской-женский / Н. И. Толстой // Языки, культура и проблемы переводимости. М., 1987. — С. 169−183.
  169. , Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. М.: Изд-во Индрик, 1995. -512 с.
  170. , В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» / В. Н. Топоров // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. — Вып. 5. — С. 9−62.
  171. , В.Н. Из позднейшей истории схемы мирового дерева / В. Н. Топоров // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.
  172. , В. H. О числовых моделях в архаичных текстах / В. Н. Топоров // Структура текста. — M., 1980.
  173. , В.Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Из работ московского семиотического круга. М., 1997.
  174. , В.Н. Древо мировое / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Т. 1. — С. 398−406.
  175. , В.Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Т. 2. — С. 161−164.
  176. , В.Н. Числа / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — Т. 2. — С. 629−631.
  177. , В.М. Об архетипе «воды» в древнегерманской космогонии / В.М. Топорова// Вопросы языкознания. 1996. — № 6. — С. 91−99.
  178. , Т.В. Концепт формы в семантическом пространстве языка / Т. В. Топорова //Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. — С. 145−151.
  179. , Н.С. К проблеме русского самопознания / Н. С. Трубецкой. — Париж, 1927.
  180. , Н.С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой. М.: Аспект Пресс, 2000.-352 с.
  181. , Е.В. Синонимический ряд слова страх / Е. В. Урысон, Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, И. Б. Левонтина // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка // — М.: Языки русской культуры, 1999.-511 с.
  182. , Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. М.: Искусство, 1970.-225 с.
  183. , Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении / Б. А. Успенский // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.-С. 137−145.
  184. , Ф.П. О слове и вариантах слова / Ф. П. Филин // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М. — JI., 1963.- С. 128 133.
  185. , В.И. Концептуальный анализ фольклорной лексики, характеризующей нравственный мир русского человека: Автореф. дис.. канд. филолог, наук: (10. 02. 01) / Харитонов В. И. — Белгород, 1997.-18 с.
  186. , А.Т. Семантическая структура фольклорного слова / А. Т. Хроленко // Русский фольклор. Л., 1979. — Вып. 19. — С. 147−156.
  187. , А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни / А. Т. Хроленко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. — 162 с.
  188. , А.Т. Свод русского фольклора и орфография / А. Т. Хроленко // Русский фольклор XXIII. Л., 1985. — С. 163−174.
  189. , А.Т. Семантика фольклорного слова / А. Т. Хроленко. Воронеж, 1992.- 137 с.
  190. , А.Т. Лингвокультуроведение / А. Т. Хроленко. Курск, 2000.
  191. , П.П. Семантический язык фольклорных традиций / П. П. Червинский. Ростов-на-Дону, 1989. — 224 с.
  192. , К.В. Поэтика славянского фольклорного текста: Коммуникативный аспект / К. В. Чистов // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: VIII Международный съезд славистов. — М., 1978.
  193. , К.В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. Л., 1986. -303 с.
  194. , JI.H. Концепт «любовь» в русской наивно-языковой картине мира (на материале ассоциативного тезауруса) / JI.H. Чурилина // Филология и культура. Материалы III международной научной конференции. -Тамбов, 2001.-4.2.-С. 145−148.
  195. , Т.В. О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний/внешний / Т. В. Цивьян // Структурно-типологические исследования по фольклору в области славянских языков. — М., 1973.
  196. , Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В .Я. Проппа. М.: Наука, 1975. — С. 191−233.
  197. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т. В. Цивьян.-М., 1990.
  198. , А .Я. Слова со значением «правый» и «левый». Опыт сопоставительного анализа / А. Я. Шайкевич // Ученые записки 1 -го Московского гос. пед. ин-та иностранных языков. Т.23. — М., 1960. — С.55−74.
  199. , Д. Символика числа / Д. Шеппинг // Филологические записки. Вып. 4. — Воронеж, 1893.
  200. , Ю.К. Две группы слов русского языка / Ю. К. Щеглов // Машинный перевод и прикладная лингвистика .- 1964. Вып.8.
  201. Юм, Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 3 /Д. Юм. // Собр. соч.: В 2-хт.-М., 1966.-Т.1.
  202. , Е.С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира / Е. С. Яковлева // Вопросы языкознания. 1993. — № 4. — С. 48−62.
  203. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модели пространства, времени и восприятия / Е. С. Яковлева. М., 1994. — 343 с.
  204. Levi-Strauss, С. Les structures elementaires de la parente / C. Levi-Strauss. -Paris, 1949.
  205. Levi-Strauss, C. La pensee sauvage, Pion / C. Levi-Strauss. — Paris, 1962.195 Словари
  206. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М., 1966.-608 с.
  207. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах / В. И. Даль. T. I, II, IV. — М., 1980. — 699 е., 779 е., 683 с.
  208. , А.П. Словарь синонимов русского языка: В 2-х томах / А.П. Ев-геньева. Т. I. — Л.: Наука, 1970. — 680 с.
  209. , Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996.
  210. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.
  211. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.-685 с.
  212. , И.А. Словарь современного русского народного говора / И. А. Оссовецкий // АН СССР. М., 1969. — 611 с.
  213. Словарь русского языка: В 4-х томах. АН СССР. М., 1984. — 696 е., 736 е., 750 е., 790 с.
  214. , И.И. Словарь древнерусского языка: В 3-х томах / И. И. Срезневский. М.: Книга, 1989. — 806 е., 49 е., 852 е., 1802 е., 910 е., 271 с.
  215. , Ф.П. Словарь русских народных говоров / Ф. П. Филин. Л., 1972. — Вып.8.
  216. , Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. М., 1971.-541 с.
Заполнить форму текущей работой