Актуальность. Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Главная роль в этом принадлежит грамотно построенной системе стратегического управления.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится организация системы управления, которая обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единой универсальной системы стратегического управления. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления.
Тема стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, несомненно, является актуальной, так как в настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать решения в условиях неопределенности последствий этих решений. К тому же, в России сегодня у многих руководителей отсутствуют необходимые экономические знания и практический опыт работы в новых условиях.
Разработка и реализация стратегии является залогом успеха любого предприятия. К сожалению, в настоящее время лишь крупные российские компании умеют грамотно использовать инструмент планирования и управления, что говорит о необходимости изучения опыта построения и использования систем стратегического управления зарубежных компаний и особенностей этого процесса на российских предприятиях.
Целью курсовой работы является изучение стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса.
Задачи исследования заключаются в следующем:
— рассмотреть теоретические основы стратегического управления предприятиями малого бизнеса;
— провести анализ внешней и внутренней среды малого предприятия ООО «Магистраль»;
— разработать основные направления и рекомендации для разработки стратегии развития на предприятии ООО «Магистраль».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Магистраль».
Предметом исследования является процесс изучения стратегического управления на предприятии.
На основе изученной литературы можно сделать вывод, что данная тема является широко обсуждаемой такими практиками и теоретиками как И. Ансофф, О. С. Виханский, О. Б. Главатских, В. А. Гончарук, В. С. Ефремов, Л. Г. Зайцев, Т. А. Зуб, В. С. Катькало, М. И. Круглов, Н. Ю. Круглова, А. Н. Люкшинов, В. Д. Маркова, Д. Б. Мельничук, В. С. Соловьев, Р. А. Фатхутдинов, Л. С. Шеховцева и др.
Методы исследования: абстрактно-логический, контент-анализ, экономико-статистический, системно-структурный и другие методы научного познания.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что работа сделана на практическом материале, и основные ее выводы и предложения могут быть использованы руководством предприятия для обоснования своих стратегических действий на рынке.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.