Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История идей и движений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение для сближения философии и психиатрии имеет феноменология. Ее родоначальник Эдмунд Гуссерль призывает философию обратиться «к самим вещам» и отбросить устоявшиеся научные принципы и правила. Психиатры, многие из которых напрямую принадлежали феноменологическому движению, воспринимают этот призыв как побуждение к исследованию пространственно-временного порядка опыта психически… Читать ещё >

История идей и движений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История обращения философии к психиатрии начинается задолго до XX в. Начиная с античности безумие привлекает внимание философов: о нем говорят Платон, Аристотель, Р. Декарт. Однако последовательный интерес обнаруживает только немецкий рационализм.

В работах представителей немецкой классической философии И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга мы видим философскую трактовку психических заболеваний. Учение о душевных болезнях становится закономерным развитием их собственных рационалистических систем: Кант мыслит болезни души как выражение нарушенной способности суждения, расстроенного разума или рассудка. Шеллинг — как разрыв взаимосвязи между душой и характером, Гегель — как ступень развития субъективного духа. Психиатры принимают эти идеи с большим интересом и сразу же начинают развивать их с целью разработки новых принципов лечения психических расстройств. Так зарождается романтическая психиатрия (И. X. Райль, А. Хайндорф, И. X. А. Хайнрот и др.).

В XX в. психиатры с таким же интересом воспринимают идеи основных философских школ, в особенности тех из них, которые поднимают проблему методологии исследования человека. Особенно значимыми поэтому оказываются идеи представителей философии жизни В. Дильтея и А. Бергсона, феноменологов Э. Гуссерля и М. Шелера, а также фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

Философия жизни привлекает вниманием психиатрии своим интересом к человеку, описательной методологией и акцентированием необходимости исследования живого опыта реальности. В первой трети XX в. на волне методологических споров психиатрия начинает осмыслять себя не только как медицинскую, но и как гуманитарную науку. Она ищет новые методы исследования и лечения психически больных людей, вырабатывает новые техники работы с личностью пациента, которые впоследствии станут основанием терапевтических программ.

Родоначальник философии жизни Вильгельм Дильтей (1833—1911) говорит о необходимости рассмотрения предмета гуманитарных наук — человека — не как объекта исследования и анализа, а как живого и переживающего человека. Он разрабатывает методологию структурной психологии, направленной на прояснение элементов жизни души посредством понимания. Вслед за ним психиатры начинают говорить о необходимости исследования живого опыта психически больного человека и необходимости понимания внутренних мотивов его личности. Они поворачиваются от симптоматического и синдромального анализа к структурному, от исследования болезни к работе с человеком. Так психиатрия открывает свои двери для философии.

Большое значение для сближения философии и психиатрии имеет феноменология. Ее родоначальник Эдмунд Гуссерль призывает философию обратиться «к самим вещам» и отбросить устоявшиеся научные принципы и правила. Психиатры, многие из которых напрямую принадлежали феноменологическому движению, воспринимают этот призыв как побуждение к исследованию пространственно-временного порядка опыта психически больного человека и отказ от устоявшейся в психиатрии схемы диагностики и лечения. Им остается найти только новые (взамен естественнонаучных, принятых в медицине) основания для таких исследований, и они обращаются к фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера (1889−1976).

От Хайдеггера в психиатрию приходит рассмотрение жизни психически больного человека как бытия-в-мире — связанного с внешним миром переживания, которое представляется в пространственно-временных координатах. Основанием своих теорий психиатры избирают его фундаментальную онтологию и пытаются посредством обращения к патологическим изменениям опыта пространства и времени прояснить онтологические принципы бытия человека.

Все перечисленные философские идеи вкупе с некоторыми другими (идеями неокантианства, интуитивизма А. Бергсона, философской антропологии М. Шелера, психоанализа 3. Фрейда и др.) приводят к развитию философски ориентированного направления — экзистенциально-феноменологической психиатрии.

Экзистенциально-феноменологическая психиатрия развивается преимущественно в немецкоязычных странах — Германии и Швейцарии, а также во Франции, однако ее представители и последователи ее идей есть и в Нидерландах (X. К. Рюмке, Я. X. ван ден Берг), Испании (X. X. ЛопесИбор, Л. Мартин-Сантос), Великобритании (Э. ван Дорцен, Э. Спинелли).

Методологическим родоначальником экзистенциально-феноменологической психиатрии является немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883—1969). В ранний период своей жизни, еще до обращения к философии, он служит психиатром-стажером в Гейдельбергской клинике и развивает проект психопатологии, основанной на феноменологии и понимающей психологии. Эти два метода будут использовать все его п ос лед о вате л ипсих и атр ы.

Идеи философской феноменологии в рамках психиатрии развивает швейцарский психиатр Людвиг Бипсвангер (1881 — 1966), директор частного психиатрического санатория «Бсльвью», ученик К. Г. Юнга и друг 3. Фрейда. Во Франции под влиянием феноменологии Э. Гуссерля и интуитивизма А. Бергсона психиатр Эжен Минковски (1885—1972) формулирует основные принципы своего феноменологически-структурного анализа. 25 ноября 1922 г. Бинсвангер и Минковски выступают со своими докладами на заседании Швейцарского психиатрического общества, и этот день позже начинают называть официальной датой рождения экзистенциальнофеноменологической психиатрии. Близкие им идеи начинают развивать немецкие психиатры Виктор Эмиль фон Гебзаттель (1883—1976) и Эрвин Штраус (1891 — 1975). При этом все идеи 1920;х гг. остаются преимущественно феноменологически ориентированными.

В 1930;е гг., после выхода работы «Бытие и временя» М. Хайдеггера (1927), Бинсвангер на основании этой работы разрабатывает новый метод — экзистенциальный анализ — и становится первым психиатром, который обращается от Гуссерля к Хайдеггеру. Его примеру следуют и другие. После Второй мировой войны работами Хайдеггера начинает интересоваться швейцарский психиатр Медард Босс (1903—1990). Он пишет Хайдеггеру, и это письмо дает начало долгой и продуктивной дружбе. С 1959 г. они вместе проводят семинары для психологов и психиатров, и под мощным влиянием Хайдеггера Босс разрабатывает Dasein-анализ. За Бинсвангером и Боссом идут множество последователей.

В 1960;е гг., в продолжение движения терапевтических сообществ, на волне контркультурной революции и активизации социальной критики в Великобритании начинает развиваться антипсихиатрия. Родоначальники антинсихиатрии Рональд Лэйнг (1927—1989) и Дэвид Купер (1931 — 1986) продолжают идеи экзистенциально-феноменологической психиатрии и вырабатывают на основании ее идей социальную теорию: критическую теорию общества и его институций, а также теорию межличностного взаимодействия. На основании социальной теории антипсихиатры разрабатывают практически ориентированные проекты деинституционализации психиатрических больниц, развития терапевтических сообществ или реформирования.

В конце 1970;х гг. и в 1980;е гг. популярность антипсихиатрии снижается. Успехи нейронаук приводят к новым биологически ориентированным гипотезам развития психических расстройств. Однако сохраняющиеся тенденции взаимодействия наук и необходимость осмысления положительных достижений философских направлений, сформировавшихся в рамах психиатрии, способствуют формированию новой междисциплинарной области — философии психиатрии. В 1990—2000;е гг. она проходит этап утверждения как новой научной дисциплины: формируются научные центры и ассоциации (Ассоциация развития философии и психиатрии в США, Философская группа Королевского колледжа психиатров в Лондоне, Скандинавская сеть философии и психиатрии, Общество философии и наук о психике в Берлине, Международная сеть философии и психиатрии), и начинают выходить в свет первые печатные издания (журнал «Философия, психиатрия и психология», книжная серия «Международные перспективы в философии и психиатрии» издательства Оксфордского университета). Однако развитие этого пространства еще впереди.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой