Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С каждым исторически конкретным обществом органически связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки. Современные процессы в стране подтверждают как очевидное: любые реформы могут быть успешными, если в их центре стоит человек с его реальными проблемамион одновременно является объектом и управляющим субъектом при решении всего комплекса сложных, не терпящих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования правовых поведенческих моделей
    • 1. 1. Концептуальное обоснование процесса формирования правовых моделей поведения
    • 1. 2. Генезис представлений о праве и правовом поведении личности в социально-философской мысли
    • 1. 3. Взаимодействие права и правосознания и их влияние на формирование правовой культуры личности и общества
  • ГЛАВА 2. Специфика формирования правовых поведенческих моделей в условиях российской действительности
    • 2. 1. Правовое государство как доминантный фактор построения правовых поведенческих моделей
    • 2. 2. Зависимость стабильности государственного строя от законности и эффективности правовых моделей поведения. Ю
    • 2. 3. Проблема конфликта и конфликтных ситуаций в правовой системе государства
    • 2. 4. Особенности формирования правовых моделей поведения в реформируемом российском обществе

Правовые поведенческие модели как объект социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению проблем, которые обычно называются «вечными». Актуальность их анализа возникает потому, что эти старые проблемы остаются и вечно новыми. За внешней, казалось бы, привычной и традиционной формой они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное новыми условиями жизни. Особенно остро они встают, когда речь идет не только о социальных процессах, о проблемах развития цивилизации, но и самого человека — одного из самых сложных, самых радужных, многоцветных из последовательных пластов жизни, который вместе с этим, обладает невиданной ранее силой над собственной судьбой и судьбой всей планеты. Это вполне понятно, ибо интерес к данным проблемам всякий раз порождается новыми социальными условиями, в которых живет человек и в которых протекает его деятельность.

С каждым исторически конкретным обществом органически связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки. Современные процессы в стране подтверждают как очевидное: любые реформы могут быть успешными, если в их центре стоит человек с его реальными проблемамион одновременно является объектом и управляющим субъектом при решении всего комплекса сложных, не терпящих отлагательства задач, а также целью и средством преобразований во всех сферах общества. Кроме того, проблема человека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самоосознания и духовного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентации, выработки адекватных концепций видения жизни, создания целостной системы воспитания, которая бы отвечала современному этапу общественного развития.

Современный этап развития российского общества характеризуется ростом стремительных перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными.

В сложном положении оказался сам человек. Когда наступило духовное раскрепощение личности и общества, освобожденный, но невоспитанный дух индивидуализма, вырвался на свободу, увлекая людей на антиобщественные и противоправные формы поведения и действия. Человек пытался реализовать себя, свои возможности, заложенный в нем потенциал сейчас, сиюминутно не задумываясь о целесообразности, возможности и последствиях, предпринимаемых усилий на том или ином направлении. В обществе сложилась ситуация, которая требовала принятия срочных мер. Это, в свою очередь, резко повысило интерес к проблеме человека и его поведению в поликультурном пространстве.

Особенно актуальна данная проблема для сегодняшней ситуации, когда нашему обществу предстоит найти свой путь в будущее, преодолеть глубокие духовные травмы, нанесенные предыдущими режимами, нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Повышенный интерес к осмыслению проблем реализации правовых поведенческих моделей как объектов социально-философского анализа определяется совокупностью объективных и субъективных причин.

Одной из его фундаментальных причин является вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовности, культуры и права. Это привело к роковым последствиям: его материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная, в результате между ними было нарушено определенное равновесие, а цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе (А. Швейцер).

Стало очевидным, что без правового обеспечения, без формирования и утверждения ценностей права, свободы и справедливости не может быть и речи о создании условий для дальнейшего реформирования общества. Не менее важным представляется и тот факт, что в стране до сих пор продолжается активный процесс становления начал права и правовой государственности, характерных для современных условий.

Сложность процессов и явлений, происходящих в настоящий период в жизни общества, во многом обусловлена воздействием глобальных изменений в мире, а также процессов, связанных с реформированием страны. Своеобразно можно рассматривать тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи и программ проведения реформ, в активное действие вступают рыночные механизмы. Это создает условия для более активного проявления форм реализации правовых поведенческих моделей, как одного из аспектов духовной свободы личности, выбора ею социальных действий, рода занятий, реализации своих творческих способностей. В то же время «воспроизводится» все больше носителей и слоев различных форм собственности, генерирующих «свою» (нередко имеющую антиобщественную направленность) идеологию и ориентацию.

В результате, наряду с расширением возможностей реализации правовых поведенческих моделей, лавинообразно нарастают негативные процессы, что проявляется в потерях нравственных ориентиров, росте преступности, пьянстве и наркомании. Это, по словам Л. П. Буевой, порождает опасность антропологического кризиса и создает отчетливо выраженную угрозу для социальной, духовной и правовой безопасности общества.

Особо следует сказать о предпосылках российской социокультурной ситуации, которая в перспективе имеет тенденцию значительно ухудшаться, так как в силу вступают рыночные законы и возрастает потребность, как это пытаются утверждать некоторые ученые, не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для последней, по их мнению, характерна способность быть таковой, какой от нее требует быть рынок. Характеризуя такую личность Э. Фромм пишет, что рыночные личности должны «удовлетворять одному условию: они должны иметь спрос. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться». Подобные взгляды, точки зрения не единичны. Согласно им, практически отвергается необходимость правового воспитания человека, духовного обновления личности и общества.

Все вышеизложенное с очевидностью говорит о том, что исследование правовых аспектов жизни и деятельности человека представляет собой актуальную теоретическую и практическую задачу.

Формы существования имеющихся правовых поведенческих моделей, проблемы формирования новых моделей, последствия их реализации в социуме в настоящее время настолько актуальны, что, по мнению диссертанта, сами перспективы человеческого существования могут быть связаны с успехами научной разработки данной проблематики в XXI веке. Назрела настоятельная необходимость утверждения нового направления по проблемам социальной философии, в котором бы изучалось поведение человека в различных областях его деятельности, и в частности, конструирование правовых поведенческих моделей, как комплексной проблемы современной науки.

Рассмотрение права и проблем его реализации требует переосмысления методологических, прикладных, теоретико-методических вопросов, непосредственно связанных с решением средствами права конкретных задач, стоящих перед обществом.

Степень научной разработанности проблемы Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по тематике исследования. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды развития проблемы, а нередко идеологические интерпретации тех или иных представлений о проблеме правовых поведенческих моделей и ее реализации в различных видах деятельности, достижения на данном направлении науки неоспоримы.

Проблема правовых поведенческих моделей вот уже длительное время привлекает к себе устойчивый интерес специалистов самых различных областей научного знания. Первые философские обоснования проблемы имеют место в трудах Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф. М. Вольтера, П. Гольбаха, И. Канта, Г. В. Гегеля, а также в работах Н.Г.

Чернышевского, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, В. С, Соловьева, Н. А. Бердяева и других. Они в деталях разработали концепцию «общественного договора», исследовали вопросы собственно права, представили свой взгляд на проблему прав и свобод человека.

Их творения во многом составили теоретико-методологическую базу для последующего изучения права и правовых отношений в обществе. Заметный след в философии оставили научные искания таких мыслителей, ученых как: М. Вебер, Р. Рорти, Т. Эглетон, Т. Хеллер, Д. Веллбери, Дж. Милн, Е. Бурк, Ф. Джемион, Дж. Бэнтхэм. При исследовании проблемы они применяют известные методы герменевтики, номадологии, выдвигают идеи «политического бессознательного», «социально-исторического текста», склоняются к отрицанию универсальности прав человека.

В XX в. дальнейшее развитие философско-правовых исследований заметно дополняется новыми идеями и разработкой ряда концепций (онтологического, экзистенциалистского, антропологического и т. д. толка). В рамках юридического правопонимания все отчетливее проявляется различие между учениями о естественном праве (юснатурализмом) и собственно философско-правовыми концепциями, в которых или вовсе отсутствуют какие-либо аппеляции к естественному праву, или под «естественным правом» имеется в виду во многом нечто иное, чем в концепциях юснатурализма.

Основные концепции естественного права, философии права в этот период наиболее активно разрабатывались представителями юридической науки. Среди них: А. Фердросеа, В. Кубеш, А. Кауфман, Г. Коинт, К. Бринкман, Г. Хенкель, Г. А. Шварц-Либерман фон Валендорф, Г. Луф, Ш. Смид, П. Бельда, К. Роде, Р. Циппелиус, А. Баттифоль, Р. Штаммлер, Г. Радбрух, А. Оллеро, Г. Гизе, Г. Геллер, К. Лоренц, Б. Телдерс, Ж. Ипполит, Г. Кельзен, И. Месснер и другие. Они определяют предмет, цели и задачи философии права в рамках юриспруденции, вырабатывают теоретико-методологический аппарат науки, предлагают философские трактовки состояния права и закона, дают оценку позитивного права.

Многие аспекты правовых поведенческих моделей исследуются представителями социологии. Содержание этого направления раскрывается в трудах А. Бергсона, Э. Гусссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Они выявляют правовое поведение, которое, по их мнению, способствует не только разрушению отживших порядков, но и стабилизации вновь образующихся форм общения, исследуют исторический характер наиболее общих закономерностей правового поведения. Описание традиций правового поведения дали в своих работах М. Айнен, М. Берниайн, С. Беккер, Н. Гросс, Дж. Залтмен, Р. Крейн, Дж. Клонглен, Э. М. Роджерс, Дж. Холбек, X. Шепард, Г. Уатсон и др. По их мнению, традиции могут быть установлены и исследованы за счет выявления альтернативных вариантов развития, компенсации возможных потерь и следования установленным образцам поведения.

В творчестве Э. Я. Баталова, А. Ф. Зотова, В. Д. Зорькина, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, В. М. Межуева, J1.C. Мамута, B.C. Нерсесянца, Э. Ю. Соловьева, В. А. Смирнова анализируется соотношение понятий права, свободы и демократии. Синхронизация и историческая преемственность социально ориентированного поведения в правовой сфере рассматриваются ими с позиций формально-равных, а потому и одинаково справедливых для всех правовых критериев. В целом социология сформулировала исходные теоретические основания, которые во многом позволяют определить в качестве самостоятельной цели научного анализа правовые поведенческие модели в современном обществе.

Если рассматривать формирование поведенческих моделей на макроуровне, говоря об исходных, начальных доминантах человеческого сознания, влияющих на поведение сообщества и конкретного индивида, выработку методологии исследования поведенческих моделей человека, особого внимания заслуживает антропологическое направление. В различные периоды истории его представляли: Ф. Боас, К. Висслер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, Радклифф-Браун, А. Крёберг, К. Клакхон, JL Уайт, Г. Рохейм, А. Кардинер, М. Сапиро, Ф. Клакхон, Ф. Стродбек, К. Гирц.

Представителям данного направления присущ вполне откровенный социокультурный детерминизм (то есть такой взгляд на человеческое общество, когда и поведение, и образ мыслей индивида целиком объясняются причинами социальными или культурными, а личностные особенности человека и его свободная воля игнорируются) при рассмотрении каждой конкретной культуры изнутри, с точки зрения ее носителя, и откровенный агностицизм (утверждение невозможности познать сущность и причины какого-либо явления, в частности, культурного развития) при рассмотрении той же культуры извне.

Антропологи решительно выступали против тезиса, что культура является исключительно детерминантой личности, а личность является лишь усвоением культуры. Согласно представленной ими модели личности, социальное поведение часто не является ни прямым выражением недифференциальной личности, ни простым результатом влияния внешних культурных форм, это, прежде всего, конечный продукт цепи взаимодействующих психологических событий, включающих импульсные (id), культурные и личные ценности (супер-эго), конфликт между ними и защиту против конфликта (эго). В большинстве случаев поведениеконечный продукт этой цепи — согласуется с культурными нормами, так как деятель обычно подчиняется своему супер-эго и разрешает конфликт посредством контролирования запретных импульсов — будь то сознательный механизм подавления или разнообразные бессознательные механизмы защиты.

Ближе всех к философской интерпретации прав человека, конструированию правовых поведенческих моделей подошли В. Келле, В. Федотова, И. Ашмарин, К. Момджан, Н. Федоркин, В. Устьянцев, Ф. Бурлуцкий, С. Крапивенский, Н. Першин, С. Панкратов и другие. В их работах проблема человека увязывается с теми цивилизационными процессами, которые в настоящее время оказывают все более существенное влияние на становление правовых отношений в обществе, на специфику построения правовых поведенческих моделей в современных условиях.

Таким образом, можно утверждать, что к настоящему времени наука достигла определенных результатов в исследовании основ правового поведения человека и разработке правовых поведенческих моделей. Отмечая основательность теоретического уровня всех исследований, а также огромный объем литературы по изучаемой проблеме, следует заметить, что понимание категории правовых поведенческих моделей сегодня не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные, при этом наиболее важные, теоретико-методологические вопросы пока вообще остаются вне поля зрения ученых. Современную теорию и практику не могут удовлетворять положения о правовых поведенческих моделях, трактовка которых зависит не от сути вопроса, а от приверженности того или другого автора к тому или иному методу исследования, к той или иной мировоззренческой, идеологической или политической ориентации. Речь идет о том, что потребность в дальнейшей разработке теоретико-методологических оснований правовых поведенческих моделей стала не только действительным фактом жизни, но и одним из основополагающих условий продвижения социума в направлении прогресса.

Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования в диссертации выступают правовые модели поведения личности в их социально-философском обосновании.

Предметом исследования является выявление основных элементов конструкты правовых поведенческих моделей, составляющих фиксированную систему взаимных прав, свобод и обязанностей человека и современного общества. Особый аспект предмета исследования составляют вопросы методологии, анализа социальных явлений, новые направления и тенденции в философско-мировоззренческой парадигме на данном этапе.

Цель и задачи исследования

Актуальность проблемы правовых поведенческих моделей, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы правовых поведенческих моделей, их роль и значение в жизнедеятельности личности и общества, в культуре и праве.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

— провести концептуальный анализ эволюции взглядов на проблему правовых поведенческих моделей в истории социально-философской мысли;

— раскрыть сущность и содержание правовых поведенческих моделей, определить их место и роль в практическом освоении объективной реальности;

— исследовать механизмы функционирования правовых поведенческих моделей и рассмотреть проблемы управления ими;

— выяснить место, показать роль и значимость проблемы реализации правовых поведенческих моделей в современных условиях;

— определить сущность и содержание процедур моделирования правового поведения личности с позиций социально-философского знания;

— выявить направленность и характер правовых аспектов поведенческих моделей в зависимости от структур общественной жизни, от объективных тенденций развития общества как целого;

— проследить генезис представлений о праве и правовом поведении личности в социально-философской мысли;

— исследовать важнейшие аспекты взаимодействия права и правосознания при формировании правовой культуры личности и общества;

— оценить роль правового государства в разработках правовых поведенческих моделей и регуляции динамики поведения личности;

— показать влияние конфликта и конфликтных ситуаций на моделирование правового поведения;

— изучить особенности формирования правовых моделей поведения в условиях реформирования современного общества.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания правовых поведенческих моделей и особенностей их проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Речь идет о социальной диалектике, включающей системный подход к изучению социальной действительности. Диссертант также руководствовался положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического. Вместе с этим, учитывая, что в процессе исследования осуществляется анализ проблем различного познавательного характера и содержания, автор считает оправданным, в зависимости от этапа и задач работы, обращаться к тем методологическим принципам и основаниям предпринятого анализа, которые наиболее адекватно отвечают задачам изучения той или иной проблемы.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа правовых поведенческих моделей. Важным документом, определяющим направленность и содержание диссертации, ее соответствие требованиям современной науки являются материалы II Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении». В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению общества и человека, правовых поведенческих моделей и их взаимодействия в процессе жизнедеятельности и самоутверждения личности. Широкое применение в диссертации нашли материалы международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научных конференции, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения правовых поведенческих моделей, публикации в изданиях СМИ, отражающих эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов проявления правовых поведенческих моделей.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

— дано концептуальное обоснование сущности и содержания процедур моделирования правового поведения с позиции социально-философского знания;

— выработано авторское понимание направленности и характера правовых аспектов поведенческих моделей в зависимости от структур общественной жизни и объективных тенденций развития общества;

— изучен генезис представлений о праве и правовом поведении личности в истории социально-философской мысли;

— исследованы формы реализации правовой свободы человека и регуляторов правовых поведенческих моделей;

— показана зависимость государственного строя, политических институтов государства от законности и эффективности правовых моделей поведения;

— рассмотрена связь права с социокультурными традициями и ценностями, право определено в качестве основного регулятора обязательных норм и правил поведения людей в обществе, выраженных в соответствующих юридических законах и подкрепленных силой государства;

— выявлены противоречия между официальным курсом на создание гражданского общества и конкретной социально-правовой реальностью, характеризующейся неустойчивым правосознанием как основой социально-правовых отношений;

— исследована проблема разобщенности и противоречивости правовых поведенческих моделей, указаны специфика и основные направления их формирования в современном российском обществе.

Исходя из указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Правовые поведенческие модели имеют сложную внутреннюю структуру, они отличаются друг от друга характером упорядоченности, уровнем субординации и согласованности, а потому, в рамках общеповеденческой метамодели и относительной с ам о стояте л ь н о стью.

2. Человек как разумное живое существо может как-то жить вне правосознания и соответствующего поведения, то есть жить вне правового измерения. Он может обойтись без права в его интимном и глубоком значении, заменяя право различного рода суррогатами. Вот почему важно, чтобы духовный и только духовный состав человека мог решать столкновение человеческих притязаний на основе идеи права, исходя из подлинной воли к объективному благу. Только в таком случае можно говорить, что право есть способ жизни того или другого человека или всего народа в целом.

3.Трансформационные процессы в жизни общества предполагают необходимость оперативного изменения требований к правам человека. В таких условиях, с одной стороны, возрастает роль права как основного регулятора поведения людей в обществе, а с другой — повышается ответственность человека за выбор правовой поведенческой модели в рамках существующего правового пространства.

4.В правосознании понятие должного и справедливого мыслятся как-то, что должно стать государственным законом за нарушение которого должны последовать соответствующие санкции. Если в праве отсутствует элемент принуждения, то это скорее моральные пожелания, а не право в собственном смысле слова. Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу, в данном случае можно сказать и так: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

5.Характеристика правовых поведенческих моделей в постперестроечный период и предполагаемые изменения общественного поведения личности, реализуемые в активной деятельности людей, адекватны новому положению человека и осознанию им содержания современных юридических норм и правил поведения.

6.Правосознание предполагает, в первую очередь, умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Вместе с тем, истории известны острые конфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое «Я» выше норм права и морали общества, руководствуясь при этом идеями прогресса. Вот почему важно не только вовремя обнаружить назревающий конфликт, но и добиться уважения и доверия граждан к праву, к власти, а власти — к гражданам.

7.Динамика исторических изменений в правовых процессах, анализ нормативности в значении социальной оправданности правового поведения выполнение поведенческой моделью в российском праве функции моделирования общественных отношений и развития социальных норм. «Существующая проблема разобщенности и противоречивости правовых поведенческих моделей в современной России предполагает создание нормативно-правовой базы, отвечающей уровню универсалий правовой социализации.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее важнейшие положения и выводы могут быть использованы в управлении общественными процессами при разработке различных аспектов социальной политики. Знание сущности, содержания, механизмов формирования правовых поведенческих моделей позволит более правильно оценивать ситуацию в различных сферах жизни общества, своевременно ставить и качественно решать задачи по разрешению противоречий между официальным курсом на создание гражданского общества и правового государства и конкретной социально-правовой реальностью.

Материалы исследования и его выводы могут использоваться в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, могут стать предметом изучения в рамках вузовских курсов философии, социальной философии, философии права, социологии, психологии. Отдельные положения работы можно использовать при изучении цикла социально-политических и правовых дисциплин в системе средних и средне-специальных учебных заведений.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на региональных и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ.

Основное содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в четырёх публикациях, общим объемом 2,3 п.л.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, примечания и библиографии.

Заключение

.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать ряд конкретных выводов обобщающего характера, а также сформулировать рекомендации прогностического плана.

Принимая во внимание противоречивый характер развития новой российской государственности, кризисную ситуацию в социально-правовой сфере, ограниченность возможностей государства в решении ряда насущных социальных и правовых проблем, мы можем предположить, что проблема формирования правового поведения человека будет и в дальнейшем оставаться одной из наиболее серьезных и сложных в социально-правовой сфере современного российского государства.

Современная российская правовая система обусловлена, в основном, пока еще существующей и, по-видимому, никем не оспариваемой поляризацией нашего гражданского общества в оценке действий властных структур в соотношении приблизительно один к одному. Причем реакция российских граждан носит слабо выраженный характер. Кроме того, значительна также индивидуальная поляризация, когда в оценке отдельного гражданина нет четко выраженной позицииотсутствуют активные действия по созданию той или иной правовой модели поведения.

В настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой рост правовых поведенческих моделей, которым свойственна определенная разобщенность, поскольку они формируются противоречивыми ситуациями современной действительности и не регулируются юридическими нормами. Формирование универсалий правовой социализации опережает формирование нормативно-правовой базы, на которую они могли бы опираться. Но все же поведенческие модели в праве начинают принимать определенную форму. Такой наиболее распространенной формой являются законодательные нормативные предписания, содержащие в себе правила поведения, закрепляющие юридические дефиниции и определяющие принципы права, задачи и цели правового регулирования, а также содержащие описания правил юридической техники. Таких предписания в большинстве своем не могут быть положены в основу юридического дела, однако все они нормативны и имеют правовой характер.

Все это закономерно корректируется рефлексирующей социально-правовой системой, благодаря чему в настоящее время Россия вступила в новый этап строительства своей государственной правовой системы. Конституция и законодательные акты постепенно наполняются конкретным практическим содержанием, а правовые поведенческие модели начинают приобретать зримые, четко выраженные очертания. Тем ощутимее назрела необходимость неизбежного обращения к более рациональным, более точным методам строительства российской правовой системы, которая предполагает разработку и, если угодно, анализ научных моделей этого сложнейшего явления.

Постепенное ограничение интуитивных подходов и импровизаций, туманных формулировок, не находящих своего отражения в реальных общественных процессах — насущная необходимость нашего времени, ибо за ошибки в этой сфере уже сегодня приходится платить огромную цену. Изучение более глубокого пласта проблем строительства правового общества требует создания более основательных моделей, использующих достижения так называемых точных наук (так, предложенная модель в математическом плане, представляет собой интегро-дифференциальное уравнение в частных производных и в некотором отношении является новым математическим объектом, с которым можно проводить разнообразные вычислительные «эксперименты» — например, по типу «что, если»).

Рассмотренная правовая поведенческая модель современного российского социума, реализующаяся в системе «право-общество», предстает перед нами как самоорганизующаяся, неоднородная с различными прямыми и обратными связями. Данная система является действительно правовой, если ее реакция на действия любой инстанции в иерархии власти направлена на удержание уровня инстанции в рамках предписанных ей полномочий (т.е. в правовом поле). Уровень власти, осуществляемой любым правовым институтом в любой момент времени, отнюдь не произволен, а является результатом игры всех компонентов системы (идущих по иерархической лестнице властных распоряжений — реакции общества, действующего законодательства, начального состояния системы и т. д.) и изменяется при их изменении.

Конструкта современных правовых поведенческих моделей поможет более качественно и на должном уровне решать сложные и ответственные задачи в реформированном российском обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
  2. Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. — 1992. — № 10.
  3. Я. Права человека. М., 1995.
  4. Н. А., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М., 1988.
  5. Э.М. Новая социальная реальность: основные черты и способ движения // Социально политический журнал. — 1994. — № 7. — № 8.
  6. Г. М. Психология социального сознания. М., 1977.
  7. В. Ф. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования. 1993. — № 4.
  8. С.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально -политический и духовный феномен // Социально политический журнал. — 1995. — № 3, № 4, № 5, № 6.
  9. Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. -1993. -№ 8.
  10. Ю.Арестова О. Н. Мотивация и целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник московского университета. Сер. 14. — 1999. — № 3.
  11. Я.Ф. Философский детерминизм и научные знания. М., 1977.
  12. В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира. // Общественные науки и современность, 1993, № 3.
  13. З.Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М.: Финансы и статистика, 1985.
  14. Г. С. Истина и ценность. // Познание в социальном контексте. -М., 1994.
  15. Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении- М., 1961.
  16. Р. Современное общество // Американская социология. М., 1972.
  17. Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. — Л., 1991.
  18. Н.А. Мое философское мировоззрение // Философские науки. 1999,-№ 6.
  19. Н.А. О духовной буржуазности // Философские науки. 1991. -№ 5.
  20. Н.А. О назначении человека. М., Республика, 1993
  21. .В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокульторологических концепциях// Вопросы философии. — 1996. -№ 2.
  22. П. М. Различные точки зрения на социальную структуру и ее общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / Под. ред. В. И. Добренького. М., 1994.
  23. Е.А., Игнатов А. Антропологическая философия истории // Вопросы философии. 1993. -№ 12.
  24. Большой юридический словарь. М., 2002.
  25. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. -1993.-№ 5.
  26. А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). -М., 1978.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.1984.
  28. М. Причинность. М., 1962.
  29. Ф. Права человека в России. М., 1998.
  30. М. Права личности некоторые вопрос теории. М., 1991.
  31. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого» стола) // Вопросы философии. 1993. — № 2.
  32. И. В. Социокультурная мобильность как творческий процесс личности // Социально-экономические проблемы переходного периода: Межвуз.сб. науч. тр. / ВолГТУ. Волгоград, 1996.
  33. И. В., Дулина Н. В. Ценность жизни как индикатор взаимодействия общества и личности // Проблемы социально-гуманитарного знания: Межвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ. Волгоград, 1997.
  34. И. В., Коломойцев С. JT. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования // Социокультур-ные исследования: Сб. ст. Вып. 3. / ВолгГТУ. Волгоград, 1997.
  35. И. В., Ткачев Д. В. Социально-психологические проблемы цивилизованного человека // Социокультур-ные исследования: Сб. ст. Вып. 3. — Волгоград: РПК «Политехник», 1997.
  36. И. А., Поплужный В. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  37. А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
  38. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. № 5.
  39. В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. -1991. -№ 10.
  40. В. Этюды о симметрии. — М., 1971.
  41. . Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. Воронеж, 1990.
  42. Всеобщая декларация прав человека Международного пакта о гражданских и политических правах.
  43. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  44. Выготский JL С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
  45. К.С. Концепиция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. -1991.
  46. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. -С. Петербург: Наука, 1993.
  47. А. Я. Изучение ментальностей — социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. — № 6.
  48. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.
  49. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальные признаки: Сб. ст. Л.: Наука, 1986.
  50. Г. Г. В поисках смысла цели. М., 1986.
  51. ДонченкоА. П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. — Л., 1988.
  52. Э. История теоретической социологии. Т.1, 2. М., 1995.
  53. Э. Метод социологии. М., 1994.54.3аславский Г. Н. Стохастичность динамических систем. — М., 1984. 55.3иммелъ Г. Как возможно общество? // Социологический журнал. —1994.-№ 2.
  54. В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986.
  55. Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
  56. В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.
  57. В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1991.
  58. В.В., Панарин А. С., Рябов А. В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. -М.: Изд-во МГУ, 1994.
  59. И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.
  60. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991.
  61. М. Актуальные проблемы современной психологии. — М., 1983.
  62. А. Бунтующий человек. -М., 1990.
  63. И. Сочинения. Т.4 М., 1995.
  64. .Г. Современность как принуждение и свобода // Вопросы философии. 1998. — № 4.
  65. JI.C. Логика, детерминизм феномен прошлого // Вопросы философии. 1995. — № 5.
  66. В.Е. Методология обществознания. Свердловск, 1990.
  67. . В защиту права // Вести. Моск. университета. Серия 7. Философия. 1990. — № 3.
  68. Е.Н., Курдюмова С. П., Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 2.
  69. Л. Функции социального конфликта. -М., 2000.
  70. О. Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социологические исследования. 1993. — № 4.
  71. П. Общество и государство: неизбежный дуализм -М.: Республика, 1998.
  72. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993
  73. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: Институт государства и права РАН, 1994.
  74. Л. С. Диалектика чувственного и рационального в воображении // Творчество и социальное познание: Сб. ст. / Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М., 1982.
  75. А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. М., 1972.
  76. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  77. Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга // Вопросы философии. 1982. — № 4.
  78. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки 1991. — № 12.
  79. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1990.
  80. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  81. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
  82. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  83. В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.
  84. А. Традиция. Церковь. Человек.// Путь. 1992. — № 2.
  85. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9.
  86. Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. — № 1.
  87. Г. Принцип тройного действия: ключ к анализу социальных процессов // Социологические исследования. — 1994. — № 1.
  88. В.И. Полное собрание сочинений.
  89. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  90. С.М. Политическая социология // Американская социология. -М.: Прогресс, 1972.
  91. Любак Анри Д. Мысли о церкви. М.: Христианская Россия, 1995
  92. Лобье д П. Социальная доктрина церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991
  93. Н.О. Условия абсолютного добра. -М., Республика, 1991
  94. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  95. К.С. Сущность христианства. — Л.: Мысль, 1982
  96. В.В., Василенко И. В. и др. Динамика состояния гражданского сознания населения. -М., 1990.
  97. Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: к дискуссиям в современной постпозитивистской философии и науки. М.: Наука, 1987.
  98. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  99. Т.А. Потребность как социальное явление. М., 1990.
  100. К.Р. Основные проблемы социологического мышления. Тбилиси, 1983.
  101. Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности. Челябинск, 1990.
  102. С.Ф. Экология личности. — Кировск, 1999.
  103. Ш. О духе законов. М., 2000.
  104. JI.H. Познание и детерминация (критика буржуазных концепций социальной обусловленности познания). М.: Политиздат, 1980.
  105. А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995. № 4. Огородников В. П. Познание необходимости. М., 1985.
  106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.
  107. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1.
  108. ПарсонТ. О структуре социального действия. — М., 2000.
  109. Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты.-М., 1996.
  110. Е.М. Социальные норма: Управление, воспитание. М., 1990.
  111. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1995.
  112. Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
  113. М. Личностное знание. М., 1985.
  114. Понятие реальности в классике. Теория общества // Сборник научных трудов. Вып. 1. Ставрополь, 1998.
  115. ПопперК. Открытое общество и его враги. — М., 1992.
  116. ПопперК. Логика социальных наук// Вопросы философии.
  117. Права человека в России — международное измерение. М., 1995.
  118. И. От существующего к возникающему. М., 1984.
  119. И. Философия нестабильности // Вопросы философии.- 1972.-№ 6.
  120. В.Т. Человек, единство природы и социума. // Социально- гуманитарное знание. 1999. — № 5.
  121. . Человеческое познание. Его сфера и границы. — Киев, 1997.
  122. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. -М.: Академия, 1995.
  123. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.- М., 1995.
  124. В.В. Поздние фазы славянофильства // Розанов В.В.
  125. А. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения. // Свободная мысль. 1993. — № 17. — № 18
  126. . Рассуждение о начале и основах неравенства между людьми. М., 2001.
  127. . Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
  128. А.А., Творение нового как переход от возможного к действительному // Философские науки. — 1999. № 3−4.
  129. .М., Горшков В. А., Свечников В. П. Системный подход в научном познании. М., 1999.
  130. Ю.В. Конструктивна роль случая // Вопросы философии.- 1988. № 5.
  131. З.А. Спор о детерминизме во французской философии // Вопросы философии. — 1993. № 2.
  132. С. М. Соркин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
  133. П.О. О так называемых факторах социальной революции. -М., 1992.
  134. П.А. Родовая культура социально-культурных явлений. -М., 1992.
  135. С.Г. Общество как субъект социальной жизни // СПЖ. 1995.-№ 1.Л
  136. А.Л. Власть и стратегия модернизации в современной России — Власть в России: теория, традиции, перспективы. В-Д, 2000.
  137. П. Вероятная теория причинности // Вопросы философии.- 1972.-№ 4.
  138. Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целесообразия // Психологические механизмы целесообразия. — М., 1977.
  139. O.K. Исследования целесообразия // Вестник московского университета. Сер. 14. 1984. — № 2.
  140. А. Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.: Прогресс, 1995.
  141. А.К. Духовное обновление общества. М., 1968
  142. Дж. Политическая онтология // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
  143. В.Г. Анархия и порядок контексте российского поскоммунистического общества // Вопросы философии. — 1998. — № 5.
  144. В.Г. Классическое и постклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. — 1992. — № 4.
  145. JI. Лекции о сущности религии / Избранные философские произведения. М., 1995.
  146. А. Опыт истории гражданского общества. — М., 2000
  147. Философия и прогностика // Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования / А. Бауэр, В. Эйхюр, г. Шульц и др. М., 1971.
  148. Философский энциклопедический словарь. — М., 1988.
  149. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
  150. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  151. С.С. Основы философии. М., 1997.
  152. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  153. Ю. Познание и интерес // Философские науки. — 1990. -№ 1.
  154. М. Феноменология и трасцендентальная философия ценности. Киев., 1996.
  155. М. Время и бытие. М.: «Республика», 1993.
  156. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанные в Касселе (1925) // Вопросы философии. -1995.- № 11.
  157. И. А. Принцип детерминизма и психологическая проблема. Ростов-на-Дону. 1991.
  158. И.А. Целесообразность как форма детерминизма и психологическая проблема // Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь, 1997.
  159. К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии. -1997. -№ 4.
  160. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. — № 10.
  161. Дж. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль. М., 1994.
  162. Н.Г. Избранные произведения в 3х т. — М., 1948
  163. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // ПЖ. — 1993. -№ 5.
  164. B.C. Научное познание как деятельность. — М., 1984.
  165. М. Избранные произведения. М., 1994.
  166. М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. Переводы. -М., 1988.
  167. В.Ч., Яценко А. И. Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения. Киев, 1984.
  168. Н.И. Организм как целое в индивидуальном и в историческом развитии. — М., 1982.
  169. П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
  170. П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. // Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  171. В.А., Хон Г.Н. Оправдание случайности. М., 1990.
  172. В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. № 4.
  173. С. Философия случайности. // Свободная мысль. 1994. -№ 2- № 3.
  174. Н. Общество индивидов. М., 2001.
  175. А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. — № 10.
  176. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1993.
  177. В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика// Вопр. философии.1994.-№ 1.- С.102−110.
  178. A.M. Конституционный строй: социальный и правовой аспект // Вопросы философии. 1995. -№ 10.
  179. Г. Тоталитарный режим и массовое сознание: Черты советской идеологии 1930−50 гг.// Картины мира в искусстве XX века.-М., 1994.- С.138−146.
  180. К. Духовная ситуация времени. М., 1990.
  181. Abbott A. History and sociology: the lost synthesis // Social science history. 1991. — Vol. 15. -№ 2.
  182. Bellah R.N. The Good Society. Berkeley, 1992- Bentham, J. «Anarchical Fallacies», in Waldron, ed., Nonsense upon Stilts, — London: Heinemann, 1974,
  183. Berger P. Sociology: A Disinvitation? //Society. -1992. -Vol. 30, -№ 1.
  184. Berlin I. Concepts and Categories. Oxford, Toronto, Melbourne, 1980.
  185. Berthold-Bond D. Hegel’s eschatological vision: Does history have a future? // History and theory. 1988. — Vol. 27. — № 1.
  186. Haber E. R. Deutsce Verfassungsgeschichte
  187. Halliburton D. Poetic thinking: An approach to Heidegger. -Chicago, 1981.
  188. Jameson, F. Imaginary and symbolic in lacan: Marxism, psychoanalytic criticism, and the problem of subject. // Yale French studies. -NewHaven. 1977. -№ 55/56.
  189. Jameson, F. Marxism and fonii: Twentieth-century dialectical theoriesof literature. Princeton. 1971.
  190. Lassalle F. Das System der erworbenen Rechts, eine Versohnung der positiven Rehtssphilosophie. Munchen, 1995.
  191. Robinson K. Pacific Edge. N. Y.: 1990.
  192. , B. «Islam and Individual Human Rights», Universitas, 35/1, 1993.
  193. Weber M., The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, trans. T. Parsons, London, 1930.
Заполнить форму текущей работой