Определенным элементом полиса была все же его небольшая территория. Этот элемент не играл такой важной роли, как предыдущие два, но akropolis был центром общины, центр окаймлялся asty — городом до городских стен, за которыми уже лежала chora — пригород. Иногда эти пригороды в эпоху поздней Античности, формирования гегемоний, расширялись до пределов известных исторических областей. В этих пределах могли находиться другие города-полисы, утратившие свою политическую самостоятельность вовне, но внутри они продолжали оставаться всегда автаркиями.
Наш анализ такого явления, как полис, был бы неполным, если бы мы оставили в стороне его экономическую организацию. Еще совсем недавно непререкаемой истиной считалось изображение города-государства в виде политической надстройки экономической организации рабовладельцев, представителей земельной и финансовой аристократии над несчастным демосом и громадными массами рабов. Последнее, т. е. включение рабов в полис, было всегда крупной ошибкой, так как юридически все неграждане, к которым относились, разумеется, и рабы, не могут быть рассмотрены применительно к полису вообще. Известная доля государственных рабов (demosioi), кстати, нс нревышавших никогда 2 тыс. человек, действительно может быть рассмотрена как элемент полиса, об этом мы будем говорить ниже, но частновладельческие рабы никакого отношения к полису не имеют.
Экономическая организация полиса держалась на таких совершенно чуждых современности явлениях, как полисный земельный фонд и государственная литургия.
Темен — аналог ager publicus — представлял со временем в Афинах уже общественный фонд, владеть которым могли только граждане. Но гражданам, совершенно правильно предположить, было выгоднее сдавать его в аренду мешкам (особому сословию в Афинах, своего рода «иностранцам»). С доходов от теменов производилось покрытие расходов и других общественных объединений афинян — фил и фратрий, на них устраивались религиозные празднества, ибо формально темены принадлежали филам и фратриям или посвящались какому-нибудь святилищу. Ничего похожего на раздел общественного земельного фонда между гражданам, как это было в Риме, в Афинах не существовало.