Своевременная российская экономика представляет собой совокупность сложных, неустойчивых и противоречивых процессов. Эти процессы затронули все отрасли национальной экономики. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики.
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре предприятия системы управления конкурентоспособностью, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов и т. д. В связи с чем, возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий.
Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий на основе современных средств менеджмента и маркетинга не получивших до настоящего времени соответствующего решения.
Важность рассматриваемой проблемы для теории и практики эффективного функционирования торговых предприятий в условиях усиления конкурентной борьбы предопределили выбор и актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности торгового предприятия на базе современных теоретических и методологических подходов к оценке конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятий «конкуренция», «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия»
охарактеризовать существующие теоретические подходы к оценке конкурентоспособностью;
проанализировать деятельность торгового предприятия и оценить его конкурентоспособность;
В качестве объекта исследования выбрана торговая организация ООО «Беркат-продукт», специализирующаяся на оптовой продаже канцелярско-бумажных товаров и полиграфического оборудования отечественных и зарубежных фирм.
Предметом исследования является конкурентоспособность исследуемого объекта.
Методологической основой исследования послужили разработки отечественных специалистов в области теории конкуренции, таких как: В. Л. Абрамов, И. П. Богомолова, В. М. Ларин, Е. П. Киселица. А также труды известных зарубежных авторов, таких как: М. Портер, Д. Осентон, Ф. Котлер. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии — в периодической специализированной литературе. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А. Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е.А.