Природа музыкального образа
Диссертация
Проблема музыкального образа вписывается в многовековую традицию её философского осмысления, оставившую нам множество различных концепций, осуществляющих экспликацию природы музыки, исходя из различных метафизических и культурных предубеждений. Несмотря это разнообразие, эта проблема продолжает оставаться неразрешимой загадкой, а сама музыка — одним из самых энигматических феноменов человеческой… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Музыкальное произведение как объект философского анализа
- 1. Различные подходы к музыке в истории философско-эстетической мысли
- 2. Специфические особенности онтологии музыкального произведения
- 3. Репрезентативные возможности музыкального произведения
- Глава II. Структура и генезис музыкального образа
- 1. Временная структура музыкального произведения
- 2. Музыкальный образ и его экзистенциальное наполнение
- 3. Музыкальный язык и герменевтика музыкального образа
Список литературы
- Абдулладзе, Г. Философская сущность музыкального искусства / Г. Абдулладзе. Баку.: Ишыг, 1985. — 282 с.
- Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 421 с.
- Адорно, Т. Философия новой музыки / Т. Адорно. М.: Логос, 2001. -216 с.
- Аристотель. Сочинения / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — Т.4. — 830 с.
- Алексеев, А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1991. 104 с.
- Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б.Асафьев. Л.: Музыка, 1971.- 376 с.
- Асафьев, Б. Избранные статьи о музыке, просвещении и образовании / Б.Асафьев. Под ред. Е.Орловой. -М.-Л.: Музыка, 1965. 151с.
- Абзалова, И.Г. и др. «Короткие» эмоциональные предпочтения и их влияние на выбор музыкального произведения / И. Г. Абзалова и др. // Искусство и эмоции: Материалы международного научного симпозиума. Пермь, 1991. — с.335−347
- Адаева, Н.А. Музыка и нравственное развитие человека / НА.Адаева. -Саранск, 2000. 71 с.
- Бамфи, А. Философия искусства / А. Бамфи. М.: Просвещение, 1989 -286 с.
- Берни, Ч. Музыкальные путешествия / Ч.Берни. Л.: Музыка, 1961. -с.268
- Бонфельд, М. Музыка: Язык. Речь. Мышление / М.Бонфельд. М.: Музыка, 1991.-225 с.
- И.Блинова, М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.Блинова. Л.: Музыка, 1974. — 244 с.
- Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. М.: Лабиринт, 1997. — 189 с.
- Балан, Г. О философском содержании в музыке. Эстетические очерки / Г. Балан.-М.: Музгиз, 1961. 114 с.
- Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии музыкального восприятия / С.Н. Беляева-Экземплярская. М., 1924. — 238 с.
- Вагнер, К. Искусство Древней Руси / К. Вагнер, Т. Владышевская. -М.: Просвещение, 1993. с. 177
- Вебер, М. Рациональные и социологические основания музыки / М. Вебер // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1997. — Изд. 5-е. — 416 с.
- Виноградова, С. Музыка и человек / С. Виноградова // Искусство нравственное и безнравственное. М.: Искусство, 1969. — 214 с.
- Ванслов, В. Об отражении действительности в музыке / В.Ванслов. -М.:ГМИ, 1953.- 196 с.
- Волошинов, А.В. Математика и искусство / В. Г. Волошинов. М.: Просвещение, 1992. — 316 с.
- Герасимова, И.А. Музыка и духовное творчество / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1995. — № 6 — с. 87−98
- Гамаюнов, М.М. Союз музыки, философии, любви и монастыря / М. М. Гамаюнов // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. — с.907−926
- Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик // Музыкальная эстетика Германии XIX века М., 1982. — Т.2 — 432 с.
- Гершкович, Ф. Ф. Гершкович о музыке / Ф.Гершкович. М., 1991. -308 с.
- Гегель, Г. Эстетика / Г. Гегель. М.: Искусство, 1971. — Том III. — 621 с.
- Гегель, Г. Сочинения / Г. Гегель. М.: 1958. — Том III. Лекции по эстетике. — 440 с.
- Гегель, Г. Лекции по истории философии / Г. Гегель. СПб., 1994. — Т.З. -543 с.
- Делез, Ж. Ницше / Ж.Делез. СПб.: Аксиома, 1997. — 186 с.
- Дубинец, Е. Творчество через призму нотации / Е. Дубинец // Музыкальная Академия. 1997.- № 2. — с. 191−200
- Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.-Л., 1978. — 152 с.
- Дорфман, Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки / ЛЛ. Дорфман // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. — Вып.1. — с.67
- Дорфман, Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искусстве / Л. Я. Дорфман // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума. Пермь, 1991. — с.71−86
- Ермаков, В.М. Диалектика возникновения самосознания и предмет сознания / В. М. Ермаков. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр. Ассоциация содействия ВУЗам, 1996. — 160 с.
- Ефимов, О.И. Онтологические предпосылки гносеологической достоверности перцептивных образов / О. И. Ефимов. Чебоксары: ГОУВПО Чув. Гос. педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2005.-109 с.
- Жильсон. Э. Живопись и реальность / Э.Жильсон. М.: РОССПЭН, 2004. — 368 с. 40.3ись, А. Философское мышление и художественное творчество / А.Зись. М.: Искусство, 1987. — 252 с.
- Зарубина, Л.П. Философия и музыка / Л. П. Зарубина. Челябинск, 1998.-345 с. 42.3акс, JI.А. О культурологическом подходе к музыке / Л. А. Закс // Музыка-культура-человек. Свердловск, 1988. — 118 с.
- Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыковедов / Б.Ярустовский. М.: Музыка, 1965. — 356 с.
- Изард, К. Психология эмоций / К.Изард. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
- Инайятхан, X. Мистицизм звука / Х.Инайятхан. М., 1997. — 220 с.
- Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р.Ингарден. М.: Изд. иностр. лит., 1962.-572 с.
- Исмуков, Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур / Н. А. Исмуков. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1992. — 204 с.
- Исмуков, Н.А. К проблеме соотношения мифологии, искусства и философии/ Н.А.Исмуков// Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Вып.4. Чебоксары: Руссика, 2005. — с.793−815
- Исмуков, Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект) / Н. А. Исмуков. М.: МПГУ, «Прометей», 2001.-272 с.
- Каган, М. Музыка в мире искусств / М.Каган. СПб., 1996. — 232 с.
- Коган, Л.Н. Искусство и зритель. Художественное восприятие / Л. Н. Коган. Л., 1971. — Вып.1. — с. 156
- Коган, М.С. Познание и оценка в искусстве / М. С. Коган // Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966. — с. 41- 98
- Кон, Ю. Избранные статьи о музыкальном языке / Ю.Кон. СПб., 1994.-160 с.
- Кон, Ю. О проблеме логики в музыке / Ю. Кон // Музыкальная Академия. 1994. — № 5. — с.22−31
- Кант, И. Сочинения в 6-ти т. / И.Кант. М.: Мысль, 1964. — Т.З. — 799 с.
- Кремлев, Ю. Очерки по эстетике музыки / Ю.Кремлев. М.: Советский композитор, 1972. — 272 с.
- Кремлев, Ю. О роли разума в восприятии произведения искусства / Ю.Кремлев. М.: Советский композитор, 1978. — 78 с.
- Костюк, А.К. О теории музыкального восприятия. Музыкальное восприятие /А.К.Костюк. Киев, 1986. -84 с.
- Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна. -М.: Мир, 1995. 335 с.
- Кечхуашвили, Г. К проблеме психологического восприятия музыки / Г. Кечхуашвили // Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — Т.З.-с. 11−51
- Кульков, Ю.П. Мировоззрение и естественно-научное познание / Ю. П. Кульков. Чебоксары: изд. ЧТУ, 1993. -139 с.
- Лосев, А. Античная музыкальная эстетика / А. Лосев // Античная музыкальная эстетика. М.: ГМИ, 1960. — 343с.
- Лосев, А. Музыка как предмет логики / А. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995. 644 с.
- Лосев, А. Основной вопрос философии музыки / А. Лосев // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 331 с.
- Любовский, Л. Что есть музыка. О предмете музыки, его постижении и познании постижимого / Л.Любовский. Казань, 1993. — 30 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб, 2001. — 85 с.
- Лифшиц, М. Вопросы искусства и философии / М.Лифшиц. М, 1935. -235 с.
- Леонтьев, А.Н. О социальной природе психики человека / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1961. — № 1. — с. 12−20
- Лукач, Д. Своеобразие эстетического / Д. Лукач М.: Прогресс, 1987. -Т.4. — с.5−72
- Мамардашвили, М. Как я воспринимаю философию / М.Мамардашвили. М., 1990. — 365 с.
- Мерриам, А. Антропология музыки. / А. Мерриам // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии-95. М.: Моск. Гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — 1995. — 176 с.
- Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Малышев, И.В. Проблемы отражения действительности в музыке / И. В. Малышев. М.: Российская Академия музыки им. Гнесиных. -1992.-c.54
- Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теории музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. М.: Советский композитор, 1978.-352 с.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А.Моль. -М.: Мир, 1966.-351 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века.- М.: Музыка. -1982. Т.2. -с.263
- Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967. — с.283
- Матякубов, О. Фараби об основах музыки Востока / О.Матякубов. -Ташкент, 1986.-с. 122
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. М.: Музыка, 1971.-688 с.
- Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: «REFL — book», 1994. — 368 с.
- Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М.: Музыка, 1987.-231 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682 с.
- Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф.Ницше. М., 1990. -128 с.
- Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1972. 383 с.
- Новейший философский словарь / Гл ред. А. А. Грицанов. Минск: Книжный дом, 2003. — с. 1022
- Набок, И.Л. Идеологическая функция музыки / И. Л. Набок. Л.: Музыка, 1987.-c.7688.0неггер, А. Я композитор / А. Онеггер // О музыкальном искусстве. -Л.: Музыка, 1985.-216 с.
- Орлов, Г. Время и пространство музыки / Г. Орлов // Проблемы музыкальной науки. Вып.1 М. — 1972. — 394 с.
- Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. СПб. — 1992. — 408 с.
- Орджоникидзе, Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления / Г. Ш. Орджоникидзе // Вопросы музыковедения. М.: Музгиз, 1960. -Т.З.-С.282
- Платон. Государство. / Собр. соч. в 4-х тт. М.: Мысль. 1994. — Т. З -654 с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М. — 1997.- Изд. 2-е. 246 с.
- Пруст, М. По направлению к Свану / М.Пруст. М.: Республика, 1992.- 368 с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд. Моск. универ., 1984. — 288 с.
- Проблемы музыкального мышления / Ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974.-336 с.
- Расулова, Т.С. Музыка и мировоззрение: Эстетический аспект / Т. С. Расулова. Ташкент: ФАН, 1990 — с. 120
- Раппопорт, С. Искусство и эмоции / С.Раппорт. М.: Музыка. — 1972.-Изд. 2-е — 168 с.
- Раппопорт, С. Художественное представление и художественный образ / С. Раппорт // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. — Вып.З. — с. 45−94
- Рыжкин, И. Назначение музыки и ее возможности / И.Рыжкин. -М.: Музыка, 1962.-93 с.
- Розин, В. Семиотические исследования / В.Розин. М.: ПЕРСЭ., С-Пб универ. книга, 2001. — 256 с.
- Симонов, М.С. Мозг и творчество / М. С. Симонов // Вопросы философии. -1992. -№ 11.
- Симонов, П.В. Эмоциональный мозг /П.В.Симонов. М.: Наука, 1981.-468 с.
- Сохор, А. Социология и музыкальная культура / А.Сохор. М.: Советский композитор, 1975. — 202 с.
- Сартр, Ж.П. Сумерки богов / Ж. П. Сартр // Экзистенциализм это гуманизм. — М.: Политиздат, 1989. — с.319−344
- Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1990−91 с.
- Сыроежина, Ю.И. Эмоциональное воздействие музыки на личность: автореф. дис. докт. психол. наук / Юлия Ивановна Сыроежина. Л. — 1986. — 16 с.
- Соколов, Е.Н. Восприятие / Е. Н. Соколов. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1973. — 60 с.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Творчество и социальное познание / Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: МГУ, 1982. — 256 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1 -с. 42−222.
- Тарханов, И. О влиянии музыки на человеческий организм / И.Тарханов. СПб. — 1993. — 214 с.
- Тюхтин, B.C. К проблеме образа / B.C. Тюхтин //Вопросы философии. -1959- № 6.- с.4−25
- Тэн, И. Философия искусства / И.Тэн. М.: Республика, 1996. -351с.
- Уильяме, Р.В. Становление музыки / Р. В. Уильямс. М.: Музгиз, 1961.-c.91
- Урманцев, Ю.А. О формах постижения музыкального бытия / Ю. А. Урманцев // Вопросы философии. 1993 — № 4 — с.89−105.
- Философия и музыка. Диалог противоположностей? / Под ред. М. С. Уварова. Спб.: Издательство преднестровского университета, 1993.-е. 24−110
- Фарбштейн, А. Некоторые тенденции современной философии музыки / А. Фарбштейн // Советская музыка. 1979. — № 1. — с. 114−123
- Фомин, В. Культурно-исторические аспекты содержательного анализа классической музыки Востока / В. Фомин // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: сб.трудов. Вып. 67. -М.- 1983.- 156 с.
- Философия и культура / Под ред. Бурханова, Полущук. -Нижневартовск 1996. — 345 с.
- Феизов, Э.З. Методология научного познания / Э. З. Феизов, Ю. А. Петров. Чебоксары: ЧувГУ им. И. Н. Ульянова, 2001. — 590 с.
- Феизов, Э.З. Мозг, психика и физика / Э. З. Феизов. М.: Изд. авт., 1994.-533 с.
- Феизов, Э.З. Восприятие и реальность / Э. З. Феизов. Чебоксары: Изд. ЧТУ, 1992.-120 с.
- Феизов, Э.З. Философский анализ психофизиологической проблемы (методологические аспекты)/ Э. З. Феизов // Под ред. А. Г. Спиркина. Чебоксары: изд. ЧТУ, 1993. — 314 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
- Холопов, Ю. О формах постижения музыкального бытия / Ю. Холопов // Вопросы философии. 1993 — № 4 — с. 106−114
- Хофштадтер, Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда / Д.Хофштадтер. -М.: Изд. дом «Бахрах-М». 2001. 648 с.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова // Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского. 4.1,2. — М.: МГК — 1990, 1991. -с. 138
- Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Под ред. Мейлах Б. С. и др. Л.: Наука, 1983. — 277 с.
- Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. — 387 с.
- Цукерман, В. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования / В.Цукерман. -М.: Советский композитор, 1972. с.48−91
- Цемко, М.В. Музыкальное восприятие: Диалектика объективного и субъективного: автореф. дис.канд. филос. наук / Мария Васильевна Цемко.-Киев, 1988.- 16 с.
- Чередниченко, Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т. Чередниченко. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
- Чередниченко, Т. Современная музыка и историческое сознание музыковеда / Т. Чередниченко // Советская музыка. 1989. — № 9. -с.44−57
- Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф.Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-498 с.
- Шестаков, Г. Философия музыки как миф. / Г. Шестаков. -Laudamus. М.: Композитор. 1992. — 312 с.
- Шингаров, Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г. Х. Шингаров. М. — 1971. — 236 с.
- Шенберг, А. О музыке новой и устаревшей. Стиль и идея / А. Шенберг // Музыкальная Академия. 1996. — № 3−4. — с. 248
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Критика кантовской философии. -М.: Наука, 1993 Т.1. — 627 с.
- Шушкова, О. «Критический музыкант» И.А.Шайбе (от барокко к классицизму) / О. Шушкова // Старинная музыка в контексте совр. культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М.: Музыка, 1989.-116 с.
- Щербаков, С.В. Влияние регулярного восприятия эстрадной музыки на психоэмоциональное состояние / С. В. Щербаков. СПб, 1991.-c.7−91
- Эйгес, К. Очерки по философии музыки / К.Эйгес. Кн. 1. -1918.--с. 282
- Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У.Эко. СПб.: «Азбука-классика, 2004. — 288 с.
- Eco, U. A theory of semiotics / U. Eco. London, 1977. — 160 p.
- Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967. — s.601
- Piguet, J.-C. Philosophie et Musique. Trois approches philosophiques de la musique: la phenomenologie, pythagorisme et la philosophie du langage / J.-C. Piguet // http:/www.contrepoint Philosophiqe. ch/
- Brelet, Gisele, Le temps musical. Essai d’une esthetique nouvelle de la musique / Gisele Brelet. Paris: P.U.F., 1949. — p.616
- Millet, Richard. Musique secrete / Richard Millet. Paris: Gallimard, 2004. (Coll. l’Un et Г Autre) — 268 p. г * г г
- Emery, Eric. Temps et Musique / Eric Emery. Lausanne: L’Age d’Homme, 1998. -p. 645.
- Gianni, Vattimo. Ethique de l’lnterpretation / Vattimo Gianni. Paris: La Decouverte, tr.fr. 1991. — p. 288
- Lawrence, Kramer. Liszt, Goethe, and the discourse of gender / Kramer Lawrence. Paris — 1990.-p.267
- Kofi, Agawu. «The narrative impulse in the second Nachtmusik from Mahler’s Seventh Symphony «/ Agawu Kofi in Craig Ayrey & Mark Everist ed., // http:/www.musicahermevtica.free.fr. Pierre Giraud. «L'hermevticque: une nouvelle entente musicolohique?»
- Viret, Jacques. «Entre sujet et objet: 1'hermeneutique musicale comme methodologie de l’ecoute «in Jacques Viret ed., Approches Hermeneutiques de la Musique / Jacques Viret. Strasbourg: Presses Universitaires de Strasbourg, 2001.- p.442
- Braun, Lucien. «A propos d’Hermes «in Jacques Viret ed., Approches Hermeneutiques de la Musique / Lucien Braun. Strasbourg: Presses Universitaires de Strasbourg, 2001 — p.442
- Guillot, Matthieu. «Puissance et phenomenalite du musical: des symptomes aux manifestations «in Jacques Viret ed., Approches Hermeneutiques de la Musique / Matthieu Guillot. Strasbourg: Presses Universitaires de Strasbourg, 2001.- p.442
- Vecchione, Bernard. «L'hermeneia silencieuse du musical» in Christian Hauer & Bernard Vecchione eds., Semiosis et Hermeneia. Le sens Langagier du Musical / Bernard Vecchione. Paris: L’Harmattan, 2003.-p.231
- Ricoeur, Paul. «Se comprendre devant l’oeuvre «in Du Texte a 1'Action. Essais d’Hermeneutique II / Paul Ricoeur. Paris: Seuil, 1986. -254 p.