Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкурентоспособность продукции определяется ее удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях. По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия — это способность изготовлять и сбывать товар с лучшими преимуществами, чем… Читать ещё >

Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия, факторы и показатели конкурентоспособности продукции

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов.

Конкурентоспособность продукции — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. [10, c. 158].

Экономисты исследовательской организации «Европейский форум по проблемам управления» (г. Женева) предлагают следующее определение конкурентоспособности продукции:

Конкурентоспособность продукции определяется ее удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях. По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия — это способность изготовлять и сбывать товар с лучшими преимуществами, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойствам — способностью изготовлять и сбывать товар.

Так, Горбашко Е. А. под конкурентоспособностью продукции понимает «Комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [6, с. 167].

Данное Горбашко Е. А. определение, а именно: «Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», — более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность. [5, c. 58].

Следующая точка зрения, представленная учёным Т. Коно — конкурентоспособность отдельного товара рассматривается с точки зрения потребителя и производителя. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара только с тоски зрения эффективности потребления, а производителя, кроме того, — эффективность производства. На основании указанного обстоятельства и с целью объективной оценки вводится двойное понятие о конкурентоспособности товара:

  • — конкурентоспособность товара по потреблению — это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов;
  • — конкурентоспособность товара по потреблению и производству — это совокупность потребительских и экономических характеристик товара в сферах потребления и производства относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

Я считаю, что такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть, т. е. первое проявляется через второе, так как сообщает продукции определённые потребительские свойства.

Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия, на мой взгляд, можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других контрагентов в своей рыночной нише.

Крайне важным теоретическим и практическим вопросом является определение факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия, и выделение среди них тех факторов, которые являются внешними и неуправляемыми, а также внутренних факторов, на которые можно и нужно воздействовать с целью повышения конкурентного потенциала.

Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнёв А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят [26, c. 176]:

  • — финансовое положение предприятия;
  • — развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;
  • — наличие передовой технологии;
  • — обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • — способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
  • — наличие сбытовой сети;
  • — состояние технического обслуживания;
  • — действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • — обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

Факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

  • — уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия;
  • — сила конкуренции на рынке товаров;
  • — сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;
  • — сила конкуренции среди товарозаменителей;
  • — появление новых потребностей;
  • — уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;
  • — активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

  • — патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;
  • — рациональность организационной и производственной структур предприятия;
  • — конкурентоспособность персонала предприятия;
  • — прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;
  • — уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;
  • — уровень системы управления (менеджмента);
  • — обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.

Основными факторами конкурентоспособности товара являются [3, 220]:

  • — цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;
  • — уровень качества товара (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий);
  • — соотношение цены потребления товара (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;
  • — неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;
  • — сводные параметрические индексы конкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя [21, с. 72].

Для более полного и глубокого изучения конкурентоспособности необходимо выделить критерии и показатели конкурентоспособности предприятия [11, c. 58].

Первый критерий — это эффективность производственной деятельности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному критерию предполагает рассмотрение таких групп показателей, как:

  • — эффективность управления производственным процессом;
  • — экономичность производственных затрат;
  • — рациональность использования основных фондов;
  • — совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Второй критерий конкурентоспособности предприятия — финансовое состояние предприятия. Оценка финансового состояния предприятия предполагает рассмотрение показателей, объединенных в следующие группы:

  • а) показатели имущественного положения;
  • б) показатели ликвидности и платежеспособности предприятия;
  • в) показатели финансовой устойчивости;
  • г) показатели деловой активности;
  • д) показатели финансовых результатов деятельности предприятия;

Третий критерий конкурентоспособности предприятии — эффективность организации сбыта и продвижение товара. Данный критерий характеризуется следующими показателями:

  • — коэффициент затоваренности готовой продукцией;
  • — рентабельность продаж;
  • — коэффициент загрузки производственных мощностей;
  • — эффективность рекламы.

Четвёртый критерий конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность продукции. При рассмотрении данного критерия используются следующие показатели:

  • — качество продукции;
  • — цена продукции;
  • — упаковка;
  • — доля рынка.

Пятый критерий конкурентоспособности предприятия — его деловая активность. Данный критерий характеризуется следующими показателями:

  • — надёжность поставщиков;
  • — быстрота реакции на заказы;
  • — объёмы поставки сырья;
  • — инвестиционная привлекательность.

Таким образом, под конкурентоспособностью продукции следует понимать комплексную характеристику его возможности и вероятности быть проданной на конкурентном рынке в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой