Ориентация и установка учителей на инновационную деятельность
Диссертация
Уже наработан опыт деятельности учебных заведений различного типа, однако каждый этап деятельности в режиме инноваций нуждается в тщательном отслеживании, постоянном анализе, проработке перспектив. Одно и то же нововведение в различных условиях, как объективных, так и субъективных, дает совершенно разный эффект. Необходимо ставить задачи на перспективу, на развитие, чтобы инновационная… Читать ещё >
Содержание
- — г
- Глава I.
- Инновации в образовании: сущность, специфика, условия
- 1. Сущность инновационной деятельности и ее специфика в о бразовании
- 2. Условия и параметры инновационной деятельности в образовании
- Глава II.
- Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность на современном этапе развития среднего образования
- 1. Объективные условия и факторы, влияющие на инновационную деятельность учителя
- 2. Роль инициативы и творческой активности учителя в развитии инноваций^
Список литературы
- См.: Абрамов А. А. Образование в политике и политика в образовании // Вестник высшей школы. 1990. — N 2, с. 15 — 17
- См.: Сарагоса Ф. М. Завтра всегда поздно: Пер. с исп. /Предисл. Ч.Айтматова.-М., 1989, с. 21
- Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно:Пер. с исп./Предисл. Ч. Айтматова.-М.: Прогресс, 1989.- 320 с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Ч.1: Социология допрофессионального образования: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 1993, с. 26 34
- См., например: Косолапов С. М., Подвойский В. П. Социология образования: Уч. для педвузов.- М., 1993- Филиппов Ф. Р. Социология образования.- М., 1990.
- См., например: Колесникова Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования.- М., 1991- Хроменков И. А. Образование, человеческий фактор, общественный прогресс. М., 1989.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. М., 1991, с. 38 — 41
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая иннноватика как теория инновационных процессов в системе образования. В сб.: Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. — вып.3, М., 1990, с. 1 — 20
- И. См., например: Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.-М., 1993- Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инновати-ки). М., 1989
- См., например: Битинас Б. П., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания.- М., 1989- Конаржевский Ю. А. Внутриш-кольный менеджмент.- М., 1992- Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990 и др.
- Кравченко А.И. Инновации. В сб. Современная западная социология: Словарь. — М., 1990, с. 115 — 116
- Ангеловски А. Указ соч., с. 34 37
- Ожегов С.И. Словарь русского языка:Ок. 57 000слов. -М., 1989, с. 367
- Пригожин А.И. Указ.соч., стр. 5- 134
- Поляков С.Д. Указ. соч., стр. 7
- Пригожин А.И. Указ.соч., стр. 3523. Там же, с. 77
- Бестужев Лада И. В. Указ. соч., с. 57 — 59
- Нестеров В.В. Указ.соч., с.10
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв.ред. и сост. П. В. Аникеев, — М., 1995, с. 35
- См.: Новые ценности образования: Тезаурус для учителейшкольных психологов /Ред.-сост. Н. Б. Крылова.-М., 1995
- См.:Громыко Ю. Алексеев Н., Слободчиков В. Проект Федеральной программы развития образования // Учительская газета, 1993, 19 января
- Ангеловски К. Указ.соч., с. 38 40
- См.:Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методической пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред.М. М. Поташника. М., 1994
- См. «Городской учитель.», с.18
- Гессен С.И. Указ.соч., с. 6133. Там же, с. 109
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины // Частная школа, 1992, N 1, с. 45 51
- Русаков А. Школа рвется из традиций. Обзор новых направлений в педагогике// Первое сентября, 1993, 29 мая
- Фрумин И. Пути инновационной школы // Директор школы, 1993, N 4, с. 52 60
- Щедровицкий П. Новшества и инновации. Пять смыслов иностранного слова // Учительская газета, 1995, N 28
- Нестеров В.В. Указ.соч., с. 53- 135
- См.: Концепция формирования национально-регионального компонента содержания образования и программа ее реализации: Решение коллегии Департамента образования от 29.10.93.- Екатеринбург, ГУНО, 1993, с. 1641. Там же, с. 19
- Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор школы, 1994, N 5, с. 2 7- N 6, с. 12 — 19
- Якиманская И. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы, 1995, N 3, с. 39 46
- См. «Новые ценности образования.», с. 50 51
- Кларин М.В. Синектика метафорическое учебное исследование // Директор школы, 1995, N 2, с. 60 — 66
- Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы, 1995, N 2, с. 50 56
- См. об этом: Гузеев В. Семинар-практикум гибкая, мобильная форма урока // Директор школы, 1994, N 6, с. 23 -32- Он же: Организация урока в форме классического семинара // Директор школы, 1992, N 1, с. 42−50
- Кочетова А.И. Новые подходы в оценивании учебных знаний // Директор школы, 1994, N 3, с. 19 22
- Новые типы школ: организация и управление / Отв.ред. Лихацкая Э. Р. М., 1993- Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. — М., 1992
- См. «Новые ценности образования.», с. 5051. Там же, с. 42
- Юсуфбекова Н.Р., Указ соч., с. 19
- См.: Залогина О. В. Некоторые данные об образовании в России за последние годы // Мир России, 1995, N 2, с. 202 -205, а также еженедельные данные рубрики «Дневник» Учительская газета, 1995 год
- См. статьи в сб.: Условия и средства развития творческих способностей студентов и учащихся //Тезисы докладов науч. -практ. конф. УНПК. Нижний Тагил, НТГПИ, 1993, с. 105 — 106
- Пример школа «Оптимум», г. Екатеринбург (руководитель А.В. Меренков) — школа N 580 Санкт-Петербург, (Учительская газета, 1995, N 47−48)
- Ушаков К. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы, 1995, N 2, с. 3−11- он же Культурные различия и система управления: взаимозависимость и взаимовлияние // Директор школы, 1993, N 3, с. 1−7
- Хувейк В. Ключевые идеи сопричастность и самостоятельность // Директор школы, 1995, N 3, с. 21−32
- См. данные в сб: «Городской учитель.», с. 38 44
- Аттестация: достоинства и недостатки существующей модели //Директор школы, 1995, N 2, с. И 20 — Реальнее и дешевле: концепция дифференцированной оплаты труда педагогов // Директор школы, 1993, N 1, с. 2−10
- См. сб. «Свердловская область.», с.60 6361. Там же, с. 176−212
- См. данные исследования в г. Екатеринбург под руководством А. В. Меренкова: «Инновационные ориентации учителей», «Экспресс-опрос учителей и руководителей Октябрьского района», 1993 г.- 137
- См. сб. «Городской учитель.с. 102
- Методика описана в книге В. И. Андреева «Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера «- Казань, 1992, с. 152
- Абрамов А.А. Образование в политике и политика в образовании // Вестник высшей школы. 1990.- N 2. С. 5−12
- Абрамова С., Косенчук И. От «идеального» к «реальному»: Взгляд на проблему личностно-ориентированного образования // Директор школы. 1994.- N 6. С. 50 — 57
- Актуальные проблемы социального воспитания /Ред.колл.: Т. Ф. Яркина (отв.ред.), В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. Москва -Запорожье.: Изд-во АПН СССР, 1990.- 168 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 208 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер с макед. -М.: Просвещение, 1991.- 159 с.
- Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург, ИРРО, 1993.- 188 с.
- Аничкин С.А. Современные вопросы методологии и методики социологических исследований: Методические рекомендации. -Н.Тагил: НТГПИ, 1991. 47 с.
- Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурен- 138 тоспособной личности менеджера. Казань, 1992. — 207 с.
- Аросьев Д., Загвоздкин П., Пинский А. Вальдорфские школы как альтернатива традиционному обучению // Вестник высшей школы. 1991. — N 8. С. 25 — 21
- Аттестация: достоинства и недостатки существующей модели // Директор школы. 1995. -N2. С. 11−20
- И. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. В сб.: Общее среднее образование России: Сб.нормат.документов 1992 — 1993 гг. В 2 кн. Кн.1. М.: Просвещение, 1993. С.151−167
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышение эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982, — 192 с.
- Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.- 269 с.
- Батыгин Г. С. Обоснование практических рекомендаций в прикладной социологии // Социологические исследования.- 1982.-N 4. С. И 20
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, ИУУ, 1992. — 23 с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы. 1988. — N 5. С. 25 — 28
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.- 240 с.
- Бенавидес Л. К новой парадигме образования // Перспективы, вопросы образования. 1992. — N 1−2. С. 23−27
- Библер В. Школа диалога культур// Частная школа.1993. N 1. С. 17 — 32
- Бодалева А.А., Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и психологической перестройки кадров: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 79 с.
- Брандт Л. Свободные школы Дании // Частная школа. -1992. N 1. С. 13 — 18
- Бруднов А. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. 1995. — N 2. С. 24 — 29
- Бурмин М. С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. — N 12. С. 17 — 19
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. М. Журавлев, В. Н. Розов и др. Под ред.В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Вершинин В. Образовательный рынок: дикари и робинзо-ны // Частная школа. 1992. — N 2. С. 25 — 31
- Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины // Частная школа. 1992. — N 1. С. 31−34
- Внедрение достижений педагогики в практику школ /Под ред. В. Е. Глурмана. М.: Педагогика, 1981. — 78 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Просвещение, 1989. — 80 с.
- Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах:Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
- Вопросы развития качества образования: проблемы, перспективы: Экспресс-информация.- вып.11.- Свердловск: ГУНО, 1991. 56 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня:Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 239 с.
- Воспитательная система учебного заведения // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции в г. Николаеве. -М.: Нива, 1992.- 159 с.
- Время ученичества: сб. статей / Под ред. акад. А. В. Меренкова. Екатеринбург, 1995.- 87 с.
- Газман 0. Профессия гуманист // Директор школы, 1993. — N 1. С. 40 — 48
- Государственный образовательный стандарт. Высшее профессиональное образование. Общие требования (проект) // Высшее образование в России. 1993. — N 3. С. 24 — 37
- Гончаров И. Русская школа: путь к возрождению // Частная школа. 1992. — N 1. С. 45−51
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989, — 89 с.
- Городской учитель: социально-профессиональный портрет: Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования в Нижнем Тагиле /Авт.колл.: Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. и др. Екатеринбург, Н. Тагил, 1993.- 192 с.
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие, — М.: Изд-во МГУ, 1988. -232 с.
- Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор школы. 1994. — N 5. С. 2 -7- 1994. — N 6. С. 12 — 19
- Гузеев В. Взвешено, измерено, подсчитано. Оценочные шкалы в образовательной технологии // Директор школы. 1993. — N 5. С. 32 — 37
- Гузеев В. Профильная дифференциация и учебные планысредней школы // Директор школы. 1993, — N 2. С. 21 — 28
- Гузеев В. Педагогическая технология: управление самообразованием учителей // Директор школы.- 1993.- N 1.С. 28−33
- Гузеев В. Семинар-практикум гибкая, мобильная форма урока // Директор школы.- 1994.- N 6. С. 23 — 32
- Гузеев В. Организация урока в форме классического семинара // Директор школы. 1994. — N 1. С. 42−50
- Гузеев В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии: психолого-педагогические очерки. М.: МТЦ, 1993. — 67 с.
- Гуревич И. Сверка часов, или как согласовать позиции администрации и педагогического коллектива // Директор школы.-1994.- N 1. С. 21 30
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы в воспитании. -М.: Педагогика, 1986. 175 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика, 1986. — 175 с.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования //Социально-политический журнал. -1995.- N 6. С. 107−116
- Дежникова И.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984. — 80 с.(Новое в жизни, науке, технике.Сер. «педагогика и психология" — N 11)
- Димов В.М., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журнал.- 1995, — N 2. С. 12 15
- Дмитриев Д. Структура развития образования // Учительская газета, — 1993, — 2 февраля.
- Дудченко B.C. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики // Социологический ииследования. -1996, — N 7.1. С.39−45
- Елисеев К.В., Загвязинский В. И. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений: Методическое пособие. Тюмень: Изд-во ТНЦ РАО, 1995.- 22 с.
- Забелина Т. О кадрах и условиях, которые решают все // Учительская газета.- 1995.- 25 июля.
- Загорский В. Швейцарская ловушка (школьное образование с точки зрения потребителя) // Учительская газета.- 1996.-10 января.
- Закон Российской Федерации об образовании. В сб.: Общее среднее образование России: Сб. нормат. документов 1992—1993 гг. В 2 кн. Кн.1. — М.: Просвещение, 1993. С.7−55
- Зборовский Г. Е. Социология образования:Учебное пособие. В 2-х ч. Ч.1.Социология допрофессионального образования. — Свердловск, Изд-во Свердл. инж.-пед.ин-та, 1993. — 152 с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: Учебное пособие. В 2-х ч. Ч.2.Социология профессионального образования. — Екатеринбург: Изд.-во Урал.гос. проф. пед. ин-та, 1994. — 188 с.
- Зверева В.И. Организационно педагогическая деятельность руководителя школы. — М.: Новая школа, 1992. — 114 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социаль-но-педагогического исследования. М., 1995 — 86 с.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991. — 64 с. (Новое в жизни, нау- 143 ке, технике. Сер. «Педагогика и психология», N 5)
- Залогина О.В. Некоторые данные об образовании в России за последние годы // Мир России, — 1995.- N 2. С. 232 -235
- Зимин А.И. Социология образования: вопросы остаются // Социологические исследования.-1993. N 4. С. 102 — 109
- Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы.- 1995.- N 2. С. 50 56
- Инновационные процессы в организации и содержании образования //Сборник тезисов докладов научно-практической кон-ференциии. Новосибирск: Департамент образования, 1994.- 74 с.
- Интеграционные процессы в системе непрерывного педагогического образования // Материалы XIV научно-методической конференции преподавателей института 9−11 марта 1993 г. -Н.Тагил: НТГПИ, 1993. 64 с.
- Информация об основных направлениях программ развития школ города Нижний Тагил. Н. Тагил: ИРРО, 1994.
- Информатика в статистике: Словарь-справочник. М.: Финансы и статистика, 1994. — 204 с.
- Ионова О.Б., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования // Социально-политический журнал.- 1994.- N 11−12.С.164−170
- Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу /Под ред. М. Н. Горшкова и Ф. Э. Шереги. -М.: Политиздат, 1985. 223 с.
- Как изучать и удовлетворять информационные потребности педагогов: Методические рекомендации. Воронеж, 1985.- 24 с.
- Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ.ред. В. Е. Хруцкого. М.:Республика, 1992. 510 с.
- Карстанье Д.П. Миссия школы: концепция, функции, разработка // Директор школы.- 1995.- N 2. С. 35 42
- Каспржак А. Г. Наука управлять // Директор школы.1994.- N 1.С. 1−10
- Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. -144 с. (Сер.:Библиотечка директора школы)
- Кинг А., Шнейдер Б.Первая глобальная революция: Доклад Совета Римского клуба // Радикал.- 1991.- N 52.С. 14 18
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989, — 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», N 8).
- Кларин М.В. Синектика метафорическое учебное исследование // Директор школы.- 1995.- N 2.С. 60−66
- Князев Е. Образование эпохи постмодернизма // Директор школы.- 1994.- N 5. С. 46 58
- Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социологические исследования.- 1994.- N 3. С. 79 85
- Козлова О.Н. Феномен учительства в информационном обществе // Социально-политический журнал. 1995.-N 6. С. 136−147
- Колесников В.Ф., Турченко В. П., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. — 139 с.
- Концепция формирования национально-регионального компонента содержания образования и программ ее реализации: Решение коллегии Департамента образования Свердловской области от 29.10.93 Екатеринбург: ГУНО, 1993
- Концепция и программа развития общего (общегражданского) и профессионального (начального и среднего) гобразл-вания на 1992 год и последующий период: Решение коллегии Главного управления народным образованием от 25.12.91. Екатеринбург: ГУНО, 1991
- Концепция социального воспитания учащихся. ВНИК «Школа микрорайон» / Ред. Битинас Б. П., Бочарова В. Г. — М.: АПН СССР, 1990. — 66 с.
- Косолапов С.М., Подвойский В. П. Социология образования: Учебник для педвузов. М. :МИП «NB Магистр», 1993. — 144 с.
- Костикова М.Н., Ямпольский B.C. Структура и стандарты трудоемкости многоуровневой системы высшего педагогического образования // Многоуровневое педагогическое образование, вып.3. Москва, Омск, С.-Петербург, 1993.
- Кочетова А. Способы изучения коллектива и личности // Директор школы.- 1994.- N 5.С. 19 25
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
- Культура и мироввоззрение учителя // Тезисы докладов- 146 научно-практической конференции. Екатеринбург: ИУУ, 1993.
- Кумбс Ф. Кризис образования: системный анализ. М.: Педагогика, 1970. — 258 с.
- Кухарев И.П. Директор учится: обратная связь в педагогической системе. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Кухарев В.Н. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, Изд-во СГУ, 1990. — 168 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1992. — 283 с.
- Леднев B.C., Рыжаков М. В. Школа и стандарт: место встречи проскочить нельзя // Учительская газета.- 1994.- 9 августа.
- Леднев B.C., Рыжаков М. В., Шишов С. Е. Концепция Федеральных компонентов образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Ч. 1−2. М., 1994
- Леднев B.C. Удар по демократии или свобода выбора?// Учительская газета.- 1994.- 4 января.
- Леонтьева В. И. Образование как феномен культуротвор- 147 чества // Социологические исследования. 1995.- N 1.С. 15 — 18
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1971. — 142 с.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Педагогика, 1985. — 176 с.
- Майоров А.Н., Сахарчук А. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении . С.-Петербург: Ун-т пед. мастерства, 1992
- ИЗ. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск: ИПК НПК, 1992. — 179 с.
- Маркова А. К Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 156 с.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. Екатеринбург: УГПИ, 1993
- Методики психодиагностики в учебно-воспитательных процессах / Сост. Гришина P.P., Лушин П. В. М.: ИКА «Москва», 1990. — 64 с.
- Методические рекомендации по образовательным областям: искусство, естественные дисциплины, физическая культура, русский язык как государственный, математика, языки, общественнные дисциплины. Екатеринбург: ИРРО, 1994.
- Методические рекомендации по оценке и самооценке профессиональной деятельности учителя / Авт. -сост. Левитан К. М., Нестеров В. В. Свердловск: ИУУ, 1989. — 16 с.
- Методы педагогических исследований: Лекции для студентов пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. М.:1. Просвещение, 1972. с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», N 3)
- Начальное образование в России: инновации и практика / Ред.-сост. А.Русаков. М.: Изд-во «Школа», 1994. — 263 с.
- Негосударственные школы. Эксперимент //Частная школа, — 1992.- N 1. С. 23 29
- Нестеров В.В. Избранные педагогические выступления и документы. М.: МИП «NB Магистр», 1994. — 159 с.
- Нестеров В.В. Между огнем и сковородой // Учительская газета.- 1993.- N 33
- Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. М.: МП «Новая школа», 1993. — 119 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Новые типы школ: организация и управление / Отв.ред. Лихацкая Э. Р. М., 1993. — 115 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: РАО, 1995. — ИЗ с.
- Новый социально- философский словарь:100 слов / Ред. Кемеров В. Е. Екатеринбург: Изд-во «Уральский литератор», 1993. — 60 с.
- Образование: время перемен // Материалы и тезисы научно-практической конференции. Екатеринбург, Н. Тагил: Департамент образования, 1992. — 133 с.
- Образование в конце XX века: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, — 1992.- N 9. С. 25 42- 149
- Образование вчера, сегодня, завтра: новые ориентиры. (Материалы «круглого стола» ИППК при МГУ. Апрель 1994). // Вестник Московского университета, сер.7 «Философия». 1995.-N 2. С. 38 — 48
- Образование в Свердловской области: состояние и пути развития. Региональный доклад 1994 г. Екатеринбург: Департамент образования, 1994
- Обновление России: общество образование — молодежь — культура // Материалы научно-практической конференции УГ-ТУ-УПИ. — Екатеринбург, 1992
- Общее среднее образование России: Сб.нормат. документов 1992—1993 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1993. -286 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского.языка: Ок. 57 000 слов.-М.: Русский язык, 1978. 576 с.
- Организационно-деятельностные игры: в помощь организаторам школьного самоуправления. Киров, 1990. — 14 с.
- Основные концептуальные положения перевода системы образования на экономическую и правовую систему отношений (подходы к категорированию образовательных учреждений): Постановление главы администрации Свердловской области от 31.12.92
- Об утверждении городского Положения об экспериментальной педагогической площадке: Постановление главы администрации г. Н. Тагил от 25.01.94 N 22
- О порядке предоставления права на проведение опыт-но-экспериментальной работы в образовательных учреждениях г. Нижний Тагил: Постановление главы администрации г. Н.Тагил от 25.05.93 N 258
- О состояниии и уровне качества образования в Сверд- 150 ловской области / Под ред. М. В. Занина. Екатеринбург: Департамент образования, 1995. — 24 с.
- Передовой педагогический опыт: его развитие, обобщение и распространение. М.: MHO ЦИУУ, 1990.
- Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений // Учительская газета.- 1995, — 10 января.
- Положение об Экспертном Совете по вопросам развития содержания образования и экспертизе при управлении народного образования администрации города: Постановление главы администрации Г. Н. Тагил от 25.05. 93 N 258
- Положение о формировании учебных планов образовательных учреждений Свердловской области на 1994−95 уч.год. -Екатеринбург:Департамент образования, ИРРО, 1994
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. -М., 1993
- Поташник М. Школа и органы образования: трудный поиск взаимодействия // Директор школы.- 1995.- N 2.С. 28−35
- Практический опыт организации и функционирования вузов в странах с рыночной экономикой (обзор). М.: ПАИМС, 1992.- 257 с.
- Преображенский А. Хоть горшком обзови, только в печку не ставь (зачем нужны критерии инновационной школе) // Учительская газета.- 1995.- 5 декабря.
- Пригожин А.И. Новведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 271 с.
- Проблемы регионального образования: гуманитарный аспект. Екатеринбург: Департамент образования, 1993.
- Проблемы повышения профессиональной педагогической культуры учителя // Материалы научно-практической конференциистудентов и преподавателей. вып.2. — Н. Тагил: НТГПИ, 1994 -78 с.
- Проблемы профессионально-педагогической культуры (этические, философские, инновационные аспекты)//Материалы на-учно-практической конференции студентов и преподавателей, вып.3.- Н. Тагил: НТГПИ, 1996
- Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сборник научных трудов / Редколл.: Д. И. Фельдштейн (отв.ред)., и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 160 с.
- Психологическое обеспечение инновационных процессов // Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практи-ческой конференции. Новокузнецк: Департамент науки и образования, ИУУ, 1993
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. В. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303 с. (Психологическая наука — школе)
- Развивающее обучение: Методические рекомендации. -Екатеринбург:ИРРО, 1993.
- Развитие личности: проблемы, поиски, решения / Под ред. А. В. Меренкова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. -124 с.
- Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-пе-дагогической деятельности учителя. Пятигорск, 1990. — 116 с.- 152
- Рафф С. Как сузить пропасть // Директор школы. -1993.- N З.С. 43 52
- Репин С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ: пособие для исследователей гуманитарных специальностей. Минск, Ун-ское, 1990. — 128 с.
- Реальнее и дешевле. Концепция дифференцированной оплаты труда педагогов // Директор школы.- 1993.- N 1.С. 2−14
- Реорганизация средней общеобразовательной школы в учебно-воспитательное учреждение нового типа (гимназия, лицей): Методические рекомендации для педколлективов школ, ПТУ, техникумов. Свердловск, 1990
- Решетников И. За качество образования отвечает вся наша наука // Учительская газета.- 1994.- 4 января.
- Рекомендации социальный заказ администрации по подготовке педагогических и преподавательских кадров для общегражданского и начального профессионального образования области: Постановление главы администрации Свердловской области от 23.04.93
- Розов А. Философия образования в Росии: опасности становления и перспективы // Вестник высшей школы, — 1991.- N 3. С. 24 32
- Российская Федерация на пороге XXI века: проблемы социального развития// Социологические исследования, — 1991, — N 9. С. 17 29
- Рубцов А.В., Юдин Б. Г. Новые ориентиры гуманитарного образования //Человек. 1995, — N 2. С. 14 19
- Русаков А. Школа рвется из традиций. Обзор новых направлений в педагогике // Первое сентября.- 1993.- 14 сентября.
- Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно: Пер. с исп./Пре-дисл. Ч.Айтматова. М.: Прогресс, 1989. — 320 с.
- Свердловская область: региональное образовательное пространство: Информационно-аналитический отчет по материалам социологических исследований / Авт.-сост. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Екатеринбург, 1994. — 230 с.
- Семенов В. Д. Путь взрослых к детям тернист.//Учительская газета.- 1993.- N 24 августа.
- Семенов В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал.пед.ин-т, 1993. 63 с.
- Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально- педагогический аспект: тексты лекций. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. — 78 с.
- Сиволапов А. В. К новой модели обучения (социологический подход) // Социологические исследования.- 1993.- N 4.С.88 -92
- Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224 с. (Зарубежная школа и педагогика).
- Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. -1996.- N 1. С. 57−70
- Смирнов Н. Если мы хотим получить информацию // Директор школы.- 1993.- N 3. С. 8−21
- Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Н. Новгород:Изд-во НГУ, 1993
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Социальный портрет молодежи крупного индустриального центра: Инф.-аналит. отчет по материалам социологических исследований. Екатеринбург, Н. Тагил, 1993. — 129 с.
- Социология: проблемы духовной жизни: Учебное пособие по курсу социологии для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. проф. J1.H. Когана. Челябинск, 1992. — 263 с.
- Спиро Дж. Стандарты минимум и стандарты прогресса // Директор школы.- 1993, — N 4. С. 52 — 59
- Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Наука, 1979. — 314 с.
- Стратегия развития образования в России: Сб. документов. М.: Министерство образования РФ, 1994. — 74 с.
- Суд над системой образования: стратегия на будущее: Пер. с англ. / Под ред. У. Д. Джонстона. М.: Педагогика, 1991. — 264 с.
- Тенденции развития и роль сферы образования: экономические и социальные аспекты. М.: РАН ИМЭМО, 1994. — 228 с.
- Титович С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 56 с.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации. В сб.: Общее среднее образование России 1992 -1993 гг. в 2 кн. Кн.1. М.: Просвещение, 1993. С. 136−151
- Турчанинова Ю. Как помочь учителю стать .учителем// Директор школы.- 1993.- N 1. С. 23 28
- Тютюнник Н.А., Сундукова Т. А., Кожевникова Т. Н. Особенности структуры ценностных ориентаций выпускников общеобразовательных школ // Региональное образование, — вып.1, 1994.- 155
- Уилмс Д. Тестирование умений и навыков: основные прицнпы. //Директор школы.- 1994.- N 6. С. 14 23
- Уотермен Р. Фактор обновления: Пер. с англ.бщ.ред. В. Т. Рысина. М.: Прогресс, 1988 — 368 с.
- Управление современной школой: Пособие для директора школы/Под ред. М. М. Поташника. М.: Просвещение, 1992. — с.
- Условия и средства развития творческих способностей студентов и учащихся //Тезисы докладов 2 городской научно-прак-тической конференции УНПК. Н. Тагил: НТГПИ, 1993.- 178 с.
- Учитель. Творчество. Наука //Тезисы докладов научно-практической конференции- Н. Тагил:НТГПИ, 1990 60 с.
- Ушаков К. Демократия, демократизация, авторитаризм // Директор школы.- 1993.- N 5. С. 1−8
- Ушаков К. Культурные различия и система управления: взаимозависимость и взаимовлияние// Директор школы.-1993.- N 3. С. 1 7
- Ушаков К. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. 1995.- N 2. С. 3−11
- Ушаков К. По пути осознания совместных целей //Директор школы.-1993.- N 2 .С. 4 9
- Ушаков К., Шевцова С. Выбираем приоритеты // Директор школы.- 1994.- N 1.С. 10 21
- Фирсов В. От базисного учебного плана к стандартам образования // Учительская газета. 1992.- N 29 декабря.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1990. — 160 с.
- Фрумин И. Пути инновационной школы // Директор школы. 1993, — N 4. С. 52 — 60
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Хотунцев Ю.А., Симоненко В. Д., Ушаков М. А. и др. Новый школьный предмет «Технология» // Директор школы, — 1993, — N 3. С. 45 55
- Хроменков И.В. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Хувейк Р. Ключевые идеи сопричастность и самостоятельность // Директор школы — 1995.- N 3. С. 21 — 32
- Хуторский А. В. Свободное образование // Частная школа.- 1992.- N 1.С. 8−25
- Человек. Культура. Образование: Сборник научных трудов. Н. Тагил: НТГПИ, 1992. — 132 с.
- Чечель И. Сочетая фантазию с реальностью, или о том, как начинать и вести преобразование школы // Директор школы.-1993.- N 5. С. 40 57
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шамардин В.Н. Школа: от конечного результата к творческому поиску: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. -158 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. -169 с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. — 339 с.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание: критический- 157 анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 80 с.
- Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. — 177 с.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 104 с.
- Шпек А. Развитие вместо его имитации //Учительская газета.- 1995.- 18 января.
- Шредер Г. А. Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 1994. — 158 с.
- Щуркова И.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников): Методическое пособие. Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1993. — 61 с.
- Экспертиза качества образования: нормативно-правовое обеспечение: Сборник документов. Екатеринбург: Департамент образования, 1994. — 54 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов. вып.З. — М.: АПН СССР, 1990. (Научные достижения и передовой опыт в области педагогических наук).
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика: проблемы и перспективы. вып.6.- М.: АПН СССР., 1992. (Научные достижения и передовой опыт в области педагогических наук).
- Якиманская И. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы.- 1995.- N З.С. 39 46
- Ямпольский B.C. Образовательные стандарты высшей школы методологические основы, разработка и применение: Учеб. пособие для преподав.высш. шк.- Омск: Изд-во ОГПИ, 1994. — 66 с.- 158
- Apple M.W. Edication and power. Arc paperback: Boston, London and Henley. — 1985. — 218 p.
- Boundon R. Edication, opportunity and social ineguality: changing prospects in western society. J. Wiley & sons, 1974, — 220 p.
- McLeon J. and Braungart M. Fostering academic excellence.- Oxford cts: Pergamon press, 1989. 128 p.
- Teacher education in an era of global chande. -International yearbook on teacher edication. 1993. — ICET.-148 p.