Управление мотивацией персоонала на предприятии
Ресурсы банка состоят из собственных и привлечённых средств. Из таблицы видно, что ресурсы сбербана сформированы в основном за счёт привлечённых средств (платных массивов). За три года их доля возросла на 0,2% и составила в 2007 году 98,3% — Приложение D. Сбербанк г. Москвы Московской обл. Сбербанка России создано приказом Сберегательного банка Российской Федерации от 26 сентября 1996 года… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Мотивация и стимулирование персонала
- 1. 1. Понятия потребности, мотива и стимула
- 1. 2. Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности
- 1. 3. Методология и практика построения систем стимулирования и формирования мотивации персонала
- Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала «Сбербанк»
- 2. 1. Общая характеристика предприятия и анализ организационной структуры управления
- 2. 2. Анализ кадрового состава персонала
- 2. 3. Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии
- Глава 3. Проект мероприятий по управлению мотивацией персонала
- 3. 1. Способы повышения эффективности управления мотивацией персоналом
- 3. 2. Выводы и предложения по управлению мотивацией персонала
- Глава 4. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом
- Заключение
- Библиография
- Приложение
Проводимая в России экономическая и социальная политика направлена на формирование социально ориентированной рыночной экономики. В числе приоритетных целей в этой области сегодня называют обеспечение права работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей на основе роста эффективности отечественной экономики.
Для реализации названных целей в области управления персоналом организаций необходимо обеспечить усиление хозяйственной мотивации на основе формирования и развития системы стимулов, побуждающих современного работника к эффективнму, высокопроизводительному труду.
От эффективности действующей системы стимулирования персонала в организации во многом зависит трудовая, социальная и творческая активность каждого работника, которая в итоге повлияет на конечные результаты всей хозяйственной деятельности предприятия.
Актуальность дипломной работы. Особую значимость имеет эта проблема для управленческого персонала, поскольку управление организацией в условиях рыночных отношений требует от персонала управления высокого профессионализма, глубоких и разносторонних знаний, широкого кругозора, опыта и интуиции, оперативной гибкости и стратегической стабильности, творческих усилий и инновационных решений.
При этом именно управленческий персонал отвечает за прибыльность и конкурентоспособность предприятия в целом, своей деятельностью напрямую обеспечивая поступательное развитие предприятия или приближая его деградацию.
В ходе анализа современных научных подходов к стимулированию персонала можно определить, что стимулирование выступает основным фактором мотивации трудовой деятельности персонала, представляя собой целенаправленное внешнее воздействие, которое усиливает побуждение к определенному поведению, а размер этого воздействия должен превышать те усилия, которые прилагает работник для получения благ.
Стимулирование означает непосредственное применение оптимально подобранного комплекса стимулов, побуждающих работников к эффективному труду.
На основе логического структурирования, анализа и обобщения исследований, российских и зарубежных ученых в области стимулирования труда так же возможно систематизировать и дополнить классификацию стимулов трудовой деятельности.
Помимо традиционно используемых классификационных признаков, таких как форма выражения, объект и время воздействия и др., характеризующих непосредственно содержательную сторону стимулов, автор считает необходимым учитывать социально-психологические аспекты и результативность влияния стимула на работника и, в связи с этим вводит в классификацию признаки: личностная значимость стимула, а также последствия воздействия стимула на личность.
В целях эффективного использования всего комплекса стимулов трудово деятельности на уровне конкретного предприятия необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к организации стимулирования труда в условиях рыночной экономики.
Цель данной дипломной работы — рассмотреть особенности стимулирования персонала в современных российских условиях на примере Сбербанка. [2. 201c.]
В задачи работы входит:
1. Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2. Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
3. Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
4. Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие
выводы и предложения по результатам исследования.
Объект исследования Сбербанк (г. Москвы).
Предмет исследования изучение и анализ теоретических и практических подходов к организации систем стимулирования и мотивации персонала на современных предприятиях.
Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности, в том числе мотивации и стимулирования трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как Л. Брентано, Р. Дафт, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Л. И. Божович, К. К. Платонов, Д. А. Леонтьев, Е. П. Ильин, В. С. Магун, П. М. Якобсон и др.
Информационная база исследования документация Сбербанка.
Глава 1. Мотивация и стимулирование персонала
1.1 Понятия потребности, мотива и стимула
Приступая к анализу такой проблемы как мотивация и стимулирование персонала в организации, нельзя обойтись без определения таких ключевых понятий, как потребность, мотив и стимул, так как эти три категории имеют прямое отношение к рассматриваемым в нашей работе вопросам.
Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения индивид-среда, то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.
1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений индивид-среда. Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей.
2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции.
3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Таким образом, существует проблема измерения мотивов.
4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. 37.С.112]
Такой мотив активируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотивами мы пренебрежем.) Здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.
5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответствующего отношения индивид-среда, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.
Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.
6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.
7. Мотивация, безусловно, не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.
Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия.
8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов — восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное.
Список литературы
- Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе// Бизнес без проблем -Персонал.-2002.-№ 5.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд. Пед академия, 2000. 201с.
- Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции Управление предприятием: система мотивации персонала)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.
- Брентано Л. Опыт теории потребностей. — Казань, 2001. 111с.
- Верт Н. История России. г.-М., 2000. 54с.
- Галенко В.П., Страхова О. А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика, 2003. 108 с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2002. 63 с.
- Дмитренко Г. А. Стратегический менеджмент. К.: МАУП, 2004. -152с.
- Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. К.: МАУП, 2000. 99с.
- Дафт Р. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. — 78с.
- Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Эксперт.- 2003.- № 10.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 55 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 2003. — 302 с.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-2004.-№ 2.
- Лоренц К. Агрессия. — М., 2005. — 207с.
- Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. — Л., 2003. 174с.
- Магун В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики.-2001.-№ 1.
- Маслоу А. Мотивация и личность.- СПБ.: Евразия, 2000. — 121с.
- Мотивация персонала.//Вопросы экономики, — 2004, — № 2. стр.76−91.
- Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 2002. 201с.
- Обэр-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Прогресс, 2000. — 372 с.
- Социальный менеджмент. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2001. — 165 с.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2003. — 91 с.
- Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2003. — 277 с.
- Овсянко Д. В. Основы менеджмента. Учеб. пос. СПБ.: СПБГУ, 2000. 264с.
- Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. — М.: Экономика, -2000. 125с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М. Наука, 2004. 74 с.
- Психология. Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2002. — 88с.
- Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 2002. 361с.
- Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии. Автореф. дисс. — М., 2001. 384с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 2000. 243 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003. 181с.
- Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10).
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2000. 67с.
- Щекин Г. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. К., 2003. 402с.
- Щукин В. Проблемное поле, или почему не совпадают мотивационные представления руководителей и персонала//Человек и Труд.-2001.-№ 6.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 2000. — 112 с.