Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Византийское право: источники и основные институты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Брачно-семейное право регулировалось нормами православного церковного права. Брак был моногамным: лицо, состоящее в браке, не могло заключить новый до расторжения предыдущего, браки между родственниками запрещались. По своду Юстиниана нельзя было вступать в брак кровным родственникам. Эклога не разрешала сочетаться браком «родителям с детьми, братьям с сестрами и их детям, двоюродным братьям… Читать ещё >

Византийское право: источники и основные институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В систему источников византийского права входят:

  • — Кодекс Феодосия (438 г.) и «Свод гражданского права» Юстиниана (529—534 гг.) — итог кодификации римского права;
  • — императорские указы (новеллы) формулировали нормы права и определяли структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления;
  • — Эклога (726 или 738—739 гг.)[1][2], основанный на нормах свода Юстиниана, в состав которого вошли только актуальные нормы права, не противоречащие новеллам;
  • — номоканоны[1] (сборники церковного и светского права), а также постановления Вселенских соборов и патриарха, являвшиеся источниками церковного права, которое играло особую роль в праве Византии;
  • — Земледельческий закон (вторая половина VIII в.), регулировавший общинные земельные отношения;

Военный закон (вторая половина VIII в.) регулировал ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений;

  • — Морской закон (вторая половина VIII в.), определявший правовые нормы, регулирующие права и обязанности судовладельца, меру его ответственности, размер заработной платы членов экипажа;
  • — Прохирон («Ручная книга законов», 879 г.) — краткое изложение гражданских, уголовных, процессуальных норм права, а также канонического права для применения в судах;
  • — Ревизия древних законов (884 г.) — актуальные нормы свода Юстиниана, для использования в судебной практике;
  • — Эпанагога (884—886 гг.) — новое руководство для судей, представлявшее собой Прохирон с учетом «Ревизии древних законов» и новелл Василия I;
  • — Базилики1 («Царские законы») (888—889 гг.), содержание которых заключалось в изменении норм свода Юстиниана;
  • — Хрисовулы («золотопечатные грамоты») — торжественные грамоты византийского императора; в форме хрисовул публиковались законы, государственные договоры с иностранными державами, важнейшие императорские пожалования[4];
  • — Шестикнижие3 (1345 г.) — частная кодификация судьи Арменопула, содержащая нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшая широкое распространение.

Вещные права. Широкое распространение среди византийской аристократии получило частное землевладение (бенефиций), которое позже стало феодальной формой землевладения.

Из римского права были сохранены институты собственности, сервитутов, залога, наследственной аренды. В IX—X вв. появилось владение под условием военной службы — ирония, первоначально дававшееся пожизненно, а впоследствии перешедшее в разряд наследственной собственности. Прониар обладал судебной и административной властью.

Брачно-семейное право регулировалось нормами православного церковного права. Брак был моногамным: лицо, состоящее в браке, не могло заключить новый до расторжения предыдущего, браки между родственниками запрещались. По своду Юстиниана нельзя было вступать в брак кровным родственникам. Эклога не разрешала сочетаться браком «родителям с детьми, братьям с сестрами и их детям, двоюродным братьям и их детям, отчиму с падчерицей, свекру со снохой (с женой брата), равно [5][6]

и отцу и сыну с матерью и дочерью и двум братьям с двумя сестрами"[7]. В Ирохироне запрет вступать в брак между собой установлен для кровных родственников до пятой степени включительно, в Базиликах — до шестой степени, а с 1166 г. — до седьмой степени кровного родства[8][9]. За нарушение запрета виновных в кровосмешении казнили путем отсечения головы. Препятствием к заключению брака являлось и духовное родство; запрещалось вступление в брак крестному с его крестной дочерью и ее матерью, за нарушение полагалось отсечение носа, как и за прелюбодеяние.

Заключению брака предшествовало обручение по особому церковному обряду, которое могло быть расторгнуто в следующих случаях:

  • — стойкого нежелания обрученных;
  • — заключения брака без согласия родителей и опекунов;
  • — нахождения в кровном родстве обрученных;
  • — развратного поведения жениха или невесты;
  • — осуждения в качестве преступника жениха или невесты;
  • — безвестного отсутствия не менее трех лет;
  • — тяжкой болезни, продолжавшейся не менее двух лет;
  • — сумасшествия;
  • — ухода в монастырь.

В Новеллах было установлено два вида обручения: гражданское (могло заключаться с семилетнего возраста) и церковное (торжественный обряд только над лицами, достигшими брачного возраста). С XI в. юридически было уравнено церковное обручение и брак, при этом дети, рожденные у обручившихся, были равны в правах с детьми, рожденными в браке.

Венчание (не более трех раз) признавалось единственной формой брака, условиями которого были: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет; в Экоге 13 и 15 лет соответственно); взаимное согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; отсутствие других брачных уз, а также кровного родства или свойства. В церковном праве был установлен и верхний возрастной предел для вступления в брак: для вдов — в 60 лет, для мужчин — в 70 лет.

Развод мог произойти только, но судебному решению в соответствии с определенными обстоятельствами, к числу которых могли быть отнесены:

  • — обвинение в совершении государственного преступления;
  • — покушение на жизнь супруга;
  • — аборт;
  • — прелюбодеяние;
  • — недостойное поведение жены («участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища»).
  • 4

Жена могла развестись в случаях, когда ее муж бездоказательно обвинил ее в измене или пытался свести ее с другим.

