Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Риски личностной идентификации: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Акимова H.A. Планетарные угрозы общества риска как следствие модернизации // Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Саратов, 2004. 4.2. С. 195 — 200. Акимова H.A. Риск как ведущая стратегия жизнедеятельности человека и общества // Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития. Москва — Саратов, 2006. — С. 78−83. Акимова H.A. Риск как фактор… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава 1. Личностная идентификация: пространственно-временной континуум
  • 1. Формирование самости как пространственно-временной данности
  • 2. Риски в жизненном пространстве личности
  • Глава 2. Личностная идентификация в пространстве риска
    • 1. Пространство риска как способ личностного бытия
    • 2. «Я» и «Другой» в пространстве риска: горизонты идентификации

Риски личностной идентификации: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема личностной идентификации и существование персоны в пространстве риска исследуется в философии, социологии, психологии. Во второй половине XX века произошел огромный прорыв в области техники и технологии. Быстрыми темпами развивается техногенная среда общества. Современный мир — это мир компьютерных технологий виртуального и киберпространства, в котором проблема личностной идентичности и идентификации выходит едва ли не на первое место. Это связано с тем, что в современном обществе утрачиваются устоявшиеся стереотипы самоотнесения с образцами. Процесс соотнесения себя с образцом становится эфемерным. Человеческая индивидуальность, реализуясь как конкретный уровень проявления социума, утрачивает свое постоянство, легко подвергается изменениям.

В условиях непрерывного усложнения структуры общества человеку все труднее занять в обществе «свое» место. Утрачиваются ценностные ориентиры и идеалы эпохи индустриализма, привычные связи и роли теряют значимость и смысл. Как следствие, личности становится все труднее определить локализацию собственного общественного и индивидуального существования. Так понятая проблема личностной идентификации приводит к вопросам об основаниях личностного жизненного пространства, жизненного мира, способов социального самопрезентирования.

Одной из главных тем современных исследований в области социальной философии, социологии и других социально-гуманитарных наук становится проблема риска, его сущности и методов прогнозирования возможных негативных последствий. Современное общество ставит перед человеком особые условия его существования. Текучесть социума, позволяющая до неузнаваемости трансформировать даже привычные социальные ориентиры, может привести к потере привычного места в социуме и, что важнее, смысла жизни. Возникают риски утраты индивидом самотождественности, наступает кризис личностной идентичности и идентификации.

Особая актуальность исследования заключается в выработке определенного методологического аппарата. Современное общество характеризуется высокой социальной мобильностью, что требует от человека особых способностей к адаптации при сохранении тождественности себе и уникальности личности. В этом отношении категориальный аппарат и методологические принципы социальной феноменологии представляются весьма продуктивными.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о личностной идентификации и идентичности так или иначе затрагивался в достаточно широком круге литературы как профильного, философского, так и дисциплинарного характера. В рамках современной западноевропейской философии особое значение для нас имеют идеи феноменологической философии1. Проблема личностной идентификации мыслится через анализ выстраивания субъектом уникального жизненного пространства на основании сознания себя, своего места в мире. В рамках диалектики «жизненное пространство — жизненный мир» в дисциплинарном категориальном ряде выстраивается логика отождествления себя с определенным сознаваемым пространственно-временным континуумом, выражающим сущность личности. В феноменологии под жизненным миром понимается общественное бытие субъекта, а жизненное пространство — как личностное проявление социального мира. Дальнейшее развитие феноменологической философии привело к появлению идей М. Шелера, который предложил трактовать формирование жизненного пространства на основании ценностных предпочтений. Формируется так называемый ценностный человек.

Идея ценностного человека и ценностного отношения к миру развивалась в философии экзистенциализма. Через анализ пограничных ситуаций существования человека экзистенциалисты пришли к выводу о примардиальности свободы и необходимости принятия личностью судьбоносного решения.

1 Гуссерль Э. Картезианские медитации. — М., 2010. 229 е.- Мерло-Понти М. Феноменологии восприятия. — СПб., 1999.606 с.

2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм// Сумерки богов. — М., 1990. — С. 319−344. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990; Хайдеггер М. Бытие и время. — СПб., 2006. 452 с.

Множество таких решений и поступков приводит, согласно экзистенциальной философии, к формированию личностной идентичности.

В рамках русской философии автором выделяются идеи3 соборности, софийности, заложенные в русской религиозной философии, которые позволяют говорить о глубокой укорененности личности и, соответственно, ее идентификации в системе духовных оснований, где и лежит область личной соотнесенности как с самим собой, так и с обществом и культурой в целом.

Социально-философский аспект проблемы связан с разработкой вопросов соотношения этнической и национальной идентичности4, социальном положением личности в системе сетевых коммуникаций и мультимедийной реальности5, местом персоны в системе интерсубъективных отношений6.

В последнее время возникают споры относительно идей, связанных с телесностью, жизненным пространством и жизненным миром личности7. Спорным моментом становится устойчивость телесности, ее неизменность на протяжении длительного промежутка времени и, соответственно, возможность идентифицировать личность через ее телесное выражение. Также существует ряд философских работ, связанных с нормативным измерением человека8.

Проблема интерсубъективности активно разрабатывалась в трудах М. Бубера9, B.C. Библера10, М. М. Бахтина, в рамках феноменологической.

3 Флоренский П. А. Имена. — М., 2006. 332 е.- Соловьев Вл. Смысл любви. 1991. 64 е.- Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. — СПб., 2010. 384 е.- Бердяев H.A. Самопознание. — М., 1991. — С. 7−333. Бердяев Н. Смысл творчества. — М., 2010. 414 с.

4 Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов H.A. — М., 2011. — 1024 е.- Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетаческие исследования. — Т. 1,2. М.-СПб., 2001. — 331 с. (Т. 1), 381 с. (Т. 2).- Монаков A.M. Этнос и этническая идентичность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008 ,№ 1.-С. 72−91.

5 Уханов Е. В. Идентичность в сетевых коммуникациях // Философские науки, 2009. № 10. — С. 59−71.

6 Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). — М.: ИФРАН, 1997.-222 с.

7 См. напр.: Устьянцев В. Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. — Саратов, 1996. — С. 5−16. Устьянцев В. Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты. — Саратов, 2006. 181 е.- Гасилин В. Н. Жизненный мир B.C. Соловьева: концепция всеединства и проблема идентификации // Жизненный мир философа «серебряного века» / Под ред. В. Б. Устьянцева. — Саратов, 2003. — С. — 4−7.

8 См. напр.: Невважай И. Д. От сущего к должному: нормативность как принцип человеческого бытия//Мир человека: нормативное измерение: сборник научных статей (по материалам международной конференции, Саратов, 28−29 апреля 2008 г.). — Саратов, 2009. — С. 5−11. Устьянцев В. Б. Институциональный человек и порядок в дискурсах типов рациональности// Мир человека: нормативное измерение: сборник научных статей (по материалам международной конференции, Саратов, 28−29 апреля 2008 г.). — Саратов, 2009. — С. 35−39.

9 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. — С. 16−95. традиции11, в теории коммуникационного действия12. Отдельно следует отметить ряд работ в отечественной периодической печати, посвященных проблеме другого сознания13. Во всех обозначенных работах исследуются как отдельные элементы со-бытия множества субъектов, такие как их проблема признание Другого (феноменологическая традиция), познания его сущности или действий (B.C. Библер, JI.C. Черняк, И.Н. Инишев), этическая составляющая (Э. Левинас, Ю. Хабермас, A.B. Ямпольская, С.Р. Валитов) со-бытия субъектов.

Проблема сущности рисков решалась в рамках идей Н. Лумана, Э. Гидденса, У. Бека, Г. Бехмана и ряда других значимых западных философов и социологов14. В рамках проведенных учеными исследований сложилось несколько подходов к пониманию риска, главными из которых можно считать технологический и социальный. Среди них автор отдает приоритет последнему. Анализ изменений, происходящих в социальной реальности, привел У. Бека, Э. Гидденса и других исследователей к выдвижению идеи общества риска со всей его спецификой.

Следует отметить ряд отечественных работ, так или иначе связанных с исследованием проблемы риска, общества риска и существования личности в нем15. В работах проводится анализ сущности риска, общества риска,.

10 Библер В С. От наукоучения — к логике культуры: два филос. введения в двадцать первый век. — М., 1990. 413 с. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм Другого человека. СПб., 1999. 244 е.- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.

Введение

в феноменологическую философию. — СПб., 2004. 400 е.- Мерло-Понти М. Феноменологии восприятия. — СПб., 1999. 606 с.

12 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 390 с.

13 Дубровский Д. И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии, 2008. № 1. — С. 19−28. Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. — Вильнюс, 2007. 168 е.- Наумов С. А. Игра как способ представлений реальности публичных коммуникаций // Вопросы философии, 2008. № 6. — С. 29−42.

14 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. 384 е.- Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis, 1994. № 5 — С. 161−168. Бехман Г. Современное общество как общество риска//Вопросы философии, 2007. № 1. — С. 26−46. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность/ZThesis, 1994. № 5. — С. 107−134. Луман Н. Понятие рискаУ/Thesis, 1994. № 5 — С. 135−160.

15 Акимова H.A. Планетарные угрозы общества риска как следствие модернизации // Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Саратов, 2004. 4.2. С. 195 — 200. Акимова H.A. Риск как ведущая стратегия жизнедеятельности человека и общества // Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития. Москва — Саратов, 2006. — С. 78−83. Акимова H.A. Риск как фактор существования ценностного человека // Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога. — Саратов, 2005. — С. 6−11. Афанасьев И. А. Философские основания теории социальных рисков / под ред. А. Н. Николаева. Саратовский государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2006. 124 е.- Молчанов A.B. Значение культурной среды в отношении проблем риска и безопасности в современном социуме // Жизнь: бытийственный, ценностный и аксиологический аспекты: Сборник статей молодых ученых. — Саратов, 2008. — С. 38−41. соотношения понятий «риск» и «личность», а так же положение человека и личности в пространстве общества риска.

Вместе с тем остаются проблемы, которые, с точки зрения автора, требуют дополнительного рассмотрения. К ним относятся вопросы о занимании личностью социальной позиции в пространстве рисков, о соотношении личностной идентичности и идентификации.

Объектом исследования является процесс самоопределения личности в обществе риска.

Предметом исследования является достижение личностной идентичности и идентификации в рискогенном пространстве общества.

Целью исследования является социально-философский анализ личностной идентичности и идентификации в пространстве социальных и экзистенциальных рисков.

Задачи исследования:

— выявить содержание концептов «идентичность», «идентификация», «жизненное пространство», «жизненный мир" — определить соотношение концептов «риск», «идентификация», «идентичность»;

— проанализировать сущность экзистенциальных рисков личностной идентификации;

— рассмотреть специфику и способы появления социальных рисков личностной идентификациивыявить соотношение экзистенциальных и социальных рисков личностной идентичности и идентификации.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическое основание диссертационного исследования составляет комплексный метод, включающий потенциал таких философских направлений, как феноменология и экзистенциализм. Активно применяется персоналистический анализ в социальной философии, используются элементы компаративистского анализа, а также метод философской дополнительности.

Для достижения цели и задач исследования использовались философские труды как классиков философии, так и исследования современных отечественных и зарубежных авторов по социально-философским проблемам идентичности и идентификации.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. дано авторское понимание содержания концептов «идентичность» и «идентификация», реализовано авторское видение проблемы соотношения понятий «идентичность», «идентификация», «жизненное пространство» и «жизненный мир»;

2. предложена авторская трактовка соотношения концептов «риск» и «идентичность», реализуемая в авторском понимании экзистенциальных рисков, а также концептов «риск» и «идентификация», сущность которого усматривается в авторском понимании социальных рисках;

3. реализуется понимание экзистенциальных рисков как возможности недостижения, либо утраты личностью собственной самотождественности и неповторимости на фоне возможностей, предоставляемых современным обществом по самореализации личности;

4. предложено авторское понимание специфики социальных рисков как возможности взаимного непонимания интенций персоны со стороны общества и требований общества со стороны личности и, как следствие, — возможных трудностей в процессе адаптации личности к актуальной социальной реальности;

5. определена авторская трактовка соотношения экзистенциальных и социальных рисков, а также его места в решении проблемы личностной идентичности и идентификации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идентичность личности — самотождественность, актуализируемая в пространственно-временном континууме. Основными характеристиками личности являются способность к творчеству и свобода как принципы существования личности, находящиеся в неразрывном единстве. Подлинность личностной идентичности заключается в самостоятельном, независимом творении персоной собственной самости, в то время как неподлинная идентичность персоны представляет собой, с авторской точки зрения, навязанную самотождественность. Личностная идентичность предполагает наличие в структуре личностной бытийственности индивидуального и коллективного уровня — жизненного пространства и жизненного мира. Жизненное пространство личности понимается как способ личностного существования и актуализации системы ценностных установок личности в рамках пространственно-временной схемы. Жизненный мир личности понимается автором как мир социальных связей, возникающий в результате взаимодействия множества социальных субъектов. Личностная идентификация представляет собой единство стремления личности к самотождественности и адаптации персоны к актуальным социальным реалиям — жизненному миру.

2. Риск в контексте проблемы личностной идентичности и идентификации обосновывается как индивидуальное переживание возможности наступления неблагоприятных последствий. В таком смысле личностная идентичность понимается автором как рискованное состояние, а личностная идентификациякак рискованный процесс. С одной стороны существует возможность недостижения, либо утраты персоной самотождественности, возникают экзистенциальные риски. С другой стороны особенности личностной идентификации заключаются в возможности непризнания персоны в качестве равной другим, взаимного непонимания социума и индивида, несоответствия социальных статусов и ролей личности ее внутренним интенциям. Так возникают социальные риски.

3. Современное общество рассматривается как общество широких возможностей для самоконструирования. Личностная идентичность в пространстве современного социума реализуется как постоянное творение субъектом собственного уникального жизненного пространства на основании знания о себе, собственных интенций. Такое знание позволяет, с одной стороны, максимально полно реализовать процесс личностной идентификации, а с другой — минимизировать возможность недостижения личностной идентичности как результата этого процесса. Риск личностной идентичности в рамках современного общества трактуется как возможность утраты либо недостижения личностью собственной уникальности в пространстве современного массового общества.

4. Социальный риск личностной идентификации, с точки зрения автора, представляет собой возможность взаимного непонимания социума и персоны и, как следствие, невозможность полноценной адаптации персоны к актуальной социальной реальности. Проблема социального риска личностной идентификации в социально-философском ракурсе автором рассматривается в рамках онтолого-гносеологического, аксиологического и этического аспектов. Первый приводит к вопросу о познании и признании Другого в качестве равного себе. Полноценная реализация этих процессов позволяет каждому социальному субъекту, личности, полноценно реализовать себя не только в системе жизненного пространства, но и в рамках социальных связей и отношений. Аксиологический аспект социального риска личностной идентификации понимается автором как проблема столкновения систем ценностных интенций индивидов и, как следствие, — возможность столкновение интересов социальных субъектов. Этический аспект проблемы социального риска личностной идентификации связан с выработкой ценностно-этического опыта как гаранта корректного социального поведения множества субъектов социальной интеракции. Его отсутствие ведет к риску нарушения морально-этической интеракции социального взаимодействия.

5. Соотношение экзистенциальных и социальных рисков, с авторской точки зрения, обратно пропорционально соотношению личностной идентичности и идентификации. Личностная идентификация, с одной стороны, представляет собой стремление к достижению самотождественности, соответственно, экзистенциальный риск идентификации личности автором понимается в качестве основания социального риска личностной идентификации. С другой стороны, личностная идентификация понимается автором в качестве адаптации к актуальной социальной среде, соответственно, социальный и экзистенциальный риски личностной идентификации понимаются автором как сосуществующие характеристики социального бытия персоны.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в глубоком и систематизированном понимании смысла личностного бытия, способности личности к освоению риска, а также личностной идентичности и идентификации в системе современного общества.

Материалы и результаты диссертации расширяют и углубляют философский научно-категориальный аппарат. Содержание и выводы исследования могут найти применение в общетеоретических и специальных курсах философии, в частности, по проблемам социальной философии. Возможно использование основных идей диссертационного исследования в курсах по социальной рискологии, философии культуры, а также в спецкурсе «Концепции и парадигмы социальной философии». Основные идеи диссертации могут быть использованы при составлении учебных и учебно-методических пособий по философии и культурологии.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования, а также выводы, содержащиеся в диссертации, были представлены в научных конференциях — V Всероссийские Аскинские чтения «Жизненный мир философа в эпоху глобализации» (Саратов, 2009), межрегиональная научно-практическая конференция «Общество знания в XXI веке» (Саратов, 2009), Международная научно-практическая конференция «Инновационное общество. Новая историческая эпоха цивилизационного развития» (Саратов, 2010), Всероссийская научная конференция «VI Садыковские чтения» (Уфа, 2010), всероссийская научная конференция «Мир человека: нормативное измерение — 2» (Саратов, 2010), научно-практическая конференция «Научно-образовательное пространство университета в XXI веке» (Саратов, 2011), всероссийская научная конференция «Человек и общество в условиях инновационного развития» (Саратов, 2010), международная научная конференция «Стратегии социализации молодежи в глобальном мире» (Саратов,.

2010), научно-практическая конференция «Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски» (Саратов, 2011), конференция «Философия науки в информационном обществе» (Саратов, 2010), всероссийская научно-практическая конференция «Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски» (Саратов, 2011), VI Всероссийские Аскинские чтения (Саратов, 2011), всероссийская научная конференция «Россия в глобальном мире: онтологические основания и проблемы идентичности» (Саратов, 2011).

Структура работы обусловлена основными целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов) и заключения.

Заключение

.

Идентичность личности — самотождественность персоны. Она представляет собой интеграцию персоны в систему социальных связей и отношений. Иначе говоря, личностная идентичность представляет собой достижение субъектом социальных статусов и ролей, соответствующих его интенциям. Идентичность предполагает наличие образца, с которым личность соотносит себя. С точки зрения автора она представляет собой ценностную структуру, актуализированную в пространственно-временном континууме. Основными ее характеристиками автором признаются способность к творчеству и свобода как принципы существования личности. Творчество как принцип личностного существования предполагает переосмысление и переработку оснований человеческого существования и создание собственного, неповторимого мира. Свобода как преодоление себя, поиск себя становится принципом формирования самости личности. Происходит свободное творение себя, собственной идентичности. Свободное формирование личностью собственного пространственно-временного континуума содержит в себе возможность негативного результата, утраты собственного Я. Это значит, что в свободном акте творения себя содержится риск как состояние неопределенности и возможности негативных последствий. Личностная идентификация, с точки зрения автора, представляет собой стремление, с одной стороны, достигнуть тождество самому себе, а с другой — адаптироваться к принципам и нормам современной, в значительной степени изменчивой социальной реальности.

Личностная идентичность в феноменологическом прочтении представляет собой реализацию субъектом собственного ценностного мира в виде системы кинестез, протенций и ретенций. С помощью данного категориального ряда можно наиболее эффективно и полноценно описать способность и возможность личности к самореализации и самопрезентации. Автором была проведена демаркация личностного жизненного пространства и жизненного мира как социальности. Первый представляет собой пространство самореализации личности, формирование области, полноценно выражающей ее внутреннее самоощущение и самосознание, в то время как последний под собой подразумевает систему социальных связей и отношений человека, формируя, тем самым, общество. Процесс поиска собственного жизненного пространства представляет собой форму адаптации к современной социальной реальности, процесс личностной идентификации.

Следует развести понятия «опасность» и «риск». Под опасностью понимается набор факторов, который заключен в сложившейся ситуации и который способен привести к нежелательным последствиям. Рискиндивидуальное переживание возможности наступления неблагоприятных последствий. Он представляет собой возможную опасность, возможность наступления обстоятельства, так или иначе причиняющего ущерб, возможный убыток или неудачу в каком-либо деле. Риск содержится в способности принимать принципиально важные решения. Риск — это показатель открытости человека, его способности к самоконструированию. Он становится фундаментальной характеристикой личности.

Личностная идентичность представляет собой рискованный процесс, поскольку, будучи стремлением к самотождественности, в системе современного социума может быть не достигнуто. Риск недостижения личностной идентичности мы называем экзистенциальным. Вместе с этим, требование жизненного мира (социума) в социализации способно привести к трудностям в адаптации субъекта к действующим социальным реалиям. В этом, как нам представляется, выражается социальный риск как несоответствие внутреннего самоощущения внешнему проявлению личности, а также возможность ее непринятия обществом.

Современное общество характеризуется с одной стороны огромными возможностями самореализации личности, а с другой — возможностью стирания индивидуальных особенностей и связей личности со своими корнями, социокультурной средой существования. Формируется так называемый экзистенциальный риск. В этом отношении методы самопознания становятся также и методами самореализации личности в социуме. Правильная их реализация позволяет достигнуть полноценного понимания себя, своего места в современном компьютеризированном обществе и, как следствие, достигнуть успеха в стремлении к самотождественности.

Проведенный нами анализ методов самопознания показал, что в современном обществе наиболее эффективными представляются деконструктивный и исповедальный методы. Первый включает в себя элемент как рационального постижения себя, которое позволяет выделить основные элементы себя самого как некоторой системы. Выделение этой системы означает выделение схематичной структуры индивидуальной человеческой сущностивыстраивание самости личности. Здесь происходит определение и схематичное описание элементов системы. В этом смысле рациональность можно трактовать как деструктивный элемент самопознания, выделяющий и разделяющий самость на составные части. Интуитивное же постижение себя представляет собой конструктивный путь самопостижения, поскольку он позволяет познавать собственную самость как определенный гештальт. Интуитивное схватывание выявляет связи между выделенными разумом элементами. Правильное использование обозначенных методов способствует достижению личностью самотождественности и, как следствие возможность наступления негативных последствий экзистенциального риска сводится к минимуму.

Личностная идентификация понимается нами как стремление персоны к адаптации в новой для него социальной реальности. Средством ее можно считать умение интерпретировать культурные и социальные коды, представленные произведениями культуры как отчужденными сущностями конкретных социальных субъектов. На основании их толкования возникает диалог персон, укоренных в определенной культурной системе. Возможность некорректного толкования представленных культурных кодов может привести к непониманию сущности персоны и, как следствие, к невозможности адаптироваться к актуальной социальной реальности. Так возникает социальный риск личностной идентификации. Проблема социального риска личностной идентификации в социально-философском ракурсе автором связывается с проблемой соотношения Я и Другого. В рамках такого подхода выделяются три аспекта — онтолого-гносеологический, аксиологический и этический.

Рассмотрение первого аспекта проблемы социального риска личностной идентификации приводит к вопросу о познании и признании Другого в качестве равного себе. Такое познание и признание возможно только при взаимном диалоге социальных субъектов, что позволяет каждой личности полноценно реализовать себя не только в системе жизненного пространства, но и в рамках социальных связей и отношений. Признание Другого в качестве равного себе и выстраивание с ним социальных отношений возможно на основании диалога с ним, а также умения толковать социальные и культурные коды, что позволяет придти к минимизации социального риска личностной идентификации.

Аксиологический аспект проблемы социального риска личностной идентификации понимается автором как проблема вхождения персоны в систему генеративных связей — социо-культурный пласт общечеловеческого существования. Результатом становится взаимопонимание социального субъекта и общества как системы и выстраивание в соответствии с ним личностной идентификации.

Этический аспект проблемы социального риска личностной идентификации связан с выработкой ценностно-этического опыта как гаранта корректного социального поведения множества субъектов социальной интеракции. Его отсутствие ведет к риску нарушения морально-этической интеракции социального взаимодействия.

В дальнейшем исследование проблемы личностной идентичности и идентификации может привести к решению вопросов, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными конфликтами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. — С. 146−157.
  2. М. Мид и многоголосие универсалий // Вопросы философии, 1995. № 5.-С. 143−155.
  3. А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. -M.: ACT, 2006. 440 с.
  4. H.A. Риск как ведущая стратегия жизнедеятельности человека и общества // Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития. Москва Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. -С. 78−83.
  5. М. Поведении рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS, 1994. № 5. С. 217 241.
  6. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. -188 с.
  7. Д.А. Ментальная топология города: пролегомены постструктуралистского подхода // Жизнь: бытийственный, ценностный и аксиологический аспекты: Сборник статей молодых ученых. Саратов, 2008.-С. 3−8.
  8. Ю.Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии
  9. Вопросы психологии. 1996. № 1. С. — 131 -143. 11. Афанасьев И. А. Философские основания теории социальных рисков / под ред. А. Н. Николаева. Саратовский государственный социально-экономический университет. — Саратов, 2006. 124 с.
  10. Дж. Попугай Флобера. М.: ACT, Ермак, 2003.
  11. Барт Р. S/Z. М.: Академический проект, 2009. 373 с.
  12. В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов: изд-во Сарат. ун-та. 2001. 188 с.
  13. Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии, 1995. № 3. С. 103−129.
  14. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.
  15. Бауман 3. Мыслить социологически. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 255 с.
  16. Бауман 3. Рассказанные истории и прожитые жизни // Социологические исследования, 2004. № 1. С. 5−14.
  17. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
  18. Ю. Пространственная идентичность в эпоху глобализации // Топос. 2006. № 1.- С. 169−174.
  19. Бек У. Общество риска. На, пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
  20. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis, 1994. № 5 -С. 161−168.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
  22. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  23. А. Два источника морали и религии. М.: КДУ, 2010. 288 с.
  24. А. Материя и память // Бергсон А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992.
  25. А. Творческая эволюция // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. -М., 1999.
  26. H.A. Самопознание. -М.: Издательство «Книга», 1991. С. 7−333.
  27. Н. Смысл творчества. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 414 с.
  28. Г. Современное общество как общество риска//Вопросы философии, 2007. № 1. С. 26−46.
  29. B.C. От наукоучения к логике культуры: два филос. Введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1990. 413 с.
  30. С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
  31. С. де. Прелестные картинки: Роман. СПб.: Издательская группа «Азбука классики», 2009. — 224 с.
  32. E.H. Время как форма бытия культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 1, том 12. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2012. — С. 3−6.
  33. М. Человек позади собственного глаза // Топос, 2000. № 3. С. 111−127.
  34. Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля//Логос 1991—2005. Избранное: в 2 т. Т. 2. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 151−176.
  35. Е.Е. Готовность к риску в соотнесении с характеристиками осознанной саморегуляции и субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2011, выпуск 4. С. 59−63.
  36. М. Два образа веры. М.: Респуюлика, 1995. С. 16−95.
  37. С.Р. Этика Эммануила Левинаса // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2008. № 1.-С. 102−119.
  38. Т.С. Между глобализацией и масскультурой // Философские науки. 2009. № 10.-С. 11−31.
  39. М.В. Игра в индивидуализированном обществе // Общественныенауки и современность, 2009. № 2. С. 170−176.
  40. В.Н. Жизненный мир B.C. Соловьева: концепция всеединства и проблема идентификации // Жизненный мир философа «серебряного века» / Под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — С. — 4−7.
  41. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Том IV. M.: Изд. Социально-эконом. л-ры, 1959. 440 с.
  42. Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis, 1994. № 5. С. 107−134.
  43. Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 120 с.
  44. A.B., Кулешева C.B., Толмачева М. С. Декоративная косметика и социальное поведение // Культура, наука, человек в постсовременном обществе: Сборник статей молодых ученых. Саратов: Наука, 2009. — С. -286−290.
  45. A.B. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. 316 с.
  46. Ю.Ю. Свободное развитие человека как уникальный процесс // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2008, № 1. С. 92−101.
  47. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. M., 1999. 336 с.
  48. Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010. 229 с.
  49. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб.: «Владимир Даль», 2004. 400 с.
  50. Э. Философия как строгая наука // Логос. Кн. 1. М., 1911.
  51. В. Собор Парижской Богоматери: роман./В.Гюго- пер. с фр. Н. Коган. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. 150 с.
  52. Ю.Н. Память и культура// Социологические исследования, 1987. № 6.
  53. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  54. Р. Сочинения в 2 т. Т. 1.—М.: Мысль, 1989. — С.250−296.
  55. . Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007. 495 с.
  56. . Письмо к японскому другу // Вопросы философии, 1992, № 4. -С. 53−57.
  57. . Различие // Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: СПб «Алетейя», 1999.-С. 168−204.
  58. P.A. Производство субъективности // Логос, 2008. № 2. С. 21−64.
  59. В. Описательная психология. СПб., «Алетейя», 1996. — 160 с.
  60. А. Прагматика и деконструкция // Топос, 2009. № 1 С. 114−119.
  61. Д.И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии, 2008. № 1. С. 19−28.
  62. Э. Критика Бергсоном релятивистской метафизики: ее наследие и актуальности // Логос, 2009. № 3. С. 163−173.
  63. A.A. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. 63 с.бб.Зинченко Г. А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. 207 с.
  64. В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социс, 1999, № 4. С. 3−9.68.3юскинд П. Контрабас: Пьеса, повесть, рассказы. СПб.: Издательский Дом «Азбука классики», 2008. 224 с.
  65. Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991.
  66. И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.
  67. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли (в 5 т.). Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. -М., 1961. 684 с.
  68. В. Заметки об интенциональности // Логос, 2007. № 6. С. 98 127.
  69. А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — С. 119−356.
  70. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990.-С. 23−93.
  71. И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3.- M.: «Мысль», 1964. 800 с.
  72. Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-С. 3−30
  73. Ф. Замок. Превращение. СПб.: Азбука классики, 2006. 410 с.
  74. Ф. Процесс. СПб.: Азбука классики, 2003. 315 с.
  75. Т. Феноменология пространства и времени // Вопросы философии, 2005. № 12. С. 129−136.
  76. Ф.Х. Сократ. М: Мысль, 1988. 220 с.
  77. К. Над кукушкиным гнездом: роман / Кен Кизи. М.: Эксмо, 2009. 416 с.
  78. П.С. Свобода и эволюция // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 3−15.
  79. М.А. Социальные представления о риске // Известия саратовского университета. 2011. Т. П. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2.-С. 58−62.
  80. С.М. Эссенция и экзистенция любви: «дух» и «запах» («Sophia» Вл. Соловьева и «Парфюмер» П. Зюскинда) // Человек. 2002. № 4. С. 2029.
  81. JI.A. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 31−43.
  82. Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии, 2011. № 1.-С. 37−48.
  83. Д.П. Становление индивидуальной и коллективной идентичности в мифопоэтическом обществе: особенности обретения социального статуса // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2009. № 4. -С. 36−51.
  84. С.А. Исследование рисков в западной социологии // Социс, 2008, № 9.-С. 12−19.
  85. И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. -М., 1991.
  86. М.В. Этика социального риска // Философия науки. Вып. 11 Этос науки на рубеже веков. М. ИФ РАН, 2005. С. 168 — 181.
  87. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: «Сенсор», 2000. 368 с.
  88. Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм Другого человека. СПб.: Высшая Религиозно-Философская Школа, 1999-С. 21−119.
  89. Э. Гуманизм Другого человека // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм Другого человека. СПб.: Высшая Религиозно-Философская Школа, 1999 г. С. 120 — 244.
  90. Г. В. Монадология // Сочинения в 4 т. Т 1. М.: Мысль, 1982. — С. -413−429.
  91. Лем С. Солярис. М.: ACT, 2010. 252 с.
  92. Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки, 2009. № 10. С. 5−10.
  93. Х.А. Общество комфорта и философия риска // http://www.livraga.ru/statii/obshestvo komforta.htm. (дата обращения 17. 04.2011)
  94. Лиотар. Ж.-Ф. Феноменология. СПб.: Алетейя, 2001. 160 с.
  95. Е.В., Тельнова Н.А Временные модусы социальной идентичности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2011, выпуск 4. С. 17−20.
  96. Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии, 1998. № 2. С. 54−64.
  97. А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. 270 с.
  98. Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное. М.: Издательство «Правда», 1991. — С. 13−334.
  99. Н.О. Учение о перевоплощении- Интуитивизм. М.: «Издательская группа «Прогресс», VIA, 1992. 208 с.
  100. Н. Понятие риска // Thesis, 1994. № 5 С. 13 5−160.
  101. Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4.-С. 94−107.
  102. М. Картезианские размышления. М.: Издательская группа «Прогресс" — «Культура», 1993. 352 с.
  103. .В. Герменевтика и деконструкция // Хора, 2007. № 1−2. С. 34−47.
  104. Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.
  105. Ю.Б. Сущее личности и личностность единосущего. К вопросу о спорности персонализма у Л. П. Карсавин и H.A. Бердяева. // Вопросы философии, 2008. № 8. С. 145−157.
  106. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 606 с.
  107. Мид Д. Аз и Я. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 227−237.
  108. Мид. Д. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 222−225.
  109. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: «Наука», 1988.-429 с.
  110. .И. Философский постмодернизм: Научно-методическоепособие. Саратов, 2006. 106 с.
  111. A.B. Значение культурной среды в отношении проблем риска и безопасности в современном социуме // Жизнь: бытийственный, ценностный и аксиологический аспекты: Сборник статей молодых ученых. Саратов, 2008. — С. 38−41.
  112. В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. -М.: Высш. шк., 1998. 144 с.
  113. A.M. Этнос и этническая идентичность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008. № 1. С. 72−91.
  114. Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии, 2007. № 7. С. 107
  115. Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля (окончание) // Вопросы философии, 2007. № 9.-С. 134−144.
  116. Н.С. Идеал проблема выбора, или воля к разуму // Вопросы философии. 1995. № 9. — С. 43−53.
  117. А.Н. К вопросу о герменевтике понимания «целостности»: «презумпция совершенства» Г.-Г. Гадамера // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2008. № 6. — С. 60−67.
  118. Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS, 1994. № 5. С. 12−28.
  119. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, Москва, 1999. 255 с.
  120. С.А. Игра как способ представлений реальности публичных коммуникаций // Вопросы философии, 2008. № 6. С. 29−42.
  121. С.М., Феофанов К. А. Социологическая теория риска в поисках предмета // Социс, 1992, № 10. С. 120−127.
  122. А.Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива» // Вопросы философии, 1999. № 12. С. 22−31.
  123. Е.А. В поисках утраченного единства сознания: исчезло ли Я // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2009. № 5. С. — 31−44.
  124. Ф. Так говорил Заратустра // Так говорил Заратустра. М.: Эскмо- СПб.: Мидгард, 2005. — С. 411−630.
  125. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М.: Мысль, 2010. 634 с.
  126. А. Серная кислота- Дневник Ласточки: Романы. М.: Иностранка, 2008. — С. 5- 168.
  127. Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты / Под ред. д.ф.н., проф. В. Б. Устьянцева. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2006. 289 с.
  128. Общество риска: стратегии управления и альтернативные стили мышления / Под ред. В. Б. Устьянцева, М. О. Орлова. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. 240 с.
  129. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М., 1986. — С. -205, 604.
  130. Дж. «1984» и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. 384 с.
  131. А.И. Феноменологическая парадигма социального порядка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2011, выпуск 4. С. 31−35.
  132. М.А. Проблема внутреннего опыта в философии русского метафизического персонализма // Вопросы философии, 2009. № 8. С. 101 112.
  133. В.И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? // Философские науки, 2009. № 10. С 32−44.
  134. В.И. Принцип самопонимания в конституировании личностного бытия в условиях мультикультурности и транскультурности // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010. № 3. С. 16−21.
  135. Е. Бергсон и Тойнби, или «О материи» исторического знания // Логос, 2009. № 3. С. 155−161.
  136. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-С. 44−128.
  137. С.Б. Этическое измерение человеческого существования: прагматический путь Мида за пределами абсолютизма и релятивизма // Вопросы философии, 1995. № 5. С. 137 — 142.
  138. В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Вопросы философии, 2009. № 7. -С. 91−106.
  139. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. M.: ТЕРРА — Книжный клуб- КАНОН-пресс-Ц, 2000. — С. 195−322.
  140. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм// Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. — С. 319−344.
  141. А.Э. Генезис трансцендентальной монадологии в работах «позднего» Гуссерля // Вопросы философии, 2009. № 8. С. 113−124.
  142. А.Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии, 2008. № 5. С. 127−139.
  143. А.Э. Способ периодизации исторического процесса у Гуссерля //Вопросы философии, 2008. № 1. С. 141−151.
  144. Ю.В., Танасова A.C. Концептуальная интерпретация ситуации выбора // ОНС, 2004. № 2. С. 16−23.
  145. Е.С., Филимонова О. Ф. Человек в жизненномпространстве: поиск смысла // Жизненное пространство человека и общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. — С. 28−35.
  146. Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). М.: ИФРАН, 1997. — 222 с.
  147. Д.М. Телесность как субстанция социального // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 1, том 12. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2012. — С. 31−34.
  148. Вл. Смысл любви. Киев: Лыбидь — АСКИ, 1991. 64 с.
  149. B.C. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Издательская группа «Азбука классики», 2010.-384 с.
  150. Е.А. Новая реальность «психоза» // Топос, 2000. № 3. с. 128−131.
  151. Социальная память российской цивилизации. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001. 93 с.
  152. А. де Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1997. 252 с.
  153. Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство АТС», 2004. 669 с.
  154. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 795 с.
  155. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
  156. Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии, 2008. № 6. -С. 95−105.
  157. Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии, 2010. № 2. С. 13−22.
  158. В.Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.-С. 5−16.
  159. В.Б. Ценностное бытие человека. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2006. 52 с.
  160. В.Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 181 с.
  161. Е.В. Идентичность в сетевых коммуникациях // Философские науки, 2009. № 10. -С. 59−71.
  162. Д.С. Личностное бытие: институциональный анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 1, том 12. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2012. — С. 35−38.
  163. П.А. Имена. М.:АСТ- Харьков: Фолио, 2006. 332 с.
  164. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992. 269 с.
  165. М. Археология знаний. Киев: Ника-Центр, 1998. 208 с.
  166. М. История сексуальности-III: Забота о себе. М.: «Дух и литера», «Грунт», «Рефл-бук», Киев — М, 1998. 282 с.
  167. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 454 с.
  168. М. О начале герменевтики себя // Логос, 2008. № 2. С. 65−95.
  169. М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 307 с.
  170. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.390 с.
  171. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.-С.-35−40.
  172. М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006. 452 с.
  173. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.:
  174. Республика, 1993. С. 16−27, 316−326.
  175. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
  176. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 1024 с.
  177. JI.C. Вненаходимость в диалогике: самодетерминация мысли и детерминации внемысленные // Владимир Соломонович Библер. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 10- 128.
  178. В.Ф. Эпистемология и онтология экзистенциального риска (натурфилософское эссе) // Социальная экономика, 2009. № 2. С. 121 -131.
  179. Н.С. Социальная память открытого общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 1, том 12. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2012. — С. 45−48.
  180. Шел ер М. Ordo amoris // Шелер M. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.-С. 339−377.
  181. Ю.В. Самоидентизванство: интернет-форматы // Философские науки, 2009. № 10. С. 45−58.
  182. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / Освальд Шпенглер. М.: Эскмо, 2006. 800 с.
  183. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988. № 2.-С. 129−137.
  184. Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1, 2. М.-СПб.: Университетская книга, 2001.-331 с. (Т. 1), 381 с. (Т. 2).
  185. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  186. А.В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии, 2009. № 8. -С. 125−134.
  187. О.Н. Социология риска. M.: LVS, 2003. 192 с.
  188. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции. // ОНС, 2004. № 2.С. 5−15.
  189. К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. — С. 288−419.
  190. К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — С. 28−287.
  191. К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — С. 420−508.
  192. Bentouhami H. La desobeissance civile comme objet theorique dispute: au croisement de la sociologie et de la philosophie // Klesis, 2006. № 6.1. P. 79 104.
  193. Ducros P. L’ethique de la phenomenology // Klesis, 2008. ч№ 7. P. 842.
  194. Forthomme B. LA passivete comme grain de folie ou l’epreuve majeure d’Emmanuel Levinas // Klesis, 2008. № 7. P. 90−104.
  195. Husserl Edmund. De la synthese passive. P, 1993.
  196. Levy-Bruhl L. La mentalite primitive. P., 1922.
  197. McLuhan M., Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century. New York, 2004.
  198. McRae H. The World in 2020. Power, Culture and Prosperity: A Vision of the Future. L., 1995.
Заполнить форму текущей работой