Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с обозначенным предметом, целью исследования является выявление в контексте романа «Бесы» христианского мотива как основного, с опорой на подготовительные материалы к произведению, письма Достоевского данного периода, «Дневник писателя», где довольно ясно сформировано мировоззренческое кредо автора произведения. Цель этой работы — проанализировать различные критические точки зрения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВАI. «.От анализа больной человеческой натуры. к анализу больного общества.»
    • 1. Споры современников Достоевского о романе «Бесы»
    • 2. Роман «Бесы» в оценке литературной критики XX века стр. 9. стр
  • ГЛАВА II. «.Мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»
    • 1. Предпосылки возникновения замысла романа «Бесы»
    • 2. Исторические и мировоззренческие основания романа стр. 45. стр
  • ГЛАВА III. «Богочеловек» или «человекобог»?
    • 1. Особенности решения Достоевским трагической проблемы своеволия
    • 2. Кириллов и его «мука о Боге»
    • 3. Свобода как альтернатива своеволию стр. 73. стр. 86. стр
  • ГЛАВА IV. Николай Ставрогин. «.Это лицо — трагическое»
    • 1. Путь формирования сюжетно-нравственной роли Ставрогина в романе «Бесы»
    • 2. Николай Ставрогин как философско-этический центр романа-трагедии
    • 3. Свобода нравственного выбора в теплохладности покаяния и ложного смирения Ставрогина. стр. 109. стр. 118. стр
  • ГЛАВА V. Бесовство — «болезнь века" — христианство — «исцеление болящего»
    • 1. Противостояние христианской истины и бесовства нигилизма в миропонимании Достоевского
    • 2. «Базаровщина» и «хлестаковщина» как бесовские черты характера Петра Верховенского
    • 3. Степан Трофимович Верховенский и его первый шаг к «исцелению». стр. 145. стр. 151. стр
  • ГЛАВА VI. «Но не всё- будут мрачные лица, будут й светлые.» *
    • 1. «Положительно прекрасный» Иван Шатов как альтернатива прогрессирующей безнравственности
    • 2. Святитель Тихон. Роль исключенной главы в романе «Бесы»
    • 3. Художественная сила женских характеров в романе «Бесы» стр. 182. стр. 209. стр

Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный исследователь-богослов, Михаил Михайлович Дунаев утверждает: «Вне Православия Достоевский постигнут быть не может, всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческъсс ценностей малосмысленна. Конечно, некоторые мысли можно извлечь из творческого наследия писателя и вне связи с его подлинною религиозною жизнью — Достоевский для этого слишком многоуровневый писатель, — но: без скрепляющей всё- основы всякое осмысление любой проблемы останется и неполным, и шатким, ненадежным"1. Этого постулата будет придерживаться и данная исследовательская работа. Диссертация «Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф. М. Достоевского» посвящена анализу православных мотивов в романе Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и мотивам порицания бесовства в нем. В творческом наследии Достоевского роман «Бесы» изучен еще недостаточно глубокомногие критические высказывания по поводу этого произведения носят полемический характериногда встречаются мнения диаметрально противоположные. Многие годы в нашей стране (в советский период) роман не изучался или комментировался предвзято односторонне: негативно.

Актуальность данного исследования вытекает из требования времени, когда православное мировоззрение занимает все более прочное место в формировании нравственной позиции современного общества. Это благоприятная общественная тенденция имеет множество опасностей в отклонении от истинно нравственного (ортодоксального) христианского пути, тесно связанного только с Православием. В связи с этим как никогда уместно вспомнить, пересмотреть и по-новому проанализировать размышления Достоевского о связи христианской нравственности и политики, об опасности западнических влияний на формирование мировоззрения русского человека, об его отношении к католицизму, о взаимосвязях между Богом и человеком, о.

1 Дунаев М. М. Федор Михаилович Достоевский // Православие и русская литература. М., 2002. Ч 3. С. 404. стремлении человека ко Христу как высшему идеалу красоты и опасностях, подстерегающих человека на пути к этому идеалу.

На сегодняшний день творчество Ф. М. Достоевского в литературоведении исследовано довольно подробно. В художественном мире писателя выявлены и исследованы «диалогизм», «полифония», «идеологичность», «вопрошание», «внезапность», проблема пространства и времени. Немало работ посвящено и религиозным исканиям писателя.

Новизна данного исследования заключается в том, что в нем рассматривается мировоззрение писателя в стадии становления, в то время как большинство литературоведов считает период создания «Бесов» моментом поиска и заблуждений в духовно-нравственном становлении писателя. Да, произведение достаточно и всесторонне исследовано, но, анализируя критику XX века, данное исследование полемизирует с ней по некоторым устоявшимся воззрениям. Оно придерживается точки зрения, сходной с очень немногими исследователями: М. М. Дунаевым, Ю. И. Сохряковым, Б. Н. Тарасовым, Н.В. и В. Н. Касаткиными. Новизна данного исследования — в аспекте подхода к роману как к религиозно-философскому, а не как к политически-философскому произведению. Здесь также дается новая трактовка некоторых образов романа, присутствует отказ от ранее принятых в науке стереотипов.

Предметом исследования является не только христианская нравственность, христианский мотив как ведущий, но христианство, а именно Православие, рассматривается как одна из равноправных альтернатив нигилизму, который тоже имеет некоторые нравственный принципы (пусть уродливые, но имеющие место быть). Следует отметить, что писатель не трактует нигилизм однозначно негативно (достаточно вспомнить мятущийся и страдающий образ самого яркого нигилиста, созданного Достоевским, -Раскольникова). Достоевский как убежденный христианин сознает, что человек, созданный по образу и подобию Божьему, свободен, а, следовательно, сам выбирает направление своего нравственного и духовного развития. Своим горячим, ярким и до сих пор спорным романом «Бесы» писатель стремился показать, что человек, пришедший к вере, тотчас перестает быть нигилистом, а нигилист не может быть истинным христианином. Где грань между верой и безверием? Где та ступень, перешагнув которую, атеист становится на путь веры? Эти вопросы ставит перед читателем автор романа, эти же вопросы рассматриваются в данной работе. Предметом изучения является и поэтика романа «Бесы», связанная с композиционными приемами, трагедийностью произведения, сатирой и юмором писателя, философичностью диалогов и внутренних монологов, лиричностью отдельных характеров и зарисовок.

В соответствии с обозначенным предметом, целью исследования является выявление в контексте романа «Бесы» христианского мотива как основного, с опорой на подготовительные материалы к произведению, письма Достоевского данного периода, «Дневник писателя», где довольно ясно сформировано мировоззренческое кредо автора произведения. Цель этой работы — проанализировать различные критические точки зрения и аргументировано доказать, что христианская нравственность, христианский мотив человеколюбия и смирения (доминирующий в творчестве Достоевского вообще), в этом знаменитом произведении является не только ведущим, но альтернативным к нигилизму. Как было сказано выше, подход к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» как к творению писателя, в котором преобладают христианские, а не политические мотивы, не привлекал внимания исследователей. Такое положение можно объяснить тем, что в самом романе тема христианской нравственности — человеколюбия и всепрощения — не лежит на поверхности, а передается через образы, поступки, сцены и ситуации. Автор также не выражает прямо свою позицию, а передает ее опосредованно. Известно также, что религиозные, христианские, человеколюбивые мотивы яснее звучат в других произведениях этого великого мыслителя, исследователя человеческой души. Параллельно реализуется еще одна цель: в процессе анализа художественных образов и сюжетных линий освещается поэтика произведения Достоевского.

Эти цели определяют следующие задачи исследования:

1. Сделать краткий анализ уже проведенных в данном направлении исследований, выявить близкие, параллельные и далекие направления по отношению к задачам этой работы.

2. Проследить процесс создания данного романа с целью анализа формирования авторского мировоззрения под влиянием различных политических и жизненных реалий.

3. Осветить со своей точки зрения основную философскую проблему данного романа: Богочеловек или «человекобог».

4. Проанализировать спорный и трагический образ всего творчества Достоевского — Николая Ставрогина — с точки зрения стремления «великого грешника» к идеалу христову. Раскрыть опасность ложного пути в данном стремлении.

5. На примере сопоставления отца и сына Верховенских определить нигилизм как нравственную болезнь различных этапов развития общества, неизменно переходящую в бесовство в прямом смысле слова, а христианство как «лекарство» от этой «болезни».

6. Более подробно исследовать «светлые образы» романа и доказать, что они связаны так или иначе с жертвенной христианской любовью, православным смирением, со спорной идеей писателя о народе-богоносце.

7. В ходе решения выше названных задач рассматривается и поэтика романа «Бесы», чему в критике ранее почти совершенно не уделялось внимания. Многие исследователи отказывали автору в художественном мастерстве, считая, что оно не вполне выразилось в этом произведении.

В ходе решения этих задач решаются и другие. Например, корректировка и уточнение ранее выработанных в науке и уже ставших традиционными подходов к характеристикам героев (Шатов, Хромоножка, Верховенский-старший), сюжетам и концепциям.

Методологическими основаниями для данного исследования служат воззрения на христианские мотивы в творчестве Достоевского очень широкого спектра ученых: от времен первого выхода романа в свет до новейших публикаций. За основу взяты взгляды, изложенные в исследованиях Вяч. Иванова, К. С. Леонтьева, Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, И. Ф. Анненского и многих других. Используются как методологическая основа святоотеческие учения как прошлого века, так и современные. За основу взяты работы современных ученых: Дунаева, Сохрякова, Касаткиных, Тарасова.

В работе использован метод контекстуального анализа, связанный с исследованием переписки Достоевского, подготовительных материалов и «Дневников писателя».

В общую методологическую базу работы входят традиции культурно-философско-религиознозной школы современной науки с дополняющими поправками. Учитываются также рекомендации герменевтики, используются принципы текстуально-герменевтической аналитики. В методе исследования использован также онтологический подход как способ толкования автором основных законов бытия.

Наряду с общими методологическими направлениями для данного исследования имели значение и частные подходы и концепции специалистов прошлого века, современных и новейших разработок.

В работе использованы методы анализа и синтеза, контекстуального анализа, системности, сопоставление общего и частного. В работе применяется новая методология современного литературоведения: историографический подход, а также новая методология, рассматривающая отражение личностных и биографических фактов из жизни автора в данном произведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Христианство спасет мир, и одно только может спасти — это мы вывели и этому верим".

Ф. М. Достоевский. «Записные тетради»), Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» в настоящее время изучен довольно хорошо: его не обошла стороной критика, современная выходу этого романа в светв начале XX века он был поднят на щит проповедниками нового христианства и поэтами-символистамив советский период труду писателя тоже отдали должное (были расшифрованы все черновые записи и проанализированы подготовительные материалы к замыслу романа, снято тенденциозное восприятие его как романа-памфлета). Постановка драмы по роману «Бесы» была осуществлена на сцене- (в настоящее время в репертуар театра «Современник» входит драма «Бесы» в интерпретации А. Камю).

Произведение не оставлено вниманием зарубежных критиков и писателей.

Все периоды изучения романа интересны с точки зрения восприятия литературными критиками и историками литературы религиозной философии.

I •' писателя, на основании которых можно сделать вывод, что в романе «Бесы» автор хотел выразить свои воззрения на природу религии и что эти воззрения у него тесно связаны с православным христианством.

В процессе изучения подготовительных материалов, биографических событий из жизни Достоевского стало ясно, что мысли, владевшие писателем в те годы, не вполне выразились в этом произведении: мешали семейные, материальные проблемы, трудности медицинского характера и другие объективные и субъективные причины. Зачастую приходилось анализировать только наброски, тени идей, образов, проблем. В процессе работы вывелось такое заключение: во всех проблемах, поднятых в романе, Православие (по мнению Достоевского) как система воззрений является решением всех духовных, нравственных, психологических и социальных проблем.

В первой главе данного исследования отслежено направление и формирование мысли, наиболее занимавшей Достоевского в период работы над романом — это дилемма: социализм или христианство. В связи с этим очень важно было обозрение круга чтения и образа жизни писателя в избранном для работы контексте. Здесь проводится анализ предпосылок возникновения анализируемого романа, мировоззренческие основания его, а также реальная историческая основа произведения.

Во второй главе рассматривается отношение Достоевского к трагической проблеме своеволияв анализируемом произведении эта проблема выражена в образе Кириллова и его «муке о Боге», о доказательной вере. Поэтому в мировоззрении Достоевского свобода понимается как альтернатива своеволию.

Одной из религиозно-философских проблем творчества Достоевского является и нравственная дилемма: Богочеловек или «Человекобог» -размышление о пределах человеческого своеволия. Этой проблемы в своеобразном преломлении автор уже касался в «Идиоте»: исповедь и попытка самоубийства студента-нигилиста Терентьева. В данной работе эта проблема рассматривается одной из первых, так как она является первопричиной, толкающей разные слои общества и разных ее представителей к проявлению бесовского своеволия, различному проявлению своего «Я», значимым индивидуалистическим поступкам: Кириллова — к самоубийству, Ставрогинак содомской красоте и тоже к самоубийству, Степана Трофимовича — к уходу из Скворешников, Петра Верховенского — к убийству Шатова, Лизу — в руки к Ставрогину и так далее. Всякий из героев по-своему показывает «непокорность и новую страшную свободу свою». В итоговом творчестве эта проблема выльется в самое глобальное духовно-философское открытие писателя: «Если Бога нет, то все дозволено». Здесь же через образ Кириллова трактуется вопрос о разуме, вере и о «вере вопреки разуму». Вслед за Достоевским об этом будут говорить и Ницше, и Фейербах. Убийство себя для создания нового бога и самоубийство из-за потери бога противопоставляются в своевольных актах Кириллова и Матреши.

Основным документом, которым руководствовался Достоевский, создавая теорию своеволия Кириллова и других героев, был «Катехизис революционера» Бакунина — своеобразный документ своеволия. Историей и концом Кириллова Достоевский отрицает этот чудовищный документ, и. идеям бесовского своеволия, и атеизма и противопоставляет красоту Христову.

Третья глава исследования посвящается образу Николая Всеволодовича Ставрогинав ней прослежен путь формирования сюжетно-нравственной роли Ставрогина в творчестве Достоевскогоэтот образ рассмотрен как философско-¦этический центр романа-трагедии. На. примере анализа данного характера делается вывод о свободе нравственного выбора человека.

Образ Николая Ставрогина, злодейский и прекрасный, трактовался в разные периоды критики неодинаково. Случалось, что его трактовали как замечательный скрытый образ идеального революционера и как лицо особого эстетизма, 1 может даже достойного подражания (JI.П.Гроссман, Н.Н. Богданов). К созданию центрального образа романа Николая Ставрогина, анализу которого в данной работе тоже уделяется значительное место, Достоевский шел довольно сложным и мучительным творческим путем. В нем частично выразился замысел писателя — провести человека через самые страшные пороки и отрицания и привести ко Христу, а единственно верный путь, показанный автором — через Православие. Ведь Константин Леонтьев (чью религию, кстати, Н. С. Лесков называл так же и «религией страха») размышляя о вере Достоевского, говорил о ее особенностях. Он писал в 1891 году: «Его необузданное творческое воображение и пламенная сердечность его помешали ему скромно подчиняться стеснениям правильного богословия и разрывали в иных случаях его спасительные узы. Он переходил своевольно, положим, за черту общеустановленного и разрешенного, но за то он всему тому поклонялся и все то чтил и любил, что находится по ту сторону черты. Он только прибавлял нечто свое, излишнее и неправильноено он ничего правильного, ничего издавна иерархией освященного не только не отвергал, но и готов был всегда горой стоять за это правильное и освященное"1. Тем не менее, нельзя не признать, что любым политическим и богословским направлениям, всяким теориям «сверхчеловека», любому проявлению своеволия, атеизму и нигилизму писатель всегда противопоставлял как альтернативу Православие с его основной ипостасью^ - верой во Христа. Самая совершенная, правильная и чистая теория веры (например, теория своеволия Кириллова) превращается в ересь и бесовство, если отрицает бездоказательную веру в Воскресшего Христа. Образ Николая Ставрогина снижается до дикого злодейства, как только лишается религиозно-православной опоры, которую герой, собственно, сам и отвергает. Фигура Ставрогина. ярко характеризует степень внутреннего с разложения, морального распада, до которого могут дойти оторванные от народа и исконной почвы представители безнравственного и материально обеспеченного молодого поколения. Достоевскому не удалось привести своего «Великого грешника» ко Христу: как это часто бывает у великих писателей, на определенном этапе герой выходит из-под контроля автора и теряет способность к духовному возрождению, будучи полностью одержимым темными силами.

