Типы личностно ориентированного обслуживания в социальной работе
Надо заметить, что на практике нередко происходит дублирование услуг, предоставляемых государственными организациями и индивидуальными предпринимателями, например в сфере ухода за пожилыми и больными людьми, социальной терапии и консультирования. В этом случае проявляется специфика указанных типов обслуживания, обусловленная различием их принципов, а также групп участников обслуживания. Связаны… Читать ещё >
Типы личностно ориентированного обслуживания в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профессионально определенные и структурированные предложения в рамках процессов помощи, ухода, лечения, консультирования и образования являются той общей основой профессионального личностно ориентированного обслуживания, которая может быть реализована только при непосредственном контакте и в процессе прямой коммуникативной кооперации между производителями услуг и их потребителями. В отличие от производства или потребительского и предметно направленного (делового) обслуживания личность человека, предоставляющего услуги, а также его личностное воздействие в данном случае являются решающим «средством производства» (табл. 10.6).
Таблица 10.6
Различия предметно направленного и личностно ориентированного обслуживания
Обслуживание (услуги, направленные на удовлетворение субъективных нужд, но не связанные с непосредственным производством товаров) | ||
Вид обслуживания. | Основное содержание. | Пример |
Предметно ориентированные услуги. | Связаны с получением, распределением, уходом или оценкой каких-либо материальных фактов и не могут реализоваться без активного участия потребителя. |
|
Личностно ориентированные услуги. | Направлены на изменение личности и могут реализоваться без активного личностного участия. |
|
Личностно ориентированное обслуживание может осуществляться на двух уровнях: государственном (общественном) и частном.
В первом случае речь идет об услугах и мерах, которые регламентированы политическими инстанциями на основе правовых актов с учетом потребностей общества и в соответствии с принципами социального государства. Обслуживание данного типа во многом носит характер долженствования (например, обязательное среднее образование или исполнение (уголовного) наказания), а те, кто предоставляет обслуживание, — не идентичны с непосредственными адресатами их деятельности. Личностно ориентированное государственное обслуживание всегда связано с реализацией трехсторонних отношений между полномочными органами, лицами, непосредственно осуществляющими обслуживание, и адресатами.
Индивидуально (частное) обслуживание предоставляется на рынок услуг коммерческими или индивидуальными предпринимателями, а также различными общественными объединениями, фондами. Данный тип личностно ориентированного обслуживания реализуется на основе договоров и договоренностей между непосредственными поставщиками услуг и заинтересованными в таких услугах клиентами. Спрос и предложение частично регулируется нормативными актами (государственные критерии, профессиональные стандарты и т. д.), что влияет на объем и вид обслуживания.
Отличительные особенности двух уровней личностно ориентированного обслуживания представлены в табл. 10.7.
Таблица 10.7
Отличительные особенности личностно ориентированного обслуживания в государственной и частной сферах
Личностно ориентированное обслуживание | Особенности | Профессиональное поле |
Социальное (общественное) | Особое внимание уделяется защите, развитию, помощи, уходу, защите личности в социальном контексте. |
|
Акцент делается на «Я социальное», социальные отношения и социальную (коллективную) идентичность. | ||
Индивидуальное (частное) | Особое внимание уделяется индивидуальному разъяснению, развитию памяти, усвоению знаний, квалификации. |
|
Акцент делается на «Я индивидуальное», самовосприятие, или «Я-идентичность» . |
Надо заметить, что на практике нередко происходит дублирование услуг, предоставляемых государственными организациями и индивидуальными предпринимателями, например в сфере ухода за пожилыми и больными людьми, социальной терапии и консультирования. В этом случае проявляется специфика указанных типов обслуживания, обусловленная различием их принципов, а также групп участников обслуживания.