Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта; качество потребительский конкурентоспособность. Классификационного — способность ряда свойств и показателей… Читать ещё >
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных и предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.
Потребительские свойства — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис. 2).
Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских свойств товаров.
Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность.
Например, если мы сейчас находимся в здании, где не были решены проблемы теплоизоляции, т. е., в помещении холодно зимой и жарко летом, то его надежность, эстетические и другие свойства для нас не имеют существенного значения.
В зависимости от удовлетворения потребностей свойства назначения подразделяются на подгруппы:
- — функционального — отражают способность товаров выполнять их основные функции;
- — социального — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, автомобилей и т. п.);
- — классификационного — способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Так, строительные материалы мы классифицируем по физико-механическим свойствам и показателям. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности и др. признакам;
- — универсального — способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.
Рисунок 2. — Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров:
Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения или эксплуатации в течение заранее оговоренных сроков. Т. е., надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров.
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:
- — долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания или ремонта. Показателями долговечности могут служить срок эксплуатации изделий, ресурс (предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах);
- — безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов. Т. е., безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов. Показателями безотказности могут служить: средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы;
- — ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта; качество потребительский конкурентоспособность
- — сохранность — способность поддерживать исходные и количественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока.
Этап хранения условно можно разделить на два периода:
- 1. складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле;
- 2. домашнего хранения у потребителя.
Показателями сохранности потребительских товаров являются: потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения (эти показатели мы рассмотрим более подробно на последующих лекциях). Эргономические свойства — способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Эти свойства подразделяются на подгруппы:
- — антропометрические — эти свойства должны создавать комфортность и удобства при потреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить размеры обуви, одежды и т. д., диаметры ручек, размеры деталей оргтехники и т. д. При несоответствии размеров наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства;
- — психологические — способность товаров обеспечивать душевную комфортность потребителю при эксплуатации товаров;
- — психолого-физиологические — эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности потребителя.
Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно — воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако эти представления разные у различных людей. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний вид, целостность композиции, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.
Экологические свойства — способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации и потреблении.
Следующее свойство — безопасность, которое мы подробнее рассмотрим на практическом занятии.