Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самореализация человека в политике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Привлечение нашего внимания к проблеме политического лидерства как одной из форм политической самореализации не является случайным. «Политический человек» многомерен и способен качественно влиять на содержание политической деятельности на индивидуальном уровне. Сегодня следует признать наличие политической реализации человека на единичном уровне, так как человек, оставаясь агентом множества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВЛАСТИ, ПОЛИТИКИ
    • 1. Политическое как социальное свойство человека
    • 2. Власть в человеческих измерениях
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Политика и политическая власть как феномены человеческого бытия
    • 2. Пространство как атрибут политического бытия человека
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Политическое поведение человека и массовые политические действия
    • 2. Рациональные и иррациональные аспекты политического поведения.¦
    • 3. Лидерство — высшая форма самовыражения человека в политике
  • ГЛАВА 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  • §-1.Общение и творчество в контексте политической деятельности
    • 2. Игровое и художественное начало человека в политике
  • ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. Роль права в защите человека от негуманных политических технологий
    • 2. Динамика диалога человека и политики в современных условиях

Самореализация человека в политике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема соотношения человека и политики является одной из центральных в философии политики. Современный этап развития общества предполагает поиск и утверждение приемлемых для человека способов управления, переход от жестких форм политических технологий к более гибким, гуманным.

Сегодня необходим анализ возможностей преодоления негативных сторон государственно-политического влияния власти на индивида и сохранения, поддержания им пространства самореализации.

На уровне социальной теории представляется весьма актуальным обоснование парадигмы естественного сочетания норм, ценностей политической организации общества и потребностей, интересов человека, их влияние, учет, осуществление в общественной практике. Человеческие качества как совокупность приоритетных ценностей должны занять достойное место в концепциях социального и политического реформирования российского общества.

В современных теориях политического преобразования общества фактически не представлен постулат, аналогичный тезису Л. фон Штайна, считавшего государство инструментом человека для достижения личной автономии и самореализации.

Утверждение персоналистской традиции в политике представляется весьма значимым как в теории, так и на практике.

Раскрытие основных параметров самореализации человека необходимо и для показа принципиального отличия данного процесса от формального политического участия, обоснования проблемы самореализации как одного из методологических положений современных философских исследований.

Политическая самореализация предполагает актуализацию собственных жизненных мотивов и политических ориентиров, использование персональных качеств для достижения значимых политических целей. Такое толкование проблемы политической самореализации обусловливает экстраполяцию человека и политики как феноменов в единую систему координат в основе которой лежит не только признание ценности бытия человека, но и утверждение бытия политики, что является одним из актуальных аспектов диссертации.

Проблема детерминации политического самоопределения человека факторами экономическими, социально-классовыми, идеологическими достаточно подробно разработана в отечественных философских исследованиях. Поэтому автор диссертации концентрирует внимание на анализе антропологических, психосоциальных предпосылок политической самореализации индивида.

Анализ самореализации человека в политике не может ограничиться политологическим, социологическим, эмпирическим ракурсом. Необходимо выяснение сущностных сторон политического бытия человека. Раскрытие его многомерной природы предполагает выход на обобщения при разработке темы исследования. Философское видение политических проблем, видение человека в этих проблемах позволяют осуществить возможность определения, рефлексии необходимости и полезности политики для человека.

Автор стремится отразить в диссертации сущностные способы, пути самораскрытия человека в политике, аксиологические основания политического самоопределения.

Для дальнейшего развития политической науки в целом, ее отдельных направлений философский подход к анализу самоосуществления человека в политике занимает особое место. Выстраивание новых категориальных рядов, еще не сложившихся в отечественной философско-политической антропологии, создает условия для углубления понимания сути проблемы и расширения исследований в области политологии, социологии, психологии, юриспруденции. В частности, использование категорий «политическое пространство» в соотношении с «жизненным пространством», «политическое бытие» как условие раскрытия чеу ¦¦ II ловеческих притязании, акцент на их антропологичности позволяют в отдельных научных исследованиях выходить на новые проблемные пласты рассмотрения сущности, структуры, способов осуществления власти, утверждать новые параметры развития политической системы с учетом фактора человека как одного из принципиальных.

Актуальность исследования выражается и в необходимости утверждения человека как активного, творческого, целепола-гающего субъекта политики, применяющего соответствующий арсенал средств и способного использовать как индивидуальные, так и социальные качества при решении собственных жизненно важных вопросов.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема человека в политике особенно актуализировалась в преддверии XXI века, хотя всегда занимала умы мыслителей. В истории философии имена Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Канта, Гегеля, Маркса, Л. фон Штайна, Джентиле, Вебера, Ленина, Бердяева, Парсонса, Ясперса, Хайдеггера, Рассела, Сартра, Камю и многих других связаны с осмыслением взаимоотношения человека и политики.

Гуманизация общественной жизни в конце двадцатого столетия остро ставит проблему самовыражения человека в политике. Эта проблема недостаточно отражена в современных исследованиях, где продолжают доминировать функциональные, нормативные, директивные измерения политики.

Реализация приоритетных человеческих ценностей политическими способами является сегодня практически значимой и может оказаться одним из главных гуманистических направлений в философии политики и права.

Философские основания исследования человека в политике представлены в отечественных работах последних лет по проблемам человека и человеческой деятельности1.

Диктуемая конкретно-историческими условиями дистанциро-ванность философов от рассмотрения всей совокупности отношений человека и прежде всего биологической основы его жизнедеятельности, преодолевалась и в период 70-х — начала 80-х.

1 О человеческом в человеке. М., 1991; Загадка человеческого понимания. М., 1991; Человек: образ и сущность (Гуманитарные аспекты). М., 1992; Философские перспективы человечества. Ученые РАУ XIX Всемирному философскому конгрессу. М., 1993; Бессонов Б. Н. Человек: пути формирования новой личности. М., 1988; Он же. Назначение человека. М., 1995; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989; Сычев Ю. В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации. М., 1992; Кузнецов Н. С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992; Сафро-нов И. А. Философские проблемы единства человека и природы. СП бТелесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991; Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JI., 1990; Малюгин В. Е. Природа человека: Методол. пробл. учения о человеке. Красноярск, 1989; Волков Ю. Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов Н./Д, 1993; Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991 и др. годов, до наступления перемен, связанных с перестройкой, гласностью. В периодической литературе развернулась дискуссия, посвященная соотношению биологического и социального в человеке, которая хотя и велась в определенных рамках, по правилам идеологической игры, все же явно отражала попытки ученых мыслить нетрадиционно. Диктуемая конкретно-историческими условиями дистанцированность философов от рассмотрения всей совокупности отношений человека и прежде всего биологической основы его жизнедеятельности, преодолевалась и в период 70-х — начала 80-х годов, до наступления пе.

Vг—. ремен, связанных с перестройкой, гласностью. В периодическои литературе развернулась дискуссия, посвященная соотношению биологического и социального в человеке, которая хотя и велась в определенных рамках, по правилам идеологической игры, все же явно отражала попытки ученых мыслить нетрадиционно (А.Д. Адо, Д. К. Беляев, Н. П. Дубинин, Н. Х. Сатдинова, И.Н. Смирнов).

В то же время в зарубежной литературе многие оспариваемые положения уже считались признанными, а биосоциальный анализ вполне уместным при рассмотрении природы человека (Р. Ардри, Е. Аронсон, К. Лоренц, М. Рьюз, Д. Моррис). Политика также рассматривалась не только в контексте функционального, нормативного, директивного подходов, но и с учетом фактора человека, его психологии (Ж. Баландье, Д. Леви, С. Липсет, П. Снайдерман).

В мировой науке плодотворно развивалось бихевиористское направление и в целом биополитические подходы к анализу взаимодействия человека и политики (Ч. Мерриам, Г. Лассвелл, А. Соумит, Дж. Таненхаус и др.).

Свой вклад в разработку иррациональной части политического поведения, в проблему взаимодействия индивида и политической власти внес западный психоанализ: известны работы 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, А. Адлера, Т. Адорно, К. Хорни.

Существенный вклад в осмысление, анализ проблем политики, политического бытия человека на современном этапе вносят отечественные философы, социологии, политологи. Особый интерес в философии политики вызывает разработка концептуальных положений (Т.А. Алексеева, В. В. Ильин, И. И. Кравченко, В. В. Мшвениерадзе, A.C. Панарин, Э.А. Поздняков). Исследование проблем теории и методологии политической деятельности, власти, культуры проводят Н. И. Азаров, С. С. Алексеев, Э. Я. Баталов, А. Г. Белов, Ф. М. Бурлацкий, А. П. Бутенко,.

A.B. Водолагин, К. С. Гаджиев, A.A. Галкин, А. И. Демидов, Г. В. Дыльнов, Кейзеров Н. М., Д. А. Керимов, А. Н. Красин, Б. И. Краснов, JI.E. Куббель, A.A. Лузан, В. И. Митрохин, Е. В. Осипова, Э. В. Теплов, А. Г. Унпелев, В. Б. Устьянцев,.

B.Ф. Халипов, A.A. Федосеев, Г. Г. Филиппов, Г. Х. Шахназаров, В. А. Шабалин, В. М. Шепель, В. Ю. Шпак. Вопросы политической психологии исследуют Л. Я. Гозман, В. И. Иванов, С. К. Рощин, Е. Б. Шестопал, А. И. Юрьев. Проблемы политического лидерства анализируются в работах Г. К. Ашина, Е. Б. Абашкиной, Г. А. Авинцовой, Р. В. Короткевич, Ю. Н. Косолаповой, М. И. Медведева.

Вместе с тем в современных условиях испытывается дефицит работ по философии политики, посвященных выявлению политических свойств человека, исследованию политики и власти как феноменов человеческого бытия, анализу форм политической самореализации индивида, обоснованию и утверждению гуманных политических технологий и т. д.

При всей актуальности зарубежных разработок в философии политики и политической антропологии нельзя не учитывать, что российская действительность пропитана специфическими культурно-историческими традициями в области политического самовыражения человека. Социокультурная среда политической актуализации индивида обладает, в известной степени, характеристиками уникальности, исходящими из геополитического положения России, культурно-национального колорита, русского духа и души. Все это делает необходимой современное исследование политической самореализации человека. При этом необходимо учитывать, что специальной, целостной работы, посвященной самовыражению человеке в политике в отечественной литературе до сих пор нет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главной целью данного исследования является раскрытие оптимальных форм самореализации человека в политике, его взаимодействие с властными структурами, определение основных факторов указанных процессов с акцентом на человеческие свойства.

В ЧУ соответствии с данной целью поставлены следующие конкретные задачи:

1) рассмотреть основные подходы к интегративной проблеме человека и политики, определить авторские исходные позиции проводимого исследования;

2) показать связь антропологических оснований бытия и самореализации человека в политике;

3) выявить человеческие параметры политики и политической власти;

4) определить наиболее оптимальные пути самораскрытия индивида в процессе освоения политического пространства и превращения его через систему личных ценностей в собственное жизненное пространство;

5) предложить и обосновать роль права как фактора, способного блокировать негуманные политические технологии и направлять активность человека в русло легитимных политических действий;

6) установить актуальность социокультурных аспектов политической деятельности как средств демонстрации человеческих возможностей, развивающихся на основе биосоциальных свойств человека;

7) сформулировать по результатам проведенного исследования новые теоретические положения, научно-практические рекомендации, которые могут использоваться при решении жизненно важных политических задач, подготовке политических программ, решений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическую основу составляют фундаментальные философские положения, которые включают в себя:

— понимание человека как существа самоценностного, уникального, обладающего основополагающими характеристиками, выражаемыми на единичном и социальном уровнях;

— отношение к политике как к важнейшей части социальной действительности, испытывающей воздействие человека;

— утверждение политики как средства для достижения человеком персонально определяемых целей, реализации совокупности индивидуальных, единичных и универсальных, социально значимых потребностей;

— человеческие измерения власти, сформулированные в классических и неклассических философско-политических и философско-антропологических парадигмах политики.

В ряду методологических положений, принятых диссертантом, находятся следующие:

1. Самореализация в политике предстает, прежде всего, как умение использовать человеком свои антропологические свойства для утверждения, раскрытия собственного «Я», приспособления политики для реализации жизненных планов. Самореализация — это подтверждение идентификации человека, его индивидуальности в политике.

2. Проблема человека может быть представлена как многомерная биосоциальная конструкция, не редуцируемая к отражению сущности общественных отношений, что дает возможность вывести человека из узких рамок идеологического и сугубо политического анализа и утвердить философско-антропологические основания политической жизни.

3. Решение проблемы политической самореализации человека предполагает рассмотрение картины политического бытия не только как наполненного структурными и функциональными свойствами власти, но как бытия, формируемого при непосредственном влиянии индивида, заполняющего его рациональными и иррациональными компонентами.

4. Учтена и обстоятельно разработана методологическая позиция о влиянии политики, властных структур на человека, что дает возможность избежать антропоцентризма в политической картине мира.

Парадигма самореализации человека в политике обязывает использовать разнообразные теоретические источники.

Пониманию сущности политики и политического бытия человека способствовали произведения Платона, Аристотеля, Гоб-бса, Локка, Макиавелли, Руссо.

Особое место среди теоретических источников занимают работы М. Шелера, X. Плеснера, Э. Кассирера, Э. Ротхакера.

Известное значение для авторского понимания взаимодействия человека и власти имели фундаментальные работы Ф. Ницше, для анализа сущности бытия — взгляды М. Хайдеггера, для осмысления феномена страха — представления С. Кьеркегора.

Анализ роли биологических факторов, эмпирического определения статуса человеческой индивидуальности осуществлялся с использованием работ К. Лоренца, М. Рьюза, Р. Левонтина.

Нельзя не отметить безусловную значимость русской философии в поиске и обретении сути бытия человека, построения его отношений с обществом, отраженных в работах таких философов, как H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Г. П. Федотов.

Осмысление сущности бытия политической власти обязывало обратиться к работам Э. Аггаци, Р. Арона, М. Вебера, К. Маркса, В. И. Ленина, К. Поппера, А. Токвшш.

При осмыслении феномена политического лидерства, как высшей и наиболее продуктивной формы самореализации человека, использованы автобиографические источники и работы, посвященные деятельности Гебельса, Ж. Д. Эстена, М. С. Горбачева.

Безусловную ценность для осмысления проблем бытия человека, бытия политики, власти имеют теоретико-методологические работы Е. А. Ануфриева, Б. Н. Бессонова, П. П. Гайденко, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Г. Здраво-мыслова, В. А. Лекторского, Э. Ю. Соловьева, B.C. Степина, Ю. В. Сычева, B.C. Швырева, Э. Г. Юдина.

В работе над диссертацией использовался эмпирический материал. Важную часть источников составляет Конституция Российской Федерации, законодательные акты, регулирующие функционирование государственных органов власти, политических структур, нормы, содержащиеся в международных документах, посвященные закреплению значимости прав и свобод человека.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

1. Впервые самореализация человека в политике представлена в качестве фундаментальной философской проблемы. Утверждается и доказывается, что человек образует естественную основу политики. Социальное начало в процессе самореализации человека раскрывается через системное взаимодействие, в котором политика выполняет функцию обеспечения участия большого числа граждан во влиянии на власть. Политика предстает как способ, инструмент для достижения универсальных и единичных целей человека, включенного в отношения власти, принуждения, подчинения, доминирования. Раскрывается влияние характеристик человека на процесс его самореализации.

2. По-новому обосновываются человеческие параметры политического бытия. Выявлены актуальные для индивида характеристики пространства как атрибута политического бытия. Раскрыты этапы освоения политического бытия как процесса преодоления отчужденных от человека частей этого бытия.

3. С новых позиций выявлена ограниченность взгляда на политику только как на среду функционирования институтов власти. Автор выясняет биосоциальные возможности человека для формирования способов и обретения средств защиты от применения негуманных политических технологий, вторгающихся в частную жизнь и подавляющих важнейшие качества индивида. Постулируется взгляд на политику как соотношение необходимого и возможного для человека.

4. Обосновано положение о взаимосвязи общечеловеческих и поведенческих ценностей в политике, где основным ориентиром выступает абсолютная самоценность бытия, актуализируются его основные компоненты через сопряжение антропологических возможностей и собственно институциональных форм политики. Диалектика универсальности и единичной уникальности человека в политике выявляется через реализацию первостепенно важнейших потребностей, интересов, ценностей на фоне освоения индивидом политической власти. Устанавливается главный мотив политического развития человека — потребность в самораскрытии и утверждении «собственного Я» в мире политики.

5. Впервые игра, художественность, общение и творчество рассматриваются в контексте политической самореализации человека. Определяется, что социальное, коллективное, индивидуальное в человеке приобретает разные смысловые оттенки в зависимости от уровня политической интеграции и политической культуры социума и в таком аспекте получает преимущественно социокультурное оформление. Через феномены игры и художественности показана аналогия и отличие их проявления в политике от иных сфер посредством рассмотрения их как атрибутов бытия и средств самовыражения индивида. Общение создает условие для политического творчества, многократно увеличивающего возможности самоосуществления человека.

6. Установлено, что усиление политической дифференциации в обществе и динамики политической жизни способствует полноте проявления форм самоопределения человека в политике. Раскрываются различные варианты политической самореализации индивидов как активных субъектов театра политических действий.

Определяется, что массовые политические действия как форма самореализации в политике раскрываются в диалектическом взаимодействии политического поведения граждан и субъектов государственной политики.

7. Обосновывается роль права как средства, блокирующего негативные стороны применения политических технологий, демонстрируется антропологический аспект функционирования права как одного из компонентов социальной жизни человека, фактора, направляющего персональную активность в русло легитимного политического самовыражения, способствующего ценностному усвоению человеком норм политического порядка и стабильности. Право способствует поддержанию одного из главных направлений взаимодействия человека и политики: обеспечению первоочередных жизненно важных функций социальной организации индивида.

8. Устанавливается и доказывается, что в политическом поведении объективируются уникальные качества человека как существа единичного, выражающиеся как уточнение и специфическое проявление его биосоциальных свойств как существа родового. Иррациональность и рациональность являются неотъемлемыми компонентами политического поведения человека. Обосновывается, что «невротическая личность» в политике может являть собой весьма удачный политический тип при наличии соответствующих условий.

По-новому, с учетом современных реалий определяются стили политического поведения человека в России: а) стиль, демонстрирующий полный отказ от участия в политике, б) стиль «истинного комформиста», имитирующего наличие собственного политического кредо и индифферентно относящегося к существу политических событий, их значимости для себя, в) стиль поведения «скрытого комформиста», подверженного активному влиянию пропаганды и не склонного к выявлению существа собственных предпочтений, г)" политик по осознанной необходимости" -принципиально новый для России стиль поведения, результат общественных преобразований и изменения индивидуальности последних десяти лет. Указанные стили взаимообусловлены, взаи-моинтегрированы в некую целостную картину политического поведения российского человека конца XX столетия.

Определены критерии желаемой модели политического поведения для России.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в стратегию переориентации взаимодействия человека и политики, расставляет аксиологические акценты в процессе политической самореализации человека. Выполненная в русле политической антропологии, диссертация служит ее утверждению как продуктивного научного направления в современной российской философии политики.

Произведенное исследование расширяет методологическую и теоретическую базу политических, социологических, юридических исследований и указывает на необходимость признания за человеком в политической теории роли активного и целепола-гающего, саморазвивающегося и раскрывающегося субъекта исто-рико-эволюционного движения цивилизации.

Материалы диссертации могут быть использованы и используются при подготовки спецкурсов по философии политики.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Возможностями методологического использования положений диссертации не исчерпывается ее практическая значимость, которая может быть выражена в построении моделей политической самореализации человека, явно демонстрирующих смысл участия человека в политике, наполняющих процесс включения в политику ценностным содержанием, а главное учитывающих пределы «политичности» индивида. Автор полагает, что диссертационное исследование будет способствовать определению оптимальных форм взаимодействия человека и политики через установление границ политического и личностного пространства в бытии человека, где политическому бытию отведена определенная, но не доминантная роль.

Рекомендации содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при формировании политических решений, программ, их реализации в современных условиях России, для выработки концепций законодательных актов, направленных на стабилизацию общественных отношений, обеспечения в них юридических гарантий для самореализации человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе жизнедеятельности человек использует свои качества, имманентные ему как существу, обладающему сложной биосоциальной конструкцией. Опираясь на свои свойства человек стремится к самореализации. Самореализация — многоуровневый, творческий процесс, один из главных аспектов бытия человека.

Непредопределенность человека к однотипному и узкому самовыражению базируется на многовариантной и незавершенной картине мира. Незавершен и сам человек, вечно смещающийся в пространстве и обретающий себя во времени. На этом пути человек встречается с политикой как сферой отчужденного бьггия, обладающей признаками объективности, необходимости, насиль-ственности, функциональности. Человек не может игнорировать политику в современном мире, ибо она выполняет ряд задач, являющихся актуальными для индивида. Политика — это не механическая совокупность институтов, отношений, а сложный комплекс координат бытия человека, развивающийся вместе с ним и вопреки нему.

Фиксируя противоречие между собственной индивидуальностью как отражением сочетания природных и социальных факторов, стремлением к свободе самоопределения, возможности выбора и политикой как сферой принуждения, человек инициирует формирование пространства политических отношений, к которым он может адаптироваться и которым он может управлять. Противоречие между ограниченной частью бытия и возможностью поливариантного освоения и конструирования собственного пространства в политике, представляет одну из движущих сил процесса самореализации человека.

В политике человек превосходит себя как «существо мыслящее» становясь «существом политическим», отторгая и создавая новые пласты политических отношений, перерешая не только собственную судьбу, но воздействуя на жизненные линии других людей. Участие человека в политической деятельности это всегда одновременно служение долгу, целевое обретение пространства, самораскрытие, самосовершенствование, демонстрация собственных притязаний.

Реализация личных замыслов и выполнение общезначимых предписаний возможны благодаря наличию определенных свойств индивида. Наличие речи, разумной мыслительной деятельности, способности к самосохранению, символ о творчеству, жестикулированию, специфическим формам сугубо человеческого проявления игрового и художественного, в целом творческого начала, самоорганизации, интеграции в сообществах и других качеств позволяет индивиду осваивать политику как часть собственного бытия. Постижение мира политики — процесс, в котором реализуются потребности и интересы человека.

Особую роль при осуществлении политических потребностей, интересов играет речь. С помощью нее индивид постулирует свое положение, свои цели, задачи формирует определенный имидж. Дар речи и дар понимания речи позволяет человеку постигать мир герменевтически. Возможность коммуникативного осуществления политического бытия предстает одной из главных, без которой самореализация человека в политике трудноосуществима.

Достижение политического успеха правомерно связывать именно с искусством речи, искусством воздержания от произнесения вслух мыслей, оглашения собственных оценок каких-либо событий, явлений, фактов.

Свойства человека могут выполнять как положительную, так и отрицательную для него функцию. Многое зависит от умения распорядиться своими свойствами, соотнести индивидуальные аспекты психики, личные ориентиры и коллективные установки собственной деятельности.

Политика тесно связана с сущностными характеристиками человека, но не является его сущностью. Современный человек скорее «частное» существо, чем политическое, и этот факт следует признать как в оценке взаимоотношения индивида и политических институтов, так и в осмыслении автономной уникальности жизни человека.

Человек обладает композицией единичных и родовых свойств, позволяющих приспосабливаться к окружающей среде. Политика представляет единство искусственного, необходимого и естественного для человека. Индивид стремится адаптировать политику к своему поведению и социально-психологическому облику, что удается не всегда, ибо этатическое воздействие на человека образует пространство вынужденного бытия, подавляющего природные, нормально-естественные начала, блокирующего социальные формы выражения собственного отношения человека к политике.

