Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Античная философия. 
История мировой философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историческая теория представлена легендой о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Время железных людей — это эпоха страданий и всевозможных бедствий. Здесь просматривается прямая аналогия с индийским историческим циклом МахаЮга, включающим четыре эпохи развития общества. Первая, или высшая, эпоха — Золотой век (Сатья Юга). Последняя, или низшая, эпоха… Читать ещё >

Античная философия. История мировой философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истоки античной философии

В широком смысле понятие «античный» означает «древний». Вместе с тем, как правило, оно используется во втором значении, связанном с культурой Древней Греции и Древнего Рима. Таким образом, античная философия — это философия Древней Греции и Древнего Рима.

Древнегреческие города-государства (полисы) появляются в пространстве средиземноморского культурного ареала. Он возникает значительно позже, нежели древние цивилизации Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, но его влияние на развитие западной культурной традиции оказалось наиболее интенсивным и существенным. В ранней древнегреческой истории выделяют несколько эпох, или культур: неолит (более четырех тысяч лет назад); критская культура (первая половина II тыс. до н.э.); микенская культура (вторая половина II тыс. до н.э.) и гомеровская культура (начало I тыс. до н.э.). Позже начинаются эпохи культурного расцвета и упадка греческих полисов (вторая половина I тыс. до н.э. — первая половина I тыс. н.э.).

Наибольшее развитие греческая мифология и протофилософия получают в Гомеровский период. Тому способствовали как внутренние причины (изобретение алфавитного письма, освоение новых земель и др.), так и внешние. К внешним причинам, прежде всего, относится мощное культурное влияние Востока. Греки никогда не скрывали почтительного отношения к восточным цивилизациям. Некоторые историки философии высказывают предположение, что Пифагор и Платон высоко оценивали достижения индийских браминов и египетских жрецов. Известный античный историк философской мысли Диоген Лаэртский допускал, что философия впервые появилась не у греков, а именно у варваров — индийцев, персов, вавилонян, ассирийцев и других народов.

Античная протофилософия в определенном смысле является конгломератом из гомеровских эпосов, мифологии Гесиода и Ферекида, религии орфиков — последователей полулегендарного Орфея, протонауки ранних «физиков», произведений «семи мудрецов» и лирических поэтов.

В известных литературных эиосах Гомера («Илиада» и «Одиссея») поднимается ряд проблем, имеющих философское значение. Однако решаются они пока на чисто мифологическом уровне. К ним относятся, в частности, проблема начала мироздания, вопросы антропологии (состав человека и его души), проблемы судьбы и посмертной жизни. Появляются первые попытки обезличенного понимания богов (бог Оксан; судьба как некая незримая сила, которая властвует над людьми и богами).

Поэмы другого известного античного автора Гесиода («Труды и дни», «Теогония») возникают несколько позже гомеровских. Поэтому в них отражаются социальные проблемы, нехарактерные для времен Гомера: распад общины и расслоение общества на бедных и богатых. В поэме «Труды и дни» впервые начинают обосновываться этические идеалы, что для гомеровских героев было еще несвойственно.

Историческая теория представлена легендой о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Время железных людей — это эпоха страданий и всевозможных бедствий. Здесь просматривается прямая аналогия с индийским историческим циклом МахаЮга, включающим четыре эпохи развития общества. Первая, или высшая, эпоха — Золотой век (Сатья Юга). Последняя, или низшая, эпоха — Железный, или Черный, век (Кали Юга).

Центральный вопрос «Теогонии» — возникновение и развитие мироздания, что представлено в виде развернутой генеалогии различных богов. Главная мировоззренческая проблема в мифологических произведениях Гомера и Гесиода — сложные взаимоотношения богов и людей.

Сохранившиеся до наших дней фрагменты мифологии Ферекида («Гептамихос», или «Смешение богов») посвящены проблеме первоначала мироздания, космои теогенезису. У него просматривается уже не столь антропоморфное понимание богов, как у его предшественников, а вечные первоначала бытия — Зас (Зевс), Хронос (Кронос) и Хгония (Гея) приобретают черты естественных явлений природы — огня-эфира, времени и земли.

Орфическое религиозное учение во многом противостояло политеизму олимпийской религии и некоторым распространенным мистериям. Орфизм можно считать одним из самых глубоких протофилософских учений Древней Греции. В нем прослеживается возможное влияние к тому времени уже высокоразвитой индийской культуры на молодую греческую цивилизацию. Не случайно орфики, подобно последователям индийского брахманизма и ведической философии, ставили посмертную жизнь выше земной, тело считали темницей души и верили в ее постоянное перерождение из одного тела в другое (доктрина метемпсихоза[1]).

Высшей целью жизни человека считалось освобождение души от непрерывных перевоплощений и достижение «Острова блаженных». В орфизме заметно усиливается демифологизация мировосприятия. В понимании бога (Зевса) возникает ранняя форма пантеизма: божественное начало пронизывает и охватывает весь существующий мир.

Важным элементом ранней греческой протофилософии стали зарождающиеся научные знания. Первые греческие философы — это фактически философствующие натуралисты, исследователи загадочного и непознан;

ного физиса (природы): Фалес Милетский, Пифагор и его последователи, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др. Наибольшее внимание они уделяли математике, астрономии и физике. В Пифагорейской школе кроме отмеченных дисциплин развивались теория музыки, акустика, ботаника, анатомия и медицина.

Существенное влияние на становление античной философии в VII— VI вв. до н.э. оказала деятельность так называемых семи мудрецов. Непосредственный состав этой группы в исторических источниках указывается противоречиво. Только в отношении четырех из семи наблюдается полное согласие: Фалес, Солон, Биант, Питтак. С философскими афоризмами житейской мудрости «семи мудрецов» была связана и лирическая (в том числе философски-назидательная) поэзия (Фокилид, Феогнид, Хилон, Клеобул, Каллип и др.).

  • [1] Метемпсихоз (греч., букв, «переодушевлеиие») — греческий термин для обозначенияперерождения или возрождения души; буквально — переодушевлеиие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой