Познание как игра
Диссертация
Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, материалы исследования содержат теоретические представления о некоторых сущностных характеристиках феномена познания как такового, позволяющие по-новому сформулировать и разрешить ряд значимых проблем теории познания (например, проблему места познания в культуре, проблему рациональности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Познание и игра
- 1. Игра как объект философского исследования
- 1. 1. Понятие «игра» и его место в истории философии
- 1. 2. Ситуация игры и ее параметры
- 2. Игровое начало в познавательной деятельности
- 2. 1. Игровой характер познания
- 2. 2. Ситуация игры в познание
- 2. 3. Гносеологическая игра и ее особенности
- 1. Игра как объект философского исследования
- 1. Игры классической гносеологии
- 1. 1. Правила
- 1. 2. Выигрыш
- 2. Игры современной гносеологии
- 2. 1. Правила
- 2. 2. Выигрыш
Список литературы
- Абрамов С. С. Неявная субъективность. Томск: Изд-во Томского университета, 1991. 208 с.
- Авенариус Р. Критика чистого опыта. Т. 1. Спб.: Издание И. В. Шестаковского и И. П. Федорова, 1907. 124 с.
- Авенариус Р. Человеческое понятие о мире. М., 1909. 136 с.
- Авто номов, а Н. С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. № 3. С. 145 156.
- А в т о н о м о в, а Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. 228 с.
- Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 344 с.
- Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63 367.
- Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53 293.
- Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 91−116.
- Аристотель. О возникновении и уничтожении //Аристотель. Сочинения. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 379−440.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 375 644.
- Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения. Т. 4.М.: Мысль, 1983. С. 645−680.
- Б, а р т Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989.616с.
- Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М.: Ad Marginem, 2002. 432 с.
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9 191.
- Беккет С. Эндшпиль // Беккет С. Театр. Спб.: Амфора, 1999. С. 122−169.
- Бергсон А. Непосредственные данные сознания //Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 669 924.
- Бергсон А. Творческая эволюция // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 8 412.
- Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания// Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 1978. С. 149 -247.
- Бе р к л и Д. Три разговора между Гиласом и Филоноусом // Беркли Д. Сочинения. М.: Мысль, 1978. С. 249 -360.
- Берн Э. Игры, в которые играют, люди- Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 400 с.24- Бескова И. А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ). М.: Институт философии РАН, 2001. 268 с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1990.413 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 390 с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 172 с.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. 320 с.
- Бондаренко И. А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во МГУК, 2000. 384 с.
- Бубер М. Я и ты. М.: Высшая школа, 1993. 176 с.
- Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. 188 с.
- Бычков В. В., Бычков О. В. Игра // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2000. С. 67 70.
- Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1997.567 с.
- Бэкон Ф. Новый Органон //Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 5−214.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия//В е б е р М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707 735.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61−272.
- Вежбицкая А. Концептуальные основы психологии культуры // ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 376 -404.
- Витгенштейн Л. Голубая книга. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 128 с.
- Витгенштейн Л. Лекции. Кембридж 1930 1932 гг. // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М: Прогресс — Культура, 1993. С. 271 -309.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работьь 4.1. М: Гнозис, 1994. С. 1 73.
- Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М: Гнозис, 1994- С. 323 -405.
- Витгенштейн Л. Философские исследования// Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М: Гнозис, 1994. С. 75 319.
- Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 122 134.
- Габришкова Л. Процесс познания Вселенной в социокультурном контексте // Познание в социальном контексте. М.: Институт философии РАН, 1994: С. 106 -117.
- Г, а д, а м е р Х.-Г. Истина и метод. М: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гадам ер Х.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. Спб.: Наука, 1999. С. 202 242.
- ГайденкоП. П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII XVIII вв. // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 77 — 99.
- Г, а й д е н к о П. П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 3 14.
- Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М: Республика, 1997. 495 с.
- Г е г е л ь Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х тт. Спб.: Наука, 1999.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Спб.: Наука, 1999. 444 с.
- Г е г е л ь Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.
- Гельвеций К. А. Об уме //Гельвеций К. А. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1973. С. 143 603.
- Г е л ь в е ц и й К. А. О человеке // Г е л ь в е ц и й К. А. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1974. С. 5 -567
- Г е р, а с и м о в, а И. А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка: Языки этики. М: Языки русской культуры, 2000. С. 7−16.
- Гессе Г. Игра в бисер. М: ACT- Харьков: Фолио, 2001. 448 с.
- Гессе Г. Фауст и Заратустра // Фауст и Заратустра. Спб.: Азбука, 2001. С. 5−30.
- Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 438 с.
- Горелова В. Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: Издание Пермского сельскохозяйственного института, 1993. 168 с.
- Гуд мен Н. Способы создания миров. М.: Идея Пресс, Логос, Праксис, 2001: 376 с.
- Гуссерль Э. Идея феноменологии // Фауст и Заратустра. Спб.: Азбука, 2001. С. 160−206.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб: Наука, 1998- 316 с.
- Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. 164 с.
- Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.
- Декарт Р. Первоначала философии// Декарт Р. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 297 422.
- Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Разыскание истины. Спб.: Азбука, 2000. С. 129 214.
- Д е к арт Р. Разыскание истины //Декарт Р. Разыскание истины. Спб.: Азбука, 2000. С 31 62.
- Д е к, а р т Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Разыскание истины. Спб.: Азбука, 2000. С. 63 128.
- Д е к, а р т Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Д е к ар т Р. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 250−296.
- Деком б В. Тождественное и- иное // Деком б В. Современная французская философия. М.: Весь Мир, 2000. С. 8 183.
- Деком б В. Философия грозовых времен // Деком б В. Современная французская философия. М.: Весь Мир, 2000. С. 184 336.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Спб.: Алетейя, 1998. 288 с.
- Д е л е з Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 302 с.
- Д ел ез Ж. Марсель Пруст и знаки. Спб: Алетейя, 1999. 190 с.
- Делез Ж.Ницше. Спб.: AXIOMA, 2001. 184 с.
- Д е л е з Ж. Различие и повторение. Спб.: Петрополис, 1998. 384 с.
- Д елез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1997. 264 с.
- Денисов С. Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. Томск: Изд-во Томского университета, 1993. 182 с.
- Д е н и с о в, а Л. В. Догматическое основание метафизических систем. Омск: Юридический институт МВД России, 1999. 243 с.
- Деррида Ж. О грамматологии. М.: AdMarginem, 2000. 512 с.
- Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999. 832 с.
- Деррида Ж. Письмо и различие. Спб: Академический проект, 2000. 430 с.
- Деррида Ж. Письмо японскому другу//Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53 -57.
- Д е р р и д, а Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. № 5. С. 170 189.
- Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. 1991. № 2. С. 118−142.
- Д ер р и д, а Ж. Эссе об имени. Спб.: Алетейя, 1998. 192 с.
- Джойс Д. Улисс. М.: Терра, 1997.672 с.
- Дидро Д. Мысли к истолкованию природы //Дидро Д. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1986. С. 333 378.
- Д и д р о Д. Философские мысли // Дидро Д. Сочинения^ Т. 1. М.: Мысль, 1986. С. 164 187.
- Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. 160 с.
- Доброхотов А. Л. Эпохи европейского нравственного самосознания // Этическая мысль: Ежегодник. М.: ИФ РАН, 2000. С. 70 87.
- Дубинин И. И., Гуслякова Л. Г. Динамика обыденного сознания. Минск: Изд-во Университетское, 1985. 135 с.
- Ж ю л ь е н Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. М.: Московский философский фонд, 2001. 360 с. 97. 3 л о б и н Н. Культурные смыслы науки. М.: Олма Пресс, 1997.288 с.
- Зотов А. Ф., Смирнова Н. М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. № 4. С. 48 67.
- Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и Человека. Спб.: Наука, 1994. 544 с.
- Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. 256 с.
- Иолон П. Ф., Крымский С. Б., Парахонский Б. Я. Рациональность в науке и культуре. Киев: Наукова Думка, 1989. 288 с.
- Каган М. С. Опыт культурологического анализа познавательной деятельности // Философские науки. 1987. № 7. С. 46 55.
- Камю А. Калигула//Камю А. Избранное. М.: Радуга, 1989. С. 399−501.
- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения. Т. 1. М.: Издательская фирма АО «Ками», 1994. С. 79- 123.
- Кант И. Критика практического разума //Кант И. Лекции по этике. М: Республика, 2000. С. 283 406.
- Кант И. Критика способности суждения. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 5. М.: Чоро, 1994. 414 с.
- Ю9.Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с. 110. Кант И. Лекции по этике // Кант И. Лекции по этике М.: Республика, 2000. С. 37 222.
- Ш. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? //Кант И. Сочинения. Т. 1. М.: Издательская фирма АО «Ками», 1994. С. 124 — 147.
- К, а р н, а п Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс Традиция, 1998. С. 69−89.
- ИЗ. Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Спб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.408 с.
- Касавин И. Т. Понятие знания в социальной гносеологии // Познание в социальном контексте. М.: Институт философии РАН, 1994. С. 6−36.
- Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. Спб.: РХГИ, 2000. 318 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1, Язык. М.- Спб.: Университетская книга, 1994. 272 с.
- Категории философии и категории культуры. Киев: Наукова Думка, 1983.344 с.
- Князева Е. Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 221 -244.
- Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, Прогресс — Традиция, 1998. 208 с.
- Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 240 с.
- Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 37 52.
- Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической, картины прогресса человеческого разума. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. 266 с.
- Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Институт психологии РАН, 1997. 360 с.
- Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция. Спб.: Наука, 1999. С. 47 67.
- К у айн У. Слово и объект. М.: Логос, Праксис, 2000. 386 с.
- К у н Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 304 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.383 с.
- Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.
- Лебедев М. В., Черняк А. 3. Онтологические проблемы референции. М.: Праксис, 2001. 344 с.
- Леви-Строс К. Предметная область антропологии // Л е в и -Стр о с К. Путь масок. М.: Республика, 2000. С. 357 383.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во Эксмо -Пресс, 2001. 512 с.
- Лейбниц Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 413 429.
- Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении авторасистемы предустановленной гармонии //Лейбниц Г. В. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1983. С. 47 545.
- Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М. Наука, 1980. 360 с.
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.256 с.
- Леопарди Д. Коперник // Леопарди Д. Этика и эстетика. М.: Искусство, 1978. С. 196 205.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.
- Лобанов С. Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. 160 с.
- Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Мысль, 1960. 736 с.
- Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 15−41.
- Лоренц К. По ту сторону зеркала. Исследование естественной истории человеческого познания // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 42 69.
- Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.
- Майоров Г. Г. София. Эпистема. Технема (Размышления о способах понимания философии в ходе истории) // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. № 4. С. 88 106.
- Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении //Мысль изреченная. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1991. С. 13 50.
- Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.318 с.
- Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.352 с.
- Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1998.320 с.
- Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 3−10.
- Мамардашвили М. К. Стрела познания. М.: Языки русской культуры, 1996. 304 с.
- Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
- Мангейм.К. Идеология и утопия //Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 7 276.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. Спб.: Алетейя- 2000. 347 с.
- Марков Б. В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция. Спб.: Наука, 1999. С. 10−33.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. В кн.: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: Политиздат, 1989. С. 101−108.
- Маркузе Г. Разум и революция. Спб.: Владимир Даль, 2000. 542 с.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: ACT, 2002. 528 с.
- Мартишина Н. И. Когнитивные основания паранауки. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. 187 с.
- Мах Э. Познание и заблуждение. М.: Издание С. Скирмунта, 1909. 472 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб.: Ювента, Наука, 1999. 608 с.
- Ми к еши на Л. А. Имплицитные компоненты в структуре научного познания // Философские науки. 1987. № 7. С. 65 -11.
- Микешина Л. А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 3 12.
- Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс Традиция, 2002. 624 с.
- Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. 240 с.
- Мо жейко А. А. Ризома // Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. С. 829 831.
- Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. 559 с.
- Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. 708 с.
- Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Спб.: Изд-во РХГИ, 2000.344 с.
- Николай Кузанский. Игра в шар //Николай Кузанский. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1980. С. 249 316.
- Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения. Т. L М.: Мысль, 1997. С. 491 719.
- Н и ц ш е Ф. По ту сторону добра и зла- К генеалогии морали. Минск: Беларусь, 1992. 335 с.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое//Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1997. С. 231 -490.
- Ортега-и-Гассет X. Веласкес // Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997. С. 17 237.
- Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. С. 233 403.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. С. 43 163.
- Ортега-и-Гассет X. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет Х&bdquo- Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. С. 404 436.
- Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. С. 480 698.
- Остин Д. Значение слова // Остин Д. Избранное. М.: Идея -Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 308 326.
- Остин Д. Истина // Остин Д. Избранное. М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 290 — 307.
- Остин Д. Как совершать действия при помощи сло^? // Остин Д. Избранное. М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 13−135.
- Остин Д. Чужое сознание //Остин Д. Избранное. М.: Идея -Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 247 289.
- Пап А. Семантика и необходимая истина. Исследование оснований аналитической философии. М.: Идея Пресс, 2002. 420 с.
- Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во Сабашниковых, 1995. 480 с.
- Переломов JI. С. Конфуций об обществе // Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. С. 343 366.
- Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Спб.: Алетейя, 2001. 412 с.
- Петров М. К.Язык, знак, культура. М.:Наука, 1991. 328 с.
- П и в о в, а р о в Д. В. Вера и знание в религии и науке: Учеб. пособие по спецкурсу. Екатеринбург: УрГУ, 1997. 100 с.
- Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79 420.
- Платон. Евтидем // Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 158 202.
- Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. С. 383 716.194: Подорога В. А. Выражение и смысл. M.- Ad Marginem, 1995.432 с.
- Подорога В. А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф. Ницше) // Проблемы сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. С. 15 -32.
- Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
- По рус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: Университет Академии Образования. Кафедра философии, 2002. 352 с.
- По рус В. Н. Стиль научного мышления в когнитивно-методологическом, социологическом и психологическом аспектах // Философские науки. 1987. № 8.С. 39 49.
- Проблема знания в истории науки и культуры. Спб: Алетейя, 2001.253 с.
- Р, а й л Г. Понятие сознания. М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.408 с. 2011 Рассел Б. Человеческое познание. М.: Республика, 2000. 464 с.
- Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.: Спб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
- Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.: Спб.: Университетская книга, 2000. 224 с.
- Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. 320 е.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. 640 с.
- С о кул ер 3. А. Проблема обоснования знания: гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М.: Наука, 1998. 176 с.
- Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. 1408 с.
- Специфика традиционной китайской философии и общественно-политической мысли // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. С. 5−9.
- Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. Спб.: Наука, 1999. С. 1−91.
- Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом // Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. Спб.: Наука, 1999. С. 93−169.
- Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше направляться к истинному познанию вещей // Спиноза Б. Этика. Спб.: Азбука, 2001. С. 29 44.
- Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей // Спиноза Б. Этика. Спб.: Азбука, 2001. С. 45 -348.
- Стоппард Т. После Магритта // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. Спб.: Азбука, 2000. С. 269 300.
- Теория познания. В 4-х томах. М.: Мысль, 1991.
- Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. Спб.: Алетейя, 2002. 677 с.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 544 с.220- Фихте И. Г. Назначение человека // Фихте И. Г. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. Спб.: Мифрил, 1993. С. 65 224.
- Фихте И. Г. Наукоучение // Фихте И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 545−562.
- Фихте И. Г. Факты сознания // Фихте И. Г. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. Спб.: Мифрил, 1993. С. 619 769.
- Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. С. 50−75.
- Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства//Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1998. С. 217 278.
- Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-центр, 1996. 208 с.
- Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо Логос. Вып. 1. М: Прогресс, 1991. С. 284−311.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб.: Университетская книга, 1997. 576 с.
- Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.
- Фу ко М. Слова и вещи. Спб.: А-сас1,1994. 408 с.
- Фуре В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос. 2002. № 2. С. 120 152.
- Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Спб.: Наука, 2001. 417 с.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40 — 52.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб.: Наука, 2000. 380 с.
- Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1. С. 90−97.
- Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003! 503 с.
- Хайдеггер М: Время и бытие//Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 391 — 406.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 261 -313.
- Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 273 302.
- Хайдеггер М. Истина и искусство//Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 89 108.
- Хайдеггер М. О сущности истины //Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. С. 8 27.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. 384 с.
- Хайдеггер MJ Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 252 273.
- Хайдеггер М. Проселок // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 238 -241.
- Хайдеггер М. Творческий ландшафт //Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 218 221.
- Хайдеггер М. Что значит мыслить? //Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. С. 134 145
- Хейзинга И. Homo Ludens. М.: Прогресс Традиция, 1997. 416 с.
- Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980.448 с.
- Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 26 -58.
- Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. 608 с.
- Шеллинг Ф. В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Шеллинг Ф. В. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 86 158.
- Ш е с т о в JI. Апофеоз беспочвенности // Ш е с т о в JI1 Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 327 -475.
- Шкода В. В. Оправдание многообразия (Принцип полиморфизма в методологии науки). Харьков: Основа, 1990. 175 с.
- Ш л ere ль Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. М.: Искусство, 1983. 480 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 544 с.
- Шюц А. Структура повседневного мышления // Социс. 1988. № 2. С. 129−137.
- Щавелев С. П. Практическое познание. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1994. 232 с.
- Чоран Э. После конца истории. Спб.: Symposium, 2002.544 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Спб.: ТООТК «Петрополис», 1998.432 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. 359 с.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. г Политиздат, 1989. 127 с.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 847 с.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 28 286.
- Bauman Z. From pilgrim to tourist or a short history of identity 11 Questions of cultural identity, L., 2001. P. 18 — 36.
- Foucault M. Qu’est ce qu’un auteur? // Bulletin de la Societe frangaise de philosophie, 63 e annee, nj3, juillet — septembre 1969. P. 73 — 104.
- Hall St. Introduction: Who needs «Identity»? // Questions of cultural identity. L., 2001. P. 1 17.
- Ruskin J. Selection from the writings. L.: George Allen, Sunnyside, Orpington, 1899. 525 p.