Обретение оптимальных форм самореализации человека в политике происходит через освоение властивласть, властные отношения приобретают объективную значимость для каждого человека .

Политическая власть, возникающая как потребность в регулировании, способствует раскрытию сущностных характеристик человека. С ее помощью решаются задачи сохранения целостности, сбалансированности, стабильности отношений, она направлена на достижение продуктивного результата, самосохранения весьма актуального для человека.

Совокупность рационального и иррационального как компонентов, отражающихся в политическом поведении необходимо признать как состоявшийся факт.

Человек, испытывая воздействие рациональных параметров и инстинктивных атрибутов, вынужден обращаться к политической власти, как феномену, упорядочивающему бытие. В связи с этим политическая власть может приобретать особую ценность в человеческой жизни.

Реализация политической власти — двуединый процесс, включающий персональное отчуждение ее в пользу кого-либо по собственной воле, либо по принуждению и одновременно присвоение, использование возможности одним человеком или группой лиц регулирования значительной совокупности общественных отношений .

В работе доказывается, что самоосуществление человека в политике достигается различными путями, на основе и с помощью разнообразных механизмов социально-биологического характера. В процессе политической самореализации наиболее предпочтительным оказывается установление баланса между индивидами, их сообществами, политическими структурами и персональными носителями властных отношений, поддерживаемого прав овыми средств ами.

По нашему мнению, наблюдается неразделимость ценностного порядка между политикой, правом, человеком, в котором связующим звеном выступает власть, что и находит выражение в политическом поведении. Человек привносит в политическое поведение и собственную мотивировку действий, и страх, и стремление осуществить социальное превосходство над себе подобными, и ряд других свойств, имманентных человеку. Темперамент, черты характера невозможно не учитывать при оценке политического поведения.

В диссертации продемонстрированы стили политического поведения и выявлен новый стиль — результат общественных преобразований и изменений, наступающих в менталитете современного россиянина. Российский человек, ориентируясь на собственное благополучие, определенную независимость, самоценность, начинает включаться в политические процессы, исходя из личных мотивов. Инициирующим элементом такого включения может быть как необходимость, так и желание расширения, защиты жизненного пространства с помощью политики. Политика, по нашему мнению, в таком ракурсе является средством решения частных проблем, а политическое поведение характеризуется стремлением к реализации искомых интересов личного порядка и возможно нацеленностью на собственно неполитические цели. Обнаруживается новое поле взаимодействия человека и политики, где располагаются неполитические ценности, актуализирующиеся на границах пересечения политического и личного жизненного пространства.

Преобразуя социальный мир человек неизбежно сталкивается с компонентами политического бытия, отчужденными от индивида. На этой основе возникает противоречие, порождающее линии зависимости, напряженности человека в политике на уровнях политического поведения и политической рефлексии. Зоны напряженности в политическом бытии захватывают частную жизнь человека, образуют каналы подавления важнейших индивидуальных качеств, влияют на способы и средства самореализации в системе властных отношений.

В работе утверждается, что основанием политического самоосуществления в результате сопряжения политики и человека, наряду с объективными условиями, предстают антропологические предпосылки включения человека в динамичный процесс изменения социального статуса, коррелирующего с освоением политической власти, определении своего места или отношения к ней. В таком взаимодействии, как нами показывается, раскрывается главный мотив — необходимость в самораскрытии и утверждении «собственного Я» в мире.

Политическое самоосуществление человека сложно представить вне особенностей его творческой натуры. Общение и творчество выступают как потребности, атрибуты деятельности человека и формы проявления его социоприродных свойств. Содержание общения и творчества влияет на реализацию политических притязаний и может проявляться как фактор политического бытия человека. Политическое общение выступает условием, началом для формирования творческих способностей человека, таких способностей, которые имеют политическую оценку и значимость. Политическое творчество нацелено на конструктивность, позитивные способы решения возникающих политических проблем. Гуманистические начала деятельности человека могут приобретать в политике деструктивный оттенок, а порой направленность, смысл. Политика «не заряжена» на гуманизм и поэтому она нуждается в постоянном воспроизводстве положительных стимулов и импульсов, которые порождаются продуктивно-созидательной активностью человека мыслящего и разумного.

Одним из способов самовыражения человека в политике является игра. Наиболее ярко и многопланово игра и художественность проявляются в деятельности лидеров, а массовые политические действия являются необходимым фоном осуществления такой игры. Применительно к современной России главным в игровых и художественных воплощениях политиков является ориентация на создание политическими средствами атмосферы безопасности, благополучия россиян. Для политиков представляется большая степень приложения собственного творчества, обеспечиваемого не властным принуждением, а силой разума, симпатией российских граждан, поддержкой непосредственного окружения.

Привлечение нашего внимания к проблеме политического лидерства как одной из форм политической самореализации не является случайным. «Политический человек» многомерен и способен качественно влиять на содержание политической деятельности на индивидуальном уровне. Сегодня следует признать наличие политической реализации человека на единичном уровне, так как человек, оставаясь агентом множества социальных отношений, не теряет собственной уникальности, известной изолированности, автономности, в том числе и в проявлениях индивидуальной политической воли с помощью приобретенных качеств, навыков, стилей самовыражения. Весьма показательно для современного развития философии политики понимание ее как пространства воплощения человеческой индивидуальности, пространства, в котором происходит одновременно самопостижение существа бытия.

Теоретико-познавательный аспект философского осмысления политического развития и самоопределения человека не противоречит утилитарно-прагматическому. В таком ракурсе актуальным является построение отношения к политике как пространству реализации интересов как отдельных лидеров, так и рядовых граждан — участников политических событий. Именно сейчас необходима новая русская национальная идея, единая в своих основных принципах. Она не должна быть подчинена ни одной из существующих социальных концепций (хотя и они весьма важны) и программ (без них невозможно обойтись), она должна возвышаться над процессами в экономике, политике, законотворчестве. Центральным элементом «новой русской идеи» может оказаться человек, вне связи с его имущественным статусом, человек, обеспеченный поясами общесоциальной, правовой, биологической защиты. Такое единство антропосоциального и правового подходов представляется нам весьма важным в нынешних условиях, когда политике отводится одна из значимых ролей в современном мире.

В преддверии нового столетия человечество стремится возвратиться к своим духовным истокам, которые находятся в значительной степени в геополитическом пространстве России. С именем России связаны и многие политические перспективы всего человечества, ибо здесь могут быть учтены все негативные аспекты научно-технического и технологического развития других стран. Постиндустриальное состояние экономически развитых стран не означает их духовного авангарда необходимого человеку для подлинной самореализации.

Путь постижения индивидуального самораскрытия связан с политикой, которая способна гармонизировать человеческие интересы и быть для человека реальным средством достижения собственных целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Спб., 18 98. -Т. XXIV.
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. -М.: ТОО «ИВАН», 1993. -32 с. 1. 3. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка:
  3. Собрание законодательства РФ. № 32. 1994. Ст. 3319.
  4. Собрание законодательства РФ. № 35. 1994. Ст. 3648.
  5. Современная американская социология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 296 с.
  6. Современная западная философия. -М.: Политиздат, 1991. -414 с.
  7. Философский словарь. б-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  8. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
  9. СБОРНИКИ, СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИИ, МОНОГРАФИИ, 1. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:2 .1. Автономова И. Л. Рассудок, разум, рациональность.
  10. М.: Наука, 1988. 286 с. 2. 2. Алексеева Т. А. Справедливость: Морал.-полит. философия Д. Роулса. — М.: Наука, 1992. — 112 с. 2. 3. Анархия и власть: Сб. М.: Наука, 1992. — 172 с. 2. 4. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. -М.:
  11. Мысль, 1982. -304 с. 2. 5. Антропологическая проблематика в западной философии.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -78 с. 2. 6. Антропологические идеи в русской и мировой культуре.
  12. Сб. обзоров. -М.: ИНИОН, 1994. -116 с. 2. 7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.: Текст, 1993. -303 с. 2. 8. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни.
  13. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -230 с. 2. 9. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. -М.: Онега, 1994. 252 с.
  14. .Ж. В поисках истинного либерализма: Философия освобождения человека от самого себя. М.: Луч, 1994. -173 с.
  15. Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  16. H.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 173 с.
  17. Н. А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. -480 с.
  18. Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.- 240 с.
  19. А. Два источника морали и религии. -М.: Канон, 1994. -384 с.
  20. . Н. Человек: пути формирования новой личности. -М.: Мысль, 1988. 301 с.
  21. . Н. Назначение человека. -М., 1995. -103 с.
  22. . Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. -М., 1992. -135 с.
  23. А. А. Личность и общение. -М.: Изд-во" Международная педагогическая академия", 1995. -328 с.
  24. С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994. 414 с.
  25. С.Н. Героизм и подвижничество: Сб. М.: Русская книга, 1992. — 525 с.
  26. П. Социология политики. -M.: Socio- Logos, 1993. -336 с.
  27. П. Начала: Сб. -M.: Socio-Logos, 1994.- 287 с.
  28. Буржуазная философия XX века /Редкол. Л. Н. Митрохин и др. М.: Политиздат, 1974. — 335 с.
  29. Буржуазная философская антропология XX века / Отв. ред. Б. Т. Григорьян -М.: Наука, 1986. -294 с.
  30. Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан. -М.: Мысль, 1985. 384 с.
  31. M. Избр. произведения. -M.: Прогресс, 1990. -646 с.
  32. Вехи. Из глубины. -М.: Правда, 1991. -607.
  33. . В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -288 с.
  34. Власть: очерки современной политической философии запада /Отв. ред. В. В. Мшвениерадзе -М.: Наука, 1989. -352 с.
  35. Ю. Г. Homo humanus. Личность и гуманизм (социологический аспект). -М.: Высш. шк., 1995. 156 с.
  36. Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека. Естественно научный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -288с.
  37. Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопла-нетарный феномен . -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. -187с.
  38. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика -пресс, 1993. — 221 с.
  39. Е. Социология политических отношений . -М.: Прогресс, 1979. -462 с.
  40. К. С. Политическая наука. -М.: Международные отношения, 1994. -400 с.
  41. Г. В. Концепция власти в итальянской политологии на рубеже XIX XX вв (политические теории Г. Моски и В. Паретто. Опыт сравнительного анализа). -М.: ИНИОН, 1993. -258с.
  42. А. А. Германский фашизм. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Наука, 1989. -350 с.
  43. А., Красин Ю. Сильная демократия альтернатива авторитаризма (РАН, Ин-т социологии). — М., 1996. -47 с.
  44. К. Между востоком и западом. Возрождение даров русской души. -М.: Наука, 1993. -125 с.
  45. М. Машина и винтики . История формирования советского человека. -М.: Изд-во «МИК», 1994. -335 с.
  46. Т. Избр. произведения: В 2 т. -М.: Мысль, 1964 .
  47. М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. -М.: Политзидат, 1987. -271 с.
  48. . Т. Философская антропология (критический очерк). -М.: Мысль, 1982. -188 с.
  49. Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. -573 с.
  50. А. И. Политическая деятельность. Философский анализ факторов детерминации. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. -128 с.
  51. Денкэн Ж.-М. Политическая наука. М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. — 161 с.
  52. М., Пелласи Д. Сравнительная политическая социология. -М.: Соц.- полит, журнал, 1994. -272 с.
  53. Г. В. Законодательная власть в правовом государстве. -М.: Изд-во «Союз», 1995. -160 с.
  54. Н. П. Что такое человек. -М.: Мысль, 1983. -334 с.
  55. Д’Эстен Ж. Власть и жизнь. -М.: Междунар. отношения, 1990. -320 с.
  56. К. О двойственном происхождении человека. -СПб., 1992. -159 с.
  57. Загадка человеческого понимания (Сб. ст.) /Сост. В.П.Филатов- Вступ. ст. В. А. Лекторского. -М.:Политиздат, 1991. -351 с.
  58. Закономерности и законы политического процесса. -М.: Луч, 1993. -175 с.
  59. С.И. Динамика социальной дифференциации. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 160 с.
  60. Зуб А. Т. Биополитика: истоки, современное состояние и перспективы. -М.: ИНИОН, 1995. -128 с.
  61. В.И. Политическая психология. М.: Филос. об-во СССР, 1990. 218 с.
  62. Из истории политической философии: Сб. ст. /Отв. ред. Т. А. Алексеева. М.: ИФРАН, 1992. — 82 с.
  63. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -Т. 3. -М.: Русская книга, 1994. 591 с.
  64. И. А. О грядущей России: Избр. статьи. -М.: Воениздат, 1993. -367 с.
  65. И.А. Путь к очевидности: Сб. М.: Республика, 1993. 430 с.
  66. В. В., Панарин А. С. Философия политики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -283 с.
  67. В.В., Панарин А. С. Россия: Опыт национально-государственной идеологии /Под ред. В. В. Ильина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 229 с.
  68. Империя фарисеев. Социология и психология диктатуры. Саратов: Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», 1994. — 400 с.
  69. Индивидуальности и способности: Сб. науч. тр. М.: ИПАН, 1994. — 142 с.
  70. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. — 334 с.
  71. Иоан Грозный, Петр Великий, Меньшиков, Потемкин. Демидов -Челябинск: Урал, 1994. -464 с. (Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Г. Павленкова).
  72. Ю. В. Психология и политика. -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. -159 с.
  73. Ю. В. Человеческое измерение политики. М.: Луч, 1993. — 222 с.
  74. Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современности. М.: ТОО «Онега», 1994. — 219 с.
  75. М. М. Смысл жизни человека. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та. -112 с.
  76. Квинтэссенция: Философский альманах. -М.: Политиздат, 1990. -447 с.
  77. Квинтэссенция, 1991: Философский альманах. М.: Наука, 1992. — 398 с.
  78. В. И. Мотивы поведения и деятельности. -М.: Наука, 1988. -192 с.
  79. Р. В. Политическое лидерство /Моск. лесо-техн. ин-т. -М., 1991.27 6. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. -М., 1975. -64 с.
  80. В. И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблемы метафизической самоидентификации человека. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. -173 с.
  81. Ю. К., Кривогуз И. М., Неминущий В. П. Основы науки о политике: В 2 ч. -4.1. -М.: Моск. ком. унт, 1993. -187 с. 27 9. Кубель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. -М.: Наука, 1988. -269 с.
  82. Н.С. Человек: потребности и ценности. -Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1992.
  83. В. В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. инта, 1995. 128 с.
  84. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. — 199 с.
  85. П. Этот человеческий мир. -М.: Прогресс, 1987. -368 с.
  86. С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. -383 с.
  87. Г. Техника пропаганды в мировой войне. -М., 1929. -199 с.
  88. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М.: Издат. гр. «Прогресс»: Уни-верс, 1993. 208 с.
  89. В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. -397 с.
  90. В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. Т.18. С. 7−384.
  91. В. И. Великий почин //Полн. собр. соч. Т. 39.
  92. И. О. О недугах мира сего(властелины мира глазами невролога). -Прага: Изд-во «Графит», 1990.-183 с.
  93. Д. Избр. философ, произведения: В 2 т. -Т. 2. -М.: Мысль, I960. -532 с.
  94. К. Кольцо царя Соломона. -М.: Знание, 1980. -208 с.
  95. В.П. Марксизм: идея и власть. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992, 1992. — 475 с.
  96. Н. Государь. -М.: Планета, 1990. 84 с.
  97. В.Е. Природа человека: методологические проблемы учения о человеке. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 165 с.
  98. К. Идеология и утопия. Ч. 1. -М.: ИНИОН, 1992. -246 с.
  99. О. Б. Художественное и политическое сознание: проблемы взаимодействия. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1992. -124 с.
  100. К. Гражданская война во Франции //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Собр. соч. Маркс К., Энгельс Ф. Т. 17.
  101. СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ, ВЫСТУПЛЕНИЯ:
  102. Антонов Овсеенко А. В. Театр Иосифа Сталина // Осмыслить культ Сталина. — М., 1989. -С. 81−111.3. 9. Ашин Г. К. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты // Политика: проблемы теории и практики. -М., 1990. -С. 176−216.
  103. С. И. Люмпенизированное общество и маргинальное государство. Социальная база диктатуры // Империя фарисеев. -Саратов: Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», М., 1994. -С. 85−108.
  104. З.И.Библер В. Три беседы в канун XXI века // Октябрь. -1995. № 1.
  105. В. И. Ценности в устойчивом развитии общества //Современное российское общество: осмышление прошлого, поиск достойного будущего. -Красноярск, 1995. -С.36−44.
  106. Т. Власть //Политическое исследования. -1993. № 5. -С. 36−42.
  107. С. Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции //Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. -С. 31−72.
  108. В. Д. Партия и власть // Вестн. С.-Петерб. ун-та. -1992. -Вып. 3. -С. 65−73.
  109. В. Н. Становление человека и проблемы идентификации //Человек. Культура: Сб. ст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. -С. 4−12.
  110. К. С. Тоталитаризм как феномен XX века //Вопросы философии. -1992. № 2. -С. 3−25.
  111. Л. Я. Психология в политике: от объяснения к воздействию //Вопросы психологии. -1994. № 1. -С.71−80.
  112. Л. Я., Эткиы А. М. Культ власти . Структура тоталитарного сознания //Осмыслить культ Сталина. М., -1989. -С. 337−371.
  113. Ф. И. Личность и политика //Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. М., 1992 .
  114. А. И. О методологических основах политических теорий // Философские проблемы государства и права. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.
  115. В. А. К вопросу о нравственной ситуации в России //Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. -Красноярск, 1995. -С. 56−59.
  116. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. -1990. № 3. -С. 31−45.
  117. А. В. Тоталитаризм-«маска толпы»
  118. Тоталитаризм как исторический феномен. -М.: Филос. об-во СССР, 1989. -С. 91−93.
  119. Зуб А. Т. Львов И.Г. Власть в зеркале биополитики //Власть многоликая. М., 1992. -С. 68−102.
  120. Л. Г. Масса и власть (политическая антропология Э. Канетти) //Власть:очерки современной политической философии Запада. М., 1989. -С. 180−205.
  121. K.M. Четвертый виток истории // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С. 19−41.
  122. В. А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. -С. 122−149.
  123. Ю. В. Мораль, право, политика как эстетическая сфера //Политические исследования. -1992.- № 2. -С. 210−211.
  124. JI. А. Жизнь как бессмертие //Вопросы философии. -1994. № 12. -С. 39−49.
  125. И. Ю. Правопонимание А. Ф Хайека //Правоведение. -1992. -№ 5. -С.69.
  126. С. Ф. «Интеллектуальный рассизм»:критика концепций «новых правых» в ФРГ //Эволюция буржуазных политических течений: концепции 70-х 80-х годов. -М., 1988. -С. 51−67.
  127. И. И. Политика, наука и утопия // Драма обновления. -М., 1990. -С. 305−329.
  128. . И. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры // Социально политический журнал. -1995. — № 4. -С. 90−101.
  129. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. -1992. № 3.-С. 39−53.
  130. К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. -1992. № 3. -С. 5−38.
  131. А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. -С. 393−599.
  132. X. Э. Человек как междисциплинарная проблема науки // Философские науки. -1995. № 2−4. -С. 43.
  133. Н. И. Личность, политика, право // Теория политики. -Саратов, 1994. -С. 23.
  134. В. В. Политическое мышление и политическая реальность. Методологические вопросы исследования. //Философия и политика в современном мире. -М., 1989. -С. 7−44.
  135. В. В. Размышления о власти // Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989. -С. 7−36.
  136. A.C. От постчеловеческого мира к человеческому // Общественные науки и современность. -М., 1991. -С. 81−90.
  137. А. С. Политология на рубеже культур // Вопросы философии. -1993. № 8. -С. 18.
  138. A.C. Социальный субъект и альтернативы открытой истории // Социальные субъекты и политика. -М., 1991. -С. 36−61.
  139. С. К. Политическая психология // Политический журнал. -1980. Т.1. -С. 414−156.34 6. Рыбаков О. Ю. Человек экологическая проблема // Социально-политический журнал. — 1996. — № 2. — С.200−210.
  140. М. Эволюционная этика : здоровые перспективыили окончательное одряхление? // Вопросы философии. -1989. -С. 34−51.34 8. Свинцов В. И. Люди и крысы // Вопросы философии. -1992. № 8. -С. 184−191.
  141. Г. Ф. Феномен сокрализации власти // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. -Спб., 1991. -С. 162−167.
  142. В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. — № 1. — С. 18−32.
  143. . И. Проблемы власти : новое измерение // Политические исследования. -1993. № 5. -С. 33−50.
  144. . И. Человек и власть // Политические исследования. -1991. № 6. -С. 40−55.
  145. Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэссенция: философский альманах. М.: Политиздат, 1990. -С. 162−235.
  146. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века // Общественные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. № 2. -М., 1992.
  147. В. Б. Психология власти : от символов политического порядка к образу политика // Империя фарисеев. Социология и психология диктатуры. -Саратов: Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», М., 1994. -С. 166−179.
  148. В. Б. Проблема власти в контексте формаци-онного подхода // Филос. проблемы гос-ва и права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.
  149. С. Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция, 1991: Философский альманах. М.: Наука, 1992. -С. 378−398.
  150. Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. М., 1990. -С. 450−462.
  151. Г. В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. -М., 1990.-С. 272−378.
  152. И.Т., Гуревич П. С. Человековедение // Человек. 1994. — Вып. 6. — С. 5−10.
  153. Фромм Э, Кирац Р. Предисловие к антологии «природа человека» // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990. -С. 146−168.
  154. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. -1990. № 10. -С. 113−151.
  155. Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. -1992. № 8. -С. 30−39.
  156. Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. -1994. № 1. -С. 85- 87.
  157. А. И. Драматургия власти // Политические исследования. -1993. № 6. -С. 105−109.4. НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ:4 .1. Antropologie politique de la modernite // Homme. -P., 1992.4 .2. Balandier J. Antropologie politique. 2- eme ed. -P., 1969.
  158. Borella F. Critique du savoir politiue. -P., 1990.
  159. Easton D., Dennis J. Children in the political system. -N. Y., 1969.
  160. Elster J. Psyhologye politique (Veyne, Zinoviev, Tocqueville).- P., 1990. 187 p.
  161. Lasswell H. Power and personality. -N. Y., 1948. -262 p.
  162. Lasswell H. The analysis of political behaviour. -L., 1970. 314 p.
  163. Lasswell H. Psychopatology and politics. -N. Y., 1962. -319 p.4. 9. Philosophy and politics. -Cambridge, 1990. -147 p.
  164. Rescher N. Human interests: reflections on philosophical antropology. -California, 1990. 198 p.
  165. Sniderman P. Personality and democratie politics. -Berkley. 1975. 367 p.
  166. Tenzer N. La politique. -P., 1990.
  167. Tap P. La Societe Pygmalion: integration social et realisation de la personne. -P., 1988. 265 p.
  168. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ:5. 1. Назарбаев Б. Ж. Политика как инструмент гуманистического преобразования общества (социально-философский анализ): Дис.. д-ра филос. наук в форме науч. докл. М., 1994. — 43 с.
  169. О. М. Ценностные отношения :природа и генезис: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1994. -25 с.
  170. Н. И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Автореф. дис. .д-ра философ, наук. М., 1995. -25 с.
  171. Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления: Дис.. д-ра филос. наук в виде науч. докл. Томск., 1995. -71 с.
  172. К. Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев., 1990. -18 с.
  173. Н. С. Ценностная природа истины: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1995. -32 с.
Заполнить форму текущей работой