Философия есть мировоззрение, т. е совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от других наук тем, что относится к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралисткой ее формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки) — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую — либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Во Франции в период жизни Декарта происходило усиление централизованной власти, которое сформировало его философское мышление и основные направления французской философии.
Централизованное государство с крепкой абсолютистской властью, с одной стороны, создавало благоприятные условия для развития экономических отношений. Однако, с другой стороны… абсолютизм заметно закреплял сословные деления и привилегии, приведшие к укреплению католицизма, под влиянием которого находились все центры образования в стране. Абсолютизм желающий подавить прогресс естественнонаучного познания в Европе и во Франции, стремился при помощи цензуры и других более жестких методов подавить свободомыслие философов, но это стремление напротив сильно повлияло на формирование философского мировоззрения Декарта и его сподвижников.
Краткая биография
Рене Декарт в восемь лет уходит на учебу в иезуитский колледж Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в значительной части Европы. В 1621 г. он уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции.
Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629—1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644—1649 были наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) были запрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.
Наиболее выдающиеся из его философских трудов — это работы, посвященные методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для руководства разума» написанные в 1628—1629 гг., в которых Декарт излагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в 1637 г. как введение к его трак тату о геометрии «Рассуждение о методе».