Субъект исполнения уголовного наказания
Во-первых, наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, на наш взгляд, должно исполняться не судом, вынесшим приговор, как это указано в ч. 3 ст. 16 УИК РФ, а судебным приставом-исполнителем по месту жительства (работы) осужденного. В связи с чем предлагается в ч. 3 ст. 16 УИК РФ закрепить положение о том, что «наказание в виде… Читать ещё >
Субъект исполнения уголовного наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Субъектами исполнения наказания являются предусмотренные действующим законодательством учреждения и (или) органы, должностные лица, уполномоченные исполнять уголовные наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, определены законодателем в ст. 16 УИК РФ, в соответствии с которой:
- • наказание в виде штрафа исполняется судебными приставамиисполнителями по месту жительства (работы) осужденного;
- • наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осуж-
ш денного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
- • наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ;
- • наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного;
- • наказание в виде исправительных работ исполняется уголовноисполнительной инспекцией;
- • наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовноисполнительной инспекцией по месту жительства осужденного;
- • наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром;
- • наказание в виде ареста исполняется арестным домом;
- • наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственным изолятором;
- • наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы;
- • наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями УИС;
- • в отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил РФ: содержание в дисциплинарной воинской части — в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест — на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие.
Ряд положений ст. 16 УИК РФ требует уточнения.
Во-первых, наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, на наш взгляд, должно исполняться не судом, вынесшим приговор, как это указано в ч. 3 ст. 16 УИК РФ, а судебным приставом-исполнителем по месту жительства (работы) осужденного. В связи с чем предлагается в ч. 3 ст. 16 УИК РФ закрепить положение о том, что «наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судебным приставом-исполнителем по месту жительства (работы) осужденного». Заметим также, что в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на ФССП России и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Деятельность судебных приставов регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Кроме того, на наш взгляд, указание законодателя в ч. 3 ст. 16 УИК РФ о том, что «требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации», является отчасти неточным. Думается, что в данном случае речь должна идти не о тех субъектах, которые присвоили звание, чин и т. д., а о тех, которые уполномочены осужденного их лишать. Более верным было бы в ч. 3 ст. 16 УИК РФ указать, что «требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются органами и должностными лицами, уполномоченными на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав, обязанностей и законных интересов».
Во-вторых, положение ч. 5 ст. 16 УИК РФ, согласно которой исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовноисполнительную инспекцию, отчасти не соответствует ряду норм:
1) в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ «осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного»; 2) согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ «исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного». Во избежание противоречий предлагается ч. 5 ст. 16 УИК РФ изложить в следующей редакции: «Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного».
В-третьих, положение ч. 4 ст. 16 УИК РФ, согласно которой исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовноисполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, не может применяться в отношении отдельной категории осужденных.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ указывается, что обязательные работы не назначаются военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, пз, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Исходя из содержания данной нормы, обязательные работы как вид уголовного наказания назначаются осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при этом на воинских должностях рядового и сержантского состава только в том случае, если на момент вынесения судом приговора осужденные военнослужащие отслужили установленный законом срок службы по призыву.
Согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт также не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока1. На наш взгляд, законодательное положение о том, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, которым назначено наказание, требует законодательного уточнения.
В юридической литературе отмечается, что ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержат каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ осужденным военнослужащим[1][2]. Соглашаясь с данным утверждением, нельзя не указать, что вопросы, связанные с отбыванием осужденными военнослужащими уголовного наказания в виде обязательных работ, регулируются в некоторых ведомственных актах Минобороны России. Так, в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Минобороны России от 20.10.2016 № 680, закрепляется положение о том, что военнослужащие, осужденные к уголовному наказанию в виде обязательных работ, отбывают его в условиях дальнейшего прохождения военной службы по общим правилам, предусмотренным гл. 4 УИК РФ[3].
В указанном ведомственном акте не закрепляются какие-либо особенности порядка и условий исполнения и отбывания осужденными военнослужащими уголовного наказания в виде обязательных работ, а таковых, учитывая специфику военной службы, на наш взгляд, немало. Так, в частности, возникает вопрос: может ли эффективно исполнять уголовное наказание в виде обязательных работ в отношении осужденных военнослужащих уголовно-исполнительная инспекция Минюста России? Представляется, что нет.
Справедливо отмечается в юридической литературе, что «условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его во времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т. п.)»1.
А. А. Толкаченко отмечает, что «в ст. 49 УК необходимо отказаться от возможности применения к военнослужащим, проходящим службу по контракту, обязательных работ. Нереальность их применения заключается в том, что они должны исполняться в свободное от основной работы время, в местах, определяемых органами местного самоуправления и под контролем территориальных уголовно-исполнительных инспекций, что в условиях единоначалия, ненормированного рабочего дня и других особенностей военной службы осуществить практически невозможно. В качестве альтернативы в законе возможно указать (например, в ст. 16 УИК), что обязательные работы, применяемые к военнослужащим, проходящим службу по контракту, исполняются по месту службы, а не уголовно-исполнительными инспекциями»[4][5].
Представляется, что в данном случае наиболее целесообразно, если исполнять данный вид наказания в отношении осужденных военнослужащих, будет созданное специализированное учреждение Минобороны России, например военная уголовно-исполнительная инспекция[6].
Кроме того, учитывая месторасположение воинской части, специфику выполняемых осужденным военнослужащим обязанностей, а также возможность осужденного военнослужащего возвращаться после отбытия обязательных работ к месту несения службы, возникает также вопрос: смогут ли осужденные военнослужащие отбывать обязательные работы на всех тех предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, которые им будут определены? Нам кажется, что вряд ли. Законодателю следовало бы предусмотреть возможность отбытия обязательных работ осужденными военнослужащими не только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, но и на ведомственных объектах Минобороны России или же, например, посредством выполнения работ по обустройству воинской части. При выборе места отбывания осужденным военнослужащим обязательных работ военная уголовно-исполнительная инспекция должна учитывать весь комплекс обстоятельств. При этом обеспечение возможности осужденного военнослужащего отбывать обязательные работы на ведомственных объектах Минобороны должно быть все же приоритетным.
Таким образом, следует внести дополнения и изменения в ч. 12 ст. 16 УИК РФ, указав, что в отношении военнослужащих наказания исполняются: «обязательные работы, применяемые к осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, — военной уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (службы) осужденного военнослужащего. Требование приговора об обязательных работах исполняется: 1) администрацией организации, подведомственной органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями; 2) администрацией организации, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации, по согласованию с военной уголовно-исполнительной инспекцией; ограничение по военной службе — военной уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (службы) осужденного военнослужащего, а также командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее — командование воинских частей)».
УИК РФ не содержит определения понятия учреждения и органа, исполняющего наказания.
В русском языке термин «орган» толкуется как «учреждение». Так, в словаре иностранных слов термин «орган» (от гр. organon — орудие, инструмент) определяется как «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (например, органы народного образования)»1. В толковом словаре слово «орган» означает «государственное или общественное учреждение; учреждения Министерства внутренних дел, государственной безопасности»[7][8], а «учреждение» толкуется как «организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности»1.
О. В. Филимонов выделяет следующие признаки, присущие учреждениям, исполняющим уголовные наказания: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний;
3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления[9][10]. Указанный перечень признаков небезупречен. На наш взгляд, признак «наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания» следует заменить на «наделены установленными законодательством соответствующими правами, обязанностями и законными интересами». Кроме того, указанный О. В. Филимоновым перечень следует дополнить еще одним: «не освобождаются от исполнения наказания в соответствии с установленными законодательством основаниями».
Таким образом, учреждениям, исполняющим уголовные наказания, присущи следующие признаки:
- 1) они являются органами государства;
- 2) предназначены специально для исполнения наказаний;
- 3) наделены установленными законодательством соответствующими правами, обязанностями и законными интересами;
- 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления;
- 5) не освобождаются от исполнения наказания в соответствии с установленными законодательством основаниями.
Данными признаками обладают дисциплинарные воинские части, гауптвахты, уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, исправительные колонии (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима) (ч. 2 ст. 74 УИК РФ), воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, — следственные изоляторы. При этом к данным учреждениям следует отнести и лечебнопрофилактические учреждения. Законодатель в ч. 9 ст. 16 УИК РФ почему-то не указывает на них. Вместе с тем лечебно-профилактические учреждения в соответствии с ч. 8 ст. 74 УИК РФ выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.
Другие субъекты, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания, которым присущи следующие признаки:
- 1) как правило, они не являются органами государства;
- 2) не предназначены специально для исполнения наказаний, т. е. исполнение наказаний является для них не основной, а дополнительной функцией;
- 3) наделены установленными законодательством соответствующими правами, обязанностями и законными интересами;
- 4) как правило, не являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления;
- 5) не освобождаются от исполнения наказания в соответствии с установленными законодательством основаниями.
Органами, исполняющими наказание, являются:
- — суд, находившийся по месту вынесения приговора и исполняющий наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ);
- — командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе в соответствии с Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ч. 12 ст. 16 УИК РФ);
- — администрация организации, в которой работает осужденный к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ);
- — орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью при осуждении лица к соответствующему наказанию (ч. 2 ст. 16 УИК РФ);
- — должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующие органы РФ (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
В соответствии со ст. 28 и 43 УИК РФ к органам, исполняющим уголовные наказания, для которых исполнение уголовного наказания является не основной, а дополнительной функцией, на наш взгляд, следует отнести и администрации организаций, в которых работают осужденные к наказаниям в виде обязательных или исправительных работ. В связи с чем предлагается дополнить: 1) ч. 4 ст. 16 УИК РФ следующим положением: «Требование приговора об обязательных работах исполняется администрацией организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы»; 2) ч. 5 ст. 16 УИК РФ следующим положением: «Требование приговора об исправительных работах исполняется администрацией организации, в которой осужденный отбывает исправительные работы».
Следует заметить, что в УИК РФ при регламентации порядка исполнения ряда наказаний законодателем не указываются права, законные интересы и обязанности субъектов исполнения наказания (например, при штрафе, лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничении по военной службе), а некоторые из закрепленных элементов правового статуса субъектов исполнения наказания требуют изменений и дополнений. При этом нельзя не отметить, что ряд прав, обязанностей и законных интересов одного из субъектов исполнения наказания определяются в другом федеральном законе[11]. На наш взгляд, указанное положение не способствует эффективной организации исполнения уголовных наказаний.
Субъекты исполнения наказания в зависимости от их особенностей можно классифицировать на общие и специальные. Общие субъекты исполняют наказания в отношении любого осужденного, специальные — только в отношении осужденных, обладающих специфическими признаками (например, осужденных военнослужащих, несовершеннолетних).
Законодатель различает субъекты исполнения наказания в зависимости от их принадлежности к УИС. Так, в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ учреждения, указанные в ч. 4, 5, 7—10 данной статьи, являются учреждениями УИС. Это: 1) уголовно-исполнительная инспекция;
- 2) исправительный центр; 3) арестный дом; 4) колония-поселение;
- 5) воспитательная колония; 6) лечебные исправительные учреждения;
- 7) исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
- 8) тюрьма; 9) следственный изолятор (в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ); 10) исправительная колония особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
- [1] Новое в военном законодательстве: сб. док. М.: Омега-Л, 2003. С. 53.
- [2] Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник для вузов / подобщ. ред. М. К. Кислицына. М.: Норма, 2001. С. 174; Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. А. А. Толкаченко; предисл. Н. А. Петухова. СПб.: Юрид. центрПресс, 2004. С. 249; Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник /под ред. И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2005. С. 207.
- [3] Уголовно-исполнительное право: сб. нормат. актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радке-вич, В. И. Селиверстов; отв. ред. П. Г. Пономарев. Т. 2. М.: Новый юрист, 1998. С. 342.
- [4] Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. А. А. Толкаченко. С. 250 ;Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / под ред. И. Л. Трунова. С. 208.
- [5] Толкаченко А. А. К вопросу о совершенствовании военно-уголовного законодательства Российской Федерации // Уголовное право в XXI веке: материалы Междунар.науч. конф. на юрид. фак-те МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая — 1 июня 2001 г. М. :ЛексЭст, 2002. С. 210.
- [6] См.: Орлов В. Н., Коваленко А. П. Обязательные работы как вид уголовного наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: монография. Ставрополь: Сев.-Кавказ, гос. техн. ун-т, 2005. С. 147. О необходимости создания военнойуголовно-исполнительной инспекции нами отмечалось и при рассмотрении порядкаи условий исполнения и отбывания наказания в виде ограничения по военной службе, см.: Орлов В. Н., Карабанов А. Л. Уголовное наказание в виде ограничения по военнойслужбе: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: монография. М. :Илекса, 2006. С. 115.
- [7] Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов: более 25 тысяч слов и словосочетаний. С. 488.
- [8] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. С. 458. П6
- [9] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. С. 846.
- [10] Уголовно-исполнительное право России: учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. О. В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 54; Уголовно-исполнительное право России: учебник и основные нормативные правовые акты / под ред.О. В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР-МГУ, 2004. С. 63.
- [11] См.: ст. 64, 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве».