«Религиозно-философские идеи Хомякова А. С и Киреевского И.В.» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что славянофильство — первая попытка человеческого самосознания, первая самостоятельная российская идеология.
Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире.
Славянофильство всегда интересовало и до настоящего времени продолжает интересовать исследователей русской религиозно-философской мысли. Ни один русский религиозный мыслитель ХIХ-ХХ вв. не был свободен от влияния славянофильского движения. Оно является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции.
В группу славянофилов входили: «душа» славянофилов — А. С. Хомяков (1804—1860), Ю. Ф. Самарин (1819—1876), А. А. Киреев (1833—1911), братья И. С. Аксаков (1823—1886) и К. С. Аксаков (1817—1860), братья П. В. Киреевский (1808—1856) и И. В. Киреевский (1806—1856), А. И. Кошелев (1806—1883) и ряд других. К числу западников относились: Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев и ряд других.
Славянофилы не отвергали необходимость заимствования достижений научной мысли на Западе, но, по их мнению, такое восприятие должно было преломляться через призму православного сознания.
Известно, что основным вопросом обсуждения у славянофилов был вопрос о Церкви. Отношение Церкви к обществу и государству, о положении личности в Церкви, — все эти вопросы стали предметом постоянного внимания славянофилов и их единомышленников, но даже уже в наше время следует признать за непреложный факт, что славянофильство как явление русской общественной жизни 40−50-х годов ХIХ в. изучено недостаточно. И в еще меньшей степени разработан вопрос об отношении славянофилов к инославию. Поэтому следует, по мере возможности, выявить их позицию по этому вопросу, что имеет важное значение не только для русского богословия, но и для западно-европейской религиозно-философской мысли.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Хомяков А. С., Блехер Л. И., Балашов Л. Е., Антонов М. Ф. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы — рассмотреть религиозно-философские идеи Хомякова А. С и Киреевского И.В.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать религиозно-философские идеи Хомякова А. С.;
2.На основании теоретического анализа, систематизировать знания о религиозно-философских идеях Киреевского И. В.;
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.