В принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).
Суды в Российской Федерации действуют не разрозненно, а определенным образом структурированы с точки зрения их компетенции.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее ФКЗ о судебной системе), причем последний по своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным актам Российской Федерации (т.е. все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить).
Согласно п. 2 ст.4 ФКЗ о судебной системе, судебную систему в нашей стране сотавляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Федеральные суды в общем и суды субъектов федерации как составляющая федеральных судов станут предметом рассмотрения в работе.
1. Общие положения о судебной системе Российской Федерации
Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей. Тем самым, по мнению В. Радченко, «пресекаются претензии придать статус правосудного органа различным квазисудам вроде казачьих, шариатских, церковных и т. п., а также становятся противоправными попытки учредить суды законами субъектов Федерации» .
«Характерная черта судебной власти — осуществление ее специально установленными государственными органами, которые занимают в государственном механизме особое положение, определяемое специфичностью выполняемых ими функций и характером деятельности по охране прав и свобод граждан». Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему РФ, утвержденную ФКЗ о судебной системе.
Судебная система нашла свое отражение и дальнейшее развитие в ст. 4 и гл. 3 «Суды» ФКЗ о судебной системе.
Итак, согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе, в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
При этом к федеральным судам относятся:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Именно в том, что сразу три суда провозглашены высшими органами судебной власти, и состоит специфика отечественной системы судебных учреждений.
По справедливому замечанию Ю. В. Маранц, «фатически в стране сложились и функционируют три автономные подсистемы органов судебной власти — конституционная юстиция, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Организационное единство судебной системы можно назвать эфемерным. Каждая из названных подсистем практически действует автономно, что порождает зачастую противоречивость судебной практики, складывающейся по аналогичным категориям дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а иногда и прямое игнорирование вступивших в силу решений других судов. Так, ученые и практики неоднократно отмечали проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации другими российскими судами при осуществлении ими правосудия. По данной проблеме даже проводилось специальное Всероссийское совещание, что свидетельствует об остроте проблемы» .
Также нельзя не согласиться с председателем Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедевым, который отмечает, что разделенность судебной власти между тремя системами судов влечет серьезные проблемы для единого правового пространства Российской Федерации в целом. Ведь законодательно единство судебной системы закреплено лишь на уровне федерального закона (ст. 3 ФКЗ о судебной системе), Конституция не включила этот принцип в число основ судебной власти Российской Федерации.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Итак, понятие «суды РФ» шире понятия «федеральные суды», поскольку помимо последних, к судам РФ относятся также суды субъектов РФ.
2. Федеральные суды
В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд Российской Федерации, который, согласно ч.1 ст. 18 ФКЗ о судебной системе, «является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
Являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд, «учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. Новый Закон о Конституционном Суде по сравнению с предшествующим и прежней Конституцией не сохранил термин „высший“ при определении Конституционного Суда. Он действительно не является высшим органом в том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией» .
Вместе с тем Конституционный Суд — высший орган в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее ФКЗ о КС).
Полномочия Конституционного Суда РФ установлены в ст. 3 ФКЗ о КС:
«В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государствнной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля".