Эволюция категорий русского средневекового правосознания: философско-правовой анализ
Диссертация
Компаративный анализ сущностных спецификаций правосознания Византии, Золотой Орды и Средневековой Руси позволяет говорить о формировании ряда концептов, определяющих особенности понимания природы власти в государстве и обществе, соотношения религии, политики, права и морали. После принятия Русью> политического мировоззрения Византии «идея параллелизма монарха и Бога», исходя из которой, на небе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Философско-правовой анализ правосознания, как необходимой составляющей правовой жизни общества
- 1. Понятие и сущностные характеристики правового сознания
- 2. '. Правовые категории — как один из основных структурных компонентов правосознания
- Глава II. Компаративный анализ сущностных спецификаций правосознания Византии, Золотой Орды и Средневековой Руси
- 1. Правовые категории как первооснова российского и западноевропейского правосознания: компаративный анализ
- 2. Детерминирующее влияние спецификаций правосознания Византии на становление и развитие правосознания Древней Руси
- 3. Эволюция категориального компонента русского средневекового правосознания в процессе инкорпорации русского права в правовую систему Золотой Орды
- Глава III. Трансформация основополагающих категорий русского средневекового правосознания в процессе утверждения правовой системы Русского централизованного государства
- 1. Историко-правовые компоненты «правда» и «вера» как трансляторы средневекового миропонимания
- 2. Становление и развитие категории «государь» как важнейшего правового концепта русского средневекового правосознания
- 3. «Благословить», «пожаловать»: категориальный уровень выражения отношений власти и собственности
Список литературы
- А было ли иго? // Родина. 1997. № 3−4. с.86−92.
- Аксаков К.С. Записка о «внутреннем состоянии России» // Ранние славянофилы. М., 1910.
- Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.- 1998. — с.68−116.
- Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиции и реформа. СПб.- 2001. — с.5−128.
- Алыниц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л.: Наука, 1988. 241 с.
- Байбурова P.M. «Лес» и «Степь» только ли противостояние? // Человек. 1996. № 2. — с.145−161.
- Байбурова P.M. Русская «восточная экзотика». // Человек. 1998. № 4. -с.43−46.
- Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. // Известия ВУЗов. Правоведение. 2000. № 2. с.31−40.
- Байниязов Р.С. Правосознание: Психологические аспекты //Правоведение.- 1998. № З.с.12−16.
- Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты. // Известие ВУЗов. Правоведение. 1998. № 3. с.16−21.
- Бакулов В.Д. Правовое сознание: понятие, специфика, структура и функции. — Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2001. 11 с.
- Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. — 352с.
- Бакулов В.Д., Пащенко И. В. Влияние монгольского права на эволюцию правосознания Руси на рубеже XV-XVI столетий // Философия культуры и история философии. Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 9., Ростов-на-Дону, 2006 г., с 62−65.
- Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. № 5. с. 19−21.
- Белобородов А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и возможности его исследования // Мир психологии. 2003. № 4. -с. 92−104.
- Белый Царь. Метафизика власти в русской мысли (составитель Доброхотов Л.Н.), М.: Прогресс: 2001. — с. 583.
- Беляев Н.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. — с.244−335.
- Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков // /www.vehi.net.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. — 288с.
- Берман Г. Д. Западная традиция права. Эпоха формирования. — М.: Изд-во МГУ, ИНФА-НОРМА, 1998. 623 с.
- Большаков А.А. Легальность и легитимность власти в политической идеологии Древнерусского государства // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2001. № 2. с. 70−90.
- Борисов Н.С. Иван Калита. ЖЗЛ, вып. 1154 (954). «Молодая гвардия», 2005.-с. 123−198.
- Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб. Литер, 2004. с. 18−73.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М., 2000. с. 400−512.
- Верещак А.Н. Философско-правовые аспекты категории «власть» // Философия права, 2001. № 1, с.53−54.
- Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь, Москва. 1997.
- Виппер Р. История средних веков. М.: Балуев, 2002. 318 с.
- Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 640 с.
- Владимирцев Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. с. 224.
- Власов М.В. Право собственности и социальной справедливости в процессе развития российской государственности // История государства и права, 2002. № 4, с. 19−25.
- Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990. -317с.
- Всеобщая история государства и права / Под ред. Проф. К. И. Батыра. М.: Юрист, 1999.-с. 117−217.
- Галперин Г. Б. Форма правления единого Российского государствав русской политической мысли XV—XVI вв.. Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 1971 г., вып. 2. — с.100−115.
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М.:Владос., 2001. — с. 238.
- Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. с. 15−86
- Голубинский Е. Щит или меч? // Родина. 1997. № 3−4. с.77−84.
- Горсей Дж. Записки о России XVI начала XVIII вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.-287 с.
- Горский А.А. Представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси (до середины XVI века). // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. с. 25−34.
- Горский А.А. Этапы исторического развития России в свете сочетания формационного и цивилизационного подходов. // Россия в средние века и Новое время. М.- 1999. — с.333−347.
- Греков Б.Д. Золотая Орда и её падение. М- 1998. — с.50−59, 165−188, 287−313.
- Гумилёв А.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М- 1989. — с.337, 378−394, 432−466.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнич. истории. М.: Экопрос Прогресс, 1992.-с. 100- 165.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры., М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 315с.
- Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. M.-JL, 1955. с. 161 178.
- Древнерусские предания. М.: Советская Россия. 1982. с. 124 — 146.
- Древнерусское единство: парадоксы восприятия // Родина. 2002. № 11. — с. 5−13.
- Дьяконов М. Власть московских государей до конца XVI века. СПб.: Издательство Археографической комиссии, 1889. с. 34 — 158.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.-с. 482−510.
- Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Правоведение. 1992. № 3. с. 54−61
- Егоров B.JI. Русь и её южные соседи в X—XIII вв.. // Отечественная история. 1994. № 6. с.30−36.
- Желтова В.П., Дробницкий О. Г. Философия и правосознание //Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978. с. 157 191.
- Жидков B.C., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. — 640 с.
- Звиглянич В.А., Парнюк М. А. Конечное и бесконечное как категории социально-культурного бытия // Философские науки. 1987. № 6. с. 4956.
- Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль. 1964. 535 с.
- Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М.: Мысль, 1982. 333 с.
- Зимин А. А. Хорошкевич A.JI. России времен Ивана Грозного. М.: Наука., 1982.- 184 с.
- Иванов С.А. Взаимоотношение Руси и Степи в концепции евразийцев и Льва Гумилёва. // Славяне и их соседи. Выпуск 10. М., 2001. — с.21 359)60)61)62)63)64)65)66)67)68)69)70)71)72)
- Иеринг Р. Борьба за право. М.: 1991. — 64 с.
- Ильин И.А. О сущности правосознания //Ильин И. А. Собр. Соч. В Ют. Т.4. -М.: Русская книга, 1994. С.149- 414
- Иоанн Грозный, Петр Великий, А. Д. Маныпиков, Г. А. Потемкин. М.Республика., 1998. с. 7−88.
- Исаев И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI—XX вв.еков. М.: Юрист, 1995. с. 378.
- История государства Российского: Жизнеописания. IX—XVI вв. / Рос. нац. б-ка. -М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. с. 132 — 176. История политических и правовых учений (отв. ред. B.C. Нерсесянц), М., Наука, 1986. с. 220−246.
- История политических и правовых учений: Учеб. Пособие для высш. Учеб заведений / Под ред. Проф. В. И. Власова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-с. 54−78, 92−119.
- Каминская В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974, — с.39−68.
- Каравашкин А.В. Мораль опричников: проблема насилия в эпоху Ивана Грозного // Человек. 1993. № 4. с. 155−167.
- Каравашкин А.В., Юрганов A.JI. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2003. 385 с.
- Касьянова К.О. О русском национальном характере. М.: Институт нац. модели эк-ки, 1994. 367 с.
- Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. 231с. Киселева М. С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. 1998. № 7.-с. 127−147.
- Кистяковский Б.А. В защиту права //Вехи- интеллигенция в Россия: Сб. ст. 1909- 1910.-М.: Мол. Гвардия. 1991.-462 с.
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1994.-368 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. М.: Госполитиздат, 1956. Т-1. 427 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т-2. 468 с.
- Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М.: Мысль, 1985. 279 с.
- Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. 175 с.
- Кожинов В. История России: современный взгляд. -М- 1997. с.387−449.
- Козловский П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. М., 1998.-С.207
- Кологриев И. Очерки по истории русской святости. Siracusa, 1991.-е. 13 -25.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. — с.38−68, 168−217.
- Костомаров Н.О. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях. СПб., 1960. с. 160−172.
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб.: Алетея, 1998. -445 с.
- Криворотов В. Вехи. Взлёты и падения особого пути России. // Знание — сила. 1990. № 8. с.50−57- № 9. — с.28−35.
- Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: исследования по истории СевероВосточной Руси XII и XIV вв. СПб- 1999. — с.232−294.
- Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль. В кн. Очерки русской культуры XVI в., М., 1977 г., с. 110−133.
- Курбский A.M. История о великом князе Московском., СПб., 1913. стб. 103.
- Курбский A.M. Послание к разным лицам, СПб., 1913. стб. 30−40.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387−415.
- Ланда Р. Золотая Орда и Русь. // Азия и Африка сегодня. 1996. № 7. -с.60−66.
- Лаушкин А.В. К вопросу о формировании великокняжеского титула во второй половине XV в. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1995. № 6. -с. 26−36.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Прогресс, 1992. — с. 200.
- Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.- Л., 1945. — с. 50−86.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.-c.5−43.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М. Мысль- 2001. — 559 с.
- Лосский Н.О. Условие абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.-е. 24 145.
- Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001. -с. 386.
- Мешков В. Священный зов. // Москва. 2000. № 9. с.222−240.
- Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.:Росспэн., 1998. — с. 554−572.
- Моисеев Г. Н. Валаамская Беседа. М., 1958. с. 34−176.
- Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания. // Известие ВУЗов. 2000. № 2. с.23−31.
- Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1999. — 652с
- Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние. // Вопросы истории. 2002. № 11.-е. 30−53.
- О титулах царских и государевой печати // www. portal-slovo.ru
- Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. с. 656.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. Т.2. -М- 1998. -с.378−395.
- Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А.Ильина // Государство и право. 1999. № 6. — с. 84−93.
- Ю9)Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М. :Прогресс., 1987. 528 с.
- Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973. с. 19−25.
- Охотина Н.А. Русская церковь и монгольское завоевание (XIII в.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М- 1990. -с.64−69.
- Панченко A.M. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999. 517 с.
- Пащенко И.В. Идеал сакральной власти монарха и его отношений с поданными в правосознании XVI в. // Труды аспирантов и соискателей Ростовского Государственного Университета. T-XI, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского Университета, 2005 г.
- Пащенко И.В. Характер власти: монарха в правосознании XVI в. // Философия и будущее цивилизации (тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса). Т-5, Ml, «Современные тетради», 2005 г.
- Перехавко В.Б. Церковь и внешнеэкономические связи Руси в XI—XIV вв.. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М- 1990. — с.46−62.
- Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8. с. 28.
- Платонов С. Ф. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.:УРАО., 1983. с. 99−224.
- Платонов С.Ф. Под шапкой Мономаха. М.:Прогресс-Традиция., 2001. — с. 21−114.
- Плетнёва С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольское время. // Родина. 1996. № 12. с.28−40.
- Поляков А.В. Правосознание: онтологический и социокультурный ракурсы //Поляков А. В. Общая теория права. — СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. — с. 254−326.
- Пресняков А. На пути к единодержавию. Политический и общественный строй Великороссии в период татарского язычества // Родина. 2003. № 11.-с. 12−17.
- Псковская судная грамота // Российские законы. М.: 1984. с.234−346.
- Публичная лекция, читанная профессором Соловьевым в кредитном обществе // Сочинения в 2 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса. 1989. Т.1. — с. 23 — 45.
- Пушкарев JI.H. Богоизбранность монарха в менталитете русских придворных деятелей рубежа нового времени. // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. с.35−65.
- Радзинский Э. Кровь и призрак русской смуты. М.: Вагриус, 2000. 367 с.
- Развитие русского права в XV первой половине XVIII вв. М.: Наука, 1986.-287 с.
- Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X первой половине XIII в. М., 1977.-с. 115−234.
- Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси. М.:ВЮЗИ, 1984. 80 с.
- Симеоновская летопись. // Полное собрание русских летописей. Спб., 1913.-T.18.-c. 34−98.
- Скрынников Р.Г. Опричный террор. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1969.— 341 с.
- Слово о законе и благодати митрополита Илариона // http://old-russian.chat.ru
- Слово Софрония Рязанца Задонщина. // Повести о Куликовой битве. М. 1959.-с. 5−23.
- Собственность в России. Средневековье и раннее Новое время. М.: Наука, 2001.-214 с.
- Соловьев B.C. Духовные основы жизни. СПб., 1995. — с. 32−96.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. / Сочинения в 2-х т. М.: Правда, 1989. Т. 1. — 687 с.
- Соловьев К.А. Формирование Московского государства и эволюция форм легитимации государственной власти. XIV первая половина XV века, //http://histoiy.machaon.ru.
- Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде Законов. -СПб., 1833.
- Сухарев Ю.В. Киевская Русь и кочевники. // Военно-исторический журнал. 1994. № 3. с.28−36.
- Тайнби А.Дж. Византийское наследие России. // Алма матер. 1996. № 2. с.32−36.
- Тараторкин Д. Русское правосознание. // Советник Президента. 2002. № 1. с.30−32.
- Творогов О. В. Древняя Русь: События и люди. СПб: Наука, 1994. — с. 34−53
- Теляшов Р.Х. Золотая Орда с высот Казанского кремля. // Нева. 2000. № 11. с.173−178.
- Теория государства и права (под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько) -М- 2001.-с.611−622.
- Теория права и государства (под ред. В.В.Лазарева). М- 2001 г., -с.261−267.
- Тихомиров JI.A. Монархическая государственность // www. russia-talk.com
- Тихомиров М. Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 г. М.: Изд-во Московского ун-та, 1961.-441 с.
- Тихомиров М.Н.. Древняя Москва XII XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV — XV вв. М.: Московский рабочий, 1992. -с.185−195, 208−209.
- Тихомиров М.Н. Исторические связи России с славянскими странами и Византией. М- 1969 г., — с. 15−47.
- Тойнби А.Дж. Византийское наследие России. // Алма Матер. 1996 г. № 2. -с. 34−36.
- Трепалов В.В. Россия и кочевые степи: проблема восточных заимствований в российской государственности. // Восток: Афроазиатские общества. 1994. № 2. с.46−60.
- Трубецкой Н.О. О туранском элементе в русской культуре // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. T.l. М., 1994. с.69−73.
- Тузмухамедов Р. А. Некоторые международные и международно-правовые аспекты создания, существования и падения Золотой Орды // Московский журнал международного права, 1995. № 1. с. 116−124.
- Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры., 2000. с. 144.
- Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.: Школа «Языки русской культуры»., 1998. — с. 680.
- Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973. 180 с.
- Флетчер Д.О. О государстве Русском, или Образ правления русского царя (обыкновенно называемого царем Московским) с описанием нравови обычаев жителей этой страны // О государстве русском. СПб., 1906. — с.52−64.
- Флоря Б.Н. Орда и государства Восточной Европы в середине XV в. // Славяне и их соседи. Выпуск 10. -М- 2001. с. 172−192.
- Хаара-Даван Э. Русь монгольская. Чингис-Хан и монголосфера. М.:АГРАФ., 2002.-с. 320.
- Хорошкевич A.JI. Русское государство в системе международных отношений конца XV начала XVI вв. М.: Наука, 1980. — с. 293.
- Хорошкевич A.JI. Символы русской государственности. М., 1993. — с. 20−53.
- Царьков И.И. О правовых принципах в средневековой юриспруденции // Известия ВУЗов. Правоведение, 2003. № 2. с. 197−207.
- Чернышев И. Неизвестная Орда. // Ориентир. 1997. № 12, с.68−71.
- Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. -М.: Наука- 1990, — 173 с.
- Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. № 4. с. 87.
- Шмидт С. Становление Российского самодержавия. М.: Мысль, 1973. — 359 с.
- Щапов Я.Н. Достоинство и титул царя на Руси до XVI века. // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. с. 7−24.
- Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. 2005. № 7. с. 84−90.
- Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. -№ 2. — с.165−181.
- Юрганов А.А. Категории русской средневековой культуры. М- 1998 г. — 448 с.
- Юрганов A.JI. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры //Вопросы истории 1996. № 2. с. 15−27.
- Юрганов А. Л. О дате написания завещания Ивана Грозного //Отечественная история. 1993. № 6. — с. 125−141.
- Юрганов А.Л. У истоков деспотизма. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX XX вв., М. 1991. — с. 34−46.
- Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России //Отечественная история. 1996. № 3. с.93−114.
- Янов А. Россия: у истоков трагедии 1462−1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-с. 559.
- Ячменев Ю.В. Этико-политические ценности русского средневековья // Известия ВУЗов. Правоведение. № 3, 2001 г., с. 207−219.