Европейская философия Средневековья.
Религиозный характер, изменение социальных функций философии в Средние века.
Учение Августина, Патристика, философия А
Религиозный характер, изменение социальных функций философии в средние века. Заключение. Философия Фомы Аквинского. Введение. Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Религиозный характер, изменение социальных функций философии в средние века
- Учение Августина Блаженного, патристика
- Философия Фомы Аквинского
- Заключение
- Список использованной литературы
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение «бог — человек» рассматриваются различные вопросы: устройство мироздания, место в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. «theos» — бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия приобретает статус «служанки богословия». Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция как сомнение, т. е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (лат. «pater» — отец) — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв. (т.н. отцов церкви). Схоластика (лат. «scholastica» — школьный, ученый) — усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII вв.).
Список литературы
- Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.
- Алексеев П. В. Панин А.В. Философия: учебник. М. 1996.
- Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.1. Ч.2.
- Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. М., 1997.
- Краткий очерк истории философии. М., 1981.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
- Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.
- Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие для философских факультетов и отделений ун-тов. М., 1979.
- Философия. Учебное пособие // под общ. ред. Козела А. А. Мн., 2006.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М., 1991.