В сложном и трагическом образе Ставрогина есть кирилловская линия: это «сверхчеловек без Бога» и «чудовище бессмысленности», по определению И. А. Ильина. Можно сделать вывод, что только из-за присутствия в романе образа Ставрогина произведение не может являться всего лишь антиреволюционным памфлетом, а перерастает в роман-трагедию. Образом Ставрогина Достоевский показал, до каких пределов нравственной деградации может дойти богоотрицающая и всеотрицающая личность, не способная к покаянию. Как быстро захватывают бесы свое излюбленное жилище — человеческую душу — лишь только человек изгоняет из нее Христа.

В следующей главе рассматривается противостояние христианской истины и бесовства нигилизма в миропонимании Достоевского. Для этого.

1 Леонтьев К H Достоевский о русском дворянстве // Избранное. М, 1993 С. 304 анализируются «базаровщина» и «хлестаковщина» как бесовские черты характера Петра Верховенского, а в характере Степана Трофимовича Верховенского особого внимания для контекста данной работы заслуживает его первый шаг к «исцелению» от бесовской заразы нигилизма.

Петр Верховенский, прототипом которого был убийца Нечаев, первоначально был задуман как центр романа о нигилистах. Но фигура его вышла внутренне несложной и однозначной. Исходя из цели этой работы, внимание этому образу уделялось лишь постольку, поскольку он является страшным пророчеством о поколении грядущих преобразователей России. Возможно, Петр Верховенский не совсем похож на. русских «революционеров"-террористов 1860−70-х годов. Большинство из них искренне верило в свое дело. И среди них были не одни карьеристы и красные террористы, желающие отведать безнаказанной крови. В этой великолепно выписанной фигуре героя, фигуре политического проходимца нашли отражение (если оставить в стороне «бесовские черты» и некоторые карикатурные преувеличения) черты многих хорошо известных теперь политиков-карьеристов «высшего полета», которые хорошо «замаскировались» в советское время и разоблачаются только сейчас. Наряду с комплексом различных идей романа ведущей идеей является новая проблема — проблема преемственности поколений, проблема «отцов и детей», а так же проблема воспитания детей в «случайном семействе», которая разовьется в романе Достоевского — «Подросток».

В романе «Подросток» Достоевский показал, сколь характерна вся эта «бесовщина» именно для молодых людей высшего общества, особенно в критические, переломные моменты его развития. Сопоставление романа «Бесы» с романом «Подросток» особенно убеждает в том, что за всей мистификацией у Достоевского на деле всегда скрывается одна объективная социальная реальность: ужас перед морально разложившимся обществом, перед враждебной человеку нивелировкой личностей, вытекающей из власти денег и связей. Желая поразить сатирой тех, кого он считает политическими нигилистами, Достоевский на деле поражает моральных нигилистов, атеистов, равнодушных и безверных людей, которые и являются врагами духовно-нравственного христианства.

Причины нравственной и умственной незрелости современной ему молодежи Достоевский видит в неправильном воспитании в семье, где нередко встречаются «недовольство, нетерпение, грубость невежества (несмотря на интеллигентность классов)». «Настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса». «Материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей», «дети воспитываются без почвы, вне естественной Божьей правды, в неуважении или равнодушии к отечеству и в насмешливом презрении к народу». «Вот где начало зла, — заключает Достоевский: — в предании, в преемственности идей, в вековом национальном подавлении в себе всякой нравственной мысли, в понятии о сане европейца под непременным условием неуважения к самому себе и к русскому человеку,!"1.

Разрыв с народом, характерный, по мнению Достоевского, для современной ему молодежи, «преемствен и наследствен еще с отцов и дедов». Отцы «не лучше, не крепче и не здоровее убеждениями, чем их дети». С ранних лет дети встречали в своих семействах «один лишь цинизм, высокомерное равнодушное отрицание, презрение или равнодушие к отечеству"2. В этом смысле для данной работы интересна взаимосвязь образов Степана и Петра Верховенских.

Для контекста этого исследования интересен предвзято оцененный и считающийся в критике комедийным образ Степана Трофимовича Верховенского, кровного и политического отца «нечаевца», его сына Петра. В исследовании, посвященном христианству как альтернативе нигилизму, этот постаревший либерал рассматривается как человек, нашедший в себе силы совершить тот самый первый шаг от нигилизма к христианству, перейти на ту «последнюю ступень» безверия, о которой в романе говорится и в связи с.

1 «Письма». С. 138.

2 «Письма». С. 134- 135. теплохладностью Ставрогина, и в связи с миссионерской верой Шатова, и в связи с ответвлением в ересь «веры» Кириллова. В данном исследовании речь идет и о том, какие религиозные воззрения хотел вложить Достоевский в образ Верховенского-отца.

В заключительной части анализа романа «Бесы» особым пластом выделяются «светлые» образы романа «Бесы», чему ранее мало уделялось внимания в литературоведении. «Положительно прекрасный» Иван Шатов трактуется здесь как альтернатива прогрессирующей безнравственности. Анализируется незаконченный образ Святителя Тихона и роль исключенной главы в романе «Бесы». Отдельно рассматривается вопрос о художественной силе женских характеров в романе «Бесы».

Основная идея романа была «показать свет» в лице Христианства и те «светлые» образы, которые в романе едва ли не перевешивают «мрачные»: образы Ивана Шатова, святителя Тихона, Хромоножки, Лизы Тушиной и Даши Шатовой. О них говорится в конце исследования, как об итоговом выводе постулата, заявленного в теме работы. Безусловно, Иван Шатов — наиболее сокровенный образ в творчестве Достоевского вообще. Те идеи, которые выражал Достоевский в своем «христианском социализме» и в заявлених о «народе-богоносце» до сих пор вызывают споры в разных слоях развития современной художественно-философской мысли. Очевидно, что, по предвидению Хомякова, который писал, что «когда возводится клевета на целую страну, граждане этой страны имеют право за нее заступитьсяно столько же они имеют и права промолчать, предоставив времени оправдание их отечества"1, время давно работает на сокровенные идеи Достоевского. Нова в литературоведении и та мысль, что Иван Шатов — продолжение попытки (и весьма удачной!) создания положительно прекрасного лица в мировой литературе. Ясность образа несколько теряется за сложностью множественных.

1 Хомяков А. С. Сочинения: В 2 Т. Работы по богословию. M., 1994. Т. 2. С. 25. сюжетных линий. Но он заслуживает самого пристального внимания в анализе всех художественных образов, созданных Достоевским.

Образ Хромоножки современные исследователи характеризуют как спорныйв данной работе в этом образе выделяется замеченная еще в начале XX века духовная сущность, народность, глубина провидения.

В начале XXI века вновь стали актуальными педагогические труды Тихона Задонского, систематизированные и изученные педагогом-нравоучителем схиархимандритом Иоанном (Масловым) — уже несколько лет их применением, распространением и внедрением занимаю «Глинские чтения» (с 1992 года, по сей день). Достоевским же образ Тихона был задуман и частично отражен в романе как пример красоты духовной, нестяжания, смирения, проницательности и рассудительности.

Из проведенного исследования романа Ф. М. Достоевского «Бесы» возможно сделать следующие выводы:

1. Роман «Бесы» был написан в тот период творчества писателя, когда вполне сформировались его религиозные убеждения. Поэтому, несмотря на ярко выраженную политическую памфлетиость произведения, это роман все же о христианстве как основной духовной идее, способной обновить и спасти мир. Истинным же христианством является только Православие — утверждает Достоевский. Трудно согласиться с мнением К. Н. Леонтьева, который считал, что христианство у Достоевского не православное, а какое-то неопределенно религиозное.

2. Создавая свои произведения, Достоевский сам проходил некую «школу христианства» при помощи определенного круга чтения, поэтому именно православная религия и является в произведении альтернативой нигилизму.

3. Центральный и трагический образ романа, образ Ставрогина, — тип особого эстетизма. Достоевский доказывает, что и бесовство как высшая стадия нигилизма привлекательна и соблазнительна для молодых или некрепких в своих религиозных убеждениях умов. Но свобода человеческой личности и заключается в свободе личностного выбора: бесовство или Христианство.

Третьего пути, по которому автор первоначально планировал провести своего героя (уход в секту Ури) просто не существует.

4. В хаосе нигилизма, изображенного Достоевским, есть место прямым выражениям воззрений писателя через те положительные и духовно прекрасные лица, которые и являются образным воплощением христианства и представляют собой альтернативу нигилизма и бесовства. В связи с этим рассматривается поэтика произведения, которому критика зачастую несправедливо отказывала в художественности.

В доказательство можно привести высказывания писателя: «Христианство спасет мир и одно только может спасти — это мы вывели и этому верим. Раз. Далее: христианство только в России есть, в форме Православия. Два. Итак, Россия спасет и обновит мир Православием». И еще: «Схема веры: Православие заключает в себе образ Иисуса Христа. Христосначало всякого нравственного основания». Так писал Достоевский в подготовительных материалах к «Бесам"1. Достоевский — не теософ и не богослов: он не опирается на каноническое и догматическое Православие, а выполняет личную творческую задачу: «При полном реализме найти человека в человеке», а это возможно при условии, что человек найдет себя во Христе.

В сравнении с другими писателями-«антинигилистами» у Достоевского нет ни казенного наигранного оптимизма, ни превознесения дворянства, ни надежды на разумную интеллигенцию. Он уповает только на веру в Христа, Православие, моральную цельность русского народа и, в конечном счете, на Бога. У Клюшникова, Крестовского, Маркевича и иногда у Лескова повествование обычно завершается торжеством некого разумного правительства: благонамеренного, наделенного всеми моральными добродетелями, выступающего в роли отважных защитников «устоев» — над коварными происками крамольников-нигилистов. Не то изображено в.

1 Достоевский Ф. М. T П. С. С.: В 30 Т. Л.,. 11. С. 185. антинигилистическом произведении Достоевского. Автор романа «Бесы», безусловно, был убежденным монархистом, уверенным в иерархическом устройстве мира. Недаром он преподнес отдельное издание важного для него в творческом, философском и общественном плане птворения правящему тогда русскому императору: Александру II. Достоевский желал, чтобы его роман-предупреждение услышало и дворянское правление России, на разумность которого он надеялся, здравому смыслу которого он доверял. Но более всего автор трагического романа «Бесы» уповает на здравый нравственный православный смысл того народа, частью которого он сам являлся, который любил, патриотом которого он являлся. Несмотря на то, что в финале романа «Бесы» одни лишь смерти и никакого просвета в будущее, перед нами произведение, являющееся гимном Свободе Духовного Выбора, которая является альтернативой своеволию, так как это — Свобода быть со Христом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -Российское библейское общество. — М., 2000.
  2. Ф. М. Собр. соч.: в 10 Т. Под общей редакцией Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой, Б. С. Рюрикова. Подготовка текста и примечания Ф. И. Евнина. — М., 1957. — Т. 7.
  3. Ф. М. Полное собр.соч.: в 30 Т. — Подготовка текстов и примечаний: А. В. Архиповой, И. А. Битюговой, Г. Я. Галаган, Е. И. Кийко, Г. М. Фридлендера, И. Д. Якубович. Л., 1972−1990. -Т. 10−17, 25, 28, кн. 1.
  4. Ф. М. Собр. соч.: в 15 Т. -Л. 1988−1995. Т. 7−9.
  5. Ф. М. Одна из современных фальшей. // «Гражданин». — 1873.-№ 50.
  6. . Ф. М. Статьи и материалы// Под редакцией А. С. Долинина. -М.-Л., 1924-T.II.
  7. Ф. М. Письма. В 2-х томах под редакцией Долинина А. С. М. 1930.
  8. Ю.Достоевский Ф. М. Дневники. Статьи. Записные книжки: в 3 Т. М., 2005.
  9. П.Иванов. Вяч. И. Собр. соч.: В 4 Т. Брюссель. 1987. — Т.4.
  10. Псалтирь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.1. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.
  11. И.Ф. Избранное. М., 1987.
  12. Антоний (Храповицкий) Митрополит. Не должно отчаиваться. // «Вера и народность». М. 1991. — № 11.
  13. В. Г. Общественная психология в романе // Русский вестник. № 8- 1873.
  14. Ю. А. Матрешкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души. — М.: Поморье, 1922.
  15. С. А. Прыжов и Достоевский // Каторга и ссылка. — 1925 — №№ 81, 82.
  16. С. И. Религиозно-этическое значение Достоевского (I) // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы // Под ред. А. С. Долинина. -М. Л., 1922.
  17. М. М. Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1972.
  18. М. М. План доработки книги «Проблемы поэтики Достоевского» М., 1976.
  19. Ю.Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (1929). — Киев, 1994.
  20. А. А. Читая Достоевского и Чехова. М. 1973.
  21. Беловолов (Украинский) Г. В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов//Достоевский. Материалы и исследования Л., 1991 -Вып. 9.
  22. В. Н. Достоевский и философская мысль его времени. -Ростов-на-Дону, 1987.
  23. Н.Ф. Достоевский в процессе Петрашевцев. М., 1971.
  24. Бем А. Л. Эволюция образа Ставрогина. // Труды 1-го съезда Русских академических организаций за границей. София, 1931.
  25. Н. А. Духи русской революции. Из глубины // Сборник статей о русской революции // Русская мысль. М.- Пг., 1918.
  26. Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923.
  27. Н. А. О русской философии. Свердловск, 1991.
  28. Н. А. Ставрогин // Русская мысль. 1914. — № 5.
  29. Н. А. Философия творчества, культуры и искусства // Духи русской революции. -М., 1994.-Т. 1.
  30. С. П. «Я, Николай Ставрогин.» // Красная новь. 1922. — № 2 (6) Март-апрель.
  31. Н. Н. Читая Достоевского. Загадка Ставрогина. М., 2006.
  32. С. А. Щедрин и Достоевский. М., 1956.
  33. И. А. Комментарии к наброскам и планам 1870−1872 гг. (Повесть «Картузов»). — Л., 1975.
  34. Н. Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. Л., 1987.
  35. Н. Ф. Комментарии к «Бесам». Л., 1975.
  36. С.Н. Русская трагедия //Русская мысль. — 1914.-№ 4.
  37. А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Саратов, 1992.
  38. Ю. В. Библейские и святоотеческие основания творчества Ф. М. Достоевского как историко-культурный феномен. — Саранск, 2004.
  39. .И. Личность Достоевского. Л., 1974.
  40. В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М. Достоевский. СПб., 1994.
  41. В. Е. Об одном из источников «Братьев Карамазовых». // Известия АН СССР. Серия «Филологические науки. М. 1981. — Т. 40.
  42. В. В. Последний день приговоренного к смерти. (Конец Кириллова) // Достоевский. — СПб., 1921.
  43. .П. Русская стихия у Достоевского. Берлин. 1924.
  44. С. И. Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина). // Путь. Париж, 1932. — № 36.
  45. Л. П. Изучение в школе романа Ф. М. Достоевского „Бесы“ // „Вместе возрождаем Россию“: материалы Рождественских чтений. — М., 2005. Часть 1.
  46. Л. П. Рождение души // Школьная библиотека. 2006. — № 1.
  47. Л. П. Творческое наследие Достоевского и ХХЗ век // Сборник научных трудов под ред. Проф. В. П. Симонова. М., 2006. — Вып. 3.
  48. Л. П. „Богочеловек“ или „человекобог“ // Вестник МГОУ. Серия „Русская филология“. -М., 2006. С. 94 98. № 3.
  49. К. Е. Истинное благо. // Русский вестник. — 1868. — № 7
  50. Григорьев Аполлон. Эстетика и критика // Письмо к М. П. Погодину от 26 августа 7 октября 1859 г. — М., 1980.
  51. Jl. П. Семинарий по Достоевскому. -М., 1922
  52. Л.П. Путь Достоевского. — Л., 1924.
  53. Л. П. Стилистика Ставрогина. К изучению новой главы „Бесов“ // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы под редакцией А. С. Долинина. М., 1924.
  54. Л. П. Спешнев и Ставрогин. // Каторга и ссылка. — 1924. № 4
  55. Л. П. Поэтика Достоевского. — М., 1925.
  56. Л.П. Достоевский. М., 1965.
  57. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.
  58. А. С. Ф. М. Достоевский в русской критике. (1846−1881). -Варшава, 1924.-4.1
  59. А. С. Тургенев в „Бесах“ // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Л.-М., 1924. — Сб. 2.
  60. А. Г. Воспоминания. — М. Л. 1925.
  61. Достоевский и русские писатели. Традиции, новаторство, мастерство: // Сб. Статей. Составитель Кирпотин В. Я. — М., 1971.
  62. В.В. Достоевский и Ницше. (К постановке вопроса). //Сборник научных трудов „Новые аспекты в изучении Достоевского“. -Петрозаводск, 1994.
  63. Ф. И. Достоевский // (Статья к Собр. соч. в 10 Т.) М., 1957.
  64. Ф. И. Реализм Достоевского// Проблемы типологии русского реализма. — М. 1969.
  65. Жид А. Собр. соч.: в 2 Т. Дневники и комментарии // Перевод по первоисточнику: A. Gide. Dostoevsky (Articles et causerie). Paris. 1923.
  66. Записные тетради Ф. М. Достоевского, публикуемые центральным архивным управление СССР (тетради №№ 2 и 3) // Подготовка к печати и комментарии Е. Н. Коншиной и Н. И. Игнатовой. M.-JL, ACADEMIA. 1935.
  67. В. Н. Запретная глава. Достоевский Ф. М. Бесы // Петрозаводск: Карелия,.1990.
  68. В. Н. О христианском значении основной идеи Достоевского // Альманах № 2: Ф. М. Достоевский и мировая культура. — СПб., 1993.
  69. В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского. Петрозаводск, 1994.
  70. Зандер JT. JL Монашество в творениях Достоевского. Идеал и действительность. // Вестник РСХД. М., 1963.
  71. В. В. История русской философии. — Л., 1991. — Т. 1, ч. 2.
  72. В. В. Об образе Божием в человеке. // Вопросы философии. 2003 — № 6.
  73. И. С. История одной вражды. — Л., 1928.
  74. В. В. Христианские традиции в творчестве Ф. М. Достоевского. Петрозаводск, 2004.
  75. В. В. Традиция духовного наставничества. Петрозаводск, 2002.
  76. В. В. Христианские традиции в творчестве Ф. М. Достоевского. Петрозаводск. 2004.
  77. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе „Бесы“ // Русская мысль. -1914. -№ 4.
  78. Иванов Вяч. Борозды и межи. Достоевский и роман-трагедия. — М.: „Мусагет“, 1916.
  79. Ю. П. Упоение Достоевским. // Новый журнал. Нью-Йорк. 1972. — № 107.
  80. И.А. Николай Ставрогин. Достоевский. „Бесы“» (1944) // Собр. соч: в ЮТ.-М., 1999.-Т 6, кн. 3.
  81. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям Тихона Задонского. -М., 2001.
  82. К. Н. Читатель и автор в текстах Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2001. — Т. XVI. .
  83. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянофильстве. М. 1931.
  84. Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. — М., 1989.
  85. Н. В., Касаткина В. Н. Тайна человека. Своеобразие реализма Ф. М. Достоевского. М., 1994.
  86. М. Н. О нигилизме. //Московские ведомости. 24 мая 1869. -№ 112.
  87. В. И. Об исполнении роли Хромоножки Марией Петровной Лилиной // Ежегодник Московского Художественного театра. М.: Музей МХАТА, 1945.
  88. Н. В. Эстетика Достоевского. -М., 1989.
  89. В. Я. Достоевский-художник. — М., 1972.
  90. Комарович В. J1. Неизданная глава романа «Бесы» («Исповедь Ставрогина). // Былое. 1922. — № 18.
  91. Ю. Г. Бунт или религия (О мировоззрении Ф. М. Достоевского). М., 1969.
  92. М. М. Черный человек сочинителя Достоевского.» (Загадки и толкования). Новокузнецк, 1992.
  93. К. Н. Достоевский о русском дворянстве (Статья). //Гражданин. 1891. — № 10.
  94. К. Н. Избранное. М., 1993.
  95. К. Н. О всемирной любви. Властитель дум. // Ф. М. Достоевский в русской критике XIX века. — СПб., 1998.
  96. Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. — Нью-Йорк, 1953.
  97. Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
  98. Д. С. Пророк русской революции. (К юбилею Достоевского) // Весы. 1906. — № 2.
  99. Д.С. Толстой и Достоевский. — Спб., 1901 -1902.
  100. О.Ф. Материалы для жизнеописания Ф.М.Достоевского. Биография.-М., 1885.
  101. М. М. Риск внезапного падения власти.// Русский журнал. 2007. — № 1.
  102. К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж., 1938.
  103. К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика. 1995.
  104. О. Н. Православие и свобода. М., 2002.
  105. И.А. Нигилизм в оценке Достоевского. //Русский журнал (Круг чтения). 2001. — № 2.
  106. О. Сергий (Весин). Письма Святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской. -М., 1895. (Репринт: М., 1993).
  107. Н. А. Экзистенциальные «уроки» Ф. М. Достоевского в творчестве Л. Андреева. // Сайт в сети Интернет: http://www. Geoeities. -Com 2002.
  108. Первое послание к Коринфянам. 15, 14.
  109. В. Р. Гоголь. Достоевский // Исследования. М., 1982.
  110. Писку нова С. И. Донкихотская ситуация в прозе Достоевского. // «Вестник» МГУ. М., 2006. — № 1.
  111. А. М. Русские писатели // Серия «Великие русские». М., 2003.
  112. Письма русских писателей под редакцией// Под редакцией Н. К. Пиксанова. -М.-П., 1923.
  113. Полонский Вяч. П. Николай Ставрогин и роман «Бесы».// Печать и революция. М. 1925.
  114. Г. Н. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990.
  115. Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М., 2001.
  116. Р.- М. Письмо к А. Н. Бенуа. Вестерведе — Бремен, 1901.
  117. В. В. О размолвке между Соловьевым и Достоевским.// Наше наследие. М., 1991. — № 6.
  118. М. М. Т. Н. Грановский // Творческие дневники Достоевского. М., 1981.
  119. Ромен Роллан. Воспоминания // Собр.соч.: в 2 Т. — М., 1957. Т. 1.
  120. Русские писатели // Биобиблиографический словарь. М., 1990.
  121. Русские писатели XIX века о своих произведениях. // Хрестоматия.- Под редакцией Каплан И. Е. М., 1995.
  122. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
  123. Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность. Шаг за шагом. Роман в трех частях Омулевского. — СПб., 1871. // Ф. М. Достоевский в русской критике. М-. 1956.
  124. Л. И. Право на власть. // Октябрь. 1989. — № 7.
  125. Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М. 1990.
  126. Л. И. «Бесы», или русская трагедия. М. 1996.
  127. Т. А. Художественно-философская концепция детства в творчестве Достоевского.-М., 1989.
  128. Ф. А. «Бесы» и большевистская революция. // Встречи. Достоевский Л. Толстой — Бунин — Зайцев — В. Иванов — Белый -Леонов. — Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1962.
  129. . JI. Великий русский писатель. Достоевский — художник и мыслитель. М. 1976
  130. Славянофильство и современность.//Сб. статей. — Отв. ред. Егоров Б. Ф., Котельников В. А., Стенник Ю. В. СПб., 1994.
  131. Соловьев Влад.С. Три речи в память Достоевского. Речь первая. Речь третья // Собр. соч.: в 10 т. под ред. С. М. Соловьева. Спб., 19 111 914.
  132. Соловьев Влад. С. Три речи в память Достоевского. Речь вторая. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. -М., 1991.
  133. . П. Палачи сталинской эпохи // Московский комсомолец. -2006. 24 июля.
  134. Ю. И. Традиции Достоевского в восприятии Т. Вульфа, У. Фолкнера и Д. Стейнбека // Достоевский. Материалы и исследования. -Л., 1980.
  135. Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. — М., 2000.
  136. Ю. И. Творчество Ф. М. Достоевского и русская проза XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002.
  137. Т. А. Художественно-философская концепция детства в творчестве Ф. М. Достоевского. -М., 1989.
  138. .Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М., 1999.
  139. .Н. Паскаль и Достоевский как стратегические мыслители. М., 2006.
  140. .Н. «Роковой вопрос» и современный мир// Православный обозревательный портал «Слово». М., 2006.
  141. . Н. Тайна пшеничного зерна. — М., 2006.
  142. В.А. Достоевский в общественной жизни России. -М., 1990.
  143. . Н. О «христологии» Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. — Л., 1989. — Вып. 11.
  144. П.Н. Люди будущего и герои мещанства. //Дело. 1867. -№№ 4−5.
  145. Ю.В. Нечаев, Верховенский и другие // Собр.соч.: В 4 Т. -М., 1986.-Т. 4.
  146. Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Сборникнаучных трудов. Петрозаводск, 1994.
  147. Феофан Затворник (Святитель). Область, исключающая прогресс. // Созерцание и размышление. -М., 1998.
  148. Феофан Затворник (Святитель). Коренные стихии жизни русской //Домашняя беседа. — 1872. — № 29.
  149. С. Л. Духовный мир человека. Соч.: В 4 Т. М., 1990. — Т. 4.
  150. Федор Михайлович Достоевский в русской критике. М., 1956.
  151. П.А. Иконостас. М., 1990.
  152. Г. В. Восточные отцы IV—VIII вв.. Париж, 1933.
  153. Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. (I, II): Под редакцией А. С. Долинина. М. — Л., 1922 -1924.
  154. Г. М. Реализм Достоевского. М — Л., 1964.
  155. А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях// Соч.: В 2 Т.: Составитель В. А. Кошелева. М. 1994. — Работы по богословию. — Т. 2
  156. Цвейг Стефан. Ф. М. Достоевский. «Подросток».)-- М.: Эксмо-Пресс, 1990.
  157. Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. М. — Л., 1948.
  158. Л. Достоевский и Ницше. Спб., 1903. Репринт: Шестов Л. Соч.: В 2 Т.-Томск, 1996.-Т. 1.
  159. Л. Пророческий дар. (К 25-летию со дня смерти Достоевского). СПб. 1904 г.
  160. Шестун Евгений (протоиерей). «Не всякому духу верьте.» // Православная педагогика. М., 2001.
  161. В. Б. За и против. О Достоевском // Первый съезд Союза писателей: Стенографический отчет. — М., 1934.
  162. И. С. О Достоевском. К роману «Идиот» //Русская газета. — 1924.-Март
  163. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. // Русский журнал. -2007. -№ 1.
  164. . Т. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. М.-Л., 1924.
  165. Н. И. Тропа к Достоевскому. Рязань, 2005.
  166. Anna Seghers. Woher sie kommen, wohin sie gehen. // Uber Tolstoi, iiber Dostojewskij. -Fiir jorge und celia, 1954.
  167. Bachelin H. Charles-Louis Philipp. Sa vie. Son oeuvre. Paris, 1929.
  168. Guarnieri-Ortolani A. M. V. Saggi sula fortuna di Dostoevski in Italia. — Padova, 1967.
  169. Camus A. Teatre, recits, nouvelies. Paris, 1962.
  170. Mann T. Briefe. 1937−1947. Berlin und Weimar, 1965.
  171. Meyendorff J. A. Study of Gregory Palamas. London, 1974.
  172. Ulrike ElsaBer-Feist. Fjodor M. Dostojewski. Im Schmelyofen der Katorga (1850−1854).- Brogaus, 1898.
  173. The journals of Andre Gide. Translaited from French and annotated bu G. O' Brien. New York, 1948. — Voi. 1.
  174. Hemmings F. W. The Russian novel in France. 1884−1914. Oxford University Press, 1950.
Заполнить форму текущей работой