Современный билингвизм как доминанта мультикультуральной модели социализации
Диссертация
Надо отметить творчество таких отечественных ученых, как Михайлов М. М., Супрун А. Е., Костомаров В. Г., Швейцер А. Д., Никольский Л. Б., которые даже в годы так называемой стагнации много и плодотворно работали в области изучения феномена билингвизма, хотя и ощущали на себе идеологическое давление. Несмотря на расхождение мнений по некотором вопросам, все они не могли не отмечать социальную… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ МУЛЬТИКУ ЛЬТУРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- 1. 1. Теоретическая и аксиологическая неоднозначность подходов к феномену мультикультурализма
- 1. 2. Органический и имитационный виды мультикультурализма
- 1. 3. Билингвизм как социально-историческая предпосылка мультикультурализма
- ГЛАВА II. БИ/МУЛЬТИЛИНГВИЗМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МУЛЬТИ-КУЛЬТУРАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
- 2. 1. Би/мультилингвизм как проблема языкового выбо- 65 ра
- 2. 2. Возможные пути воплощения языкового выбора: лингвистический империализм — языковая экология
- ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ БИЛИНГВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МИКШИРОВАННОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
- 3. 1. Возможные последствия принудительной ассимиляции
- 3. 2. Уровни социальной билингвизации
- 3. 3. Влияние социальной дистанции и культурных различий на процесс билингвизации
- ГЛАВА IV. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА НА
- СИСТЕМУ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
- 4. 1. Мультикультуральное образование как альтернатива этническому
- 4. 2. Контроверза мультикультурального образования
- 4. 3. Влияние мультикультурализма на международное образование
- ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БИ/МУЛЬТИ ЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 5. 1. Трансформация социальной идентичности в процессе билингвального обучения
- 5. 2. Социально-ориентированные модели би/мульти-лингвального обучения
- 5. 3. Требования времени к социальной роли педагога-билингва
Список литературы
- Абаев В.И. О происхождении языка. Речь и язык. М., 1993. С.16−24.
- Абазов Р.Ф., Абазова А. Ф. Исламские университеты и реформирование системы высшего образования в мусульманском мире // Социологические исследования. 1996. № 5. 133−139.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: к вопросу о предмете социолингвистики. Л., 1975.
- Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5.
- Апель К.О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1. С.76−92.
- Аренов Ю.В., Калмыков С. К. Современная языковая ситуация в Казахстане // Социологические исследования. 1995. № 12.
- Белл Р.Т. Социолингвистика: цели, мтеоды, проблемы. М., 1980.
- Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
- Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России (социокультурные аспекты). Иностранные языки в школе, № 3, М., 1998.
- Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры // Социологические исследования. 1993. № 1.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994.
- Волков Ю.Г. Личность и глобальный гуманизм // Социально-гуманитарные чнания. № 1. 1999.
- Волков Ю. Г. Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998.
- Гавел В. Конфликт цивилизаций одно из представлений о будущем // Новое время № 1. 1995.
- Гайда А.В., Вершинин С. Е., Шульц В. Л. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социологической концепции Хабермаса. Свердловск, 1988.
- Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования. 1995. № 11.
- Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1994. № 2. С. 14−27.
- Городяненко В.Г. Языковая ситуация на Украине // Социологические исследования. 1 996. № 9.
- Грауман Карл Ф. «Взаимное видение перспектив исходная предпосылка осознанной толерантности». Высшее образование в Европе. Том XXI, № 2, 1997.
- Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М., 1977.
- Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семи-осоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145−152.
- Дудченко О.Н., Мытиль А. В. Социологическая идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6.
- Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995 .№ 11.
- Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах // Социологические исследования. 1995. № 7.
- Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. № 12.
- Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социологические исследования. 1996. № 2. С.55−62.
- Иваев М.И. Социолингвистические проблемы языков народов СССР. М., 1982.
- Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии // Вопросы социологии. 1993. № 1−2. С.103−117.
- Калшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке // РЖ «Философия». 1991. № 3.
- Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Социальная идентификация личности / Отв. ред. В. А. Ядов. М.: ИС РАН. 1993.
- Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы)//Социологические исследования. 1995. № 1. С.59−72.
- Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск. 1991.
- Коган М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. М. 1988.
- Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «кто Я» // Социологические исследования. 1995. № 5.
- Коренной А.А. Информация и коммуникация. Киев. 1986.
- Костюк З.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
- Кочергин А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М. 1989.
- Костомаров В.Г. Мой гений, мой язык. Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке. М., 1991.
- Кострова Д. Язык и культура: к программе новой специализации // Альма матер. 1994. № 2.
- Кули Ч. Социальная самость // Американская социология: Тексты. М., 1994. С.316−329.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
- Лассуэлл Г. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социологические исследования. 1994. № 1.
- Леонтьева В.Н. Образование как феномен кулыуротворчества // Социологические исследования. 1995. № 1.
- Майерс Дэвид. Социальная психология. Питер. Санкт-Петербург. 1997.
- Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сборник обзоров / АН СССР, ИНИОН. М. 1989.
- Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
- Махнаев А.В. К вопросу об изучении национального характера // Социально-политический журнал. 1995. № 1.
- Методика исследования восприятия информации / Под ред. Б. М. Фирсова. Л.: АПН СССР, 1972.
- Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социология: Тексты. М&bdquo- 1994. С.224−227.
- Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1994.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида // РЖ «Философия». 1991. № 3.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
- Назарчук А.В. Язык в трансцеденталыгой прагматике К.-О.Апеля // Вопросы философии. 1997. № 1. С.69−75.
- Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М&bdquo- 1986.
- Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
- Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика: терия и проблемы. М., 1976.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Андреевой Г., ЯноушекаЯ. М&bdquo- 1987.
- Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре. М., Просвещение, 1993 г.
- Покровский Н. (рец.) Мифы информации: технология и постиндустриальная культура // Новые книги за рубежом по общественным наукам. М., 1981. № 10.
- Попов Н.П. Индустрия образов: идеологические функции средств массовой информации в США. М. 1986.
- Попова И.М. Языковая ситуация как фактор политического самоопределения и культурного развития // Социологические исследования. 1993. № 8.
- Радионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону,
- Райли Дж., Райли М. Массовая коммуникация и социальная система // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М. 1975.
- Седов Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993.№ 5.
- Семиотика и проблемы коммуникации. Ереван, 1981.
- Сепир Э. «Избранные труды по языкознанию и культурологии». Изд. группа «Прогресс» «Универс» 1993.
- Сивольнов А.В. К новой модели обучения социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. № 3.
- Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. Краков, 1998.
- Сопоставительная лингвистика и обучение иностранному языку в условиях двуязычия. Выпуск 3. Чебоксары, 1978.
- Сосюр, Фердинанд де. Заметки по общей лингвистике. М., прогресс, 1990.
- Социальный ареал и массовое сознание: историко-культурное исследование. Сб. обзоров. М. 1992.
- Степанов Г. В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. М., 1976.
- Степанов Ю.С. «Константы». Словарь русской культуры. Москва. «Языки русской культуры». 1997.
- Супрун А.Е. Лекции по лингвистике. Минск. 1980.
- США глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. М., 1988.
- Тейлор Ч. Истоки личности: Формирование современной идентичности // РЖ «Философия». 1993. № 3−4.
- Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т. П. Диаспора как объект социологического исследования//Социологические исследования. 1996. № 12.
- Трофимова Т. «Разработка учебных материалов по менеджменту: проект модульной программы». Alma Mater, № 6, 1998.
- Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. История. Культура. >1зык. Москва. Издательская группа «Прогресс» «Универс» 1995.
- Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: социологические наблюдения. Л. 1977.
- Фокина Т.П. Властвование через текст // Власть и управление: Сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1997. Вып.2.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
- Черныш М.Ф. Социальная мобильность и массовое сознание // Социологические исследования. 1995. № 1.
- Чичановский А.А. Национальная система массовой коммуникации: этнопо-литические аспекты //Социологические исследования. 1996. № 12.
- Чугров С. Трансформация массового сознания: на пути к глобальному мышлению // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 7. С.77−88.
- Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного миения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С.41−54.
- Швейцер А.Д. и Никольский, Л.Б. Введение в социолингвистику. М., Высшая школа, 1978.
- Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США. М., 1983.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М&bdquo- 1976.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973.
- Шинкаренко В.В. Проблемы политической информации. М. 1986.
- Шнет Г. Г. Очерк развития русской философии.// Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989,
- Щербицкий Г. И. Информация и познавательные потребности. Минск, 1983.
- Юнг К. Г. Об архитипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1.
- Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
- Язык в океане языков. Институт проблем освоения Севера. СО РАН Новосибирск. 1993.
- Языки мира. Проблемы языковой вариативности. АН СССР М: Наука, 1990.
- Янков М. Материя и информация. М., 1979.
- Acekman D. Is that correct? National Textbook Company, USA, 1994. P.28.
- Acton William R. and Judith Walker de Felix. Acculturation and Mind. University ol" Houstan University Park. 1996.
- Acton William R. Second Language Learning and Perception ofDifferenties in Attitude. Unpublished doctoral dissertation. University of Michigan. 1979.
- Adler, Peter S. Culture Shock and the Cross-cultural Learning Experience." Readings in Intercultural Education, vol. 2. Pittsburgh: Intercultural Communication Network. 1972.
- Agar M.H. Language shock: Understanding of the culture of conversation. New York: William & Morrow. 1994.
- Augustine, Gruber and Hanson. «Cooperative Works !» Educational Leadership.47:4 (January).
- Bailyn B. Education in the Forming of American society. N.Y. 1972.
- Bandura Albert. Social Foundations of Thought and Action: a Social Cognitive Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
- Banks, J. Multiethnic Education: Theory & Practice. Boston: Allyn & Bacon, 1981, ch. 5.
- Barnlund, Deau C. Public and Private Self in Japan and the United States. Communicative Styles of Two Cultures. Tokyo: Simul Press. 1975.
- Batter J.E. and Walter J.C. Praxic and the prospects of curriculum transformation.
- Transforming the curriculum. Albany: State University ofNew York Press, 1991, p. 45).
- Bertrand, Yves. Contemporary Theories and Practice in Education. Magna Publication, Inc. 1995, p. 107.1 19. Bertrand, Yves, and Paul Valois. Ecole et societes. Montreal: editions Agense d.Arc. 1992
- Benett, M. «Toward tolerance: Intercultural communication in a multicultural society». Plenary paper presented at the 29th Annual TESOL Convention, Long Beach. CA, March. 1995.
- Blom, G.P. & Gumpers G.G. Social meaning in linguistics structures: Code-surtching in Norway. In G.G. Gumpers & D. Hymes (Eds.)., Directions in sociolinguistics. New York: Holt, Reinhart & Winston, pp. 407−434/
- Boas. Franz «Linguistic and Ethnology». In Franz Boas (ed.), Hadbook of American Indian Languages. Reprinted in Dell Hymes (ed.), Language in Culture and Society. New York: Harpet & Row, 1964.
- Bosher. S. Acculturation, ethnicity? and second language acquisition: A study of Hmong students at the post-secondary level University of Minnesota, Minneapolis. 1995.
- Bourdien P. The Economics of linguistic exchsnges. Social science Information, 18, N.Y. 1991.
- Brown, H. Douglas. Principle of Language Learning and Teaching. Englwood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. 1980.
- Ceaser J. «Multiculturalism and American Liberal Democrasy» USA University Press of Kansas, 1998.
- Chandler J. One for the college history books. Los Angeles Times. 16 December, 1993.
- Chavez L. Civic Education in a Changing Society. Multiculturalism and American Democrasy. Ed. by Melzler, Weinberger & Zinman. University Press Kansas, 1998, p.167.
- Chavez L. Out of the Barria: Toward a New Politics of Hispanic Assimilation. New York: Basic Books, 1991. p. 112−113.
- Chavez L. Out of Barrio: Toward a New Politics of Hispanic Assimilation. New York: Basic Books, 1991.
- Clansey, William, G. «Viewpoint: Representations of Knowing: In Defense of Cognitive Apprenticeship». Journal of Artificial Intelligence in Education, 3:2.
- Clarke, Mark «Second Language Acquisition as a Clash of Consciousness». Language Learning 26(2): 377−389.
- Cole W. Strangers in a Strange Land // Time, October 9, 1995. P.50.134."Commitment to the Teaching of Foreign Cultures". The Modern Language Journal 67(4): 403−412. 1983.
- Condon, E.C. Human Relations in Cultural Context, Series C: Teacher Training Materials. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. 1973.
- Corson D. and Lemay S. Social Gustice and Language Policy in Education: the Canadian Research. Toronto. Canada: OISE Press, 1996.
- Crookes Graham and A1 Lehner. «Aspects of Process in an ESL Critical Pedagogy Teacher Education Course» Tcsol Quarterly. Vol. 32, № 2, Summer 1998.
- Crowell S. A New Way of Thinking, the Challenge of the Future. Educational Leadership. January, 1996 P.70−78.
- Daniels R., Asian America: Chinese & Japanese in the United States since 1850. Seattle: University of the Washington Press. 1988, p. 53).
- Del Barco M. A Curriculum of Education // American Studies. № 36. May, 1995.1. P.1−4.
- Dewey J. The school & Society. The University of Chicago Press, 1990.
- Dewey Jhon in Horac Kallen, Culture and Democrasy in the United States. New York: Boni and Liveright, 1924.
- Delpit, I. Other People, s children: Cultural conflicts in the classroom. New York. Renew Press. 1995.
- Donegan G. Debate over Bilingualism. CQ Reseacher. Jan. 19, 1996. P.51−67.
- Donelly S. The Stale of Many Tongues. Time Reaching for tomorrow. National Textbook Company, USA, 1994. P.9.
- Douglas, G. Education without impact: How our universities fail the young. New York: Birch Lane, 1992.147.1'L Gazette. July. 2. 1995.
- Fish St. «There is no Such Thing as Free Speech and It, s a Good Thing Too» USA Duke University Press, 1994.
- Gardner, Robert C, and Wallace Lambert. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, Mass: Newbury House. 1972.
- Gallagher Jhon «Multiculturaiism at a Crossroads». National Middle School Association. April 1998, p. 23.
- Gass. «Apples and oranges. Or, why apples are not oranges and don, t need to be». Modern language Journal, 82. 1997.
- Giroux, Henry A., and Peter McLaren «Leon Golub, s Radical Pessimism: Towards a Critical Pedagogy of Representation». In Henry A. Giroux, Border Crossing: Cultural Workers and the Politics of Education. New York: Roatledge, pp. 207−229, 1992.
- GlazerN. Affirmative Discrimination. New York: Basic Books, 1975.
- Goldstein B. Cultural diversity & curricular coherence. In D. Halpen (Ed.) Changing college classrooms. San Francisco: Jossey-Bass/1994, p. 29.
- Goldstein, T. Nobody is talking bad. In R. Hall & M. Bucholtz (Eds.). Gender articulated: Language and the socially constructed self. (pp. 375−400) New York: Routledge. 1995.
- Grand Maison, Jacques. Pour une pedagogie sociale d, autodeveloppement en education. Montreal: Stanke. 1976.
- Greeley A. From backwater to mainstream: A Profile of Catholic higher education. New York: McCraw Hill, 1969, p.56.
- Guiota Alexander and William R. Acton. «Personality and Language Behavior: A restatement». Language Learning 29(1): pp. 193−205. 1979.
- Gumpers, G.G. & Cook-Gumpers, G. Introduction: Language and social identity. Cambridge: Cambridge University Press. 1982. pp. 1−22.
- Halford J.M. How Parents Liaisons Connect Families to School // Educational Leadership, April, 1996. P.34−36.
- Hall W.J. Access through Annovation. New York. MPC, 1994
- Hamelink. C. Trends in world communication: On disempowernment and selfempowerment. Penang, Malaysia: Soundbound & Third World Network. 1994.
- Harrison, J.A. Negro English. Anglia. 7. pp. 232−239.
- Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1980.
- Haugen E. The ecology of language: Essays by Einar Haugen.(A.S. Dil., Ed.). Stanford. C.A.: Stanford University Press. 1972.
- Heller M. Crosswords: Language, Education and Ethnicity in French Ontario. Berlin: Mounton de Gruyter, 1994.
- Heller, M. Language, ethnicity and politics in Quebec. University of California, Berkeley, 1982.
- Holloway J.E. (Ed.) Africanism in American Culture. Bloomington: Indian University Press. 1990.
- Hornblower M. Putting Tongues in Check // Time, October 9, 1995. P.40−49.
- Jackson «Life in classrooms». New York: Holt, Reinehart and Winston, p. 17.
- Jefferson, «A Bill for Amending the Constitution of the College of William and Mary and Substituting More Certain Revenues for its Support», in The Papers of Thomas Jefferson, ed. Julian P. Boyd et al. Prinston University Press, 1950, pp.539−540.
- Jencks Christopher & David Riesman. The Academic Revolution. Garden City, N.Y., 1968, p.334.
- Johnson, Jerrilon. Living Language: USA Culture Capsules for ESL Students. Rowiey, Mass: Newbury House. 1979, p. 3.
- Kinesics and Cross-cultural Understanding. Language in Rducation. Theory and Practice. No 7. Washington, D.C.: Center for Applied Linguistics. 1978.
- K.raemer A.J. Development of a Cultural Self-awareness Approach to Instruction in Multicultural Education. Alexandria, Va: Human Resource Research Organization, 1993
- La Bella Thomas J. & Christopher R. Ward. Ethnic Studies & Multiculturalism. State University of New York Press, 1996, p. 24.
- La Bella, Т., and Ward C.R. Multiculturalism and Education: Diversity and Its Impact on Schools and Society. Albany: State University of New York Press, 1994.
- Lado R., Linguistics Across Cultures. University of Michigan Press. 1957.
- Language and social identity: Some Australian Studies. Australian Review of Applied Linguistics, 10. pp. 33−58.
- Laitin D. «The Cultural Identities of a European State». Politics & Society, Sage Publications, Vol. 25 No 3, September 1997. pp. 277−302.
- Larsen-Freeman, D. and Long, M. An Introduction to second language acquisition research. New York: Longman. 1991.
- Lau S.K. & Kuan. H.C. The ethos of the Hong Kong Chinese. Hong Kong: The Chinese University Press. 1988.
- Lee P. Spanglish First// Hispanic, January/February, 1996. P.128.
- Leo J. BilinguaJi. sm: Que pasa? // US Nevs & World Report, November 7, 1994.1. P.22
- Magner, D.,"Push for diversity in traditional departments raises questions about the future of ethnic studies". Chronicle of Higher Education, 1 May, 1991.
- Magner D. When whites teach black studies. Chronicle of Higher Education. December 1,1993, p.20.
- Marshall R. & Tucker M. Thinking for a living. N.Y., 1992.
- Markham P., Green S., Ross M. Identification of Stressors & Coping Strategies of ESL. Bilingual, Special Education, & Regular Education Feachers // The Modern Language Journal, № 80, 1996. P.141−149.
- Mauranen A. Conlrastive ESP rhetoric: Metatext in Finnish-English economic texts. English for Specific Purposes, 12. 1993. p. 3−19.
- McLean, Leslie I). «Achievement Measures Made Relevant to Pedagogy». McGill Journal of Education, 23:3 (Fall) p. 244).
- McNamara, T.F. Language and social identity: Israelis abroad. Journal of Language and Social Psychology, 6. 1987. pp. 215−228.
- Met M. Which Foreign Language should Students Learn? // Educational Leadership. September, 1989. P.54−56.
- Morain, Genelle G. «Teaching for Cross-cultural understanding: An Annotated Bibliogaphy» Foreign Language Anuals 5: 82−83. 1971.
- Mosier J. Equal but Separate // National Review. December, 1994. P.25 27 .
- Miller, G., & Steinberg, M. «Between people». Chicago: Science Research Associates. 1975.
- Mohanty K. Bilinqualism in a Multilinqual Society: Psycho-Social and Pedagogical Implications. Mysore, India: Central Institute of Indian Languages, 1994. pp. 115 116.
- Monterey Institute. Monterey, California, USA, 1997.
- Multiculturalism & American Democrasy. Edited by Arthur M. Melzer, Jerry Weinberger, M. Richard Zinman. Introduction, University Press of Kansas, p. 11.
- Nathan J. Free to tcach. N.Y., 1991.
- Neusner, G. Ethnic studies the coming crisis: The case of «Jewish studies». Change 19:(July-August), pp. 8−10.
- Nieto, S. «Multiculturalism in higher education: Emerging literature». Equity and Excellence in Higher Education 26(3). 1993, p. 77−79.
- Pangle L., Pangle L.T. The Learning of Liberty: The Education Ideas of the American Founders. New York: Basis Books, 1993.
- Park, Robert «assimilation», Encyclopedia of the Social Sciences. New York: Macmillan, 1930.
- Peirce Bonny Norton. «Social Identity, Inwestment and Language Learning». Tesol Quarterly Vol. 29, No I. Spring 1995. pp. 9−31.
- Press pack for English 2000 project/ British Counsil. Medlock St., Manchester. United Kingdom. 1995.
- Ravitch D. The troubled Crussade. N.Y., 1983.
- Ravitch D. Children in Prison // Forbs, June 3, 1996. P.94.
- Ravitch, D. «Multiculturalism: E Pluribus Plures», American Scholar, № 2, 1996
- Rinchart J.R. & Lee J.F. American Education & the Dynamic of Choice. N.Y., 1991. P.172.
- Rodby I. Appropriating literacy: Writing and reading in English as a second language. Portsmouth, N.H.: Boynton/Cook. 1992.
- Rodoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. New York: Oxford University Press. 1990.
- Rodriguez R. The Politics of Language // Hispanic, April, 1996. P.53−58.
- Rubin A. One Program, Two Languages // The Chronicale of Higher Education. February 23. 1996.
- Shaefer.Richard T. «Sociology» Copyright 1989 by McGraw -Hill, Inc., N.Y. p.83.223."Second Language Acquisition Research: Getting a More Global Look at the Learner". Language Learning, special issue No 4- 15−28.
- Scheflen, Albert E. and Alice Scheflen. Body Language and the Social Order. Englewood Cliffs, N.J.: Premice-Hall. 1972.
- Shor. Ira, and Paulo Freire. A Pedagogy for Liberation: Dialoques on Transforming Education. South Hadley, M.A.: Bergin and Garby. 1987
- Shumann, John H. «Second Language Acquisition: The Pidginization Process». Language Learning 26(2): p. 391−408. 1976.
- Shumann, John 11. «Social Distance as a Factor in Second Language Acquisition». Language Learning 26. pp. 135−143. 1976.
- Skuttnaff-Kangas, T. & J. Cummins (Eds.) Minority Education: From shame to struggle. Clevedon, England: Multilingual Matters. 1988.
- Social Distance as a Factor in Second Language Acquisition". Language Learning. 26: 135−143. 1976.
- Spack, R. «The acquisition of academic literacy in a second language: A Longitudinal case study». Written Communication: An International Quartely of Research, theory and Application, 14, 1997.
- Spack R. " The Rhetorical Construction of Multilinqual Students. Tesol Quarterly. Vol. 31, № 4, Winter 1997, p. 765.
- Stone G.B., Rubcnlield S.A. Foreign languages & the Business Curriculum: Whatdo the Students Think // The Modern Language Journal, № 73, 1989. P.429−439.
- Taylor, I. & Taylor M.M. Writing and literacy in Chinese, Korea and Japanese. Amsterdam: John Benjamins. 1995. p. 144.
- The deffusion of English: Its impact on culture and communication. Reio Communication Review, 16 pp. 49−61. 1994.
- The Pidginization Process: A Model for Second Language Acquisition. Rowley, Mass: Newbury House. 197
- Thomas M. Beyond The Front Desk // Flispanic. December, 1995. P.46−48.
- Thompson Frank V. Schooling of the Immigrant. New York. Harper & Brothers, 1920, p. 15−16).
- Tsuda, G. The dominance of English and linguistic discrimination. Media Develipment, 16 pp. 32−34. 1992.
- Tyack D.B. The one best system. Harvard University Press, 1974.
- Viau, Rolland. La motivation en contexte scolaire. Montreal: Le Renouveau Pedagogique. 1994.
- Volz W. Engliseh als einzige Arbeitssprache der Institutionen der Europaischen Gemeinschaft? Vorzuge und Naehteile aus der Sicht eines Insiders. Sociolinquistica, 8, Berlin, 1994.
- Walsh, C.E. Literacy as praxis: Culture, language, and pedagogy. Norwood, NJ: Ablex. 1991.
- Whorf, Benjamin Lee. Language, Thought and Reality. Cambridge, Mass: MIT Press. 1956.
- Williams, R.L. (lid). Ebonics: the true language of Black Studies. 1975.
- Wilson-Smith. A. «1'he Two Faces of Montreal». Maclean, s. August 4, 1997.
- Wyels G. Conquering Spanish // Hispanic. May, 1995. P.24−26.
- Wylie, Laurence, and Rick Stafford. Beaux Gests: A Guide to French Body Talk. Cambridge, Mass.: Undergraduate Press. 1977.
- Wirth Louis, The Ghetto. Chicago, 111: University of Chicago Press, 1928.
- Woodward C.V. «Meanings for Multiculturalism» USA University Press of Kansas, 1998.