1. Мировоззрение человека.
С мировоззрением обычно связывали систему взглядов на мир в целом и место в нем человека. Определение ото неполное, и если на нем остановиться, то в упрощенном свете предстанет сложнейшая проблема формирования мировоззрения, да и оно само: все сведется к механическому заучиванию немногих его постулатов, что и имело место в не столь отдаленные годы. Но в нем есть момент истины, ибо оно фиксирует опорную роль знаний в структуре мировоззрения, и потому его можно взять как исходное .
Углубляя же и уточняя его, следует указать, прежде всего, на многосоставной характер мировоззрения: складываясь в различных областях человеческой жизнедеятельности (учеба, труд, общение и т. д.), оно включает в себя не только знания, но также оценки, установки, идеалы и пр., содержательно соотносимые со всем реальным многообразием культуры человечества. Поэтому и сам процесс формирования мировоззрения! предполагает глубинную перестройку всей внутренней природы человека, в первую очередь — его потребностно-мотивационной сферы, управляющей поведением людей; перестройка же эта может продолжаться подчас всю жизнь индивида и принимать порою драматические, даже мучительные формы (яркая художественная иллюстрация — романы Достоевского). Причем, в сформированном мировоззрении все его элементы сведены в некую целостность, которая особенно важна, ибо именно она образует духовный стержень личности, ответственный за ее поведение. Целостность эта — показатель зрелости мировоззрения, его выработанности и «выстраданности».
2. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, научное, философское, их особенности. Экологическое мировоззрение.
Мифологияэто первый опыт целостного постижения бытия, хотя здесь еще нет сознательной установки на получение знаний; чтобы она возникла, необходимо противопоставление субъекта объекту (т.е. миру в целом), а этого на стадии первобытного мифа еще нет, субъект тут слит с объектом, а сам миф — это сознательно сконструированная реальность, в которой люди живут (ибо она вносит гармонию между миром и человеком, общиной и индивидом) и которой поклоняются (естественное здесь слито со сверхъестественным, отсюда — поклонение, обрядовая сторона мифов). А поскольку способность к образованию понятий еще не сформировалась, их здесь заменяет метафора, или образ, образное сравнение, которому придается реальное существование.
Характеризуя далее религию как тип мировоззрения, важно отойти от прежних односторонне негативных оценок религии и увидеть в ней элемент культуры. Общее у религии с мифом — признание существования сверхъестественного, а также использование образов и символов (это объясняет присутствие мифов практически во всех религиях). Налицо здесь и использование способности человека к абстрактному мышлению.
Научное мировоззрение пришло на смену религиозному. Человек воспринимался как машина, а все его действия и чувства собирались объяснить научным путем, не принимая во внимание душу человека.
Указанные выше ценности, накапливавшиеся длительное время в лоне религиозно-мифологического сознания и выступавшие здесь в сакральной форме, философия развивает и углубляет средствами рационального мышления, поднимая их на уровень «высшей мудрости». Ее центральный нерв — не мир и не человек, взятые сами по себе, а биполярная система «мир — человек», где эти два ее компонента постоянно соотносятся друг с другом. Вне этого соотнесения не мыслится, по существу, любая философская проблема. Грани этой «биполярной системы» — бытие и мышление, дух и природа, объективное и субъективное, материальное и идеальное, физическое и психическое и т. д. Что взять за исходное, определяющее — это основной вопрос философии, предполагающий альтернативное решение: либо материализм, либо идеализм. В нем две стороны — онтологическая («что порождает что», проблема первичности материи или сознания) и гносеологическая.
Экологическое мировоззрение мировоззрение, основанное на любви к природе, к необходимости ее охраны и поддержания в хорошем состоянии.
3. Основные аспекты философского знания.
Вопросы, относимые к компетенции философии, исключи тельной важности. Неоспорима их всечеловеческая значимость: речь идет не просто о знании сущности вещей и постижении оснований внешнего бытия, но и о том, как эти знания трансформировать в искусство жить, разумно и достойно, какие бы социальные и национальные различия ни разделяли людей на планете. В последующем будет раскрыто и детализировано это специфическое соединение знания и поучения, делающее философию «высшей мудростью», здесь же подчеркнем: верная ориентация в указанных вопросах позволяет человеку самоопределиться в современном мире, найти себя в безбрежном океане свершающегося, четко определить стратегию своего поведения как в профессиональной, так и во всякой иной деятельности. Тем самым обретается смысл и целостность индивидуальной человеческой жизни, ее подлинная цена, что особенно важно в современных условиях, когда главной ценностью становится именно человек, взятый в глобальном масштабе, даже более того — Е>се живое на планете.
4. Истоки китайской традиии и культуры.
Древние китайцы все одухотворяли. В их представлении существовали духи огня и воды, засухи и дождя. Противоположные духи боролись друг с другом. Например, дух вод Гун-Гун непрестанно борется с духом огня по имени Чжу-жун. В этом сказывается первобытная диалектичность китайской мифологии и мифологии вообще.
Мыслящих китайцев интересовала также проблема своего происхождения. И они пытались ответить на этот вопрос в меру своих малых тогда возможностей. Согласно одной антропогонической версии, некая Нюй-ва вылепила первых людей из лёсса. Сперва она старалась и оттого самые первые люди получались хорошими: знатными, богатыми, умными. Устав, она стала лепить, как попало. Так возникли низкие, бедные и глупые люди уже нам известные простолюдины, шужэнь.
Китайцы приписывали себе по две души. Одна после смерти возносилась на Небо. Другая же оставалась на Земле и могла и помогать, и вредить пока еще живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам обильные умилостивительные жертвы.
Для Китая была характерна идеализация прошлого и вытекающий отсюда традиционализм преданность традициям, что привело к неподвижности китайской жизни.
Большую роль в жизни китайцев играли гадания естественное для человека желание узнать будущее, примитивная футурология. Ничего важного как в личной, так и в общественной жизни без гадания не предпринималось. Религиозный ритуал был сложным. Он состоял из обильных жертвоприношений предкам и духам, из молитв.
Письменность. Мы упоминали уже китайскую письменность. Это плод рассудка, хотя, конечно, для создания письменности была нужна и большая доля воображения, но воображения не просто состоящего в хаотической игре образов, а подчиненного реальной задаче. Китайская письменность выросла из абстрактного геометрического стиля росписи на неолитической керамике. Это позволило перейти от узелкового способа передачи информации сначала на рисуночное, а затем и иероглифическое письмо.
Зарождение письменности привело к отделению умственного труда от физического. Образуется сословие чиновников-грамотеев, ученых.
Математика. Зарождается такая «кузница мышления», как математика. Первые арифметические и геометрические представления китайцев. выражались опять-таки на керамике, в точках-вмятинах и зарубках, в тех же узелках. Затем вместе с иероглифами, обозначающими слова, были созданы иероглифы для первых девяти чисел. Нуль не имел обозначения (его ввели индийцы с их культом небытия). Китайская система счисления была десятеричной: за десятком шел другой десяток как повторение первого на высшем уровне.
Астрономия. В Китае издавна велись наблюдения за небесными. Была установлена периодичность солнечных и лунных Они, особенно солнечные затмения, вызывали панику. Солнечное затмение считалось предвестником больших несчастий. Ван должен был знать о предстоящих затмениях и сообщать о них народу. Так он подтверждал свой титул Тянь-цзы Сына неба. Такие сведения должны были сообщать ему придворные астрономы. В китайской летописи рассказывается о том, как, согласно нашему летосчислению, 22 октября 2137 г. до н.э. в Китае произошло полное солнечное затмение, за непредсказание которого забывшие о добродетели два придворных астронома Хи и Хо были казнены по приказу императора. Данные астрономии и математики позволили китайским ученым создать календарь. Астрономическое время было разделено на годы по 365 дней. Год делился на месяцы по 30 дней. Лунный год связывали с солнечным годом через девятнадцатилетний цикл.
5. Основные философские школы Древнего Китая
Конфуцианство
Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главные из них Кун Фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по-русски Конфуций) жил в 551 479 гг. до н.э. Его родина царство Лу, отец правитель одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, в детстве ему пришлось быть и пастухом, и сторожем, и только в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе. Основал же свою школу Конфуций в 50 лет. У него было много учеников. Они записывали мысли как своего учителя, так и собственные. В представлениях о небе и духах Конфуций следовал традиции. Небо для него высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Судьба Учения самого Конфуция зависит от воли неба.
Конфуцианцыобщественники. В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Кун Фу-цзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующим. Однако идеалы его не в будущем, а в прошлом. Культ прошлого характерная черта всего древнекитайского исторического мировоззрения.
Конфуцианство прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счастливо, т. е. в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом. «Золотая середина» (чжун юн) середина в поведении людей между крайностями, например такими, как осторожность и несдержанность. Умение находить середину всем не дано. В нашем примере большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны.