Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтология целеполагания как проблема концептуализации образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Онтологическое: содержание телеологической традиции раскрыто как необходимое условие концептуализации образования. Эта проблема раскрывается через тождество целщ блага, знания' и красоты как основы единства бытия, что обусловило и единство педагогической цели. Целесообразно то, что прекрасно, что способствует единству бытия. И-, наоборот, прекрасно то, что разумно ицелесообразно. Возникновение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис проблемы целеполагания и концептуализация образования: человек и мир
    • 1. 1. Онтологические предпосылки зарождения целеполагания и концептуализации в архаическом мировоззрении
    • 1. 2. Телеологическая традиция как условие концептуализации образования
    • 1. 3. Онтологичность идеи целеполагания в философско-педагогических теориях
  • Глава 2. Методологический аспект проблемы целеполагания в процессе концептуализации образования
    • 2. 1. Концепт «целеполагание» как органон образования
    • 2. 2. Телеологические основания концепций автономии образования как сферы человеческого бытия

Онтология целеполагания как проблема концептуализации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой-социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной? жизнью, какими ценностными и, в частности,.целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой, деятельности и в связи с этим — философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования. Это обусловлено рядом* существенных факторовк которым относятся глубинные изменения в общественно-политическом и экономическом строе, тенденции глобализациии антиглобалистские устремления, вступление России в Болонский процесс и связанные с этим надежды и опасения, все более явно ощущаемый и осознаваемый кризис прежней модели образования) и неоднозначное отношение к попыткам ее реформирования. Всеэти" процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая, тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую' и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.'.

Общими тенденциями философииобразования в новом XXI веке являются, во-первых, осознание кризиса системы образования, философской мысли и педагогического мышления как выражения кризисной духовной ситуации нашего времени, во-вторых, — трудности в определении идеалов и целей образования, соответствующего новым требованиям научнотехнической цивилизации и формирующегося информационного общества, и, в-третьихпоиск новых философских концепций, могущих служить обоснованию системы образования и педагогической теории и практики.

В этой связи предметом особого внимания и осмысления должны стать исходные идеи построения традиционных и новых концепций образовательной' теории и практики. Необходим' философско-методологический системный и комплексный их анализ, учитывающий особенности сферы образования* как феномена культуры, связанной, в свою очередь, с такими основными' типамибытия, как природа, общество и человек. Именно поэтому требуетсяфилософский анализ самой категории «цель» в её онтологическом отношении к концептуализации образования.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью онтологического анализа проблемы целеполагания в связи с концептуализацией образования, а с другой, — отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме.

Степень теоретической разработанности проблемы: Отправным пунктом в проведении данного исследования послужили следующие источники.

• Во-первых, труды философов и педагогов— представителей классической и европейской и отечественной традиций, рассматривающих вопросы целеполагания в философии воспитания и образования (Г. В. Ф. Гегель, С. И. Гессен, И. Кант, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, П. Наторп, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Г. Спенсер). I.

• • Во-вторых, осмысление философской телеологической традиции, имеющей длительную историю. Основы телеологии как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности как альтернатива механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину как не только «необходимую» для объяснения, но и «самую лучшую"1.

В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: цель (телос) фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало развитию целевого когнитивного подхода к, действительности, характерного для европейской (и в целом, западной) философской и культурной традиции. Античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба" эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая, идеи, имманентной телеологии, вводит в философию понятие некой «предустановленной гармонии», в. контексте которой взаимодействие между монадами детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. С другойстороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается тенденция понимания телеологии как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как, онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть «особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения». Тем не менее,' данное понятие может играть роль «хорошего эвристического принципа». Таким образом, в немецкой трансцендентально.

1 См. критику Платоном в «Федоне» Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, «объяснит необходимую причину — сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще». критической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму. Телеологический принцип как основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации «мира природы» с его каузальными закономерностями и «мира свободы» (т.е. духовной культуры) с закономерностями телеологическими.

• В-третыос, методологическое осмысление работ отечественной, философии 70−90-х гг. XX в. — от критики телеологии в марксистской' философии* (М. Г. Макаров) до" понимания категории- «цель» как онтологического регулятива, как инструмента познания и человеческой деятельности (Н. И. Ропаков, О. Я. Стечкин, А. А. Чунаева, Д. И. Шепгуков, А. И. Яценко)2.

В. диссертации были тематизированы. также важные положения, развитые в трудах, посвященных осмыслению опыта классического воспитания, как европейских ученых, (F. Гомперц, X. Борхес, В. Йегер, А. И. Марру, М. Мид, П. Наторп, Ф. Паульсен), так и отечественных исследователей (Я. К. Грот, Ф. Ф. Зелинский, А. Ф. Лосев, П. Ф. Каптерев, Ю. А. Шичалин и др).

В основу методологии1 концептуализации образования в неклассической и постклассической традиции положены концепты Ф. Ницше «жизнь» и М. Хайдеггера «Dasein».

Методологическим основанием разработкипроблемы автономии субъекта образования явились труды Э. Агацци, С. И. Гессена, Д. Дьюи, И. Канта, П. Наторпа, С. В: Никитина, О’Нила, JI: И. Тетюева и др.

Макаров М. Г Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. — Л., 1977; Ропаков Н. И. Категория цели: проблемы исследования. — М, 1980; Стечкин О. Я. «Цель» как философская и этическая категория. — Тула, 1975; Чернов С. А. Телеология свободы // Кантовский сборник. — Калининград, 1993. -вып. 17- Чунаева А. А. Категория цели в современной науке и её методологическое значение. — Л., 1979; Шешуков Д. И. Цель как детерминирующий фактор в системе человеческой деятельности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — Саратов, 1983; Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев, 1977.

При разработке общей концепции диссертации методологическим ориентиром в определении социокультурного контекста образования служили работы В. П. Барышкова, В. Н. Гасилина, Б. В. Емельянова, Е. В. Листвиной, О. М. Ломако, Б. В. Маркова, С. Ф. Мартыновича, Б. И. Мокина, С. В. Никитина, С. П. Поздневой, Е. Г. Соколова, И. В. Стекловой, В. Б Устьянцева, Т. П. Фокиной, 3. В. Фоминой, В. А. Фриауфа.

Объект данного исследования — образование как сфера человеческого бытия.

Предмет исследования — онтологические основания целеполагания в процессе концептуализации образования.

Основная идея, выносимая на защиту.

Онтологическое единство целеполагания и концептуализации образования обусловлено единством концептов «цель», «целостность», «активность», «проективность», «осознанность (осмысленность)» и «автономия» человеческого бытия.

Основная цель и задачи исследования.

Целью исследования является онтологический анализ взаимосвязи проблемы целеполагания с концептуализацией образования в их мировоззренческом и методологическом аспектах.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. выявить онтологические предпосылки единства целеполагания и концептуализации в архаическом мировоззрении;

2. рассмотреть телеологическую традицию как условие концептуализации образования;

3. раскрыть онтологическое содержание идеи целеполагания в философско-педагогических теориях;

4. определить методологические перспективы концепта «целеполагание» в образовании;

5. проанализировать телеологическое основание концепций автономии образования как важнейшей сферы человеческого бытия.

Методологические и теоретические основы исследования обусловлены спецификой объекта исследования и решаемых исследовательских задач. Основой методологии является онтологический подход к исследованию воспитания и образования, что обусловлено изначальной онтологической направленностью философской европейской традиции на поиск первопричин и целей бытия. Именно поэтому становится необходимым, с одной стороны, мировоззренческий анализ онтологической проблемы целеполагания, с другой стороны, — осмысление образования как важнейшей сферы человеческого бытия.

Что касается исследования мировоззренческого аспекта категории цель", ее онтологического содержания, то оно, исходя из отношения человек и мир", предполагает единство структурно-генетического и логического методов, во-первых, для прояснения генетического истока 8 онтологической проблемы целеполагания, во-вторых, для определения исходной онтологической связи целеполагания с процессом концептуализации образования, в-третъих, для выявления методологической роли концепта «целеполагание» в образовании.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в единстве онтологического подхода, логического, и структурно-генетического методов к анализу целеполагания как проблемы концептуализации, образования, что до сих пор' не было предметом рассмотрения нив философии, ни. в-педагогике, — что определяет, не в последнюю очередь, новизну и результаты проделанного исследования, позволяя обнаружить новые возможности и перспективы концептуализации образования. Результаты, раскрывающие новизну проведенного исследования, заключаются в следующем:

1*. Выявлены онтологические предпосылки^ единства целеполагания и концептуализации через выявление целевой доминанты архаического мировоззрения: воспроизводство традиционного образа жизни как сопричастность целостности бытия в его полноте, как подготовка к деятельности и общению в конкретной и символической формах.

2. Раскрыто онтологическое содержание телеологической традиции как необходимого условия концептуализации образования. Проблема раскрывается через тождество цели, блага, знания и красоты как основы единства бытия, что обусловило и единство педагогической' цели — воспитание и образование гражданина. 1.

3. Определено онтологическое основание идеи целеполагания' в классических философско-педагогических теориях, цели которых, взаимоисключая друг друга, противоречат целостной природе человеческого бытия.

4. Определены методологические перспективы концепта «целеполагание» через экзистенциальное понимание образования, через выявление человеческого в человеке.

5. Проанализировано телеологическое основание концепций автономии образования как важнейшей сферы человеческого бытия для определения онтологической перспективы решения проблемы концептуализации современного образования.

Положениявыносимые на защиту.

1. Онтологические предпосылки возникновения целеполагания и концептуализации кроются в отношении «человек и мир» как необходимости сохраненияцелостности человека и рода, человека, и природы, что становится основной целью? архаического мировоззрения. Онтологическое воспроизводится! логическиТермины «цель» и «концепция» семантически взаимосвязаныи изначально предназначеныдля онтологической характеристики рождения/начала, и смерти/завершения человеческого бытия в конкретной и символической формах.

2. Возникновение телеологическойтрадиция в её. онтологическом понимании является’необходимым{'условием1 концептуализации образованияС появлениемальтернативных дискурсивных концепций образованиясофистов и Сократа, Платона и Аристотеля — появляется: и возможность выбора в образованииОднако общая цель, остаётсяединой для всех концепций — воспитание и? образование гражданина. Мировоззренческое основание античных концепций ¡-образования — тождество целиблага, знания и красоты — выражает активность, проективность, разумность, ицелостность человеческого бытия.

3. Онтологичность идеи целеполагания в классических философско-педагогических теориях заключается в существовании двух воззрений — на отношение «человек и мир», которым' соответствуют два воззрения на воспитание и образование, взаимоисключающие друг друга. Первое, по сути, механическоеформальное образование. Ребенокне субъект, он лишь материал. Вторая теорияпо сути утопическая, — органическое — природное — воспитание: природа и ребенок позитивны, они сами по себецель, а воспитание и образование негативны. Обе они односторонни и не соответствуют целостной природе человеческого бытия, что порождает противоречие между теорией и практикой, ребенком и взрослым, школой и жизнью.

4. Методологические перспективы концепта «целеполагание» показывают невозможность образования вне — мировоззрения, воспитания, наставничества. Телеология направлена против механицизма, формализма, бюрократизациии обезличивания образования, т. е. против его обесчеловечивания. В философии жизни Ф. Ницше и в фундаментальной онтологии М Хайдеггера цель обретает человеческое экзистенциальное содержание и соотносится с метафизикой дома и дороги. Дом понимается как мир в целом, дорога— как смыслообразующий центр, как бытийная мера живого человеческого пространства, как возвращение и конечная, позитивная цель.

5. Наряду с концептами «цель», «целостность», «активность», «осознанность» и «проективность» концепт «автономия» — является необходимым для концептуализации образования как сферы человеческого бытия. Парадоксальность образования как противоречие теории и практики, идеи и дела, формального и творческого преодолевается через рассмотрение образования в двух измерениях: во-первых — как часть наличного бытия, во-вторых, как часть культурно-исторического универсума. Образование — та часть человеческого бытия, которая «несет ответственность» за передачу опыта во всей полноте— через подготовку к жизни в рамках наличного бытия, и через трансляцию и усвоение всего культурно-исторического опыта.

Прошедшее — не погибло.

Оно стоит незабываемой вечностью иродиной А. Ф. Лосев.

Заключение

.

В соответствии с замыслом мы провели онтологический анализ взаимосвязи проблемы целеполагания с концептуализациейобразования в мировоззренческом и методологическом аспектах. Подводя итоги исследования, можно сформулировать следующие общие выводы.

1).Ыаучная новизна исследования состоит, прежде всего, в единстве: онтологического подхода, логического и структурно-генетического методов применительно к анализу целеполагания какпроблемы концептуализации образования, что" позволяет обнаружить новыевозможности и перспективы концептуализации образования.

2) Онтологические предпосылки единства целеполагания иконцептуализации: раскрываются в отношении «человек и мир» через выявление целевой доминанты. архаического^ мировоззрения: воспроизводство традиционного образа жизни: как сопричастность целостности бытия в его полноте — подготовка к деятельности и общениюИстоки возникновенияцелеполагания и концептуализации кроются в онтологической необходимости сохранения целостности человека и рода, человека и природы. Историческое воспроизводится логически: Термины-«цель» и «концепция» семантически взаимосвязаны и изначально? предназначены, для онтологической характеристики рождения/начала и см^ряш/завершения человеческой жизни вконкретнойи символической! формах. г.

3) — Онтологическое: содержание телеологической традиции раскрыто как необходимое условие концептуализации образования. Эта проблема раскрывается через тождество целщ блага, знания' и красоты как основы единства бытия, что обусловило и единство педагогической цели. Целесообразно то, что прекрасно, что способствует единству бытия. И-, наоборот, прекрасно то, что разумно ицелесообразно. Возникновение античной телеологической традиции становится необходимым условием концептуализации образования. С появлением альтернативных дискурсивных концепций образования в античности — софистов и Сократа, Платона и Аристотеля, появляется и возможность выбора в образовании. Однако общая цель остаётся единой для всех концепций— воспитание и образование гражданина.

4) Противоречивость образования как важнейшей сферы человеческого бытия раскрываетсячерез методологическое содержание проблемы целеполагания в классических философско-педагогических теориях, цели которых, взаимоисключают друг друга. В соответствии с европейской классической традицией складываются два воззрения на воспитание и образование: первое, по сути, механическое — формальное образование, ребенокне субъект, он лишь материалвторая теория, по* сути утопическая, — органическое воспитание: природа и ребенок позитивны, они сами по себе— цель, а воспитание и образование негативны. Обе они односторонни и не соответствуют целостной и творческой природе человека, что порождает противоречие между теорией и практикой, ребенком и взрослым, школой’и жизнью.

5) Методологические перспективы концепта «целеполагание» раскрываются через экзистенциальное понимание образования, через поиск человеческого в человеке в неоклассических философских концепциях Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Онтологическое рассмотрение проблемы целеполагания показывает невозможность образования вне воспитания, наставничества и мировоззрения. Телеология направлена против * механицизма, формализма, бюрократизации и обезличивания образования, т. е. против его обесчеловечивания. Цель оказывается связанной с ценностью, онтология целеполагания с онтологией морали. В философии жизни Ф. Ницше и в фундаментальной > онтологии М Хайдеггера цель обретает человеческое экзистенциальное содержание и соотносится с метафизикой дома и дороги.

6) Для определения онтологической перспективы решения проблемы концептуализации совыребменного образования проанализировано телеологическое основание концепций автономии образования как важнейшей сферы человеческого бытия. Парадоксальность образования как противоречие теории и практики, идеи и дела, формального и творческого преодолевается через рассмотрение образования в двух измерениях: во-первыхкак часть" наличного бытия, во-вторых, как часть культурно-исторического универсума. Образование— та часть человеческого бытия, которая «несет ответственность» за передачу опыта во всей полноте — через подготовку к жизни в рамках наличного бытия, и через трансляцию и усвоение всего культурно-исторического опыта. Концептуализация современного образования, стало быть, должна начинаться с постановки целей с учетом этих двух измерений бытия. I.

Сегодня в нашей стране сосуществуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций — с другой, в конечном счете, восходят к разному пониманию этих функций: человек — цель или средство, общество для него или он для общества, для государства? Даже временная уступка, теоретическая или-практическая, в пользу концепции человека как средства, а не цели общественного бытия, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический урок только что ушедшего XX века.

В дальнейшей разработке указанной проблематики особое значение, на наш взгляд, приобретает тщательное исследование философской методологии в перспективе соотношения целей и средств в процессе концептуализации образования. И, наконец, необходим интенсивный поиск способов применимости методологии единства онтологического генетического подходов в условиях рискогенной ситуации в бытовании современного образования и общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1988
  2. О.И., Листвина Е. В., Лысикова Н. П., Бакулич Н. Р. Культурно-образовательное пространство современного человека. Коллективная монография. Саратов: Саратовский источник, 2010.-167 с.
  3. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. 550 с.
  4. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.-830 с.
  5. Аристотель. Политика // Соч.: в 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. 830 с.
  6. В.Ф. История античной философии. — М.: Высш. шк., 1965−320с.
  7. A.B. Понятие «Природа» в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988.-208 с.
  8. A.B. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 304с.
  9. В.П. Природа и понятие ценности // Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С.22−31.
  10. Барышков В. П. Ценности и нормы как регулятивы повседневности
  11. Социокультурное пространство современной России: тенденции развития. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. С.23−28.
  12. О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. № 2
  13. Е.И. Методология исследования духовной сферы общества // Кооперативная идеология, философия и психология. Саратов, ПКИ. 2005.
  14. М. Перводистанция и отношение // Лабиринт. Л.- Свердловск, 1991. № 2.
  15. А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  16. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона: феноменологическая интерпретация «Филеба». — СПб.: Санкт-Петерб. филос. о-во, 2000. -255 с.
  17. Гасилин История античной философии
  18. Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч. Т. 5. — М.: Соцэкгиз, 1962.
  19. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  20. В.В., Митковец Е. А. Педагогическая философия Джона Дьюи. Монография. — СПб.: ИД «Петрополис», 2008. — 168 с.
  21. Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. Ярославль: «Норд», 2004. Т. 2. Кн. 1.-384 с.
  22. В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. М.: Терра, 1995.
  23. Донских О. А, Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГ, 1993: — 240 с.
  24. Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.-208с.
  25. Дж. Школа и общество: / Пер. с англ. Г. А. Лучинского. Под ред. И с предисл. С. Т. Шацкого. 2-е изд. — М.: 1923. — 164 с.
  26. Дж. Школа и ребенок. / Пер. с англ. Л. Азаревич. М.: 1922. — 61 с. I
  27. Дж. Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. И с предисл. Н. Д. Виноградова. -М.: 1922. 196 с.
  28. Дж. Введение в философию воспитания. / Пер. с англ. С предисл. С. Т. Шацкого. М.: 1921. — 62 с.
  29. Дж. Демократия и образование. / Пер. с англ. Ю. И. Турчаниной и Э. Н. Гусинского. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 382 с.
  30. Дж. Реконструкция в философии. / Пер. с англ. М. Занадворова и М. Шикова. М.: Логос, 2001. — 161 с.
  31. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  32. История педагогики и образования. От зарождения и воспитания в первобном обществе до конца XX века. Учебное пособие. / Под ред. А. И. Пискунова. П.: ТЦ Сфера, 2004. — 509 с.
  33. В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). — М., 1997.
  34. И. Критика практического разума. // Кант И. Соч. в 6 т. Т 4. Ч 1. М., 1965.-544 с
  35. И. Критика чистого разума. // Кант И. Соч. в 6 т. Т 3. М., 1965. -799 с.
  36. И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. в 6 т. Т.5. М., 1966. .-564 с.
  37. И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Соч. в 6 т. Т 4. Ч 2. М., 1965.-478 с.
  38. И. Об изначально злом в человеческой природе // Кант И. Соч. в 6 Т. Т4.Ч2. М., 1965. -478 с.
  39. И. О педагогике. М., 1907. 58 с.
  40. Ф. X. Сократ. М., 1976
  41. А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985
  42. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. I
  43. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. М., 1989.
  44. Я.А. Выход из схоластических лабиринтов на равнину. // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. II. М., 1939.
  45. Я. А. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».
  46. Я. А. Мир в чувственных картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1941.-352 с.
  47. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978
  48. А. Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпретации в отечественной педагогической теории и практике 20−30-х годов: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. — Саратов, 2000. — 27 с.
  49. В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособия для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
  50. А. А. Ян Амос Коменский. М.: Учпедгиз, 1953. 324 с.
  51. А. Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-655 с.
  52. А.Ф. История античной философии. М: Мысль, 1989. — 205 с.
  53. Лосев1 А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: ACT, 2000.-621с.
  54. О.М. Генеалогия воспитания: Философско-педагогическая антропология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 264с.
  55. Ломако, O. Mt Генеалогия воспитания: философско-антропологический анализ: дис.. д-ра филос наук / О. М. Ломако. СПб., 2004. — 323 с.
  56. А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969
  57. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. -М.: Лабиринт, 1994. 92 с.
  58. . В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001. 568 с.
  59. С.Ф. Факт науки и его детерминация: (Философско-методологический аспект). Саратов, 1983.
  60. Марру, А.-И. История воспитания в античности (Греция): пер. с фр. / А.-И. Марру. — М.: Греко-латинский кабинет, 1998. — 425 с.
  61. Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид. -М., 1988.-429 с.
  62. Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
  63. П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета. Пер. с нем. М. М. Рубинштейна. СПб., 1912. — 189 с.
  64. П. Философия как основа педагогики // Пауль Наторп. Избранные работы. М., 2006 384 с.
  65. В. С. Сократ. -М., 1984. 190 с.
  66. Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — 573 с.
  67. Методологические проблемы сравнительной педагогики. / Отв. Ред. З. А. Малькова и Б. Л. Вульфсон. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. — 92 с.
  68. Ф. Веселая наука // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.-573 с.
  69. Ф. О будущем наших образовательных учреждений // Философская проза. Минск, 2000.
  70. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная Революция, 2005.
  71. Ф. Так говорил Заратустра // Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990.
  72. О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. — Л., 1990.
  73. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  74. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная Революция, 2005. — 880 с.
  75. А. П. Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. Пб.: РХГИ, 2004. — 520 с.
  76. . А.П. Философия науки эпохи просвещения. М.: ИФ РАН, 1993.-213 с.
  77. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные коплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  78. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. 917с.
  79. О’Нил О. Автономия: зависимость и независимость // Мораль и рациональность. М., 1995.
  80. Ф. Немецкие университеты и их историческое развитие. М.: магазин «Книжное дело" — 1898. 131 с.
  81. Ф. Образование. М.: 1900. 96 с.
  82. Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М.: т-во И. Д. Сытина, 1908. 333 с.
  83. И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода // Педагогическое наследие. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Пестелоцци И. Г. / М., 1989.
  84. И.Г. Лебединая песня // Педагогическое наследие. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. / М., 1989.
  85. Песталоцци И. Г Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода // Педагогическое наследие. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. / М., 1989.
  86. Платон. Пир \ Платон. Соч. в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528с.
  87. Платон. Софист \ Платон. Соч. в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528с.
  88. Платон. Федр \ Платон. Соч. в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528с.
  89. Платон. Протагор // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1968.
  90. Платон. Апология Сократа//Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1968.
  91. Платон. Гиппий Больший // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1968.
  92. Платон. Горгий // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1968.
  93. Платон. Менон //Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1968.
  94. Платон. Федр // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: 1970.
  95. Платон. Софист // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 2. М.: 1970.
  96. Платон. Теэтет // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 2. М.: 1970.
  97. Платон. Государство // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: 1971.
  98. Платон. Законы // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 3. Ч. 2. М.: 1972.
  99. Платон. Послезаконие // Платон. Соч.: в 3 т. Т. 3. Ч. 2 М.: 1972
  100. Н. И. Категория цели: проблемы исследования М.: Изд-во «Мусль», 1980. 128с.
  101. Г. Научно-политические и философские опыты. Т. 3. Умственное, нравственное и физическое воспитание. СПб., 1866.
  102. Л.И. Трансцендентальная философия: современный проект. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2002. — 292 с.
  103. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.
  104. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977
  105. М. Самоутверждение немецкого университета. // Хайдеггер М. Исток художественного творения. М., 2008. — 528 с.
  106. М. Ницше и пустота. М.: Алгоритм- Эксмо, 2006. 304с.
  107. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447с.
  108. Хайдеггер М. Что значит мыслить
  109. В.Б. Антропология жизненного пространства. \ Жизненное пространство человека. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. -136.
  110. В.Б. Повседневность и риски жизненного пути личности // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. № 8. Саратов, 2009. С. 35.
  111. Философский словарь. М.: Республика, 2001. 719с.
  112. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2009. 570 с.
  113. С.А. Телеология свободы // Кантовский сборник. -Калининград, 1993.-вып. 17.
  114. А. А. Категория цели в современной науке и её методологическое значение. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. 146с.
  115. Ю. А. История античного платонизма в институциальном аспекте. М.: Греко-лат. КА. 2000. 439 с.
  116. Щитцова T.B. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной феноменологии). Вильнюс, 2006.
  117. Т. В. Испытание и воспитание «субъекта» события у Бахтина//Топос 2000 г. № 2 162 с. (с. 79)
  118. Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. М.: УчПедГИзд, 1939. — 322 с.
  119. А. И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.-275с.1. На иностранных языках
  120. Bollnow О. F. Existenzphilosophie und Padagogik. Versuch uber unstetige Formen der Erziehung. 2 Aufl. Stuttgart, 1962.
  121. Buber M. Uber das Erziehrische. Bildung und Weltanschauung. Uber Charakterbildung: Reden uber Erziehung //Buber M. Werke. Bd 1. Schriften zur Philosophie. Munchen- Heidelberg, 1962.
  122. Buber M. Reden uber Erziehung. Heidelberg, 1969
  123. Gomperz H. Die Lebensauffassung der griechischen Philosophie und das Ideal der inneren Einheit. Jena- Leipzig, 1904.
  124. Heidegger M. Nietzsches Wort «Gott ist tot» //Heidegger M. Holzwege. Frankfurt a. M., 1950.
  125. Jager W. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Bd. 1. Leipzig, 1936.
  126. Kulimann W. Die Teleologie in der aristoteleschen Biologie. Heidelberg, 1979.
  127. Marshall J.D. The Autonomus Chooser and «Reform» in Education // Studies in Philosophy and Education. 1996. Vol. 15, N ½
  128. Nestle W. Vom Mythos zum Logos. Aalen, 1966.
  129. Nietzsche F. Uber die Zukunft unserer Bildungsanstalten //Nietzsche F. KSA. Bd 1. Berlin- New York, 1988.
  130. Nietzsche F. Homer’s Wettkampf / Funf Vorreden zu funf ungeschriebenen Buchern // Nietzsche F. KSA. Bd 1.
  131. Nietzsche F. Nachgelassene Schriften. 1887−1889 //Nietzsche F. KSA. Bd 13. Berlin- New York, 1988.
Заполнить форму текущей работой