Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологизация процесса подготовки и осуществления цветной революции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим важным направлением работы разведывательных служб является оценка состояния армии и местных структур государственной безопасности. За полгода до начала «оранжевой революции» была сформирована специальная структура, занимающаяся выяснением при помощи социологических методов настроений командиров воинских частей и их планов. Анализировались психологические установки на потенциальное… Читать ещё >

Технологизация процесса подготовки и осуществления цветной революции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый этап: сбор информации и ситуационный анализ состояния государства и общества

Подготовительный этап в значительной степени предопределяет успех цветной революции. На этом этапе проводится сбор информации и делается ситуационный анализ общего состояния общества и государства — объекта воздействия. Используя информацию об актуальных и волнующих население социальных проблемах, можно целенаправленно влиять на увеличение уровня протестного потенциала и конвертировать протестные установки в реальные протестные действия.

Опыт стран, в которых произошла цветная революция, показывает, что серьезному увеличению протестной активности населения всегда предшествует гиперболизация острых социальных проблем и противоречий. Соответственно, для этого аналитиками и социальными инженерами производится ситуационный анализ состояния различных сфер общественной жизни, социально-экономических показателей, данных социологических исследований. В результате формируется знание о наиболее слабых и уязвимых местах государства и общества, которое используется для достижения основной цели — осуществления государственного переворота и переориентации политической системы страны.

Другим слабым местом могут быть проблемы в политической сфере: раскол политических элит, вмешательство олигархических структур в политический процесс, коррумпированность власти. Еще более взрывоопасной может быть ситуация кризиса власти, когда общество воспринимает существующую власть как несправедливую, не верит в ее возможность оптимизировать социальную и экономическую ситуацию в стране. В таком случае растет недовольство всех социальных слоев населения любыми попытками локальных преобразований и реформ. Причем, поскольку действия власти в данном случае становятся несовместимыми с ожиданиями как граждан, так и политических или бизнес-элит, в оппозиции к власти оказываются даже враждующие между собой силы, что при грамотно разработанной стратегии, выработанной социальными инженерами, успешно используется в цветной революции.

Далее вступают в действие СМИ, гиперболизирующие выявленные проблемы, дающие яркие и эмоциональные комментарии, привлекающие мнения экспертов. Их публикации содержат «доказательную базу», основанную на определенных «фактах», далеко не всегда достоверных. Однако, это уже не так важно, поскольку основной акцент делается на эмоциональное воздействие. Сообщения СМИ обрушиваются информационной лавиной, и становится сложно разобраться, где правда, а где вымысел. В итоге СМИ выступают в качестве своеобразного рупора «народного гнева», обвиняющего власть в коррумпированности и заботе только о своих корыстных интересах.

Немаловажной на этапе сбора информации и ситуационного анализа состояния государства и общества является работа спецслужб, прежде всего разведывательная. Секретная информация, полученная спецслужбами, может оказать серьезное влияние на участие людей в протестном движении. На основе этой информации «создается» резонансное или «прецедентное» событие.

Так, в преддверии «оранжевой революции» на Украине широкую огласку и «раскрутку» получило «дело Гонгадзе» — исчезновение известного грузинского журналиста Георгия Гонгадзе (2000), обнаружение его тела два месяца спустя, а также публикации материалов о причастности к этому событию чиновников, в том числе и президента страны Л. Кучмы. На опубликованных аудиоматериалах, записанных в офисе президента, шла речь о необходимости применения определенных мер к журналисту. Однако, несмотря на то, что подлинность аудиозаписи не была доказана, СМИ сделали свое дело, придав этому событию широкий резонанс.

В течение нескольких месяцев после события публиковалась целая серия «разоблачительных» аудиои видеоматериалов, значительная часть которых была собрана разведслужбами западных стран. В этих материалах говорилось о продаже оружия за рубеж, о нечестной конкуренции в ходе выборов, которые привели Л. Кучму к власти, о получении взяток на высшем уровне. Обнародование пленок привело к серьезному политическому кризису, который способствовал активизации протестных настроений на Украине.

Другим важным направлением работы разведывательных служб является оценка состояния армии и местных структур государственной безопасности. За полгода до начала «оранжевой революции» была сформирована специальная структура, занимающаяся выяснением при помощи социологических методов настроений командиров воинских частей и их планов. Анализировались психологические установки на потенциальное противодействие протестному движению населения. Основной задачей этой структуры стало формирование убежденности у командиров воинских частей в том, что армия либо должна встать на сторону протестующих, либо хотя бы не вмешиваться и сохранять нейтралитет.

Можно провести параллель и с «Жасминовой революцией» в Тунисе конца 2010 — начала 2011 г., которая осуществилась во многом благодаря нейтральной позиции армии и спецслужб. Армия, отказавшаяся стрелять по толпе, сыграла решающую роль в тунисском перевороте. Полиция сначала проявила готовность подавить бунт силой, но затем присоединилась к армии. Более того, 2000 полицейских, надев красные повязки, выступили на стороне протестующих.

Именно поэтому очень важным элементом на первом этапе цветной революции является разработка отдельной тактики взаимодействия с силовыми структурами, основанной на ненасилии и психологическом воздействии на солдат. Психологическим фактором является привлечение к протестным акциям женщин и детей, которые выходят на контакт с армией. Именно они обычно идут впереди колонны митингующих и раздают солдатам различные подарки: элементы протестной символики, ленточки, значки, брелоки, воздушные шары, цветы. Приближаясь к вооруженным солдатам, женщины, улыбаясь, опускают цветы в дула автоматов, дарят букеты солдатам, тем самым абсолютно их деморализуя.

Впервые данная тактика применялась осмысленно и целенаправленно при свержении главы Филиппин Ф. Маркоса. Там, как только машины с вооруженными солдатами выехали из ворот казарм, навстречу им устремлялись толпы женщин. Они кидали солдатам цветы, приветливо улыбались и пели — и Ф. Маркос не смог заставить солдат стрелять в эту толпу. В итоге, в течение нескольких дней армия была нейтрализована и присоединилась к оппозиции. Успешная апробация данного приема позволила ему стать одним из основных элементов технологии цветной революции.

Зачастую, протестующие стараются всячески задобрить солдат, принося им еду и говоря добрые слова, стараясь показать, что они «свои». Большое значение имеет и такой психологический фактор, как общение — вооруженные солдаты и полицейские просто разговаривают с митингующими, которые убеждаются, что против них не смогут применить оружие. Это придает им воодушевление и уверенность в себе и, напротив, деморализует силовые структуры в случае получения приказа о применении силы.

Ненасильственный характер действий со стороны протестующих притупляет способность власти рассматривать их как угрозу, и государство не принимает серьезных решений для защиты своего суверенитета и политической системы. Однако опыт стран, в которых цветная революция не состоялась, показал, что правительство и правоохранительные органы могут быть решительными в прекращении действий, подрывающих безопасность государственной политической системы.

Например, в 1995 г., когда США хотели организовать государственный переворот на Кубе, они отправили самолеты с целью разбрасывания пропагандистских листовок. Однако самолеты были сбиты безо всяких предупреждений кубинскими истребителями.

Помимо сбора информации и анализа возможности ее использования в стране-объекте, на первом этапе социальной технологии цветной революции «фабриками мысли» подбирается потенциальный лидер, на которого стоит сделать ставку. Как правило, вокруг главного лидера группируются все остальные ключевые фигуры, играющие значительную роль в цветной революции.

Технологии манипулирования сознанием позволяют создать для аудитории привлекательный образ практически любого человека. Но они не могут создать этот образ из реальных черт совершенно незнакомого людям человека. Поэтому претендент на роль лидера должен быть хоть сколько-нибудь известен и узнаваем, обладать определенным авторитетом, чтобы объединить вокруг себя оппозиционные силы.

Он должен зарекомендовать себя как человек уверенный, способный быть реформатором и вести за собой народные массы. Этот человек обязательно должен быть «привержен демократическим ценностям и идеалам свободы». Но кроме этого важно, чтобы он был материально «прикреплен» к западным ценностям, например либо женат на американке (В. Коштуница, М. Саакашвили, В. Ющенко), либо учился (долго жил) в США или Европе (М. Саакашвили).

Также важно, чтобы у данного лидера была «чистая» официальная репутация, он не должен быть потенциально дискредитированным. Политологи часто отмечают, что предвыборная кампания 2004 г. на Украине строилась как противостояние «кристально чистого» В. Ющенко и «насильника-рецидивиста» В. Януковича, имеющего три судимости.

Упрощенная схема выбора лидера строится следующим образом: предварительный анализ данных о людях, занимающих высокие посты в государственной сфере управления, позволяет отобрать кандидатов, которые соответствуют всем вышеперечисленным требованиям. Затем ведется анализ политических перспектив кандидатов и их потенциальной возможности стать главным лидером. В итоге остаются несколько кандидатов, способных в силу своих взглядов проводить политику, потенциально соответствующую геополитическим интересам Соединенных Штатов. Затем их разными способами стараются связать с Западом (банковскими счетами; записями разговоров, которые могут содержать элемент государственной измены; родственными узами и т. д.) и начинают оказывать им всяческое содействие.

Получая мощную зарубежную поддержку, кандидаты становятся реальной политической силой, им оказывают всестороннюю политическую, экономическую и медийную помощь. Впоследствии, на основе просмотра их рейтингов с помощью различных опросов, в момент практической реализации социальной технологии цветной революции ставка делается на одного из них.

Резюмируем. Первый этап подготовки цветной революции включает:

  • • сбор информации и ситуационный анализ;
  • • наращивание протестного потенциала;
  • • анализ состояния армии и силовых структур;
  • • подбор потенциальных лидеров цветной революции.

Итог: разработка генеральной стратегии подготовки и проведения цветной революции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой