Контрольная работа по социологии
В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1. Объясните разницу между предметами изучения социологии, политологии и философии
Социология (франц. sociologie, от лат. socictas — общество и греч. lógos — слово, учение; буквально — учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Социология ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами. Политология — отрасль науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней и внешней политики. Философия — учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
2.1 В чем, с Вашей точки зрения, состоит гуманистическая и познавательная функция социологии?
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Познавательные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.
3.1 Раскройте содержание этапов социологического исследования. Объясните разницу между гипотезой, предметом и целью социологического исследования. Приведите примеры.
Этапы социологического исследования — последовательные стадии проведения социологического исследования:
1- выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
2- отработка методик сбора данных;
3- сбор информации («полевой» этап);
4- подготовка данных к обработке и анализу;
5- обработка и анализ информации;
6- изложение результатов исследования.
Гипотезы представляют собой научные предположения о свойствах и структуре социального объекта, о характере связи между изучаемыми социальными группами, а предметом и целью социологического исследования является конкретная проблема, результатом которого могут стать данные подтверждающие или опровергающая гипотезу.
4.1 Назовите типичные ошибки, совершаемые при попытке провести социологический опрос и интегрировать его результаты.
Проблемы и трудности ведения социологического исследования показывает, что самые типичные ошибки и трудности социологических исследований в разработке программы социологического исследования есть: во-первых, проблемы, которые сформулированы в программе, часто не отображают реальную ситуацию. Поставленные уже раньше и реализованы проблемы часто игнорируются или же просто не учитываются. Во-вторых, цель исследования не связана с проблемой, сформулированная часто абстрактно, не отображает специфику объекта. Не определены четко задания исследования. Поставлены задания, оторванные от реальных возможностей, средств исследования. В ходе разработки программы не проводится анализ модели объекта в системе факторов. На основе имеющихся данных трудно установить пределы объекта, его количественный состав, структуру и ин.; в-третьих, не определенно предмет исследования, дается достаточно узкая или широкая интерпретация предмета исследование, в ходе формирования программы выяснялось, что очень слабо теоретически разработано предметное содержание исследования. В процессе исследования игнорируется значение теоретической модели исследования. Акцент в исследовании полностью перенесен на анализ эмпирических показателей. В процессе исследования смешивается теоретический и эмпирический уровень анализа процессов, а теоретическая интерпретация осуществляется фрагментарное, отсутствуют гипотезы не соотнесенные между собой категории анализа и единицы анализа, не построена схема понятий операционной интерпретации.
5.2 Раскройте представления о гражданском обществе и социальном неравенстве в трудах ученых французского Просвещения.
В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества. Представители утопического социализма Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения.
6.2 Опишите основные понятия концепции социально-исторического детермизма.
7.2 Опишите социологические взгляды М.Вебера.
8.2 Назовите и кратко охарактеризуйте основные положения феноменологической школы социологии.
9.3 Опишите формы и механизмы социального взаимодействия.
10.3 Назовите и охарактеризуйте основные компоненты культуры.
11.3 Какую роль играет язык в формировании культуры? Опишите культурно-речевую стратификацию языка.
12.3 Приведите не менее трех определений понятия «социальный прогресс», выработанных представителями различных социологических школ. Назовите причины социального прогресса.
13.4 Раскройте теорию возникновения девиаций, разработанную Р. Мертоном и Э.Дюркгеймом.
14.4 Что означает термин «феральный человек»? Какие условия приводят к появлению феральных людей? Чем отличается судьба сказочного Маугли от судьбы реального ферального человека?
15.4 Что такое статус? Что такое статусный набор? Что означает обладание определенным статусом? Назовите свои основные статусы.
16.4 Что такое санкция? Опишите виды санкций. Приведите примеры санкций, относящихся к мальчику, студентке, пенсионеру.