Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом регулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений… Читать ещё >

Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право». Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений. Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Праву присущи следующие признаки:

  • а) нормативность. Правовые нормы устанавливают правила поведения общего характера, которые наделены логической структурой («если — то — иначе»), правила поведения определяют границы дозволенного, запрещенного, предписанного поведения;
  • б) общеобязательность. Действие правовых норм распространяется на всех либо на большой круг лиц;
  • в) гарантированность государством. Соблюдение норм права обеспечивается мерами государственного принуждения;
  • г) формализм. Правовые нормы фиксируются в письменном виде в специальной форме — в законодательных и подзаконных актах. Формализм защищает право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора;
  • д) процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры их создания, применения, защиты;
  • е) неперсонифицированность. Нормы права не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц;
  • ж) институциональность. Появление права связано с сознательным процессом установления норм права, с правотворчеством, которое осуществляют уполномоченные органы государственной власти, признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми;
  • з) объективность. Право не даруется какой-либо внешней силой обществу. Оно, как и государство, является условием существования политически организованного общества на определенном этапе его развития и так же, как государство, имеет большую социальную ценность;
  • и) интеллектуально-волевой характер. Право выражает волю и сознание людей;
  • к) системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей нрава. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

Отрасль права состоит из отдельных правовых институтов. Правовые институты — это относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений (институт собственности и наследования в гражданском праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве и т. д.).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное право; административное право; гражданское право; финансовое право; уголовное право; экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е. при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права. К устоявшимся процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс).

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

По видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из участников является государство (муниципальное образование) в лице его уполномоченных органов. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международнопубличное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения[1].

А. В. Мелехин считает, что с точки зрения функционирования правового регулирования — это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры — это элементарный состав каждого из его аспектов. Первая стадия механизма правового регулирования как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения. Вторая — возникновение правоотношений. Третья — реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей. Можно выделить также и факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений — эта стадия возникновения права. Указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования: нормы права, правоотношения, возникающие на нормах права, акты реализации права, акты толкования норм права, способы правового регулирования[2].

Некоторые авторы в механизм правового регулирования включают правомерное поведение, правосознание и правовую культуру, способствующие эффективному функционированию всего механизма правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие механизма правового регулирования призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Понятие механизма правового регулирования позволяет: собрать вместе явления правовой действительности — нормы, правоотношения, юридические акты и обрисовать их как целостность; представить их в работающем виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

  • 1) обязывание, т. е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;
  • 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
  • 3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений —.

это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

  • а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической и т. д.);
  • б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);
  • в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;
  • г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;
  • д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;
  • е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметом регулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т. е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т. д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т. д. Эти отношения носят вертикальный характер, т. е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих параграфах данной главы.

  • [1] См.: Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 134.
  • [2] См.: Мелехин А. В. Теория права и государства. Ч. 2. М., 2000. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой