Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитательно-образовательная работа в системе природоохранной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие… Читать ещё >

Воспитательно-образовательная работа в системе природоохранной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель программы: Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля — наш общий дом, а человекчасть природы.

Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Мостовского района, как частицей природных богатств Кубани.

Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т. д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.

Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников. Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка — одно из ведущих направлений программы «Берёзка» .

Отличительные особенности данной программы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников: «Юный эколог» С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5−6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

Программа «Берёзка» ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Программа экологического воспитания и образования «Берёзка» рассчитана на детей подготовительного к школевозраста- 6−7лет.

Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

Формы и режим занятий.

Занятия по программе «Берёзка» начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября — адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.

Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия — 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:

Игра Беседа Экскурсия Конкурс Наблюдение Экспериментальная деятельность Акция Выставка Защита проектов Викторина Лабораторное занятие Открытое занятие Практическое занятие Презентация Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Каждый такой цикл включает 2−3 «рабочих» занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).

Сезонный блок (а их 4: осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К семи годам ребёнок:

знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны;

проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно — следственные связи;

привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;

знает природоохранные объекты в районе; «.

знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «Шумят тополя», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды» .

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т. д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты.

Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний — соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.

Осознанностьстепень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.

Доказательностьумение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.

Глубинаумение устанавливать связи и зависимости.

Оценка отношения к окружающему миру.

Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.

Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.

Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В ходе реализации программы «Берёзка» используются следующие формы подведения итогов:

Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я-исследователь» (2010 г) проект «Редкий гость лагенария» занял 1 место. В 2011 году проекты «Секреты прививки», «Известная незнакомка соль» и «Наша Красная книга» заняли 2место на региональном этапе Всероссийского конкурса «Я — исследователь» .

Экологические акции: «Мои добрые дела — для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.

Экологические спектакли в постановке театра «МЭТР» — «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленные друзья» .

Выпуск экологической газеты ДОУ «Берёзовые вести» .

Рисование на экологическую тематику.

Досуги, экологические, народные праздники и т. п.

Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии Содержание программы.

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

Блок «Жемчужина Предгорья — поселок Мостовской!» .

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

Диагностика знаний детей о родном поселке.

Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье Экскурсия в парк.

Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» (в постановке взрослых).

Выставка детских рисунков «Я люблю свой поселок!» .

Тематическое интегрированное занятие «Батюшка Покров, не будь суров» .

Организация семейного «капустника» .

Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей» .

Блок «Знай, люби и сохраняй» .

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Мостовского района. Дать представление о СевероКавказском биосферном заповеднике, находящемся на территории нашего района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка» .

Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе» .

Выпуск информационного буклета «Наш заповедник в вопросах и ответах» .

Конкурс экологических рисунков-плакатов «Береги природу родного края!» .

Блок «Я — исследователь» .

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

Блок «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» .

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спасазначимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция «Наша клумба» .

Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины» .

Выпуск информационного буклета «Советы здоровья» .

Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!» .

Экскурсия в храм для освящения яблок.

" Семейный поход" .

экологический сознание дошкольный возраст.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой