Методика формирования исследовательских умений у учащихся 7-9 классов на основе применения приемов ограничения и обобщения: В процессе обучения математике
Диссертация
Однако, только традиционными средствами, к которым многие школы адаптировались, достижение цели математического развития учащихся в той мере, в какой требуется в современных условиях реорганизации среднего математического образования, не может быть обеспечено. Поэтому для повышения результативности обучения учащихся следует не только пересмотреть и модернизировать традиционные методические… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Применение частно-дидактических принципов в учебно-исследовательском процессе как проблема школьного математического образования
- 1. 1. Проблема отбора системы частно-дидактических средств в учебно-исследовательском процессе
- 1. 2. Взаимосвязь и место приемов ограничения и обобщения в системе принципов развивающего обучения
- 1. 3. Организация учителем условий применения приемов ограничения и обобщения в формировании исследовательского мышления учащихся 7−9 классов
- ГЛАВА II. Методика формирования исследовательских умений у учащихся 7−9 классов на основе применения приемов ограничения и обобщения при обучении математике
- §-2.1.Проблемы творчества и организация творческой деятельности учащихся
- 2. 2. Математическое содержание как средство формирования у учащихся исследовательских навыков при применении приемов ограничения и обобщения
- 2. 3. Педагогические технологии учебного процесса по формированию исследовательских умений у учащихся
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Список литературы
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с франц. М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
- Алгебра: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 239 с.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 272 с.
- Александров А. Д. Диалектика геометрии // Математика в школе. 1981. № 1.-С. 12−19.
- Алексеев Н. П. Проблемы научного и технического творчества. (Отчет о симпозиуме. Москва, 1967 г.) // Вопросы философии. 1968. № 3. С.
- Андреев В. И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1972.-24 с.
- Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. -М.: Мысль, 1965.
- Аут К. -X., Виленкин Н. Я. О роли основных принципов дидактики в преподавании школьного курса математики // Математика в школе. 1987. № 1,-С. 41−44.
- Балк М. Д., Балк Г. Д. О привитии школьникам навыков эвристического мышления // Математика в школе. 1985. № 2.
- Барацалкина В. В. Формирование познавательной направленности. Автореф. дис. канд психол. Наук. М., 1977. — 22 с.
- Беляцкина Д. Д. Воспитание творческой активности учащихся в области математики // Из опыта работы учителей математики. Алма-Ата, 1955.
- Бевз Г. П., Бевз В. Г., Владимирова Н. Г. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 351 с.
- Бескин Н. М. Методика геометрии. Учебник для пед. ин-тов. -М. -JL: Учпедгиз, 1947.
- Билалов М. И. Истина. Знание. Убеждение. Ростов-на/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1990. — 176 с.
- Болтянский В. Г. Анализ-поиск решения задачи // Математика в школе. 1974. № 1.
- Болтянский В.Г., Груденов Я. И. Как учить поиску решения задач // Математика в школе. 1988. № 1. -С.8−10.
- Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 1. М.- Наука, 1970.
- Бройль Луи де. По тропам науки // Иностранная наука. 1962.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Брызгалова С. И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
- Веденяпина В. А. Подготовка учащихся старших классов к овладению методами науки (на материале предметов гуманитарного цикла). Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1971. 22 с.
- Вейль Г. О философии математики. М. — Л., 1934.
- Векслер С. И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1974. -20с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
- Викол Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности учащихся при углубленном изучении математики. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. 23 с.
- Виленкин Н.Я., Сатволдиев А. Метод сквозных задач в школьном курсе математики // Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989.-С. 101−112.
- Волович М. Б. О закономерностях усвоения // Математика в школе. 1974. № 2. С. 44−49.
- Геометрия в 7−9 классах: (Метод, рекомендации к преподаванию курса геометрии по учеб. пособию А. В. Погорелова): Пособие для учителя / Л. Ю. Березина, Н. Б. Мельникова, Т. М. Мищенко и др. М.: Просвещение, 1990. — 336 с.
- Геометрия: теория и ее использование для решения задач (учебное пособие) / Под ред. Г. Н. Яковлева. Мн.: Альфа, 1995. — 336с.
- Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 1991. — 335 с.
- Глушков В. М. Начало оптимизма // Смена. 1969. № 21.
- Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире. -М.: Просвещение, 1985. 182 с.
- Готман Э. Г. Дополнительные треугольники и применение их свойств к решению задач // Математика в школе. 1963. № 3.
- Готман Э. Г., Скопец 3. А. Решение геометрических задач аналитическим методом. Пособие для учащихся 9 и 10 кл. М.: Просвещение, 1979.
- Градштейн И. О. Прямая и обратная теоремы. Элементы алгебры логики. М.: Наука, 1973.
- Груденов Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
- Груденов Я. И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
- Губа С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе. 1972. № 3.
- Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? 4.1. -М.: изд.-во ВМФ «Авангард», 1994. -168с.
- Гурова JI. JI. О соотношении формальных и эвристических компонентов в решении задач // Вопросы психологии. 1968. № 2. 21с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480с.
- Данилова Е. Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. М.: Учпедгиз, 1958.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для студентов пед. инст. / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Добровольская Н. А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач. Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1979.-21 с.
- Дорофеев Г. В. О составлении цикла взаимосвязанных задач // Математика в школе. 1983. № 6.
- Дубнов Я. С. Ошибки в геометрических доказательствах. М.: ГИТЛ, 1955.
- Дубинчук Е. С. Слепкань 3. И. Обучение геометрии в профтехучилищах. Вопросы методики. Метод, пособие для преподавателей ПТУ. -М.: Высш. шк., 1989. 128 с.
- Дударова М. В. Исследовательский метод в учебной, во вне-учебной работе учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. 23 с.
- Дузь Б. Г. Формирование познавательных интересов к математике у учащихся младшего школьного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1971. 22 с.
- Елизарова Л. П. Воспитание самокритичности у старших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 1979. 21 с.
- Енякаева Т. М. Исследование эффективности методов проблемного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. 24 с.
- Есипов Б. М. Активизация мышления учащихся в процессе обучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 20. М., 1949.
- Ефимов Е. И. Решатели интеллектуальных задач. (Серия: «Проблемы искусственного интеллекта»). М.: Наука, 1982.
- Загоруйко Н. Г. Методы распознавания и их применение. М., 1972.
- Заключение и рекомендации Международного симпозиума по вопросам преподавания математики // Математика в школе, 1963, № 3.
- Занков Л. В. О предмете и методиках дидактических исследований. -М.: Просвещение, 1962.
- Загиров Н. Ш., Мирзаев С. М. Эфендиев Э.И. Задачи с параметрами как средство привлечения учащихся к исследовательской работе // Тезисы научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2002. -С.51−53.
- Загиров Н. Ш., Мирзаев С. М., Челябов И. М., Эфендиев Э. И. Средства обучения в началах анализа. -Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2002. -143 с.
- Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих. -М.: Наука, 1968.
- Игошин В. И. Логика и интуиция в математическом образовании // Педагогика. 2002. -С.40−47.
- Изаак Д. Ф. Обобщение задач по геометрии. Математика в школе, 1983, № 2.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности. М.: Просвещение, 1969.
- Каджоян Т.А., Погосян А. Ч. Воспитание дедуктивного мышления на уроках алгебры в восьмилетней школе // Активизация обучения математике в сельской школе. Сб. статей/Сост. Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1975.-С. 41−46.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучение. М.: Знание, 1979.
- Кедров Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Политиздат, 1963.
- Кикоин И. Наука дело молодых. — Квант, 1980, № 6.
- Климеченко Д.В. Воспитывать исследовательские навыки. -Математика в школе, 1992, № 3.
- Коваль С. От развлечения к занятиям: Математическая смесь / Пер. с польск. Варшава: Наука и техника, 1972. — 490 с.
- Коксетер Г. С., Грейтцер С. Л. Новые встречи с геометрией / Пер. с англ. М.: Наука, 1978.
- Колмогоров А.Н. О профессии математика. М.: Советская наука, 1954.
- Колягин Ю М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. М.: Просвещение, 1977.
- Колягин Ю.М. Математика и развитие логического мышления// Активизация обучения математике в сельской школе. Сб. статей/Сост. Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1975. — С. 24−28.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Крелыптейн Б.И. Необходимые и достаточные условия в математике. М.: Учпедгиз, 1961.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431с.
- Крыговская А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии. Математика в школе, 1966, № 6.
- Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (4−5 кл.) М.: Просвещение, 1979.
- Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М.: Наука, 1977.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Просвещение, 1970.
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? Элементарный очерк идей и методов/Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1967.
- Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание. 1980.
- Линкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968.
- Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие для физ. -мат. спец. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1991. 352с.
- Луканкин Г. Л. Научно-методические основы профессиональнойподготовки учителя математики в педагогическом институте. Докторская диссертация. -JI. 1989.
- Магомедбеков П.К. Геометрия в школе. 4.1. -Махачкала: Да-гучпедгиз, 1960. -240 с.
- Магомедбеков П.К., Магомедханов Б. М., Челябов И. М. Математические задачи для школьных олимпиад. Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.
- Магомедбеков П. К., Мирзаев С. М., Челябов И. М. Принципы и средства развития творчества учащихся по математике. Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2001. — 66 с.
- Магомедбеков П.К., Челябов И. М. Решение задач с помощью принципа Дирихле // Математика в школе. 1977. № 3.
- Макаренко А.С. Соч., т. 3. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Максимова В.Н. Влияние проблемного обучения на формирование познавательных интересов старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970.
- Маркс К. и Энгельс Ф.. Сочинения. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1956.
- Матюшкин А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /А.Я. Блох, Е. С. Канин и др./-М.: Просвещение, 1985. -336с.
- Мирзаев С.М., Загиров Н. Ш., Эфендиев Э. И. Обратные тригонометрические функции.-Махачкала: ДИПКПК, 2001. -25 с.
- Мирзаев С. М., Загиров Н.Ш., Эфендиев Э. И. Основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств. -Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2001.-34 с.
- Мирзаев С. М. Положительный опыт подготовки коллективов по разработке новых и исследованию традиционных эффективных технологий и систем образования по математике // Тезисы научно-методической сессии. Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2000. -С.115−116.
- Мирзаев С.М. Обобщающий урок по теме «Обратные фукции» при дифференцированном обучении в инновационных учреждениях. /Тезисы научно-практической конференции.-Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2002. С. 53−55.
- Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979.
- Монахов В.М. Совершенствование преподавания математики в свете требований реформы школы // Математика в школе. 1984. № 6.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.
- Муравин К.С., Муравин Г. К. Алгебра: Проб. Учебник для 7−9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1994. -512 с.
- Никольская И.Д., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6−10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
- Ольбинский И.Б. Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математических задач. Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: МПУ, 2002. 21с.
- Орлов В.И. Методические основы обучения. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2000. — 72 с.
- Педагогический словарь. Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 766с.
- Петров К. Активизация работы ученика // Математика в школе. 1980. № 2
- Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Пер. с англ. М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Пойа Д. Как решать задачу / Пер. с англ. Львов: Журнал «Квантор», 1991. -216 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. М.: Наука, 1975.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 384 с.
- Пономарев Я.А. Проблемы психологии творчества. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. 23 с.
- Пуанкаре А. Математические открытия. М.: Знание, 1967.8.
- Пышкало A.M., Семушкин А. Д., Тереньтьев А. Д. Изучать познавательные возможности у учащихся в восьмилетней школе // Математика в школе. 1965. № 2.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.
- Райханов Ш. Р. О преемственности в формировании творческой активности учащихся // Активизация обучения математике в сельской школе. Сб. статей /Сост. Ю. М. Колягин. -М.: Просвещение, 1975. С. 47−53.
- Реньи А. Трилогия о математике / Пер. с венгер. М.: Мир,
- Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников. Минск: Народа асвета, 1970.
- Розет И.М. Что такое эвристика? Минск: Народа асвета, 1969.
- Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся 7−8 кл. по предметам физико-математического цикла. Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1970. — 21с.
- Семушин А.Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучение математики. Обучение обобщению и конкретизации. М.: Просвещение, 1978.
- Средства обучения математике. Сб. статей /Сост. А. М. Пышка-ло. М.: Просвещение, 1980.
- Степаненко В. И. Формирование у учащихся приемов поисковой деятельности (на материале физики). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.-20с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 3−16.
- Токмазов Г. В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе решения задач по алгебре в старших классах средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -21с.
- Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7−9 кл. сред. шк. / Сост. И. Л. Никольская. М.: Просвещение, 1991. — 383 с.
- Фетисов А.И. Геометрия в задачах. М.: Просвещение, 1977.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Фирсов В.В. Пути повышения эффективности преподавания математики в современных условиях // Математика в школе. 1982. № 5.
- Фокина С.Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. 20с.
- Формальная логика. Учебник для филос. факультетов университетов /Под ред. И. Я. Чупахина и И. Н. Бродского. JL: Изд-во ЛГУ, 1977.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. М.: Просвещение, 1983.-160 с.
- Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
- Фридман Л.М., Турецкий К. Н. Как научиться решать задачи. -М.: Просвещение, 1989.
- Хинчин А .Я. Педагогические статьи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Челябов И.М. Методика привития студентам навыков исследовательской работы // «Активизация познавательной деятельности в процессе воспитания и обучения». (Тезисы докладов научно-теоретической конференции Даггосуниверситета). Махачкала, 1988.
- Челябов И.М. Разработки системы организации исследовательской работы учащихся в процессе изучения факультатива по математике в 7−11 кл. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1999. -20 с.
- Челябов И.М., Магомедханов Б. М. Взаимосвязь обобщений и ограничений в процессе преподавания математики в школе // «Молодежь и общественный прогресс». (Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых Дагестана). Махачкала, 1977.
- Челябов И.М., Мирзаев С. М. Подготовка учащихся- исследователей как фактор усиления регионального компонента // Проблемы регионального компонента в образовании: поиск и решение. Тезисы докладов. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. С. 138−139.
- Челябов И.М., Мирзаев С. М. Роль принципов ограничения иобобщения в деле повышения творческой активности учащихся при обучении математике в образовательном учреждении. Тезисы научно-методической сессии. Махачкала: Изд-во ДИПКПК, 2002. — С.107−110.
- Шабаев И.Г. Сочетание алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 20с
- Шеварев П.А. О роли ассоциации в процессе мышления // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 389−436.
- Шихалиев Х.Ш. Каким должен быть школьный курс математики // Математика в школе 2003, № 6. С. 50.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1969.
- Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике. М.: Учпедгиз, 1960.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. -216с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
- Ярошевский М.Г., Зорина Л. Я. История науки и школьное обучение. //Серия «Педагогика и психология, № 7». М.: Знание, 1978. — 48 с.