В сфере имущественных отношений между супругами следует отметить факт сохранения приданого и предбрачных подарков, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого жены, но совершение любых сделок с ним было запрещено, жена могла продать свое приданое только при необходимости уплаты долгов, пропитания мужа и ее кровных родственников.

Наследственное право. Наследование по закону было строго регламентировано, были определены четыре очереди, причем ближняя исключала дальнейшую:

  • — сыновья и дочери, внуки;
  • — отец и мать;
  • — братья и сестры;
  • — вдова наследодателя, причем она могла наследовать только 1 /2 часть наследственной массы, а остальное имущество передавалось в государственную казну.

Если родственников не было, то выморочное имущество также переходило государству.

В Византии разрешалось наследование по завещанию, оформление которого было законодательно закреплено: обязательная письменная форма и присутствие свидетелей, подтверждавших волю наследодателя своими подписями. Запрещалось составлять завещание до достижения 14 лет, глухонемому, слабоумному, находившемуся в пьяном виде или под опекой за расточительство, осужденному за преступление и перешедшему в другую веру. Завещательная воля не распространялась на обязательную долю детей и родителей (фалкидион), а также на приданое и подарки, сделанные мужем жене. Недостойными наследниками признавались обвиняемые в оскорбительном поведении по отношению к завещателю, в совершении преступления, в позорном поведении и отступники от православия.

Уголовное право. Возраст уголовной ответственности наступал с семи лет.

Систематика преступлений и наказаний включала:

  • — государственные преступления (измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя) карались смертной казнью через сожжение;
  • — религиозные преступления (вероотступничество, переход в ислам или иудаизм, святотатство над мертвыми, колдовство) карались смертной казнью через отсечение головы или повешение; нарушение клятвы и лжесвидетельство — вырыванием языка;
  • — преступления против личности (убийство, побои, истязания, клевета, продажа свободных в рабство). В зависимости от тяжести одного и того же преступления назначались различные наказания, так, убийство каралось отрубанием головы, а убийство родственников — сожжением. За нанесение телесных повреждений по принципу талиона применялись членовредительские наказания;
  • — преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, поджог и неосторожное обращение с чужим имуществом). При этом кража и грабеж карались штрафом в двойной или четверной цене похищенного имущества соответственно, а за разбой следовало сажание на кол;
  • — преступления против нравственности и семьи (прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, похищение женщины). В зависимости от отношения к этим преступлениям в обществе наказание могло быть в виде смертной казни, членовредительства с изгнанием или острижением.

Дополнительно к основному наказанию назначалась конфискация имущества для государственных преступников, еретиков, если их дети не были православными, замужней женщины за связь со своим рабом.

Судебный процесс. В византийском праве, так же как и в странах канонического католического права по уголовным делам, применялся инквизиционный процесс, основой которого были: презумпция виновности, применение пытки при допросе, тайность процесса и обязательность записи судебной процедуры.

В процессе использовались свидетельские показания, но, в отличие от гражданских дел (применялся принцип состязательности), где свидетели приглашались в судебное присутствие сторонами, в уголовном их присутствие было обязательным по вызову судебных органов. Свидетельские показания не признавались достоверными, если они делались женщиной, несовершеннолетним, слабоумным, слугой, глухим, обвиняемым в подлоге, еретиком или евреем против православного.

  • [1] Разночтение дат объясняется тем, что в разных списках указаны неодинаковые даты: от 6234 г. (726 г. н.э.) до даже очевидно неправильного 6547 (1038—1039 гг.). Ныне чащесчитают, что дата публикации Эклоги — март 726 г. URL: http://www.hist.insu.ru/ER/Etext/ecloga.htm (дата обращения: 15.02.2015).
  • [2] Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в.) и Номоканон VII в., переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права.
  • [3] Разночтение дат объясняется тем, что в разных списках указаны неодинаковые даты: от 6234 г. (726 г. н.э.) до даже очевидно неправильного 6547 (1038—1039 гг.). Ныне чащесчитают, что дата публикации Эклоги — март 726 г. URL: http://www.hist.insu.ru/ER/Etext/ecloga.htm (дата обращения: 15.02.2015).
  • [4] 2 Базилики состоят из 60 книг, каждая из которых начинается выдержкой из Дигестапо определенному правовому институту, а далее приводятся соответствующие положенияиз Институций, Новелл, Прохирона, Эпаналоги, которые подтверждают и дополняют Ди-гесты.
  • [5] Исторический словарь. URL: http://enc-dic.com/history/Hrisovul-45 126.html (дата обращения: 15.02.2015).
  • [6] После падения Византии «Шестикнижие» действовало в Греции, Валахии, Молдавиии Бессарабии после ее присоединения к России в 1812 г.
  • [7] Цит. по: Кострогрызова Л. Ю. Эволюция семейного права в Византии в VI—XV вв.еках //Российский юридический журнал. 2014. № 2. URL: http://wwwxwww.center-bereg.ru/d3.html (дата обращения: 15.02.2015).
  • [8] Бенеманский М. О Proxeiros nomos императора Василия Македонянина. Вып. 1. Сер-гиевъ Посад, 1906. С. 277.
  • [9] Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000. URL: http://www.studylaw.narod.ru/livancev/livancev_vv.htm (дата обращения: 16.03.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой