Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования культуры делового общения у студентов — будущих менеджеров в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость обращения к проблеме формирования культуры делового общения обусловлено потребностью в специалистах менеджерах с высоким уровнем культуры делового общения и отсутствием научного обоснования условий формирования культуры делового в процессе обучения в вузе, недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории. Анализ философской, социальной, психолого-педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования культуры делового общения студентов-будущих менеджеров в процессе обучения в вузе
    • 1. 1. Основные направления научного исследования проблем культуры делового общения в работах отечественных и зарубежных ученых.'
    • 1. 2. Педагогические условия формирования культуры делового общения будущих менеджеров в вузе
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Организация экспериментальной работы по формированию культуры делового общения студентов-будущих менеджеров в процессе обучения в вузе
    • 2. 1. Организация и ход проведения экспериментальной работы по формированию культуры делового общения
    • 2. 2. Характеристика программы по формированию культуры делового общения будущих менеджеров
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию культуры делового общения будущих менеджеров в процессе обучения в вузе
    • 3. 1. Результаты диагностики компонентов культуры делового общения будущих менеджеров на констатирующем этапе эксперимента
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа эксперимента
  • Выводы по главе III
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Общая характеристика работы

Педагогические условия формирования культуры делового общения у студентов — будущих менеджеров в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный менеджер владеет основами предпринимательской деятельности, экономики и маркетинга, информационных технологий, способен планировать и прогнозировать развитие деятельности, строить взаимоотношения с деловыми партнерами, принимать решения в сложных изменчивых ситуациях, ясно и доходчиво излагать мысли. Вместе с тем, как свидетельствуют теоретические исследования и анализ профессиональной деятельности менеджера, он испытывает трудности на международном рынке. Одной из причин является несформированность культуры делового общения, что приводит к недостаточно продуктивному взаимодействию с партнёрами по бизнесу, к неумению определять способы поведения, адекватные ситуациям делового общения.

Проблемы межличностного общения находятся в центре внимания многих наук, изучающих человека: философии, социологии, психологии и педагогики. На философском уровне общение раскрывает процесс взаимодействия человека с окружающим миром (Г.И.Гусев, Л. Л. Буев, М. С. Каган, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, А. Д. Урсул, Г. П. Щедровицкий, К. Ясперс). На социально-психологическом уровне общение рассматривается как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности, раскрываются механизмы общения (Д.М.Гвишиани, А. Г. Здравомыслова, В. Я. Нечаева и др.). На психолого-педагогическом уровне общение рассматривается как необходимое условие развития и формирования личности и группы.

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день наработаны материалы и сложились направления, позволяющие осуществлять теоретическое осмысление природы общения:

— разработаны основы деятельностного подхода к общению, представленные в работах Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева, В. В. Рыжова и др.;

— определены концептуальные основы личностного подхода в педагогике и психологии, что позволило установить место общения в структуре личности (О.С.Богданова, З. И. Васильева, М. Б. Заславская,.

A.В.Мудрик, Л. И. Новикова, М. И. Шилова, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалёв, Б. Ф. Ломов и др.);

— выявлена устойчивая взаимосвязь между эффективностью деятельности субъектов и их умением налаживать деловые отношения (Г.М.Андреева, Дж. Аткинсон, А. А. Бодалев, Н. П. Борисова, Л. П. Буева, Н. П. Ерастов, Е. С. Жариков, Л. Зайверт, Н. В. Кузьмина, Е. С. Кузьмин, П. Мицич, Б. Скиннер и др.);

— разработаны некоторые вопросы подготовки взрослых к общению, а также к деловому общению (В.И.Андреев, А. Ю. Борисов, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, С. Л. Жукова, И. И. Зарецкая, Т. А. Ильина, В.А.Кан-Калик, Г. А. Ковалев, И. А. Кононенко, Ф. А. Кузин, Л. А. Петровская, В. В. Соколова,.

B.П.Шейнов и др.);

— в научный оборот вошли труды зарубежных и отечественных ученых, которые исследовали вопросы коммуникации в менеджменте (Р.Альберт, В. И. Андреев, М. Вудкок, К. О'Дейл, С. О'Доннел, П. Ф. Друкер, В. Зигерт, В. Ю. Кричевский, Г. Кунц, А. Ю. Панасюк, Г. Х. Попов, Д. Френсис, В. М. Шепель и др.).

Особо следует отметить исследования Н. В. Горбуновой, И. А. Мазаевой, Л. И. Ковтунович, И. А. Виноградовой, посвященные вопросам подготовки старшеклассников к деловому общению, проблеме формирования коммуникативного потенциала студентов вузов, техникумов и школформированию коммуникативных умений, необходимых человеку в деловом общении, вопросам педагогической коррекции межличностного общения как средства профессионального самоопределения, развитию навыков межличностного и профессионального общения в процессе профессиональной подготовки студентов, в том числе — студентов педагогических вузов.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что если проблема делового общения будущих специалистов уже рассматривалась в рамках осмысления общения и коммуникации в целом, то проблема формирования культуры делового общения будущих менеджеров требует своего осмысления. Более того, проблема формирования культуры делового общения в социально-значимой деятельности не была предметом специального педагогического исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении данной проблемы, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с обоснованием структурных компонентов культуры делового общения и раскрытием их содержания, с выявлением педагогических условий формирования культуры делового общения будущих менеджеров, с раскрытием сущности понятия «социально-значимая деятельность студентов», с определением подходов и принципов формирования культуры делового общения будущих менеджеров, и ряд других.

Источником этих проблем в педагогической практике является рассогласованность, а порой и противоречие между необходимостью повышения культуры делового общения будущих специалистов-менеджеров и отсутствием научного обоснования условий формирования культуры делового общения будущих менеджеров в процессе обучения в вузе. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило > проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования педагогических условий в вузе, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущего менеджера. В практическом планепроблема разработки программы формирования культуры делового общения менеджеров в условиях вуза.

Объект исследования — процесс формирования культуры делового общения будущих менеджеров в вузе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования культуры делового общения будущих менеджеров.

Цель исследования — обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущих менеджеров.

Гипотеза исследования:

Если культура делового общения представляет собой единство и взаимосвязь коммуникативных, перцептивных, интерактивных структурных компонентов, то ее формирование будет возможно тогда, когда: раскрытие содержания структурных компонентов явления культуры делового общения становится основой для разработки содержания программы формирования данной культуры у студентовсозданная программа формирования культуры делового общения реализуется на оси социально значимой деятельности студентовосвоение студентами содержания программы формирования культуры делового общения осуществляется через развитие коммуникативных умений, способствующих эффективному межсубъектному взаимодействию, ориентированному на успешное выполнение будущей профессиональной деятельностичерез развитие интереса студентов к активному участию в организации и проектировании форм социально значимой деятельностичерез оказание педагогической поддержки, способствующей повышению мотивации студентов на освоение культуры делового общения.

Задачи исследования:

1. Выявить структурные компоненты явления «культура делового общения будущего менеджера» и раскрыть их содержание.

2. Конкретизировать содержание понятия «социально-значимая деятельность» в вузе.

3. Разработать и апробировать программу формирования культуры делового общения будущего менеджера.

4. Определить результативность экспериментальной работы по формированию культуры делового общения студентов.

Научная новизна исследования: выявлена структура явления «культура делового общения будущего менеджера» и раскрыто содержание ее компонентов. (Коммуникативный компонент включает в себя умения проявлять интерес к человеку, передавать и обмениваться информацией, устанавливать и удерживать дистанцию в общении, преодолевать барьеры непонимания, использовать разнообразные коммуникативные средства. Перцептивный компонент включает в себя умения видеть и объяснить поведение партнеров, понимать их эмоциональное состояние, умения объективно оценивать намерения, способности, мысли, установки, внешний вид собеседника, умение устанавливать взаимопонимание, умение действовать в условиях дефицита исходной информации о коммуникантах, опираясь на опыт делового общения, умения управлять собой, формировать свой имидж, умение разрешать проблемные ситуации на основе субъективного их восприятия. Интерактивный компонент культуры делового общения включает в себя умение взаимодействовать с партнерами в процессе общения, умение организовывать совместную деятельность, умение работать в группе, умение разрешать конфликтные ситуации) — выявлены педагогические условия формирования культуры делового общения будущего менеджера в вузе (активизация деятельности студентов, направленной на получение информации о содержании культуры делового общения, развитие студенческого самоуправления, реализация студентами социально значимой деятельности в вузе, проектирование форм социальной деятельности, использование педагогической поддержки в повышении мотивации студентов на освоение культуры делового общения);

— конкретизировано содержание понятия «социально-значимая деятельность» (это деятельность, направленная на преобразование действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая развитию личности, ее социальной активности, творческой самореализации, межличностному социальному взаимодействию, формированию культуры делового общения) — разработана комплексная программа по формированию культуры делового общения студентов — будущих менеджеров [программа включает в себя три раздела, реализуемых в процессе обучения (диагностический раздел, обеспечивающий выявление социальной активности студентов, изучение культуры делового общениятеоретический раздел, обеспечивающий формирование знаний студентов о культуре делового общения, ее компонентах, о формах, средствах, барьерах общения, об имиджелогиипрактический раздел, содержащий комплекс учебных задач, деловых и ролевых игр, техник активного слушания и убеждения, обеспечивающий формирование умений делового общения, использование вербальных и невербальных средств общения), и практику делового общения студентов во внеаудиторное время, содержащей различные формы социально значимой деятельности, обеспечивающей реализацию личностных ресурсов культуры делового общения студентов, развитие социальной активности будущих менеджеров.].

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научное представление о содержании понятия «культура делового общения», расширяют представления об педагогических условиях, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущего специалиста-менеджера в образовательном процессе высшей школыконкретизируют понятие социально значимой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров в аспекте формирования культуры делового общения в педагогических условиях вуза. Прикладное значение проведенного исследования состоит в создании программы. Предложенная программа формирования культуры делового общения будущего менеджера в сочетании с социально значимой деятельностью студентов, студенческим самоуправлением в вузе, становится реальной предпосылки обновления содержания образования.

Разработанная комплексная психолого-педагогическая система диагностики культуры делового общения может использоваться педагогами высшей и средней школы при подготовке будущих специалистов сферы управления организации и менеджмента.

Теоретические выводы и методические рекомендации носят общепедагогический характер и могут быть использованы для дальнейшего расширения проблемного поля исследований профессионального и личностного становления специалиста-менеджера.

Методологической и теоретической основой предпринятого исследования являются:

— концепция коммуникативного подхода к обучению (А.А.Алхазишвили, С. Д. Брумфит, П. В. Гурвич, Т. Н. Игнатова, А. К. Маркова, Е. И. Пассов, У. М. Риверс, Д. Шейлз и др.);

— исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Л. Загрекова, М. В. Кларин, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко и др.);

— теоретические положения о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о преобразующей роли самого субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, В. И. Андреев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теории управления современным вузом (А.Л.Гавриков, Е. А. Князев, Д. В. Пузанков, В. А. Садовничий, В. В. Тимофеев, Р. М. Шерайзина и др.) — педагогический аспект исследований студенческого самоуправления в высшей школе (В.Г.Афанасьев, Р. А. Бычкова, В. А. Ван, И. П. Волков,.

A.Д.Глоточкин, Э. Б. Гусейнов, Н. П. Добронравов, И. В. Колесникова, К. М. Костюченко, И. Н. Крещенко, С. М. Косолапов, К. М. Левковский, Ю. И. Леонавичус, В. Т. Лисовский, П. Г. Лузан, Н. Н. Новиченко, Н. Ф. Осипова, Л. П. Панасенко, И. А. Правдина, Л. Я. Рубина, А. Ю. Ховрин, Л. Ф. Шаламова и дрО;

— концептуальные положения о педагогическом потенциале общественных организаций (А.В.Волохов, Г. В. Дербенева, Е. Кульпединова, Т. Н. Курганова, А. В. Савченко, О. Д. Чугунова и др.);

— теория общения и деятельности (А.Г.Андреева, В. Т. Ащепков, Ю. К. Бабанский, А. В. Беляев, О. В. Бескровная, А. А. Бодалев, В. Брушлинский,.

B.И.Горовая, Е. В. Горячкина, И. К. Журавлев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, В. М. Плескунов, Е. И. Рогов, И. И. Рыданова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету.

1. Теоретический анализ проблемы на основе изучения педагогической, психологической и философской литературы.

2. Формирующий эксперимент, включающий организацию социально-значимой деятельности будущих менеджеров в вузе.

3. Комплексный пакет психодиагностических методик для выявления сформированности культуры делового общения студентов-менеджеров, представленный следующими эмпирическими методами: изучение стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томасатест коммуникативных навыков и умений В. Ф. Ряховскогорисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровойметодика диагностики уровня эмпатических способностей В. В .Бойко;

— опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС);

— анкета «Паспорт социальной активности».

4. Методы математической обработки данных с помощью статистического пакета SPSS 14.0: непараметрический U-критерий Манна-Уитни, критерий ср-Фишера, критерий ранговой корреляции Спирмена.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в течение 2004;2008 гг. в три этапа (периода):

На первом этапе (2004;2006 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме формирования культуры общения будущих менеджеров, изучались признаки, содержание, виды, цели, средства, формы делового общения, необходимые менеджеру в его работе, анализировались подходы к изучению специфики делового общения, позволившие определить содержание культуры делового общения. Рассматривались возможные направления организации социально значимой деятельности студентов как фактора формирования культуры делового общения будущих специалистов-менеджеров.

На втором этапе (2006;2007 гг.) проводилась диагностика перцептивного, коммуникативного и интерактивного компонентов делового общения студентов-менеджеров, выявлялась взаимосвязь между уровнем культуры делового общения и стратегиями поведения в деловой и конфликтной ситуации, коммуникативными и организационными склонностями студентов. Осуществлялся формирующий эксперимент, то есть разрабатывалась и апробировалась комплексная программа по формированию культуры делового общения менеджеров посредством организации социально значимой деятельности студентов в вузе, проводились консультации с преподавателями и студентами-активистами.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) осуществлялся сравнительный анализ стартовой и итоговой диагностики для определения результативности комплексной программы по формированию в вузе культуры делового общения менеджеров. Осуществлялись интерпретация и обобщение полученных в исследовании результатов, формулировались выводы.

Экспериментальной базой исследования явился Международный институт рынка (г. Самара).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работыдлительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторениярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных результатов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогической и опытно-экспериментальной работы диссертанта в Международном институте рынка. Ход и основные результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии, советов факультета экономики и менеджмента Международного института рынка.

Результаты исследования представлены в материалах Международных научно-практических конференций «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2002, 2005), «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2004, 2005, 2006, 2007), «Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века» (Самара, 2005), «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» (Самара, 2004, 2006), «Педагогический профессионализм в современном образовании» (Новосибирск, 2007) — в материалах Всероссийских научно-практических конференций «Региональные проблемы информатизации образования» (Чебоксары, 2003), «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» (Екатеринбург, 2005) — в материалах Межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России» (Самара, 2004), в сборнике научных трудов «Корпоративное управление в России: состояние, проблемы, развитие», выпуск 3, часть 2 (Самара, 2006), в научном журнале Костромского государственного Университета (2007).

Результаты теоретического и практического исследования нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором. Окончательные результаты исследования обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры педагогической психологии Самарского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное образование предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке менеджера, способного оперативно менять направление и гибко перестраивать содержание своей деятельности в соответствии с требованиями рынка, умеющего строить взаимоотношения с деловыми партнерами, обладающего высоким уровнем культуры делового общения, обеспечивающим успешность включения специалиста в деятельность. Однако существует противоречие между потребностью в специалистах — менеджерах, способных к эффективному взаимодействию с партнерами, коллегами, и неразработанностью системы подготовки к деловому общению, обеспечивающему достижение цели профессиональной деятельности. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является целенаправленное формирование культуры делового общения будущих менеджеров, структурными компонентами которой являются коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты.

2. Положение о необходимости формирования культуры делового общения будущих менеджеров не может быть лишь дополнено тезисом о важности овладения ими способами социально значимой деятельности, обеспечивающей разнообразные межличностные социальные взаимодействия, проявления социальной активности. В современных условиях требуется разработка программы формирования культуры делового общения будущих менеджеров, состоящей из диагностического, теоретического и практического разделов, которые в своем единстве способствуют как формированию целостного представления о культуре делового общения будущих менеджеров, так и развитию коммуникативных умений, интересов, потребностей и мотивов участия в деятельностиформированию умений делового общения, навыков использования вербальных и невербальных средств общенияовладению различными формами социально значимой деятельности.

3. Деятельность преподавателя по формированию культуры делового общения становится эффективной тогда, когда студенческое самоуправление развивается в процессе социально значимой деятельности студентовкогда проектирование форм социально значимой деятельности осуществляется на основе развития коммуникативных умений, включающих в свое содержание понимание собеседника, умение выслушивать, добиваться взаимопонимания, убеждать, разрешать конфликтыкогда оказание педагогической поддержки базируется на выявленных мотивах и интересах студентов.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (218 источников) и 8 приложений. Текст иллюстрирован 22 таблицами и 5 схемами.

Выводы по главе III.

Анализ результатов апробации программы по формированию культуры делового общения позволяет сделать следующие выводы.

На констатирующем этапе эксперимента коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты культуры делового общения находились у студентов экспериментальной и контрольной группы на одном уровне. Наибольшие трудности студенты экспериментальной и контрольной< группы испытывали в таких ситуациях делового общенйя, которые требовали от них сформированности эмпатийных способностей, организаторских склонностей, способностей принятия самостоятельных решений в ситуации препятствия, в проблемной ситуации, нахождения выхода с учётом как своих интересов, так и партнёров по общению. В соответствии с результатами проведенного констатирующего эксперимента была проведена программа по формированию культуры делового общения студентов.

Построение программы учитывало результаты корреляционного анализа уровня социальной активности и компонентов культуры делового общения. Были выявлены взаимосвязи между высоким уровнем социальной активностью, с одной стороны, и высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, высоким уровнем эмпатийных способностей, самостоятельностью поведения во фрустрирующей ситуации, преобладанием стратегии сотрудничества в конфликтной ситуации, низкой ориентированностью во фрустрирующей ситуации на обвинение кого-либо, извлечение для себя выгоды и фиксированностью на самом препятствии при достижении цели, с другой стороны. Следовательно, формирование культуры делового общения средствами социально-значимой деятельности будет оказывать влияние в коммуникативном компоненте КДО на уровень сформированности коммуникативных умений и навыковв перцептивном компоненте КДО — на уровень сформированности эмпатийных способностей, самостоятельности поведения, низкой ориентированности на обвинение кого-либо, извлечение для себя выгоды во фрустрирующей ситуации, фиксированности на препятствии при достижении целив интерактивном компоненте КДО — на преобладание стратегии сотрудничества в конфликтной ситуации.

На формирующем этапе эксперимента были выявлены позитивные изменения всех компонентов культуры делового общения студентов экспериментальной группы. Уровень сформированности компонентов культуры делового общения студентов контрольной группы остался практически неизменным.

Студенты экспериментальной группы благодаря прохождению курса «Культура делового общения» и активному участию в социально-значимой деятельности приобрели новые коммуникативные умения и навыки, развили свои коммуникативные и организаторские склонности, что является показателем повышения уровня сформированности коммуникативного компонента культуры делового общения. У студентов экспериментальной группы повысился уровень эмпатийных способностей, уровень социальной адаптации и снизился уровень конфликтности в ситуациях делового общения, что является показателем повышения уровня сформированности перцептивного компонента культуры делового общения.

В конфликтной ситуации у студентов экспериментальной группы стала чаще использоваться стратегия сотрудничества, что является показателем сформированности интерактивного компонента культуры делового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено разработке и реализации комплекса педагогических условий формирования культуры делового общения, обеспечивающего совершенствование процесса профессионального становления личности специалиста в условиях высшего образования.

Необходимость обращения к проблеме формирования культуры делового общения обусловлено потребностью в специалистах менеджерах с высоким уровнем культуры делового общения и отсутствием научного обоснования условий формирования культуры делового в процессе обучения в вузе, недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории. Анализ философской, социальной, психолого-педагогической и методологической литературы, а также исследования состояния разработанности проблемы в реальной практике показали, что ряд вопросов еще требует теоретического осмысления и практической реализации. Выполненное диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и опытно-экспериментальной апробации комплекса педагогических условий, способствующего формированию делового общения. Исходным теоретическим положением в нашем изыскании стал анализ понятий «культура», «общение», «деловое общение», «культура делового общения» и через них выход на авторское трактование понятий «формирование культуры делового общения», «культура делового общения», «социально значимая деятельность», «социальная активность». Формирование культуры делового общения — целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации, стимулирования деятельности по повышению уровня культуры делового общения.

Культура делового общения — это социально значимый показатель качеств, способностей персонифицировать профессиональную деятельность за счет сочетания профессиональной и общечеловеческой культуры общения личности. В научной работе было расширено понятие. Культура делового общения — это полиструктурное, динамическое системное образование личности, включающее коммуникативные, перцептивные и интерактивные компоненты позволяющие осуществлять межсубъектное взаимодействие с помощью различных средств и способов общения, ориентированные на эффективное выполнение профессиональной деятельности. Такое понимание основополагающих понятий диссертационного исследования определило общие подходы в разработке комплекса педагогических условий, способствующих формированию культуры делового общения, и позволило разработать программу формирования культуры делового общения.

Цель исследования в целом достигнута, что стало возможным благодаря решению ряда задач, поставленных на начальном этапе изыскания.

1. Выявить структурные компоненты понятия «культуры делового общения будущего менеджера» и раскрыть их содержание.

2. Конкретизировать содержание понятия «социально значимая деятельность» в вузе.

3. Разработать и апробировать программу формирования культуры делового общения будущего менеджера.

4. Определить результативность экспериментальной работы по формированию культуры делового общения студентов.

Исследование показало, что для эффективного формирования культуры делового общения необходимо соблюдение следующего комплекса педагогических условий:

— активизация деятельности студентов на получение информации о содержании культуры делового общении;

— развитие студенческого самоуправления, реализация студентами социальнозначимой деятельности в вузе;

— проектирование форм социальной деятельности;

— использование педагогической поддержки в повышении мотивации студентов в освоении культуры делового общения.

В исследовании получены такие результаты и данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в следующем:

— выявлена структура понятия «культуры делового общения будущего менеджера» и раскрыто содержание ее компонентов. (Коммуникативный компонент включает в себя умения проявлять интерес к человеку, передавать и обмениваться информацией, устанавливать и удерживать дистанцию в общении, преодолевать барьеры непонимания, использовать разнообразные коммуникативные средства. Перцептивный компонент включает в себя умения видеть и объяснить поведение партнеров, понять их эмоциональное состояние, умения объективно оценить намерения, способности, мысли, установки, внешний вид собеседника, умения устанавливать взаимопонимание, умения действовать в условиях дефицита исходной информации о коммуникантах, опираясь на опыт делового общения, умения управлять собой, формировать свой имидж, умения решать проблемные ситуации на основе субъективного их восприятия. Интерактивный компонент культуры делового общения включает в себя умение взаимодействовать с партнерами в процессе общения, умение организовать совместную деятельность, умение работать в группе, умение решать конфликтные ситуации);

— конкретизировано содержание понятия «социально-значимая деятельность» (Это деятельность, направленная на личностное восприятие, понимание и преобразование действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая развитию личности, ее социальной активности, творческой самореализации, межличностному социальному взаимодействию, формированию культуры делового общения);

— разработана комплексная программа по формированию культуры делового общения будущих менеджеров (программа включает в себя диагностический раздел, теоретический раздел, практический раздел, и практику в условиях социально-значимой деятельности, обеспечивая развитие социальной активности будущих менеджеров).

— теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «культура делового общения», представлении педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущего специалиста-менеджера в образовательном процессе высшей школы, что дополняет теоретические работы по изучению предметных областей и методов педагогического исследования;

— практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в ходе эксперимента методические рекомендации, образовательная программа формирования культуры делового общения будущего менеджера, разработанная комплексная психолого-педагогическая система диагностики культуры делового общения могут использоваться педагогами высшей и средней школы при организации социально значимой деятельности и влиянии на профессиональное становление личности специалиста, при подготовке будущих специалистов сферы управления организации и менеджмента;

— теоретически обосновано и экспериментально проверено, что средствами социально-значимой деятельности оказываться влияние в коммуникативном компоненте КДО на уровень сформированности коммуникативных умений и навыковв перцептивном компоненте КДО — на уровень сформированности эмпатийных способностей, самостоятельности поведения, низкой ориентированности на обвинение кого-либо, извлечение для себя выгоды во фрустрирующей ситуации, фиксированности на препятствии при достижении целив интерактивном компоненте КДО — на преобладание стратегии сотрудничества в конфликтной ситуации.

Результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования по проблеме формирования культуры делового общения у студентов — будущих менеджеров в процессе обучения в вузе, позволили сделать следующие выводы.

1. В ряду актуальных проблем педагогической науки и практики, требующих своего изучения и разрешения в последние годы, выдвигается проблема формирования культуры делового общения в условиях высшего профессионального образования. На сегодняшний день не существует какой-либо сложившейся системы формирования культуры делового общения у студентов, будущих специалистов — менеджеров, в то время как существует острая потребность в такой подготовке.

2. В настоящее время ни педагогов, ни студентов не устраивают традиционные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждения высшего профессионального образования.

3. В современных условиях формирование культуры делового общения возможно на основе интенсификации учебно-воспитательного процесса, которая достигается при условии четкого взаимодействия трех направленийсоциально-педагогического, организационно-педагогического, психолого-педагогического.

4. Доказано, что формирование культуры делового общения эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий: -активизация деятельности студентов на получение информации о содержании культуры делового общения;

— развитие студенческого самоуправления, реализация студентами социальнозначимой деятельности в вузе;

— проектирование форм социальной деятельности;

— использование педагогической поддержки в повышении мотивации студентов в освоении культуры делового общения.

5. Результаты экспериментальной проверки подтвердили тезис о том, что внедрение в практику высшего учебного заведения комплекса педагогических условий по формированию культуры делового общения и его реализации обеспечивает оптимальный уровень деловой культуры студентов.

6. Способ реализации, заявленных в гипотезе исследования педагогических условий представлен в разработанной нами программе, характеризуется использованием различных методов, форм для достижения цели, а также поэтапной их организацией. Основным механизмом формирования культуры является образовательная, воспитывающая среда.

7. Поскольку формирование культуры делового общения является одним из важных факторов профессионального становления личности молодого специалиста, необходимо продолжать работу по совершенствованию методик диагностирования уровня культуры делового общения студентов, психолого-педагогического сопровождения отдельных направлений в формировании культуры делового общения в системе высшего образования разработки программ, пособий, рекомендаций по формированию культуры делового общения, развитию социально значимой деятельности адаптированной к процессу профессионального становления личности специалиста.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы и показывает необходимость ее дальнейшей разработки, однако, как полагаем, что окажет определенную помощь социально-педагогическим работникам и преподавателям в систематизации педагогических знаний об условиях формирования культуры делового общения у студентов вуза. Дальнейшее исследование может быть посвящено изучению недостаточно исследованных аспектов проблемы, среди них такие, как: разработка научно — методического обеспечения деятельности педагога в процессе формирования культуры делового общенияизучение возможности внедрения разработанных нами экспериментальной программы в другие образовательные структуры институтаразработка и реализация методик дистанционного обучения по формированию деловой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности Текст. / З. А. Абасов // Высшее образование сегодня. 2004.- № 6. С. 8−12.
  2. Абрамова, Н. И. Основы психологии и педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений / Н. Н. Абрамова, О. Г. Литяйкина. Саранск: Саранск, кооп. ин-т, 2003. — 125 с
  3. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни: Науч. изд. Текст. / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина СПб.: Алетейя, 2001.-299 с.
  4. , Д. Искусство управлять людьми и самим собой Текст. / Д. Адаир.1. М.: ЭКСМО, 2006. 656 с.
  5. , Ю. Студент: возможности личностного роста Текст. / Ю. Азаров // Высшее образование В России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  6. , В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря Текст.: моногр. / В. А. Азарова. — Самара: Из-во СГАКИ, 1998.-146 с.
  7. Акмеологический словарь Текст. / под общей ред. А. А. Дергача. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 161 с.
  8. , С. А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе вуза Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Алферова. — Саратов, 2000. 165 с.
  9. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 267 с.
  10. П.Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: инновац. курс: в 2 кн. Кн. 1 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -565 с.
  11. , Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2004. 366 с.
  12. З.Арнольдов, А. И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. — М.: Нар. акад. культуры и общечел. ценностей, 1993. 349 с.
  13. , Р. Этапы развития социологической мысли Текст. / Р. Арон. М.: Прогресс, 1993.- 114 с.
  14. , А. В. Личность делового человека Текст.: социально-психологический аспект / А. В. Барташев. М.: Дело, 2003. — 384 с.
  15. Бой, Жак. Проектный менеджмент Текст.: практ. реком. от ведущей мировой компании / Жак Бой, Кристиан Дудек- пер. с нем. А. В. Давыдова — М.:АСТ :Астрель, 2007. 140 с.
  16. , В. П. Теория создания и применения Текст.: учеб. / В. П. Беспалько. М.: НИИ шк. Технологий, 2006. — 188 с.
  17. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Междунар. Пед. Акад., 1995. — 328 с.
  18. , Г. В. Психология делового общения Текст.: учеб. / Г. В. Бороздина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 174 с.
  19. , Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе Текст. / Е. А. Борисова. СПб.: Питер, 2005. — 208 с.
  20. , А. А. Понимание и общение Текст. / А. А. Брудный. М.: Знание, 1989.-63 с.
  21. , А. Л. Профессор профессия Текст.: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / А. Л. Бусыгина. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. -198 с
  22. , М. Бренд : сила личности Текст. / М. Васильева, А. Надеин.
  23. СПб.: Питер, 2003. — 208 с.: ил.
  24. , А.Н. Конфликты в библиотеке Текст.: предупреждение и разрешение / А. Н. Ванеев. СПб.: Профессия, 2001. — 128 с.
  25. , В. И. Деловая репутация Текст.: личность, культура, этика, имидж делового человека / В. И. Бенедиктова. — М.: Ин-т новой экономики, 1996. — 256 с.
  26. , Р. Общение. Интенсивный курс Текст. / Р. Вердербер, К. Вердербер. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 416 с.
  27. , И.Е. Конфликтология Текст.: учеб. пособие / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, К. Д. Захаров. М.: ИНФРА-М., 2001. — 223 с.
  28. , В. Р. Менеджмент для предпринимателей Текст. / В. Р. Веснин. -М.: Антиква, 1993. 289 с.
  29. , А. В. Воспитательные возможности молодежного коллектива в процессе жизнедеятельности конкретного индивида Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Волохов. Омск, 2002. — 23 с.
  30. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991.-420 с.
  31. , О. «Болезнь новизны» в образовании Текст. / О. Газман // Народное образование. 2001. — № 1.-С. 111−113.
  32. , Б. Н. Профессионализм управленцев : структура, оценка, развитие Текст. / Б. Н. Герасимов, Н. Г. Яковлева. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.-273 с.
  33. , Б. С. Философия образования для XXI века : в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1998. — 427 с.
  34. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен — отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа, 1995.-447 с.
  35. , С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи Текст.: учеб. пособие / С. С. Гиль. — М.: Социальный проект, 2004. — 192 с.
  36. , И. 3. Теория и методика воспитания Текст. / И. 3. Гликман. -М.: Владос, 2002.- 176 с.
  37. Горбу нова, Н. В. Технология развития и саморазвития культуры профессионально-делового общения студентов в процессе обучения в вузе Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Горбунова. — Саратов, 1999.-20 с.
  38. , И. Н. Основы психолингвистики Текст.: учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 1997. — 224 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. / Минист. образов. РФ. — М. 2000. 52 с.
  40. , В. С. Общественная психология как форма духовной жизни людей Текст. / В. С. Грехнев // Философия и общество. 2006. — № 3. — С. 25 — 45.
  41. , Н. М. Деловое общение Текст. / Н. М. Громова. — М.: Экономист, 2005. — 134 с.
  42. , П. С. Философия культуры Текст.: пособие для студ. гуманит. вузов / П. С. Гуревич. 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 288 с.
  43. , О. А. Формирование культуры делового общения у будущих государственных служащих Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Давыдова. Волгоград, 2003. — 206 с.
  44. , Г. В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения (на примере малого города) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Дербенева. Омск, 2004. — 23 с.
  45. , А. Б. Общение : наука и искусство Текст. / А. Б. Добрович. -М.: АОЗТ Яуза, 1996. 254 с.
  46. , В.Ю. Психология и этика делового общения Текст.: учебник для вузов / В. Ю. Дорошенко, И. И. Зотова, В. Н. Лаврененко [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -279 с.
  47. , М. А. Установки коммуникативного поведения : диагностика и прогноз в конкретных ситуациях Текст. / М. А. Джерелиевская. — М.: Смысл, 2000. — 191 с.
  48. , Е.М. К вопросу о методе проектов Текст. / Е. М. Дубовикова, О. В. Раменская // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании.: сборник статей XII Междун. науч.- метод, конференции.- Пенза, 2005. С. 116−119.
  49. , В.И. Формирование культуры делового общения у будущих инженеров Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Иванова. -Брянск, 2003.-184 с.
  50. , И. П. Методика коммунарского воспитания Текст.: кн. для учителя / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  51. , М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  52. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения Текст. / В. А. Кан-Калик. -Грозный: Чечен.- Ингуш, кн. изд-во, 1988. 68 с.
  53. , М. В. Язык и деловое общение : нормы, риторика, этикет Текст.: учеб. пособие для вузов / М. В. Колтунова. — М.: Экон. лит., 2002.-288 с.
  54. Краткий педагогический словарь Текст. / сост. Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. В. Тютькова. М.: И. В. Секачев, 2005. — 181 с.
  55. , И. Н. Студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя Текст. / И. Н. Крещенко // Вестн. Ставроп. ун-та. 1996. — № 1. — С. 232−233.
  56. Н.В. Структура экономико-теоретического знания Текст.: методол. анализ / Н. В. Кузьмина, О. И. Ананьин, Jl. Е. Ворфаломеева. — М.: Наука, 2005.-243 с.
  57. , Ф. А. Культура делового общения Текст.: практ. пособие для бизнесменов / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 2000. — 240 с.
  58. , И. Д. Мастерство делового взаимодействия Текст. / И. Д. Ладанов. М.: НТК «Менеджер», 1989. — 208 с.
  59. Латинско-русский словарь Текст. / авт. сост. К. А. Тананушко — 4-е изд.,. перераб. и доп. — М.: Харвест, 2002. — 1037 с.
  60. , М. М. Вам предстоят переговоры Текст. / М. М. Лебедева. — М.: Экономика, 1993.- 195 с.
  61. , А. А. Основы психолингвистики Текст.: учеб. для студ. вузов / А. А. Леонтьев. 4-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. -288 с.
  62. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1996.-46 с.
  63. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 345 с.
  64. , Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности Текст.: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии) / Д. А. Леонтьев. — 2 изд., испр. М.: Смысл, 2003.-486 с.
  65. , Л. С. Школа этикета Текст. / Л. С. Лихачева. Екатеринбург: Средний Урал, 1997. — 448 с.
  66. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова М.: Наука, 1999. — 349 с.
  67. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методические проблемы социальной психологии / под ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. — 127 с.
  68. , Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике Текст. / Г. А. Луке. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. 278 с.
  69. , Н. Г. Педагогические технологии как фактор эффективности образовательной деятельности Текст. / Н. Г. Лукинова // Вестн. Ставроп. ин-та им. В. Д. Чурсина. 2002. — № 3. — С. 109−115.
  70. , Н. Г. Учебный труд студентов как сложный и специфический вид деятельности Текст. / Н. Г. Лукинова // Вестн. Ставроп. гос. пед. инта. 2003. — Вып. 1.-С. 37−49.
  71. , А. С. Педагогические сочинения Текст.: в 8 т. Т. 4 / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. — 510 с.
  72. , Т.Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Т. Н. Мальковская. -М.: Педагогика, 1988. 139 с.
  73. , И. А. Школа красноречия Текст. / И. А. Мальханова. М.: АИФ «Принт», 2001. — 272 с.
  74. , Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи Текст.: текст докл. на культурол. чтениях, состоявшихся в Москве, 17 апр. 2000 г. / Э. С. Маркарян // Филос. науки. 2000. — № 2. — С. 17−24.
  75. , Д. Манипулирование встречами : как добиться чего вы хотите, когда вы этого хотите Текст. / Д. Мартин. Минск: Амалфея, 1996. — 301 с.
  76. , В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности Текст.: учеб. пособие / В. М. Минияров. Самара: АО «Корпорация Федоров», 1997. — 120 с.
  77. , М. X. Основы менеджмента Текст. / М. X. Мескон. М.: Дело, 2000. — 704 с.
  78. , Н. А. Тренинг педагогического общения Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2003. — 304 е.: ил.
  79. , А. В. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе Текст. / А. В. Мудрик, А. А. Бодалев, 3. А. Малькова, JI. И. Новикова, В. А. Караковский. М.: Педагогика, 1991.-271 с.
  80. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия Текст. / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. — Н. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 с.
  81. Л.И. Воспитание как педагогическая категория Текст. / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−35.
  82. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1987.-534 с. 87.0палев, А. В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека Текст. / А. В. Опалев. М.: ЮНИТИ, 1996. — 249 с.
  83. , В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация Текст. / В. Н. Панкратов. М.: Ин-т психотерапии, 2000. — 201 с.
  84. , В. Н. Эффективное общение : правила игры Текст.: практ. руководство / В. Н. Панкратов. — М.: Психотерапия, 2007. — 256 с.: табл.
  85. , В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения Текст. / В. Н. Панферов // Психол. журн. 1987. — Т.8. № 4. — С. 82−88.
  86. , А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности Текст. / А. П. Панфилова. СПб.: ИВЭСЭП — Знание, 2005. — 495 с.
  87. , Дж. Р. Люди сделают то, что вам нужно Текст. / Дж. Р. Паркинсон. М.: Новости, 1996. — 160 с.
  88. , Е. И. Иностранный язык Текст. / Е. И. Пассов, М. О. Антюшина. М.: Оникс XXI век, 2001. — 232 с.
  89. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст Текст.: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. «Психология» / В. Пахальян. — СПб.: Питер, 2006. 237 с.
  90. , Н. Н. Философия образования для XXI века Текст.: кризис образования в контексте глобальных проблем / Н. Н. Пахомов. М.: Флинта, 1992.-427 с.
  91. , В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. М. Певзнер. Великий Новгород, 2005. — 184 с.
  92. Педагогика открытости и диалога культур Текст. / И. В. Алексашенкова, В. О. Букетов, А. Л. Гавриков и др. — под ред. М. Н. Певзнера — М-во образования РФ. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 262 с.
  93. , Н. М. Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов Текст. / Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983.-192 с.
  94. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  95. Пиз, А. Язык телодвижений Текст. / А. Пиз. Н. Новгород: Ай Кью, 1997.-248 с.
  96. , В. И. Культурология. Персоналии Текст.: курс лекций для студентов вузов / Б. П. Попов. М.: Academia, 2000. — 102 с.
  97. , И. А. Самоуправление в студенческом коллективе Текст. / И. А. Правдина. Саратов: Изд-во СГУ. — 58 с.
  98. Практическая психология для менеджеров Текст. / под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филинъ, 1997. — 364 с.
  99. , Н. К. Коммуникативные технологии двадцатого века Текст. / Н. К. Псичепцов. М.: Рефл-бук, 2002. — 352 с.
  100. Психологический словарь Текст.: в 2 т. — М.: Академия, 2003.
  101. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности Текст.: практ. пособие / науч. ред. А. А. Деркач. М.: Красная площадь, 1996. — 397 с.
  102. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты Текст.: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. 672 с.
