Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы управления логистическими затратами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным… Читать ещё >

Методы управления логистическими затратами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Логистические затраты: сущность, виды
  • 1.1 Сущность и структура логистических затрат
  • 1.2 Классификация логистических затрат
  • 2. Методы управления логистическими затратами
  • 2.1 Особенности учета логистических затрат
  • 2.2 Основные методы учета логистических затрат
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов начинается с изменения взглядов и привычек их руководителей: необходимо управлять своими подразделениями ради общей цели.

В обязанности специалиста по логистике, курирующего управление логистическими затратами, входят следующие функции:

учет логистических издержек по видам деятельности;

система оценки логистических издержек;

анализ общих издержек на логистику;

анализ издержек на логистику и доходов.

Цель реферата — проанализировать методы управления логистическими затратами.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— дать понятие логистическим затратам и рассмотреть их структуру;

— изучить классификацию логистических издержек;

— проанализировать особенности и методы учета логистических затрат.

1. Логистические затраты: сущность, виды

1.1 Сущность и структура логистических затрат

Логистические затраты — это совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе — от поставщиков сырья, через производственное предприятие до конечного потребителя. [1]

Логистические затраты представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Затраты на логистику, как правило, составляют одну из наиболее значимых статей затрат, связанных с ведением бизнеса, уступая лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости готовой продукции в оптовой и розничной сети. В промышленности материальные затраты в среднем составляют 50% всех расходов. Издержки, связанные с хранением материалов на складах также значительны. В странах с развитой рыночной экономикой они иногда достигают 10−15%. При этом процесс производства товара может составлять лишь 2−5% от общего времени цикла производственно-коммерческой деятельности предприятия. Остальные 95−98% приходятся на перемещение сырья и полуфабрикатов, а затем продвижение продукта в розничную сеть. На перемещение (все виды транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, перегрузки промежуточного складирования и т. д.) расходуется более 50% логистических затрат, на расходы, связанные с содержанием материальных запасов и их хранением — более 25%, административные издержки — до 15%.

Затраты на заказ — это затраты на закупку партии продукции. Включают затраты на контроль наличия продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.

Затраты на оформление заказа включают в себя управленческие и административные затраты, связанные с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.

Затраты хранения — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· зарплата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов. [7]

Затраты на закупки представляют собой стоимость самих запасов. Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита):

· стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;

· затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;

· утраченные клиенты (как следствие — снижение объема сбыта);

· штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;

· оплата простоев складского персонала;

· оплата сверхурочных часов;

· потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;

· увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);

· увеличение расходов на переналадку оборудования;

· расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения — величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения объема выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса — его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

Затраты на наладку связаны с переналадкой технологического оборудования при переходе с производства одного вида продукции на другой, с получением со склада сырья, выводом с рабочих мест ранее произведенной продукции.

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов. Стоимость хранения запасов продукции:

· вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;

· дополнительные затраты на страхование;

· дополнительные затраты на складское хранение;

· дополнительные затраты на обработку продукции;

· издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов — затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции. [2]

1.2 Классификация логистических затрат

Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т. е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов.

Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал. [6]

Классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические затраты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей. [2]

Классификация логистических затрат представлена на рис. 1.

логистическая затрата издержка учет Рисунок 1.1 — Классификация логистических затрат [3]

Далее дадим пояснение указанным видам затрат.

Постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей.

Переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (исполняемых заказов).

Продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми.

Затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ).

Косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу продуктов, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Прямые относительные затраты — затраты, которые в предметном и временном отношении могут быть однозначно отнесены на строго определенный объект, поскольку затраты и логистический объект связаны общим местом происхождения.

Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

Убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов (затраты на «бездействие», на простой оборудования).

Частичные затраты — относимые на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов.

Затраты упущенных возможностей (вмененные затраты) характеризуют упущенную выгоду (потерю прибыли).

Фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы.

Нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены.

Плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены.

Трансакционные затраты — это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:

на функциональные — по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслуживания потребителей;

по источникам возмещения — себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;

учетные — по характеру учета затрат;

калькуляционные — прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по отношению к процессу выполнения заказов потребителей;

по периодичности — текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;

по месту возникновения — рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;

по стадиям процесса выполнения заказов потребителей. [6]

Предложенная классификация не является исчерпывающей, она может быть дополнена, так как выделение тех или иных групп логистических затрат зависит от уровня и вида логистической системы, оптимизационных задач в конкретных логистических целях. [3]

2. Методы управления логистическими затратами

2.1 Особенности учета логистических затрат

Сквозной материальный поток проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т. е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях. [1]

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т. д.

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы.

При повышении качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. [2]

2.2 Основные методы учета логистических затрат

Известны следующие методы учета логистических затрат:

standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;

система учета прямых затрат (direct costing), который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;

разбиение затрат на прямые и косвенные (absorption costing), который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе.

Планирование себестоимости в системе standart costing можно осуществить двумя способами:

1) на основе анализа фактических показателей обслуживания потребителей за прошлый год;

2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.

Этот метод учета логистических затрат показывает, что, учет и экономический анализ, выступая в качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих стандартов или норм, но и показать характер и причину этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характера и т. д.

Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальный доход», т. е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.

Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат. У этого метода есть следующие преимущества:

связь между объёмом обслуживания, себестоимостью и прибылью непосредственно вытекает из учетных данных, а поэтому нет необходимости вести параллельно два расчета;

подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в отчете о прибылях показывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность проводить анализ безубыточности;

система direct costing оценивает запасы по величине непосредственных затрат, связанных с их созданием;

дается возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.

Основной недостаток этого метода — выделение постоянных затрат. Значительная часть условно-переменных затрат распределяется по-разному в зависимости от метода, применяемого при отнесении затрат, что может привести к искажению результатов.

Полный метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней отчетности и основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость по видам продукции, т. е. предполагает расчет полной себестоимости продукции. [2]

Метод absorption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости. Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.

Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным средством оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по обслуживанию потребителей. В итоге этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия.

Известны различные виды себестоимости продукции:

по составу калькуляционных статей — технологическая, производственная и полная;

по характеру используемой информации — плановая и отчетная;

по использованию во внутризаводском управлении — цеха, участка, бригады;

по уровню обобщения — предприятия (организации). [4]

Учет логистических затрат должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов распределения.

Далее рассмотрим требования к системе учета логистических затрат, правила их анализа, а также пути снижения.

К системе учета логистических издержек предъявляются следующие требования:

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции.

2. Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях.

3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах.

4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса.

6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность. [3]

Пути снижения уровня логистических затрат:

1. Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов.

6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

7. Компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.

8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

10. Обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес. [4]

Заключение

Данные, получаемые посредством учета и анализа логистических затрат, должны являться индикатором наличия проблем у предприятия в области логистики, служить основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем. Анализ логистических затрат должен выполняться на основе достоверной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.

Чрезмерно укрупненный и обобщенный характер отражения затрат не позволяет адекватно оптимизировать логистические затраты.

Анализ логистических затрат предприятия осуществляется, как правило, расчетом отклонений фактически потребленных ресурсов от запланированных объемов без учета влияния конкретных факторов.

Существующие классификации затрат не охватывают всю логистическую цепочку обслуживания заказов потребителей. Анализ показал, что затраты классифицированы лишь в отдельных областях логистики.

Анализ действующей системы управления логистическими затратами различными методами показал, что существующие аналитические методы определения логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в общую сумму экономии или удорожания.

Основные вопросы системы управления логистическими затратами связаны:

с выделением и классификацией логистических затрат, на основе которых исследуются отдельные явления и процессы на примере звеньев логистической цепи;

с определением основных элементов модели (ресурсов, участников логистической деятельности, соотношения взаимосвязей, возникающих между участниками логистической деятельности).

1. Шепелева А. Ю. (1) Логистика: конспект лекций А. Ю. Шепелева — М.: Аллель-2000, 2005.

2. Миротин Л. Б. (2) Эффективная логистика Л. Б. Миротин. — М.: Экзамен, 2003.

3. Алесинская Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Учебное пособие Т. В. Алесинская. — Таганрог: ТРТУ, 2005.

4. Электронный ресурс // Управление логистическими затратами — сайт. URL: http://www.transportall.ru/info/logistics/401/

5. 5. Электронный ресурс // Логистические затраты — сайт. URL: http://tvoydohod.ru/logistika73.html

6. 6. Электронный ресурс // Классификация логистических затрат — сайт. URL: http://finvuz.ru/logistika/lektsii/klassifikatsiya-logisticheskih-zatrat.html

7. 7. Электронный ресурс // Логистические затраты: понятие и сущность — сайт. URL: http://finvuz.ru/logistika/lektsii/logisticheskie-zatratyi.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой