Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческой активности личности (методологический аспект)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Творческая активность народных масс и развития социалистической демократии. М., 1972; Скворцов Б. П. Становление жродных шсс как субъекта истории классового общества. — Философские науки, 1973, J6 IФедосеев П. Н. Народные массы — решающая’сила социального прогресса. — В кн.: Вопросы теории и жизнь. Сб.статей. Вып.З. М., 1976; Ббкань Ю. И. Живое творчество масс и социализм, — В кн… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРИРОДА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
    • 1. 1. Естественно-исторические предпосылки социального творчества
    • 1. 2. Сущность творческой активности и особенности ее детерминации на личностном уровне. 4j
  • Глава II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
    • 2. 1. Социалистический образ жизни — интегратявный фактор развития творческой активности личности
    • 2. 2. Основные тправления раз вития творческой активности личности при социализме

Формирование творческой активности личности (методологический аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Вопросы социального творчества ныне выходят далеко за пределы собственно научных исследований. Сама практика коммунистического строительства настоятельно требует, чтобы в каждой сфере общественной жизни полнее использовались творческие факторы. «Живое творчество масс, вдохновленных великими идеалами коммунизма, шправляемых и организуемых партией — вот прочная гарантия того, что исторические решения ХХУТ съезда КПСС будут успешно претворены в жизнь» .*.

Строительство коммунизма, в отличие от всех прежних общественных формаций, осуществляется путем творческих сознательных действий лвдей. Уже в условиях развитого социализма человеку создаются все возможности для разносторонней созидательной деятельности. В процессе этой деятельности происходит постоянный рост политической и трудовой активности каждого человека, он становится подлинно творческой личностью.

Актуальность исследуешй проблемы обусловлена самим характером современной эпохи — эпохи революционного обновления мира. Поэтому центр тяжести современных разработок проблем творчества вполне оправданно перемещается в область исследования факторов сознательного переустройства общественных отношений, что, в конечном счете определит перспективы развертывания разнообразных творческих способностей личности.

Актуальность данной темы связана еще с задачами и средствами идеологической, политико-воспитательной работы, ибо последняя все больше требует от человека активной творческой позиции, гибкости мышления, развитой способности ориентироваться в быстро меняющихся.

1 Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981, с. 129. обстоятельствах" «Дело за тем, — отмечал 1Q.B.Андропов, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, — чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности и запросы советских людей. Здесь нам предстоит многому еще шучитьсяд главные наши противники на этом пути — формализм, шблон, робость, а порой и леность мысли» .1 Это особенно важно учитывать в настоящэе время, когда буржуазные идеологи питаются принизить творческую, созидательную сущность человека. В свете сказанного становится понятным, что исследование проблем творчества, творческой активности личности — огромная задача государственной важности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы творчества занимают достойное место в отечественной и зарубежной литературе. Весьма показательным является и то, что стержневым направлением этих разработок становится социология творчества, изуча-ющя социальные проблемы творчества вообще, и технического, научного и художественного, в частности. Кроме того, социология творчества исследует закономерности творческой эволюции, формы ее связи со всей совокупностью общественных отношений, с проблемами развития личности.

Необходимым условием правильного решения проблем социального творчества является исследование ряда его методологических проблем, и прежде всего проблемы формирования творческой активности личности. Ш зшчнмость исследования последней указали решения съездов партии этапа зрелого социализма, Конституция СССР, Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.) и матершлы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. «Воспитание нового человека как творческой, духовно бога.

1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М., Политиздат, 1983, с.5−6. той, гармонически развитой личности, — отмечал М. А. Суслов, — это наша программная цель" .*.

В конкретной постановке проблема творчества, творческой активности стала интенсивно исследоваться в нашей литературе. Сравнительно недавно — с конца 60-х — начала 70-х годов. Этот процесс представлен достаточно разветвленным анализом сущности и источников социального творчества, его типов и форм, особенностей формирования в условиях развитого социализма. При этом идет вовлечение новых научных сил в разработку данных проблем как в на пей стране, так и в братских социалистических странахпроводится целый ряд научно-теоретических и практических конференций. Анализ литературы показывает, что исследования ведутся в основном по таким направлениям: о.

1. Исследование творческой активности масс.

2. Отноцвние к труду как к творческой деятельности. S. Анализ творческой активности сознания.4.

4. Изучение психологии научного, научно-технического и художественного творчества.^.

5. Формирование социальной активности личности в социалистическом обществе.^ •" т «1.

А Суслов М. А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеологических раоотников 16 сктяЗря 1979 г. — М. Политиздат, 1979, с.14−15. о.

См.: Творческая активность народных масс и развития социалистической демократии. М., 1972; Скворцов Б. П. Становление жродных шсс как субъекта истории классового общества. — Философские науки, 1973, J6 IФедосеев П. Н. Народные массы — решающая’сила социального прогресса. — В кн.: Вопросы теории и жизнь. Сб.статей. Вып.З. М., 1976; Ббкань Ю. И. Живое творчество масс и социализм, — В кн.: Творчество й общественный прогресс. М., 1982 и др. Ануфриев Е. Е. О творческом отношении к трупу. — Социалистическое соревнование, 1977, IУлько Г. С. Труд и творчество. — В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982; Сиземская И. Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М." 1981 и др.

4 Барулин В. С* Соотношение матершльного и идеального в обществе. М., 1976; Давццова Г. А. Творчество и диалектика. М., 197бКорщунов.

Различные аспекты проблемы творческой активности личности освещаются в работах Ананьева Б. Г., Анохиш П. К., Архангельского Л. М., Афанасьева В. Г., Буевой Л. П., Венгеренко Н. А., Гайденко П., ГольдеяУрихта С.С., Дубинит Н. П., Каган М. С., Кирилловой Н. Н., Ковалева С. М., Константинова Ф. В., Кош И*С., Лекторского В. А., Тугаринова В. П., Ядова В. А., Яценко Л. В. и др.

Перечисленные работы, ориентация многих авторов в исследуемой проблеме указывают на большой интерес и многоплановость разработки различных аспектов соцшльного творчества. И если до недавнего времени исследование сущности творчества осуществлялось прежде всего психологами, социологами туки, искусствоведами, то в последние годы заметно усилился интерес к нему и со стороны философов, пытающихся сформировать либо единую концепцию методологии и теории социального творчества, либо дать соцшльно-философскую интерпретацию отдельным видам творчества. Одни из них акцентируют внимание на индивиде как субъекте творчества, другие — т творчестве масс*.

В целом же еще идет процесс становления фундаментальной науки о социальном творчестве, поскольку мы располагаем ныне лишь отдельными, пусть даже и многочисленными, концепциями творчества, (продолжение сноски со стр. 5).

A.M. Отражение, деятельность, позшние. М., 1979; Творчество и социальное позшние* М., 1982 и др. к.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976; Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978; Гиргинов Г. Наука и творчество. М., 1979; Диалектика научного и технического творчества. Обнинск, 1982; Яковлев Е. Г. Проблемы художественного творчества. М., 1972; Ярошевский М. Г. О генезисе субъекта тучного познания. — Вопросы философии, 1979, J? 6;

6 Арефьева Г. С. Ооцшльная активность. М., 1974; Активность личности в социалистическом обществе. М., 1976; Формирование соцтльш—активной личности в условиях социалистического строительства. М., 1978 и др.

Это, конечно, не означает, что без общей, вполне упрочившейся методологии и теории творчества, нельзя исследовать многочисленные прикладные аспекты, решать практические задачи. Напротив, затянутое, неоправданно длительное исследование методологии и дефиниции теряет порой актуальность, соцтльно-практическую зтчимость и наносит не только вред практике, но и сашй науке, снижая ее престиж и эффективность. Это особенно важно учитывать в настояпре время, когда усилилась взаимосвязь науки с производством, с соцшльной политикой и искусством.

В связи с этим весьма актуальным ныне является вопрос о качествах личности как субъекта действия, ибо общество ныне требует от нее повышенной активности, целеустремленности, инициативности, новаторства. Здесь теория творчества должж занять достойное место, обратив свое внимание прежде всего на формирование творческой активности личности в новых соцшльно-политических, ясонсыических и духовно-нравственных условиях, предоставленных социализмом. Исследование творческой активности на личностном уровне позволит решить помимо этого и еще одну задачу — преодолеть некоторый абстрактный подход в анализе творчества личности, сложившийся в гносеологии, на что справедливо указывается в литературе.*.

Интегративную функцию осмысления указанных вопросов должш выполнить марксистско-ленинская философия. Актуальность вышеназванных проблем, их ж достаточная изученность и определили тему данного исследования, ее цель, задачи и структуру".

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования — фи-лософско-социологический анализ творческой активности и особенностей ее формирования ш личностном уровне. В соответствии с целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачиКириллова Н. Н. Формирование человека — творца в процессе обучения — одно из основных условий социального прогресса. — В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982, с. 130.

— рассмотреть и обобщить естественножторические предпосылки социального творчества, творческой активности;

— раскрыть сущность и содержание понятия творческой активности и особенности ее детерминации на личностном уровне;

— исследовать формирование творческой активности личности в структуре социалистического образа жизни;

— проанализировать основные направления развития творческой активности и личности в условиях развитого соцт диетического обществ.

Цель и задачи диссертационного исследования определяются потребностями теоретической разработки проблемы, а также интересами социалистического общества в формировании всесторонне развитого, активного строителя коммунизма.

Научная новизш работы.? диссертации осуществляется попытка выявить и раскрыть сущность и содержал®понятия творческой активности, его место и зшчение в системе категории исторического материализма.

Новизш диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что впервые в философской литературе рассматривается сам процесс формирования творческой активности в личностном аспекте, что имеет важное зшчение с возрастанием творческого и личностного фактора в условиях зрелого соцш диетического общества.

К числу новых моментов, составляющих определенный вкладдас-сертанта в разработку исследуемой проблемы и подлежащих защите, относятся:

— анализ в систематизированной скорме естественноисторической детерминации соцшльного творчества, творческой активности социальноэкономическими, духовно-идеологическими, а также биологическими факторамитипология, особенности социально-творческой деятельности, новая классификация соцшльно-исторического творчества;

— 9 — .

— новое определен®творческой активностивсесторонний и многоплановый анализ понятий «активность», «социальная активность» ^'творческая активность" - анализ социально-психологической детерминации творческой активности личностикритерий творчески активной личности, условия становления такой личности;

— исследование творческой активности личности в структуре социалистического образа жизнирассмотрен®системы необходимых и достаточных условий для развертывания творческой активности социального субъекта на личностном уровне в условиях зрелого социализма, а также сопоставлен®этих условий с возможностями творчества при капитализмеопределен®особенностей взаимодействия экономической социально-политической, духовной и семейно-бытовой сфер образа жизни в их влиянии на развитие творческой активностивыделенные новые, ранее не рассматриваемые в этом плане факторы детерминации творческой активности личности (демокритизм, быт, семья и др.);

— обоснование необходимости и применение комплексного подхода к исследованию формирования творческой активности личности при социализмеанализ основных путей и закономерностей развития творческой активности личности в коммунистической формации.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации имеют и практическое зшчение, поскольку с проблемой творческой активности тесно связано решение программной задачи современного этапа строительства коммунизма — формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В работе рассматривается один из важных аспектов формирования такой личности как творческое отношение к труду, когда последний все болыоз превращается в решающий фактор самовыражения индивида.

Исследование данной проблемы важно еще и потому, что ош имеет пряшй выход в сферу научного управления процессом формирования нового человека, практически задач коммунистического воспитания.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке данной проблемы, в совершенствовании некоторых форм и методов развития творческой активности личности.

Кроме того, результаты исследования рекомендуется использовать в учебном процессе как при изучении отдельных тем исторического ма-тершлизма, так и при чтении спецкурсов по проблемам личности и творчества. Определенную помощь материалы исследования могут оказать в научно-исследовательской и лекционно-прошгандистской работе среди населения.

Методология и источники. Методологическую основу диссертационного исследования составляют труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинапрограммные документы КПССматериалы съездов КПСС-.Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССРКонституция СССРвыступления и труды руководителей нагой тртии и правительства.

Источниковедческую базу исследования составляют современшя советская и зарубежная философская, социологическая, соцтльно-эко-номическая и другая спецтльш. я литература. В диссертации использовались материалы научно-теоретических и научно-практических конференций по проблемам личности и творчества, совместные издания ученых социалистических стран, справочная литература, материалы социологических исследований.

Апробация работы. Некоторые результаты диссертационного исследования излагались автором на Октябрьских чтениях в Московском государственном университете (1979 г.), а также на юбилейных Ломоносовских чтениях, посвященных 225-летию МГУ (1980 г.) — на аспирантском методологическом семишре кафедры философии естественных факультетов МГУна научной конференции «Марксизм и творчество» в Московском технологическом институте (февраль 1984 г.).

Материалы диссертации использовались автором в процессе преподавания марксисте коЛенине кой философии на естественных факультетах МГУ, в Московском технологическом институте, в чтении лекций по линии общества «Знание» .

Диесертационвая работа обсуждалась на кафедре философии естественных факультетов МГУ, получила положительную оценку и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Структура определена конкретными задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы социального творчества по праву занимают ныне одно из почетных мест в современной науке и практике коммунистического строительства. Достижения в социально-политической, экономической, духовно-нравственной сферах социалистического образа жизни вызвали небывалый размах коллективного и индивидуального творчества. Эти преобразования, в свою очередь, не могли не повлиять на совершенствование личностных качеств человека, вызвать в нем дремавшие тысячелетиями силы активно-творческого субъекта: революционера, новатора, хозяиш своей жизни и общества.

Развитие творческого потенщпла масс и личности становится ре-шащим фактором общественного и научно-технического прогресса. Эта закономерность побила глубокое и всестороннее обоснование в партийных документах последних лет, в материалах XX7I съезда КПСС. ~ • Чем выше запросы общества в творчески активной деятельности масс и личности, тем настоятельней потребность в научно-теоретической разработке пршблем социального творчества, в изучении его природы, закономерностей и форм проявления.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать некоторые теоретические выводы, которые могли бы способствовать развитию методологических оснований исследования проблем творческой активности, ее формирования на личностном уровне.

I. Марксистская концепция человека является надежной методологической и теоретической основой, на которой возможен плодотворный философский анализ прожхождения и развития социального творчества. Марксизм всегдарассматривал становление человека диалектически: в процессе исторического развития, во взаимосвязи с внешним миром — природой и социальной средой, на изменение которых было.

— 117 постоянно обращена творчески преобразующая деятельность лщей. При этом главным в исследовании марксистской концепции человека, а, следовательно, и для выяснения сущности творчества, является положение о том, что первый есть сложная совокупность общественных отношений, в основе которых лежат труд человека, общественно историческая практика,.

2. Анализ взаимодействия биологического и социального в человеке является важным моментом в понимании природы творческой активности субъекта, ее детерминации. И хотя творчество в своей основе обусловливается социальной сущностью человека, природное, эмоционально-чувственное начало, биологическая индивидуальность откладывают определенный отпешток на социальное, то есть естественноисто-рическая детерминация творческой деятельности осуществляется путем, воздействия как природных условий, определяющих внутреннее биофизиологическое состояние и свойства человеческого организма,-так и социальной среды.

3. Механизмом практики является связь творчества с отражением, признание активности познавательного отражения с активно-преобразующей деятельностью. Творчество представляет собой единство познавательной и конструктивной деятельности, выражающейся в активности субъекта га всех ее уровнях. Творчество есть единство ретроспективного, актуального и опережающего отражения. Всякая творческая деятельность имеет свои гносеологические истеки: целеполаганив, целенаправленную деятельность.

4. Творчество — это универсальная человеческая деятельность, обусловленная не специализированноетью человеческого мозга, по сравнению с высшими животными, и проявляется в многофункциональности сознания человекацелостности индивидуальных способностей, интересовв высокой адаптивности индивидав оригинальности.

— 118.

5. Творчество — это уникальная человеческая деятельность, выражающаяся главным образом в создании нового, понимаешго в контексте: новизны результата творческой деятельности, новизны цро-цесса творческой деятельности и социальной значимости того и другого.

6. Творчество — это деятельность связаншя с форшрованием самого человека как активного существа. Творчество предполагает не только выявление и развертывание человеческих способностей, но и их всесторонее, целенаправленное формирование. Всякая творческая деятельность должш быть подчинена этой цели, вне которой она теряет всякий смысл.

7. Возрастание творческой активности личности во всех сферах общественной жизни — закономерность строительства социализма и коммунизма, так как в коммунистической формации главным общественным богатством становится развитие самого человека, его творческих способностей.

8. Важнейшим системообразующим детерминантом творческой активности личности является социалистический образ жизни, позволяющий не только выявить и оптимально соотнести творческие способности личности с потребностями общества, но и их целенаправленно формировать под воздействием гармонично развивающихся и тесно взаимодействующих сфер жизнедеятельности: экономической, социально-политической, духовно-нравственной. Иначе говоря, социалистический образ жизни предоставляет систему необходимых условий для развития творческой активности личности на качественно новом уровне развития общественных отношении.

9. Важнейшей стороной формирования творческой активности личности следует считать мировоззренческую ориентацию. Являясь специфической формой отражения мира, ценностным отношением к нему,.

— 119 мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль, т. е. выступает в качестве методологии построения общей картины мира, духовного стимула творческой активности человека.

10. Формировать творческий тип личности — значит вырабатывать у него в первую очередь рациональную систему внутренних, органически ему присущих стремлений к активно преобразующей деятельности. В становлении такого типа личности необходимо учитывать весь комплекс жизненных запросов человека, и прежде всего потребность в созидательной, творческой деятельности. Потребность в творческом труде возникает тогда, когда интересы и помыслы человека сосредоточиваются на желании труда, который влечет его всеми своими элементами, доставляет ощущение радости и наслаждение. Воспитание такой потребности в социалистическом обществе по силам семье, трудовым, учебным и научным коллективам. Регулятивно-направляющзя роль принадлежит Коммунистической партии и политической систем^.

11. В современном индустриальном обществе творчество немыслимо вне социально-нравственной ответственности, поскольку результаты этой деятельности могут иметь саше разнообразные социально-политические и духовно-идеологические последствия. Поэтому формирование творческой активности с неизбежностью предполагает развитие моральной системы у каждого творца, фйсватной общественно-значимым ценностям и имеющей прогрессивную направленность.

12. Плодотворное исследование проблем творческой активности личности возможно лишь на основе использования достижений многих наук, поскольку чрезвычайно разнообразны формы исследования творческой сущности человека. Но формирование творческой активности — обще-соцтльная проблема, в реализации которой должны быть вовлечены как научные силы, так и самые широкие круги народных масс.

По мере продвижения к коммунизму творческая активность все бол* ше будет выполнять функцию повышения эффективности общественного производства, совершенствования общественных отношений, развития индивид^льности. В этом проявляется великий гутнизм общества подлинной социальной справедливости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1966.
  3. К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219−368.
  4. К. Дебаты о свободе печати. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.30−84.
  5. К. Коммунизм и аугсбургская /fULCi^MEl^B Z? ITMl Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.114−118.
  6. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  7. К. Из рукописного наследства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709−738.
  8. К. Предисловие «К критике политической экономии». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9.
  9. К. Инструкция делегатам временного Центрального Совета. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194−203.
  10. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.19−32.
  11. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23.
  12. К. Джорджу Уильяму Ламплу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.55−56.
  13. К. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П.,
  14. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1.
  15. К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.-122
  16. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  17. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической гартии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  18. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4. с.322−339.
  19. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5−326.
  20. Энгельс Ф, Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343−626.
  21. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21,с.23−178.
  22. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  23. В.И. Экономическое содержание народничества. Полн. собр.соч., т.1, с.347−534.
  24. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505−550.
  25. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. З, с.1−609.
  26. В.И. Две тактики социал-дешкратии в дешхфатической революции. Полн.собр.соч., т. II, с.1−131.
  27. В.И. Иван Васильевич Бабушкин. Полн. собр.соч., т.20, с.79−83.
  28. В.И. Одш из великих побед техники. Полн.собр.соч., т.23, с.93−95.
  29. В.И. Рецензия на книгу Н.А.Рубакяна «Среди книг». -Полн.собр.соч., т.25, C. III-II4.
  30. В.И. Рабочий класс и неомальтузианство. Полн.собр. соч., т.23, с.255−257.
  31. В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43−94.
  32. В.И. Философские тетради. Полн. собр.соч., т.29.
  33. В.И. Государство и революция:. Полн. собр.соч., т.33, с.1−120.
  34. В.И. 0 государстве. Полн.собр.соч., т.39,с.64−84.3?. Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчествунового. Полн.собр.соч., т.40, с.314−316.
  35. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  36. В.И. П Всероссийский съезд горнорабочих. Полн. собр.соч., т.42, с.245−261.
  37. Официально-документальные материалы
  38. Программа Коммунистической тртии Советского Союза. М.: Политиздат, 1969. — 144с.
  39. Материалы ХХУ съезда КПСС. Ы.: Политиздат, 1976. — 256с.
  40. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.* Политиздат, 1982. -223с.
  41. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1978. — 64с.
  42. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М.: Политиздат, 1979. — 16с.
  43. О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановление ЦК КПСС л Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. Правда, 1981, 31 марта.
  44. О 60-й годовщине образования Союза Советских Соцшлистиче-ских Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. -М.: Политиздат, 1982. 31с.-124
  45. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80с.
  46. Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Кош те та КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 30с.
  47. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983,№ 3,с.9−23.
  48. А.Н. Творческая сила великих идей Октября. Правда, 1978, 5 ноября.
  49. М.А. Ленинская курсом созидания. Правда, 1979, I марта.
  50. М.А. Дело всей партии. Правда, 1979, 17 октября.
  51. В.В. О работе Московской городской партийной организации по осуществлению комплексного подхода к воспитанию трудящихся в свете решений ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977,-48с.
  52. В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. В кн.: Соцшлистичвский образ жизни и вопросы идеологической работы. М.: Политиздат, 1977, с.5−54.
  53. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  54. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тез.докл. на Всесоюзн. конференции в г. Москве II-12 апр. 1979 г. М.: НИИ 0 и ПП АПН СССР, 1979. -261с.
  55. Диалектика взаимосвязи основных направлений коммунистического воспитания. Тез. доклад, на Всесоюзн. научн.-теоретич.кон-ференции в г. Казани, шрт 1980 г. М.: Знание, 1980. — 137с.
  56. Актуальные проблемы творчества в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Методологические аспекты социального творчества. Тез.докл. и- 125 сообщений на Всесоюзн. научн.-црактич. конференции в г. Москве, 1982 г. М.: Филос. общ-во СССР, 1982. — 54с.
  57. Диалектика тучного и технического творчества. Тез.дскл. и сообщений на Всесоюзн. симпозиуме в г. Обнинске, 3−5 июня 1982 г. -Обнинск: Ин-т философии АН СССР и др., 1982. 191с.4. Книги
  58. .Г. Человек как предмет позшния. Л.: Изд. Л1У, 1968. — 338с.
  59. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400с.
  60. З.Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд. МГУ, 1971. — 152с.
  61. Е.А. Социалистический образ жизни. М.: Высшая школа, 1980. — 184с.
  62. Активность личности в социалистическом обществе. Под ред. Ярошевского Т. и др. М.: Наука, 1976. — 277с.
  63. Активно-творческая функция сознания. Иваново: Изд-во Ивановского пед. ин-та, 1970. — 197с.
  64. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. — 230с.
  65. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: АН СССР, Ин-т психологии. М., Наука, 1977. — 184с.
  66. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. М.: Искусство, 1968. — 654с.
  67. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 381с.
  68. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.- 126 12: Барулин B.C. Соотношэние материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. — 143с.
  69. С.С. Человек в его истории. Л.: йзд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 295с.
  70. Бестужев-Лада И.В., Башмаков В. И. Соцшльные проблемы молодежи. М.: Знание РСФСР, 1932. — 40с.
  71. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.64с' 16 BcLztl' к- oC’lnvzntlon, PouziSj Pusses Miv. eft FbMCt,
  72. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  73. К. Социальное едиштво, противоречия, ответственность. Минск: «Наука и техника», 1972. — 172с.
  74. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 364с.
  75. Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981. — 96с.
  76. М.Г., Мальцев В. А. Движение за коммунистическое отношение к труду: практика, проблемы, перспективы. М.: Проф-издат, 1978. — 109с.
  77. Н.К. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973,286с.
  78. Д.М. Организация и управление. 2-е изд., доп. -М.: Наука, IS72. — 536с.
  79. Г. Наука и творчество. -М.: Прогресс, 1979.365с.
  80. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при соцшлизме. М.: Политиздат, 1982. — 255с.- 127
  81. С.С. О природе эстетического творчества. -ГЛ.: Изд.Моск.ун-та, 1977. 246с.
  82. Л.А., Клопов Э. В., Оников Л. А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. -М.: Знание, 1977. 158с.
  83. .А. Эффективность массовой информации и протганды: понятия и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. — 64с.
  84. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976.173с.
  85. М.В. Проблемы теории личности, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 239с.
  86. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Под ред.Б. В. Ахлибинского и др. Л.: Ленингр. ун-та, 1980. — 120с.
  87. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388с.
  88. Н.П. Что такое человек, М.: Мысль, 1983. — 334с.
  89. Духовный мир развитого социалистического общества (Под ред.А. И. Арнолвдова, Г. Л. Смирнова и др.). М.: Наука, 1977. — 479с.
  90. К. Эмоции человека: Пер. с анг. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. 440с.
  91. В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. — М.: Мысль, 1977.-163с.
  92. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974. — 271с.
  93. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. 328с.
  94. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. — 148с.
  95. А.Г. Психология личности. 3-е изд., М.: Просвещение, 1970. — 391с.- 128
  96. С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. — 228с.
  97. Коллектив и личность (йн-т психологии АН СССР). М.: Наука, 1975. — 264с.
  98. Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции, сост. Г .Г.Квасов. -М.: Политиздат, 1979. — 237с.
  99. Коя И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 75с.
  100. Ф.Д. Коммунистический труп- и эстетическое воспитание. М.: Знание, 1980. — 64с.
  101. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971.
  102. A.M. Отражение, деятельность, позшние. М.: Политиздат, 1979. — 216с.
  103. A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1974. — 214с.
  104. М.Я. Критика буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975. — 31с.
  105. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Наука, 1982. — 368с.
  106. Р.И. Социализм: К вопросам теории. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 560с.
  107. В.И. Социальтя задача как категория исторического материализма. Киев: Наукова думка, 1972. — 369с.
  108. Т.С. Этика социальной активности личности. М.: Высшая школа, 1974. — 112с.
  109. В.А. Субъект, объект, поздание. М.: Наука, 198. — 357с. — 214с.
  110. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.- 129
  111. Ленинская теория отражения. Сборник статей. Свердловск: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1979.
  112. И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980. — 160с.
  113. Бройль, Луи де. По трошм науки. М.: Изд-во иностр.лит., 1962. — 408с.
  114. Лук А. И. Психология творчества. М.: Наука, 1278. — 127с.
  115. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1981.-264с.
  116. А.С. Воспитание в труде. Соч.: в 7 т. — М.: Изд-во АПН, 1957, т.4, с.395−405.
  117. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. -Белгород: Белгородск. пед. ин-т, 1972. 94с.
  118. B.C., Косолапов Р. И. Свобода и ответственность. -М.: Политиздат, 1969. 94с.
  119. Ме^уев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.199с.
  120. Молодая семья (Гл.ред.Валентей Д.И.) М.: Статистика, 1977. — 96с.
  121. Х.Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. М.: Мысль, 1981. — 80с.
  122. Научно-техническая революция и развитое социалистическое общество. Сб.статей. Тбилиси: Мецниереба, 1977. — 281с.
  123. В.Г., Нестерова Д. В. Этика жизни: трудиться по способностям. — М.: Знание, Х984. — 64с.
  124. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. — 247с.
  125. А.И. Возникновение и шчальное развитие жизни. -М.: Медицина, 1966. 203с.- 130
  126. Г. П. Свободное время и гармоничное развитие личности. М.: Знание, 1974. — 64с.
  127. Т.Д. Информация, отражение, творчество. ГЛ.: Прогресс, 1967. — 102с.
  128. Ю.К. О природе соцшльной формы движения. М.: Изд-во МГУ, 197I. — 246с.
  129. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976:302с.
  130. .Ф. Соцшльшя жихология и история. М.: Наука, 1979. — 232с.
  131. Рабочая книга социолога. 2-е изд. перераб. и доп. Под ред. Г. В. Осипова и др. М.: Наука, 1983. — 477с.
  132. М.И. Соцшлистический образ жизни. М.: Зшние, 1983. — 64с.
  133. Д.Д. Соцшлистическое государство и воспитание нового человека. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 202с.
  134. И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Долитиздат, 1981. — 126с.
  135. Г. Л. Советский человек:формирование соцтлистического типа личности. 3-е изд.доп. — М.: Политиздат, 1980. — 464с.
  136. Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. М.: Политиздат, 1979. — 190с.
  137. Советская кулыура и духовный мир человека труда: Сборник. М.: Советский писатель, 1979. — 312с.
  138. Советский образ жизни: содержание, структура, дишмика. Под ред.К. П. Буслова. Шнек: Наука и техника, 1980. — 288с.
  139. И.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. — 63с.- 131
  140. СССР. 100 вопросов и ответов. М.: Изд-во АПН, 1983.136с.
  141. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 239с.
  142. Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии. Под ред.Ц. А. Степаняна. М.: Наука, 1972. 543с.
  143. В.И. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1981. — 384с.
  144. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 128с.
  145. B.C. О природе образа. М.: Высшя школа, 1963. 123с
  146. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси: Изд-во Акад. Наук Груз ССР, 1961. 210с.
  147. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451с.
  148. П.Н. Философия и научное позшние. М.: Наука, 1983. — 464с.
  149. Г. Н. Проб легла эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. — 224с.
  150. А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1979. — 367с.
  151. А.С. Социализм: жизнь общества и человека. М., Молодая гвардия, 1980. — 287с.
  152. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983, — 319с.
  153. .А. Субъективный фактор. М.: Мысль, 1967. — 216с.
  154. В. Уроки творчества. М.: Знание, 1982. — 96с.
  155. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. — 237с.
  156. Е.Г. Проблема художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972. — 71с.- 132
  157. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. — 448с.
  158. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова душа, 1977. — 276с.5. Статьи
  159. Ст. Свобода и ответственность личности. В кн.: Социализм л личность. М., 1979, с.196−214.
  160. Е.А. О творческом отношении к труду. Социалистическое соревнование, 1977, I, с. 79−81
  161. В.Г. Человек как система деятельности и система деятельности человека. Социологические исследования, 1974, JS 4, с.24−33.
  162. Ф.В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. О проявлении активности безсознательного в художественном творчестве. Вопросы философии, 1978, № 2, с.57−69.
  163. Д.К. Рецензия на кн. И.Т.|ролова «Перспективы человека». М., 1979. Вопросы философии, 1980, В 6, с.160−164.
  164. Д.К. Социальное и биологическое в человеке. Политическое самообразование, 1982, Jfc 2, с.33−41.
  165. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход. Вопросы философии, 1978, № 8, с.39−52.
  166. Ю.И. Живое творчество масс. В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982, с.83−99.
  167. В.А., Губенко В. И. Объективное и субъективное в морали. Вестник Московского университета. Философия, 1977, J8 3, с.41−51.
  168. А.В. Потребность в общении. Советская педагогика, 1967, В 9, с.134−142.
  169. Н.А. Теоретические и методологические основы социологии творчества. В кн.: Творчество и общественный прогресс. -М., 1982, с.3−25.
  170. Н.А. Историческое творчество, его формы и механизм развития. В кн.: Творчество и общественный прогресс. ГЛ., 1982, с.26−67.
  171. П. Творчество. В кн.: Философская энциклопедия. М., 1970, т.5, с.185−187.
  172. Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. Вопросы философии, 1976, JS 4, с.27−41.
  173. С.С., Пьянова Л. А. К вопросу об общей теории творчества. Вестник Московского ун-та. Философия, 1983, $ 2, с.52−61.
  174. С.С. Творчество как философская проблема. -В кн.: Творчество и социальное познание. ГЛ., 1982, с.39−56.
  175. В. Личности надо «выделаться». В кн.: С чего начинается личность. М., 1979, с.109−139.
  176. ЗВ. Долгов К. М. Духовная культура развитого социализма. Вопросы философии, 1977, $ 4, с.3−14.
  177. И.Н. Социально-историческое творчество в условиях развитого социализма. В кн.: Творчество и социальное познание. ГЛ., 1982, с.248−256.
  178. Л.К. «Дематершлизация» художественного творчества в постмодернизме как выражение упадка буржуазной культуры. В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982, c. I69-I8E.
  179. .М. Соцшльное и биологическое в научном творчестве. В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977, с. 139 -151.
  180. Г. Г., Шевцов Е. В. О соотношзнии ценностного и научного способов духовного освоения мира. В кн.: Творчество и со- 134
  181. Шальное познание. М., 1982, с.132−153.
  182. Н.Н. К вопросу о фундаментальных личностных характеристиках человека творца. — В сб.: Человек и творчество, вып.2. ГЛ., 1975, с.81-в8.
  183. Н.Н. Формирование человека творца в процессе эбучения — одно из основных условий социального прогресса. — В кн.: Гворчество и общественный прогресс. И., 1982, с.128−141.
  184. Д.Ф. Проблемы социологии научного и художественного творчества. В кн.: Творчество и общественный прогресс. ГЛ., 1982, 3. I4I-I68.
  185. A.M. Отражение, познание, творчество. В кн.: Гворчество и социальное позшние. ГЛ., 1982, с.7−38.
  186. Р. Быть или не быть личностью. В кн.: С чего зачинается личность. ГЛ., 1979, с.11−53.
  187. В. ХХУТ съезд КПСС и развитие основ советского народовластия. Коммунист, 1981, Л 10, с.17−32.
  188. А.Н. Эмоции. В кн.: Философская энциклопедия. Л., 1970, т.5, с.553−556.
  189. А.Е. Диалектика социалистической культуры как социального творчества трудящихся. В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982, с.100−107.
  190. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. Вопросы философии, 1972, Л 10, с.77−86.
  191. В.Г. Социальная активность личности. В кн.: Социализм и личность. ГЛ., 1979, с.152-Г71.
  192. Т.Н. Гипотеза и тучное творчество. Философские науки, 1977, № 4, с. 136−139.
  193. .П. Становление народных масс как субъекта, истории классового общества. Философские туки, 1978, $ I, с.44−52.
  194. В.Г. Экономическое и соцшльное значение передового опыта соцшлистического соревнования. Научный коммунизм, 1983, JS I, с.27−35.
  195. Г. С. Труд и творчество. В кн.: Творчество и общественный прогресс. М., 1982, с.116−128.
  196. Р. Роль революционного творчества в борьбе за социализм. Проблемы мира и социализма, 1978, $ 4, с.8−13.
  197. П.Н. Народные массы решающая сила социального прогресса. В кн.: Вопросы теории и жизни. Сб. статей, Вып. З, М., 1976, C. II0-II9.
  198. Цеткин Клара. Из записной книжки. В кн.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1969, т.5, с.39−62.
  199. М.Г. Творчество. В кн.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 670.
  200. Л.В. Разработка методов конкретных форд деятельности как вид творчества. Философские науки, 1984, Л I, с.55−63.
Заполнить форму текущей работой