  103. , В. М. Негосударственные вузы : проблемы управления и развития в регионах Текст. / В. М. Рамзаев. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2002. 259 с.
  104. , М. Б. Психология делового общения Текст.: учеб. пособие для студ. гуманит. вузов / М. Б. Ребус. -М.: Илекса, 2001. 176 с.
  105. , М. Как развить навыки успешного общения Текст.: пер. с англ. М. Солошенко / М. Рейд. М.: Эксмо, 2003. — 347 с.
  106. Реформа образования и гражданское общество Текст.: материалы круглого стола, 22 янв. 2002 г. / редкол.: Ю. Г. Чернышев (отв. ред.) и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — 74 с.
  107. , Е.И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособие. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  108. , Р. В. Психическое здоровье и адаптация студентов Текст. / Р. В. Рожанец. -М.: Медицина, 1976. 176 с.
  109. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов Текст.: материалы Всерос. конференции Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. — 298 с.
  110. , Е. Д. Воспитание культуры делового общения Текст. / Е. Д. Росщепкина. М.: Мысль, 2003.-207с.
  111. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер принт, 2003. — 508 с.
  112. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  113. , Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера Текст.: учеб. пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 180 с.
  114. , Г. И. Логика и основы аргументации Текст.: учеб. для вузов / Г. И. Рузавин М.: Проект, 2003. — 300 с.
  115. , М. Н. Социология образования и молодежи : избранное (1965−2002) Текст. / М. Н. Руткевич. М.: Гардарики, 2002. — 541 с.
  116. , И. И. Основы педагогики общения Текст. / И. И. Рыданова. — Минск: Беларуская навука, 1998. 319 с.
  117. , В. В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения Текст. / В. В. Рыжов // Вопр. психологии.— 1980. -№ 1.-С. 39−40.
  118. , И. Ю. Психология и педагогика Текст. / И. Ю. Рысь. М.: РЭА, 1999.-302 с.
  119. Рябкина, 3. И. Мы начинаем учебный год первокурсников в нетрадиционной манере. Почему? Текст. / 3. И. Рябкина, Е. В. Абаева, Л. Н. Ожигова // Человек. Сообщество. Управление. 2000. — № ¾. — С. 1921.
  120. , А. В. Общественные отношения как предпосылка познавательной деятельности Текст. / А. В. Савченко // Вопр. гуманитарных наук. 2005. — № 3. — С. 91 -97.
  121. , В. А. Традиции и современность Текст. / В. А. Садовничий // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 11−18.
  122. , В. А. Университеты России в XXI веке Текст.: замысел программы / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. 2002. № 4.-С. 49−51.
  123. Самоорганизация в природе и обществе Текст.: филос.-методол. очерки / отв. ред. В. Н. Михайловский. СПб.: Наука, 1994. — 129 с.
  124. Самоорганизация и творчество в учебном процессе Текст.: актив, формы обучения студентов экон. и управлен. спец.: материалы чтений памяти проф. В. И. Махновой, Москва, 24−25 дек. 2001 г. / под ред. К. JI. Рожкова. М.: ГУУ, 2001.- 123 с.
  125. , В. И. Культура общения : конспект лекций Текст. / В. И. Сафронов. -М.: Мир книги, 1992. 108 с.
  126. , Ж. С. Психодиагностика Текст.: учеб. пособие для студ. социо-гуманит. спец. / Ж. С. Сафронова. — Кемерово: ГУ КузГТУ, 2007. 101 с.
  127. , JI. В. Введение в психолингвистику Текст.: курс лекций / Л. В. Сахарный. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 180 с.
  128. , А. Л. Социальная психология Текст. / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2004. — 332 с.
  129. , А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса Текст.: учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. Москва: Дашков и К, 2006. — 273 с.: ил.
  130. , Н. Р. Дополнительное профессиональное образование студентов Текст. / Н. Р. Сенаторова // Российское студенчество на рубеже веков: материалы Всерос. студенческого форума / под ред. Ю. В. Коврижных, Г. В. Куприяновой. М., 2001. — 200 с.
  131. , И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст.: практ. пособие для работников образов, учрежден. / И. С. Сергеев. М., АРКТИ, 2005. — 80 с.
  132. , М. П. Профессиональное обучение. Педагогические технологии Текст. / М. П. Сибирская. СПб.: Логос, 1996. — 98 с.
  133. , Е. В. Мотивационный тренинг Текст.: практ. руководство / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2005. — 233 с.
  134. , А. М. Парад предрассудков Текст. / А. М. Сидоркин. М.: Знание, 1992.-77 с.
  135. , В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых Текст. / В. П. Симонов. М.: МГОУ, 2005. — 181 с.
  136. , В. П. Диагностика степени обученности учащихся Текст. / В. П. Симонов. М.: МПА, 1999. — 45 с.
  137. , В. П. Управление в социальных (педагогических) системах Текст. / В. П. Симонов — Моск. гос. открытый ун-т. М.: МГОУ, 2005. -183 с.
  138. , В. П. Урок : планирование, организация и оценка эффективности Текст. / В. П. Симонов. М.: МГОУ, 2004. — 188 с.
  139. , JI. Ю. Формирование личности : проблема устойчивости Текст. / JI. Ю. Сироткин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. — 175 с.
  140. Система воспитания в высшей школе Текст.: аналит. обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 8. — М.: НИИВО, 1998.-51 с.
  141. , С. П. Психология малой группы Текст. ] / С. П. Слаква.- под ред. И. Я. Рябовой, С. Н. Путилиной. -М.: Изд. Экзамен, 2004. 160 с
  142. , В. А. Человек творческий как цель воспитания Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова // ученые записки Курского Гос. Унив. / серия гуманит. науки. 2004 — № 1. — С. 148−155.
  143. , Н. Ю. Развитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ю. Слепова. Казань, 2005. — 184 с.
  144. Словарь иностранных слов и выражений Текст. / Авт. сост. Е. С. Зенвич. М.: Рус. яз., 2000. — 576 с.
  145. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Аспект-пресс, 1995.- 155 с.
  146. Современный толковый словарь русского языка Текст.: более 90 000 слов и фразеол. выражений / Рос. АН, Ин-т лингвист, исслед. — авт. проекта и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001. — 959 с.
  147. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  148. , В. В. Культура речи и культура общения Текст. / В. В. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. 190 с.
  149. , Ю. П. Понятийный аппарат педагогики Текст. / Ю. П. Сокольников, С. Ю. Сенатор, Г. Н. Григорьев. М.: Академия педагогических и социальных наук, 2006. — 210 с.
  150. , Ю. П. Теория воспитательных процессов Текст. / Ю. П. Сокольников. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. — 42 с.
  151. Сопер, JL П. Основы искусства речи Текст. / JI. П. Сопер. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. — 446 с.
  152. , Н. Предпринимательский университет Текст.: шведский опыт) // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 89−92.
  153. , Э. М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем Текст.: введ. в общ. теорию гармонии систем / Э. М. Сороко. Москва: URSS, 2006. — 262 с.
  154. Социальная психология и этика делового общения Текст.: учеб. пособие / под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995. — 165 с.
  155. , В. А. Корпоративная культура : теория и практика Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер бук, 2001. — 345 с.
  156. , Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач Текст.: учеб. пособие / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГПУ, 1994. — 107 с.
  157. , Ю.А. Человек в мире общения Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. — 200 с.
  158. Стратегический менеджмент вуза Текст.: учеб. пособие / под ред. А. JI. Гаврикова. — Великий Новгород: НовГУ, 2003. 328 с.
  159. , В. В. Синергетические концепции самоорганизации Текст. / В. В. Суворов. М.: МГУ, 1999. — 368 с.
  160. , Ю. В. Тренинг делового (профессионального) общения Текст. / Ю. В. Суховершина.- М.: Акад. проект, 2006. 126 с.
  161. , В. А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский. —Саратов: Б. и, 2003. — 301 с.
  162. , В. А. Методика воспитания коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  163. , В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Шк. пресса, 2003. — 189 с.
  164. , В. В. Современная гуманистическая психология и школа Текст. / В. В. Тарасов. СПб.: Питер бук, 1995. — 49 с.
  165. , JI. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Тарита. СПб., 2000. — 145 с.
  166. , Н. Д. Общение : диагностика и управление Текст. / Н. Д Творогова. М.: Смысл, 2002. — 246 с.
  167. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст.: избр. психол. тр. / Б. М. Теплов. Воронеж: МОДЭК, 2003.-638 с.
  168. , Т. М. Я знакомый и неузнаваемый Текст. / Т. М. Титаренко. — Киев: Рад. шк., 1991. — 240 с.
  169. , Л. Г. Деловое общение Текст.: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Экономика и управление» / Л. Г. Титова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-271 с.
  170. , В. Современные образовательные технологии : мировой опыт и положение дел в России Текст. // Альма матер: вестник высшей школы. 2002. — № 1.-С. 9−12.
  171. , В. А. Психологические аспекты менеджмента Текст.: учеб. пособие / В. А. Трайнев. М.: ТЦ Сфера, 2003. -190 с.
  172. , В. А. Деловые игры в учебном процессе Текст.: методология разраб и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: И Д «Дашков и К»: МАЛ ИПТ, 2002. -360 с.
  173. , А. А. Студенческие организации как субъект педагогической деятельности в процессе подготовки будущего учителя Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Усов. Самара, 2000 — 161 с.
  174. , Е. И. Лабиринты общения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. И. Фадеева. М.: ЦГЛ, 2003. — 94 с.
  175. , Э. Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях Текст. / Э. Н. Фаустова // Обзорная информация / НИИ Высш. шк. М., 1995. — Вып. 5. — 40 с.
  176. , Л. Сочинения Текст.: В 2 т. Т. 2 / Л. А. Фейербах — отв. и авт. послесл. ред. Б. В. Мееровский — Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука, 1995.-501с.
  177. , Е. О. Объективно-ориентированный подход к построению открытых педагогических систем Текст. / Е. О. Феофанова, А. Ю. Потягайло // Информационное общество. 2001. — № 1. — С. 53−55.
  178. , В. М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки приоритетное направление политики Министерства образования Российской Федерации Текст. / В. М. Филиппов // Инновация. — 2003. -№ 1.-С. 5−8.
  179. Философия: Текст.: всемирная энцикл. / гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. -М.: ACT, 2001. 1312 с.
  180. , Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения Текст. / Р. Фишер, У. Юри. М.: Наука, 1992. — 83 с.
  181. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе Текст. / Ю, Г. Фокин. -М.: Академия, 2002. 215 с.
  182. , И. Г. Модели педагогической деятельности : опыт систематизации Текст. / И. Г. Фомичева. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997.-256 с.
  183. , В.Н. Педагогическая импровизация Текст. / В. Н. Харькин. — М.: NB Магистр, 1992.- 160 с.
  184. , А. Ю. Студенческие отряды как субъект реализации государственной молодежной политики Текст.: социолого-управленческий анализ: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / А. Ю. Ховрин. Н. Новгород, 2003. — 23 с.
  185. , А. Проектно-ориентированный университет Текст. / А. Хохлов, Р. Стронгин, А. Грудзинский // Высшее образование в России. 2002.-№ 2.-С. 3−11.
  186. , А. Т. Вводный курс самоменеджмента Текст.: курс лекций / А. Т. Хроленко. Курск: Изд-во Курского ин-та менеджмента, экономики и бизнеса, 2005. — 125 с.
  187. , И. В. Как создать программу воспитательной работы Текст.: метод, пособие / И. В. Цветкова. — М.: Просвещение, 2006.- 207 с.
  188. , P. X. Барьер как категория и его роль в деятельности Текст. / P. X. Шакуров // Вопр. психологии. 2001. — № 1. — С. 3−18.
  189. , Б. Личность, карьера, успех Текст.: психология бизнеса / Б. Швальбе, X. Швальбе. М.: Прогресс, 1993. — 139 с.
  190. , Л. Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Л. Л. Шевченко.-М., 2005.-363 с.
  191. , Л. Л. Нравственная культура учителя Текст. / Л. Л. Шевченко. — М.: Народный учитель, 2002. 263 с.
  192. , Л. Л. Этические альтернативы Текст. / Л. Л. Шевченко. — М.: Народный учитель, 2002. 47 с.
  193. , В. П. Как управлять другими. Как управлять собой Текст.: искусство менеджера / В. П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996. — 231 с.
  194. , В. М. Имиджелогия : секреты личного обаяния Текст. / В. М. Шепель. М.: Культура и спорт, 1994. — 319 с.
  195. , Р. М. Лидерство и командный менеджмент в стратегическом управлении вузом Текст.: учеб. пособие / Р. М. Шерайзина. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.-112 с.
  196. , Р. М. Технология принятия управленческих решений Текст.: метод, рек. / Р. М. Шерайзина, Т. А Каплунович. — Великий Новгород, 2000. 36 с.
  197. , Г. А. Руководить сообразно ситуации Текст. / Г. А. Шредер // Деловая информация. 2006. — № 4/5. — С. 67−102.
  198. , Б. Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура Текст.: учеб. пособие / Б. Ю. Щербаков. Под ред Г. В. Драча. — М.: Логос, 2001.-144 с.
  199. , В. В. Социальные теории организации Текст.: словарь / В. В. Щербина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 264 с.
  200. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты Текст.: практ. психология для всех. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 288 с.
  201. , О. Слово предоставлено вам Текст.: практ. советы по ведению деловых бесед и переговоров / О. Эрнст. М.: Экономика, 1988. — 94 с.
  202. , И. М. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / И. М. Юсуповч. Самара: Изд-во СамИКП, 2003. — 76 с.
  203. , Д. Деловой протокол : стратегия личного успеха Текст.: пер. с англ. / Д. Ягер. М.: Альпина бизнес букс, 2004. — 343 с.
  204. , К. Всемирная история философии Текст.: / К. Ясперс — пер. с нем. К. В. Лощевский — вступ. ст. Ю. В. Перова, Г. Занера. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 2000. — 272 с.
  205. Burks, Н. The questions of professional consulting Text. / H. Burks, B. Steffle. New York, 1999. — 212 p.
  206. Kauffmam, D. Lost at Sea Text. / D. Kauffmam, Susan Moore Johnson, Susan M. Kardos, Edvard Liu, Heather G. Peske // American Educator. 2002. — Summer. — P. 14−17.
  207. David, Ruenzel. Once More, With Feeling Text. / David Ruenzel // Teacher magazine. 2003. — P. 3−12.
  208. Donald Mc. Cabe. Cheating, Why Student Do It and How We Can Help Them Stop Text. / Donald Mc. Cabe // American Educator. 2001. — Winter. -P. 1−7.
  209. Kristine Hughes Text. // Teacher magazine. — 2002. May. — P. 2−10.
  210. Marie, Winn. What Television Chases Out Of Life Text. / Marie, Winn // American Educator. 2000. — Summer. — P. 7−12.
  211. Raven, J. The Tragic illusion. Education Testing Text. / John Raven // Trillium Press. 2001. — P. 139. м
Заполнить форму текущей работой