Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мусульманское право. 
История государства и права зарубежных стран в средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семейное и наследственное право. Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак — как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения было необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Брачный… Читать ещё >

Мусульманское право. История государства и права зарубежных стран в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право — шариат («праведный путь»). По мере продвижения границ государства расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Его важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал не отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный Бог — Аллах — обеспечивал единый и универсальный правовой порядок.

Шариат до сих пор является неотъемлемой частью мусульманской религии. В то же время трактовка и понимание шариата в мусульманском мире не носит однозначного характера. Еще в VII в. в исламе возникли три основных течения: сунниты (признавали полный текст Сунны), шииты (считали достоверными только те хадисы Сунны, что исходили от пророка Али) и хараджиты (следующие образцу политики и практики двух первых халифов — абу Бакра и Омара). Позднее в рамках этих течений формируются направления или школы юридического толкования (мазхабы). Так, например, у суннитов выделяют мазхабы ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. У шиитов возникают течения исмаилитов, джафаритов, зейдитов и др. Все они одновременно являются богословскими и правоведческими толками.

До XIII в. все эти течения, несмотря на соперничество, сосуществовали не только в рамках Арабского халифата, по и в границах отдельных провинций и крупных городов, куда часто назначалось несколько главных судей.

Источники права. Основными источниками мусульманского права являются следующие:

Коран — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений». При жизни Мухаммеда текст Корана передавался по памяти. Первые записи полного текста Корана были сделаны ближайшими сподвижниками вскоре после смерти Мухаммеда в 632 г. Между 650—655 гг. по приказу халифа Османа был составлен канонический текст. Коран включает 114 глав (сур), поделенных на 6219 стихов, но лишь 500 из них содержат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 можно рассматривать как собственно юридические. Вместе с тем, именно общее содержание Корана определяет направление шариата.

Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Сунна содержит предписания семейно-наследственного и судебного права.

Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне.

Фетва — письменное заключение отдельных религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Кияс — решение правовых дел по аналогии.

Урф и адаты — правовые обычаи, не противоречащие принципам и нормам ислама.

С развитием государства повышалась и роль законов и указов халифа (канунов и фирманов) как источников права.

Субъекты права. Важнейшей чертой мусульманского права был его акцент не на права, которыми обладает человек, а на обязанности перед Богом. Субъектом права являлся Аллах, человек же получает возможность пользоваться правами лишь в той мере, в какой он исполняет обязанности перед Богом. Отсюда основное внимание шариат уделял не правоспособности, а дееспособности лиц. Полноправным статусом по шариату пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более низкое положение, платили высокие налоги, не могли вступать в брак с мусульманами.

Вещное право. Мусульманское право выделяло особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина: воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. п. В собственности правоверных не могли быть и так называемые «нечистые вещи»: вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Особое внимание уделялось классификации земель и земельных прав, среди которых выделяли следующие:

  • 1. Хиджаз — земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус: здесь могли селиться только мусульмане, нельзя было рубить деревья, охотиться.
  • 2. Мульк — категория земель, находившихся в частной собственности.
  • 3. Икта — условное земельное держание, выделяемое за службу.
  • 4. Вакф (вакуф) — земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него.

Шариат выделял следующие способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на три части: !/3 переходила в собственность добытчика, */3 — государству, Уз — церкви (мечетям и т. п.).

Обязательства. Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было. Он мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность соблюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых из оборота, «нечистых» или с безнравственными целями, считались недействительными.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества. Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей, однако ханифиты считали, что можно продать вещь, которая будет получена в будущем. При обнаружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое распространение караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.

Семейное и наследственное право. Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак — как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения было необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Брачный возраст для девутек устанавливался с девяти лет, для юношей индивидуально. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Однако муж должен был предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могли позволить себе лишь состоятельные люди. У шиитов допускались временные браки.

Брак носил патриархальный характер, строился на господстве мужчины, который управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Муж осуществлял отцовскую власть над детьми. Жена вела домашнее хозяйство.

Шариат допускал расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентировалось. Развод для мужчины был свободен, жена могла требовать развода только через суд и по исчерпывающему перечню оснований: жестокое обращение с женой, невыделение средств, неисполнение супружеских обязанностей.

В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество. После развода женщина оставалась на два-три месяца в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, так как ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могли только в пользу законных наследников и не более У3 имущества, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую, чем мужчины. В первую очередь к наследованию призывались дети умершего, затем братья, дяди. Особенностью мусульманского права было то, что обязательства не передавались по наследству. Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права.

Уголовное право и судебный процесс. Мусульманское право, хотя и определяется «божественным откровением», исходит из деятельности людей, не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жизни. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие. Отсюда мусульманское право действия каждого лица определяло как: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные, но ненаказуемые; 5) запрещенные и строго наказуемые.

Главные ценности, на которые была направлена защита ислама, — религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. В зависимости от посягательства на них все преступления делились на три группы.

  • 1. Преступления против основ религии и государства, за которые следуют строго определенные наказания — хадд. Такие преступления трактовались как посягательство на «права Аллаха» и не подлежали прощению. Сюда относились отступничество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.
  • 2. Преступления против отдельных лиц, за которые назначались определенные наказания, — кисас. К данной категории относились убийства (умышленное и неумышленное), телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом, если родственники убитого прощали виновного.
  • 3. Правонарушения, наказания за которые строго не установлены и меру наказания (тазир) избирал суд. Например: оскорбления, хулиганство, обмеривание, обвешивание, азартные игры и т. п.

В качестве наказаний применялись смертная казнь, членовредительство, тюремное заключение, штрафы и конфискации, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т. д.), ссылка и высылка из страны.

Смертная казнь проводилась публично. За воровство Коран предписывал отрубать руку: за первую кражу отсекали правую руку, за повторную — левую. Однако такое наказание следовало, если стоимость украденного превышала ХА динара. За употребление вина следовало наказание в 40 палочных ударов. Причиненный ущерб позволялось возмещать денежным выкупом, потерпевшему или его родственникам. Так, родственники убитого могли простить виновного, в этом случае им выплачивался выкуп в 1000 динаров (за женщину половина суммы).

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично, на нем могли присутствовать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные решения фиксировались письменно. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло переноситься на следующий день. Судья не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были показания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, однако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой